Иерусалим в иудаизме
Часть серии о |
Иерусалим |
---|
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
С 10-го века до нашей эры Иерусалим был священным городом , средоточием и духовным центром евреев . [1] Иерусалим уже давно укоренился в еврейском религиозном сознании, и евреи всегда изучали и персонализировали борьбу царя Давида за захват Иерусалима и его желание построить там Святой Храм , как описано в Книге Самуила и Книге Псалмов . Многие из мечтаний царя Давида об Иерусалиме нашли отражение в популярных молитвах и песнях. Евреи верят, что в будущем восстановленный Храм в Иерусалиме станет центром поклонения и наставления всего человечества и, следовательно, Иерусалим станет духовным центром мира. [2]
В еврейской Библии [ править ]
Хотя Иерусалим ( иврит : ירושלים ) появляется в еврейской Библии он явно не упоминается 669 раз, в Пятикнижии . Вместо этого при упоминании Иерусалима используются топонимы Салем и Мориа , а также термин «место, которое изберет Бог»:
Ищи место, которое изберет Господь, Бог твой, из всех колен твоих, чтобы поставить Свое имя для Своего жилища. [3]
Маймонид приводит различные причины, почему это так, первая из которых заключается в том, что если бы народы мира узнали, что этому месту суждено стать центром высших религиозных идеалов, они бы заняли его, чтобы не дать евреям когда-либо контролировать его. [4]
В иудаизме он считается Письменным Законом , основой Устного Закона ( Мишна , Талмуд и Шулхан Арух ), изучаемого, практикуемого и хранимого евреями и иудаизмом на протяжении трех тысячелетий ( список еврейских молитв и благословений ). Талмуд очень подробно развивает связь евреев с городом.
Например, в книге Псалмов , которую евреи часто читали и запоминали на протяжении веков, говорится:
- «У рек Вавилона мы сели и плакали, вспоминая Сион». (Псалмы 136:1)
- «Ибо там уводившие нас в плен требовали от нас песни, а опустошавшие нас требовали от нас веселья, говоря : «Спойте нам одну из песен Сиона». Как нам петь песнь Господню в чужой земле? Если я забудь тебя, Иерусалим, да забудет десница моя хитрость свою . Если не помяну тебя, пусть язык мой прилипнет к нёбу моему, если не предпочитаю Иерусалим превыше главной радости моей. Вспомни, Господи, детей Моих. Едом в день Иерусалима, который сказал: разрушь его , разрушь его до основания; о дочь Вавилона, счастлив будет тот, кто отплатит тебе, как ты послужила нам. он возьмет и разобьет младенцев твоих о камни». (Псалмы 137:3–9) ( Версия короля Иакова , курсивом выделены слова, не написанные на оригинальном иврите)
- «Боже, народы вошли в наследие Твое, осквернили святыню Твоей святости, превратили Иерусалим в груду развалин… как воду пролили кровь свою вокруг Иерусалима…» (Псалом 79:1) –3);
- «...Иерусалим, отстроенный Иерусалим подобен городу, соединенному воедино... Молитесь о мире Иерусалиму...» (Псалмы 122:2–6);
- «Иерусалим окружен горами, как Бог окружает Свой народ навеки» (Псалмы 125:3);
- «Строитель Иерусалима — Бог, изгнанников Израиля Он соберет в… Хвалите Бога, Иерусалим, хвалите Бога вашего, Сион». (Псалмы 146:2–12)
В раввинистической литературе [ править ]
Еврейские религиозные писания содержат тысячи упоминаний об Иерусалиме, некоторые из которых включены в следующее:
- Если человек молится в Земле Израиля , он должен направить свое сердце к Иерусалиму; Если он стоит в Иерусалиме, ему следует повернуться лицом к Святому Храму — Брахот 27а.
- Почему плодов Гиносара нет в Иерусалиме? Чтобы паломники не говорили: «Если бы нам только надлежало есть плоды Гиносара в Иерусалиме, этого было бы достаточно» — Песахим 8б.
- В будущем Святой расширит Иерусалим до такой степени, что лошадь убежит и ее владелец сможет вернуть ее [еще находясь в пределах города] — Песахим 50а
- Иерусалим не был разделен между коленами — Йома 12а
- Змея или скорпион никогда никому не причиняли вреда в Иерусалиме — Йома 21а
- Кто не видел Иерусалим во всей его славе, тот никогда не видел прекрасного города — Сукка 51б.
- Десять мер красоты сошли на мир, девять взял Иерусалим — Кидушин 49б
- Иерусалим — свет миру — Берешит Раба 59
- Иерусалим не будет восстановлен до тех пор, пока не произойдет сбор изгнанников — Танхума Ноах 11
- Земля Израиля находится в центре мира, а Иерусалим находится в центре Земли Израиля — Танхума Кедошим 10
- Почему вездесущий не создал в Иерусалиме теплых источников, как в Тивериаде? Поэтому человек не должен говорить: «Поднимемся в Иерусалим, чтобы совершить омовение» — Сифре Бехаалотека 89.
- Нет красоты лучше Иерусалима — Авот рабби Натана 28
- Десять чудес произошли с нашими предками в Иерусалиме — Авот рабби Натана 35
- «Из всех твоих колен» – это относится к Иерусалиму, потому что весь Израиль является его соучастником – Авот рабби Натана 35
- В будущем все народы и царства соберутся в Иерусалим — Авот рабби Натана 35
- Все, кто молится в Иерусалиме – это как если бы он молился перед престолом славы, потому что там находятся врата рая – Пиркей де-рабби Элиэзер 35
- Во славу Иерусалима Я расколол для них море — Ялкут Шимони Исаия 473
- В будущем пригороды Иерусалима наполнятся драгоценными камнями и драгоценностями, и весь Израиль придет и заберет их — Ялкут Шимони Исаия 478
- Со дня разрушения Иерусалима у Бога нет радости, пока Он не восстановит Иерусалим и не вернет в него Израиль — Ялкута Шимони Плач 1009
В еврейском законе и обычаях [ править ]
Храм в Иерусалиме [ править ]
В древности иудаизм вращался вокруг Храма в Иерусалиме . Синедрион , управлявший страной , располагался на территории Храма. Храмовая служба была в центре событий Рош ха-Шана и Йом Кипура . Храм был центральным местом Трех паломнических праздников , а именно Песаха , Шавуота и Суккота , когда все евреи должны были собираться в Иерусалиме . Каждые семь лет все евреи должны были собираться в Храме на чтение Хахеля . Сорокадевятидневный отсчет Омера напоминает приношение Омера, которое приносилось в Храме каждый день между Песахом и Шавуотом. Восьмидневный праздник Ханука отмечает повторное освящение Второго Храма после его осквернения Антиохом IV . Ряд дней поста, включая девятое ава , десятое тевета и семнадцатое таммуза , напоминают о разрушении Храма.
Маймонид приводит список постановлений, которые применялись к Иерусалиму в период Храма: труп нельзя оставлять в городе на ночь; человеческие останки нельзя вносить в город; его дома не сдаются в аренду; проживание гер тошаву не было предоставлено; не сохранились погребальные участки, за исключением тех, которые принадлежали Дому Давида и Олды и существовали с древних времен; запрещается посадка садов и огородов; сев и вспашка запрещены из-за возможности загнивания продукции; деревья не посажены, за исключением существовавших в древности розариев; мусорные кучи запрещены из-за заражения; балки и балконы не должны нависать над общественным достоянием; печи под давлением запрещены из-за дыма; запрещено выращивать кур.
В память [ править ]
По завершении службы Йом Кипура и пасхального седера слова « Следующий год в Иерусалиме за пределами Иерусалима произносятся ». Утешая скорбящего, евреи произносят: «Да утешит тебя Бог среди всех скорбящих Сиона и Иерусалима».В самом Иерусалиме пасхальный седер может завершиться фразой «В следующем году Иерусалим будет восстановлен», имея в виду, вероятно, Храм, который был разрушен более двух тысячелетий назад.
В молитве [ править ]
В иудаизме ежедневные молитвы содержат многочисленные упоминания об Иерусалиме. Молитву амиду . , которая читается трижды в обычные будние дни, следует произносить лицом в сторону Иерусалима В нем содержится следующая мольба:
«И в Иерусалим, город Твой, да вернешься Ты с состраданием, и да пребудешь в нем, как Ты говорил. Да восстановишь Ты его скоро в наши дни, как вечное строение, и да укрепишь Ты скорее престол царя Давида внутри Благословен Ты, Боже, строитель Иерусалима... Да увидят очи наши Твое возвращение в Сион в сострадании. Благословен Ты, Бог, возвращающий Свое присутствие в Сион».
В « Милости после еды» , которая читается после принятия пищи с хлебом, говорится следующее:
«Помилуй, Господи, Боже наш... над Иерусалимом, городом Твоим, над Сионом, местом покоя славы Твоей, над царством царя Давида, помазанника Твоего, и над великим и святым Храмом, на котором наречено имя Твое... Восстанови Иерусалим, святый город, скоро в наши дни Благословен Ты, Бог, по милости Своей восстанавливающий Иерусалим, аминь».
После принятия легкой еды в благодарственном благословении говорится:
«Помилуй, Господи, Боже наш... Иерусалим, город Твой, и Сион, место покоя славы Твоей, и жертвенник Твой, и храм Твой. Восстанови Иерусалим, город святости, скорее в наши дни. Поднимите нас в него и обрадуйте нас его восстановлением, и позвольте нам вкусить от его плодов, насытиться его добротой и благословить Тебя на нем в святости и чистоте».
Обычаи в память об Иерусалиме [ править ]
Некоторые еврейские группы соблюдают несколько обычаев в память об Иерусалиме. Небольшое количество пепла прикасается ко лбу жениха-еврея перед тем, как он встанет под свадебный балдахин . Это символически напоминает ему, что нельзя позволять своей собственной радости быть «большей», чем продолжающаяся потребность вспоминать о разрушении Иерусалима. известный обычай, когда жених разбивает К теме траура по Иерусалиму относится и каблуком туфли после свадебной церемонии. У некоторых есть обычай, что жених произносит фразу из Псалмов: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть моя правая рука забудет [свою хитрость]». (Псалмы 137:5).
Другой древний обычай — оставлять неокрашенным участок внутренней стены напротив двери дома в напоминание о разрушении ( zecher lechurban ) храмов и города Иерусалима.
Согласно еврейскому закону, в знак траура по Иерусалиму запрещено слушать любую музыку, кроме праздников и торжеств, таких как свадьбы и инаугурации новых свитков Торы. Однако этот запрет, хотя и закреплен в Шулхан Арухе , в наши дни не соблюдается подавляющим большинством ортодоксальных и даже харедимских евреев.
Стена Плача в Иерусалиме [ править ]
Стена Плача ( котель хамаарави ), расположенная в самом сердце Старого города Иерусалима, является одним из самых святых мест в современном иудаизме. Это потому, что это ближайшая точка к первоначальному месту Святая Святых , которое в настоящее время недоступно для евреев. До 1967 года его вообще считали единственным сохранившимся остатком Второго Храма эпохи римских завоеваний; Говорят, что в Мидраше есть эзотерические тексты , в которых упоминается обещание Бога сохранить этот остаток внешней стены храма как памятник и напоминание о прошлом. Отсюда и название «Стена Плача», используемое неевреями, потому что многие евреи традиционно плакали, подходя к ней.
Однако захват Восточного Иерусалима в ходе Шестидневной войны показал, что подпорная стена Храмовой горы фактически сохранилась во всех местах.
Раввины и Иерусалим [ править ]
В Талмуде записано, что лидер раввинов Йоханан бен Заккай (ок. 70 г. н. э.) призывал к мирной капитуляции, чтобы спасти Иерусалим от разрушения, но не был услышан, поскольку город находился под контролем зелотов . Ранним выражением еврейского желания «вернуться в Сион» является путешествие Иегуды Халеви , который умер примерно в 1140 году. Еврейская легенда гласит, что, приближаясь к Иерусалиму, подавленный видом Святого города, он пел свою самую прекрасную песню. элегии, знаменитого « Сионида » Цион ха-ло Тишали , и что в этот момент на него наехал и убил араб.
За ним последовал Нахманид ( Рамбан ), который в 1267 году эмигрировал в землю Израиля и приехал на короткое время, чтобы поселиться в Иерусалиме. Он писал, что нашел едва десять евреев, так как город был опустошен крестовыми походами , тем не менее, вместе они построили синагогу , самую старую из сохранившихся до сих пор, известную как синагога Рамбана .
В 18 веке и Виленский Гаон , и Баал Шем Тов наставляли и посылали небольшие последовательные волны своих учеников поселиться в Иерусалиме, находившемся тогда под властью турецко- османской империи . Они создали еврейскую религиозную инфраструктуру, которая по сей день остается ядром еврейской общины харедим в Иерусалиме, которую в настоящее время возглавляет Эда ха-Хареидис . Некоторые из потомков учеников Виленского Гаона основали крайне антисионистское движение «Нетурей Карта» .
Создание Государства Израиль [ править ]
Британские власти Палестины создали в 1921 году новые офисы «главного раввина» как для евреев-ашкенази, так и для евреев-сефардов с центральным офисом в Иерусалиме. Раввин Авраам Исаак Кук (ум. 1935) переехал в Иерусалим, чтобы открыть этот офис, связанный с группой « Религиозных сионистов » Мафдала , став первым современным главным раввином вместе с главным сефардским раввином Яаковом Меиром. Официальное здание, в котором размещается Главный раввинат, было завершено в 1958 году и известно как Хейхал Шломо .
Напротив, евреи- харедим Иерусалима сформировали антисионистскую Эду ха-Чареидис , головную организацию для всех евреев-харедим, которые не были сионистами и яростно выступали против деятельности (религиозного) сионистского движения. Первым главным раввином Эды ха-Хареидис был раввин Йосеф Хаим Зонненфельд . Несколько групп, ранее присоединившихся к Эде, постепенно откололись от нее; к ним относятся хасидские движения Белз и Сквер . Хасидская группа Гер никогда не была частью Эды. Помимо более известной ашкеназской Эды, существует также менее известная сефардская Эда ха-Чареидит.
Иерусалим также является домом для ряда крупнейших в мире иешив (талмудических и раввинских школ) и стал бесспорной столицей еврейской научной, религиозной и духовной жизни для большинства мирового еврейства. Примерами крупных иешив в Иерусалиме являются иешива Мир и иешива Бриск .
Основные хасидские династии со штаб-квартирой в Иерусалиме включают Толдос Аарон , Толдос Авраам Ицхок , Душинский , Гер , Белз , Бреслов , Карлин-Столин и Рахмастровка . Членство в большинстве этих групп варьируется от одной тысячи до десятков тысяч. Есть также несколько более мелких групп, здесь не упомянутых. (См. Также: Категория: Хасидские династии со штаб-квартирой в Иерусалиме . )
Иерусалим в современном Израиле [ править ]
Иерусалим в XXI веке воспринимается израильскими евреями по-разному, в зависимости от их религиозных убеждений. Летом 2009 года в Иерусалиме вспыхнули беспорядки евреев-харедим из-за открытия по субботам парковки возле Старого города. [5] Однако светские группы выступили против. [6] утверждая, что Иерусалим должен быть городом для всех людей, религиозных и нерелигиозных. Призыв к «открытому» Иерусалиму получил поддержку раввина доктора Донниэля Хартмана, ортодоксального раввина и президента Института Шалома Хартмана в Иерусалиме. Он писал: «Как религиозный еврей, одновременно являющийся сионистом, я считаю, что Иерусалим важен не просто как город Божий, но и как столица государства Израиль, государства, которое, в отличие от вас, я ценю как часть моей религиозной жизни, я убежден, что гражданам нашей страны нужны объединяющие символы, вокруг которых можно построить нашу общую коллективную жизнь. Иерусалим, одна из немногих оставшихся объединяющих концепций в нашем глубоко разделенном еврейском мире, может служить именно такой. Значение Иерусалима как столицы Израиля заключается в том, что это город, принадлежащий всем гражданам Государства Израиль. Хотя мы с вами можем соблюдать Шабат одинаково, мои сограждане Израиля соблюдают его совершенно по-разному. Пока вы хотите сохранить город, я хочу сохранить наших людей». [7]
- Реконструкция Храма Соломона по библейскому описанию
- Старый город в начале 1900-х годов. Два купола в Еврейском квартале (нижняя часть фотографии) принадлежат синагогам Хурба и Тиферес Исраэль .
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^
- «Израиль впервые образовал единую нацию из Иерусалима около трех тысяч лет назад, когда царь Давид захватил корону и объединил двенадцать колен этого города... В течение тысячи лет Иерусалим был резиденцией еврейского владычества, домом королей, местонахождения его законодательных советов и судов. В изгнании еврейский народ стал отождествляться с городом, который был местом его древней столицы. Евреи, где бы они ни находились, молились о его восстановлении». Роджер Фридланд, Ричард Д. Хехт. Чтобы править Иерусалимом , University of California Press , 2000, стр. 8. ISBN 0-520-22092-7
- «Связь евреев с Иерусалимом никогда не была разорвана. На протяжении трех тысячелетий Иерусалим был центром еврейской веры, сохраняя свою символическую ценность на протяжении поколений». Иерусалим – Священный город , Министерство иностранных дел Израиля, 23 февраля 2003 г. По состоянию на 24 марта 2007 г.
- «Центральное значение Иерусалима для иудаизма настолько сильно, что даже светские евреи выражают свою преданность и привязанность к городу и не могут представить себе современное государство Израиль без него... Для евреев Иерусалим священен просто потому, что он существует... Хотя Иерусалим священный характер насчитывает три тысячелетия...». Лесли Дж. Хоппе. Святой Город:Иерусалим в богословии Ветхого Завета , Литургическое издательство , 2000, с. 6. ISBN 0-8146-5081-3
- «С тех пор, как 3000 лет назад царь Давид сделал Иерусалим столицей Израиля, город играл центральную роль в еврейском существовании». Митчелл Джеффри Бард, «Полное руководство идиота по ближневосточному конфликту» , Alpha Books, 2002, стр. 330. ISBN 0-02-864410-7
- «Для евреев город был выдающимся центром их духовной, культурной и национальной жизни на протяжении трех тысячелетий». Йосси Фейнтух, Политика США в отношении Иерусалима , Издательство Greenwood Publishing Group, 1987, с. 1. ISBN 0-313-25700-0
- «Иерусалим стал центром еврейского народа около 3000 лет назад» Моше Маоз, Сари Нуссейбе, Иерусалим: точки трения – и за их пределами , Brill Academic Publishers, 2000, стр. 1. ISBN 90-411-8843-6
- «Еврейский народ неразрывно связан с городом Иерусалимом. Ни один другой город не сыграл такой доминирующей роли в истории, политике, культуре, религии, национальной жизни и сознании народа, как Иерусалим в жизни еврейства и иудаизма. С тех пор, как царь Давид основал город столицей еврейского государства около 1000 г. до н. э., он служил символом и наиболее глубоким выражением идентичности еврейского народа как нации». Основные факты, которые вам следует знать: Иерусалим , заархивировано из оригинала 4 января 2013 г. , Антидиффамационная лига , 2007 г. По состоянию на 28 марта 2007 г.
- ^ Каплан, Арье (1992). «25: Мессианская эра». Справочник еврейской мысли , (Том 2) . Нью-Йорк : Издательство Мознаим. п. 376.
- ^ Второзаконие 12:5
- ^ Каплан, Арье (1996). «Начала». Иерусалим, око Вселенной . Нью-Йорк : Месора . стр. 11–44.
- ^ «Пять полицейских пострадали из-за возобновления беспорядков харедим в Иерусалиме» . Гаарец . Проверено 12 октября 2009 г.
- ^ Кершнер, Изабель (3 сентября 2009 г.). «Религиозно-светский разрыв, разрывающий сердце Израиля» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 октября 2009 г.
- ^ «Ультраортодоксы, геи и будущее Иерусалима» . Институт Шалома Хартмана. 2009. Архивировано из оригинала 12 октября 2009 г. Проверено 12 октября 2009 г.