Jump to content

Раскопанная Библия

Раскопанная Библия
Суперобложка для «Раскопанной Библии»
Автор Исраэль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман
Язык Английский
Предмет Археология , Библеистика
Издатель Свободная пресса
Дата публикации
2001
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать ( в твердом переплете )
Страницы 385 стр.
ISBN 978-0-684-86912-4
ОКЛК 44509358
221.9/5 21
Класс ЛК БС621 .F56 2001 г.
Веб-сайт Сайт Саймона и Шустера

«Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов» , книга Исраэля Финкельштейна , профессора археологии Тель-Авивского университета , и Нила Ашера Зильбермана , археолога, историка и редактора журнала «Археология», опубликованная в январе 2001 г., издательство Simon & Schuster с использованием выходных данных Free Press. [ 1 ] [ 2 ] и переиздано в июне 2002 года с использованием издательства Touchstone, [ 3 ] [ 2 ] обсуждает археологию Израиля и ее связь с происхождением и содержанием еврейской Библии .

Финкельштейн и Зильберман утверждают, что составление Библии началось в железном веке , спустя столетия после событий мифов об основании Израиля — патриархов и исхода из Египта. Они утверждают, что многочисленные библейские отрывки противоречат археологическим записям Земли Израиля бронзового и железного веков, и что текст отражает предвзятость авторства в сторону Иудейского царства в ущерб Израильскому царству . Они также отвергают историческую правдоподобность процветающего объединенного царства Израиля и Иудеи, которым правили Давид и Соломон из Иерусалима в 10 веке до нашей эры, вместо этого постулируя это повествование как идеологическую конструкцию, продвигаемую поздними иудейскими царями, такими как Езекия и Иосия . Книга получила как похвалу, так и критику со стороны библеистов за реконструкцию истории древнего Израиля.

Методология

[ редактировать ]

Используемая авторами методология представляет собой историческую критику с упором на археологию. В статье на веб-сайте «Библия и толкование» в марте 2001 года авторы описывают свой подход как подход, «в котором Библия является одним из наиболее важных артефактов и культурных достижений, [но] не бесспорной повествовательной структурой, в которую помещается каждая археологическая находка». должен быть в форме». Их основное утверждение состоит в том, что: [ 4 ]

... археологический анализ повествований о патриархате , завоеваниях , судьях и Объединенной монархии [показывает], что, хотя ни для одного из них нет убедительных археологических доказательств, существуют четкие археологические свидетельства, которые относят сами истории к концу 7-го века. Контекст до нашей эры.

На основании этих доказательств они предлагают

... археологическая реконструкция различных историй царств Израиля и Иуды , подчеркивающая в значительной степени забытую историю династии Омридов и пытающаяся показать, как влияние ассирийского империализма в регионе привело в движение цепь событий, которые в конечном итоге сделать более бедное, более отдаленное и более религиозно консервативное Иудейское царство запоздалым центром культовых и национальных надежд всего Израиля.

Как отметил рецензент на Salon.com. [ 5 ] подход и выводы « Раскопанной Библии» не являются особенно новыми. Зеев Херцог , профессор археологии Тель-Авивского университета , написал статью для газеты «Гаарец» в 1999 году, в которой он пришел к аналогичным выводам, следуя той же методологии; Херцог также отметил, что некоторые из этих находок принимались большинством библеистов и археологов на протяжении многих лет и даже десятилетий, хотя они лишь недавно начали влиять на осведомленность широкой общественности. [ 5 ]

Содержание

[ редактировать ]

Ранняя библейская археология проводилась с презумпцией того, что Библия должна быть правдивой, находки рассматривались только как иллюстрации к библейскому повествованию и интерпретировали доказательства в соответствии с Библией. Некоторые археологи, такие как Эйлат Мазар, продолжают придерживаться подхода «Библия и лопата» или, как журнал «Библия и лопата» , пытаются рассматривать археологию как инструмент доказательства точности Библии. [ нужна ссылка ] но с 1970-х годов большинство археологов, таких как Кеннет Китчен , [ 6 ] [ оригинальное исследование? ] вместо этого начали интерпретировать свидетельства только в свете других археологических раскопок, рассматривая Библию как артефакт, подлежащий изучению, а не как неоспоримую истину. [ 7 ] Такой подход привел к результатам как в пользу, так и против историчности Ветхого Завета. [ 6 ] [ 8 ]

Предки и анахронизмы

[ редактировать ]
Египет в 15 веке до нашей эры, время Исхода и завоевания Ханаана, как описано в Книге Иисуса Навина в соответствии с библейской хронологией. Как показано на карте, в то время Ханаан был оккупирован Египтом – факт, который Библия не отражает.

Книга «Раскопанная Библия» начинается с рассмотрения того, что она называет «преамбулой» Библии – Книги Бытия – и ее связи с археологическими свидетельствами в контексте, в котором разворачиваются ее повествования. Археологические открытия об обществе и культуре древнего Ближнего Востока побудили авторов указать на ряд анахронизмов, позволяющих предположить, что эти повествования на самом деле были созданы в IX–VII веках до нашей эры: [ 9 ]

  • Арамейцы часто упоминаются, но ни в одном древнем тексте они не упоминаются примерно до 1100 г. до н.э., и они начинают доминировать на северных границах Израиля только после 9 века до н.э. [ 10 ]
  • В тексте описывается раннее происхождение соседнего царства Эдома , но ассирийские записи показывают, что Эдом возник только после завоевания региона Ассирией в конце 8 века до нашей эры; до этого там не было действующих королей, он не был отдельным государством, и археологические данные показывают, что эта территория была малонаселенной. [ 11 ]
  • История Иосифа относится к верблюдах торговцам на , перевозившим камедь , бальзам и мирру , что маловероятно до первого тысячелетия. Такая деятельность стала обычным явлением только в VIII–VII веках до нашей эры, когда ассирийская гегемония позволила этой арабской торговле процветать и превратиться в крупная промышленность. [ 12 ] Недавние раскопки в долине Тимна обнаружили, возможно, самые ранние кости домашних верблюдов, найденные в Израиле или даже за пределами Аравийского полуострова, датируемые примерно 930 годом до нашей эры. Это рассматривается как свидетельство того, что истории Авраама , Иосифа , Иакова и Исава были написаны после этого времени. [ 13 ] [ 14 ]
  • Земля Гесем имеет название, происходящее от арабской группы, которая доминировала в дельте Нила только в VI и V веках. [ 15 ] указано как место и период Исхода в Бытие 45: 9–10, что несоответственно помещает Исход почти на тысячелетие после его библейского графика.
  • Египетский фараон изображается опасающимся вторжения с востока, хотя территория Египта простиралась до северных частей Ханаана , и его основная угроза, следовательно, исходила с севера, до 7 века. [ 16 ]

В книге отмечается, что это соответствует документальной гипотезе , в которой текстологическая наука утверждает, что большинство первых пяти библейских книг были написаны между 8 и 6 веками. [ 17 ] Хотя археологические результаты и ассирийские записи позволяют предположить, что Израильское царство было более великим из двух, именно Иудейскому царству уделяется большее внимание в книге Бытия , повествования которой концентрируются на Аврааме, Иерусалиме , Иудее (патриархе) и Хеврон , более чем о персонажах и местах из северного царства (Израиль); «Раскопанная Библия» объясняет это превосходство яхвистского текста как попытку воспользоваться возможностью, предоставленной разрушением Израиля в 720 г. до н.э., и изобразить израильтян как единый народ, в котором Иуда (всегда) имел первенство. [ 18 ]

Происхождение израильтян

[ редактировать ]

В книге отмечается, что, несмотря на современные археологические исследования и тщательные древнеегипетские записи периода Рамсеса II , также известного как Озимандиас (13 век до н. э.), существует очевидное отсутствие каких-либо археологических свидетельств миграции группы семитских народов. через Синайский полуостров , [ 19 ] кроме гиксосов . Хотя гиксосы в некотором смысле являются хорошей парой, их главный центр находился в Аварисе (позже переименованном в «Пи-Рамсес»), в самом сердце региона, соответствующего «земле Гесем», и Манефон позже писал, что гиксосы в конечном итоге основал Храм в Иерусалиме , [ 20 ] это порождает другие проблемы, поскольку гиксосы стали не рабами, а правителями, и их изгоняли, а не гнали, чтобы вернуть их обратно. [ 20 ] Тем не менее, в книге утверждается, что повествование об исходе, возможно, развилось из смутных воспоминаний об изгнании гиксосов, созданных для поощрения сопротивления господству Египта в Иудее в VII веке. [ 21 ]

Финкельштейн и Зильберман утверждают, что вместо того, чтобы израильтяне завоевали Ханаан после Исхода (как предполагает книга Иисуса Навина ), большинство из них на самом деле всегда находились там; израильтяне были просто хананеями, которые развились в особую культуру. [ 22 ] Недавние исследования долгосрочных моделей расселения в сердце Израиля не выявили никаких признаков насильственного вторжения или даже мирного проникновения, а скорее внезапную демографическую трансформацию около 1200 г. до н.э., в ходе которой деревни появились в ранее незаселенных горных районах; [ 23 ] эти поселения имеют внешний вид, похожий на современные лагеря бедуинов, что позволяет предположить, что их жители когда-то были кочевниками-скотоводами, которых заставили заняться сельским хозяйством в результате в позднем бронзовом веке . краха ханаанской городской культуры [ 24 ]

Авторы не согласны с книгой Иисуса Навина , в которой израильтяне завоевывают Ханаан всего за несколько лет — гораздо меньше, чем за время жизни одного человека — и при этом такие города, как Асор , Гай и Иерихон , разрушаются. Финкельштейн и Зильберман рассматривают эту версию как результат телескопического эффекта капризов народной памяти о разрушениях, вызванных другими событиями; [ 25 ] современное археологическое исследование этих городов показывает, что их разрушение длилось многие столетия: Асор был разрушен через 100–300 лет после Иерихона. [ 26 ] [ нужна ссылка ] в то время как Ай (чье имя на самом деле означает «руины») был полностью заброшен примерно на тысячелетие «до падения Ханаана поздней бронзы». ... Как и в Иерихоне, во время его предполагаемого завоевания детьми Израиля не было поселения. ." [ 27 ]

Давид и Соломон или Омриды?

[ редактировать ]

Хотя Книга Самуила и начальные части Книги Царств изображают Саула , Давида и Соломона, правящих последовательно могущественным и космополитичным объединенным царством Израиля и Иудеи , Финкельштейн и Зильберман считают, что современные археологические свидетельства показывают, что это может быть неправдой. . Вместо этого археология показывает, что во времена Соломона северное царство Израиля было довольно маленьким, слишком бедным, чтобы иметь возможность платить за огромную армию, и в нем было слишком мало бюрократии, чтобы иметь возможность управлять царством, а уж тем более не империей; [ 28 ] оно появилось только позже, примерно в начале 9 века до нашей эры, во времена Омри . [ 29 ] Мало что позволяет предположить, что Иерусалим , названный в Библии столицей Давида, был «больше, чем типичная деревня в горной местности» во времена Давида и Соломона. [ 30 ] а Иудея оставалась малонаселенным сельским регионом до 8 века до нашей эры. [ 31 ] [ 32 ] Хотя стела Тель-Дан, похоже, подтверждает существование «Дома Давида» и «четко подтверждает библейское описание фигуры по имени Давид, ставшей основателем династии иудейских царей в Иерусалиме», в ней больше ничего о нем не говорится. [ 33 ]

Mesha Stele

сохранились остатки некогда великих городов В Мегиддо , Асоре и Гезере , и археологические данные свидетельствуют о том, что они подверглись жестоким разрушениям. [ 34 ] Это разрушение когда-то было приписано кампаниям Шишака в 10 веке до нашей эры , поэтому эти города были приписаны Давиду и Соломону в качестве доказательства библейского повествования о них. [ 35 ] но слои разрушений с тех пор были отнесены к кампании Азаила в конце 9 века до н.э. , а города ко времени царей Омриды . [ 35 ]

Стела Тель-Дан , стела Меша , Черный обелиск Салманасара и прямые свидетельства раскопок вместе рисуют картину царей Омриды, управляющих богатой, могущественной и космополитической империей, простирающейся от Дамаска до Моава . [ 36 ] и строительство одних из самых больших и красивых сооружений Израиля железного века; [ 37 ] Библия, напротив, лишь отмечает, что омриды «женились на иностранках» (вероятно, чтобы заключать союзы ) и поддерживали ханаанскую религию , которую она считает порочной. [ 38 ] В «Раскопанной Библии» делается вывод, что библейские авторы сознательно изобрели империю, власть и богатство Саула, Давида и Соломона, присвоив деяния и достижения Омридов, чтобы затем очернить Омридов и скрыть их достижения, поскольку эти цари придерживались религиозных взглядов, которые были анафемой для библейских редакторов. [ 39 ]

Езекия и монолатрия

[ редактировать ]

Книга Царств в ее сегодняшнем виде, кажется, предполагает, что религия Израиля и Иуды была в основном монотеистической, с одним или двумя своенравными царями (такими как Омриды), которые пытались ввести ханаанский политеизм, а люди время от времени присоединялись к этому. отступничеством от монотеизма, но внимательное прочтение и археологические данные показывают, что все было наоборот. [ 40 ] Останки железного века показывают, что во времена действия Книги Царств жертвы продолжали приноситься в святилищах на вершинах холмов (которые в Библии называются «высотами»), благовония и возлияния совершались по всей земле, а глиняные фигурки божества все еще использовались в домах по всей стране в качестве домашних богов . [ 40 ] Надписи с «местонахождения Кунтиллет Аджруд начала восьмого века на северо-востоке Синая», а также «в позднемонархической надписи из Шефелы Иудейской», похоже, даже упоминают «богиню Ашеру как супругу ЯХВЕ ». [ 41 ]

Мир изменился для Иуды, когда Израильское царство пало под властью ассирийцев в 720 г. до н.э. Иуду наводнили беженцы; население Израиля было в девять раз больше, чем население Иудеи, поэтому многие маленькие иудейские деревни внезапно превратились в города. [ 42 ] археология свидетельствует о том, что население самого Иерусалима увеличилось примерно в 15 раз, превратив его из небольшого городка на холме в большой город. [ 43 ] Социальная и религиозная борьба, которая, очевидно, произошла бы при таком большом притоке населения, не упоминается в Библии. Финкельштейн и Зильберман утверждают, что иерусалимские священники начали пропагандировать монолатрию , основанную на Яхве . [ 44 ] присоединяясь к царя Езекии , возможно, потому, что они считали, что ассирийское господство над Израилем вызвало социальную несправедливость, или, возможно, потому, что они просто хотели получить экономический и / или политический контроль над недавно разбогатевшей сельской местностью; антиассирийским взглядам [ 45 ] Езекия продвигал свою программу, запрещая поклонение другим божествам, кроме Яхве, разрушая святыни на вершинах холмов - действия, которые «Раскопанная Библия» рассматривает как подготовку к восстанию против Ассирии.

К 701 г. до н.э. ассирийцы захватили большую часть Иудеи, а затем осадили Иерусалим ; Библейское освещение событий, приведших к осаде, скудно: вкратце перечисляются лишь несколько реконструкций Иерусалима, мимоходом упоминается Силоамский туннель и кратко признается потеря большинства городов Иуды, но археология дает гораздо больше подробностей. . Например, укрепления Лахиша были сильно укреплены Езекией, [ 46 ] но он был осаждён, пал, а затем сгорел дотла; Согласно иллюстрации на стенах ассирийского дворца в Ниневии , ассирийцы депортировали население города и религиозные объекты, прежде чем сжечь его. [ 47 ]

Библия утверждает, что около 200 000 человек в армии, осаждавшей Иерусалим, однажды ночью были убиты ангелом , что заставило ассирийского царя Сеннахирима смягчиться и вернуться в Ассирию; далее сразу же говорится, что Сеннахирим был убит своими сыновьями, когда он молился своему богу, подразумевая, что это произошло вскоре после битвы. Однако, как «Раскопанная Библия» указывает , это контрастирует с ассирийскими записями о призме Тейлора . [ 48 ] в котором наемники Езекии покинули его, и только тогда он убедил ассирийскую армию уйти, передав не только огромные суммы денег, драгоценности и высококачественную инкрустированную слоновой костью мебель, но и своих собственных дочерей, гарем и музыкантов, а также сделав Иудея стала данником ассирийцев. [ 49 ] Кроме того, хотя Сеннахирим явно был убит (человеком (лицами) неизвестно), это произошло в 681 году до нашей эры; он прожил более 19 лет после окончания осады, проведя несколько военных кампаний в других местах, а также полностью восстановив и обставив свой дворец.

Езекия умер раньше Сеннахирима, скончавшись всего через пару лет после осады. Его преемник (и сын) Манассия обратил вспять религиозные изменения, вновь введя религиозный плюрализм; Финкельштейн и Зильберман предполагают, что это могла быть попытка заручиться сотрудничеством со стороны деревенских старейшин и кланов, чтобы ему не требовалось столько централизованного управления и, следовательно, можно было позволить сельской местности вернуться к экономической автономии. [ 50 ] Согласно археологии, должно было произойти преднамеренное распространение сельского хозяйства в Иудейскую пустыню . [ 51 ] и богатые находки этого периода позволяют предположить, что большая прибыль была получена от теперь мирного положения Иудеи в центре многих караванных путей между союзниками Ассирии; [ 51 ] государство, безусловно, увеличило управление торговлей до уровня, намного превосходящего прежний. [ 52 ]

Действия Езекии привели к потере золота и серебра Иерусалимского храма . [ 53 ] разорил свое государство, потерял собственных дочерей и наложниц, [ 49 ] и сократил свою территорию до небольшого региона вокруг Иерусалима, при этом большая часть людей в других частях Иуды была депортирована; Манассия вернул стране мир и процветание. [ 54 ] но поскольку Книга Царств основывает свое повествование на богословских предрассудках, она осуждает его как самого грешного монарха, когда-либо правившего Иудеей, и вместо этого прославляет Езекию как великого царя. [ 55 ] «Раскопанная Библия» предполагает, что жречество и население за пределами Иерусалима вполне могли придерживаться противоположного мнения: введение Езекией монолатрии было кощунством, а бедствия, постигшие страну во время его правления, были наказанием богов. [ 56 ]

Иосия и рождение Библии

[ редактировать ]

Как записано в Книге Царств, внук Манассии, Иосия , провел крупную религиозную реформу вскоре после того, как стал царем; он приказал отремонтировать Иерусалимский храм, во время которого первосвященник «нашел» свиток закона , который настаивал на монотеизме с централизацией жертвоприношений в одном храме - в Иерусалиме. Финкельштейн и Зильберман отмечают, что большинство ученых считают ядро ​​Второзакония рассматриваемым «свитком закона» и считают его написанным незадолго до того, как оно было «найдено», а не древним недостающим свитком, как это описано в Библия; [ 57 ] Второзаконие поразительно похоже на ассирийские вассальные договоры начала VII века, в которых излагаются права и обязанности вассального государства (в данном случае Иуды) перед своим сувереном (в данном случае Яхве). [ 57 ] Иосия навязал этот свиток как новую религиозную ортодоксальность и, как до него Езекия, разрушил старые культовые центры; Иосия даже зашел так далеко, что убил священников этих святилищ, сжег их тела и закопал их кости в гробницах рядом с ними, на старых алтарях.

Внезапный крах Ассирийской империи в последние десятилетия VII века до нашей эры предоставил Иосии возможность расширить территорию Иудеи до бывшего Израильского царства, оставленного ассирийцами. [ 58 ] Именно теперь автор Второзакония , работая при дворе Иосии, переработал древние легенды, тексты и истории в единую национальную историю; [ 59 ] с сообщением о том, что именно не-Второзаконные обычаи израильтян привели к их падению, и подразумевалось, что Иисус Навин, как и Давид в некоторых отношениях, были предзнаменованием того, чего мог достичь Иосия. [ 60 ]

Археология предполагает, что Иосия первоначально добился успеха, расширив свою территорию на север к Вефилю , культовому центру Израильского царства; [ 61 ] однако затем он поехал навстречу египетскому фараону Нехо в Мегидо. Нехо просто «проходил», ведя армию, которая присоединилась к ассирийской гражданской войне на стороне ассирийской (а не вавилонской ) фракции. [ 62 ] но Иосия был убит; обстоятельства его смерти неясны, хотя в Книге Паралипоменон утверждается, что, несмотря на отсутствие вражды у Нехоо к Иосии, Иосия настоял на нападении на него. Финкельштейн и Зильберман предполагают, что Нехо, возможно, возражал против экспансионистской политики Иосии, которая могла угрожать египетскому господству в регионе к западу от Иуды (земли филистимлян) или в стратегически важной долине Изреель к северу от нее, или же мог в равной степени возражать влияние новой (девтерономической) социальной политики на караванные пути, проходившие через южную Иудею. [ 63 ]

После смерти Иосии Египет стал сюзереном Иудеи. Новый царь, вассальный правитель Египта, отменил изменения Иосии, восстановив прежние святыни и снова вернув страну к религиозному плюрализму. Но когда вавилонская фракция в конечном итоге выиграла ассирийскую гражданскую войну, они намеревались насильственно вернуть себе бывшие ассирийские данники. Иуда, как лояльное египетское вассальное государство, оказало сопротивление, что привело к катастрофическим последствиям: вавилоняне разграбили Иерусалим в 597 г. до н.э. и навязали своего собственного вассального царя; эти события описаны в Библии и подтверждены с вариациями в Вавилонской хронике. [ 64 ] Несколько лет спустя царь Иудеи восстал против своих вавилонских хозяев, и вавилоняне вернулись, чтобы разрушить все города в Иудее, сжег Иерусалим дотла в 587 году до нашей эры. [ 65 ]

Цилиндр Кира, современный клинописный документ, провозглашающий Кира законным царем Вавилона.

В 539 г. до н.э. Ахемениды завоевали Вавилон и, в соответствии со своей зороастрийской точкой зрения, позволили людям, депортированным вавилонянами, вернуться; это описано в Цилиндре Кира , который также указывает на то, что персы ремонтировали храмы на этих завоеванных землях, возвращая им любые священные артефакты. Согласно археологическим данным, на самом деле было депортировано не более 25% населения; [ 66 ] Согласно Книге Ездры и параллельным ей отрывкам в Первой книге Ездры , когда депортированные начали возвращаться, их вождь — Зоровавель — отказался позволить недепортированным израильтянам помочь им в восстановлении иерусалимского храма, по-видимому, полагая, что только прежние депортированные имели право определять верования и обычаи, которые могли считаться ортодоксальными . [ 67 ] Хотя недепортированное большинство тогда пыталось остановить реконструкцию, Дарий , новый царь Ахеменидов, в конце концов позволил ей продолжиться.

Конфликт между репатриантами и теми, кто всегда находился в Иудее, очевидно, требовал разрешения; обе группы пришлось реинтегрировать. Финкельштейн и Зильберман утверждают, что девтерономический закон, выдвинутый частью депортированной элиты (предками репатриантов), [ 68 ] а законы и легенды закоренелых жителей были слиты воедино в единую Тору, чтобы она могла образовать центральную власть, способную объединить население. [ 69 ] Артаксеркс , внук Дария, поручил Ездре взять на себя управление Иудеей, следуя божественным законам, которые Ездра держал в своей руке; [ 70 ] В «Раскопанной Библии» говорится, что такие ученые, как Ричард Эллиот Фридман, предполагают, что последним редактором Торы был сам Ездра . [ 71 ] отмечая, что Библия идентифицирует его как писца закона бога небес . [ 72 ]

«Раскопанная Библия» была хорошо принята некоторыми учеными-библеистами и археологами, а другими — критически. Барух Халперн , профессор иудаики Пенсильванского государственного университета и руководитель археологических раскопок в Мегиддо на протяжении многих лет, назвал это «самым смелым и волнующим синтезом Библии и археологии за пятьдесят лет», несмотря на несогласие с Финкельштейном по поводу историчности раскопок. Объединенная монархия. [ 73 ] Джонатан Кирш в статье для Los Angeles Times назвал это «жестко честной оценкой того, что археология может и не может сказать нам об исторической точности Библии», которая отражает дух современной археологии, рассматривая Библию «как артефакт, быть изученным и оцененным, а не произведением божественного вдохновения, которое необходимо принять как предмет истинной веры». [ 74 ] Филлис Трайбл , профессор библейских исследований в Университете Уэйк Форест , завершила свой обзор в The New York Times следующим образом:

Финкельштейн и Зильберман сами написали провокационную книгу, имеющую черты детектива. Сопоставляя библейские свидетельства и археологические данные, они работают с дразнящими фрагментами далекого прошлого. Сбор подсказок для аргументации своего тезиса требует смелого воображения и дисциплинированных исследований. «Раскопанная Библия» в изобилии демонстрирует и то, и другое. Воображение неизменно превосходит доказательства; исследования делают реконструкцию правдоподобной. К счастью, книга не достигает своей цели: «попытаться отделить историю от легенды». Это даже лучше, поскольку показывает, насколько они переплетены. То, что произошло на самом деле , и то, что, по мнению людей, произошло, принадлежат единому историческому процессу. Это понимание приводит к отрезвляющей мысли. Истории исхода из-под угнетения и завоевания земель, истории изгнания и возвращения, а также истории триумфального видения устрашающе современны. Если история пишется для настоящего, обречены ли мы повторять прошлое? [ 75 ]

Рецензия на книгу коллеги-археолога Уильяма Дж. Девера была опубликована в журнале Biblical Archeology Review , а затем в Бюллетене американских школ восточных исследований . В начале обзора Девер охарактеризовал книгу как «запутанную историю», написав, что «эта умная, модная работа может обмануть читателей-непрофессионалов». [ 76 ] Далее последовали жаркие споры между Девером и Финкельштейном. В обзоре Девера отмечалось, что у книги много сильных сторон, в частности, археологический потенциал переписать историю «Древнего Израиля», но он жаловался, что она искажает его собственные взгляды, и в заключение охарактеризовал Финкельштейна как «идиосинкразического и доктринера». Реакцией Финкельштейна было назвать Девера «ревнивым академическим паразитом», и с этого момента дебаты быстро переросли. [ 77 ]

Евангелистский христианский библеист Кеннет Китчен был критически настроен, написав, что «[] внимательное критическое прочтение этой работы, которая, безусловно, может многое сказать как об археологии, так и о библейских писаниях, показывает, что мы имеем дело в основном с произведением художественной фантастики, не является серьезным или надежным описанием предмета» и «Их трактовка исхода является одной из самых фактически невежественных и вводящих в заблуждение, которые этот писатель когда-либо читал». [ 78 ] Другой евангелист, Рихард Гесс , также критикуя, написал: «Авторы всегда представляют свою интерпретацию археологических данных, но не упоминают и не взаимодействуют с современными альтернативными подходами. Таким образом, книга идеологически ориентирована и контролируется». [ 79 ]

Книга стала бестселлером в своей области. В феврале 2009 года Amazon.com поставил ее на 8-е место по популярности в области христианского богословия Ветхого Завета и археологии христианства, а также на 22-е место по популярности среди книг по истории Израиля. [ 80 ] В 2006 году популярность текста привела к созданию о нем документального сериала из четырех частей, который впоследствии транслировался на канале History Channel . [ 81 ]

было опубликовано несколько книг В ответ на «Раскопанную Библию» :

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2001). Раскопанная Библия: новое видение археологами древнего Израиля и происхождения его священных текстов (1-е изд.). Нью-Йорк: The Free Press , подразделение Simon & Schuster . п. [iv]. ISBN  978-0-684-86912-4 . Проверено 5 октября 2023 г. - из Интернет-архива .
  2. ^ Перейти обратно: а б Гудриддс . «Раскопанные издания Библии: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов» . Гудриддс . Проверено 8 января 2024 г.
  3. ^ Финкельштейн, Израиль ; Зильберман, Нил Ашер (2002). Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов . Нью-Йорк: Книга пробного камня, изданная Simon & Schuster . п. [iv]. ISBN  978-0-684-86912-4 . Проверено 8 января 2024 г. - из Интернет-архива . Еженедельный обзор издателей на Интернет-архива странице описания {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка ) CS1 maint: постскриптум ( ссылка )
  4. ^ Финкельштейн, Израиль; Зильберман, Нил Ашер. «Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение его священных текстов» . Библия и ее толкование . Проверено 5 октября 2023 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б Миллер, Лаура (7 февраля 2001 г.). «Царь Давид был невеждой» . Салон.com . Архивировано из оригинала 10 октября 2008 года.
  6. ^ Перейти обратно: а б Кеннет Китчен «О достоверности Ветхого Завета».
  7. ^ Раскопанная Библия , с. 22.
  8. ^ Раскопанная Библия, раздел «История или не история» введения.
  9. ^ Раскопанная Библия , с. 38.
  10. ^ Раскопанная Библия , с. 39.
  11. ^ Раскопанная Библия , с. 40.
  12. ^ Раскопанная Библия , с. 37.
  13. ^ Хассон, Нир (17 января 2014 г.). «Горб-пень решен: верблюды прибыли в регион намного позже, чем упоминается в Библии» . Гаарец . Проверено 30 января 2014 г.
  14. ^ Сапир-Хен, Лидар; Эрез Бен-Йосеф (2013). «Внедрение домашних верблюдов в Южный Левант: данные из долины Арава» (PDF) . Тель-Авив . 40 (2): 277–285. дои : 10.1179/033443513x13753505864089 . S2CID   44282748 . Проверено 16 февраля 2014 г.
  15. ^ Раскопанная Библия , с. 66–67.
  16. ^ Раскопанная Библия , с. 67.
  17. ^ Раскопанная Библия , с. 36.
  18. ^ Раскопанная Библия , с. 45.
  19. ^ Раскопанная Библия , с. 62–63.
  20. ^ Перейти обратно: а б Раскопанная Библия , с. 55.
  21. ^ Раскопанная Библия , с. 69.
  22. ^ Раскопанная Библия , с. 118.
  23. ^ Раскопанная Библия , с. 107.
  24. ^ Раскопанная Библия , с. 111–113.
  25. ^ Раскопанная Библия , с. 91.
  26. ^ Раскопанная Библия , с. 81–82.
  27. ^ Раскопанная Библия , с. 82.
  28. ^ Раскопанная Библия , с. 134.
  29. ^ Раскопанная Библия , с. 176.
  30. ^ Раскопанная Библия , с. 133.
  31. ^ Раскопанная Библия , с. 142.
  32. ^ Раскопанная Библия , с. 230.
  33. ^ Раскопанная Библия , с. 129.
  34. ^ Раскопанная Библия , с. 135–139
  35. ^ Перейти обратно: а б Раскопанная Библия , с. 141–142
  36. ^ Раскопанная Библия , с. 178–180.
  37. ^ Раскопанная Библия , с. 182.
  38. ^ Раскопанная Библия , с. 194.
  39. ^ Раскопанная Библия , с. 194–195.
  40. ^ Перейти обратно: а б Раскопанная Библия , с. 241–242.
  41. ^ Раскопанная Библия , с. 242.
  42. ^ Раскопанная Библия , с. 245.
  43. ^ Раскопанная Библия , с. 243.
  44. ^ Раскопанная Библия , с. 247.
  45. ^ Раскопанная Библия , с. 248.
  46. ^ Раскопанная Библия , с. 257.
  47. ^ Раскопанная Библия , с. 260–262.
  48. ^ Раскопанная Библия , с. 259.
  49. ^ Перейти обратно: а б «Призма Тейлора», столбец 3, строки 37–49.
  50. ^ Раскопанная Библия , с. 265.
  51. ^ Перейти обратно: а б Раскопанная Библия , с. 266.
  52. ^ Раскопанная Библия , с. 269–270.
  53. ^ 2 Царств 18: 15–16.
  54. ^ Раскопанная Библия , с. 271.
  55. ^ Раскопанная Библия , с. 270.
  56. ^ Раскопанная Библия , с. 264.
  57. ^ Перейти обратно: а б Раскопанная Библия , с. 281.
  58. ^ Раскопанная Библия , с. 282–283.
  59. ^ Раскопанная Библия , с. 283–284.
  60. ^ Раскопанная Библия , с. 284.
  61. ^ Раскопанная Библия , с. 288–289.
  62. ^ Раскопанная Библия , с. 290.
  63. ^ Раскопанная Библия , с. 291.
  64. ^ Раскопанная Библия , с. 293.
  65. ^ Раскопанная Библия , с. 294.
  66. ^ Раскопанная Библия , с. 305.
  67. ^ Раскопанная Библия , с. 299.
  68. ^ Раскопанная Библия , с. 308.
  69. ^ Раскопанная Библия , с. 313.
  70. ^ Ездра 7:25
  71. ^ Раскопанная Библия , с. 310.
  72. ^ Ездра 7:12
  73. ^ «Icarus Films: Раскопанная Библия» .
  74. ^ Кирш, Джонатан. «В поисках исторических истин Библии» , Los Angeles Times , 6 января 2001 г.
  75. ^ Трайбл, Филлис . «Божьи писатели-призраки» , The New York Times , 4 февраля 2001 г.
  76. ^ WG Dever, «Раскапывать еврейскую Библию или покупать ее снова?», BASOR (2001), стр. 67-77.
  77. ^ Шанкс, Хершел. «В этом углу: Уильям Девер и Израиль Финкельштейн обсуждают раннюю историю Израиля», Biblical Archeology Review , ноябрь/декабрь 2004 г.
  78. ^ Кухня, Кеннет Андерсон. О достоверности Ветхого Завета, с. 464-465. Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2003.
  79. ^ Хесс, Ричард. Обзор книги «Раскопанная Библия: новый взгляд археологов на древний Израиль и происхождение ее священного текста» Исраэля Финкельштейна и Нила Зильбермана.
  80. Рейтинг Amazon.com по состоянию на 28 февраля 2009 г.
  81. ^ «Икарус Фильмс» .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7d7887fb6c233aa1820ba215239d1c99__1705235520
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/7d/99/7d7887fb6c233aa1820ba215239d1c99.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Bible Unearthed - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)