Jump to content

Архитектура Мадагаскара

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Двухэтажный кирпичный дом с остроконечной крышей и простой крытой верандой на втором этаже, поддерживаемой четырьмя равноудаленными колоннами.
Типичные кирпичные дома с колоннами и верандой, выходящей на запад, недалеко от Антананариву.

Карта Мадагаскара с указанием распределения преобладающих строительных материалов на острове.
Распространение традиционных строительных материалов на Мадагаскаре представляет собой преобладание земляных жилищ в центральном Хайленде и в основном растительное строительство вдоль побережья, с промежуточными зонами, в которых используются оба типа материалов.

Архитектура Мадагаскара уникальна в Африке и очень похожа на строительные нормы и методы Южного Борнео, откуда, как полагают, иммигрировали первые жители Мадагаскара. На Мадагаскаре , в регионе Калимантан на Борнео и в Океании большинство традиционных домов имеют прямоугольную, а не круглую форму, и имеют крутую остроконечную крышу, поддерживаемую центральной колонной.

Различия в преобладающих традиционных строительных материалах служат основой разнообразия малагасийской архитектуры. Доступные на месте растительные материалы были самыми ранними материалами, которые использовались, и остаются наиболее распространенными среди традиционных сообществ. В промежуточных зонах между центральными высокогорьями и влажными прибрежными районами возникли гибридные варианты, в которых используются початок и палки. Деревянное строительство, когда-то распространенное по всему острову, пришло в упадок, поскольку растущее население уничтожало большие участки девственных тропических лесов для подсечно-огневого земледелия и выпаса скота зебу . Общины зафиманири в центральных горных лесах - единственная малагасийская этническая группа, сохранившая оригинальные традиции деревянной архитектуры острова; их ремесло было внесено в ЮНЕСКО список нематериального культурного наследия в 2003 году.

Поскольку со временем древесины стало не хватать, деревянные дома стали привилегией знатного сословия в некоторых общинах, примером чего являются дома знати Мерины в Королевстве Мадагаскар 19 века . Использование камня в качестве строительного материала традиционно ограничивалось строительством гробниц, что является важной особенностью культурного ландшафта Мадагаскара из-за выдающегося положения, занимаемого предками в малагасийской космологии. На острове сложилось несколько различных традиций в архитектуре гробниц: среди Махафали на юго-западном побережье верхние гробницы могут быть уложены черепами принесенных в жертву зебу и украшены алоало , декоративно вырезанными надгробными столбами, в то время как среди Мерины исторически построенные аристократы небольшой деревянный домик на вершине гробницы, символизирующий их статус Андрианы и обеспечивающий земное пространство для размещения духов их предков.

Традиционные стили архитектуры Мадагаскара за последние двести лет подверглись растущему влиянию европейских стилей. Сдвиг в сторону кирпичного строительства в Хайленде начался во время правления королевы Ранавалоны II (1868–1883) на основе моделей, представленных миссионерами Лондонского миссионерского общества, и контактов с другими иностранцами. Иностранное влияние еще больше расширилось после краха монархии и французской колонизации острова в 1896 году. Модернизация за последние несколько десятилетий все больше приводила к отказу от некоторых традиционных норм, связанных с внешней ориентацией и внутренней планировкой домов и использованием определенных обычные строительные материалы, особенно в высокогорье. Среди тех, у кого есть средства, иностранные строительные материалы и технологии, а именно импортный бетон, стекло и кованое железо, приобрели популярность в ущерб традиционным практикам.

Происхождение

[ редактировать ]
Большой деревянный дом на высоких сваях с крутой двускатной крышей.
Этот дом в Южном Калимантане несет в себе многие знаковые строительные особенности, перенесенные с Борнео на Мадагаскар две тысячи лет назад: стены из деревянных досок, сваи, поднимающие дом над землей, и круто покатую крышу, увенчанную скрещенными двускатными балками, образующими «рога крыши». "

Архитектура Мадагаскара уникальна в Африке и очень похожа на архитектуру южного Борнео, откуда, как полагают, эмигрировали первые жители Мадагаскара. [1] Традиционное строительство в этой части Борнео , также известной как Южный Калимантан , отличается прямоугольными домами, поднятыми на сваях . Крыша, поддерживаемая центральной колонной, имеет крутой наклон; балки фронтона пересекаются, образуя рожки крыши, которые могут быть украшены декоративной резьбой. [2] Центральное нагорье Мадагаскара населено меринами, народом, имеющим сильное физиологическое и культурное сходство со своими калимантанскими предками; здесь традиционные деревянные дома аристократии имеют центральную колонну ( андры ), поддерживающую круто скатную крышу, украшенную рожками ( тандро-трано ). [3] На юго-востоке Мадагаскара к фронтону традиционно прикреплялись настоящие рога зебу. [4] На всей территории Мадагаскара дома имеют прямоугольную форму с остроконечной крышей, как на Калимантане, широко распространены центральные колонны, и во всех регионах, за исключением нескольких, традиционные дома строятся на сваях, передающихся из поколения в поколение, независимо от того, является ли эта особенность подходит к местным условиям. [5]

Определенные космологические и символические элементы также характерны для индонезийской и малагасийской архитектуры. [3] [6] Центральный столб дома является священным как на Калимантане, так и на Мадагаскаре, и в обоих местах при строительстве нового дома этот столб традиционно часто мазал кровью. [2] [3] Особенности здания или его размеры (длина, размер и особенно высота) часто символически указывают на статус его обитателей или важность его назначения на обоих островах. [3] [4] Точно так же и на Мадагаскаре, и на Борнео существует традиция строительства частично надземных гробниц. [3] а жители обоих островов практикуют резьбу декоративных деревянных погребальных столбов, называемых алоало на западе Мадагаскара и клириенг на диалекте Каджанг на Борнео. [2]

Заводское строительство

[ редактировать ]
Фотография небольшой однокомнатной прямоугольной соломенной хижины с остроконечной крышей.
Самый традиционный прибрежный стиль: дома с соломенной крышей равинала на невысоких сваях в Самбаве

Жилища из растительного материала распространены в прибрежных регионах, а когда-то широко использовались и по всему Хайленду. [5] Виды растений, имеющиеся в данной местности, определяют строительный материал и стиль постройки. Подавляющее большинство домов из растительного материала представляют собой невысокие (одноэтажные) прямоугольные дома с остроконечной крышей, часто построенные на невысоких сваях. [5] Эти архитектурные особенности почти идентичны тем, которые встречаются в некоторых частях Индонезии . [1] Материалы, используемые для строительства, включают тростник (возле рек), тростник (на юго-западе в районе Толиары ), эндемичные суккуленты (в качестве ограждения на юге), древесину (на юге и среди Зафиманири , а ранее распространенную в высокогорье), бамбук ( особенно в восточных тропических лесах ), папирус (ранее в высокогорье вокруг озера Алаотра ), травы (повсеместно), пальмы (повсеместно, но распространены на западе вокруг Махадзанги ) и рафия (особенно на севере и северо-востоке). [5] На большей части восточного побережья Мадагаскара, граничащего с Индийским океаном, архитектура очень однородна: почти все традиционные дома в этом регионе построены на низких сваях и покрыты соломой из листьев пальмы путешественника ( ravinala madagascariensis ). . [5]

Небольшой прямоугольный однокомнатный домик со стенами и крышей из приплюснутого бамбука.
Стены из плетеного бамбука, кровля из досок.

Ходули, пол и стены обычно изготавливаются из ствола того же растения, обычно после того, как его расплющивают, чтобы получились широкие доски (для полов и кровли) или узкие полоски (для стен). Эти полоски крепятся к раме вертикально; растение рафия часто используется таким же образом вместо пальмы путешественника на севере. [5] Когда вместо равиналы используется бамбук, длинные стертые листы часто сплетаются вместе, образуя стены с клетчатым узором. [7]

В этих традиционных домах нет дымохода. Их пол покрыт плетеной циновкой, в одном углу свалены камни, где можно разжечь дрова для приготовления еды; накапливающийся дым со временем чернеет потолок и внутренние стены. [8] Дверные проемы этих домов традиционно оставлялись открытыми или могли быть закрыты плетеной ширмой, удерживаемой кожаным ремнем; [8] сегодня прихожую часто завешивают тканевой занавеской. [9] Вариации этого базового шаблона можно найти во всех прибрежных регионах с использованием местных материалов. [5] Самые большие традиционные прибрежные дома находятся на юго-востоке у народов Антеморо , Танала и Антефаси , где дома могут достигать 18 футов в длину, 9 футов в ширину и 15 футов в высоту. В других местах вдоль побережья дома намного меньше: в среднем 10 футов в длину, 8 футов в ширину и 9 футов в высоту. [5]

Деревянное строительство

[ редактировать ]
Небольшой однокомнатный прямоугольный домик со стенами из веток, набитых землей
Боковые ветви образуют стены традиционных деревянных домов Махафали на юго-западе Мадагаскара.

Считается, что деревянное строительство раньше было распространено во многих частях Мадагаскара, но оно практически исчезло из-за вырубки лесов. [10] Это особенно верно в Хайленде, где до недавнего времени дерево было строительным материалом, предназначенным только для аристократического класса из-за его растущей редкости, в результате чего низшие классы могли строить из других доступных на месте материалов, таких как тростник и трава; палки и ветки иногда используются там, где это возможно, создавая спорадические деревянные деревни, обычно находящиеся недалеко от лесных заповедников. [5] Хотя традиция деревянного зодчества среди аристократии Мерины угасла , [3] Можно сказать, что по крайней мере две этнические группы имеют продолжающуюся традицию деревянного зодчества: зафиманири в центральном Хайленде и антандрой на крайнем юге. Каждая из этих трех традиций описана ниже. [5]

Аристократическая традиция Мерины

[ редактировать ]

Среди мерина центрального нагорья, народа теманамбондро ( антайсака ) юго-восточного региона Манамбондро и некоторых других этнических групп вырубка лесов сделала древесину ценным строительным материалом, который использовался только аристократами. [4] [10] Действительно, его традиционная связь с королевским Андриана классом привела к тому, что король Андрианампоинимерина (1787–1810) издал королевский указ, запрещающий строительство из камня, кирпича или земли в пределах Антананариву. [5] и кодификация традиции, согласно которой только дома дворян строились из дерева, а дома крестьян - из местных растительных материалов. [11] Эта традиция исторически существовала среди ряда этнических групп на Мадагаскаре, особенно вдоль восточного побережья, где сохранение тропических лесов продолжает облегчать доступ к древесине для строительства. [4]

Большой деревянный дом с остроконечной соломенной крышей высотой шестьдесят футов.
Бесакана дворцового , строение комплекса Рова , является представителем традиционных деревянных аристократических жилищ высокогорья Мадагаскара. Обратите внимание на длинное тандротрано, выходящее за линию крыши.

Традиционные крестьянские дома по всей Имерине имели толстую центральную колонну ( андри ), поддерживающую балку крыши, и вертикальную балку меньшего размера в каждом углу, уходящую в землю для стабилизации конструкции. [3] В отличие от большинства прибрежных домов, дома в Хайленде никогда не возводились на сваях, а всегда располагались вровень с землей. [5] К югу от центрального столба, в зоне, отведенной для сна и приготовления пищи, изредка укладывали деревянные или бамбуковые доски для пола или укладывали плетеные циновки на утрамбованный земляной пол, простиравшийся на север за столб. Традиционно кровать главы семьи находилась в юго-восточном углу дома. [3] Северную часть выделял очаг, очерченный тремя продолговатыми камнями, всаженными вертикально в землю. Дома и гробницы были выровнены по оси север-юг, а вход находился на западной стороне. [12] Северная часть дома предназначалась для мужчин и гостей, а южная – для женщин, детей и лиц низшего ранга. Северо-восточный угол был священным и предназначался для молитв и приношений дани предкам. [12]

Дома знати строились по тем же культурным нормам, с некоторыми дополнениями. [12] Снаружи их можно было отличить по стенам, сделанным из вертикальных деревянных досок, и длинным деревянным рогам ( тандротрано ), образованным пересечением балок крыши на каждом конце пика крыши. Длина тандротрано указывала на ранг: чем длиннее, тем выше статус знатной семьи, жившей внутри. [11] Интерьер здания также был несколько изменен: часто в нем использовались три центральные колонны, а не одна, а иногда и деревянная кровать-платформа, поднятая высоко над землей. [12]

После того, как в конце 1860-х годов были отменены указы Андрианампоинимерины относительно строительных материалов в столице, [11] деревянное строительство в Имерине было практически заброшено, а старые деревянные дома были быстро заменены новыми кирпичными домами, вдохновленными жилищами миссионеров LMS в британском стиле. [10] Рожки тандротрано постепенно были заменены простым декоративным навершием, установленным на двух концах козырька крыши. [5] Другие архитектурные нормы, такие как ориентация север-юг, центральная колонна и внутренняя планировка домов, были заброшены, а наличие украшений на вершинах крыш больше не указывает на определенный социальный класс. [12] Классические образцы деревянного зодчества Хайленда аристократического сословия сохранились в постройках комплекса Рова в Антананариву (разрушен пожаром 1995 года, но находится на реконструкции). [13] и обнесенный стеной комплекс в Амбохиманге , где находились деревянные дворцы короля Андрианампоинимерины и королевы Ранавалоны I. Амбохиманга, возможно, наиболее значимый в культурном отношении сохранившийся пример деревянной архитектуры аристократии Хайленда, был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2001 году. [14]

Зафиманирские традиции

[ редактировать ]
Несколько больших домов с декоративной резьбой и остроконечными крышами, полностью сделанными из деревянных досок.
Зафиманири строят деревянные дома с прочными дверями и ставнями на окнах.

Зафиманири населяют густо заросший лесом, дождливый и умеренный регион Хайленда к востоку от Амбоситры . Их дома прямоугольные и большие (15 футов в длину, 12 футов в ширину и 18 футов в высоту) с остроконечной крышей, нависающими карнизами, деревянными окнами и дверями. [5] Многие из тех же стандартов, которые присущи аристократическим архитектурным традициям Имерины, присутствуют в конструкциях Зафиманири, в том числе центральная деревянная колонна, поддерживающая балку крыши, исключительное использование техники соединения шпунт-паз и ориентация элементов здания, таких как окна, двери. и внутренняя планировка. [15] Дома зафиманири часто искусно украшаются резными, симметричными, абстрактными узорами, богатыми сложной духовной и мифологической символикой. [15] Архитектура домов, найденных в этом регионе, считается репрезентативной для архитектурного стиля, который преобладал на территории Хайленда до вырубки лесов, и, как таковая, представляет собой последние остатки исторической традиции и важный элемент малагасийского культурного наследия. По этой причине знания Зафиманири в области обработки дерева были добавлены в 2003 году в ЮНЕСКО список нематериального культурного наследия человечества . [15]

Сохраняйте традиции

[ редактировать ]

Напротив, Антандрои населяют колючие заросли Мадагаскара , чрезвычайно засушливый и жаркий регион на юге Мадагаскара, где развились и процветали уникальные формы засухоустойчивых растений. Их дома традиционно квадратные (не прямоугольные), подняты на низких сваях, увенчаны остроконечной крышей и построены из вертикально подвешенных деревянных досок, прикрепленных к деревянному каркасу. [5] Эти дома традиционно не имели окон и имели три деревянные двери: входная дверь была для женщин, дверь в задней части дома была для детей, а третья дверь использовалась мужчинами. [8] Вокруг домов Антандроя часто строят заборы из кактусов опунции ( ракета ) или отрезков местных суккулентов из окружающих колючих лесов. [16]

Земляное строительство

[ редактировать ]
Высокий проем в стене, сложенной из грубо ограненных камней, справа к нему прислонен огромный каменный диск.
Городские ворота в Хайленде традиционно защищались каменными дисками ( вавахади ) и были затенены фиговыми деревьями.

В центральном Хайленде борьба за власть между княжествами Мерина и Вазимба , а затем и между княжествами Мерина на протяжении веков вдохновила развитие города-крепости в Имерине, центральном регионе Хайленда Мадагаскара. [17] Первая из них, древняя столица Имерины Аласора , была укреплена королем 16-го века Андриаманело , который окружил город толстыми глинобитными стенами ( тамбохо, сделанными из грязи и сухих рисовых стеблей, собранных с близлежащих рисовых полей) и глубокими траншеями ( хадивори). ) для защиты жилища внутри. [18] Вход через городскую стену был защищен огромным каменным диском ( вавахади ) диаметром пять футов и более, затененным фиговыми деревьями ( авиави ), символизирующими королевскую власть. [19] Городские ворота открывались путем кропотливого откатывания вавахади от входа каждое утро и обратно на место вечером - задача, для выполнения которой требовалась группа людей. [20] Эта модель укрепленного города была принята по всей Имерине. [19] и широко представлен в исторической деревне Амбохиманга . [21]

Иностранные влияния

[ редактировать ]
Многоэтажный кирпичный дом с остроконечной черепичной крышей и декоративными арками по длине балкона второго этажа.
Кирпичный дом с арками и мансардными окнами, вдохновленный Королевским дворцом в Антананариву

Считается, что протестантский миссионер Джеймс Кэмерон из Лондонского миссионерского общества в 1826 году первым на Мадагаскаре продемонстрировал, как можно использовать местный глиняный строительный материал для создания высушенных на солнце кирпичей . [22] В 1831 году Жан Лаборд представил кирпичную черепицу, которая вскоре начала заменять солому из рисовых стеблей в Антананариву и прилегающих районах, а также распространил технику использования печи для обжига кирпичей. [5]

Иностранцы были ответственны за несколько архитектурных инноваций, которые соединили традиции архитектуры Хайленда с европейскими чувствами. [12] В 1819 году Луи Гро спроектировал Трановола для Радамы I в комплексе Рова, представив круговую веранду, поддерживаемую внешними колоннами. Жан Лаборд спроектировал Королевский дворец в Рове (построенный в 1839–1841 годах), используя эту же модель, но в еще большем масштабе, увеличив здание и добавив веранду на третьем этаже. [12] Новые деревянные здания, построенные Гросом и Лабордом, превратили тандротрано традиционных аристократических домов Мерины в декоративно резной столб, прикрепленный на каждом конце фронтона. [5]

Местные инновации

[ редактировать ]

В 1867 году были смягчены ограничения на использование аристократами камня и кирпича в качестве строительных материалов, прежде чем все ограничения на строительство были отменены в 1869 году королевой Ранавалоной II , которая уже в 1860 году поручила Жану Лаборду облицовать внешний вид своего деревянного дворца в Рова в камне. Свой окончательный вид здание приняло в 1872 году после того, как Джеймс Кэмерон добавил каменные башни в каждый угол дворца. [12] Королева обратилась в христианство в 1869 году, и в том же году Лондонское миссионерское общество поручило Джеймсу Кэмерону построить частный дом для своих миссионеров. Он черпал вдохновение в работах Гро и Лаборда, чтобы построить многоэтажный деревянный дом с верандой и колоннами. [5] Эта модель приобрела популярность в Антананариву и прилегающих районах как архитектурный стиль для аристократии, которая к этому моменту продолжала жить в простых домах, подобных деревянному дворцу Андрианампоинимерина в Амбохиманге . Эти недавно полюбившиеся кирпичные дома часто имели укороченные тандротрано и веранды с искусной резьбой. [12] Цвет этих домов может варьироваться от темно-красного до почти белого, в зависимости от характеристик земли, использованной при их строительстве. [20]

Двухэтажное кирпичное здание прямоугольной формы с остроконечной крышей, без балкона и несущих колонн.
Trano gasy : в сельской местности упрощенные кирпичные дома сохраняют два этажа, но могут потерять веранду и затенять несущие колонны.

С течением времени, особенно с колонизацией Мадагаскара французами, эти земляные дома (известные как трано-гази – «малагасийский дом») претерпевали постоянную эволюцию. [23] Самая простая форма земляного дома - это один или несколько этажей, прямоугольная форма, имеющая соломенную крышу со слегка нависающим карнизом, чтобы отводить дождь от фундамента и тем самым предотвращать его эрозию. Более богатые семьи заменяют солому глиняной черепицей и строят веранду на западной стороне здания, поддерживаемую четырьмя тонкими колоннами, расположенными на равном расстоянии; эта конструкция еще более эффективна для защиты фундамента здания от разрушающего воздействия осадков. [5] Дальнейшее расширение часто влечет за собой обшивку западной веранды деревом, сооружение открытой веранды на восточном фасаде здания и т. д., что приводит к созданию круговых веранд, соединению двух отдельных зданий крытым переходом, установка французских кованых решеток или стеклянных панелей на верандах, нанесение окрашенного бетона на кирпичную поверхность и другие инновации. [23] В пригородных и сельских районах первый этаж траногазы часто отводится под загон для скота, а семья проживает на верхних этажах. [24] Вход обычно обращен на запад; кухня часто находится на юге, а семья спит в северной части здания. Эта конфигурация соответствует конфигурации традиционных домов Зафиманири и отражает традиционную космологию. [3]

Смешанная глинобитная конструкция

[ редактировать ]

На восточной стороне Мадагаскара практически нет переходной зоны между земляными домами Хайленда и жилищами из растительных материалов, характерных для прибрежных районов. Однако на обширных и малонаселенных пространствах между Хайлендом и западными прибрежными районами жители используют местные материалы для строительства жилищ, имеющих черты обоих регионов. [5] Чаще всего дома небольшие - одна комната и один этаж - построены из каркаса из горизонтально расположенных палочек, прикрепленных к деревянному каркасу дома, как показано в предыдущем разделе о деревянном строительстве. Но в отличие от прибрежных домов, где этот каркас из палочек будет служить основой для крепления растительного материала для формирования стен, вместо этого в каркас можно упаковать земляной глыб. Крыша покрыта соломой, чтобы завершить жилище. Эти промежуточные дома также часто отличаются наличием укороченных деревянных колонн в стиле Хайлендс на западной стороне, поддерживающих удлиненный карниз остроконечной крыши, так же, как они поддерживают веранды более крупных домов Имерины. Пол обычно покрыт землей и может быть покрыт плетеными ковриками из травы или рафии. [5]

Строительство гробницы

[ редактировать ]

Согласно традиционным верованиям многих малагасийских этнических групп, человек приобретает статус «предка» после смерти. [17] Часто считается, что предки продолжают наблюдать и влиять на события на Земле и могут вмешиваться от имени живых (или мешать им). Как следствие, предков следует уважать: молитвы и жертвоприношения в их честь или умиротворение являются обычным явлением, а также соблюдение местных фади (табу), которые предки могли установить в жизни. Жесты уважения, такие как бросание первой крышки новой бутылки рома в северо-восточный угол комнаты, чтобы поделиться ею с предками, практикуются по всему острову. [12] Наиболее заметным символом уважения к предкам является строительство тщательно продуманных семейных гробниц, которые разбросаны по сельской местности на большей части Мадагаскара. [25]

Самые ранние погребальные практики

[ редактировать ]
Полдюжины вертикальных грубо отесанных камней высотой около четырех футов, некоторые из которых увенчаны каменными крестами.
Вход в пещеру, по большей части закрытый сложенными камнями.
Стоящие каменные надгробия Бецилео дохристианского периода и XIX века (слева) и традиционная гробница в пещере Бара в национальном парке Исало (справа).

Традиционно большинство малагасийских этнических групп не строили прочных гробниц для своих умерших. Вместо этого тела умерших были оставлены в отведенном для этого природном месте для разложения. Например, у народа бара, проживающего на южных засушливых равнинах, гробницы могут быть построены в природных объектах, таких как обнажения скал или склоны холмов, помещая тела внутрь и частично или полностью закрывая пространство сложенными стопками камней или черепами зебу. В качестве альтернативы, у Танала , умершего могут помещать в гробы, сделанные из выдолбленных бревен, и оставлять в пещерах или священной роще деревьев, иногда накрытых деревянными досками, удерживаемыми небольшими грудами камней. [17] Говорят, что вазимба , первые жители Мадагаскара, погружали своих мертвецов в воды специального болота, реки, озера или устья, которые поэтому считались священными для этой цели. [8] Такая практика также существовала среди первых мерин, которые погружали своих мертвых вождей на каноэ в болота Хайленда или другие обозначенные воды. [16] Там, где были построены гробницы, незначительные различия в форме и расположении от одной этнической группы к другой затмеваются общими чертами: структура частично или полностью подземная, обычно прямоугольной формы и сделана из камня, который либо уложен свободно, либо сцементирован каменной кладкой. У Мерины и Бецилео некоторые ранние каменные гробницы и захоронения были обозначены вертикальными, безымянными стоячими камнями. [5]

Исламское происхождение строительства гробниц

[ редактировать ]

Самые ранние известные прямоугольные каменные гробницы на Мадагаскаре, скорее всего, были построены арабскими поселенцами примерно в 14 веке в северо-западной части острова. [26] Подобные модели возникли позже среди западных (т. е. сакалава , махафали) и горных (т. е. мерина, бецилео) народов, сначала использовавших необтесанные камни и наваленную или утрамбованную землю, а затем перешли к каменной кладке. [27] В Хайленде переходу к каменной кладке предшествовало строительство гробниц из массивных каменных плит, коллективно доставленных членами общины к месту захоронения. Говорят, что король Мерины конца 18 века Андрианампоинимерина поощрял строительство таких гробниц, отмечая: «Дом предназначен на всю жизнь, а гробница - на вечность». [27]

Традиции горной местности

[ редактировать ]
Низкая каменная гробница с построенным наверху миниатюрным деревянным домиком.
Большая белая бетонная гробница в травянистом поле на Мадагаскаре
Историческая гробница Мерина Андрия (аристократическая) с домом Манара (слева) и современная гробница Мерины (справа).

В высокогорье Имерины надземные входы в древние гробницы первоначально были отмечены стоячими камнями, а стены были сформированы из свободно сложенных плоских камней. [27] Примеры этих древних гробниц можно найти на некоторых из двенадцати священных холмов Имерины . Если тело не удалось забрать для захоронения (как во время войны), высокий, безымянный стоячий камень ( ватолахи , или «мужской камень»). в память об умершем иногда традиционно воздвигали [17] Андрианампоинимерина пропагандировал более сложное и дорогостоящее строительство гробниц как достойную плату за почитание предков. Он также заявил, что высшие Мерина Андриана (благородные) будут пользоваться привилегией построить небольшой дом на вершине гробницы, чтобы отличить их от гробниц низших каст. подкасты [13] Две высшие Андрианы подкасты , Занакандриана и Зазамаролахи , построили гробницы, называемые трано масина («священный дом»), в то время как дома-гробницы Андриамасинавалоны назывались трано манара («холодный дом»). Эти дома были идентичны стандартным деревянным дворянским домам, за исключением того факта, что в них не было окон и очага. [28] В то время как останки, завернутые в ламбу, покоились на каменных плитах в гробнице внизу, ценные вещи умершего, такие как золотые и серебряные монеты, элегантные шелковые ламбы, декоративные предметы и многое другое, помещались в трано-масина или трано-манара , которые часто оформленный так же, как обычная комната, с удобной мебелью и прохладительными напитками, такими как ром и вода, для души умершего. Трано -масина короля Радамы I, сгоревшая вместе с другими постройками во время пожара 1995 года во дворцовом комплексе Рова в Антананариву, считалась самой богатой из известных. [13]

Сегодня гробницы могут быть построены с использованием традиционных методов и материалов или с использованием современных инноваций, таких как бетон. [29] Внутри стены выложены наложенными друг на друга каменными или бетонными плитами. На этих плитах тела предков отдельной семьи заворачивают в шелковые саваны и укладывают спать. [17] У мерина, бецилео и циханака останки периодически выносят на фамадихану , праздник в честь предков, во время которого останки повторно заворачивают в свежие саваны во время экстравагантных общественных праздников, прежде чем снова похоронить в гробнице. Значительные расходы, связанные со строительством гробниц, похоронами и церемониями перезахоронения, чтят предков, хотя и противодействуют возникновению неравномерного распределения богатства в традиционных сообществах. [25]

Низкая прямоугольная гробница с резьбой и росписью геометрическими фигурами.
Гробница Махафали с традиционной росписью

Южные и западные традиции

[ редактировать ]

Гробницы, найденные на юго-западе Мадагаскара, являются одними из самых ярких и самобытных. [30] Как и те, что находятся в Хайленде, они обычно прямоугольные и частично подземные; современные гробницы могут включать бетон в дополнение к традиционному камню (или вместо него). От гробниц Хайленда их отличает тщательно продуманное украшение: на внешней стороне гробницы могут быть нарисованы изображения, напоминающие о событиях из жизни предков. [31] На крышу гробницы могут быть уложены рога зебу , принесенные в жертву в честь предков на их похоронах, а сверху могут быть установлены многочисленные алоало — деревянные погребальные столбы с вырезанными символическими узорами или изображениями, представляющими события из жизни умершего. Гробницы народа Махафали особенно славятся таким типом постройки. [30] У сакалава западного побережья алоало может быть украшено эротическими резными фигурками, напоминающими о цикле рождения, жизни и смерти. [17]

Современная архитектура

[ редактировать ]

Иностранные архитектурные влияния, возникшие в результате расширения контактов с Европой в течение XIX века, резко усилились с приходом французской колонизации в 1896 году. [4] За последние несколько десятилетий растущая доступность относительно недорогих современных строительных материалов, импортируемых из Китая и других стран, еще больше усилила растущую тенденцию в городских районах отходить от традиционных архитектурных стилей в пользу более прочных, но универсальных конструкций с использованием материалов промышленного производства, таких как бетон и бетон. листовой металл. [23] Некоторые современные инновации могут цениться выше, чем другие. Например, в регионе Манамбондро кровля из гофрированного листового металла обычно была наименее дорогим, престижным и наиболее распространенным дополнением к традиционному дому. Следующей наиболее распространенной модификацией дома была замена деревянных каркасов местного производства пиломатериалами фабричного производства, за которой следовала закладка бетонного фундамента. Дома, построенные целиком из бетона, со стеклянными окнами и импортными декоративными балконными перилами и решетками на окнах, предполагали большое богатство и высочайший социальный статус. Хотя низкий уровень доходов способствовал сохранению традиционного строительства среди большинства населения Мадагаскара, из-за престижа, связанного с современными архитектурными инновациями, от традиционного строительства часто отказываются по мере увеличения доходов. [4]

Ограниченное количество недавно построенных домов в Антананариву представляет собой попытку совместить малагасийские архитектурные традиции с комфортом современного домостроения. Эти гибриды внешне напоминают традиционные кирпичные дома Хайленда, но в них используются современные материалы и строительные технологии, позволяющие эффективно объединить электричество, водопровод, кондиционирование воздуха и современные кухонные функции в полностью современном интерьере. Примером этого нововведения является недавний жилой комплекс «Tana Water Front» в районе Амбодивона в центре Антананариву. [23]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Уэйк, К. Станиленд (1882). «Заметки о происхождении малагасийцев» . Ежегодник Антананариву и журнал Мадагаскара . 6 :21–33 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  2. ^ Jump up to: а б с Винзелер, Роберт Л. (2004). Архитектура жизни и смерти на Борнео . Гонолулу, Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-2632-1 .
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Кас, Сьюзен; Рахариджаона, Виктор (2000). «От дома к дворцу, от деревни к государству: расширение архитектуры и идеологии». Американский антрополог . Новая серия. 1 (102): 98–113. дои : 10.1525/aa.2000.102.1.98 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Томас, Филип (сентябрь 1998 г.). «Заметное строительство: дома, потребление и «переселение» в Манамбондро, юго-восток Мадагаскара». Журнал Королевского антропологического института . 4 (3): 425–446. дои : 10.2307/3034155 . JSTOR   3034155 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v Акье, Жан-Луи (1997). Архитектура Мадагаскара (на французском языке). Берлин: Бергер-Левро. ISBN  978-2-7003-1169-3 .
  6. ^ Кент, Сьюзен (1993). Домашняя архитектура и использование пространства: междисциплинарное межкультурное исследование . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. п. 198. ИСБН  978-0-521-44577-1 . Проверено 22 января 2011 г.
  7. ^ Блох, Морис (1971). Помещение умерших: гробницы, родовые деревни и родственная организация на Мадагаскаре . Лондон: Дом на Беркли-сквер. ISBN  978-0-12-809150-0 .
  8. ^ Jump up to: а б с д Чепмен, Олив (1940). «Примитивные племена Мадагаскара». Географический журнал . 96 (1): 14–25. Бибкод : 1940GeogJ..96...14C . дои : 10.2307/1788495 . JSTOR   1788495 .
  9. ^ Коттак, Конрад (1986). Мадагаскар: Общество и история . Каролина Академик Пресс. ISBN  978-0-89089-252-7 .
  10. ^ Jump up to: а б с Гейд, Дэниел В. (1996). «Вырубка лесов и ее последствия в высокогорном Мадагаскаре». Горные исследования и разработки . 16 (2): 101–116. дои : 10.2307/3674005 . JSTOR   3674005 .
  11. ^ Jump up to: а б с Оливер, Сэмюэл Пасфилд (1886). Мадагаскар: исторический и описательный отчет об острове и его бывших зависимостях, Том 2 . Макмиллан . Проверено 1 декабря 2010 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Нативель, Дидье (2005). Королевские дома, резиденции великих людей на Мадагаскаре (на французском языке). Картала Издания. ISBN  978-2-84586-539-6 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  13. ^ Jump up to: а б с Фремигаччи, Жан (1999). «Рова Антананариву: разрушение святого места или создание идентификационной информации?». В Кретьене, Жан-Пьер (ред.). История Африки (на французском языке). Картала Издания. стр. 421–444. ISBN  978-2-86537-904-0 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  14. ^ ЮНЕСКО. «Деревообрабатывающее знание зафиманири» . Архивировано из оригинала 28 августа 2010 года . Проверено 12 октября 2010 г.
  15. ^ Jump up to: а б с Блох, Морис (1995). «Воскрешение дома сафиманири Мадагаскара». В Карстене, Джанет; Хью-Джонс, Стивен (ред.). О доме: Леви-Стросс и не только . Издательство Кембриджского университета. стр. 69–83. ISBN  978-0-521-47953-0 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  16. ^ Jump up to: а б Линтон, Ральф (1928). «Культурные территории Мадагаскара» . Американский антрополог . 30 (3): 363–390. дои : 10.1525/aa.1928.30.3.02a00010 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и ж Сибри, Джеймс (1896). Мадагаскар до завоевания . Т. Фишер Анвин . Проверено 1 декабря 2010 г.
  18. ^ Огот, Бетвелл (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . ЮНЕСКО. ISBN  978-92-3-101711-7 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  19. ^ Jump up to: а б Тутвайлер Райт, Генри (2007). Раннее формирование государства в центральном Мадагаскаре: археологические исследования западного Аварадрано . Издательство Мичиганского университета. ISBN  978-0-915703-63-0 .
  20. ^ Jump up to: а б Брэдт, Хилари; Остин, Дэниел (2007). Мадагаскар (9-е изд.). Гилфорд, Коннектикут: Путеводители Брэдта. ISBN  978-1-84162-197-5 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  21. ^ ЮНЕСКО. «Королевский холм Амбохиманга» . Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 5 ноября 2010 г.
  22. ^ Казинс, Уильям Эдвард (1895). Мадагаскар в наши дни . Общество религиозных трактатов . Проверено 1 декабря 2010 г.
  23. ^ Jump up to: а б с д Андриамихая, Насоло Валиаво (5 июля 2006 г.). «Древняя традиционная среда обитания Дж. П. Теста (1970), Revue de Madagascar: синкретическая эволюция от Бесаканы к газовому дому» . L'Express de Madagascar (на французском языке). Антананариву. Архивировано из оригинала 14 июля 2011 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
  24. ^ Муше, Жан; Карневале, Пьер; Манген, Сильви (2008). Биоразнообразие малярии в мире . Джон Либби Евротекст. п. 174. ИСБН  978-2-7420-0616-8 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  25. ^ Jump up to: а б Кэмпбелл, Гвин (1993). «Структура торговли на Мадагаскаре, 1750–1810 гг.». Международный журнал африканских исторических исследований . 1 (26): 111–148. дои : 10.2307/219188 . JSTOR   219188 .
  26. ^ Верен, Пьер (1986). История цивилизации Северного Мадагаскара . АА Балкема. ISBN  978-90-6191-021-3 .
  27. ^ Jump up to: а б с Берд, Рэндалл (зима 2005 г.). «Пейзаж Мерины в горной местности Мадагаскара начала XIX века». Африканское искусство . 38 (4): 18–23, 91–92. дои : 10.1162/afar.2005.38.4.18 . JSTOR   20447730 .
  28. ^ Ван Геннеп, Арнольд (1904). Табу и тотемизм на Мадагаскаре: описательное и теоретическое исследование (на французском языке). Эрнест Леру Редактор. стр. 126–127. ISBN  9785878397216 . Проверено 1 декабря 2010 г.
  29. ^ Фогель, Клод (1982). Четыре матери Амбохибахо: исследование регионального населения Имерины (Мадагаскар) (на французском языке). Селаф. ISBN  978-2-85297-074-8 .
  30. ^ Jump up to: а б Кауфманн, Дж. К. (2000). «Забудьте цифры: случай голода на Мадагаскаре». История в Африке . 27 : 143–157. дои : 10.2307/3172111 . JSTOR   3172111 . S2CID   161545904 .
  31. ^ Австралийский музей. «Похороны – Мадагаскар» . Архивировано из оригинала 28 апреля 2011 года . Проверено 1 декабря 2010 г.
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eaface1eaa719951c4425fea9c6fd6a0__1719775560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/a0/eaface1eaa719951c4425fea9c6fd6a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Architecture of Madagascar - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)