Бетсилео люди
Общая численность населения | |
---|---|
в. 4,359 миллиона | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Мадагаскар | |
Языки | |
малагасийский и французский | |
Родственные этнические группы | |
Австронезийские народы , банту , мерина , другие малагасийцы. |
Бецилео — горная этническая группа Мадагаскара , третья по численности населения. Они выбрали свое имя, означающее «Многие непобедимые», после неудавшегося вторжения короля Рамитрахо в королевство Менабе в начале 19 века. [1] [2]
Территория
[ редактировать ]Бецилео занимают юг Мадагаскара плато . Их традиционная территория простирается от севера реки Мания на севере до подножия массива Андрингитра на юге; на западе - цепь Бонголава , а на востоке - Восточный лес, населенный племенем Танала . Большая часть региона Бетсилео находится в пределах малагасийской провинции Фианаранцуа , где находится одноименная столица.
Традиционно их территория и народ делятся на три основные части. Северный Бетсилео (или Фисакана) определяется реками Ивато и Манандона на севере и реками Саханивотри и Мания на юге. Центральный Бетсилео (или Манандриана) находится между реками Ивато и Матсиатра. Южный Бетсилео — это вся территория Бетсилео к югу от реки Матсиатра (Исандра, Лалангина, Иариндрано и Андрингитра ).
История
[ редактировать ]Различные королевства Бецилео (Фандриана, Фисакана, Манандриана, Исандра и т. д.) существовали независимо друг от друга, а их устные традиции восходят к 17 веку. Все они в конечном итоге были завоеваны и реорганизованы I. Радамой Большая часть народа бецилео была превращена в рабов и продана внутри страны или продана европейским работорговцам. Радама I сделал Фианаранцоа административной столицей центрального и южного народа Бецилео. Север был присоединен к Анцирабе . Таким образом, Бетсилео как группа возникла в 19 веке как административное подразделение малагасийского правительства. [3]
Общество
[ редактировать ]Идентичность Бетсилео тесно связана с культурой Мерины, поскольку обе они являются горными группами. Социальная структура бецилео определяется очень сложной системой родства . Существует тесная связь между членами семьи, пронизывающая общество до уровня административных ролей и должностей, поскольку большинство бецилео обязаны присоединяться к своим родственникам в семейной деятельности. Также уделяется большое внимание роли старейшин как лидеров сообщества. Старейшины общин часто обладают большим авторитетом, чем те, кто занимает формальные государственные должности.
Классовая принадлежность
[ редактировать ]Общество Бецилео находится под влиянием долгой истории рабства до его отмены во время французской колонизации . У бецилео сложная система социальной организации, определяемая рядом стратификаций. Статусная структура Бетсилео в основном определяется происхождением семьи человека. Статус исторически был разделен на андриана (дворяне), хова (свободные простолюдины) и андево (рабы), причем последний был сильно стигматизированным термином для обозначения низшего социального класса в современном обществе Бецилео.
Религиозная принадлежность
[ редактировать ]С момента прибытия европейских миссионеров в девятнадцатом веке большая часть малагасийского населения обратилась в христианство . Около 94% жителей Бецилео — христиане. [4] Большинство бецилео являются либо протестантами , либо католиками , но большая часть традиций и религиозных догм их предков все еще соблюдается, часто наряду с христианскими обычаями или в сочетании с ними. Дохристианские верования Бецилео признавали сверхъестественное царство духов предков, призраков и духов природы, аналогично анимизму, практикуемому в других частях мира. Также было признано божество-создатель по имени Занахари, к которому до сих пор обращаются в церемониальных целях. Конкурирующие влияния европейского монотеизма и местной религии на Мадагаскаре привели к созданию уникальной системы религиозных обычаев, в которой христианские обычаи и традиционные догмы сочетались в церемониях и верованиях.
Одна из самых значительных церемоний Бетилео, которая все еще имеет место, - это фамадихана , или «переворачивание костей», во время которого останки предков Бестилео вынимаются из их гробниц, заворачиваются в новое полотно и празднуются. [5] Подобные религиозные церемонии можно также найти в Торадже , Южном Сулавеси и даяках на Калимантане , а также в различных других местах Индонезии .
Культура
[ редактировать ]Бетсилео, как и большая часть населения Мадагаскара, в основном представляют собой смесь банту африканского и австронезийского происхождения, хотя некоторые источники утверждают, что бецилео имеют в основном австронезийское происхождение. Однако их внешний вид больше напоминает популяцию банту, чем австронезийскую. Традиционно они заявляют об общем наследии с Антеморо с восточного побережья и Бара с юга. Традиционно они жили в хижинах, сделанных из растительного волокна, оставляя деревянные хижины для знати в соответствии с малагасийскими архитектурными нормами . Оба часто украшались декоративными мотивами или даже рогами зебу . В настоящее время более распространены глиняные и кирпичные дома.
Регион Бетсилео в Фианаранцуа характеризуется холмами и долинами с рисовыми полями, высеченными по бокам в виде сложной системы террас, в стиле, напоминающем те, что в Юго-Восточной Азии. Диета бецилео почти всегда состоит из риса, мяса домашнего скота, такого как говядина, курица или утка, а также второстепенных культур, таких как маниока, фасоль и другие сельскохозяйственные овощи. Скотоводство также важно, хотя и не так важно, как в соседних группах, таких как Бара. Люди являются отличными резчиками по дереву и известны своими большими деревянными скульптурами.
Несмотря на преобладание христианства, роль прорицателей, астрологов и знахарей в обществе Бецилео по-прежнему значительна. Считается, что знахари способны манипулировать магией, а также общаться с предками, и к ним можно обращаться по самым разным причинам, от проблем со здоровьем до отравлений. К астрологам и прорицателям консультируются, чтобы назначить даты церемоний или предсказать будущее людей.
Язык
[ редактировать ]Бетсилео говорят на диалекте малагасийского языка , который является ветвью малайско-полинезийской языковой группы , происходящей от языков барито , на которых говорят на юге Борнео .
Экономика
[ редактировать ]Бетсилео известны своим сельскохозяйственным опытом и мастерством фермеров. Основой их экономики является выращивание риса, который является основным продуктом питания на Мадагаскаре . Размер и урожайность рисового участка семьи часто определяют богатство этой семьи.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Брэдт и Остин 2007 .
- ^ Берри 1992 .
- ^ Ковелл: Мадагаскар, политика, экономика и общество. Лондон: Фрэнсис Пинтер, 1987. Страница 12.
- ^ «Бетсилео на Мадагаскаре» .
- ^ Брэдт, Хилари. (2007). Особая смерть: превращение мертвых. New Scientist , получено 4 января 2011 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: The Globe Pequot Press Inc., стр. 113–115. ISBN 978-1-84162-197-5 .
- Группа диаграмм (2013). Энциклопедия африканских народов . Сан-Франциско, Калифорния: Рутледж. ISBN 9781135963415 .
- Дюбуа, Анри (1938). Монография Бецилео. Париж: Институт этнологии.
- Эверс, Сандра, JTM (2002). Конструирование истории, культуры и неравенства. Бостон: Брилл.
- Коттак, Конрад П. (1980). Прошлое в настоящем: история, экология и разнообразие высокогорного Мадагаскара. Анн-Арбор: Издательство Мичиганского университета.
- Легрип-Рандриамбело, Оливия и Ренье, Дени. Место традиционных целителей (омбиаса) в медицинском плюрализме Бецилео. Здоровье, культура и общество 7 (1): 28-37. http://hcs.pitt.edu/ojs/index.php/hcs/article/view/188/219
- Огот, Бетвелл А. (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Париж: ЮНЕСКО. ISBN 9789231017117 .
- Ренье, Дени (2012). Почему бы не жениться на них? История, эссенциализм и положение потомков рабов южного Бецилео. Кандидатская диссертация. Лондонская школа экономики и политических наук. http://etheses.lse.ac.uk/362/
- Ренье, Дени (2015). Чистые люди, нечистые люди: эссенциализация «рабов» среди южного бецилео Мадагаскара. Социальная антропология 23 (2): 152–168. Аннотация и ссылка на статью