Калеб из Аксума
Калеб из Аксума Калеб Элесваас из Аксомита | |
---|---|
![]() Монета аксумского царя Калеба | |
Король Аксума | |
Царствование | 514–542 [ 1 ] [ 2 ] |
Предшественник | Усас |
Преемник | Алла Амидас или Гебре Мескель |
Рожденный | Аксум , Королевство Аксум |
Проблема | Израиль [ 1 ] [ 3 ] Гебре Мескель [ 1 ] [ 3 ] Possibly Gebre Krestos (Gebru) [ 3 ] |
Король Калеб: Святой Элесбаан | |
---|---|
![]() | |
Король Аксума | |
Почитается в | Восточные православные церкви Восточная Православная Церковь Костел |
Праздник |
Калеб ( Геэз : Калеб , латынь , также известный как Елесбаан ( Геэз : Эле Ацбеха древнегреческий . : Ἅγιος Ἐλεσβαᾶς ), был королем Аксума : Калеб ) Святой ,
Имя
[ редактировать ]Прокопий называет его «Геллестеей», вариант греческого койне : Ἐλεσβαᾶς версия его царственного имени , геэз : Эле Ацбеха , латинизированная: ʾƎllä ʾAṣbəḥa ( «История» , 1.20). Варианты его имени включают Хеллестей, Эллестеей, Елешаах, Эллесбоас, Елесбаан и Елесбоам.
В Аксуме, в надписи RIE 191, его имя переведено на негласном Gə'əz как KLB 'L'ṢBḤ WLD TZN (Калеб Элла Ашбеха, сын Тазены). В озвученном Gə'əz это ካሌብ እለ አጽብሐ (Калеб ʾƎlla ʾÄṣbəḥä).
Калеб, имя, полученное от библейского персонажа Калева , было его настоящим именем. И на своих монетах, и в надписях, которые он оставил в Аксуме , а также в эфиопских агиографических источниках и списках царей, он называет себя сыном Тазены. [ 9 ]
Жизнь
[ редактировать ]Прокопий, Иоанн Эфесский и другие современные историки рассказывают о вторжении Калеба в Йемен около 520 года против химьяритского царя Юсуфа Ас'ар Ясара, известного как Зу Нувас , новообращенного еврея , преследовавшего христианскую общину Наджрана . После долгих боев солдаты Калеба в конце концов разгромили силы Юсуфа и убили короля, что позволило Калебу назначить Сумьяфу Ашву , местного христианина (названного Прокопием Эсимифаем), своим наместником Химьяра.
Благодаря своей защите христиан Калеб стал известен как Святой Елесбаан после того, как кардинал XVI века Цезарь Бароний добавил его в свое издание « Римского мартиролога», несмотря на то, что он был миафизитом . [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Аксумский контроль над Аравией Феликс продолжался до ок. 525 г., когда Сумьяфа Ашва был свергнут Абрахой , который стал царем. Прокопий утверждает, что Калеб предпринял несколько безуспешных попыток вернуть свою заморскую территорию; однако его преемник позже заключил мир с Абрахой, по которому Абраха признал власть аксумского царя и заплатил дань. [ 13 ] Стюарт Манро-Хей полагает, что этой экспедицией Аксум чрезмерно расширил свои возможности, и это последнее вторжение через Красное море «было лебединой песней Аксума как великой державы в регионе». [ 14 ]
Также очевидно, что его правление ознаменовалось значительной интеграцией племен агав из нынешних районов Ваг и Ласта в его собственное королевство. Косма Индикоплевст дает этому важное документальное подтверждение. Он ссылается на «правителя Агау», которому Калеб поручил охрану дальних караванных путей с юга. По словам Таддессе Тамрата , губернатор Калеба в Агау, вероятно, имеет свою резиденцию правительства в районе Ласта , который позже стал центром династии Загве . [ 15 ]
Сохранились исторические записи о встрече византийского посла и историка Ноноса с Калебом в 530 году. [ 16 ]
Эфиопская традиция гласит, что Калеб в конце концов отрекся от престола, отдал свою корону Храму Гроба Господня в Иерусалиме и удалился в монастырь. [ 17 ] Среди более поздних историков, рассказывающих о событиях правления царя Калеба, — ибн Хишам , ибн Исхак и ат-Табари . Таддессе Тамрат записывает традицию, которую он услышал от пожилого священника в Лалибеле :
Калеб был жителем Ласты , и его дворец находился в Бугне, где, как известно, позже Гебре Мескель Лалибела основал свой центр. Актуальность этой традиции для нас заключается в простой ассоциации имени Калеба с евангелизацией этой внутренней провинции Аксум. [ 18 ]
Помимо нескольких надписей с его именем, [ 19 ] В Аксуме также есть пара разрушенных построек, одно из которых считается его могилой, а другое - могилой его сына Габра Маскала . (Традиция дает ему второго сына, Израиля, который, как предполагалось, идентичен царю Исраэлю Аксумскому . [ 20 ] ) Эта структура была впервые исследована как археологический объект Генри Солтом в начале 19 века; почти столетие спустя она была частично расчищена и нанесена на карту Немецкой Аксумской экспедицией в 1906 году. Последние раскопки этой гробницы проводились в 1973 году Британским институтом Восточной Африки . [ 21 ]
Выпуск и преемники
[ редактировать ]В сочетании литературных, нумизматических и эпиграфических источников упоминаются три сына Калеба по имени Гебре Мескель, Израиль и Гебре Крестос, которые все правили как короли после него. [ 3 ] Гебре Мескель (или Габра Маскал) фигурирует в нескольких официальных списках царей как преемник Калеба. [ 22 ] [ 23 ] Израиль записан с помощью монет, выпущенных на его имя, когда он правил как царь. [ 3 ] Гебре Крестос фигурирует только в одном известном царственном списке под сокращенным именем Гебру. [ 3 ] Надпись геэза , написанная сабейскими буквами, гласит: «Человек из Хадафена, сын Эллы Асбехи, Гебре Крестос». [ 3 ] Некоторые историки предполагают, что «Гебре Крестос» могло быть тронным именем Гебре Мескеля, но это не было окончательно доказано. [ 3 ]
Источники дают противоречивые сведения о событиях, последовавших за окончанием правления Калеба. Один источник заявил, что За Исраэль , который был старшим сыном Калеба и был назначен своим отцом наместником Химьяра, услышал о смерти своего отца и о том, что его младший брат занял трон, что привело к тому, что Израиль повел армию в Эфиопию, чтобы вернуть себе Эфиопию. трон для себя. [ 24 ] Источник не уточняет, кто победил, однако конфликт не был длительным. [ 25 ] Другой источник утверждал, что именно Гебре Мескель был старшим сыном Калеба, но трон захватил его брат Бета Исраэль из-за того, что Гебре Мескель находился в Шеве во время отречения своего отца. [ 25 ] Это разозлило Гебре Мескеля, который хотел начать войну против Израиля, но его остановили священники, которые посоветовали ему подождать, пока они не спросят его отца, кто его предпочтительный преемник. [ 25 ] Калеб подтвердил, что его предпочтительным преемником будет Гебре Мескель, и Израиль упал замертво, когда священники объявили о его решении. [ 25 ] Другая традиция утверждает, что вместо этого Израиль скрылся, взял с собой Ковчег Святого Михаила и Колесницу Ковчега Завета и стал лидером культа Зара . [ 25 ]
Согласно « Кебра Нагаст», Гебре Мескель был младшим сыном Калеба и унаследовал его престол после того, как Калеб удалился в монастырь . [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Бадж, Э. А. Уоллис (1928). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том 1) . Лондон: Methuen & Co. 261.
- ^ Стюарт, Джон (2005). Африканские государства и правители . Лондон: МакФарланд. п. 23. ISBN 0-7864-2562-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Селласси, Сержус Хейбл (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии Аддис- Абеба п. 159.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Блаженный Элезбой, император Эфиопии . СВЯТО-ТРОИЦКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (приход Московского Патриархата).
- ^ Блаженный Елесбаан, король Эфиопии . ОСА - Праздники и святые.
- ^ Синаксариум. Гинбот 20 (28 мая ) Эфиопская православная церковь Тевахедо Михаилская церковь. Получено: 3 октября 2012 г.
- ^ Synaxarium: Книга святых Эфиопской православной церкви Тевахедо. Перевод сэра Э.А. Уоллиса Баджа. Отпечатано Эфиопской православной церковью Тевахедо. Майкл Черч, Гарленд, Техас, США. п. 764.
- ^ Римский мартиролог . Перевод архиепископом Балтимора. Последнее издание по экземпляру, напечатанному в Риме в 1914 году. Переработанное издание с разрешения Его Высокопреосвященства кардинала Гиббонса. Балтимор: Компания Джона Мерфи, 1916. с. 331.
- ^ SC Munro-Hay, Аксум: африканская цивилизация поздней античности (Эдинбург: University Press, 1991), стр. 84.
- ^ Албан Батлер; Питер Дойл (1996). «СС Арета и мученики Наджрана и святого Эльсебанна (523 г.)». Албан Батлер . Литургическая пресса. п. 169. ИСБН 978-0-8146-2386-2 .
- ^ Р. Фултон Хольцкло (1980). Святые маршируют: однотомное житие африканцев или потомков африканцев, канонизированных церковью, включая трех первых пап . Шейкер-Хайтс, Огайо: Keeble Press. п. 64. ОСЛК 6081480 .
Святой Елесбаан был аксумским царем Эфиопии, восстановившим царскую власть в Химьяре (Йемен) после резни мучеников Наджрана.
- ^ Винсент Дж. О'Мэлли, CM (02 сентября 2001 г.). Святые Африки . Хантингтон, Индиана: Наше воскресное издательство для посетителей. ISBN 978-0-87973-373-5 .
- ^ Прокопий, Де Беллис , i.20.8
- ^ Манро-Хей, Аксум , с. 88.
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр.50
- ^ Бауэрсок, GW, Трон Адулиса: Войны на Красном море накануне ислама (2013), стр. 109
- ^ Манро-Хей, Аксум , стр. 88ф.
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 26 н. 1
- ↑ Перевод одной надписи, написанной на языке геэз, обсуждается в книге Джорджа Винна Бреретона Хантингфорда , «Историческая география Эфиопии» (Лондон: Британская академия, 1989), стр. 63–65.
- ^ Манро-Хей, Аксум , с. 91.
- ^ Отчет о раскопках этих построек 1973 года был опубликован в книге Стюарта Манро-Хэя, Раскопки в Аксуме (Лондон: Британский институт в Восточной Африке, 1989), стр. 42 и далее.
- ^ Бадж, Э.А. (1928a). История Эфиопии: Нубия и Абиссиния (Том I) . Лондон: Methuen & Co., стр. 211–212.
- ^ Паес, Педро (2008). Изабель Боавида; Эрве Пеннек; Маноэль Жоау Рамос (ред.). История Эфиопии (на португальском языке). Ассирио и Альвим. стр. 104–105, 107–108.
- ^ Селласси, Сержус Хейбл (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии Аддис- Абеба стр. 100-1 159–160.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и Селласси, Сержус Хейбл (1972). Древняя и средневековая история Эфиопии Аддис- Абеба п. 160.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Бадж, Э.А. (1922). Кебра Нагаст: Царица Савская и ее единственный сын Менелек . стр. 226–227.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Блаженная Елизавета Царь Эфиопская Восточно-православный синаксарий
- Элесбаан, король, отшельник и святой Эфиопии, статья из Словаря христианской биографии и литературы до конца шестого века нашей эры , автор Генри Уэйс.
- Католик онлайн: Святой Элесбан
- Католск.но: Элесбаан