Бойкая традиция и династия Соловейчиков
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2008 г. ) |
- Династия Соловейчиков раввинов и их учеников положила начало методу Брискера изучения Талмуда , который принят их последователями в иешивах Бриска . Назван так из-за происхождения Соловейчиков из города Бриска, или Брест-Литовска , расположенного на территории нынешней Белоруссии . Многие из первых раввинов Соловейчиков были официальными раввинами Бриска, и каждый, в свою очередь, был известен как «Брискер Ров». Сегодня Бриск имеет в виду несколько иешив в Израиле и Соединенных Штатах , основанных членами семьи Соловейчиков, в том числе иешивы Р'Авраама Иеусуа Соловейчика и покойного Р'Довида Соловейчика и другие.
Династия Соловейчиков.
[ редактировать ]Семья Соловейчиков включает в себя многих выдающихся предков-раввинов, таких как Симха Раппапорт и Хаим Воложинский , знаменитый талмудист и основатель Воложинской ешивы . Хаим Воложин был учеником Виленского Гаона .
Династия Соловейчиков началась с раввина Йосефа Дова Соловейчика, известного как Бейс ха-Леви . Что еще более важно, описанный ниже «стиль Брискера» уже можно найти в некоторой степени в работах Бейса ха-Леви, чего нельзя сказать о более ранних предках.
Все члены семьи Соловейчиков происходят от Племени Леви и поэтому иногда называются дескриптором ХаЛеви . Фамилия «Соловейчик» происходит от слова « соловей» в славянских языках ; оно было выбрано семьей, потому что основной обязанностью левитов в Иерусалимском храме было пение. [ нужна ссылка ]
Бейс ха-Леви
[ редактировать ]Раввин Йосеф Дов Соловейчик (1820–1892) большую часть своей жизни служил раввином Бриска. Его работы по Мишне Торе и первым пяти книгам еврейской Библии , автором которых он является, назывались «Бейс ха-Леви» ( на иврите «Дом левитов»). Поэтому многие люди называют его просто Бейс ха-Леви, что также позволяет избежать путаницы с двумя его выдающимися правнуками, носившими одно и то же полное имя: (1) раввина Моше Соловейчика сын , раввин Йозеф Соловейчик (1903–1993). кто переехал в США ; и (2) раввина Ицхака Зева Соловейчика сын , раввин Берл Соловейчик , который жил в Израиле.
Соловейчик сменил раввина Иеошуа Лейба Дискина на посту раввина Бриска, когда последний переехал в Иерусалим в 1876 году. Ранее он работал раввином Слуцка , а до этого — на факультете Воложинской ешивы.
Раввин Хаим Соловейчик
[ редактировать ]На посту раввина Бриска Бейс ха-Леви сменил его сын, раввин Хаим Соловейчик (1853–1918). Он наиболее широко известен как «Реб Хаим Брискер» (раввин Хаим из Бриска), где он применил аналитический метод изучения Талмуда, который фокусируется на точных определениях и категоризации еврейского закона . Его основной работой был «Чидушей Рав Хаим ха-Леви» , сборник идей о Мишне Тора , который часто также предлагал новое понимание Талмуда. У него было три сына, Ицхак Зев и Моше, и старший сын Исроэль Гершон.
Раввин Ицхок Зев Соловейчик
[ редактировать ]Раввин Ицхок Зев Соловейчик стал известен как Брискер Ров, когда он сменил своего отца на посту раввина Бриска. Его часто называли Велвелем , что на идише означает «волчонок». ( Зев означает иврите ».) Он также широко известен как «ГРИЗ» или «ХаГРИЗ», аббревиатура от (Ха) Гаон « Рабби Ицхак на Зев волк («гениальный раввин Исаак Вольф»). Он стал настолько известным, что многие люди, однако, называют его просто дер Брискер Ров («раввин Бриска»). Фактически, многие в мире ешивы Брискер в Израиле называют его просто «Ров». (В современной православной общине его племянника, раввина Йозефа Б. Соловейчика, называют «Рав».)
Как и его отец, раввин Ицхок Зев Соловейчик публиковал работы, основанные на Мишне Тора , часто предлагая при этом новые идеи Талмуда. Он бежал от Холокоста и переехал в Палестину под британским мандатом . Его дети и внуки сегодня живут в Израиле и основали там несколько иешив, известных как «Бриск», со штаб-квартирой в Иерусалиме .
Раввин Мешулам Довид Соловейчик
[ редактировать ]Раввин Мешулам Довид Соловейчик (известный как Реб Довид) был сыном раввина Ицхака Зева Соловейчика. Он был рош-ешивой иешивы Бриск в районе Гуш-Шмоним в Иерусалиме. Как и его отец и дед, он опубликовал работы, основанные на Мишне Торе, и многие из его лекций были опубликованы его учениками. Брискерс считал его одним из последних подлинных остатков еврейской Литвы до Второй мировой войны. Среди его учеников - покойный раввин Моше Тверски, ребби из ешивы Торас Моше и раввин Ицхок Лихтенштейн Рош ешива из ешивы Тора Водаас , оба внуки его двоюродного брата раввина Йозефа Бера Соловейчика . Он умер 31 января 2021 года в Иерусалиме, Израиль.
Раввин Берл Соловейчик
[ редактировать ]Раввин Берл Соловейчик , широко известный просто как «Реб Берель», был одним из ведущих иешив Брискер Рош в Иерусалиме , Израиль . Он был сыном раввина Ицхака Зева, Брискера Рава, и двоюродным братом раввина Йозефа Бер Соловейчика . Его сын, рав Аврохом Иегошуа , становится его преемником на посту Рош-ешивы Бриска в Иерусалиме.
Раввин Меир Соловейчик
[ редактировать ]Раввин Меир Соловейчик был сыном раввина Ицхака Зева Соловейчика и возглавлял одну из Брискерских иешив в Иерусалиме, которую посещали многие знатоки Торы, в том числе нынешний Радзинский Ребе , Великий раввин Моше Лейнер. Его не следует путать с раввином Меиром Соловейчиком , сыном раввина Арона Соловейчика , сына раввина Элияху Соловейчика. Он умер в возрасте 87 лет 2 апреля 2016 года. его ешиву теперь возглавляет его сын раввин Йехиэль Соловейчик вместе с его братом раввином Авраамом Соловейчиком, а еще одну ешиву возглавляют его сын Реб Велвел и его брат.
Раввин Велвел Соловейчик II
[ редактировать ]Раввин Ицхок Зев «реб Велвел» Соловейчик — сын рава Мешулама Довида, а также его преемник на посту Рош ха-Йешива из оживленной иешивы. Он носит имя своего деда, Брискера Рова.
Раввин Моше Соловейчик
[ редактировать ]Другим известным сыном раввина Хаима Соловейчика был раввин Моше Соловейчик. Его работы по Рамбаму известны как « Чиддушей ха-Грам ха-Леви» и «Чиддушей ха-Грам ве'хаГрид». Он служил раввином Рассейна, а затем Хаславича. Затем он переехал в Варшаву, где служил рош-ешивой раввинской семинарии Тачкемони . Он переехал в Америку в 1929 году и был назначен рош-ешивой в духовной семинарии раввина Исаака Эльханана (RIETS). (Хотя РИЭТС ни разу не называл себя «оживленной ешивой» как таковой, на протяжении многих десятилетий он был домом для раввина Моше Соловейчика, а затем и для его сыновей.) Его сыновьями были знаменитый раввин Йозеф Соловейчик , который жил в Бостоне и ездил на работу в преподавать Талмуд в Университете Ешива на Манхэттене; доктор Самуэль Соловейчик , химик и знаток Талмуда; и раввин Арон Соловейчик , который преподавал в Месивта Рабби Хаиме Берлине, а затем в Университете ешивы. Рав Арон основал и был рош-ешивой ешивы Бриск в Чикаго, штат Иллинойс.
Раввин Джозеф Б. Соловейчик
[ редактировать ]Раввин Джозеф Б. Соловейчик был сыном Моше Соловейчика. Он сменил своего отца на посту старшего Рош-ешивы RIETS в Нью-Йорке. Став важным лидером современного ортодоксального еврейства, он рукоположил около 2000 раввинов в течение почти полувека, тем самым укрепив свой статус «раввина», поскольку он был «раввином раввинов». Он начал движение дневных школ, когда в 1937 году основал школу Маймонида как одну из первых еврейских дневных школ за пределами Нью-Йорка после прибытия в Бостон вместе с Таней Левитт Соловейчик в 1935 году, чтобы стать мара д'атра большей еврейской общины Бостона. Сегодня Маймонид поддерживает многие радикальные образовательные положения Рава, включая совместное обучение и изучение Талмуда женщинами . Ему часто приписывают то, что он был основным основателем современного православия , движения иудаизма, которое утверждает, что евреи должны вести галахическую жизнь, не избегая внешнего мира. Он также придал столь необходимое обоснование сионистским усилиям в своей знаменитой работе «Коль Доди Дофек». Хотя он был прежде всего блестящим талмудистом, его самые известные работы «Одинокий человек веры», «Катарсис», «Галахический человек» и «Увиккаштем Мишам» носят в основном философский характер. Фильм под названием «Одинокий человек веры: жизнь и наследие Джозефа Б. Соловейчика» более подробно документирует жизненный путь и личность рава.
Раввин Арон Соловейчик
[ редактировать ]Раввин Арон Соловейчик был сыном раввина Моше Соловейчика. Он преподавал в Месивта Рабби Хаиме Берлине , а затем в Университете Иешивы . В конце концов он переехал в Чикаго и стал рош-ешивой в Еврейском теологическом колледже , а в 1974 году основал свою собственную ешиву Yesшиваs Brisk в Чикаго . После того, как его брат Джозеф заболел, начиная с 1986 года он начал ездить в Нью-Йорк, чтобы читать лекции в RIETS . Раввин Арон Соловейчик умер в 2001 году, а иешива Бриск из Чикаго через несколько лет прекратила свое существование как Месивта, но продолжает действовать сегодня как Бет Медраш под руководством старшего сына раввина Арона, раввина Моше Соловейчика. Среди его внуков раввин Шмуэль Маркус, философ раввин доктор Меир Соловейчик и политический аналитик Нехама Соловейчик . Раввин доктор Дэвид Эпплбаум считался одним из его самых выдающихся и преданных учеников.
Философия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Май 2011 г. ) |
Общий
[ редактировать ]В отличие от хасидского движения, все раввины Соловейчиков были частью литовского движения ешив и, таким образом, твердо верили в традиционное талмудическое образование и, в определенной степени, в то, что интеллект важнее эмоций . Однако раввин Йосеф Дов Соловейчик ясно дал понять, что он был очень связан с хасидизмом, поскольку несколько лет жил в Хаславичах, которые были в основном хасидскими.
галахический
[ редактировать ]«Династия Брисков» и их последователи (известные как «Брискеры») известны своей тенденцией к строгости Галахи (еврейского закона); если когда-либо возникнет сомнение между двумя раввинскими мнениями, «Быстрый путь», скорее всего, последует более строгому. Они утверждают, что мы не можем определить, что Галаха следует одному мнению над другим. Вместо этого они строги в том смысле, что будут стремиться удовлетворить мнение всех ранних галахических авторитетов. Например, многие студенты ешивы не только не бреют пейоты (пейсы), как того требует Тора , но и отращивают всю эту область очень долго, заправляя ее за уши, как того требуют некоторые ранние галахические авторитеты. Они известны как «Брискер Пейос» или «Брискерс».
Вслед за Ребом Велвелом («Брискер Рав»; см. выше), многие Брискеры в Израиле очень строги в отношении ритуальной десятины («трумос умаасрос» на иврите). Они повторяют Криас Шма много раз, каждый раз с разным возможным произношением, чтобы убедиться, что они выполняют библейское повеление.
Талмудический
[ редактировать ]Инновационный стиль Бриска, или «концептуальный», стиль талмудического анализа описан в статье о методе Бриска .
Политический
[ редактировать ]Много споров разгорелось относительно политических взглядов раввинов Бриска. Раввин Ицхак Зев Соловейчик и его потомки, обосновавшиеся в Израиле, ясно дали понять, что они выступают против светского сионистского государства и, таким образом, не оказывают поддержки израильскому правительству. Они не следуют ничьим указаниям и определяют свое мнение относительно государства в каждом конкретном случае, поэтому избегают присоединения к какой-либо политической фракции, в том числе антисионистской, предпочитая принимать обоснованное решение по каждому необходимому взаимодействию с государством. Как правило, они не поддерживают государство, но и не поддерживают политические антисионистские предубеждения. [ нужна ссылка ] Например, они не принимают никаких денег от правительства Израиля. Они также выступают против того, чтобы студенты ешивы получали светское высшее образование. Обращаясь к своим предкам, раввин Хаим Брискер цитирует некоторые резкие высказывания против сионизма, хотя он жил в эпоху, когда харедимский антисионизм был гораздо более распространенным. [ 1 ] Однако в целом они считаются истинными наследниками мнения Брискера по этому вопросу. [ нужна ссылка ]
Напротив, большинство Соловейчиков, переехавших в Соединенные Штаты, в том числе раввин Йозеф Соловейчик и его брат раввин Аарон Соловейчик, очень поддерживали Государство Израиль , а также то, что они считают всесторонним высшим образованием. Они оказали гораздо большую поддержку, чем обычное ультраортодоксальное американское еврейство. Раввин Йозеф Соловейчик стал признанным лидером современного ортодоксального движения, а возглавляемая им ешива, Университет Ешива , стала флагманским учреждением современного ортодоксального движения. Раввин Джозеф Соловейчик был американским главой Мизрахи , организации религиозных сионистов. Его последователи обычно идентифицируют себя с Мизрахи и являются решительными сторонниками Государства Израиль. Раввин Соловейчик в какой-то момент даже был кандидатом на пост главного раввина Тель -Авива , но сторонники раввина Моше Авигдора Амиэля отвергли его .
Что касается феминизма, раввин Йосеф Дов Соловейчик с гордостью отметил, что в свадебном приглашении его родителей его бабушка и дедушка указаны как «Хаим и Лифша» в одной строке, а «Соловейчик» в следующей строке, по центру между их именами. Это можно рассматривать как более феминистское, чем фраза «Раввин и миссис Такая-то» (или на иврите «Плони БенПлони В'Раясо»), которую харедим сегодня можно увидеть во многих приглашениях . Однако что касается феминизма в нерелигиозно-обвинительном смысле, то есть когда Тора подвергается сомнению или обвиняется в неполноте или несправедливости, раввин Йосеф Дов считал это ересью, и эту точку зрения цитируют многие из его ближайших учеников.
Сегодня, однако, большинство приверженцев израильских соловейчиков следуют общему израильскому харедим, т.е. крайне правому мировоззрению относительно роли женщин в еврейском образовании и общественной жизни. С другой стороны, раввин Йосеф Дов Соловейчик и многие его ученики и потомки были сдержанно более открыты к возможностям для женщин. Сам раввин Соловейчик прочитал вступительную лекцию по Талмуду в Штерн-колледже для женщин Университета ешивы .
Примечания
[ редактировать ]- ^ см . на странице Anti-Zionism#Religious . Дополнительную информацию об исторических тенденциях харедимского антисионизма