Сумьяфа Ашва
Сумьяфа Ашва | |||||
---|---|---|---|---|---|
Король Химьяра | |||||
Царствование | 522/530–535 | ||||
Предшественник | Дху Нувас | ||||
Преемник | Свергнут и свергнут Абрахой | ||||
Рожденный | в. 460 | ||||
Умер | в. 535 | ||||
| |||||
Религия | христианство |
Сумьяфа Ашва аль-Язани , также известный как Эсимифай ( лат . Esimiphaeus) в сирийских и греческих источниках, был вассальным царем Химьяра , правившим в VI веке нашей эры во времена Аксумской империи . Он также был наместником аксумского царя Калеба , который вторгся в Химьяр и победил Зу Нуваса. [ 1 ] Сумьяфа Ашва был коренным жителем, принявшим христианство .
Археологические надписи
[ редактировать ]Есть надпись, в которой упоминается Сумьяфа Ашва, которая отмечает восстановление Бир-Али в феврале 530 или 531 года Сумьяфа Ашвой и его сыновьями Шархабилом Якмулом и Мадикарибом Яфуром. Он был сыном Лахнии Ярхама из западного Химьяра и находился в изгнании в Аксуме, вернувшись только с аксумскими силами вторжения. Неизвестно, был ли это тот самый Сумьяфа Ашва, который был или стал царем Химьяра. [ 2 ]
Другая надпись также указывает на то, что Сумьяфа Ашва происходил из влиятельной элитной семьи Дху Язан . [ 3 ] Некоторые предполагают, что Сумьяфа Ашва был отцом химьяритского принца Сайфа ибн Зи Язана , настоящее имя которого — Маади Якриб ибн Аби Мурра.
Царствование
[ редактировать ]Невозможно точно определить дату воцарения Сумуяфа Ашва. Уроженец Химьяра и христианин , он был назначен аксумским царем Калебом , который победил и убил предыдущего царя Химьяра Зу Нуваса где-то между Пятидесятницей 525 года и февралем 531 года. [ 4 ] Фрагментарная надпись, по-видимому, дает полный титул Калеба как царя Сабы, Зу Райдана, Хадрамаута, Ямната и их арабов на Таудуме и Тихамате. В тексте зафиксировано основание здания, скорее всего, церкви. [ 5 ] После победы Калеб вернулся в Аксум, но оставил часть своей армии в качестве гарнизона. [ 4 ]
Римский император Юстиниан I отправил два посольства в Химьяр во время недолгого правления Сумуяфа Ашва. [ 6 ] Где-то между апрелем и сентябрем 531 года он отправил посольство ко двору Аксума и к Сумьяфе Ашве, надеясь на союз против Персии и на химьяритскую помощь римскому союзнику Кайсу ибн Саламе ибн аль-Харису . [ 4 ] Римский историк Прокопий подробно описывает посольство посла Юлиана: [ 7 ]
В то время, когда Геллестей [Калев] царствовал над эфиопами [аксумитами], а Есимифей над гомеритами [химьяритами], император Юстиниан послал посла Юлиана с требованием, чтобы оба народа из-за их общности религии заключили общие соглашения. с римлянами в войне против персов. . . Что касается Гомеритов, то было желательно, чтобы они поставили Каиса [Кайса], беглеца, капитаном Маддени [Маадда] и с большой армией из своего народа и мадденских сарацин совершили вторжение в землю персы. Этот Кайс был по рождению капитанским чином и исключительно способным воином, но он убил одного из родственников Есимифея и скрывался от правосудия в стране, совершенно лишенной человеческого жилья. Итак, каждый король, пообещав осуществить это требование, отпустил посла, но ни один из них не сделал оговоренного ими.
Несколько позже Ноннос был отправлен с миссией в Кинда и Аксум, но «помимо этих целей [он должен был] посетить америтов», то есть химьяритов. [ 7 ] В 535 году Абраха , командующий аксумскими войсками в Химьяре, восстал и сверг Сумьяфу Ашву, который был заключен в крепость. [ 4 ] [ 8 ] Калеб послал еще две военные экспедиции, чтобы восстановить Сумуяфа Ашва, но обе закончились неудачей. Подробности этих событий можно найти у Прокопия. [ 8 ] В 540-х годах, когда Абраха добавил надписи на плотину Мариб в ознаменование ее ремонта, он отметил свою победу над сыном Сумьяфы Ашвы. [ 9 ]
Аксумский военный генерал Ариат из более поздних исламских источников может быть частично основан на Сумьяфе Ашве. [ 10 ] Более поздняя христианская историография обычно опускала Сумьяфу Ашву, чтобы не выставлять Абраху - христианского героя в этих рассказах - узурпатором. Это часто распространялось на ложное продление правления Абрахи, включив в него правление его предшественника. Так, Сумьяфа Ашва не упоминается ни в « Мартирионе Ареты » , ни в «Биосе Грегентиоса » , ни в «Хронографии Феофана Византийского» , ни в « Хрониках Михаила Сирина» . [ 11 ] На основании « Законов химьяритов» , части «Биоса Грегентиоса », Ирфан Шахид утверждал, что Сумуяфа Ашва взял тронное имя Авраам, что вызвало путаницу между ним и его преемником из-за сходства их имен. [ 12 ] [ 13 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Бери, Дж. Б. (1923). История Поздней Римской империи. Том. II. Macmillan & Co., стр. 325–326.
- ^ Робин 2015 , стр. 162–163.
- ^ «DASI: Цифровой архив для изучения доисламских арабских надписей: детали эпиграфа» . dasi.cnr.it. Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Робин 2015 , стр. 149.
- ^ Робин 2015 , стр. 163–164.
- ^ Бауэрсок 2013 , с. 108.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвелл и др. 2015 , стр. 237–238.
- ^ Перейти обратно: а б Питерс 1994 , стр. 83–84.
- ^ Фиаккадори 2006 , с. 67.
- ^ Фиаккадори 2006 , с. 69.
- ^ Фиаккадори 2006 , стр. 70–71.
- ^ Фиаккадори 2006 , с. 71 н147.
- ^ Шахид 1979 , стр. 34–35.
Библиография
[ редактировать ]- Бауэрсок, Глен В. (2013). Трон Адулиса: войны на Красном море накануне ислама . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-973932-5 .
- Эдвелл, Питер; Фишер, Грег; Грейтрекс, Джеффри; Уэйтли, Конор; Вуд, Филип (2015). «Арабы в конфликте между Римом и Персией, 491–630 гг. Н.э.». У Грега Фишера (ред.). Арабы и империи до ислама . Издательство Оксфордского университета. стр. 214–275.
- Фиаккадори, Джанфранко (2006). «Грегентиос в стране гомеров». В Альбрехте Бергере (ред.). Жизнь и труды святителя Грегентия, архиепископа Тафарского: Введение, критическое издание и перевод . Де Грюйтер. стр. 48–82. дои : 10.1515/9783110911060.48 . ISBN 9783110911060 .
- Питерс, Фрэнсис Э. (1994). Мухаммед и истоки ислама . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 9780791418758 .
- Робин, Кристиан Жюльен (2015). «До Химьяра: эпиграфические свидетельства королевств Южной Аравии». У Грега Фишера (ред.). Арабы и империи до ислама . Издательство Оксфордского университета. стр. 90–126.
- Шахид, Ирфан (1979). «Византия в Южной Аравии». Документы Думбартон-Окса . 33 : 23–94. дои : 10.2307/1291433 . JSTOR 1291433 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Сидней Смит, «События в Аравии в VI веке нашей эры» , Бюллетень Школы восточных и африканских исследований , 16 (1954), стр. 425-468.