Иевусеи

Иевусеи из ( / ˈ dʒ ɛ b j ə ˌ s aɪ t s / ; иврит : יְבוּסִי , латинизированный : Yəḇūsī ) были, согласно книгам Иисуса Навина и Самуила еврейской Библии , ханаанейским племенем, населявшим Иерусалим , под названием Иевус (Иевусеи ). Иврит : יְבוּס , латинизированный : Yəḇus , букв. «потоптанное место») до завоевания, начатого Иисусом Навином ( Иисус Навин 11:3 , Иисус Навин 12:10 ) и завершенного царем Давидом ( 2 Царств 5:6–10 ), хотя большинство Большинство ученых согласны с тем, что Книга Иисуса Навина не имеет особой исторической ценности для раннего Израиля и, скорее всего, отражает гораздо более поздний период. [ 1 ] В 1 Паралипоменон 11:4 говорится, что до этого события Иерусалим был известен как Иевус. Отождествление Иевуса с Иерусалимом иногда оспаривается учеными. [ 2 ] Согласно некоторым библейским хронологиям , город был завоеван царем Давидом в 1003 году до нашей эры. [ 3 ]
Идентификация Иевуса
[ редактировать ]Отождествление Иевуса с Иерусалимом [ 4 ] оспаривается, главным образом, Нильсом Петером Лемхе . В подтверждение его версии, каждое небиблейское упоминание об Иерусалиме, найденное на древнем Ближнем Востоке, относится к городу как к «Иерусалиму». Примером этих записей являются письма Амарны , некоторые из которых были написаны вождем Иерусалима Абди-Хебой и называют Иерусалим либо Урусалимом ( URU ú-ru-sa-lim ), либо Урушалимом ( URU ú-ru-ša 10 -lim ) (1330-е годы до н. э.). [ 5 ] Также в письмах Амарны он называется Бет-Шалем, дом Шалема. [ 6 ]
Шумеро-аккадское название Иерусалима, первый салим . [ 7 ] по-разному этимологизируется и означает «основание [или: посредством] бога Шалима »: от еврейского/семитского yry, «основать, заложить краеугольный камень», и Шалима, ханаанского бога заходящего солнца и преисподней, как а также здоровья и совершенства. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Лемче утверждает:
нет никаких свидетельств существования Иевуса и иевусеев За пределами Ветхого Завета . Некоторые ученые считают, что Иевус — это другое место, чем Иерусалим; другие учёные предпочитают видеть в имени Иевуса некое псевдоэтническое имя. [ 12 ]
Теофил Г. Пинчес отметил ссылку на «Ябусу», которую он интерпретировал как старую форму Иевуса, на контрактной табличке, датируемой 2200 годом до нашей эры. [ 13 ]
Этническое происхождение
[ редактировать ]Еврейская Библия используются содержит единственный сохранившийся древний текст, в котором термин иевусеи для описания доизраильских жителей Иерусалима; согласно « Поколениям Ноя» ( Бытие 10 ), иевусеи идентифицируются как хананеи, занимающие третье место среди ханаанских групп между библейскими хеттеями и амореями .
До проведения современных археологических исследований большинство ученых-библеистов придерживались мнения, что иевусеи были идентичны хеттам, что и по сей день остается верным, хотя и в меньшей степени. [ 14 ] Однако все более популярная точка зрения, впервые выдвинутая Эдвардом Липинским , профессором восточных и славистических исследований в Левенском университете , заключается в том, что иевусеи, скорее всего, были аморейским племенем; Липинский отождествил их с группой, названной Ябусиум в клинописном письме, найденном в архиве Мари, Сирия . [ 15 ] Липинский также предположил, что более одного клана или племени носили схожие имена и, таким образом, иевусеи и ябусиум могли быть совершенно отдельными народами. [ 16 ]
В письмах Амарны упоминается, что тогдашнего царя Иерусалима звали Абди-Хеба , что является теофорным именем, отсылающим к хурритской богине по имени Чепат . Это означает, что иевусеи либо сами были хурритами, либо находились под сильным влиянием хурритской культуры, либо находились под властью марианну (элиты класса воинов). [ 17 ] Более того, последний иевусейский царь, Орна , упомянутый в 1 Паралипоменон 21:15 , носил имя, которое обычно понимается как основанное на хурритском почетном эвире . [ 18 ]
Ричард Хесс [ 19 ] (1997:34–6) показывает четыре хурритских имени в библейском повествовании о завоеваниях: Пирам, царь Иармута, и Хохам, царь Хеврона ( Иисус Навин 10:3 ), а также Шешай и Талмай, сыновья Анака ( Иисус Навин 15:14 ) с Имена хурритского происхождения.
Зев Фарбер считает, что иевусеи были непризнанными израильтянами. По мнению Фарбера, это объясняет, почему иудеи были уверены в том, что доставят труп Адони-Безека , иностранного вражеского царя, Иевусу в Судей 1:7. Похожий инцидент произошел в 1 Царств 17:54, когда Давид доставил голову Голиафа Иевусу, что произошло до завоевания города. иевусеи изображались в более позитивном свете, чем жители Гивы Кроме того, в повествовании о наложницах левита . Фарбер считает, что это была пропаганда против Саула: Гива была городом Саула, а Иевус — городом Давида. [ 20 ]
Библейское повествование
[ редактировать ]Еврейская Библия описывает иевусеев, живущих в горах рядом с Иерусалимом в Числах 13:29 и Иисусе Навине 11 :3. В повествовании о горящем кусте в Исходе 3:18 «хорошая и большая земля, текущая молоком и медом», обещанная Моисею в качестве будущего дома угнетенных евреев, включала землю иевусеев. [ 21 ] Согласно Иисусу Навину 10 , Адониседек возглавил союз иевусеев и племен из соседних городов Иармут , Лахис , Еглон и Хеврон против Иисуса Навина, но потерпел сокрушительное поражение и был убит.
Однако в книге Иисуса Навина 15:63 говорится , что иудеи не смогли вытеснить иевусеев, живших в Иерусалиме («иевусеи до сего дня живут там с народом Иуды»). Книга Судей 1:21 изображает иевусеев, продолжающих жить в Иерусалиме, на территории, ранее занятой коленом Вениамина .
Согласно Второй книге Царств, иевусеи все еще контролировали Иерусалим во времена царя Давида , но Давид хотел взять город под свой контроль. Понятно, что иевусеи оспорили его попытку сделать это, и, поскольку Иевус был самой сильной крепостью в Ханаане, они злорадствовали, что даже слепые и хромые могли выдержать осаду Давида. [ 22 ] Согласно версии истории в Масоретском тексте , Давиду удалось завоевать город путем внезапной атаки под предводительством Иоава через туннели водоснабжения (в Иерусалиме нет естественных источников воды, кроме источника Гихон ). С момента своего открытия в 19 веке Вал Уоррена , часть системы, соединяющей источник с городом, приводился в качестве доказательства правдоподобности такого направления атаки. [ 23 ] В 1 Паралипоменон 11 :5 упоминается преимущество быстрой атаки, но не упоминается использование водных валов, и, по мнению многих текстологов, [ ВОЗ? ] утверждение Масоретского текста могло быть просто ошибкой переписчика; Версия отрывка из Септуагинты гласит, что израильтянам пришлось атаковать иевусеев своими кинжалами, а не через водный вал .
В «Книгах Царств» говорится, что, как только Иерусалим стал израильским городом, Соломон заставил выживших иевусеев стать крепостными ; [ 24 ]
Неизвестно, что в конечном итоге стало с этими иевусеями . Согласно «гипотезе иевусеев», [ 25 ] однако иевусеи продолжали оставаться жителями Иерусалима и составляли важную фракцию в Иудейском царстве , включая таких известных людей, как Садок священник Нафан , пророк и Вирсавия , царица и мать следующего монарха, Соломона. Согласно этой гипотезе, после позора конкурирующей фракции жрецов Элиды в борьбе за престол Давида, [ 26 ] Семья Садока стала единственным уполномоченным иерусалимским духовенством, так что семья иевусеев монополизировала иерусалимское духовенство на протяжении многих столетий, прежде чем оно настолько ослабло, что стало неотличимым от других иудеев или иудеев .
В Первой книге Паралипоменон говорится, что жители Иевуса запретили царю Давиду приезжать в Иерусалим вскоре после того, как он стал царем. Иоав пошел первым, взял город и стал вождем и капитаном вооруженных сил Давида. [ 27 ]
Иевусеянин упоминается также в Деяниях Варнавы как сопровождавший его мученическую кончину. «И связав его, чтобы отвести к правителю, и благочестивый иевусеянин, родственник Нерона, придя на Кипр, иудеи, узнав об этом, взяли Варнаву ночью и связали его веревкой за шею; и, притащив его из синагоги на ипподром, и выйдя за город, окружив его, сожгли его огнем, так что и кости его превратились в прах. И тотчас же в ту ночь, взяв прах его, бросили его в ткань; и, закрепив его свинцом, намеревались бросить в море. Но я нашел в ночи возможность и смог вместе с Тимоном и Родоном осуществить ее. мы пришли в одно место и, найдя пещеру, разместили ее там, где прежде жил народ Иевусеев. И, найдя в нем тайное место, мы спрятали его вместе с документами, которые он получил от Матфея. И это был четвертый час ночи второй недели». [ 28 ]
Лица, упомянутые в Библии
[ редактировать ]Арауна
[ редактировать ]Другой иевусеянин, Арона (называемый Орнаном в Книгах Паралипоменон ), описывается в Книгах Самуила как продавший свое гумно царю Давиду, на котором Давид затем построил жертвенник, подразумевая, что жертвенник стал ядром Храм Соломона . Орна означает «господин» на хеттском языке , и поэтому большинство ученых, поскольку они считают иевусеев хеттеянами, утверждают, что Орна мог быть еще одним царем Иерусалима; [ 29 ] некоторые ученые также полагают, что Адония на самом деле является замаскированной ссылкой на Арауну, поскольку ר ( r ) было искажено до ד ( d ) . [ 30 ] [ нужен лучший источник ] Аргумент исходил от Чейна, который до того, как узнал хеттский язык, предлагал обратное. Само повествование некоторые ученые считают этиологическим сомнительным и . [ 22 ]
В другом Библии месте [ 31 ] иевусеи описаны таким образом, что можно предположить, что они поклонялись тому же Богу ( Эль-Элион — Ēl 'Элион), что и израильтяне (см., напр., Мелхиседек). Дополнительную поддержку этой теории дает тот факт, что другие иевусеи, проживавшие в доизраильском Иерусалиме, носили имена, взывающие к принципу или богу Седеку (Цедеку) (см., например, Мелхиседек и Адониседек). Согласно этой теории, происхождение Аарона, приписываемое Садоку, является более поздней, анахроничной интерполяцией. [ 32 ]
Классические раввинские взгляды
[ редактировать ]Согласно классической раввинской литературе , иевусеи получили свое название от города Иевуса, древнего Иерусалима , который они населяли. [ 14 ] Эти раввинские источники также утверждали, что как часть цены покупки Авраамом Пещеры Патриархов (Пещеры Махпелы), которая находилась на территории иевусеев, иевусеи заставили Авраама дать им завет , согласно которому его потомки не возьмут на себя контроль. Иевуса против воли иевусеев, и тогда иевусеи выгравировали завет на бронзе ; [ 14 ] источники утверждают, что именно наличие бронзовых статуй стало причиной того, что израильтяне не смогли завоевать город во время кампании Иисуса Навина. [ 14 ]
Раввины . классической эпохи далее заявляют, что царю Давиду не разрешили войти в город Иевус по той же причине, и поэтому он пообещал награду капитана тому, кто уничтожит бронзу - Иоав выполнил задание и таким образом получил приз . [ 14 ] Завет отвергается раввинами как утративший силу из-за войны, которую иевусеи вели против Иисуса Навина, но, тем не менее, Давид (по мнению раввинов) выплатил иевусеям полную стоимость города, собрав деньги со всех израильских колен. так что город стал их общей собственностью . [ 14 ]
Ссылаясь на 2 Царств 5:6, где говорится о слепых и хромых, Раши цитирует мидраш , в котором утверждается, что у иевусеев в городе были две статуи, в устах которых были произнесены слова завета между Авраамом и иевусеи; одна фигура, изображавшая слепого, изображала Исаака , а другая, изображавшая хромого, изображала Иакова . [ 14 ]
Современное использование
[ редактировать ]Политики Ясир Арафат [ 33 ] и Фейсал Хусейни , [ 34 ] среди прочих, утверждали, что палестинские арабы произошли от иевусеев, пытаясь доказать, что палестинцы имеют исторические претензии на Иерусалим, которые предшествуют еврейским.
Профессор Эрик Х. Клайн с факультета антропологии Университета Джорджа Вашингтона и содиректор Университета Хайфы (Израиль) утверждает, что среди историков и археологов существует общее мнение, что современные палестинцы «более тесно связаны с арабами Саудовской Аравии, Йемена. , Иордании и других странах», чем иевусеям, и что у них нет с ними какой-либо существенной связи. [ 35 ] Покойный Университета Джона Хопкинса профессор Уильям Ф. Олбрайт поставил под сомнение «удивительную живучесть» «мифа о неизменном Востоке» и отверг любые утверждения о преемственности между «народными верованиями и обычаями современных крестьян и кочевников» и «доарабскими раз». [ 36 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Киллебрю 2005 , с. 152: «Почти все без исключения ученые согласны с тем, что рассказ Иисуса Навина не имеет особой исторической ценности по сравнению с ранним Израилем и, скорее всего, отражает гораздо более поздние исторические времена. 15 "
- ^ Лемче 2010 .
- ^ Ганн 2003 , с. 262.
- ^ ( Иисус Навин 15:8. Архивировано 4 марта 2016 г. в Wayback Machine , 18:28. Архивировано 6 ноября 2016 г. в Wayback Machine ; Судьи 19:10 )
- ^ Урусалим, например, в EA 289:014, Урушалим , например, в EA 287 :025. Транскрипция онлайн на « Письма Эль-Амарны из Ханаана » . Тау.ac.il . Проверено 11 сентября 2010 г. ; перевод Кнудцона, 1915 г. (английский язык на языке Перси Стюарта Пича Хэндкока, Отрывки из писем Телль-эль-Амарны (1920).
- ^ См., например, Библейский словарь Холмана , op. цит. выше.
- ↑ См. Виктор П. Гамильтон , Книга Бытия, главы 1–17 , с. 410 (1990). Гамильтон также утверждает, что шумерское уру — это y и ру , что означает «город».
- ^ Меир Бен-Дов, Исторический атлас Иерусалима, Международная издательская группа Continuum, 2002, стр. 23.
- ^ Бинц, Стивен Дж. (2005). Иерусалим, Священный город . Коннектикут, США.: Двадцать третьи публикации. п. 2 . ISBN 9781585953653 . Проверено 17 декабря 2011 г.
Иерусалим, Священный город Стивен Дж. Бинц.
- ^ см . В Библейском словаре Anchor . Подробное обсуждение с цитатами «ШАЛЕМ (БОЖЕСТВО) – Ведущий библейский словарь» . Архивировано из оригинала 21 февраля 2014 г. Проверено 11 февраля 2014 г.
- ^ См . Библейский словарь Холмана , http://www.studylight.org/dic/hbd/print.cgi?n=3384. Архивировано 23 февраля 2014 г. в Wayback Machine ; National Geographic, http://education.nationalgeographic.com/media/file/Jerusalem_ED_Sheets.FasFacts.pdf. Архивировано 21 февраля 2014 г. в Wayback Machine («Что касается значения названия, можно предположить, что оно представляет собой составное из западносемитских элементов «yrw» и «s[h]lm», которые, вероятно, следует интерпретировать как «Основание (бога) Шалема». Шалем известен в угаритском мифологическом тексте как бог сумерек.).
- ^ Лемче 2010 , стр. 161.
- ↑ Пинчес . Архивировано 19 ноября 2015 г. в Wayback Machine , Теофил Г., Ветхий Завет: В свете исторических записей и легенд Ассирии и Вавилонии (Лондон: SPCK, 1908), стр. 324.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Иевусеи» . Еврейская энциклопедия .
- ^ Липински 2004 , с. 502.
- ^ Обзор библейской археологии 32:02, март – апрель 2006 г., Кто были иевусеи? . «Эта буква относится к аморейской этнической группе, известной как ябусиум . Это, по словам Липински, подразумевает существование племени или клана ябуси, или иевусеев. (Семитская буква Y превращается в J в германских языках, таких как английский. ) Однако клан иевусеев в марийском письме может не совпадать с кланом иевусеев, живших в додавидовском Иерусалиме, одно и то же имя могло иметь более одного клана или племени, предупреждает Липински».
- ^ Кошак, Сильвин (2007). Tabularia Hethaeorum (на немецком языке). Издательство Отто Харрасовица. ISBN 978-3-447-05530-7 .
- ^ Джонс, Гвилим Генри (1 января 1990 г.). Рассказы Натана . А&С Черный. ISBN 978-1-85075-225-7 .
- ^ Ричард С. Хесс, «Переход на личности: чему нас учат имена в Библии», Bible Review 13/6 (декабрь 1997 г.) 30, 34–36.
- ^ Фарбер, Зев (1 июня 2016 г.). «Завоевание Иерусалима израильтянами в Библии: когда и кто?» . TheTorah.com . Архивировано из оригинала 27 января 2024 года.
- ^ Исход 3:8
- ^ Jump up to: а б Комментарий Пика к Библии
- ^ Райх и Шукрон 1999 .
- ^ 3 Царств 9: 20–21.
- ^ См.:
- Садок и Нехуштан Роули, 1939 , стр. 113–41
- Мелхиседек и Садок Роули 1950 , стр. 461–72
- Роули, 1939 , стр. 113–41.
- Мелхиседек и Садок Роули 1950 , стр. 461–72
- История израильской религии в ветхозаветный период Альбертц 1994 г.
- Рассказы Натана, Джонс, 2009 г. , стр. 20–25, 40–42, 131–35.
- См. также Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля, Крест, 1997 г.
- ^ 1 Королей i. 7, 19, 25; ii. 22, 26.
- ^ 1 Паралипоменон 11: 3–8.
- ^ «Деяния Варнавы» . www.gnosis.org . Проверено 17 сентября 2023 г.
- ^ Рендсбург 2001 .
- ^ Предыдущие еврейские буквы написаны арамейским квадратным шрифтом, который получил широкое распространение во времена изгнания и после него. Ранние палео-еврейские буквы «d» и «r» легко и часто путают. Буква «d» похожа на греческую дельту, причем правая сторона треугольника часто выступает несколько ниже основания. Буква «r» похожа на греческую дельту, в которой правая сторона треугольника значительно вытянута ниже основания. Сравните их в таблице, представленной в разделе «Буквы» статьи Палео-еврейский алфавит . Версии, представленные в книге «Иврит для христиан», заархивированной 6 января 2015 г. на Wayback Machine, еще более схожи. См. также таблицу с более чем десятью последовательными версиями письма, начиная примерно с 1000 г. до н.э. до второго века до н.э., в статье Еврейской виртуальной библиотеки «Иврит: история Алеф-Бет», заархивировано 3 марта 2016 г. на Wayback Machine Fig. . 10. Архивировано 3 марта 2016 г. в Wayback Machine . Во многие периоды буквы практически неразличимы.
- ^ Бытие 14:18–19 и 14:22 .
- ^ Юлиус Веллхаузен первым поддержал теорию о том, что Эль Элион был древним богом Салема (т. е. Иерусалима), который после аннексии Иерусалима Давидом около 1000 года был приравнен к Яхве , и что садокитские священники Иерусалима происходили или утверждали, что произошли от Мелхиседек.
- ↑ Стефан Ловгрен, «Иерусалимская борьба отражает древнюю историю». Архивировано 15 сентября 2008 г. в Wayback Machine , National Geographic News, 29 октября 2004 г.
- ↑ Джеффри Голдберг , Проблема Израиля 2000 года. Архивировано 15 декабря 2017 г. в Wayback Machine , The New York Times , 10 марта 1999 г.
- ^ Эрик Х. Клайн, Осажденный Иерусалим: от древнего Ханаана до современного Израиля (Университет штата Мичиган, 2004), стр. 33–35, ISBN 0-472-11313-5 .
- ^ Уильям Ф. Олбрайт, История, археология и христианский гуманизм (Нью-Йорк: McGraw-Hill, 1964), стр. 157, 168.
Источники
[ редактировать ]- Кросс, Фрэнк Мур (1997). Ханаанский миф и еврейский эпос: Очерки истории религии Израиля . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . ISBN 0-674-09176-0 .
- Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия . Пробный камень . ISBN 978-0684869131 .
- Ганн, Дэвид М. (2003). «Следующий год в Иерусалиме». В Томасе Л. Томпсоне (ред.). Иерусалим в древней истории и традиции . Международная издательская группа «Континуум» . ISBN 9780826466648 .
- Джонс, Гвилим Х. (2009). Рассказы Натана . Библиотека изучения еврейской Библии/Ветхого Завета (книга 80). Блумсбери Т&Т Кларк. ISBN 978-0567108708 .
- Кантор, Мэттис (1992). Еврейская энциклопедия временной шкалы: годовая история от сотворения мира до наших дней . Лэнхэм, Мэриленд : Джейсон Аронсон . ISBN 978-0876682296 .
- Киллебрю, Энн Э. (октябрь 2005 г.), Библейские народы и этническая принадлежность: археологическое исследование египтян, хананеев и раннего Израиля , с. 130, ISBN 9781589830974 , заархивировано из оригинала 26 июля 2020 г. , получено 1 мая 2017 г.
- Лемче, Нис Питер (2010). От А до Я Древнего Израиля . Пугало Пресс. ISBN 978-0810875654 .
- Липински, Эдвард (2004). Маршруты Финикии . Studia Phenicia 18 (Orientalia Louvaniensia Analecta, книга 127). Питерс. ISBN 978-9042913448 .
- Альбертц, Райнер (1994). История израильской религии в ветхозаветный период . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0664227197 .
- Райх, Ронни ; Шукрон, Эли (1999). «Свет в конце туннеля: разрушенная теория Уоррена о завоеваниях Давида» . Обзор библейской археологии . 25 (1). Общество библейской археологии .
- Рендсбург, Гэри А. (2001). «Чтение Давида в Бытии» . Обзор библейской археологии . 17 (1). Общество библейской археологии .
- Роули, Х.Х. (1939). «Садок и Нехуштан». Журнал библейской литературы . 58 (2). Общество библейской литературы : 113–141. дои : 10.2307/3259856 . JSTOR 3259856 .
- Роули, HH (1950). «Мелхиседек и Садок». Festschrift Альфреда Бертоле к 80-летию со дня рождения: посвящение коллег и друзей / под ред. Вальтер Баумгартнер, Отто Эйссфельдт, Карл Эллигер, Леонард Рост . Тюбинген : JCB Mohr (Пауль Зибек).
- Томпсон, Томас Л. (2003). Иерусалим в древней истории и традиции . Авторы: Томас М. Болин, Филип Р. Дэвис , Лестер Л. Граббе , Дэвид М. Ганн , Ингрид Хьельм, Сальма Джайюси , Нильс Петер Лемче , Сара Манделл, Майкл Прайор , Маргрит Штайнер, Джон Стрэндж и Кейт Уайтлам. Международная издательская группа «Континуум» . ISBN 9780826466648 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Иевусеи». Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.