Испытание горькой воды
Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Числа 5:11–31 |
Мишна : | Сота |
Вавилонский Талмуд : | Сота |
Иерусалимский Талмуд : | Сота |
Мишне Тора : | Sefer Nashim , Sotah |
В еврейской Библии испытание горькой водой представляло собой еврейское испытание испытанием, которое священник в скинии проводил над женой, муж которой подозревал ее в прелюбодеянии , но у мужа не было свидетелей, которые могли бы предъявить формальные доказательства. Это описано в Книге Чисел ( Числа 5:11–31 ).
Условия
[ редактировать ]Горькая вода – это «מֵי הַמָּרִים» мей ха-марим . В раввинистическом иудаизме женщину, проходящую этот ритуал, называли сота ( иврит : שוטה) . [1] / סוטה, «заблудившийся»). Сам термин «сота» не встречается в еврейской Библии, но это еврейский язык Мишны , основанный на стихе «если она заблудилась» (глагол: שטה сатах ) в Числах 5:12 . [2] [3] испытание обсуждается в трактате Сота Талмуда Это .
По мнению Тиква Фраймер-Кенски , ритуал на самом деле не является «испытанием», предусматривающим вынесение вердикта о виновности женщины для использования человеческими судьями для вынесения женщине наказания за прелюбодеяние (которое будет заключаться в казни через побивание камнями), а скорее принимает форму «чистилищной клятвы, в которой человек, дающий клятву, подчиняет себя божественной юрисдикции, ожидая, что будет наказан Богом, если присягнувший виновен». [4]
Этот ритуал не следует путать с Второзаконием 22:13–19 , в котором мужчина обвиняет свою новобрачную невесту в добрачном сексе с кем-то другим.
Еврейская Библия
[ редактировать ]Описание испытания горькой водой дано в Книге Чисел:
И вызовет священник ее клятва, и скажет женщине: «Если никто не лежал с тобою, и если ты не ушла в нечистоту, находясь под мужем твоим, то освободись от этой горькой воды, причиняющей проклятие; а если ты отошла в сторону, находясь под мужем твоим, и если ты осквернилась, и с тобою спал кто-нибудь, кроме мужа твоего, то священник вызовет женщину клятвою проклятия, и священник скажет женщине: Господь сделает тебя проклятием и клятвой среди народа твоего, когда Господь сделает бедро твое отвисшим и живот твой опухнет; и эта вода, вызывающая проклятие, войдет во внутренности твои, и от нее раздуется живот твой и отпадет бедро твое»; и женщина скажет: «Аминь, аминь». И напишет священник эти проклятия в свитке и изгладит их горькой водой. И напоит он женщину горькой водой, вызывающей проклятие; и вода, наводящая проклятие, войдет в нее и станет горькой.
Испытание
[ редактировать ]Когда мужчина подозревает свою жену в половой связи с другим мужчиной, но не имеет свидетелей, женщину приводят к коэну (священнику). [5] или перед Богом . [6]
Согласно библейскому отрывку, женщина должна распускать волосы во время ритуала ( Числа 5:18 ). Это часто воспринимается как символ предполагаемого стыда женщины. [7] но, по словам Иосифа Флавия , это было просто стандартное поведение любого обвиняемого в каком-либо преступлении, когда он предстал перед Синедрионом. [8]
Муж был обязан принести жертву Богу . в рамках ритуала, вероятно, из-за общего принципа, согласно которому никто не должен искать ответов у Бога, не дав что-то взамен [7] Это подношение вкладывается в руки жены, [9] и описывается как ее подношение для нее . [5] Ученые полагают, что это подношение мужчины, связанное с испытанием его жены, и что ее владение им является просто символом этого. [7]
Указанное приношение составляет одну десятую омера муки без ячменной масла или ладана; [5] это более дешевый вид муки , в отличие от муки, указанной для всех других библейских жертвоприношений. [7] Сейчас считается, что эта спецификация является редким пережитком более раннего периода, когда не было ограничений на типы муки, которые можно было использовать для жертвоприношений. [7] хотя Мишна утверждает, что это была ссылка на звериную природу прелюбодеяния, поскольку мука грубого помола была пищей животных . [10]
Испытание заключалось в том, что жене пришлось выпить особое зелье, назначенное священником. В тексте указано, что зелье должно быть приготовлено из воды и пыли. [11] В масоретском тексте вода, используемая для приготовления зелья, должна быть святой водой , а Таргум интерпретирует ее как воду из расплавленного моря , но в Септуагинте вместо этого требуется проточная вода . [7] В этом отрывке говорится, что проклятие было смыто водой; [12] Считается, что эта идея происходит из веры в то, что слова проклятия существуют сами по себе. [7] Другие утверждают, что проклятие — это эвфемизм , обозначающий выкидыш или бесплодие. [13]
Зелье также нужно было смешивать в глиняном сосуде. [11] Возможно, это произошло потому, что зелье считалось нечистым и, следовательно, делало нечистым и сосуд, что приводило к необходимости его последующего уничтожения (см. Левит 11:33 ). [7] Однако Талмуд [14] и Раши объясняют, что этот сосуд выбран, чтобы противопоставить затруднительное положение женщины ее поведению. [15]
Если женщина не пострадала от горькой воды, правила считают ее невиновной. В Книге Чисел говорится, что человек будет свободен от вины (5:26).
Наказание
[ редактировать ]В случаях вины в тексте не указано количество времени, необходимое для того, чтобы зелье подействовало; Ученые XIX века [ ВОЗ? ] подозревал, что это, вероятно, должно было иметь довольно немедленный эффект. [7] Маймонид записывает традиционную раввинскую точку зрения: «Сначала у нее раздувается живот, а затем разрывается бедро, и она умирает». [16] Другие утверждают, что, поскольку слово «бедро» часто используется в Библии как эвфемизм для обозначения различных репродуктивных органов, в данном случае оно может означать матку, плаценту или эмбрион с неявной угрозой смерти в результате возможных осложнений при родах. . [13] [17] [18]
В нескольких комментариях к Библии утверждается, что это испытание следует применить к женщине, которая забеременела предположительно от своего внебрачного любовника. [13] [19] В этой интерпретации горькое зелье может быть абортивным средством , вызывающим целенаправленный аборт или выкидыш, если женщина беременна ребенком, который, как утверждает ее муж, принадлежит другому мужчине. Если в результате мытарства плод прерывается, это предположительно подтверждает ее вину в прелюбодеянии, в противном случае презюмируется ее невиновность, если плод не прерывается. [13] [17] [20] [21] [22] [23] [24] Одним из переводов, который следует этому предложению, является « Новая международная версия» , в которой говорится, что воздействие горькой воды на прелюбодейную женщину приведет к «выкидышу в утробе матери и вздутию живота». [25] Такой перевод фактически означает прочтение еврейского слова «ярек» (יָרֵך) как «поясницы», и это значение оно может нести. [26]
Однако Тиква Фраймер-Кенский отверг эту интерпретацию на том основании, что библейский текст не ограничивает это испытание беременными женщинами и что фраза venizreah zera («она будет засеяна семенем») - награда, данная невинной женщине после испытание) относится к зачатию, а не к родам. Вместо этого Фраймер-Кенски утверждает, что наказание «ваш живот раздуется, а бедро упадет», скорее всего, относится к выпадению матки . [4]
Х. К. Брихто утверждал, что поврежденная репродуктивная система (как и в некоторых других интерпретациях) вместе с вздутым животом указывают на то, что наказанием является ложная беременность . [27]
В раввинской литературе
[ редактировать ]Согласно Мишне , женщину сначала приводили в синедрион , прежде чем подвергать ее испытанию. Будут предприняты неоднократные попытки убедить женщину признаться, включая многочисленные предложения ей о возможных смягчающих факторах; если бы она созналась, испытания не потребовались бы. [28] [29] Мишна сообщает, что во времена Второго Храма ее отвели к восточным воротам Храма, перед воротами Никанор. [28] [29]
Мишна также утверждает, что одежда, которую она носила, была разорвана, чтобы обнажить ее сердце. [28] Над ее грудью была привязана веревка, чтобы одежда не спадала полностью. [30]
В Мишне упоминается, что, хотя виновная женщина обычно умирает сразу после суда, ее смерть также может быть отложена на один, два или три года, если она обладает компенсирующими заслугами. [31]
Нахманид отмечает, что из всех 613 заповедей только закон сота требует особого сотрудничества Бога, чтобы он заработал. Горькие воды могут действовать только чудесным образом. [32]
Маймонид писал: «Когда она умрет, умрет и прелюбодей, из-за которого она была вынуждена пить, где бы он ни находился. С ним произойдут и те же явления — вздутие живота и разрыв бедра. Все вышесказанное применимо при условии, что ее муж никогда в своей жизни не вступал в запрещенные сексуальные отношения. Однако, если ее муж когда-либо вступал в запрещенные отношения, [горькие] воды не проверяют [верность] его жены». [16]
Раввинская интерпретация Чисел 5:28 заключается в том, что когда невиновная женщина, обвиненная в прелюбодеянии, пьет горькую воду, даже если раньше она не могла зачать ребенка, теперь она зачнет и родит мужчину. [33]
Прекращение испытаний
[ редактировать ]По словам Мишны, [34] эта практика была отменена где-то в первом веке нашей эры под руководством Йоханана бен Заккая . [29] [35] Если бы он не был отменен, то, согласно еврейскому закону, ритуал прекратился бы с падением Храма (приблизительно в 70 году н. э.). [36] поскольку это не должно было быть выполнено в другом месте. [29] Объяснения в раввинской литературе относительно прекращения этой практики различаются. Йоханан Бен Заккай заявил:
Когда прелюбодеев стало много, испытание горькой водой прекратилось, ибо испытание горькой водой совершается только в случае сомнения. Но сейчас многие видят своих возлюбленных на публике. [37]
Рав Ханина из Суры сказал:
В настоящее время мужчина не должен говорить своей жене: «Не уединяйся с таким-то» ... Если она затем уединилась с мужчиной, поскольку у нас сейчас нет воды, чтобы подозреваемая женщина могла ее проверить, муж запрещает ее себе навсегда. [38]
Христианские ссылки
[ редактировать ]Хотя настоящее испытание не практиковалось в христианстве, христианские писатели на протяжении веков ссылались на него как в отношении темы прелюбодеяния, так и в отношении более широкой практики испытания испытанием . Кроме того, некоторые раннехристианские легенды, такие как Евангелие от Псевдо-Матфея , приукрашивают жизнь Марии, матери Иисуса , рассказами о Марии и даже Иосифе. [39] проходит версию испытания. [40]
Текстовый анализ
[ редактировать ]Библейские критики XIX и начала XX веков, основываясь на определенных текстуальных особенностях этого отрывка, утверждали, что он образовался в результате сочетания двух более ранних текстов. Например, в тексте сначала предполагается, что приношение должно быть совершено до испытания ( 5:24–25 ), а затем после него ( 5:26 ). Из-за неуклюжести идеи о том, что жена должна выпить зелье дважды, ученые-текстологи утверждают, что либо первое питье должно быть более поздним дополнением к тексту, либо все описание испытания должно быть соединено из двух более ранних описаний. . [7]
Аналогично, отметив, что есть два описания места проведения ритуала (в присутствии священника ( 5:15 ) и перед Яхве ( 5:30 )) и два случая, когда упоминается наказание женщины ( 5: 21 и 5:27 ), разделение на два более ранних документа, впервые предложенное Бернхардом Штаде. [41] обычно выглядит следующим образом:
- один из рассказов - это испытание и жертвоприношение перед Богом , в котором в результате употребления зелья возможен выкидыш / аборт; [42]
- другой - это просто осуждение священника, в котором женщина стоит с распущенными волосами, предполагается ее вина, а божественное вмешательство (из-за участия священника) в качестве наказания приведет к выкидышу / аборту. [42]
Другие ранние исследователи Библии считали, что это испытание само по себе представляет собой сочетание двух более ранних ритуалов (предшествовавших оригинальному священническому тексту), в одном из которых использовалась вода, а в другом — пыль. [7] Использование пыли может быть связано с некромантией . [7] В других исторических семитских культурах есть много случаев, когда святая вода считалась табу, и поэтому контакт с ней или ее употребление было опасным. [43]
Подобные ритуалы
[ редактировать ]Испытания тяжелыми испытаниями встречаются и в других обществах древнего Ближнего Востока , например, в Законах Хаммурапи (§132). [44]
В доисламской арабской культуре также существовало испытание прелюбодеяния, хотя с научной точки зрения, по сравнению с израильским ритуалом, оно больше опиралось на тошноту, чем на прямое отравление женщины. В этом доисламском арабском ритуале женщина просто давала клятву, подтверждающую ее невиновность, и просила божество вызвать у нее выкидыш/аборт, если она лжет. [45]
Испытания, связанные с риском причинения вреда, включая потенциальную травму в результате употребления определенных зелий, были обычным явлением в древности; [7] в некоторых частях Европы их судебное использование продолжалось даже до позднего средневековья. [7] Когда-то считалось, что такие испытания приводят к прямому решению божества о виновности или невиновности стороны/сторон, проводящих испытание; [7] Обычно считалось, что божественное вмешательство предотвращает причинение вреда невиновным или гарантирует, что виновные будут виновны.
Натуралист Альфред Грандидье представил аналогичные практики среди малагасийцев , чтобы обосновать миграцию древних израильтян на Мадагаскар . [46]
Современные приложения
[ редактировать ]По словам Елены Злотник, хотя испытание горькой водой больше не практикуется, оно остается ориентиром в поисках замены испытанию на супружескую измену. [47]
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ «שוטה» Маймонида В рукописи пишется ; это написание повторяется в раввином Йосефом Кафихом . изданиях произведений Маймонида
- ^ Грушкоу, Лиза Дж. (2006). Написание своенравной жены: раввинистические интерпретации Соты . Брилл. п. 1. ISBN 90-04-14628-8 .
Имя Сота происходит от Числа. 5:12 на основе слова שטה заблудиться.
- ^ Священное Писание: Притчи с комментариями - Юлиус Гиллель Гринстоун, Еврейское издательское общество Америки - 1950 - стр. 42 «10.6; 21.10; Числ. 5.18). Поворот] Это слово используется в связи с женщиной, подозреваемой в неверности (Числ. 5), откуда происходит технический термин «сотах», название, данное трактату Мишны и Талмуду, посвященному этой теме».
- ^ Перейти обратно: а б Тиква Фраймер-Кенски, «Странный случай подозреваемого Соты», в «Женщины в еврейской Библии», изд. Бах (1999, Рутледж, Нью-Йорк и Лондон, страницы 463–474)
- ^ Перейти обратно: а б с Числа 5:15
- ^ Числа 5:30
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот В эту статью включен текст из Библейской энциклопедии статьи «Ревность, испытание» 1903 года , публикации, которая сейчас находится в свободном доступе .
- ^ Иосиф Флавий, Иудейские древности , 14:49.
- ^ Числа 5:18
- ↑ Мишна, Сота , 2: 1.
- ^ Перейти обратно: а б Числа 5:17
- ^ Числа 5:23
- ^ Перейти обратно: а б с д Бергант, Дайан (1992). Библейский комментарий Колледжвилля: на основе Новой американской Библии: Ветхий Завет . Литургическая пресса. п. 156. ИСБН 0814622100 .
- ^ Сота 9а
- ^ Фокс, Берни. «Паршат Насо: Предполагается ли Сота виновным?» . Проверено 2 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Мишне Тора, Сефер Нашим: Сота, Глава третья, Галаха 16-17 ] Проверено 21 мая 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Брюэр, Юлиус А. (октябрь 1913 г.). «Испытание в цифрах, глава 5» . Американский журнал семитских языков и литератур . 30 (1): 46.
- ^ Биале, Рэйчел (1995). Женщины и еврейский закон: основные тексты, их история и актуальность на сегодняшний день . Случайный дом в цифровом формате. п. 186. ИСБН 0805210490 .
- ^ Комментарий Пика к Библии (издание 1962 года), Числа 5.
- ^ Grushcow 2006, стр. 275–276.
- ^ Берквист, Джон Л. (2002). Управление телесностью: тело и дом в древнем Израиле . Издательство Университета Рутгерса. стр. 175–177. ISBN 0813530164 .
- ^ Левин, Барух А. (1993). Числа 1-20: новый перевод с введением и комментариями . Том. 4. Даблдей. стр. 201–204. ISBN 0385156510 .
- ^ Снайт, Норман Генри (1967). Левит и числа . Нельсон. п. 202.
- ^ Олсон, Деннис Т. (1996). Числа: Толкование: Библейский комментарий для обучения и проповеди . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 36. ISBN 0664237363 .
- ^ Числа 5, стих 21, новая международная версия , через biblegateway.com
- ^ H3409 Стронга - yārēḵ , blueletterbible.org
- ^ Бричто, Герберт Чанан. «ДЕЛО ШТЫ И ПЕРЕСМОТРЕТЬ БИБЛЕЙСКИЙ «ЗАКОН».» Ежегодник Еврейского союзного колледжа, том. 46, 1975, стр. 55–70. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/23506866 . По состоянию на 20 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Мишна, Сота , 1: 5
- ^ Перейти обратно: а б с д
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «прелюбодеяние» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Мишна Сота 1:6
- ↑ Мишна, Сота , 3: 4.
- ^ «СОТРУДНИЧЕСТВО БОГА» . 24 июня 2009 года . Проверено 2 мая 2013 г.
- ^ Талмуд, Сота 26а ; Маймонид . «Мишне Тора, Сефер Нашим: Сота, Глава третья, Галаха 22» [Мишне Тора, Сефер Нашим: Сота, Глава третья, Галаха 22] . Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ Сота , 9: 9
- ^ «Прелюбодеяние» . Международная стандартная библейская энциклопедия . Проверено 4 июня 2013 г.
Согласно Мишне (Сотах 9), это испытание женщины, подозреваемой в прелюбодеянии, было отменено Иохананом бен Заккаем (после 70 г. н.э.) на том основании, что мужчины его поколения не могли избежать подозрений в нечистоте.
- ^ «Рабби Йоханан бен Заккай» . Архивировано из оригинала 22 мая 2012 г. Проверено 5 мая 2013 г.
- ^ Цитируется в Грушкова, Лиза (1999). «Интерпретация и авторитет: история Соты ». В Боррасе — Юдит Таргарона; Саенс-Бадильос, Анхель (ред.). Еврейские исследования на рубеже ХХ века: материалы 6-го Конгресса ЕАЖ . Том. 1. Европейская ассоциация еврейских исследований. п. 271.
Когда прелюбодеев стало много, то искушение горькой водой прекратилось (פםקו טי טריס), ибо испытание горькой водой совершается только в случае сомнения. Но сейчас многие видят своих возлюбленных на публике.
- ^ Вавилонский Талмуд , Сота 2б.
- ↑ Евангелие от Псевдо-Матфея, глава 12: «И снова призвали Иосифа к жертвеннику, и дали ему пить воду питья Господню. И когда кто-нибудь лежавший выпил воду сию и прошел семь раз вокруг жертвенника Бог показывал какое-то знамение на лице его. Итак, когда Иосиф безопасно напился и семь раз обошел вокруг жертвенника, не появилось на нем никакого признака греха. Тогда все священники и служители, и народ оправдал его, сказав: «Блажен ты, видя, что против тебя не найдено никакого обвинения [...] Тогда Мария сказала твердо и без трепета: Господи Боже, Царь над всем, знающий все тайны. если будет во мне какая-нибудь скверна, или какой-нибудь грех, или какие-либо злые желания, или нецеломудрие, обличи меня перед всем народом и сделай меня примером наказания для всех. Сказав это, она подошла к жертвеннику. Господь смело, и пил воду питьевую, и обошел жертвенник семь раз, и не нашлось на ней пятна». (Вики-источник)
- ^ Джозеф Б. Тайсон, Новый Завет и раннее христианство (1984), стр. 199: «Каждый из них освещает определенную часть или аспект истории Иисуса, например, его семью, его детство, его воскресение или его учение. [. ..] Но Мария забеременела, и Иосиф испугался, что его пренебрежение позволило прелюбодею соблазнить ее, поэтому священники подвергли их обоих испытанию горькой водой, и они выдержали испытание».
- ^ Бернхард Штаде, Журнал науки Ветхого Завета (1895), 15: 166–178.
- ^ Перейти обратно: а б Джозеф Эстлин Карпентер и Джордж Харфорд-Бэттерсби (и Общество исторической теологии, Оксфорд), Шестикнижие (1900 г., переиздано в 2003 г.), том 2, страницы 191–192.
- ^ Уильям Робертсон Смит, Лекции по религии семитов (2-е издание, 1894 г.), 181
- ^ Новая Оксфордская аннотированная Библия Майкл Дэвид Куган, Марк Цви Бреттлер, Кэрол Энн Ньюсом - 2007, стр. 193. «Мужчина, который сомневается в верности своей жены, приводит ее в святилище для испытания, в котором она пьет смесь воды, пыли и нанесите чернила, чтобы определить, виновна ли она (ср. ... Испытания для определения виновности встречаются и в других обществах древнего Ближнего Востока (например, Законы Хаммурапи §132). ... помимо нечистоты, находясь под властью мужа, будьте невосприимчивы к к этой горькой воде, приносящей проклятие..."
- ^ Китаб аль-Агани , 1:156:3+
- ^ Грандидье, Альфред ; Мабилль, П.; Соссюр, Анри де; Центнер, Лео (1908). «III. Семитские иммиграции». Физическая, естественная и политическая история Мадагаскара, том 4, том 1 (на французском языке). Распечатать национальный. стр. 102–103 . Проверено 9 февраля 2024 г.
35°, что обвиняемых подвергают различным испытаниям, подобным чаше с горькой водой иудейской (112).
- ^ Хелена Злотник, Дочери Дины: гендер и иудаизм от еврейской Библии до ... 2002 г. ISBN 0812217977 Страница 111. «Вопрос, который никогда не задавался современными интерпретаторами истории испытания горькой водой, заключается в том, что заменило это испытание после его отмены 41 Другими словами, какие юридические процедуры были доступны для расследования и судебного преследования .. ...Одной из основных задач этой главы является поиск альтернативы, которая заменила существовавшие до 70-х годов процедуры выявления прелюбодей, предполагая, что мужья продолжают подозревать своих жен в прелюбодеянии и в этой сексуальной лояльности..."
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амзаллаг, Ниссим; Йона, Шамир (2017), «Кенитское происхождение рецепта Сота (номера 5.11–31)», Журнал изучения Ветхого Завета , 41 (4): 383–412, doi : 10.1177/0309089216661176 , S2CID 171723202 .
- Дэниел Фридман: От суда над Адамом и Евой до суда Соломона и Даниила
- Лузия Саттер Реманн: «Дверь к свободе - случай «подозреваемой жены» в Послании к Римлянам 7.1–6» в Журнале изучения Нового Завета (JSNT), № 79, 91–104.