И

Ог ( иврит : עוֹג , латинизированный : ʿŌg [ʕoɡ] ; арабский : عوج , романизированный : ʿŪj [ʕuːdʒ] ; древнегреческий : Ωγ , латинизированный : Ōg ) был, согласно еврейской Библии и другим источникам, аморейским царем Васана , который был убит вместе со своей армией Моисеем и его людьми в битве при Эдрее . В арабской литературе он упоминается как Удж ибн Анак ( عوج بن عنق , «Ог, сын Анака », Анак в исламской традиции является дочерью Адама ).
Ог представлен в Книге Чисел . Как и его сосед Сигон из Есевона , которого Моисей ранее победил в битве при Иахазе , он был аморрейским царем, правителем Башана , в котором было шестьдесят городов, окруженных стенами, и множество городов, не окруженных стенами, со столицей в Астароте (вероятно, современный Телль-Аштара , где до сих пор существует курган высотой 70 футов (20 м).
Книга Чисел , глава 21, и Второзаконие , глава 3, продолжаются:
Затем мы повернули и направились в землю Васан, где царь Ог и все его войско напали на нас при Эдрее. Но Господь сказал мне: «Не бойся его, ибо Я дал тебе победу над Огом и всем его войском, и отдам тебе всю его землю. Поступай с ним так же, как ты поступил с царем амореев Сигоном, который правил в Хешбоне».
И Господь, Бог наш, отдал нам царя Ога и весь его народ, и мы убили их всех. Ни один человек не выжил. Мы завоевали все шестьдесят его городов — всю область Аргов в его царстве Васане. Ни один город не избежал нашего завоевания. Все эти города были укреплены высокими стенами и зарешеченными воротами. Мы также одновременно захватили множество деревень, не окруженных стенами. Мы полностью разрушили царство Васанское, как разрушили Сигона, царя Есевона. Мы уничтожили всех людей в каждом завоеванном нами городе – мужчин, женщин и детей. А мы оставили весь скот себе и взяли добычу со всех городов.
Итак, мы захватили землю двух аморрейских царей к востоку от реки Иордан — на всем протяжении от Арнонского ущелья до горы Ермон. (Гору Ермон сидоняне называют Сирионом, а амореи называют ее Сенир.) К этому времени мы завоевали все города на плато, весь Галаад и Васан, вплоть до городов Салеки и Едреи, которые были частью царства Ога. в Васане. (Царь Ог Васанский был последним выжившим из гигантских рефаитов. Его кровать была сделана из железа и имела более тринадцати футов в длину и шесть футов в ширину. Ее до сих пор можно увидеть в аммонитянском городе Рабба.)
Уничтожение Ога описано в Псалмах 135:11 и 136:20 как одна из многих великих побед народа Израиля, а в Книге Амоса 2:9 Ог может называться «Аморреем», чей рост был подобен высоте кедры и сила которых была подобна силе дубов. В тексте говорится, что он был последним гигантом рефаитов. Его рост заставил его спать на железной кровати, [1] длина которого была около 9 локтей.
Ог и Рефаимы
[ редактировать ]Во Второзаконии 3:11, а затем в книге Чисел и Иисусе Навине Ог назван последним из Рефаимов . Рефаим — еврейское слово, обозначающее гигантов . Во Второзаконии 3:11 говорится, что его железная «кровать» (переведенная в некоторых текстах как «саркофаг») имеет «девять локтей в длину и четыре локтя в ширину», что составляет 13,5 на 6 футов (4,1 на 1,8 м) согласно стандартный локоть мужчины. Далее говорится, что в царском городе его гигантская Раба аммонитян кровать все еще можно было рассматривать как новинку во время написания повествования. Если остов гигантской королевской кровати был построен пропорционально его размеру, как и большинство кроватей, его высота могла составлять от 9 до 13 футов (от 2,7 до 4,0 м). Однако в более поздней раввинистической традиции говорится, что длина его кровати измерялась локтями самого Ога.
Майкл С. Хейзер утверждает, что упоминание о ложе Ога является ссылкой на священное брачное ложе Мардука , и поэтому размеры не являются надежным показателем размера Ога. [2]
Примечательно, что регион к северу от реки Иавок , или Васан , «земля Рефаимов», содержит сотни мегалитических каменных гробниц ( дольменов ), датируемых V-III тысячелетиями до нашей эры. В 1918 году Густав Далман обнаружил в окрестностях Аммана, Иордания (Амман построен на месте древнего города Рабба Аммонинского), заслуживающий внимания дольмен, который примерно соответствовал размерам ложа Ога, описанного в Библии. Такие древние каменные захоронения редко можно увидеть к западу от реки Иордан, и единственное другое скопление этих мегалитов можно найти на холмах Иуды в окрестностях Хеврона, где, великаны сыновья Анака как говорят, жили (Числа 13). :33). [3]
Ог в небиблейских надписях
[ редактировать ]
В 1974 году Вольфганг Рёллиг опубликовал финикийскую надпись из Библоса (Библос 13), которая, как он утверждал, содержала ссылку на божество по имени «Ог». [4] По словам Рёллига, в поврежденной надгробной надписи из семи строк, которую Рёллиг датирует примерно 500 г. до н. э., появляется надпись, в которой, по-видимому, говорится, что если кто-то потревожит кости жителя, «могучий Ог отомстит за меня». Фрэнк Мур Кросс оспорил интерпретацию Рёллига, предположив, что строка рассматриваемой надписи вместо этого гласит: «мои дряхлые / разлагающиеся кости». [5]
Возможную связь с Огом и рефаимскими царями Васана также можно провести с помощью гораздо более древнего ханаанского угаритского текста KTU 1.108, датируемого 13 веком до нашей эры, в котором термин «царь» используется в сочетании с корнем /rp/ или «Рапах» ( библейские рефаимы) и географические топонимы, которые, вероятно, соответствуют городам Астарот и Едреи в Библии и из которых, как прямо сказано, правил царь Ог (Второзаконие 1:4; Иисус Навин 9:10; 12:4). 13:12, 31). Глиняная табличка из Угарита КТУ 1.108. [6] В целом читается: «Пусть Рапиу , Царь Вечности, выпьет [вино], да, пусть он выпьет, могущественный и благородный [бог], бог, восседающий на троне в Аштарате , бог, который правит в Эдрее , которого люди воспевают и чтят. с музыкой на лире и флейте, на барабане и тарелках, с кастаньетами из слоновой кости, среди прекрасных товарищей Котара , И пусть Анат, могущественный напиток, владычица царства, владычица владычества, владычица высоких небес, [владычица] земли». Существование и истинная личность Ога оспаривается. [7] По мнению Мэтью Макаффи, исторические реминисценции угаритской мифологии указывают на то, что еврейская Библия, вероятно, сохранила действительно древнюю традицию об аморрейском царе Оге, берущую свое начало во 2-м тысячелетии до нашей эры. [8] Он также утверждает, что описание Ога как рефаима, по-видимому, отражает древнеамморейское богословие, которое давало такой статус их умершим царям. [9]
В Талмуде
[ редактировать ]Еврейский Талмуд приукрашивает эту историю, утверждая, что Ог был настолько велик, что стремился уничтожить израильтян, выкорчевав с корнем настолько большую гору, что она разрушила бы весь израильский лагерь. Господь заставил рой муравьев выкопать центр горы, покоившейся на голове Ога. Затем гора упала на плечи Ога. Когда Ог попытался поднять гору с себя, Господь заставил зубы Ога удлиниться наружу и впиться в гору, которая теперь окружала его голову. Моисей, выполняя наказ Яхве не бояться его, схватил палку длиной в десять локтей и прыгнул на такое же вертикальное расстояние, успев ударить Ога в лодыжку. Ог упал и умер, ударившись о землю. [10] Многие великие раввины, особенно Шломо ибн Адерет , объясняли эту историю в аллегорической манере. [ нужна ссылка ]
В исламе
[ редактировать ]
Удж ибн Анак ('Ûj ибн Анак) — великан в исламской мифологии . Удж конкретно не упоминается ни в Коране , ни в канонических хадисах. Истоки этого персонажа лежат в еврейском фольклоре и Ветхом Завете , например, царь Ог. [ нужна ссылка ] Он берет свою матронимию от своей матери Анак. [11] которая родила его после кровосмесительной связи.
Известные и хорошо освещенные эпизоды включают его битву с пророком Моисеем (см. «Муса ва Удж »), а также ловлю и жарку китов, когда он стоит почти по колено в океане.
«Огиас Великан»
[ редактировать ]книга II века до нашей эры Апокрифическая « Огиас Великан » или «Книга гигантов» изображает приключения гиганта по имени Огиас, который сражался с великим драконом и который предположительно был либо идентичен библейскому Огу, либо был отцом Ога.
Книга пользовалась значительной популярностью на протяжении нескольких столетий, особенно потому, что ее подхватила манихейская религия.
Хурталы
[ редактировать ]В «Пантагрюэле» Рабле называет Гуртали ( версию Ога) одним из предков Пантагрюэля. Он описывает Хуртали сидящим верхом на Ковчеге и спасающим его от кораблекрушения , направляя его ногами, в то время как благодарный Ной и его семья кормят его через дымоход.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Железная кровать короля Ога: факт или выдумка?» . Алан Р. Миллард, Общество библейской археологии. Проверено 1 марта 2024 г.
- ^ Хейзер, Майкл С. (2015). Невидимое царство: восстановление сверхъестественного мировоззрения Библии . Лексхэм Пресс . стр. 198–199.
- ^ Библия Вернера Келлера как история 1995, с. 153 ISBN 1566198011 , ISBN 9781566198011
- ^ Рёллиг, Вольфганг (1974). «Новая финикийская надпись из Библоса» (Новые эфемериды для семитской эпиграфики, том 2, 1–15 и пластина 1).
- ^ McAffee 2022 , с. 392.
- ^ Вятт, Н. (2002). Религиозные тексты из Угарита – 2-е издание . Шеффилд Академик Пресс. стр. 395–396. ISBN 0-8264-6048-8 .
- ^ McAffee 2022 , с. 391.
- ^ McAffee 2022 , с. 399–400.
- ^ McAffee 2022 , с. 399.
- ^ Талмуд Бавли: Берахот 54б.
- ^ Числа 13:33
Библиография
[ редактировать ]- Макаффи, Мэтью (2022). «Библейский царь Ог и угаритское божество Рапиу: сортировка двух фигур в свете рефаимов и топонимов Аштарот и Эдрей» . В Харди (II), ХХ; Лам, Джозеф; Реймонд, Эрик Д. (ред.). «Как «Илу, ты мудрый»: исследования северо-западных семитских языков и литературы в честь Денниса Г. Парди» . Восточный институт Чикагского университета. стр. 389–403. ISBN 978-1-61491-075-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Косман, Адмиэль. «История гигантской истории: извилистый путь Ога, царя Башана, в еврейской агадической традиции», в: HUCA 73, (2002), стр. 157–90.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Огом (гигантом), на Викискладе?
- Ог в Еврейской энциклопедии