Купол цепи

Купол Цепи ( араб . قبة السلسلة , латинизированный : Куббат аль-Силсила ) — исламское отдельно стоящее куполообразное к востоку от Купола Скалы на территории мечети аль-Акса в Старом городе Иерусалима здание, расположенное . Это одно из многих небольших зданий, разбросанных вокруг мечети Аль-Акса. Его точное историческое использование и значение находятся в стадии научных дискуссий. Построен в 691–92 гг. Н. Э., [ 1 ] Купол Цепи — одно из старейших сохранившихся сооружений на территории мечети аль-Акса. [ 2 ]
Он был построен при Омейядах , стал христианской часовней при крестоносцах , был восстановлен как исламский молитвенный дом при Айюбидах и реконструирован мамлюками , османами и базирующимся Иордании в вакфом .
Архитектура
[ редактировать ]
Здание представляет собой куполообразную конструкцию с двумя концентрическими открытыми аркадами, то есть без замыкающих его боковых стен. Купол, опирающийся на шестиугольный барабан, сделан из дерева и поддерживается шестью колоннами, которые вместе образуют внутреннюю аркаду. Второй, внешний ряд из одиннадцати колонн образует одиннадцатистороннюю внешнюю аркаду. Стена киблы содержит михраб или молитвенную нишу и окружена двумя колоннами меньшего размера. [ 1 ] Всего в конструкции семнадцать колонн, не считая михраба . В одном из старейших исторических источников (903 г. н.э.) говорится, что первоначально здесь было двадцать колонн. [ 3 ] Однако обследование, проведенное в 1975–76 годах под более поздним покрытием, показало, что сооружение не менялось с момента его постройки, что противоречит ранним описаниям. [ 4 ] Купол Цепи имеет диаметр 14 метров (46 футов), что делает его третьим по величине зданием в Хараме после мечети Аль-Акса и Купола Скалы. [ 2 ]
Колонны и капители, использованные в сооружении, относятся к доисламским временам. [ 1 ] Дизайн здания Омейядов практически не изменился в ходе более поздних реставраций. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Дата строительства
[ редактировать ]Купол Цепи считается одним из самых древних зданий, стоящих на территории анклава мечети Аль-Акса, и был построен Омейядами. [ 4 ] Первоначальный пол находится на том же уровне, что и пол Купола Скалы Омейядов, основания колонн аналогичны основаниям других зданий Омейядов и относятся к одному и тому же периоду, а положение Цепного Купола, кажется, коррелирует. ну с оригиналом [ 4 ] и нынешний михраб мечети аль-Акса [ 2 ] (см . Омфал ). Кроме того, самый ранний мусульманский источник, найденный на сегодняшний день ( Абд аль-Малик ибн Хабиб , писавший в 852 году нашей эры), явно приписывает здание халифу Омейядов Абд аль-Малику. [ 4 ]
Омейядский период
[ редактировать ]Ибн Хабиб, арабский ученый из Омейядами , управляемого Аль-Андалуса , оставил первое упоминание о Куполе Цепи. Он писал, что он был построен в 691/2 году халифом Омейядов Абд аль-Маликом, строителем Купола Скалы, и этот факт широко признан. [ 1 ] [ 2 ] Обширные реставрационные работы 1970-х годов показали, что здание сохранило свой общий вид с момента постройки, за исключением шести ныне заблокированных окон с закругленными арками в шестиугольном барабане, поддерживающем купол. [ 4 ] [ 1 ]
Период крестоносцев / Айюбидов
[ редактировать ]Когда крестоносцы вторглись в Левант в 1099 году, они определили купол как место, где пал святой Иаков Меньший , которого они считали братом Иисуса , когда его сбросили из Храма , и превратили здание в часовню, посвященную его рядом с Templum Domini . [ 1 ] В 1187 году здание и весь город были отвоеваны мусульманами под предводительством Саладина . В 1199–1200 годах потолок и брусчатку обновили правящие Айюбиды . [ 1 ] Христиане повторно использовали это место в 1240–1244 годах, прежде чем оно вернулось в пользование мусульманам. [ 1 ] Христианские паломники XIII века связывают его не только со святым Иаковом, но и с местом, где Иисус встретил прелюбодейную женщину . [ 1 ] Прингл предполагает, что только в период крестоносцев стены могли быть построены, чтобы закрыть часовню Святого Иакова, что объясняет сообщения паломников о том, что часовня «превосходно украшена картинами» ( Теодорих, ок. 1172 ). [ 1 ]
Мамлюки, османский период и позже
[ редактировать ]Сооружение было отремонтировано мамлюкским султаном Бейбарсом (годы правления 1260–1277). Реконструкция последнего, вероятно, включала замену михраба мрамором . [ 1 ] Надпись над михрабом сообщает, что в 1561 году при османском султане Сулеймане Великолепном сооружение было украшено глазурованными изразцами; в 1760/61 году было сделано больше плиточных работ. [ 1 ] Последняя крупная реставрация Купола Цепи была проведена по заказу исламского вакфа Иерусалима в 1975–76 годах. [ 1 ]
Религиозное значение
[ редактировать ]Место суда Давида и Соломона
[ редактировать ]Традиция, связывающая Купол с царем Давидом и его судом, является строго исламской, и все ее источники относятся к раннемусульманскому периоду. [ 5 ]
3 мусульманских источника, от Ибн Абд Раббихи в 913 году до Насир-и Хосро в 1047 году и до Али Герата в 1173 году, соединяют Купол цепью времен « Детей Израиля », Давида или Соломона. , где вершилось правосудие. [ 4 ] Это произойдет либо посредством божественного вмешательства, цепь, которую повесил Давид, не позволяя лжецам прикоснуться к ней, либо непосредственно Соломоном, мудрым сыном Давида. [ 4 ] Все эти источники свидетельствуют о том, что в раннемусульманский период, спустя несколько столетий мусульманского правления в Иерусалиме, мечеть Аль-Акса, как утверждается, была связана в исламских традициях со своим еврейским библейским наследием. [ 4 ] Все источники, ссылающиеся на традицию «цепи Давида», являются исламскими и относятся к раннемусульманскому периоду, что позволяет предположить, что были предприняты научные попытки узаконить правление Омейядов, связав их со справедливостью Давида. [ 5 ] Автор XII века аль-Идриси даже назвал это место « Святая святых ». [ 4 ]
По мнению Муджир ад-Дина (15 век), Цепной Купол обязан своим названием древней легенде, связывающей его с царем Соломоном.
Среди чудес Святого Дома — цепь, которую Соломон, сын Давида, подвешивал между Небом и Землей, к востоку от Скалы, где сейчас стоит Купол Цепи. Цепочка имела одну особенность. Если двое мужчин подходили к нему, чтобы разрешить спорный вопрос, только честный и честный человек мог за него взяться; несправедливый человек увидел, как оно ушло из-под его досягаемости. [ 3 ]
Муджир ад-Дин объясняет, почему цепочки больше нет: Мужчина отказался вернуть законному владельцу 100 золотых динаров. Он расплавил монеты и вылил золото в свою трость. Прежде чем поклясться, что он отдал долг, он попросил хозяина подержать его палку, и цепь позволила ему прикоснуться к ней. Отдав палку лжецу, владелец денег поклялся, что золото ему не вернули, при этом удерживая цепочку. Поскольку люди, присутствовавшие на суде, были озадачены тем, как оба показания могли быть правдой, группа с отвращением отправилась на небеса. [ 3 ]
Гораздо раньше, чем Муджир ад-Дин, Вахб ибн Мунаббих (ум. 725–737), передатчик исраилията и, вероятно, обращенный из иудаизма , предлагает более сухое объяснение, написав, что цепь была снята еще при жизни Давида и вернется в конце. дней. [ 5 ]
Мухаммад встречает девушек Джанна
[ редактировать ]Согласно аль-Васити , одна традиция определяет это место как место, где Мухаммед во время своего ночного путешествия в Иерусалим ( хур аль встретил черноглазых девиц Рая -айн). [ 6 ]
Омфалос
[ редактировать ]Купол стоит точно в геометрическом центре эспланады, на которой находится комплекс Аль-Акса, Харам, в месте, где встречаются две центральные оси. [ 2 ] [ 4 ] Центральные оси соединяют центры противоположных сторон, а Купол также идеально выровнен по длинной оси (приблизительно север-юг) с тем, что предположительно является старейшим михрабом мечети аль-Акса. [ 4 ] Этот михраб стоит внутри « мечети Омара », то есть юго-восточной части мечети аль-Акса, которая по традиции соответствует самой ранней мечети, построенной на территории анклава мечети Аль-Акса. [ 4 ] Михраб Омара , каким его можно увидеть сегодня, стоит точно посередине стены киблы Храмовой горы. [ 4 ] [ 7 ] Было высказано предположение, что после постройки Купола Скалы расположение главного михраба внутри мечети Аль-Акса было перенесено на ось с центром Купола Скалы, как это происходит до сих пор, но старый Позицию сохраняет отдельный михраб «Мечети Омара». [ 4 ]
Согласно этим соображениям, Купол Цепи расположен в омфалосе , или пупе, мечети Аль-Акса, да и Земли в целом – суррат аль-ард по-арабски. [ 4 ] [ 5 ] [ 8 ] Традиционный «пуп вселенной» в иудаизме находится в Святая Святых, в исламе – в Каабе в Мекке , а в христианстве – в Храме Гроба Господня . [ 2 ] Омфалос можно определить как религиозный артефакт или предмет. Вместе с Куполом Скалы этот омфалос будет гробницей, где был найден Адам и где был создан первый человек. [ 9 ]
Место Страшного Суда
[ редактировать ]В исламской традиции Купол Цепи отмечает место, где в «конце дней» произойдет Страшный Суд , причем цепь пропускает только праведников и останавливает всех грешников. [ 2 ]
Символика Омейядов
[ редактировать ]Размещение Купола Цепи в омфале святого места, традиционном месте Давидова правосудия, могло бы свидетельствовать о представлении о том, что халифы Омейядов были прямыми потомками «Детей Измаила», которым власть должна была принадлежать. был передан от «Детей Израиля». Омейяды хотели изобразить себя наследниками «справедливости Давида», сделав их правителями Судного Дня. Примечательно, что, как сообщается, Купол Цепи находился там, где халифы Сулейман б. 'Абд аль-Малик (годы правления 715–16) и 'Умар б. ) принял Абд аль-Азиз (годы правления 717–20) Присягу на верность ( байа , а также, возможно, основатель династии Муавия (годы правления 661–680). [ 8 ] Клятва верности закрепила бы за ними статус законных божественных лидеров Давидова правосудия, что подчеркивалось религиозной значимостью этого места.
Традиция создания цепи Давида уходит корнями исключительно в исламские источники раннемусульманского периода, и этот факт позволяет предположить, что она была создана намеренно для поддержки попыток Омейядов узаконить свое правление. [ 5 ]
Теории
[ редактировать ]Некоторые утверждают, что Цепной Купол мог быть построен еще до того, как ислам утвердился в Иерусалиме . [ 2 ] Мириам Розен-Аялон была первой, кто заметил его расположение в центре комплекса, и предположила, что он может быть связан с первоначальным еврейским храмом или окружающими его традициями. [ 4 ]
Точное историческое использование купола до сих пор широко обсуждается. Предполагалось, что Купол Цепи имел ряд различных целей, которые не были подтверждены. По традиции он считается местом священного суда, но в мусульманских источниках предполагается, что во времена Омейядов он использовался в качестве сокровищницы или модели для строительства Купола Скалы. [ 4 ] В брошюре Вакфа 2015 года говорится, что он использовался в качестве гостиной для архитекторов и строителей Купола Скалы. [ 10 ] В « Путешествиях » ученика Нахманида (около 1400 г.) говорится, что «Перед храмом [т. е. Куполом Скалы ] на востоке находится здание из колонн и купола на них. По-видимому, это потому, что это место внешнего жертвенника, который стоял во дворе израильтян [во Втором храме ]. Мы видели арабов, танцующих там в свой праздничный день, около 3000 человек». [ 11 ]
Казначейство
[ редактировать ]Теория, которая была создана в отношении исторического использования Купола Цепи, заключается в том, что он мог быть сокровищницей или бейт-аль-малом . Некоторые ученые, такие как Мутир аль-Гарам и Муджир ад-Дин, предполагают, что здание могло использоваться в качестве традиционной сокровищницы, однако открытая структура здания вызвала сомнения среди искусствоведов по поводу этой интерпретации. [ 12 ] Ахмад аль-Васити , писавший около 1019 года, перечисляет среди зданий, стоящих на территории Харама, Купол Цепи и Сокровищницу, тем самым проводя четкое различие между ними. [ 12 ]
Рядом с мечетями были построены сокровищницы Омейядов, а Купол Скалы не является мечетью. [ 12 ] Типичная сокровищница Омейядов часто строилась как закрытая конструкция с одним рядом колонн и куполом. Купол Цепи имеет купол, как и типичные сокровищницы, но имеет открытую структуру и два ряда колонн, что привело к тому, что историки отказались от этой теории. [ нужна ссылка ]
Модель Купола Скалы
[ редактировать ]Первым мусульманским ученым, представившим теорию о том, что Купол Цепи был построен как уменьшенная модель Купола Скалы, построенного рядом со строительной площадкой более крупного сооружения, был Муджир ад-Дин в 1496 году нашей эры. [ 12 ] Это довольно поздно в истории, похоже, это его собственное изобретение, и с тех пор оно было опровергнуто. [ 12 ] Модель не осталась бы стоять после завершения фактического строительства, а открытая структура Купола Цепи не отражает планировку Купола Скалы. [ 12 ]
Как и Купол Скалы, Купол Цепи состоит из двух концентрических многоугольников с колоннами, соединенными между собой аркадами и деревянными балками. [ нужна ссылка ] Купол Скалы в три раза больше Купола Цепи, а план и высота относительно пропорциональны. [ нужна ссылка ] Что противоречит этой теории, так это контраст между идеальной восьмиугольной симметрией обеих арок Купола Скалы и сочетанием шестиугольной внутренней аркады и (изначально) четырнадцатигранной арки. [ нужны разъяснения ] внешний для Купола Цепи. [ нужна ссылка ] Открытая конструкция без стен является дополнительной проблемой, а также их крайняя близость: меньшая постройка мешает строителям большей. [ 4 ] Есть и другие поздние источники, представляющие его как модель, но современные ученые не считают их убедительными. [ 4 ]
Позднее использование
[ редактировать ]Место Омейядов для присяги на верность
[ редактировать ]См. символику Омейядов .
Османское здание суда
[ редактировать ]В шестнадцатом веке, первом веке османского владычества в Леванте, Цепной Купол использовался в качестве здания суда, воссоединяясь со старой традицией Давидова правосудия на этом месте. [ 5 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Купол цепи, деталь интерьера
-
Купол Цепи с деталью Купола Скалы позади
См. также
[ редактировать ]Также в комплексе:
Другие:
- « Башня Давида », цитадель Иерусалима, связанная с Кораном Михраб Дауд, горница Давида или место для молитвы.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Прингл (1993), стр. 182–185.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Архнет: Кубба аль-Силсила
- ^ Jump up to: а б с Мерфи-О'Коннор (2008), с. 97
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с Розен-Аялон (1989), стр. 25–29
- ^ Jump up to: а б с д и ж Мостафа (2017), с. 1
- ^ Фадаил Байт аль-Макдис, стр. 74-75, нет. 119.
- ^ Тилье (2018), стр. 341–365
- ^ Jump up to: а б Мостафа (2017), с. 11
- ^ Граб (2017), с. 39
- ^ Официальное руководство (2015), с. 24
- ^ «HebrewBooks.org Подробности Сефера: Путешествие по Земле Израиля - Йери, Авраам, 1899–1966» . hebrewbooks.org . п. 81 и далее . Проверено 10 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Розен-Аялон (1989), с. 27
Библиография
[ редактировать ]- Архнет. «Кубба аль-Силсила» . Проверено 7 декабря 2020 г.
- Официальный путеводитель (2015). «Цепной купол (№ 9)» (PDF) . Путеводитель по мечети Аль-Акса (Аль-Харам Аш-Шариф) . Хашимитский фонд строительства и обслуживания Благословенной мечети Аль-Акса и Благородного Купола Скалы в Аммане ; Департамент по делам вакуфов и ислама, Иерусалим; Палестинское академическое общество по изучению международных отношений (PASSIA), Иерусалим. п. 24 . Проверено 16 марта 2021 г.
- Грабар, О. (15 мая 2017 г.), «Купол Скалы Омейядов в Иерусалиме» , Раннее исламское искусство и архитектура , Routledge, стр. 39, номер домена : 10.4324/9781315257280-10 , ISBN 978-1-315-25728-0 , получено 8 ноября 2020 г.
- Мостафа, Хеба (8 октября 2017 г.). «От Купола Цепи до Михраба Дахуда: преобразование памятного места Омейядов в Харам аш-Шарифе в Иерусалиме» . Мукарнас Онлайн . 34 (1): 1–22. дои : 10.1163/22118993_03401p002 . ISSN 0732-2992 . JSTOR 26551692 .
- Мерфи-О'Коннор, Джером (2008). Купол Цепи . Издательство Оксфордского университета. п. 97. ИСБН 978-0-19-923666-4 . Проверено 17 марта 2021 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Прингл, Д. (1993). Часовня Святого Иакова Меньшего (Куббат ас-Силсила) (№319) . Том. 3: Город Иерусалим. Издательство Кембриджского университета. стр. 182–185. ISBN 978-0-521-39038-5 . Проверено 16 марта 2021 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - Розен-Аялон, Мириам (1989). «Ранние исламские памятники аль-Харам аш-Шарифа: иконографическое исследование» . Кедем . 28 : 25–29. ISSN 0333-5844 . JSTOR 43588798 .
- Тилье, Матье (2018), « Абд аль-Малик, Мухаммад и Страшный суд: купол Скалы как выражение исламской ортодоксии», Живые и мертвые в средневековых обществах (на французском языке), Éditions de la Сорбонна, с. 341–365, номер домена : 10.4000/books.psorbonne.53878 , ISBN. 979-1-03-510092-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Модель интерьера и экстерьера в виртуальной реальности можно изучить на Sketchfab .
- Фотографии Цепного Купола в Манар аль-Атар фотоархиве
СМИ, связанные с Куполом цепи , на Викискладе?
31 ° 46'41,00 "N 35 ° 14'08,94" E / 31,7780556 ° N 35,2358167 ° E