Jump to content

Евреи на Мадагаскаре

Малагасийские евреи
Еврейский газ
Малагасийские евреи
מָדָגַסְקָר סְפָרַדМадагаскар Испания
( Мадагаскар Сефарад )
Джиози Гаси (малагасийский еврей) в Ампанотокане читает молитву Авдала в ознаменование окончания Шаббата.
Общая численность населения
360 (приблизительно) [1]
Регионы со значительной численностью населения
Мадагаскар : В основном в Ампанотокане .
Языки
малагасийский , иврит , французский
Религия
иудаизм
Родственные этнические группы
Малагасийские народы , евреи-сефарды

Сообщения о евреях на Мадагаскаре восходят к самым ранним этнографическим описаниям острова, датируемым серединой 17 века. На Мадагаскаре проживает небольшое еврейское население, включая приверженцев нормативных взглядов , а также иудейских мистиков, но исторически остров не был значительным центром еврейских поселений. Несмотря на это, устойчивый миф о происхождении малагасийских этнических групп предполагает, что жители острова произошли от древних евреев и, таким образом, современные малагасийские и еврейские народы имеют расовую близость. Это убеждение, названное «малагасийской тайной», настолько широко распространено, что некоторые малагасийцы называют жителей острова диаспорой Джиоси Гаси (малагасийская еврейская диаспора). В результате еврейские символы , атрибуты и учения были интегрированы в синкретические религиозные практики некоторых малагасийских народов. Подобные представления о предполагаемых израильских корнях Мадагаскара сохранялись в европейских хрониках острова до начала 20 века и, возможно, повлияли на нацистский план. переселить европейских евреев на Мадагаскар. возможность установления контакта португальских евреев -конверсо Совсем недавно была предложена с Мадагаскаром в 15 веке.

Небольшая еврейская община Мадагаскара столкнулась с проблемами во время режима Виши , который ввел антисемитские законы, затрагивающие немногих евреев на острове. В 21 веке некоторые коренные малагасийские общины, неофициально отождествляемые с евреями и иудаизмом, приняли раввинистический иудаизм, изучая Тору и Талмуд в трех небольших общинах и обращаясь в православие . Единая раввинская еврейская община практикует сефардскую литургию называет свое этническое разделение внутри иудаизма мадагаскарской сефарадой и .

малагасийцев Теории происхождения еврейского

В легендах о древнем еврейском происхождении Мадагаскара часто упоминается красный зебу — местная адаптация рыжей телицы, упомянутой в Торе .

«Малагасийский секрет» [ править ]

Существует широко распространенное многовековое [2] вера на Мадагаскаре в то, что малагасийцы произошли от евреев, при этом «вероятно миллионы» людей на Мадагаскаре заявляют, что генеалогическое происхождение происходит из древнего Израиля. [3] Это убеждение называется «малагасийской тайной» и настолько распространено, что некоторые малагасийцы называют свой народ диаспорой Джиоси Гаси (малагасийская еврейская диаспора). [4] Мифы о происхождении, которые различаются в зависимости от клана, часто включают в себя предков, прибывших на берега Мадагаскара в белом и с «красным зебу », локализованной адаптацией библейской традиции о красной телице . [5] [6] Кэтрин Кванбек записывает устное свидетельство человека из клана Таваратра из Сандравинани о предках его народа, которые... [5]

...прибыли откуда-то из района Медины или откуда-то с морского побережья Саудовской Аравии на множестве ботри [лодок], полных семей, на северное побережье Мадагаскара. Некоторые из них, Тантакара, остались в районе этого северного побережья, другие продолжили путь на юг вдоль восточного побережья Мадагаскара. На дау нашей семьи находился один красный зебу, и когда дау достигло района Вохипено, зебу заревел, поэтому они временно остановились здесь. Но затем они продолжили путь на юг, мимо так называемого форта Дофин, и продолжили путь вокруг южного побережья, дойдя даже до Андроки. В устье этой реки зебу снова два раза заревел; поэтому они остановились там, но в конце концов снова ушли и вернулись той же дорогой, которой пришли. Пройдя обратно на восток вдоль южного побережья Мадагаскара, а затем на север вдоль части восточного побережья, в районе Вохипено, красный зебу трижды проревел. Итак, они остановились там, и наша семья в конце концов переехала на юг, в Сандравинаны, регион, который был полностью открыт, и никто не заселил его. Мы были коренными малагасийцами, жившими в районе того места, которое сейчас известно как Сандравинани.

Дальнейшее мнение гласит, что Мадагаскар был заселен евреями с древних времен и что остров был связан с древним Офиром . [7] Эти же легенды утверждают, что палисандр, использованный при строительстве Храма Соломона, происходил из равнинных лесов Мадагаскара . [3]

На происхождение от членов этого Соломонового флота широко заявляют народы Мерина и Бецилео . [8] Легенда Бетсилео, связанная с местом под названием Иволамена, описывает двух предков Бецилео, Антоса и Кэти, которых Соломон послал на Мадагаскар искать золото и драгоценные камни. [9] [10]

часто Царская линия Мерины заявляла, что она произошла от древней волны миграции израильтян, прибывшей через Азию на Мадагаскар после изгнания нововавилонского императора Навуходоносора . [11] Антеморо Люди считают Моисея своим предком. Люди Сакалава и Антандрой объясняют, что некоторые табу в их культурах произошли от древних предков Израиля. Некоторые малагасийские теории еврейского происхождения предполагают происхождение от одного или нескольких из Десяти потерянных колен Израиля , чаще всего Гада , Иссахара , Дана и Ашера . Другое повествование, связывающее древних евреев с Мадагаскаром, утверждает, что Мадагаскар был местом расположения Эдемского сада (с различными островными реками вокруг малагасийского поселения Мананзара, называемого истинным библейским Фишоном ), и что Ноев ковчег покинул Мадагаскар во время потопа . . [12] [13] [10] Одна из легенд Антеморо повествует, что у исламского пророка Магомета было пять сыновей, которые все стали королями Аравии: Авраам, Ной, Иосиф, Моисей и Иисус, причем последние четыре из них были отцом Цимето, Казимамбо, Анакары и Раминии. [5]

Эдит Брудер описывает устное свидетельство из архива Кэтрин Куанбек, в котором «после нескольких встреч» молодой севохитце «осторожно упомянул о существовании места, откуда он пришел, Фойбе Джиози , что означает «штаб-квартира евреев». », недалеко от Амбовомбе , Мадагаскар. Он прокомментировал: «Мы женимся только внутри нашего клана. Никто не любит приезжать в наш город. Мы должны скрывать тот факт, что мы евреи». [5]

Подобные «криптоеврейские» легенды существуют на соседних Коморских островах и в Мозамбике . [10]

Амбохимаха четверг [ править ]

В высокогорной Бетсилео коммуне Алакамиси Амбохимаха находится Иволамена , священное место, где скалы с надписями считаются верующими артефактами древних соломоновых предков народа Бецилео.

На участке под названием Иволамена в Алакамиси Амбохимаха находятся скалы, которые были изучены в 1950-х годах группой французских исследователей после «слухов в регионе Фианаранцуа о существовании букв, вырезанных на камне», обнаруженных местным каменщиком Эдуардом Рандрианасоло. [9] [8] [14] [10] Французские исследователи описали надпись на скале, «приписываемую символам, полученным из финикийского алфавита, с высокой вероятностью, что [глифы] происходят из семейства южно-арабских [глифов], называемых сабейскими ». Команда также выдвинула гипотезу, основанную на сходстве между сабейскими и малагасийскими методами орошения , что « хамито-семиты », возможно, были первыми, кто привез на Мадагаскар крупный рогатый скот зебу. Сообщается, что на другом близлежащем месте, Вохисоратре (что означает «гора с надписями»), была «надпись, напоминающая еврейские буквы ». Исследователи получили информацию от малагасийского информатора, который предположил, что надписи Вохисоратра могут быть датированы «временем царя Соломона, который послал израильтян по всему миру искать драгоценные камни для строительства Иерусалима». [8] В 1962 году Пьер Верен обобщил научные мнения о надписях как о «разделенных» и заявил, что геологи считают предполагаемые надписи продуктами «естественной эрозии». [8] [15]

Сайты Иволамена и Вохисоратра . [а] сегодня почитаются как сверхъестественное святое место претендентами на Бецилео древнего израильского происхождения, которые считают, что надписи на обеих скалах были оставлены их предками во время путешествия по сбору материалов для Храма Соломона, во время которого они женились на местных жителях легендарного племени «Зафиндрандото». и поселился, чтобы основать первые общины Бетсилео. [9] [10] В речи тогдашнего президента Мадагаскара Дидье Рацираки в январе 1989 года упоминались местные верования, окружающие скалу Амбохимаха, которая, как он утверждал, содержала « протоеврейские » письмена. Сообщается, что Рацирака также попросил группы малагасийских археологов изучить вопрос о еврейских корнях Мадагаскара и провести раскопки в регионе Бетсилео в поисках сокровищ библейской царицы Савской . [8] В 2009 году жители Алакамиси Амбохимаха угрожали приверженцам «еврейского иудаизма», которые пришли к скалам и принесли в жертву двух ягнят, черного и белого, несмотря на местную фади (табу) против забоя овец. [9] [16] Местные жители Бетсилео призвали правительство признать коммуну священным местом исторического наследия и соответствующим образом защитить ее. [16]

«Еврейский тезис» [ править ]

, утверждал, Принц Ндриана Рабариоэлина, член королевской семьи Мерины что красно-бело-черная королевская ламба (на фото выше, изображающая короля Андрианампоинимерина ) имеет общие корни с аналогичными левитов одеждами , описанными в Мидраше . [17]

Теория о том, что малагасийцы могут проследить свое происхождение от древних евреев, называемая «еврейским тезисом», утверждается в самых ранних работах по вопросу о малагасийском происхождении и к концу 19-го и началу 20-го веков стала «убеждением» многие европейские летописцы острова. [8] Общие обоснования тезиса включали наблюдения за «лингвистическим сходством [между ивритом и малагасийцами ]; общими физиогномическими отношении еды и гигиены чертами; табу в ; своего рода монотеизмом [когда малагасийцы называют Занахари своим единственным, неизобразимым Богом]; [18] соблюдение лунного календаря ; и события жизненного цикла, напоминающие события в еврейской традиции, обрезание ». в частности [19] [8] Аналогичный «арабский тезис» также был широко распространен, хотя и менее настойчив и популярен, чем его еврейский аналог. [6]

Британский купец Ричард Бутби из Ост-Индской компании в 1646 году предположил, что жители Мадагаскара произошли от еврейского патриарха Авраама и его жены Хеттуры и были отправлены Авраамом «населять Восток». [20] Введение (приписанное капитану Уильяму Макетту) к мемуарам Роберта Друри 1729 года предполагает, что «евреи во многом заимствовали от [малагасийцев], а не от евреев   ... их религия более древняя». [21] Сэмюэл Копленд писал в 1822 году, что «происхождение [малагасийцев] большинство писателей приписывают евреям». [22] [23] Натуралист Альфред Грандидер подтвердил предполагаемые свидетельства двух волн древней миграции израильтян на Мадагаскар в 1901 году, заключив: «Флоты, посланные царем Соломоном к юго-восточному побережью Африки [чтобы закупить материалы для его Храма], вероятно, потеряли некоторые из своих кораблей. побережья Мадагаскара, и вполне вероятно, что в древние времена на этом острове, добровольно или нет, были основаны некоторые еврейские колонии». [8] Грандидер также сравнил культурные обычаи малагасийцев с культурными практиками древних израильтян, обнаружив тридцать пять общих черт, включая жертвоприношение животных , поиск козлов отпущения , аналогичные погребальные традиции и практики, сравнимые с метцица бпе и испытание горькой водой . [24] В том же году ирландский антрополог Огастес Генри Кин опубликовал книгу « Золото Офира: откуда и кем?» , в котором он предположил, что золото Офира было привезено с Мадагаскара. [8] [25] В 1946 году Артур Лейб писал, что малагасийская нумерологическая практика является продуктом еврейского влияния на народ. [26] Также в 1946 году Джозеф Брайант опубликовал «L'hebreu à Madagascar » — влиятельное сравнительное исследование малагасийского и ивритского языков, целью которого было найти существенные общие черты между ними. [27]

Ларс Дале критически отозвался о сравнительных аргументах в пользу диссертации в 1833 году: «Я думаю, правда в том, что сходство обычаев почти бесполезно как признак родства, если не подкреплено и не подтверждено другими, более важными доказательствами». [8] Британский исследователь Сэмюэл Коупленд утверждал в 1847 году, что малагасийцы не имеют «ни обычаев, традиций, обрядов или церемоний, достаточно аналогичных, чтобы мы могли приписать их происхождение этому [еврейскому] народу». [28] В 1924 году Чейз Осборн протестовал против еврейского тезиса о том, что «ни одно из [малагасийских] племен не обладает таким большим еврейским носом , который следовал за этим народом во все времена и является признаком силы». [29]

Современный анализ колониальных европейских теорий малагасийского еврейского происхождения отмечает, что «идентификация левитских обычаев была навязчивой идеей миссионеров и первых европейских антропологов». [10] и что «сопоставление библейского утверждения об универсальности и общем происхождении от трех сыновей Ноя с реалиями глобального разнообразия было [...] главной заботой поколений священнослужителей и христианских путешественников». [8] выбрала остров Эрик Т. Дженнингс утверждает, что разговоры о еврейских корнях на Мадагаскаре привели к тому, что нацистская Германия для Мадагаскарского плана — насильственного переселения европейских евреев на Мадагаскар. [8]

расследования Более поздние

Никакого генетического тестирования конкретных малагасийских популяций для подтверждения заявлений о еврейском филогенетическом наследии не проводилось. Генетические и лингвистические исследования, которые широко изучают малагасийское происхождение, обычно указывают на австронезийское поселение как на самое раннее присутствие человека на острове, за которым последовали волны миграции из других регионов, включая Восточную Африку . [10] Исследование ДНК народа Антеморо , проведенное в 2013 году, обнаружило в их родительских линиях две гаплогруппы , связанные с ближневосточным происхождением. Было обнаружено, что гаплогруппа J1 связывает антеморо, среди прочего, с португальскими евреями и людьми из Израиля и Палестины. Гаплогруппа Т1 связала Антеморо с Израилем, Испанией, Ливаном и Палестиной. [30] [31]

Натан Девир счел возможность малагасийского расового происхождения от одного из десяти потерянных племен «маловероятной, но возможной», учитывая объем генетических исследований малагасийского происхождения. [32] Альтернативно было высказано предположение, что евреи или их обращенные потомки могли быть среди арабских торговцев 10-го века или среди моряков 15-го века, спасавшихся от португальской инквизиции и прибывших на Мадагаскар. [3] [33] [34] присутствие идумейских колоний или арабских евреев из Йемена на Мадагаскаре». Эдит Брудер пишет, что « можно учитывать [5] Тюдор Парфитт , который описывает королевские надгробия Мерины 18-го и 19-го веков с еврейским письмом, утверждает, что «есть веские основания полагать, что португальские анусимы поселились на Мадагаскаре… Нет никаких оснований сомневаться в исторической связи с евреями, но в отсутствие Несмотря на любые доказательства, было бы дерзко сказать, что связь существовала». [35]

общины Мадагаскаре на Еврейские

Зафи Ибрагим [ править ]

Французский колониальный губернатор 17-го века Этьен де Флакур сообщил о группе под названием Зафи Ибрагим , с которой он столкнулся между 1644 и 1648 годами в окрестностях острова Нуси-Бораха и был признан еврейской идентичностью и происхождением. [36] 500-600 человек, составляющих группу, были описаны в отчете де Флакура как незнакомые с Мухаммедом (считавшие его последователей «беззаконниками»), празднующие и отдыхающие по субботам (в отличие от представителей мусульманского населения острова, которые отдыхали по пятницам). и носящие еврейские имена , такие как Моисей, Исаак, Иаков, Рахель и Ной. [18] Группа коллективно сохраняла региональную монополию на религиозные жертвоприношения животных. [36] Джон Огилби писал в 1670 году, что 600 «заффе-хибрагимов», населяющих Нуси-Бораху (который он называл Носси Хибрагим , «остров Авраама») «не вступят ни в какой союз с христианами, но будут торговать с ними, потому что кажется, что они сохранили» что-то от древнего иудаизма». Далее он пишет, что все люди от острова Плам до бухты Антонгил называют себя Заффе-Хибрагимами и почитают Ноя , Авраама , Моисея и Давида (и никаких других пророков). [37]

По различным теориям, Зафи Ибрагим были йеменскими евреями , хаджиритами , карматскими -исмаилитами гностиками , коптскими или несторианскими христианами и потомками доисламских арабов , пришедших из Эфиопии . [36] В 1880 году Джеймс Сибри опубликовал отчет о Зафи Ибрагиме в Вохипено , утвердительно процитировав один из них: «Мы полностью евреи». [36] В отчете 1888 года еврейские обряды и обряды Зафи Ибрагима описывались как «лишь отдаленная вибрация иудео-арабского влияния». [38] К периоду французской колонии Зафи Ибрагим начал идентифицировать себя как арабов и интегрироваться в народ Бетсимисарака , а жители Нуси-Борахи сегодня называют себя «арабами». [36]

Колониальный период [ править ]

Авраам Шрамек, еврей эльзасского происхождения , был генерал-губернатором Мадагаскара с 1918 по 1920 год.

После того, как Франция колонизировала остров и европейцы начали селиться там в 19 веке, небольшое количество еврейских семей поселилось в Антананариву, но не основало еврейскую общину. [39]

С августа 1918 по июль 1919 года Мадагаскаром правил франко-еврейский политик Авраам Шрамек . [40] [41] [42]

5 июля 1941 года Мадагаскар, находившийся тогда под колониальным правлением Виши, издал закон, предписывающий провести перепись всех еврейских жителей. Евреи должны были зарегистрироваться и задекларировать свое богатство в течение месяца после вступления закона в силу. [43] Перепись того года выявила только 26 евреев, половина из которых имела французское гражданство. [44] Мадагаскара Несмотря на небольшую численность населения, Оливье Леруа, петенистский директор образования , провел в 1942 году в Антананариву общественную конференцию под названием « Antisémitisme et Révolution nationale » — «Антисемитизм и национальная революция». Реализация антисемитских законов Виши, Франция, на Мадагаскаре привела к исключению нескольких евреев острова из различных секторов, включая армию, средства массовой информации, торговлю, промышленность и государственную службу. [44] Эти законы строго соблюдались. К 15 августа 1941 года лица, работавшие на административных должностях, были отстранены от своих должностей. [43] В одном случае в письме гражданского лица региональным властям было указано, что Александр Дрейфус, торговец рисом из Антанимены , является евреем и, таким образом, нарушает закон, запрещающий евреям торговать крупой или зерном. Автор письма призвал администрацию остановить Дрейфуса, чтобы не показалось, что правительство «высмеивается обычным евреем». Региональный лидер Тананариве приказал начальнику полиции проследить за тем, чтобы Дрейфус «немедленно прекратил свою деятельность в зерновом секторе». [43]

В 2011 году Адам Ровнер нашел на острове одну еврейскую могилу, принадлежавшую капитану Исраэлю Соломону Генуссову. Генуссов был южноафриканским еврейским солдатом британской армии, выросшим в Палестине и погибшим в бою 30 июля 1944 года в возрасте 28 лет. [40] [45] В 2017 году ее описали как единственную известную еврейскую могилу на Мадагаскаре. [46]

В период с 1947 по 1948 год был отправлен ряд писем от еврея с Мадагаскара в Американский еврейский объединенный распределительный комитет , в которых описывались условия жизни мадагаскарских евреев и содержалась просьба о юридической и финансовой помощи общине. [47] В своем первом письме автор пишет: «С июня 1940 года, когда было подписано перемирие между Францией и Германией, все евреи Мадагаскара находились в беде. Даже наше имущество было конфисковано правительством, управлявшим страной в то время. Нам не разрешается работаем торговцами, потому что мы евреи. В 1942 году у моего брата был большой запас риса, кукурузы и маниока, который был реквизирован правительством, и с тех пор он так и не получил никакой оплаты за эти товары... Несколько человек здесь. [Антананариву], которые являются евреями, не хотят заявлять, что они такие, поскольку боятся... Следовательно, здесь еврейская община не может проводить никаких собраний (официальных)». [48] В дальнейших письмах он называет приблизительное число евреев на Мадагаскаре равным 1200, включая детей, некоторые из которых родились на острове. [49]

Телеграмма губернатора Махадзанги от 14 апреля 1942 года, в которой сообщается, что двое евреев в регионе назвали себя в соответствии с антиеврейским законодательством Виши.

В 1950 году совет раввинов- харедим в Париже обратился за советом к Израиля главному раввину Ицхаку ха-Леви Херцогу относительно допустимости употребления мяса зебу в соответствии с еврейскими диетическими законами . Их расследование было частью усилий по созданию кошерных боен на Мадагаскаре с целью экспорта мяса в Израиль. Расследование вызвало галахический спор среди раввинских авторитетов. Позитивную позицию раввина Герцога резко оспорил раввин Аврохом Йешая Карелиц . В конечном итоге Главный раввинат отказался одобрить малагасийское мясо из уважения к аргументам раввина Карелица. [50]

В 1955 году Ребе Менахем Мендель Шнеерсон , лидер еврейского движения Любавич-Хабад хасидского , попросил раввина Йосефа Вайнберга поехать на Мадагаскар, «чтобы найти каких-нибудь бездомных овец Дома Израиля». В то время еврейская община в соседней Южной Африке знала только о двух евреях на Мадагаскаре: французском докторе, который не идентифицировал себя со своим еврейским происхождением, и ортодоксальном тунисском еврее г-не Лузоне, который отправил телеграмму с просьбой сохранить кошерные продукты. мясо из-за отсутствия кошерных мясников в регионе. [51] «Я уверен, что вы найдете там не одного [еврея]», — как сообщается, написал Ребе в письме раввину Вайнбергу. Вайнберг нашел и установил контакт с «примерно восемью» иракскими еврейскими семьями на Мадагаскаре. Он прикрепил мезузот к их дверям, дал им шофар и научил молиться всей группой. [52] [53] Ребе поддерживал связь с г-ном Лузоном и его женой. [54] [51] [55]

Мадагаскара община Еврейская

Петоэла (Андре Жак Рабисисоа) преподает иврит

В стране проживает небольшое типичное еврейское малагасийское население (в дополнение к большему числу идентифицирующих себя с евреями практиков синкретических комбинаций христианства, иудаизма, ислама и традиционного поклонения предкам и анимизма , включая 2000 членов «приблизительного [лы ]... десятки" [10] мессианских еврейских общин на Мадагаскаре, которые синкретически включают иудаистские элементы в христианскую веру). [56] [57]

Согласно сообщению малагасийских новостей, в 2011 году группа Джиоси Гаси была выселена из поселения под мостом через реку Икопа в Аналаманге по приказу Министерства землеустройства. Некоторые Джиоси Гаси сопротивлялись, но военные избили их и заставили сесть в микроавтобусы, следующие в Толиару , Тоамасину и Махадзангу . [58]

Община, состоящая из «пары сотен» малагасийских евреев в Ампанотокане, пришла к раввинскому иудаизму в 2010 году в результате того, что три региональные мессианские еврейские группы откололись и начали изучать Тору. [59] [60] В 2012 году община получила государственное разрешение на деятельность в качестве религиозной общины, а в 2014 году группа была признана провинциальным управлением Министерства внутренних дел и децентрализации, сначала под еврейским названием Ора Весимха («Свет и радость»). ), а позже как формальная Communauté Juive de Madagascar (Еврейская община Мадагаскара). [61] [56] Группа называет свое этническое разделение внутри иудаизма мадагаскарскими ашкеназские сефарадами , молящимися на иврите с сефардским акцентом и практикующим литургию в сефардском стиле , которая, по их словам, была предложена им голландским мессианским евреем, который считал, что традиции не подходят для такого решительного неевропейское население. [62] [61]

Президентом общины является Эшри Дайвес (урожденный Андрианарисао Асарери), который возглавляет общину вместе с Петоэлой (Андре Жак Рабисисоа), учителем иврита, и раввином Моше Йехудой. Йехуда — алжирский ортодоксальный раввин из Бельгии , который переехал на Мадагаскар и стал духовным лидером группы после обращения группы в 2016 году, женившись и родив двоих детей от одного из Джиози Гаси . У трех лидеров несколько разные подходы, и между группами существует борьба. [63] общины Тувья (Фердинанд Жан Андриатовоманана) — чазан . [59] Большинство из тех, кто находится в административном и духовном руководстве общины, принадлежат к более низкому социально-экономическому классу по сравнению с остальным собранием. Эти лидеры называют отсутствие постоянной работы причиной наличия у них большого количества свободного времени, которое позволяет им накапливать знания, необходимые для выполнения своих функций. [61]

Натан Девир анализирует приверженность малагасийскому иудаизму в контексте традиций почитания предков в культуре Мадагаскара, написав, что для новых евреев Мадагаскара «императив жить по-еврейски - это способ более искренне и эффективно чтить предков». Он также отмечает, что малагасийские евреи отвергают почитающую предков погребальную практику фамадихана, поскольку она фактически запрещена еврейским обычаем захоронения . Хотя среди малагасийских евреев преобладает убеждение, что иудаизм является той же религией, что и их местная духовность , внутри группы нет практического синкретизма. [61] Уильям Ф.С. Майлз наблюдает антиколониальные настроения в малагасийской еврейской идентичности, которая часто характеризуется верой в то, что колониальные французские державы скрывали правду о древнем израильском и еврейском происхождении малагасийских народов. [56] Марла Бретчнайдер, напротив, пишет, что мужчины еврейской общины Антананариву отрицают антиколониальную интерпретацию малагасийского иудаизма как «северное навязывание», в то время как женщины общины часто ссылаются на антиколониализм в своих религиозных повествованиях. [11]

Конверсионная и постконверсионная деятельность [ править ]

Тувья (Фердинанд Жан Андриатовоманана), хазан еврейской общины Ампанотокана.

В 2013 году члены группы связались с еврейской просветительской группой, которая помогла общине организовать групповое православное обращение . [64] Сообщается, что некоторые члены этой общины не решались перейти в православие, поскольку считали себя уже этническими евреями. [3] [65] [32] Натан Девир интерпретировал малагасийский взгляд на иудаизм, который считает, что он является унаследованным происхождением, реализуемым через религиозную практику, как «не идущий в ногу» с традиционным представлением об обращении. Он сообщает, что в 2013 году некоторые малагасийские евреи выступали против перспективы обращения «[считали] свою «еврейскую кровь» исключающей необходимость какого-либо формального процесса обращения». [66] [67] Раввин Моше Йеуда, ныне духовный лидер общины, приехал на Мадагаскар после обращения и основал Мадагаскарский бейт-дин для проведения обращений на местном уровне. [63]

В мае 2016 года, после пяти лет самостоятельного изучения иудаизма, 121 член малагасийской еврейской общины, в том числе несколько детей, [63] прошли обращение в соответствии с традиционными еврейскими ритуалами; появляясь перед бейт-дином и погружаясь в речную микву . Мужчины, все из которых уже были обрезаны, прошли ритуал хатафат дам брит . [63] Поскольку местный департамент парков отклонил просьбу Коммунате построить на реке Икопа временное сооружение для раздевания (с банями в миквах, традиционно требующими полной наготы), ритуал проводился на реке вдали от города, и новообращенные построили палатку. из брезента и дерева, чтобы защитить их конфиденциальность. [68] [69] За обращением, проведенным под председательством трех ортодоксальных раввинов, последовали четырнадцать свадеб и возобновление обетов под импровизированной хупой в отеле в Антананариву. [70] [34]

Согласно отчету Государственного департамента о свободе вероисповедания на Мадагаскаре за 2016 год, члены Молодежного сообщества Мадагаскара сообщили об антисемитской дискриминации после их обращения: некоторые частные школы отказывались регистрировать еврейских детей после того, как узнали об их религиозной принадлежности, а один домовладелец расторг договор аренды после того, как узнав, что арендуемый дом будет использоваться как еврейская религиозная школа . Члены общины также сообщили о «нежелательном внимании» и комментариях по поводу их религиозной одежды. [71] В следующем году, после «неоднократных публичных взаимодействий с лидерами других религиозных групп, которые послужили примером для общественности», лидер Коммунате Жуев Мадагаскара сообщил об улучшении отношения к сообществу: местные общины больше не критиковали своих членов. религиозную одежду и еврейским детям больше не отказывают в зачислении в частную школу. [72]

В 2018 году еще 11 членов еврейской общины Ампанотокана приняли православие под председательством бельгийско-малагасийского раввина. [73] В ноябре 2019 года группа сформировала Ваад (раввинский совет) для обработки и публикации руководств по галахе (еврейскому закону). [74] В 2021 году Communauté Juive de Madagascar открыла типографию, чтобы приносить доход общине и печатать еврейские тексты. [75] [76] Эту работу возглавил раввин Моше Йехуда. [63]

«Недавно» по состоянию на 2023 год мэр Антананариву Наина Андрианцитохайна [ мг ; fr ] предложил общине землю для открытия новой синагоги рядом с бывшим дворцом королевы, «в самом видном месте Антананариву». [63]

Малагасийцы владеют валихой , местным музыкальным инструментом, который, как полагают многие малагасийцы, был унаследован от царя Давида .

Аарониты [ править ]

Житель деревни Мананзара держит предвыборный флаг мэра Роджера Рандрианомананы, на котором изображены Маген Давид и валиха.

, носящую мантии и приносящую в жертву животных, Уильям Ф.С. Майлз документирует различные малагасийские религиозные общины, претендующие на еврейское происхождение, в том числе секту ааронитов в их деревне Мананзара , которые утверждают, что их еврейские предки, среди которых они считают Аарона , брата Моисея , были сметены. на Мадагаскар во время потопа Книги Бытия. Ааронитская община Мананзары организована из священников (аналог коэним ) и их помощников (аналог левитов ), исполняющих обязанности общины. [77] Еврейская идентичность жителей деревни Мананзара также выражена в логотипе избранного ими лидера Роджера Рандрианомананы, на котором изображена шестиконечная звезда Давида рядом с малагасийской валихой (которая, как утверждают многие малагасийцы, унаследована от царя Давида). [3] [10]

Натан Девир описывает традиционалистские группы Мерины, в том числе Храм Лохараном-Питахианы (что означает «Источник благословения») в Амбохимиадане , которые отождествляются с раввинскими и мессианскими еврейскими общинами на острове, но не чувствуют необходимости объединять свои собственные религию, которую они предпочитают называть «еврейской религией» или «ааронизмом», с нормами раввинистического иудаизма, который они считают более поздним и несколько ошибочным производным от древнего израильского вероучения, унаследованного Мериной. Хотя многие малагасийцы утверждают, что такие сокровища, как Ковчег Завета , фрагменты Каменных Скрижалей и посох Моисея, должны храниться в Ватумасине, цари и книжники утверждают, что еврейские сокровища были потеряны в результате пожара во время французских репрессий против Малагасийское восстание 1947 года. [33] Повествование об их происхождении было связано с Девиром следующим образом:

До вавилонского вторжения, разрушившего Храм Соломона, наши предки-священники и левиты получили пророческие послания, предвидевшие это опустошение. Им было приказано покинуть Иерусалим и взять с собой священные предметы, хранящиеся в святая святых [...] Они покинули Иерусалим до катастрофы и прибыли на восточное побережье Мадагаскара в 1305 году, пройдя Индию, Вьетнам, Индонезию. [Ява] и Индийский океан (морское путешествие, управляемое ветрами и приливами).

По словам местных священников, лидеры Амбохимиаданы не записывали свои устные истории и родовые кодексы до 1977 года. Говорят, что некоторые из этих записей написаны на иврите, но Девир не смог это проверить. Традиционалисты Мерина Лохараном-Питахиана отвергают Талмуд , Каббалу и другие постбиблейские тексты и «вежливо отклоняют» приглашения интегрироваться в Сообщество молодежи Мадагаскара . [3] [10]

Текст Сорабе о Ралитаваратре (Алитаварате) [78]

Майлз также документирует группу современных «королей и писцов» Антеморо в Ватумасине , которые заявляют, что происходят от арабизированного еврейского деятеля по имени Али Бен Форах, или Алитаварат (Али Торы ) , который приехал на Мадагаскар из Мекки в 15 веке. [79] [3] [78]

евреи и иудейские группы Другие

Église du Judaïsme Hébraïque — харизматический культ на Мадагаскаре, возглавляемый иудейским мистиком Риво Лала (также называемым «Коэн Риволала»), чьи учения распространяются через Интернет. [3] Натан Девир описывает религию Лалы как «смесь спиритуализма, католицизма и теософии со здоровой дозой пропаганды ааронитского происхождения и культовым акцентом на его собственных сверхъестественных способностях». Последователи Лалы описываются как носящие кипы и струящиеся туники, похожие на арабские таубы . [10] В 2012 году Лала публично заявил, что может гарантировать возвращение к признанию и власти бывшего президента Мадагаскара Марка Раваломананы , находившегося в изгнании , «если он примет меня как [своего] раввина и согласится следовать религии еврейского иудаизма». [10] [80] Лалу арестовывали несколько раз, а в ноябре 2015 года он был арестован в Миандривазо за «колдовство в отношении примерно пятидесяти школьниц» после того, как власти якобы обнаружили в его машине найденные деревянные идолы . [81] [10] Его арест вызвал в городе безумие: семьи предположительно одержимых девочек требовали передать им Лалу. [82] В январе 2016 года он был приговорен к одному году тюремного заключения за колдовство и оправдан в июне того же года. [83] [84]

Трано Колторалы Малагасийцы празднуют малагасийский Новый год в марте 2012 года.

С 2004 года малагасийская организация под названием Trano koltoraly Malagasy выступает за еврейское происхождение и идентичность среди малагасийцев, предполагая происхождение среди израильтян времен Исхода . Группа отмечает «Малагасийский Новый год » в конце марта или начале апреля. [12]

Международные отношения [ править ]

Мадагаскарский план [ править ]

Леон Кайла, генерал-губернатор Мадагаскара с 1930 по 1939 год, был ярым противником переселения евреев на Мадагаскар.

Летом 1940 года, после различных подобных предложений, выдвинутых как евреями, так и антисемитами с конца 19 века, нацистская Германия предложила Мадагаскарский план , согласно которому 4 миллиона европейских евреев будут изгнаны и насильственно переселены на остров. Эрик Т. Дженнингс утверждал, что устойчивость этого плана, от его самых ранних публичных предложений до его исследований правительствами Франции , Польши и Германии во время Второй мировой войны, проистекает из дискурса «еврейского тезиса» относительно предполагаемых древних еврейских корней Мадагаскара. [8] : 174  В 1937 году Беланана и Анкайзинана, два очень отдаленных района с большой высотой и низкой плотностью населения, были определены французской «экспертной» делегацией из трех мужчин, двое из которых были евреями, как возможное место для переселения евреев. [40] [8]

Леон Кайла [ ​​фр ] , колониальный генерал-губернатор Мадагаскара с мая 1930 по апрель 1939 года, был решительным противником польского предложения, настойчиво выступая против еврейской иммиграции на остров, а также игнорируя и отвергая неоднократные призывы различных еврейских организаций разрешить за массовое переселение и иммиграцию польских евреев на Мадагаскар. [8] : 191–193  Реакция малагасийской прессы, подвергавшейся жесткой цензуре , отразила эту оппозицию, выразив обеспокоенность тем, что переселенные евреи «не будут долго заниматься сельским хозяйством, а перейдут в торговлю или будут конкурировать с местными жителями за оставшиеся рабочие места» и получат благоприятное обращение и помощь. от министра по делам колоний по поводу коренных малагасийцев и давних французских поселенцев на острове. Было «единогласно сетовано», что Мадагаскар был готов тратить деньги на интернирование испанских беженцев во Франции и переселение польских евреев, но ничего не сделал для своих колоний. [85] Два антисемитских письма Кайле от малагасийских артиллеристов , дислоцированных в Сирии , в которых выражается оппозиция и обеспокоенность перспективой еврейского заселения острова, очевидно, были помечены Кайлой для включения в сборник негативных реакций на потенциальную еврейскую иммиграцию, чтобы показать его его начальство в Париже. [8] : 199 

План, который предполагал передачу французской колонии Мадагаскара Германии, был отложен после захвата Мадагаскара британцами у Виши в 1942 году. От него навсегда отказались с началом « Окончательного решения» — политики систематического геноцида евреев . [86] [8]

Президент Мадагаскара Филибер Циранана, министр иностранных дел Израиля Голда Меир и президент Израиля Ицхак Бен-Цви подписывают договор о дружбе и взаимопомощи в 1961 году.

Отношения с Израилем [ править ]

Когда Мадагаскар обрел независимость как Малагасийская Республика в 1960 году, Израиль был одной из первых стран, признавших ее независимость, направивших посла и открывших посольство на острове. Президент Филиберт Циранана Мадагаскара и президент Израиля Ицхак Бен-Цви посетили страны друг друга в течение их совпадающих сроков полномочий. Двусторонние отношения были приостановлены после войны Судного дня в 1973 году. [87] [39] В 1992 году, после посещения Израиля по приглашению Машава и Гистадрута , малагасийский политик Рахеримасоандро «Хери» Андриамамонджи основал Клуб Шалом Мадагаскар, организацию, обеспечивающую связь дипломатических, культурных и коммерческих отношений между двумя странами. [79] Двусторонние отношения были восстановлены в 1994 году. [39] В 2005 году дипломат из африканского отдела Министерства иностранных дел Израиля обратился к Андриамамонджи, чтобы узнать о евреях Мадагаскара и создать базу данных о общине Джиоси Гаси, насчитывавшей тогда 150 человек . Один из ее запросов касался вопроса о том, есть ли на острове еврейское кладбище . [88]

В 2017 году Министерство иностранных дел Израиля и южноафриканское отделение национальной службы экстренной помощи Израиля «Маген Давид Адом » направили помощь на Мадагаскар в условиях серьезной вспышки чумы . [89] [90] В 2020 году Мадагаскар сформировал парламентскую фракцию союзников Израиля под председательством Ретсанги Товондрай Бриллан де л'Ор в рамках Фонда союзников Израиля . [91]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Отчет о международной религиозной свободе за 2018 год: Мадагаскар» . 2019.
  2. ^ Девир, Натан (2018). «Пропаганда современной еврейской идентичности на Мадагаскаре: контекстуальный анализ дискурсивных стратегий одной общины». Связанные евреи: выражения общности в аналоговой и цифровой культуре . Издательство Ливерпульского университета. дои : 10.2307/j.ctv1198t80 . ISBN  978-1-906764-86-9 . JSTOR   j.ctv1198t80 . S2CID   239843895 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Майлз, Уильям Ф.С. (декабрь 2017 г.). «Малагасийский иудаизм: вопрос «кто такой еврей?» загадка приходит на Мадагаскар» . Антропология сегодня . 33 (6): 7–10. дои : 10.1111/1467-8322.12391 . ISSN   0268-540X .
  4. ^ Девир, Натан. «Истоки и мотивы нормативного еврейского движения Мадагаскара». Стать евреем (2016): 49
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Брюдер, Эдит (2013). «Потомки Давида». В Зихере, Эфраим (ред.). Раса, цвет кожи, идентичность: переосмысление дискурсов о «евреях» в двадцать первом веке . Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN  978-0-85745-892-6 .
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Брудер, Эдит (01 мая 2013 г.), «Глава 10. Потомки Давида Мадагаскарского: криптоиудаизм в Африке двадцатого века» , «Раса, цвет, идентичность » , Berghahn Books, стр. 196–214, doi : 10.1515 /9780857458933-013 , ISBN  978-0-85745-893-3 , получено 10 января 2024 г.
  7. ^ Парфитт, Тюдор (2002) Затерянные колена Израиля: история мифа. Лондон: Вайденфельд и Николсон с.203.
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Дженнингс, Эрик Т. (2017). Перспективы французского колониального Мадагаскара . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан, США. дои : 10.1057/978-1-137-55967-8 . ISBN  978-1-137-59690-1 .
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Девир, Натан П. (14 декабря 2018 г.). «Популярные представления об израильской генеалогии на Мадагаскаре». В Брюдере, Эдит (ред.). Африканские еврейские путешествия: исследования африканского иудаизма . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-5275-2345-6 .
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Девир, Натан П. (28 февраля 2022 г.), «Христиане первого века в Африке XXI века: между законом и благодатью в Габоне и Мадагаскаре» , Христиане первого века в Африке XXI века , Brill, doi : 10.1163/9789004507708 , ISBN  978-90-04-50770-8 , S2CID   239810675 , получено 10 января 2024 г.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Бреттшнайдер, Марла (14 декабря 2018 г.). «5. Антиколониализм и еврейские женщины на Мадагаскаре». В Брюдере, Эдит (ред.). Африканские еврейские путешествия: исследования африканского иудаизма . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-5275-2345-6 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Доменикини, Жан-Пьер. «НАРОД МАДАГАСКАРА От миграций и мифического происхождения к реалиям истории» . Мадагаскарская сеть экологической справедливости .
  13. ^ Годфруа, Софи; Рока, Альберт (20 июня 2022 г.). «Самая красивая загадка в мире» не хочет быть разгадана. Необходимость множественных воспоминаний на Мадагаскаре» . Квадерны Каталонского института антропологии . 37 (2): 383–406. дои : 10.56247/qua.371 . ISSN   2385-4472 .
  14. ^ «Сенсационное открытие наскальных надписей», Tana Journal, 17 июля 1953 г.
  15. ^ Верен, Пьер (1962). «Ретроспектива и проблемы археологии на Мадагаскаре» . Азиатские перспективы . 6 (1/2): 198–218. ISSN   0066-8435 . JSTOR   42928938 .
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б зеленый (12 мая 2010 г.). «Говорящая скала» в Алакамиси-Амбохимаха Фианаранцуа МАДАГАСКАР» . Тайны и заговоры (на французском языке) . Проверено 13 января 2024 г.
  17. ^ Лица Африки: евреи Мадагаскара , получено 13 января 2024 г.
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ферран, Габриэль (1905). «Мусульманская и еврейская миграция на Мадагаскаре» . Обзор истории религий . 52 : 381–417. ISSN   0035-1423 . JSTOR   23661459 .
  19. ^ Годфруа, Софи; Рока, Альберт (2021). «Самая красивая загадка в мире» не хочет быть разгадана. Необходимость множественных воспоминаний на Мадагаскаре» . Quaderns de l’Institut Català d’Antropologia (на французском языке). 37 (2): 383–406. дои : 10.56247/qua.371 . ISSN   2385-4472 .
  20. ^ Джакка, Сарат Чандра (сентябрь 2018 г.). Вымышленные владения: английская утопическая письменность и колониальное продвижение Мадагаскара как «величайшего острова в мире» (1640–1668) (PDF) (докторская диссертация). Кентский университет, Университет Порту.
  21. ^ Друри, Роберт (1729). "Введение". В Макетте, Уильям (ред.). Мадагаскар: Или, журнал Роберта Друри, в течение пятнадцати лет плена на этом острове (1-е изд.). Лондон: У. Медоуз.
  22. ^ Копленд, Сэмюэл (24 сентября 2009 г.). История острова Мадагаскар: включающая политический отчет об острове, религии, нравах и обычаях его жителей . Издательство Кессинджер. ISBN  978-1-120-25217-3 .
  23. ^ «Евреи и Мадагаскар» . premium.globalsecurity.org . Проверено 13 января 2024 г.
  24. ^ Грандидье, История , том. 4, часть 1, 96–103
  25. ^ «Золото Офира: откуда и кем добыто?» . Природа . 65 (1690): 460–461. Март 1902 г. doi : 10.1038/065460a0 . ISSN   1476-4687 . S2CID   13251803 .
  26. ^ Лейб, Артур (1946). «Малагасийская нумерология» . Фольклор . 57 (3): 133–139. дои : 10.1080/0015587X.1946.9717825 . ISSN   0015-587X . JSTOR   1257737 .
  27. ^ Парфитт, Тюдор; Тревизан-Семи, Эмануэла (2005). «Создание еврейской идентичности в Африке». Евреи Эфиопии: рождение элиты . Серия исследований иудаики Routledge. Лондон: Рутледж. ISBN  978-0-415-31838-9 .
  28. ^ Сэмюэл Коупленд, История острова Мадагаскар, включающая политический отчет об острове, религии, нравах и обычаях его жителей, а также его природных продуктах (Лондон: Бертон и Смит, 1822), 56
  29. ^ Осборн, Чейз Сэлмон (1924). Мадагаскар, земля дерева-людоеда . Республиканское издательство. стр. 44–45.
  30. ^ Капредон, Мелани (25 ноября 2011 г.). Биологическая история населения юго-восточного Мадагаскара: Антеморо (докторская диссертация) (на французском языке). Университет Реюньона.
  31. ^ Капредон, Мелани; Брукато, Николас; Тонассо, Лора; Чосмель-Кадамуро, Валери; Рико, Франсуа-Ксавье; Разафиндразака, Хариланто; Ракотондрабе, Андриамихая Бакомалала; Ратологанахари, Мамисоа Адельта; Рандирамароза, Луи-Поль; Чемпион, Бернар; Дюгужон, Жан-Мишель (22 ноября 2013 г.). «Отслеживание арабо-исламского наследия на Мадагаскаре: исследование Y-хромосомы и митохондриальной ДНК в Антеморо» . ПЛОС ОДИН . 8 (11): е80932. Бибкод : 2013PLoSO...880932C . дои : 10.1371/journal.pone.0080932 . ISSN   1932-6203 . ПМЦ   3838347 . ПМИД   24278350 .
  32. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Долстен, Жозефин (7 декабря 2016 г.). «На Мадагаскаре ищет корни «новейшая в мире еврейская община»» . Таймс Израиля .
  33. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Тайны малагасийских евреев Мадагаскара» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 26 сентября 2015 г. Проверено 10 января 2024 г.
  34. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йозефсон, Дебора (5 июня 2016 г.). «В отдаленном Мадагаскаре новая община предпочитает быть еврейской» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 24 марта 2017 г.
  35. ^ Берковиц, Адам Элияху (30 мая 2016 г.). «Таинственная община Мадагаскара, практикующая еврейские ритуалы, официально вступает в Завет Авраама [ФОТО]» . Новости Израиля365 . Проверено 18 января 2024 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Гребер, Дэвид (24 января 2023 г.). Пиратское Просвещение, или Настоящая Либерталия . Фаррар, Штраус и Жиру. п. 47. ИСБН  978-0-374-61020-3 .
  37. ^ «Африка является точным описанием регионов Египта, Барбарии, Ливии и Билледулгерида, земли негров, Гвинеи, Эфиопии и Абиссинии: со всеми прилегающими островами в Средиземном, Атлантическом, Южном или Восточном море, принадлежащие к ним: с различными конфессиями, их побережьями, гаванями, ручьями, реками, озерами, городами, поселками, замками и деревнями, их обычаями, обычаями и нравами, языками, религиями и неисчерпаемыми сокровищами: с их правительствами и политикой, разнообразием торговля и обмен: а также их чудесные растения, звери, птицы и змеи: собраны и переведены от большинства аутентичных авторов и дополнены более поздними наблюдениями: иллюстрированы примечаниями и украшены своеобразными картами и соответствующими скульптурами / Джон Огилби, эсквайр. ...» В цифровой коллекции Early English Books Online 2. https://name.umdl.umich.edu/A70735.0001.001. Цифровые коллекции библиотеки Мичиганского университета. По состоянию на 2 июня 2024 г.
  38. ^ «ПАСЕУДО-ЕВРЕИ» . Сидней Морнинг Геральд . № 15, 682. Новый Южный Уэльс, Австралия. 28 июня 1888 г. с. 11 . Проверено 10 января 2024 г. - из Национальной библиотеки Австралии.
  39. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Скольник, Фред (2006). "Мадагаскар". Энциклопедия иудаики . Том. 13. Детройт: Справочник Макмиллана. п. 330.
  40. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ровнер, Адам Л. (28 мая 2020 г.). «Потерянный еврейский континент». В тени Сиона . Издательство Нью-Йоркского университета. дои : 10.18574/ню/9781479804573.001.0001 . ISBN  978-1-4798-0457-3 . S2CID   250109046 .
  41. ^ Скольник, Фред; Беренбаум, Майкл (2007). Энциклопедия иудаики (2-е изд.). Детройт (Мичиган): Томсон Гейл. ISBN  978-0-02-865929-9 .
  42. ^ Граса, Дж. Да; Граса, Джон Да (13 февраля 2017 г.). "Мадагаскар". Главы государств и правительств . Спрингер. п. 546. ИСБН  978-1-349-65771-1 .
  43. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Дженнингс, Эрик Томас (2001). Виши в тропиках: национальная революция Петэна на Мадагаскаре, Гваделупе и Индокитае, 1940-1944 гг . Стэнфорд (Калифорния): Издательство Стэнфордского университета. ISBN  978-0-8047-4179-8 .
  44. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дженнингс, Эрик Т.; Верни, Себастьян (01 марта 2009 г.). «Виши в колониях. Вывоз статутов евреев в Империю» . Еврейский архив . 41 (1): 108–119. дои : 10.3917/aj.411.0108 . ISSN   0003-9837 .
  45. ^ Ровнер, Адам (02 ноября 2011 г.). «Мадагаскар: почти еврейская родина - страница 4 из 5» . Журнал «Момент» . Проверено 13 января 2024 г.
  46. ^ Гринспен, Ари; Животофски, Ари (февраль 2017 г.). «Евреи Мадагаскара: еврейское ядро ​​в истории острова» (PDF) . Мишпача . стр. 69–77.
  47. ^ Мадагаскар: Тананариве - евреи Мадагаскара 1947–1948 гг. , Получено 17 января 2024 г.
  48. ^ Гольдштейн, Мелвин С. (5 декабря 1947 г.), Письмо Мелвина С. Гольдштейна Американскому еврейскому комитету , получено 19 января 2024 г.
  49. ^ Массар, Лайонел (3 февраля 1948 г.), письмо доктору Джоэлу Д. Вольфсону , получено 19 января 2024 г.
  50. ^ Блайх, Дж. Дэвид (1 января 2005 г.). «IX. Кашрут». Современные галахические проблемы, Том 5 . Саутфилд, Мичиган: Таргум/Фельдхейм. ISBN  978-1-56871-353-3 .
  51. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Рабиновиц, Луи Исаак (29 августа 2023 г.). «Там, где нет евреев». Ни один маленький еврей: истории Любавичского Ребе и бесконечной ценности личности . Хасидские архивы. стр. 32–39.
  52. ^ Закликовский, Довид (27 июня 2012 г.). « Посол-путешественник» оживил еврейскую жизнь в самых дальних уголках земного шара» . Хабад .
  53. ^ Вайнберг, Йозеф. « На Мадагаскаре евреев нет » . Хабад .
  54. ^ Вайнберг, Йосеф (29 августа 2023 г.). «Ответственность за свой уголок». Ни один маленький еврей: истории Любавичского Ребе и бесконечной ценности личности . Хасидские архивы. стр. 40–45.
  55. ^ Шнеерсон, Менахем (осень 1961 г.). «Еврей на Мадагаскаре» . Хабад .
  56. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Майлз, Уильям Ф.С. (декабрь 2017 г.). «Малагасийский иудаизм: вопрос «кто такой еврей?» загадка приходит на Мадагаскар» . Антропология сегодня . 33 (6): 7–10. дои : 10.1111/1467-8322.12391 . ISSN   0268-540X .
  57. ^ Кестенбаум, Сэм. « Присоединение к всемирной еврейской общине», 100 обращенных на африканском острове Мадагаскар» . Форвард . Проверено 26 сентября 2018 г.
  58. ^ Максим, Ракото (26 мая 2011 г.). «Евреи были отравлены газом вчера на объездной дороге» . www.tiatinsindra.mg . Проверено 28 мая 2024 г.
  59. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Йозефсон, Дебора (5 июня 2016 г.). «В отдаленном Мадагаскаре новая община предпочитает быть еврейской» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 24 марта 2017 г.
  60. ^ «Тайны малагасийских евреев Мадагаскара» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 26 сентября 2015 г. Проверено 10 января 2024 г.
  61. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Девир, Натан П. (28 февраля 2022 г.), «Христиане первого века в Африке XXI века: между законом и благодатью в Габоне и Мадагаскаре» , Христиане первого века в Африке XXI века , Brill, doi : 10.1163/9789004507708 , ISBN  978-90-04-50770-8 , S2CID   239810675 , получено 10 января 2024 г.
  62. ^ Сассман, Бонита (сентябрь 2016 г.). «Международная конференция по Бней-Анусим: выступление Бониты Натан Сассман» (PDF) . п. 18.
  63. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Бреттшнайдер, Марла (2023). "Мадагаскар". В Бреттшнайдере, Марла; Сассман, Бонита Натан (ред.). Евреи-африканцы описывают свою жизнь: свидетельства непризнанного коренного народа: Камерун, Кот-д'Ивуар, Эфиопия, Габон, Гана, Кения, Мадагаскар, Нигерия, Танзания, Уганда, Зимбабве . Льюистон, Нью-Йорк: Эдвин Меллен Пресс. ISBN  978-1-4955-1067-0 .
  64. ^ Кестенбаум, Сэм. « Присоединение к всемирной еврейской общине», 100 обращенных на африканском острове Мадагаскар» . Форвард . Проверено 26 сентября 2018 г.
  65. ^ Отчет Госдепартамента США за 2022 год.
  66. ^ Девир, Натан (2016). «Истоки и мотивы нормативного еврейского движения Мадагаскара». В Парфитте, Тюдор; Фишер, Нетанель (ред.). Стать евреем: новые евреи и возникающие еврейские общины в глобализированном мире . Ньюкасл-апон-Тайн: Издательство Cambridge Scholars Publishing. стр. 49–63. ISBN  978-1-4438-9965-9 .
  67. ^ Джозефсон, Дебора (5 июня 2016 г.). «В отдаленном Мадагаскаре новая община предпочитает быть еврейской» . Еврейское телеграфное агентство . Проверено 18 января 2024 г.
  68. ^ «Другая сторона света: мое путешествие на еврейский Мадагаскар» . www.brandeis.edu . Проверено 18 января 2024 г.
  69. ^ Хайим, Майим (20 июля 2016 г.). «Моменты миквы на Мадагаскаре: погружение и обращение на другом конце света» . Майим Хайим . Проверено 13 января 2024 г.
  70. ^ Виник, Барбара (сентябрь 2022 г.). «Еврейские свадьбы по всему миру» (PDF) . Кулану .
  71. ^ «Мадагаскар» . Государственный департамент США . Проверено 13 января 2024 г.
  72. ^ Государственный департамент США (2018). «Отчет о международной религиозной свободе за 2017 год: Мадагаскар» . Государственный департамент США .
  73. ^ Страница, размещенная дома; Без категории (03.12.2018). «Члены общины Мадагаскара обращаются в иудаизм» . Кулану . Проверено 13 января 2024 г.
  74. ^ «Еврейская община Мадагаскара образует Ваад» (PDF) . Кулану . Осень 2019 года.
  75. ^ «Обновление мини-грантов» (PDF) . Кулану . Зима 2021. с. 15.
  76. ^ Празднование окончания года Кулану | Kulanu, Inc была в прямом эфире. | Кулану, Inc | Facebook , получено 14 января 2024 г.
  77. ^ Майлз, Уильям Ф.С. (2 января 2019 г.). «Кто такой еврей (в Африке)? Определения и этические соображения при изучении еврейства и иудаизма стран к югу от Сахары» . Журнал Ближнего Востока и Африки . 10 (1): 1–15. дои : 10.1080/21520844.2019.1565199 . ISSN   2152-0844 .
  78. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Антеморо Традиция. Княжеская баня» . moov.mg (на французском языке) . Проверено 28 мая 2024 г.
  79. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вейсфилд, Синтия. «Мадагаскарские группы стремятся к более тесным еврейским связям» . Кулану . Проверено 10 января 2024 г.
  80. ^ «Коэн Риво Лала: «Я могу вернуть Марка Раваломанану, если…»: TANANEWS» . 24 апреля 2012 г. Архивировано из оригинала 26 апреля 2012 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
  81. ^ «Предполагаемое колдовство: Коэн Риволала заключен в тюрьму – NewsMada» . 28 ноября 2015 г. Архивировано из оригинала 2 января 2016 г. . Проверено 5 февраля 2024 г.
  82. ^ «Мадагаскар: арест гуру, подозреваемого в использовании плохих заклинаний» . lexpress.mu (на французском языке). 28 ноября 2015 г. Проверено 5 февраля 2024 г.
  83. ^ Андриамарохасина, Сет (22 января 2016 г.). «Мадагаскар: Колдовство — Коэн Риволала приговорен к одному году» . Мадагаскарский экспресс .
  84. ^ Андриамарохасина, Сет (9 июня 2016 г.). «Колдовство — Коэн Риволала оправдан» . Мадагаскарский экспресс .
  85. ^ Брехткен, Магнус (10 июня 1998 г.). «Мадагаскар для евреев»: антисемитские идеи и политическая практика 1885–1945 (на немецком языке) (2-е изд.). Мюнхен: Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-486-56384-9 .
  86. ^ Браунинг, Кристофер Р. (1998). Путь к геноциду: очерки о поиске окончательного решения (переиздание). Кембридж: Кембриджский университет. Нажимать. ISBN  978-0-521-55878-5 .
  87. ^ Одед, Арье (2010). «Африка во внешней политике Израиля — ожидания и разочарования: исторические и дипломатические аспекты» . Израильские исследования . 15 (3): 121–142. дои : 10.2979/isr.2010.15.3.121 . ISSN   1084-9513 . JSTOR   10.2979/isr.2010.15.3.121 . S2CID   143846951 .
  88. ^ «МАДАГАСКАР: Израиль интересуется мадагаскарскими евреями - 23.07.2005 - Информационный бюллетень Индийского океана» . Африканская разведка . 10 июня 2024 г. Проверено 10 июня 2024 г.
  89. ^ «Израиль срочно отправляет экстренную помощь на Мадагаскар, число жертв «черной смерти» растет» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 08.11.2017 . Проверено 23 мая 2024 г.
  90. ^ Блэкберн, Ники (07 ноября 2017 г.). «Израиль отправляет пакет экстренной помощи пострадавшему от чумы Мадагаскару» . ИЗРАИЛЬ21c . Проверено 23 мая 2024 г.
  91. ^ «Мадагаскар инициирует парламентское собрание союзников Израиля» . «Джерузалем Пост» | JPost.com . 07.09.2020 . Проверено 17 января 2024 г.

Примечания [ править ]

  1. ^ Часто упоминается по-французски как le rocher qui parle («говорящий валун») или le rocher Sacre («священный валун»).

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b6a852ebbbb78cf5ac14a5b0374d9cd4__1718724000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b6/d4/b6a852ebbbb78cf5ac14a5b0374d9cd4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jews in Madagascar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)