История Иерусалима во времена Иерусалимского королевства

Часть серии о |
Иерусалим |
---|
![]() |
История Иерусалима во времена Иерусалимского королевства началась с захвата города христианскими латинскими похода силами в апогее Первого крестового . На тот момент он находился под властью мусульман более 450 лет . Он стал столицей Латинского Иерусалимского королевства , пока не был снова завоеван Айюбидами в под предводительством Саладина 1187 году. В течение следующих сорока лет ряд христианских кампаний, включая Третий и Пятый крестовые походы , тщетно пытались вернуть город. до тех пор, пока император Фридрих II не возглавил Шестой крестовый поход и не провел успешные переговоры о его возвращении в 1229 году. [ 1 ]
В 1244 году город был взят хорезмийскими войсками . После 1260 года царство Айюбидов, включавшее Иерусалим, было захвачено мамлюками Египта , и город постепенно перестраивался в конце 13 века, в то время как сокращающееся прибрежное государство крестоносцев постепенно терпело поражение до своего окончательного упадка в 1291 году . [ 2 ]
Обзор
[ редактировать ]
Крестоносцы завоевали город в 1099 году и удерживали его до его завоевания армией Саладина при осаде Иерусалима в 1187 году и его капитуляции перед династией Айюбидов, мусульманским султанатом, правившим на Ближнем Востоке в начале 12 века. [ 3 ] Шестой крестовый поход вернул Иерусалим под власть крестоносцев с 1229 по 1244 год, пока город не был захвачен хорезмийцами . Конфликт крестоносцев и Айюбидов завершился приходом мамлюков из Египта в 1260 году и завоеванием ими Святой Земли .
Период Айюбидов закончился волнами разрушений города. Сначала были разрушены его укрепления, а затем и большая часть зданий в рамках преднамеренной политики выжженной земли, призванной помешать всем будущим крестовым походам закрепиться в городе и регионе.
Это был короткий, но относительно бурный и значительный период в истории Иерусалима. Впервые после разрушения города в 70 году н.э. Иерусалим стал столицей отдельного политического образования, и этот статус был восстановлен только во время британского мандата в 20 веке.
Период крестоносцев в истории Иерусалима решающим образом повлиял на историю всего Ближнего Востока, распространившись за пределы региона на исламский мир и христианскую Европу. Крестовые походы подняли положение Иерусалима в иерархии святых мест ислама, но он не стал духовным или политическим центром ислама. К концу периода Айюбидов название Иерусалима больше не было связано с идеей джихада, а геополитический статус города снизился, став второстепенным городом сначала для империи мамлюков, а затем и для османов .
Христианский контроль (1099–1187)
[ редактировать ]
Завоевание Иерусалима крестоносцами
[ редактировать ]Завоевание Иерусалима стало главной целью Первого крестового похода , который начался в 1095 году с Папы Урбана II призывом к оружию. Четыре основные армии крестоносцев покинули Европу в августе 1096 года. 7 июня 1099 года крестоносцы прибыли в Иерусалим. Город был осажден армией начиная с 13 июля. Атаки на городские стены начались 14 июля с использованием огромного тарана и двух осадных башен. К полудню 15 июля крестоносцы подошли к северной стене, и оборона мусульман рухнула. [ 4 ]
Столица Иерусалимского королевства
[ редактировать ]
После завоевания Иерусалима большинство крестоносцев вернулись домой в Европу, и лишь небольшое количество паломников поселилось на Святой Земле. Они столкнулись с огромными проблемами, в том числе с тем, что их столица Иерусалимского королевства находилась за пределами основных торговых путей и прибрежных портов. [ 5 ]
Резня крестоносцев в Иерусалиме привела к резким изменениям в составе населения. Мусульмане и евреи были убиты или депортированы и изгнаны из города. Вильгельм Тирский писал: [ 6 ]
язычникам, которые почти потеряли всех своих жителей мечом после того, как город был ворван силой, если кто-то случайно убежал, то не дайте им больше места в городе для жизни. Боязливым вождям казалось кощунством позволить вместо себя иметь столь уважаемых жителей тем, кто не принадлежал к числу последователей христианства.
После завоевания Иерусалим опустел, многие дома были заброшены. Население латинского города было очень небольшим и сосредоточено вокруг Храма Гроба Господня и Башни Давида . Вильгельм Тирский писал: [ 7 ]
внутри стен городов, в домах просто трудно было найти безопасное место, жители были немногочисленны и разбросаны, а разрушенные стены были открыты для нападения противника. Воры нападали по ночам, врываясь в заброшенные города, жители которых жили далеко друг от друга. В результате одни тайно, другие открыто оставили бы нажитое имущество и начали бы возвращаться в свои страны.
Первым шагом крестоносцев было остановить бегство населения, объявив закон, согласно которому человек, владеющий активом в течение года, становится его владельцем. Настоящее улучшение было достигнуто за счет заселения Иерусалима жителями, принадлежащими к сектам восточного христианства . Во-первых, христиане, депортированные до осады, были возвращены в город и названы крестоносцами «сирийцами». В то же время местные власти поощряли других христиан селиться в Иерусалиме, хотя подозрительные отношения между этими различными группами и борьба за господство и контроль над Гробом Господним вызывали множество проблем. В 1115 году сирийские христиане, изгнанные из своих домов в Трансиордании , поселились в городе, создав постоянно населенный район на северной стороне города, названный в их честь. Одновременно правители-крестоносцы поощряли торговлю, и в 1120 году король Иерусалима Балдуин II ввел пошлины на товары и продукты питания, ввозимые в Иерусалим. Затем это распространилось на все виды торговли и на все сельскохозяйственные продукты питания, привозимые из внутренние районы города.
города Что необычно для средневекового , экономика Иерусалима во многом зависела от туризма паломников из христианской Европы. Он получил дополнительный импульс, когда был освобожден от таможенных пошлин, что позволило городским рынкам развиваться и продавать импортированные паломниками товары. Важность этой отрасли продолжала расти с провозглашением Иерусалима святым местом, что также привело к улучшению дорог и безопасности дорожного движения. Еще одним фактором, влиявшим на экономику города, были различные административные центры — королевские, церковные и военные , — действовавшие из Иерусалима.
Будучи столицей, Иерусалим был центром ряда военных орденов . Самым старым был рыцарский госпитальер , который изначально был создан для оказания медицинской помощи христианским паломникам , направлявшимся в Иерусалим. Со временем орден взял на себя военные функции по борьбе с мусульманами. Его первое местонахождение было в месте, известном сейчас как Муристан , недалеко от Храма Гроба Господня. Орден построил здесь больницу и приют для паломников. Бенджамин Туделский сообщает, что у Ордена был комплекс с 400 резидентами -рыцарями , где лечились пациенты. [ 8 ]
Вторым орденом был Орден тамплиеров , основанный в 1118 году. Его официальная функция, как сказано в декларации основателей, заключалась в защите королевства крестоносцев на Святой Земле и доступа паломников к святым местам в Иерусалимском королевстве. Помимо защиты паломников, тамплиеры предоставили значительные военные силы, включавшие тысячи солдат и несколько сотен рыцарей, для защиты Иерусалимского королевства. Тамплиеры разместили свою штаб-квартиру в мечети Аль-Акса и со временем добавили сложные конструкции и укрепили укрепления. Вениамин Туделинский заявил, что «300 рыцарей» из Храма Соломона готовы сражаться с врагами христианской веры. [ 8 ] [ 9 ]
Другой орден, Орден Святого Лазаря , был основан для ухода за больными проказой . Для них было установлено особое место за стенами Иерусалима , названное в честь святого Лазаря . Этот лепрозорий дал свое название лепрозориям, созданным по всей Европе. [ 10 ] В орден Святого Лазаря входили как прокаженные, так и здоровые люди, занимавшие религиозные и военные должности. Это явление - военно-религиозный орден прокаженных, принимавший активное участие в стране наряду со здоровым населением, не имело в то время аналогов в Европе.
Контроль Айюбидов (1187–1229)
[ редактировать ]
Завоевание Иерусалима Саладином
[ редактировать ]После победы мусульман в битве при Хаттине 4 июля 1187 года почти все города и цитадели Иерусалимского королевства были завоеваны мусульманской армией под предводительством Саладина . 17 сентября мусульманские войска подошли к стенам Иерусалима, а 20 сентября сам Саладин во главе своей армии осадил Иерусалим, в котором проживало около 30 000 жителей и еще 30 000 беженцев со всей христианской Святой Земли. Осада была относительно короткой, но интенсивной и жестокой, поскольку обе стороны считали город своим религиозным и культурным центром. После ожесточенных боев мусульманам удалось подорвать укрепления города на участке между Дамасскими воротами и Воротами Ирода , недалеко от того места, где крестоносцы ворвались в город в 1099 году. Защитники поняли, что они обречены, и что удержать их невозможно. христианское завоевание Иерусалима. По просьбе латинского патриарха Хираклия и, вероятно, под давлением гражданского населения христиане решили вступить в переговоры с Саладином, приведшие к условной капитуляции. Крестоносцы угрожали нанести ущерб исламским святыням на Храмовая гора , Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, если блокада продолжится. Эта угроза в сочетании с давлением со стороны командиров мусульманских батальонов с требованием прекратить боевые действия привела к подписанию контракта, по которому город сдавался Саладину, а жители превращались в военнопленных, которые могли выкупить себя за определенную плату. [ 11 ]
2 октября Иерусалим был передан Саладину. Богатым города, в том числе декану и латинским христианам, удалось спастись, но бедняки и беженцы, пришедшие в город ни с чем, не смогли заплатить выкуп. Большую часть церковных сокровищ вывез из города Латинский Патриарх, который передал их мусульманской коннице для освобождения некоторых пленников. Саладин освободил без компенсации тысячи других, в том числе королеву Сибиллу, жену Ги де Лузиньяна , короля Иерусалима, которой разрешили навестить мужа в тюрьме в Наблусе . Около 15 000 христиан остались в городе без средств к существованию. Через 40 дней их отправили в качестве пленников в колонны в мусульманские города, такие как Дамаск и Каир , где они провели свою жизнь в качестве рабов. Христиане, которым удалось бежать из Палестины и Иерусалима, проходили через порты, контролируемые египтянами, такие как Ашкелон и даже Александрия , где их грузили на корабли итальянских коммун, направлявшихся в Европу. [ 12 ] Падение Иерусалима и святых мест потрясло Европу. Потрясение привело к внезапной смерти Папы Урбана III и прекращению Третьего крестового похода . Для Саладина завоевание Иерусалима стало значительным политическим достижением, сделавшим его защитником религии и легендарным военачальником, а также предоставившим ему особый статус в мусульманском мире.
Иерусалим под властью мусульман
[ редактировать ]После завоевания Иерусалима Саладин попытался стереть христианский характер города. Пристройки крестоносцев к зданиям были разрушены. В Куполе Скалы были убраны статуи и алтари, и здание снова превратилось в мечеть. Великое здание церкви Святой Марии стало больницей. Церковь Святой Анны стала медресе , а другие церкви были разрушены, а их камни использовались для устранения повреждений, нанесенных осадой. Кроме того, большое внимание было уделено восстановлению и укреплению укреплений города для подготовки к возможному будущему нападению христиан.
Крестоносцы были изгнаны из города, но местные христиане, принадлежащие к Восточной православной церкви и Восточным православным церквям , остались в городе в качестве зимми, уплатив подушный налог (араб. Jizz'ya جزية), и взамен им разрешили остаться. в городе. [ 13 ]
Храм Гроба Господня был передан греческой православной общине, а ключи от храма были переданы двум мусульманским семьям. Чтобы укрепить положение и имидж иерусалимских мусульман, Саладин создал систему вакфов , которая поддерживала религиозные учреждения в Иерусалиме, такие как школы и мечети, путем привязки доходов и арендной платы к активам, предоставляя пожертвования, которые финансировали текущее содержание зданий. и поддерживал верующих.
Ответ христианского мира последовал быстро: Третий крестовый поход пришел из Европы в 1190 году, стремясь обратить вспять последствия поражения в битве при Хаттине и вернуть себе Иерусалимское королевство и город Иерусалим. Боевые действия начались с осады Акры (1189–1191), а оттуда крестоносцы под предводительством Ричарда Львиное Сердце двинулись дальше на Иерусалим. После военного успеха в битве при Арсуфе крестоносцы прибыли в Иерусалим , но по разным тактическим и политическим причинам отступили и решили не пытаться его завоевать. Вместо этого обе стороны вступили в переговоры, в ходе которых Саладин заявил, что идея джихада и святости Иерусалима для ислама обретают новое и центральное значение. В письме королю Англии он признал, что не может обсуждать будущее Иерусалима: [ 14 ]
Не походите душой на царя, что такой отказ возможен, я бы никогда не осмелился озвучить мусульманам ни слова.
В конце концов, после заключения Яффского договора с Саладином в 1192 году, по которому христианам была предоставлена свобода совершать паломничества к святым местам, Ричард Львиное Сердце покинул Святую Землю и вернулся в Европу.
Разрушение большей части Иерусалима
[ редактировать ]Со смертью Саладина в 1193 году империя Айюбидов распалась и была разделена между его сыновьями. Это привело к борьбе между различными княжествами по мере формирования и распада союзов. Иерусалим потерял свой статус столицы и религиозного центра и стал провинциальным городом в империи, центром которой часто был Дамаск или Каир . Однако для крестоносцев он оставался средоточием христианско-мусульманского конфликта. Такое сочетание пониженного геополитического статуса и межрелигиозной розни привело к опустошению города во время Пятого крестового похода .
Сирийский правитель Айюбидов Аль-Муаззам решил систематически разрушать укрепления в Иерусалиме, опасаясь, что крестоносцы вернут себе сильно укрепленный город. Приказ султана сравнять с землей большую часть города казался настолько неправдоподобным, что для его выполнения потребовалось его личное присутствие в Иерусалиме. [ нужна ссылка ] Город подвергся серьезным разрушениям: все укрепления были разрушены, кроме Башни Давида, а также разрушены многие здания. Большая часть населения бежала из города из-за страха жить в городе без укреплений от вторжения. Брат Аль-Муаззама, аль-Малик аль-Камиль, позже назвал Иерусалим после разрушения просто «несколько церквей и несколько разрушенных домов». Рынок, правительственные здания и святые места уцелели, но мало что еще сохранилось. [ 15 ] История Иерусалима во времена Иерусалимского королевства
Христианский контроль (1229–1244)
[ редактировать ]
Попытки восстановить христианскую власть в Иерусалиме в 1190–1210-х годах не увенчались успехом. [ 16 ]
Шестой крестовый поход под руководством Фридриха II, императора Священной Римской империи, покинул Италию в 1228 году. Смерть аль-Муаззама свела на нет предложенный союз с аль-Камилем, который вместе со своим братом аль-Ашрафом завладел Дамаском (а также Иерусалимом) у своего племянника, сына аль-Муаззама ан-Насира Дауда. . Однако аль-Камиль, по-видимому, не знал ни о малочисленности армии Фридриха, ни о разделениях внутри нее, вызванных его отлучением от церкви, и хотел избежать защиты своих территорий от нового крестового похода. Одного присутствия Фридриха было достаточно, чтобы без боя вернуть Иерусалим, Вифлеем, Назарет и ряд окружающих замков: они были возвращены в феврале 1229 года в обмен на десятилетнее перемирие с Айюбидами и свободу вероисповедания для мусульманских жителей Иерусалима. Условия договора были неприемлемы для Иерусалимского патриарха Геральда Лозаннского, который наложил на город интердикт . В марте Фридрих короновался в храме Гроба Господня, но из-за его отлучения от церкви и интердикта Иерусалим так и не был по-настоящему включен в состав королевства, которым продолжали управлять из Акры. [ 17 ]
Срок действия договора с Айюбидами истекал в 1239 году. Планы нового крестового похода под руководством Фридриха ни к чему не привели, а сам Фридрих был снова отлучен от церкви Григорием IX в 1239 году. Однако другие европейские дворяне поддержали это дело, в том числе Теобальд. IV , граф Шампанский и король Наварры , Пьер Дрё и Амори VI Монфор , прибывшие в Акру в сентябре 1239 года. Теобальд был избран лидером крестового похода на совете в Акре, на котором присутствовало большинство важных дворян королевства, включая Вальтера Бриеннского , Иоанна Арсуфского и Балиана Сидонского .
Крестоносцы, возможно, знали о новых разногласиях среди Айюбидов; аль-Камиль оккупировал Дамаск в 1238 году, но вскоре умер, и его территория была унаследована его семьей. Его сыновья аль-Адиль Абу Бакр и ас-Салих Айюб унаследовали Египет и Дамаск.
Айюбиды все еще были разделены между Айюбом в Египте, Исмаилом в Дамаске и Давудом в Кераке. Исмаил, Дауд и аль-Мансур Ибрагим из Хомса вступили в войну с Айюбом, который нанял хорезмийцев сражаться за него. При поддержке Айюба хорезмийцы разграбили Иерусалим летом 1244 года , оставив его в руинах и бесполезным как для христиан, так и для мусульман. В октябре хорезмийцы вместе с египетской армией под командованием Байбарса были встречены франкской армией во главе с Филиппом Монфором, Вальтером Бриенским и магистрами тамплиеров, госпитальеров и тевтонских рыцарей вместе со всеми -Мансур и Дауд. египетско 17 октября -хорезмийская армия разгромила франко-сирийскую коалицию, а Вальтер Бриенский был взят в плен и позже казнен. К 1247 году Айюб вновь оккупировал большую часть территории, уступленной в 1239 году, а также получил контроль над Дамаском. [ 18 ]
Контроль мамлюков после 1260 г.
[ редактировать ]Существует мало свидетельств того, проникли ли монгольские набеги в Иерусалим в 1260 или 1300 годах . Исторические отчеты того периода имеют тенденцию противоречить друг другу в зависимости от того, историк какой национальности писал отчет. В Европе также ходило большое количество слухов и городских легенд, утверждавших, что монголы захватили Иерусалим и собираются вернуть его крестоносцам. Однако эти слухи оказались ложными. [ 19 ] По общему мнению современных историков, хотя Иерусалим мог подвергаться набегам, а мог и не подвергаться, монголы никогда не предпринимали никаких попыток включить Иерусалим в свою административную систему, что было бы необходимо, чтобы считать территорию «завоеванной». в отличие от «нападал». [ 20 ] [ 21 ]
Даже во время конфликтов паломники продолжали прибывать в небольшом количестве. Папа Николай IV заключил соглашение с мамлюкским султаном, разрешающее латинскому духовенству служить в Храме Гроба Господня . С согласия султана папа Николай, сам францисканец , послал группу монахов, чтобы продолжить латинскую литургию в Иерусалиме. Поскольку город был не более чем заводью, у них не было официального жилья, и они просто жили в общежитии для паломников, пока в 1300 году король Сицилии Роберт не преподнес султану крупный денежный подарок. Роберт просил, чтобы францисканцам было разрешено иметь Сионскую церковь , часовню Марии в Гробе Господнем и пещеру Рождества , и султан дал свое разрешение. Но остальные христианские святыни находились в упадке. [ 22 ]
Султаны мамлюков обязательно посещали город, жертвовали новые здания, поощряли мусульманское поселение и расширяли мечети. правления султана Байбарса мамлюки возобновили мусульманский союз с евреями, и он основал два новых святилища, одно Моисея Во время и одно Салиха , чтобы побудить многочисленных мусульманских и еврейских паломников находиться в этом районе одновременно с христианами. , наполнившие город во время Пасхи . [ 23 ] В 1267 году Нахманид (также известный как Рамбан) совершил алию. В Старом городе он основал синагогу Рамбан , старейшую действующую синагогу в Иерусалиме. Однако большой политической силы город не имел и фактически рассматривался мамлюками как место ссылки опальных чиновников. Сам город управлялся эмиром низкого ранга. [ 24 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шам (2006), стр. 656-661.
- ^ Тайерман (2006).
- ^ Брейер (1908).
- ^ Асбридж (2004).
- ^ Финк в Setton & Baldwin (1969) [1955], стр. 368-409 .
- ^ Правер в Prawer & Ben-Shammai (1991), стр. 201.
- ^ Правер в Prawer & Ben-Shammai (1991), стр. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Адлер: Бенджамин Туделинский (1960) [1907], страницы 23–4.
- ^ Николсон в Setton & Baldwin (1969) [1955], стр. 410-447 .
- ^ Савона-Вентура (2005).
- ^ Болдуин в Setton & Baldwin (1969) [1955], стр. 590-621. Архивировано 1 июня 2023 г. в Wayback Machine .
- ^ Даджани-Шакил (1988), Сдача Иерусалима .
- ^ Правер (1963), с. 558.
- ^ Сиван в Prawer & Ben-Shammai (1991), стр. 297.
- ^ Боас (2001).
- ^ Хардвик в Setton, Wolff & Hazard (1969) [1962], стр. 519-555. Архивировано 28 марта 2024 г. в Wayback Machine .
- ^ Райли-Смит (2005), стр. 180–182 .
- ^ Тайерман (2006), стр. 770–771.
- ^ Шам (1979), стр. 805–819.
- ^ Амитай (1987), стр. 236–255.
- ^ Рансиман в Setton, Wolff & Hazard (1969) [1962], стр. 557-598 .
- ^ Армстронг (2015) [1996], стр. 307–308.
- ^ Армстронг (2015) [1996], стр. 304-305.
- ^ Армстронг (2015), с. 310
Библиография
[ редактировать ]- Адлер, Натан Маркус (1907). Маршрут Вениамина Туделы: критический текст, перевод и комментарии . Нью-Йорк: Phillip Feldheim, Inc. Проверено 4 января 2022 г. - через Washington.edu. Приведенные номера страниц взяты из переиздания 1960 года, выпущенного Еврейским университетом – факультетом истории Израиля.
- Амитай, Реувен (1987). «Набеги монголов на Палестину (1260 и 1300 гг. н.э.)». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 119 (2). Кембридж, Великобритания; Нью-Йорк, США: Издательство Кембриджского университета: 236–255. дои : 10.1017/S0035869X0014064X . JSTOR 25212151 .
- Армстронг, Карен (2015) [1996]. Иерусалим: один город, три веры . Книги Баллантайна, Random House. стр. 307–308. ISBN 978-0-345-39168-1 . Проверено 12 июля 2020 г.
- Асбридж, Томас С. (2004). Первый крестовый поход: новая история . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195178234 . Проверено 12 июля 2020 г.
- Боас, Адриан Дж. (2001). Иерусалим во времена крестовых походов: общество, пейзаж и искусство в священном городе под властью франков . Рутледж. ISBN 978-1-134-58272-3 .
- Брейе, Луи Рене . (1908). « Латинское Иерусалимское королевство (1099-1291) ». В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . 8 . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
- Даджани-Шакил, Хадия (1988). Хишам Нашабе (ред.). Некоторые средневековые отчеты о восстановлении Салах ад-Дином Иерусалима (Аль-Кудс): капитуляция Иерусалима . Бейрут: Институт палестинских исследований . Получено 30 июля 2020 г. - из Интернет-сборника по средневековью, исторический факультет Фордхэмского университета, Нью-Йорк.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Правер, Джошуа (1963). ( на История Латинского Иерусалимского королевства иврите) Том. II. Иерусалим: Институт Бялика .
- Правер, Джошуа; Бен-Шаммай, Хаггей, ред. (1991). История Иерусалима : крестоносцы и Айюбиды (1099–1250) (на иврите). Иерусалим: Яд Бен Цви . ISBN 9789652170927 .
- Правер, Джошуа. Время правления крестоносцев [ок. значение: правление крестоносцев ] . п. 29.
- Правер, Джошуа . Еврейская община [ Еврейская община ]. п. 201.
- Сиван, Эммануэль . [Переведенное название: Святость Иерусалима в исламе в период крестоносцев ]. п. 297.
- Райли-Смит, Джонатан СК (2005). Крестовые походы: История (2-е изд.). А&С Черный. ISBN 9780826472694 . Проверено 12 июля 2020 г.
- Савона-Вентура, Чарльз (2005) Дом прокаженных в Иерусалиме крестоносцев . Доступ июль 2020 г.
- Шейн, Сильвия (1979). « Gesta Dei per Mongolos 1300: Генезис несобытия». Английский исторический обзор . 94 (373). Издательство Оксфордского университета: 805–819. doi : 10.1093/ehr/XCIV.CCCLXXIII.805 . JSTOR 565554 .
- Шейн, Сильвия (2006). «Иерусалим, город». В Крестовых походах - Энциклопедия . стр. 656–661.
- Сеттон, Кеннет М .; Болдуин, Маршалл В., ред. (1969) [1955]. История крестовых походов . Том. I. Первые сто лет. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина . ISBN 9780299048341 .
- Финк, Гарольд С., Глава XII, «Основы латинских государств, 1099–1118» , стр. 368–409.
- Николсон, Роберт Л. Глава XIII, «Рост латинских государств, 1118–1144» , стр. 410–447.
- Болдуин, Маршалл В. Глава XIX, «Упадок и падение Иерусалима, 1174–1189 гг.». Архивировано 1 июня 2023 г. в Wayback Machine , стр. 590–621.
- Сеттон, Кеннет М .; Болдуин, Маршалл В.; Опасность, Гарри Уильямс, ред. (1969) [1962]. История крестовых походов . Том. II. Поздние крестовые походы 1187-1311 гг. Мэдисон: Издательство Университета Висконсина . ISBN 0299048446 .
- Хардвик, Мэри Никерсон. Глава XV: Государства крестоносцев, 1192–1243 (PDF) . стр. 519–555. Архивировано из оригинала (PDF) 28 марта 2024 года . Проверено 4 января 2022 г.
- Рансимен, сэр Стивен . Глава XVI: Государства крестоносцев, 1243–1291 (PDF) . стр. 557–598 . Проверено 4 января 2022 г.
- Тайерман, Кристофер (2006). «24: Людовик IX и падение материкового Утремера 1244-91» . Божья война: новая история крестовых походов . Издательство Гарвардского университета. стр. 770–771. ISBN 9780674023871 . Проверено 12 июля 2020 г.