Роспись дома в Ндебеле
Роспись домов ндебеле — это стиль африканского искусства, практикуемый народом южных ндебеле в Южной Африке и народом северных ндебеле в Зимбабве в Матобо . [ 1 ] В основном это практикуют женщины ндебеле.
История
[ редактировать ]Искусство, найденное в традиционной усадьбе народа ндебеле, насчитывает тысячу лет, о чем свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Матопосе. [ 2 ] [ 3 ] приписывают Хой-Сану. [ 4 ] [ 1 ] [ 5 ] В 2016 году Фонд посла США по сохранению культуры (AFCP) [ 6 ] получил грант на документирование традиционной художественной формы росписи и украшения хижин ндебеле. Это связано с тем, что важно передавать навыки и знания от одного поколения к другому. [ 1 ]
В 18 веке народ ндзундза ндебеле в Южной Африке создал свою традицию и стиль домашней росписи. До конца 1900-х годов ндебеле были известными воинами и крупными землевладельцами. Осенью 1883 года они вступили в войну с соседними бурами . Поражение в войне привело к суровой жизни и ужасным наказаниям для ндебеле. В те трудные времена страдающие люди создавали выразительные символы, выражающие свое горе. Эти символы положили начало африканскому искусству. [ 7 ]
Племя ндебеле первоначально в начале 18 века жило в травяных хижинах. Они начали использовать дома с глиняными стенами в середине 18 века, когда эти символы начали создавать на их домах и стенах. Эти выразительные символы использовались для общения между подгруппами народа ндебеле. Они отстаивали свою преемственность и культурное сопротивление обстоятельствам. Фермеры-буры не понимали смысла и рассматривали это как культурное искусство, не приносящее вреда, поэтому ему разрешили продолжать. Эти настенные росписи, выполненные женщинами, были их секретным кодом для своего народа, замаскированным для всех, кроме ндебеле. [ 8 ]
Яркие символы и выражения изображают общение личных молитв, самоидентификации, ценностей, эмоций и брака. Иногда поводом для перекрашивания была мужская инициация, известная как УкуВела (Перекресток), но ритуал не выражался. Единственное качество жизни, которое никогда не выражалось и не направлялось через их стены, — это священное выражение. Ритуалы и религии никогда не были частью росписей домов ндебеле. Женщины ндебеле часто являются традиционными носителями и главными создателями настенного искусства своего дома. Традиция и стиль росписи дома передаются в семьях из поколения в поколение матерями. Хорошо окрашенный дом показывает женщину в доме как хорошую жену и мать. Она отвечает за покраску наружных ворот, передних стен, боковых стен и, как правило, внутренней части своего дома. Одна вещь, которая изменилась с момента появления покраски домов и современного настенного искусства, — это их стили. [ нужна ссылка ]
На заре росписи домов их символы и узоры часто основывались на вышивке бисером Ндебеле. Узоры были тональные и нарисованы женскими пальцами. Первоначальная краска на доме представляла собой известняковую побелку. Цвета, добавленные для создания картин, в основном представляли собой натуральные пигменты, состоящие из коричневого, черного и других цветов. Большинство узоров имели V-образную форму и очень простой треугольник на большой цветной фигуре. Узоры, земные тона, направления и размеры были важнее современных ярких и ярких цветов. [ нужна ссылка ]
Цвета
[ редактировать ]Со временем цвета и форма стали ключевым аспектом общего дизайна. В конце 1968-х годов новый стиль стал очевиден. То, что когда-то рисовалось пальцами, теперь создавалось с использованием связок веток с перьями в качестве кистей. Стены по-прежнему изначально побелены, но очертания и цвета существенно изменились. Узоры и символы можно увидеть сегодня с насыщенным черным контуром и ярким цветом внутри. Представлено пять основных цветов: красный и темно-красный, от желтого до золотого, небесно-голубой, зеленый и иногда розовый. Цвета придают ндебеле усиленное символическое значение. Они могут означать статус или власть владельцев дома, возносить молитву, объявлять о свадьбе в доме или представлять собой текущий протест. Картины выражают абстрактный смысл, не имеющий реального значения. Это самый прямой способ показать свое самовыражение людям за пределами их далекой семьи, проявив талант и вкус матери. Белый цвет всегда используется в качестве фона, поскольку он делает яркие узоры более заметными. [ 1 ]
Узоры
[ редактировать ]Розовые узоры — один из наиболее важных аспектов их передачи через живопись. Обычно они повторяются по всему дизайну с очень небольшими вариациями и разными цветами. Геометрические узоры и формы сначала рисуются черным контуром, а затем заполняются цветом. Узоры сгруппированы по стенам в соответствии с их базовой структурой дизайна. Создание правильных инструментов, обеспечивающих точность и свободу, становится сложной задачей. Инструменты не могут ограничивать художника в творчестве. Им нужны инструменты для больших геометрических фигур плоского цвета и маленькие кисти для очень маленьких участков, контуров и мешочков. Развитие инструментов позволило быстрее и сложнее проектировать дома ндебеле. [ 1 ]
Эти очень простые на вид расписные дома представляют собой сложную систему традиций и творчества. Эта нарисованная традиция жива и сегодня. По мере того, как каждое поколение передает его, начинают происходить небольшие изменения. Это их способ общения и самовыражения через дом. Женщины долго и усердно работают над отделкой этих стен, и их замечает внешнее сообщество благодаря своему таланту и самовыражению. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Ки Туи и Ньяти, Виолетт и Патиса, изд. (2018). Сохранение искусства и архитектуры ндебеле (1-е изд.). Булавайо: Издательство Амагугу. ISBN 9780797493148 .
- ^ «Документация искусства и архитектурных традиций ндебеле» . Культура в кризисе . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Сибанда, М (2016). Африканское наследие (1-е изд.). Хараре, Зимбабве: Издательство Зимбабве. п. 14. ISBN 9781779012852 .
- ^ Уокер, Ник; Парри, Элспет (декабрь 2001 г.). «Наследие на скалах: доисторические охотники-собиратели холмов Матопо, Зимбабве» . Южноафриканский археологический бюллетень . 56 (173/174): 106. дои : 10.2307/3889034 . ISSN 0038-1969 .
- ^ Нидхэм, Делавэр (1984). От железного века до независимости - история Центральной Африки . Англия: Лонгман. п. 5. ISBN 0582651115 .
- ^ NewsDay, The. «Выпущена книга о сохранении искусства и архитектуры ндебеле» . НовостиДэй . Проверено 15 мая 2023 г.
- ^ Уилсон, Джудит (1988). «Ндебеле: Искусство африканского племени» . Женский художественный журнал . 9 (1): 47. дои : 10.2307/1358366 . ISSN 0270-7993 .
- ^ ДЮЛЮК, Софи (1 ноября 1997 г.). «Маргарет КОРТНИ-КЛАРК, Ндебеле. Искусство южноафриканского племени, Арто, 1991, 204 стр.» Клио (6). дои : 10.4000/clio.398 . ISSN 1252-7017 .