Осада Иерусалима ассирийцами
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2007 г. ) |
Осада Иерусалима | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть кампании Сеннахирима в Леванте | |||||||
Стена Езекии | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Неоассирийская империя | Иудейское царство | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Рабсак Сеннахирима Рабсарис Сеннахирима Тартан Сеннахирима |
Царь Иудеи Езекия Элиаким бен Хилкияху Иоа бен Асаф Шебна | ||||||
Сила | |||||||
Неизвестный | Неизвестный | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
Неизвестный
| Неизвестный |
Часть серии о |
Иерусалим |
---|
Ассирийская империи осада Иерусалима (около 701 г. до н. э.) — прерванная осада Иерусалима , тогдашней столицы Иудейского царства , осуществленная Сеннахиримом , царем Неоассирийской . Осада завершила кампанию Сеннахариба в Леванте , в ходе которой он атаковал укрепленные города и опустошил сельскую местность Иудеи в ходе кампании по подчинению. Сеннахирим осадил Иерусалим , но не захватил его.
В «Анналах» Сеннахирима описывается, как царь поймал Езекию Иудейского в Иерусалиме «как птицу в клетке», а затем вернулся в Ассирию, когда получил дань от Иуды. В еврейской Библии описывается, как Езекия заплатил 300 талантов Ассирии серебра и 30 талантов золота. Затем библейская история добавляет чудесный финал, в котором Сеннахирим идет на Иерусалим со своей армией только для того, чтобы уничтожить ее возле ворот Иерусалима ангелом, что побудило его отступить в Ниневию.
Согласно библейской археологической теории, Силоамский туннель и Широкая стена в Иерусалиме были построены Езекией в рамках подготовки к предстоящей осаде.
Фон
[ редактировать ]В 720 году до нашей эры ассирийская армия захватила Самарию , столицу северного Израильского царства , и увела в плен множество израильтян . Фактическое уничтожение Израиля заставило южное царство, Иудею , постоять за себя среди враждующих ближневосточных царств. После падения северного царства цари Иудеи пытались распространить свое влияние и защиту на тех жителей, которые не были сосланы. Они также стремились распространить свою власть на север, на территории, ранее контролируемые Королевством Израиль . Последняя часть правления царя Ахаза и царя Езекии была периодом стабильности, во время которого Иуда смогла консолидироваться как политически, так и экономически. Хотя Иудея в то время была вассалом Ассирии и платила ежегодную дань могущественной империи, она была самым важным государством между Ассирией и Египтом. [ 1 ]
Когда Езекия стал царем Иудеи , он инициировал широкомасштабные религиозные изменения, включая разрушение религиозных идолов. Он вновь захватил оккупированные филистимлянами земли в пустыне Негев , заключил союзы с Аскалоном и Египтом и выступил против Ассирии , отказавшись платить дань. [ 2 ] В ответ Сеннахирим напал на Иудею, осадив Иерусалим.
Осада
[ редактировать ]Источники с обеих сторон заявляли о победе: иудеи (или библейские авторы) — в Танахе , а Сеннахирим — в его призме . Сеннахирим заявил об осаде и захвате многих иудейских городов, но только об осаде, а не о захвате Иерусалима.
счет на иврите
[ редактировать ]История ассирийской осады рассказана в библейских книгах Исайи (7 век до н. э.), «Вторых царей» (середина 6 века до н. э.) и Хроник (ок. 350–300 до н. э.). [ 3 ] Когда ассирийцы начали вторжение, царь Езекия начал подготовку к защите Иерусалима. Стремясь лишить ассирийцев воды, источники за городом были перекрыты. Затем рабочие вырыли 533-метровый туннель к источнику Гихон , обеспечив город пресной водой. Дополнительная подготовка к осаде включала укрепление существующих стен, строительство башен и возведение новой укрепляющей стены. Езекия собрал граждан на площади и ободрил их, напомнив, что ассирийцы обладали лишь «рукой из плоти», а иудеи имели защиту Яхве .
Согласно 2 Царств 18 , когда Сеннахирим осаждал . Лахис , он получил сообщение от Езекии с предложением заплатить дань в обмен на уход ассирийцев Согласно еврейской Библии , Езекия заплатил Ассирии 300 талантов серебра и 30 талантов золота — цена настолько тяжелая, что он был вынужден опустошить храм и царскую сокровищницу серебра и содрать золото с дверных косяков Храма Соломона . Тем не менее Сеннахирим двинулся на Иерусалим с большой армией. Когда прибыли ассирийские войска, их полевой командир Рабсак принес послание от Сеннахирима. Пытаясь деморализовать иудеев, полевой командир объявил народу на городских стенах, что Езекия обманывает их, и что Яхве не может избавить Иерусалим от царя Ассирийского. Он перечислил богов других народов, побежденных Сеннахиримом, а затем спросил: «Кто из всех богов этих стран смог спасти свою землю от меня?»
Во время осады Езекия оделся во вретище (знак траура), но пророк Исаия заверил его, что город будет сдан, а Сеннахирим падет. [ 1 ] По словам Исаии, ангел за одну ночь убил 185 000 ассирийских солдат. [ 2 ] Некоторые ученые считают, что это число было записано неправильно: одно исследование предполагает, что первоначально это число составляло 5180. [ 4 ] Другой ученый полагает, что библейское повествование отмечено легендарными украшениями, которые заканчиваются чудом, спасающим Иерусалим. [ 5 ]
Ассирийский аккаунт
[ редактировать ]Призма Сеннахирима , в которой подробно описаны события похода Сеннахирима против Иуды, была обнаружена в руинах Ниневии в 1830 году и сейчас хранится в Восточном институте в Чикаго , штат Иллинойс . [ 2 ] Призма датируется примерно 690 г. до н.э., а ее описание взято из более ранней клинописной надписи, датируемой 700 г. до н.э. [ 6 ] В тексте призмы рассказывается, как Сеннахирим разрушил 46 городов Иуды и запер Езекию в Иерусалиме «как птицу в клетке». Далее в тексте описывается, как «ужасающее великолепие» ассирийской армии заставило арабов и наемников, укрепляющих город, дезертировать. Там добавляется, что ассирийский царь вернулся в Ассирию, где позже получил от Иуды большую дань. Это описание неизбежно несколько отличается от еврейской версии Танаха. Массовые потери ассирийцев, упомянутые в Танахе, не упоминаются в ассирийской версии.
После того как он осадил Иерусалим, Сеннахирим смог передать окружающие города ассирийским вассальным правителям в Экроне , Газе и Ашдоде . Его армия еще существовала, когда он проводил кампании в 702 г. до н.э. и с 699 г. до н.э. по 697 г. до н.э., когда он совершил несколько походов в горы к востоку от Ассирии, во время одного из которых получил дань от мидян . В 696 и 695 годах до нашей эры он отправил экспедиции в Анатолию , где несколько вассалов восстали после смерти Саргона II . Около 690 г. до н.э. он провел кампанию в северных аравийских пустынях, завоевав Думат-эль-Джандаль царица арабов . , где укрылась [ 7 ]
Другие теории
[ редактировать ]Геродот писал, что ассирийская армия была наводнена мышами при нападении на Египет. [ 8 ] Некоторые исследователи Библии полагают, что это намек на то, что ассирийская армия страдала от последствий болезни, переносимой мышами или крысами, такой как бубонная чума . [ 9 ] [ 10 ] Даже не полагаясь на это объяснение, Джон Брайт предположил, что Иерусалим спасла некая эпидемия. [ 4 ] Вавилонский историк Берос также писал, что именно чума победила ассирийскую армию во время осады. [ 11 ]
Генри Т. Обен пишет в книге «Спасение Иерусалима: союз между евреями и африканцами в 701 г. до н.э.». [ 12 ] что ассирийская армия была разбита египетской армией под кушитским ( нубийским ) командованием. [ 13 ] Однако Назек Мэтти в своем археологическом анализе утверждает, что египетская гипотеза Обина маловероятна. [ 14 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]Стихотворение лорда Байрона » 1813 года «Уничтожение Сеннахирима посвящено кампании Сеннахирима в Иудее с еврейской точки зрения. Написанное анапестическим тетраметром , стихотворение пользовалось популярностью. [ нужна ссылка ] в школьных декламациях.
Древние источники
[ редактировать ]- Книга королей
- Книга Исаии
- Книга Паралипоменон
- Призма Сеннахирима
- Иудейские древности , Тит Флавий Иосиф Флавий.
См. также
[ редактировать ]- Осада Иерусалима (значения) , в частности Осада Иерусалима (597 г. до н. э.) и Осада Иерусалима (587 г. до н. э.)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Маламат, Авраам и Бен-Сассон, Хаим Гилель. История еврейского народа , издательство Гарвардского университета, 1976 г. ISBN 9780674397316
- ^ Jump up to: а б с «Притчард, изд. Джеймса Б., Древние ближневосточные тексты , 2-е изд. (Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1955), 287ff» . Архивировано из оригинала 6 октября 2014 г. Проверено 15 июля 2013 г.
- ^ Эванс 2023 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б «История Израиля», Джон Брайт , SCM 1980, стр.200.
- ^ Лемче, Нильс Петер (2008). Ветхий Завет между теологией и историей . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 118. ИСБН 978-0-664-23245-0 .
- ^ Калими и Ричардсон, 2014 , стр. 53–54.
- ^ Грейсон 1991 , с. 111–113.
- ↑ История Геродота , Книга 2, Стих 141.
- ^ «Сеннахриб», Новый библейский словарь, InterVarsity Press , 2-е издание, Эд. Дж. Д. Дуглас, Н. Хиллер, 1982 г.
- ^ Цезарь, Стивен В. (2017). «Уничтожение армии Сеннахирима: случай септической чумы» (PDF) . Еврейская Библия Ежеквартально . 45 (4): 222–228. S2CID 218529968 .
- ^ Флавий Иосиф Флавий, Иудейские древности , Книга 10, глава 1, раздел 5.
- ^ Обен, Генри (2002). Спасение Иерусалима: союз евреев и африканцев в 701 г. до н.э. Торонто: Даблдей Канада. ISBN 9780385659123 .
- ^ Беллис, Элис Огден, изд. (2019). «Выживание Иерусалима, отъезд Сеннахирима и роль кушитов в 701 г. до н. э.: исследование спасения Иерусалима Генри Обином» . Журнал Еврейских Писаний . 19 . Лозанна: Швейцарско-французский институт библейских исследований: 1–297. дои : 10.5508/jhs29552 .
- ^ Назек Халид Мэтти (2016), Кампания Сеннахирима против Иуды и Иерусалима в 701 г. до н.э.; стр. 178–180; Де Грютер, Берлин/Бостон.
Библиография
[ редактировать ]- Эванс, Пол С. (2023). Сеннахирим и война 1812 года: спорная победа в ассирийской кампании 701 г. до н.э. в свете военной истории . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-567-70897-7 .
- Граббе, Лестер (2003). Как птица в клетке: Вторжение Сеннахирима в 701 г. до н.э. А&С Черный. ISBN 9780826462152 .
- Грейсон, АК (1991). «Ассирия: Сеннахирим и Эссархаддон» . В Бордмане, Джон; Эдвардс, IES (ред.). Кембриджская древняя история, том III, часть II . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521227179 .
- Калими, Исаак; Ричардсон, Сет (2014). Сеннахирим у ворот Иерусалима: повесть, история и историография . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-26562-2 .
31 ° 46'06 "N 35 ° 12'49" E / 31,768319 ° N 35,21371 ° E