Архитектура Эфиопии
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( декабрь 2022 г. ) |
Архитектура Эфиопии . сильно варьируется от региона к региону На протяжении многих лет он сочетал в себе различные архитектурные стили и приемы.
Д'мт (ок. 800–400 до н. э.)
[ редактировать ]Самым известным зданием того периода в регионе является разрушенная многоэтажная башня 8-го века до нашей эры в Йехе в Эфиопии , которая, как полагают, была столицей Дмта . Храм был построен сабеянами из современного Йемена во время савейской колонизации Африки и был посвящен сабейскому лунному божеству Алмаке . [1] В сабаенских текстах из Йехи упоминается некий Ли из клана Грб, из семьи Йгдм'и Фамма из Мариба, посвящающий свое мирское добро и своего сына Хирма Атару и Алмаке. [2]
Аксумская архитектура
[ редактировать ]Аксумская архитектура процветала в регионе с IV века до нашей эры. Оно сохранялось даже после перехода от аксумской династии к династии Загве в XII веке, о чем свидетельствуют многочисленные аксумские влияния внутри и вокруг средневековых церквей Лалибелы . Стелы ( гавилты ), а позже и целые церкви были вырезаны из цельных блоков скалы. Позже этому подражали в Лалибеле и по всей провинции Тыграй , особенно в период раннего и среднего средневековья (около 10 и 11 веков в Тыграе, в основном 12 век вокруг Лалибелы). Другие монументальные сооружения включают массивные подземные гробницы, часто расположенные под стелами. Среди наиболее впечатляющих сохранившихся памятников — гигантские стелы, одна из которых, ныне упавшая (учёные полагают, что она могла упасть во время или сразу после возведения), представляет собой крупнейшее монолитное сооружение, когда-либо возведенное (или пытавшееся возвести). Другие известные сооружения, в которых используются монолиты, включают такие гробницы, как « Гробница ложной двери». и гробницы Калеба и Гебре Мескеля в Аксуме "
Однако большинство построек, таких как дворцы, виллы, дома простолюдинов и другие церкви и монастыри, были построены из чередующихся слоев камня и дерева. Выступающие деревянные опорные балки в этих сооружениях получили название «обезьяньи головы» и являются основным элементом аксумской архитектуры и признаком аксумского влияния в более поздних постройках. Некоторые примеры этого стиля имели побеленный экстерьер и/или интерьер, например, средневековый монастырь Йемреханна Крестос XII века недалеко от Лалибелы, построенный во времена династии Загве в аксумском стиле. Современные дома представляли собой однокомнатные каменные постройки, двухэтажные квадратные дома или круглые дома из песчаника с базальтовым фундаментом . Виллы обычно имели высоту от двух до четырех этажей и строились в виде обширных прямоугольных планов (ср. Дунгурские руины). Хорошим примером сохранившейся аксумской архитектуры является монастырь Дебре Дамо VI века.
Династия Загве
[ редактировать ]Эфиопская архитектура продолжала расширяться от аксумского стиля, но также включала в себя новые традиции по мере расширения Эфиопского государства. Стили включали больше дерева и более круглые конструкции в архитектуру простолюдинов в центре страны и на юге, и эти стилистические влияния проявились в медленном строительстве церквей и монастырей. На протяжении всего средневекового периода аксумская архитектура и ее влияние, а также ее монолитная традиция сохранялись, при этом ее влияние было наиболее сильным в периоды раннего средневековья (поздний аксумский) и загве (когда были вырезаны церкви Лалибелы).
вырубались в скале церкви На протяжении средневекового периода, и особенно с 10 по 12 века, по всей Эфиопии, особенно в самом северном регионе Тыграе , который был сердцем Аксумской империи, . Однако высеченные в скале церкви были найдены даже на юге, в Адади Марьям (15 век), примерно в 100 км к югу от Аддис-Абебы .
Самым известным примером эфиопской скальной архитектуры являются 11 монолитных церквей Лалибелы, высеченных из красного вулканического туфа, найденного вокруг города. Они являются частью объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в Лалибеле . [3] Хотя более поздние средневековые жития приписывают все 11 построек одноименному королю Лалибеле (до его правления город назывался Роха и Адефа), новые данные указывают на то, что они могли быть построены отдельно в течение нескольких столетий, и лишь некоторые из них были построены отдельно. более поздние церкви были построены во время его правления. археолог и эфиопец Дэвид Филлипсон постулирует, что Бете-Гебриэль-Руфаэль на самом деле была построена в период самого раннего средневековья, где-то между 600 и 800 годами нашей эры, первоначально как крепость, но позже была превращена в церковь. Например, [4]
Гондаринская архитектура
[ редактировать ]В период раннего Нового времени поглощение новых разнообразных влияний, таких как стиль барокко, арабский, турецкий и гуджаратский индийский стиль, началось с прибытия португальских миссионеров -иезуитов в 16 и 17 веках. Португальские солдаты первоначально прибыли в середине 16 века в качестве союзников, чтобы помочь Эфиопии в борьбе против Адала , а позже пришли иезуиты в надежде обратить страну в свою веру. Некоторое турецкое влияние могло проникнуть в страну в конце 16 века во время войны с Османской империей (см. Хабеш ), что привело к увеличению строительства крепостей и замков.
Эфиопия, которую, естественно, легко защитить из-за ее многочисленных засад или гор с плоскими вершинами и пересеченной местности, не приносила тактического использования этих сооружений в отличие от их преимуществ на равнинной местности Европы и других территорий, и поэтому до этого момента она практически не развивала традиция. Замки строились особенно начиная с правления Сарсы Денгеля в районе озера Тана , и последующие императоры поддерживали эту традицию, что в конечном итоге привело к созданию Фасил Гебби (королевской ограды замков) в недавно основанной столице (1636 г.) Гондаре . Император Сусеньос (годы правления 1606–1632) обратился в католицизм в 1622 году и попытался сделать его государственной религией, провозглашая ее таковой с 1624 года до своего отречения; в это время он нанимал арабских, гуджаратских (привезенных иезуитами) и иезуитских каменщиков и их стили, а также местных каменщиков, некоторые из которых были Бета-Израиль . Во время правления его сына Фасилида большинство этих иностранцев было изгнано, хотя некоторые из их архитектурных стилей были поглощены преобладающим эфиопским архитектурным стилем. Этот стиль династии Гондаринов сохранялся, особенно на протяжении 17 и 18 веков, а также оказал влияние на современные стили 19 века и более поздних эпох.
Однако архитектура Гондарина была предназначена исключительно для королевской семьи. [5] Хасан ибн Ахмед Аль Хайми, посол Йемена в Эфиопии в 1684 году, упоминает, что, помимо Фасил Гебби, остальная часть Гондара была построена тукулами, или хижинами, которые он описывает как «сети из травы». Джеймс Брюс утверждает, что раствор использовался только в Гондэре, и даже там его качество было очень плохим. [6]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Теодор Бент, Джеймс (1894). Вавилонские и восточные записи . Том. 7. с. 107.
- ^ Мохтар, Г. (1981). Древние цивилизации Африки . Международный научный комитет ЮНЕСКО по составлению всеобщей истории Африки. п. 353. ИСБН 9789231017087 .
- ^ Центр всемирного наследия ЮНЕСКО. «Высеченные в скале церкви, Лалибела» . сайт ЮНЕСКО .
- ^ Дэвид Киз: Средневековые дома Бога или древние крепости?
- ^ Берри, ЛаВерль (1995). Значение архитектуры гондарского стиля . п. 15.
- ^ Панкхерст, Ричард (1961). Введение в экономическую историю Эфиопии: с ранних времен до 1800 года . стр. 148–149.