Христианская община Наджрана
Существование христианской общины в городе Наджран на территории современной юго-западной Саудовской Аравии подтверждается несколькими историческими источниками Аравийского полуострова , где записано, что она была создана в V веке нашей эры или, возможно, столетием раньше. По словам арабского мусульманского историка Ибн Исхака , Наджран был первым местом, где христианство пустило корни в Южной Аравии .
В начале VI века христиане подвергались гонениям со стороны химьяритского царя Зу Нуваса . Эти события вызвали широкую реакцию среди христиан на римском Ближнем Востоке, и Иаков Серугский составил и отправил им свое «Письмо к химьяритам», чтобы утешить общину во время ее невзгод. Зу Нувас в конечном итоге потерпел поражение после иностранного вмешательства из Абиссинии. В VII веке христиане Наджрана взаимодействовали с исламским пророком Мухаммедом , который разрешил им совершать богослужения в своей мечети. Есть свидетельства того, что община продолжала процветать до 9 века; сегодня сообщество больше не существует.
Дохристианский Наджран
[ редактировать ], до появления ислама Судя по указаниям в Коране евреи к западу от Химьяритского царства , в западной Аравии, сохраняли некоторую форму раввинской организации, возможно, связанной с позднеантичным иудаизмом , и не были полностью искоренены. вдали от своих собратьев в других частях Ближнего Востока . [1] Один источник говорит о раввинах из самой Тверии , наслаждавшихся гостеприимством двора Зу Нуваса . [2] Очевидное обращение местных химьяритских правителей в иудаизм или некоторую форму иудейского монотеизма. [2] еще в конце четвертого века при династии Таббая , [2] является косвенным свидетельством того, что эффективная еврейская прозелитизация . в регионе шла [1]
христианская эпоха
[ редактировать ]Христиане Наджрана следовали форме миафизитства . [3] Христиане пережили непродолжительное преследование с приходом новой династии под руководством химьяритского правителя Шархабиля Якуфа . [2] Еврейская вера имела прочные корни в Химьяритском королевстве, когда Зу Нувас пришел к власти, и кажется, что несколько синагог были построены не только в Зафаре , но и в Наджране. [2]
Наджран был оазисом с большим населением арабских христиан и значительной общиной арабских евреев . [3] В отличие от большинства шейхадских народов этой зоны, они попали под власть Химьяритского королевства только в начале пятого века, примерно в то время, когда местный купец по имени Хайян посетил Константинополь и принял обращение в Аль-Хире. , во время более позднего путешествия. По возвращении в родной город он начал проповедовать новую религию. [2]
Епископы Наджрана, которые, вероятно, были миафизитами, пришли на большой рынок Мины и Сук-Укан и проповедовали, каждый сидя на верблюде, как на кафедре. Церковь Наджрана называлась Кааба Наджран . (Некоторые святыни в Аравии назывались ٱلْكَعْبَة кааба «куб» из-за их формы). Кааба Наджран в Джебель-Таслале привлекала верующих на протяжении примерно 40 лет во времена доисламской Аравии . Арабские источники выделяют Хасама как христианское племя, совершавшее паломничество к христианской Каабе Наджрана. Когда Наджран был оккупирован Зу Нувасом , Кааба Наджран была сожжена вместе с костями ее мучеников и около 2000 живых христиан внутри нее.
Коммерческие причины, вероятно, побудили христиан изучить возможности в этом районе в ранний период, но первая засвидетельствованная христианская миссия датируется миссией Феофила Индийца , христианина-арианца, действовавшего во время правления Констанция II , который, как сообщается, обратил химьяритов вокруг 354/5. [4]
Правление Зу Нуваса
[ редактировать ]В первой четверти шестого века в различных записях упоминается трагический эпизод, в котором местный король Зу Нувас обратился в иудаизм и подверг местную христианскую общину преследованиям, как сообщается, в отместку за поджог синагоги . . [1] События включали в себя эпизоды, связанные с резней эфиопов в йеменском гарнизоне, разрушением церквей, карательными экспедициями в нескольких регионах и попытками заставить общины принять иудаизм . Самый печально известный эпизод касается мученической смерти христианских жителей в великом оазисе Наджран, кульминацией которой стала казнь Ареты . [5] инцидент, упомянутый в Коране , в суре 85 :4-8, где, однако, христиане описаны как верующие, замученные за свою веру. [6] Эти обстоятельства также имеют геополитическое измерение: есть признаки того, что эти еврейские общины имели связи с иранским царством Сасанидов , в то время как христиане, хотя и были монофизитами , были связаны с византийскими интересами . [1]
Придя к трону в результате государственного переворота, Зу Нувас начал кампанию, в ходе которой был сметен аксумский гарнизон в Зафаре, где была сожжена церковь, а затем вторгся в прибрежные низменности Тихамы , где проживало частично христианизированное население, и где он взял под свой контроль ключевые центры вплоть до Баб-эль-Мандеба . Он послал одного из своих генералов, еврейского принца, на север, в Наджран, чтобы установить экономическую блокаду оазиса, отрезав торговый путь в Карьят-эль-Фау в восточной Аравии. [7] Христиане Наджрана были убиты в 524 году химьяритским царем Юсуфом Ас'ар Зу Нувасом . Сабайская надпись , сделанная по заказу одного из командующих королевской армией, Джа 1028 , прославляет резню.
Когда Зу Нувас вторгся, он призвал жителей отказаться от христианства и принять иудаизм . Когда они отказались, он приказал живыми бросить их в горящие рвы. По оценкам некоторых источников, число погибших в результате этого события достигает 20 000 человек. [ ВОЗ? ] Некоторые источники [ ВОЗ? ] Говорят, что Дус Зу Талабан из племени Саба был единственным человеком, сумевшим избежать резни Наджрана, который бежал в Константинополь за помощью и оперативно сообщил обо всем.
Падение Зу Нуваса
[ редактировать ]Правление Зу Нуваса и его преследование христиан закончились после того, как он потерпел поражение от эфиопской армии. Император Византии Юстин I попросил своего союзника, абиссинского правителя Калеба Аксумского , вторгнуться в Наджран, убить Зу-Нуваса и аннексировать Химьяр . [8] Согласно « Книге химьяритов» , беженцы-христиане из Наджрани (в том числе один по имени Умайя) прибыли в Аксум и попросили помощи у его царя. В любом случае абиссинцы послали армию из 7000 человек во главе с Абрахой , христианским наместником Негуса Аксумского , разбили силы Зу Нуваса и восстановили христианское правление в Наджране.
В своем письме 524 года нашей эры, подробно описывающем преследования в Наджране, западно-сирийский участник дебатов епископ Симеон из Бет-Аршама описывает, как женщины-мученицы ворвались, чтобы присоединиться к «нашим родителям, братьям и сестрам, которые умерли ради Христа, господина нашего».
В одном разговоре, напоминающем Деяния Марты и ее отца Пусаи, свободнорожденная женщина из Наджрана по имени Хабса бинт Хайян насмехается над Зу Нувасом, вспоминая своего отца: [9]
Хабса сказал ему: «Я дочь Хайяна из семьи Хайяна, учителя, чьей рукой наш господин посеял христианство в этой земле. Мой отец - Хайян, который однажды сжег ваши синагоги». Масрук Распятие (Зу Нувас) сказал ей: «Значит, у тебя те же идеи, что и у твоего отца? Я полагаю, ты тоже была бы готова сжечь наши синагоги, как это сделал твой отец». Хабса сказал ему: «Нет! Я не собираюсь сжигать его, потому что я готов быстро пойти по этому пути мученичества по стопам моих братьев во Христе. Но мы уверены в справедливости Иисуса Христа, нашего Господа и нашего Бога». , что он быстро положит конец вашему правлению и заставит его исчезнуть из человечества: он унизит вашу гордость и вашу жизнь, и он искоренит ваши синагоги из наших земель и построит там святые церкви. Христианство будет возрастать и править. здесь, по благодати Господа нашего и по молитвам наших родителей и братьев и сестер, умерших ради Христа, Господа нашего, тогда как вы и все, кто принадлежит к вашему народу, станете притчей во языцех, которые заставят задуматься будущие поколения. за все, что ты, человек безбожный и беспощадный, сотворил со святыми церквами и поклоняющимися Христу Богу».
Литературные ссылки
[ редактировать ]Преследование христиан в Наджране оставило след как в христианской литературе, так и в Коране.
Во втором письме Симеона из Бет Аршам сохранился еще один незабываемо ужасный эпизод. Увидев, как ее родственники-христиане сгорели заживо, Рум, знатная дворянка из Наджрана, приводит свою дочь к химьяритскому царю и поручает ему: «Отрубите нам головы, чтобы мы могли присоединиться к нашим братьям и отцу моей дочери». Палачи подчиняются, убивая ее дочь и внучку на глазах Рума и заставляя ее пить кровь. Затем король спрашивает: «Как вам на вкус кровь вашей дочери?» Мученик отвечает: «Как чистое незапятнанное приношение: такое оно было в устах моих и в душе моей». [10]
Мученики Наджрана упоминаются в суре аль-Бурудж Корана 85 : 4–8, где осуждаются преследования и восхваляются стойкие верующие:
...убиты были люди ямы ( Аль-Ухдуд ),
огонь, изобилующий топливом,когда они сидели над ним,и сами были свидетелями того, что онисделал с верующими.Им отомстили за то, что они верили в Бога
Всемогущий, Всехвальный...
Истории о смерти Наджрана быстро распространились в других христианских странах, где о них рассказывали как о героическом мученичестве за дело Христа. Их мученическая кончина привела к тому, что Наджран стал крупным центром паломничества, который какое-то время соперничал с Меккой на севере. Казненный в период гонений лидер арабов Наджрана Аль-Харит был канонизирован Римско-католической церковью как святой Арета . [11]
Мученичество христиан Наджрана отмечается по римскому календарю 24 октября; в якобитских менологиях 31 декабря; на арабских праздниках мелькитов 2 октября; в Армянском синаксарии 20 октября и в эфиопском Сенкесаре 22 ноября.
Исламская эпоха
[ редактировать ]Начиная с VII века ислам распространился в Аравии. Христиане Наджрана будут общаться с Мухаммедом , а затем и с мусульманами.
Делегация Мухаммеду
[ редактировать ]Около 631 года Мухаммед начал рассылать письма различным общинам, предлагая им принять ислам. Такое письмо было также отправлено христианам Наджрана; его передали Халед ибн аль-Валид и Али ибн Аби Талиб . Когда христиане не обратились, Мухаммед послал Аль-Мугиру, чтобы он дальше объяснял ислам христианам Наджрана. В ответ христиане отправили делегацию из 60 человек (в том числе 45 ученых) посетить Мухаммеда в Медину. [12] Среди них были Абдул Масих из Бани-Кинды, их вождь, и Абдул-Харит, епископ Бани-Харита. Мухаммед разрешил христианам молиться в своей мечети, что они и сделали, повернувшись на восток. [13]
Когда прибыла делегация, Мухаммед разрешил им помолиться в своей мечети. [13] Сообщается, что некоторые мусульмане были недовольны тем, что Мухаммед разрешил христианам молиться в мечети. [14] Говорят, что христиане молились лицом к востоку. Мухаммед также предоставил им место для проживания. [12]
Делегация христиан попыталась обратить Мухаммеда в христианство, и обе стороны вступили в дебаты. [14] Мухаммед пришел к выводу, что некоторые христианские учения несовместимы с исламом и что ислам является истинной религией. [15] Хотя обеим сторонам не удалось убедить друг друга, они, тем не менее, выработали взаимоприемлемые отношения. [14] и заключили мирный договор.
Наджранский договор гарантировал христианам безопасность «их жизни, их религии и их собственности». [16] Оно дало христианам свободу вероисповедания , [17] оговаривая, что не будет никакого вмешательства в христианскую практику и ни один крест не будет разрушен. [16] Хотя христиане были обязаны платить налог ( джизья ), им не нужно было платить десятину ( ушр ). [18] Налог с них не должен был превышать средств христианина. [19] Мухаммед также заявил: «Мусульмане не должны бросать христиан, пренебрегать ими и оставлять их без помощи и поддержки, поскольку я заключил с ними этот договор от имени Аллаха». [19]
Договор имел важное политическое и экономическое значение. Оставив местных лидеров нетронутыми, Мухаммед обрел новых союзников и облегчил сбор налогов. [18]
Умар бин Аль-Хаттаб
[ редактировать ]Есть сообщения, что второй халиф Умар ибн аль-Хаттаб приказал христианам Наджрана покинуть город и эмигрировать с Аравийского полуострова по приказу Мухаммеда. [20] Однако историчность этого события оспаривается, и есть исторические свидетельства того, что христиане продолжали жить в этом районе еще как минимум 200 лет. [20] Возможно, приказы Умара не были выполнены или могли быть применимы только к христианам, живущим в самом Наджране, а не к тем, кто поселился вокруг. Некоторые мигрировали в Сирию , вероятно, в район Трахонитис ( равнина Ладжат ) и вокруг сохранившегося города Наджран, Сирия ; но большая часть поселилась в окрестностях Аль-Куфы в преимущественно христианском Южном Ираке, где колония Аль-Наджрания долго хранила память об их изгнании.
Наджранское соглашение 897 г.
[ редактировать ]Христианская община Наджрана все еще имела значительный политический вес в конце девятого века. [20] Согласно йеменскому арабскому источнику, первый зейдитский имам Йемена аль-Хади Ила ль-Хакк Яхья ибн аль-Хусейн (897–911) заключил соглашение с христианами и евреями оазиса в 897 году, во времена основание Зейдского княжества. [21]
Второй йеменский источник упоминает христиан Наджрана в 390 мухарраме (999–1000 гг.). Согласно свидетельству персидского путешественника Ибн аль-Муджавира , оазис все еще был на одну треть христианским и на одну треть еврейским. [22]
Отклонить
[ редактировать ]В конце концов Старый Наджран, который был христианским, исчез и теперь представлен Аль-Ухдудом, пустынной деревней, в то время как другой Наджран, исламский, теперь появился в его окрестностях. [23]
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д Джонатан Портер Берки , Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800, издательство Кембриджского университета, 2003, стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Кристофер Хаас, «Геополитика и грузинская идентичность в поздней античности: опасный мир Вахтанга Горгасали», в Тамар Нуцубидзе, Корнелия Б. Хорн, Бэзил Лурье (ред.), Грузинская христианская мысль и ее культурный контекст, BRILL, стр. 29-44. , стр.36.: «надписи с божественными эпитетами, имеющие явную связь с иудаизмом, указывают на то, что химьяритский царь Малкикариб Юхамин (ок. 375–400) вместе со своим сыном и преемником Абикарибом Асадом (ок. 400–445) принял если не иудаизм, то иудаистическую монотеистическую религию».
- ^ Перейти обратно: а б Робин, Кристиан Жюльен (2012). Джонсон, Скотт Фицджеральд (ред.). Оксфордский справочник поздней античности . Оксфордский академический.
- ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии, Routledge (2004) 2013, стр. 40, № 4.
- ^ Жоэль Бокамп, Франсуаза Брикель-Шатонне, Кристиан Жюльен Робин, Преследование христиан Награна и химьяритская хронология , ARAM 11:1, 1999, стр.15-83, стр.15.
- ^ Филип Вуд, Хроники Сирта: христианское историческое воображение в позднеантичном Ираке, Oxford University Press, 2013, стр.251.
- ^ Норберт Небес, «Мученики Наджрана и конец Химьяра: о политической истории Южной Аравии в начале шестого века», Анжелика Нойвирт, Николай Синай, Майкл Маркс (ред.), Коран в контексте: Исторические и литературные исследования коранической среды, BRILL 2010, стр. 27–60, стр. 45.
- ^ «Тафсир ибн Касир, Сура аль-Бурудж» . quran.com . Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Харви и Брок 1998 , с. стр.117
- ^ Уокер 2006 , с. 226
- ^ Хольцкло 1980 , с. 120 «Наджран в Йемене в 523 году был местом резни эфиопов и других христиан евреями и арабами. Лидером среди жертв был вождь Бану Харит , Св. Арета (см.: Элесбаан )».
- ^ Перейти обратно: а б Крейг Консидайн (17 февраля 2016 г.). «Плюрализм и христиане Наджрана: как Пророк Мухаммед вышел за рамки толерантности» . Хаффингтон Пост .
- ^ Перейти обратно: а б Хан 1980 , с. 247
- ^ Перейти обратно: а б с Ирфан А. Омар. Мусульманский взгляд на христианство . п. 35.
- ^ Джон Л. Эспозито . Оксфордская история ислама . п. 307.
- ^ Перейти обратно: а б Стэнли Дж. Валайил К. Джон (2018). Транснациональные религиозные организации и практики: контекстуальный анализ пятидесятнических церквей Кералы в Кувейте . Издательство БРИЛЛ . п. 77.
- ^ Бенджамин Исахан. Демократия в Ираке: история, политика, дискурс . Рутледж . стр. 63–4.
- ^ Перейти обратно: а б Махмуд Ибрагим. Торговый капитал и ислам . Издательство Техасского университета . п. 96.
- ^ Перейти обратно: а б Крейг Консидайн (2016). «Религиозный плюрализм и гражданские права в «мусульманской нации»: анализ заветов пророка Мухаммеда с христианами». Религии . 7 .
- ^ Перейти обратно: а б с Годдард 2000 , стр. 42–43.
- ^ Добсон 2000 , с. 90
- ^ Грабарь, Браун и Бауэрсок 1999 , с. 753
- ^ Франкфуртер 1998 , с. 388
Ссылки
[ редактировать ]- Грабарь Олег; Браун, Питер Роберт Ламонт; Бауэрсок, Глен Уоррен (1999). Грабарь Олег; Браун, Питер Роберт Ламонт; Бауэрсок, Глен Уоррен (ред.). Поздняя античность: Путеводитель по постклассическому миру . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-51173-6 .
- Харви, Сьюзен Эшбрук; Брок, Себастьян П. (1998). Харви, Сьюзен Эшбрук; Брок, Себастьян П. (ред.). Святые женщины Сирийского Востока . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-21366-1 .
- Добсон, Ричард Барри (2000). Энциклопедия средневековья: AJ . Издания дю Серф. ISBN 978-0-227-67931-9 . .
- Франкфуртер, Дэвид (1998). Паломничество и святые места в позднеантичном Египте . БРИЛЛ. ISBN 978-90-04-11127-1 . .
- Годдард, Хью (2000). История христианско-мусульманских отношений . Новые книги Амстердама. ISBN 978-1-56663-340-6 . .
- Хитти, Филип Хури (1970). История арабов: с древнейших времен до наших дней . Пресса Святого Мартина. ISBN 978-0-312-37520-1 . .
- Хольцкло, Р. Фултон (1980). Святые маршируют: однотомное житие африканцев или потомков африканцев, канонизированных церковью, включая трех первых пап . Кибл Пресс. .
- Хан, сэр Мухаммад Зафрулла (1980). Мухаммад, печать пророков . Рутледж. ISBN 983-9541-71-4 . .
- Николь, Дэвид (1994). Ярмук, 636 год нашей эры: Мусульманское завоевание Сирии . Издательство Оспри. ISBN 978-1-85532-414-5 . [ постоянная мертвая ссылка ] .
- Сакина, Марьям (2010). Мы против них и не только . Другая пресса. ISBN 978-983-9541-71-7 . .
- Уокер, Джоэл Томас (2006). Легенда о Мар Карде: повествование и христианский героизм в позднеантичном Ираке . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24578-5 . .
- Юл, Пол (2007). Химьяр Поздняя античность в Йемене/Поздний античный Йемен . Линденсофт. ISBN 978-3-929290-35-6 . .
- Наджран
- История Аравийского полуострова
- несторианство
- Христианство в Саудовской Аравии
- История христианства в Саудовской Аравии
- Христианство и ислам
- Древние народы Ближнего Востока
- История восточного православия
- Восточное православие в Азии
- Христианство в Йемене
- Христиане из Рашидунского халифата
- Договоры Мухаммеда
- Христианские мученики VI века
- Мухаммед и другие религии