Сиониды
Сиониды ( иврит : צִיוֹנִים ) — это пиютимы , которые выражают стремление еврейского народа увидеть холм Сион и город Иерусалим снова сияющими во всей своей былой славе. Они датируются временем сразу после разрушения Храма Соломона . С этого времени поэты и певцы Израиля отдали свои лучшие таланты изображению в самых ярких красках древней славы Сиона.
Значительно большее число этих песен объединяется в выражении искреннего желания увидеть народ, город Иерусалим, гору Сион и Храм восстановленными в их былом великолепии.
Библейские песни
[ редактировать ]Самая старая песня Сиона в еврейской литературе была написана примерно в пятом веке до нашей эры и представляет собой плач о том, что враг заставляет Израиль жить на чужой земле; это знаменитый Псалом 137:1-3. Подобный Сионид того же периода — Псалом 86; в нем поэт, полный надежды, воспевает тот день, когда плен закончится и радостно вернувшиеся изгнанники запоют новую песнь Сиона. Пятая глава « Плача» представляет собой элегию, заканчивающуюся стремлением к избавлению.
Средний возраст
[ редактировать ]В Средние века Сиониды из-под пера величайших поэтов составляли главное утешение и утешение народа. Еще во времена Ибн Габироля (11 век) песни Сиона были включены в литургию, частично как плачи по Тиша бе-Ав , а частично как тфиллот и пиютим . Известные плачи по Сиону, которые поются в Тиша бе-Ав, включают: песню, начинающуюся со слов בליל זה יבכיון ויילילו בני и дающую яркое описание разрушения Сиона; известная песня, которая начинается словами עוני שמרון קול תתן מצאוני и в которой Самария и Иерусалим стараются превзойти друг друга в описании обрушившегося на них несчастья; и, прежде всего, « Эли Цион» с его припевом:
- Сион и города его плачут, как роженица и как дева, облеченная во вретище, о мужчине, избранном ею в юности.
Также примечательны несколько строф из песни « Лекха Доди », которая поется на субботней службе.
Самым важным из «Сионидов» Ибн Габироля является стихотворение, начинающееся словами:
- Отправьте принца к осужденному народу, который разбросан туда и сюда.
и это начало:
- Обрати лице Твое, Боже, к побежденному, преданному в руку Бабеля и Сеира.
Иуда ха-Леви (1140 г.) был автором сионидского начала:
- Сион, не пошлешь ли ты привет пленникам твоим, которые приветствуют тебя, как остаток стад твоих? С запада на восток, с севера на юг приветствие, Издалека и ближнего, возьми ты во все стороны. Приветствие посылает пленник желания, проливающий слезы свои, Как роса на Ермона; хотелось бы, чтобы они упали на твои холмы.
Помимо этой песни, переведенной почти на все европейские языки в прозе и стихах, Иуда написал несколько более коротких песен, главные из которых: («Мое сердце на Востоке, хотя я на краю Запада») и
- Вздохни, Иерусалим! и пролей слезы твои, Сион.
Разные авторы
[ редактировать ]Среди других средневековых писателей этого класса можно упомянуть Авраама ибн Эзру, составившего Сионид («О Боже, восседающий на троне на Востоке, умилостиви траурного голубя») ; Иуда аль-Харизи (13 век), автор песни («Мир городу Салему Иерусалиму »); и Исраэль Наджара (16 век), написавший песню («Пусть цветок спасения расцветет, как пальма») .
В более современные времена Сэмюэл Дэвид Луццатто писал:
- («Сердце мое, сердце мое полно боли; видишь, горе мое древнее») ;
Не менее известна работа Джозефа Альманзи .
- («Со всех концов приходит ликование в день торжества благого Бога») .
Наиболее выдающиеся еврейские поэты написали Сионидов, среди них М. С. Рабенер , Мика Левисон , Иуда Леб Гордон , С. Манделькерн , М. М. Долицки и Н. Х. Имбер . Под влиянием сионизма было создано бесчисленное множество песен: из них можно упомянуть песню, принятую всеми сионистами мира как свою национальную песню и начинающуюся со слов «Там, где стройный кедр целует облака»; песня академического общества «Кадима» в Австрии «Знаешь ли ты, откуда приходит свобода»?; песня объединенных сионистов «Sluchajcie bracia gueśni tij»; и «Хатиква» (Надежда), написанная Н. Х. Имбером , с припевом:
- («Еще не ушла наша надежда, старая надежда вернуться в землю отцов наших, в город, где жил Давид») .
Библиография
[ редактировать ]- Киннор Цийон , Варшава, 1900 (сборник всех Сионидов с древнейших времен до наших дней [евр.])
- Yevreiskyie Motivy , Grodno, 1900
- Генрих Леве , Сборник песен для еврейских ассоциаций , Кёльн , 1898 г.
- Джейкобс , Еврейские идеалы , с. 131
Ссылки
[ редактировать ]- В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Джозеф Джейкобс и Шулим Оксер (1901–1906). «Сиониды» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.