Дху Нувас
Дху Нувас | |
---|---|
Предшественник | Мадикариб Яфур [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] (Сменил Зу Шанатира в арабском фольклоре) |
Преемник | Сумьяфа Ашва |
Царствование | 522–530 гг. н.э. |
Рожденный | ок. 450 г. н. э. Химьяр |
Умер | 530 г. н.э. Красное море |
Религия | иудаизм |
Зу Нувас , ( араб . ذُو نُوَاس ), настоящее имя Юсуфа Асхара Ясара ( Муснад : 𐩺𐩥𐩪𐩰 𐩱𐩪𐩱𐩧, Yws1f ʾs1ʾr Йур ), Йосеф Нуас ( иврит : יוסף נואס ) или Юсуф ибн Шархабиль (арабский: يُوْسُف ٱبْن شَرْحَبِيْل ), [ 4 ] также известный как Масрук на сирийском языке и Дунаас ( Δουναας ) на средневековом греческом языке , был еврейским царем Химьяра, правившим между 522–530 годами нашей эры. [ 5 ] который прославился благодаря преследованиям людей других религий, особенно христиан, живших в его королевстве. он также был известен как Зура . В арабских традициях [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]Ибн Хишама ( Сира более известная на английском языке как « Жизнь Мухаммеда ») описывает подвиги Юсуфа Зу Нуваса. Ибн Хишам объясняет, что Юсуф был новообращенным евреем , который отрастил свои пейсы ( нувас ) и стал известен как «он с пейсами». Согласно арабским традициям, он пришел к власти после того, как убил своего предполагаемого предшественника Зу Шанатира ножом, спрятанным в его ботинке. [ 8 ] Историчность Зу Нуваса подтверждается Филосторгием и Прокопием последнего (в Персидской войне ). Прокопий пишет, что в 525 году армии христианского королевства Аксум в Эфиопии вторглись в древний Йемен по просьбе византийского императора Юстина I, чтобы взять под свой контроль Химьяритское царство , находившееся тогда под руководством Юсуфа Зу Нуваса, пришедшего к власти в 522 г., вероятно, после того, как он убил Зу Шанатира.
Ибн Хишам объясняет ту же последовательность событий под именем «Юсуф Зу Нувас». После этого вторжения господство иудаизма в Королевстве Химьяр, как и во всем Йемене, резко прекратилось. Имру аль-Кайс , известный йеменский поэт того же периода, в своем стихотворении « Такуль Ли бинт аль-Кинда Ламма Азафат » оплакивает смерть двух великих людей Йемена, одним из которых был Зу Нувас, и считает его последний из химьяритских царей:
Не опечален ли ты, как судьба стала уродливым зверем,
предатель своего поколения, тот, кто поглощает людей? Он удалил Дху Нуваса из крепостей.
который когда-то правил в крепостях и над людьми
[ а ]
Один сирийский источник предполагает, что мать Зу Нуваса могла быть еврейкой родом из месопотамского города Нисибис . [ 9 ] [ б ] Если это так, то это поместило бы ее происхождение в имперскую сферу Сасанидов и пролило бы свет на возможные политические причины его последующих действий против христиан Аравии, которые были естественными союзниками Византийской империи . [ 9 ]
Многие современные историки, за исключением Кристофера Хааса, утверждают, что обращение ее сына в христианство было вопросом тактического оппортунизма, поскольку иудаизм предоставил бы ему идеологический противовес религии его противника, Аксумского королевства, а также позволил ему заслужить расположение с сасанидским императором. [ 10 ]
Смерть
[ редактировать ]По словам Ибн Исхака , Зу Нувас решил покончить жизнь самоубийством, утонув в море, после того как аксумиты вторглись в Йемен в отместку за его преследования христиан. Не желая мириться с поражением после захвата своей королевы и награды вместе с городом Зафар , он намеренно поехал на своей лошади в Красное море . [ 11 ] [ 12 ]
Преследование христиан
[ редактировать ]По мнению ряда средневековых историков, опирающихся на рассказ Иоанна Эфесского , Зу Нувас объявил, что будет преследовать христиан, живущих в его королевстве, потому что христианские государства преследовали его единоверцев в своих владениях. Сохранилось письмо, написанное Симоном, епископом Бет-Аршама в 524 году нашей эры, и повествует о преследовании Димнона, которым, вероятно, является Зу Нувас, в Наджране , Аравия . [ 13 ]
Согласно другим современным источникам, Зу Нувас, захватив трон химьяритов около 518 или 522 года, напал на Наджран и его жителей, захватил их и сжег их церкви. Разрушение произошло во вторник, в 15-й день лунного месяца Тишри , в 835 году эры Селевкидов (соответствует 524 году нашей эры ). [ 14 ] [ 15 ] Приняв капитуляцию города, он устроил резню его жителей, не отказывавшихся от христианства. Ранее химьяритский монарх напал и убил абиссинских христиан, поселившихся в Зафаре .
По мнению арабских историков, Зу Нувас затем написал письмо лахмидскому королю Аль-Мундиру III ибн ан-Нуману из аль-Хиры и персидскому королю I Каваду , чтобы сообщить им о своем поступке и побудить их сделать это. то же самое и с христианами, находящимися под их властью. Аль-Мундхир получил письмо в январе 519 года [ так в оригинале ], когда он принимал посольство из Константинополя, стремившееся заключить мир между Римской империей и аль-Хирхой. [ 16 ] Он раскрыл содержание письма византийским послам, которые пришли в ужас от его содержания. Слух о резне быстро распространился по Византийскому и Персидскому королевству, а беженцы из Наджрана, в том числе человек по имени Даус Зу Талабан, даже достигли двора самого римского императора Юстина I и умоляли его отомстить за замученных христиан.
Военные кампании
[ редактировать ]Имя Юсуф Ас'ар Ятар, которое, как полагают, означает то же самое, что и Юсуф Зу Нувас, появляется в старой южноаравийской надписи 520-х годов. [ 17 ] Соответствующие надписи того же периода были также расшифрованы Джамме и Рикмансом и показывают, что в последовавших за этим войнах с его нееврейскими подданными совокупная военная добыча (исключая смертные случаи) от кампаний, вевшихся против абиссинцев в Сафаре, бойцов в Ашаране, Ракбан, Фарасан, Мухван ( Моча ), а также бойцы и военные частей в Наджране, составило 12 500 военных трофеев, 11 000 пленных и 290 000 верблюдов, крупного рогатого скота и овец. [ 18 ]
Согласно книге « Мученики Наджрана – Новые документы» Ирфана Шахида , Зу Нувас послал армию численностью около 120 000 солдат, чтобы осадить город Наджран , осада длилась шесть месяцев, а город был взят и сожжен на 15-й день седьмого числа. месяц (лунный месяц Тишри ). Город восстал против короля и отказался сдаться королю. Около 300 жителей города сдались королевским войскам под клятвой, что им не причинят никакого вреда, и позже они были связаны. Оставшиеся в городе были сожжены заживо в своей церкви. Число погибших в этом отчете, как сообщается, достигло около 2000 человек. Однако сабейские надписи, описывающие события, сообщают, что к месяцу Зу-Мадраан (с июля по сентябрь) было «1000 убитых, 1500 пленных [ взято] и 10 000 голов скота». [ 19 ]
Жак Рикманс, расшифровавший сабейские надписи, пишет в своей книге «Преследование христианских химикатов» , что Сараил Якбул-Язан из семьи Зу Язан был одновременно вождем племени и наместником короля Юсуфа во время военных кампаний; король послал его захватить город Наджран , и король наблюдал за возможным вторжением аксумцев на прибрежные равнины Йемена возле Мохи (аль-Моха) и пролива, известного как Баб аль-Мандаб. Следует отметить, что эфиопская церковь в Сафаре , построенная химьяритским царем несколькими годами ранее после прозелитской миссии Феофила Индийца , и другая церковь, построенная им в Адене (см.: Церковная история Филосторгия , Краткое изложение книги III, глава 4), был замечен Констанцием II во время посольства в землю химьяритов (Йемен) около 340 г. н.э. Эта церковь была подожжена и сровнена с землей, а ее абиссинские жители убиты. Позже иностранцы (предположительно христиане), жившие в Хадрамауте, также были казнены, прежде чем королевская армия двинулась к Наджрану на крайнем севере и взяла его.
Король Юсуф Ас'ар Ятар, описанный в надписи как «царь всех народов», возглавил основные племена Йемена ( хамедан , мадхидж , кинда , Мурад ) и успешно разгромил абиссинские войска в Сафаре , Мохе и Наджран .
Имена и семья
[ редактировать ]Семья Дху Нуваса не очень известна. Ведутся споры о том, кто его отец; Ранние арабские ученые и Еврейская энциклопедия полагали, что Зу Нувас был сыном более раннего химьяритского царя Абу Кариба . [ 20 ] [ 21 ] Однако Ибн аль-Кальби не согласился и заявил, что он был сыном Шархабиля Якуфа , что делает его правнуком Абу Кариба. Ибн Аббас также сообщил, что настоящее имя Зу Нуваса было Юсуф, сын Шархабиля, о чем сообщили Ибн аль-Кальби и Аль-Байдави , а затем историк Ибн аль-Асир . Однако его мать, как сообщается, была еврейской рабыней из Нисибиса , которую купил неназванный химьяритский царь, а затем женил на нем; это указывает на то, что Зу Нувас на самом деле был химьяритским принцем. [ 9 ] [ с ] Если это так, то это поместило бы ее происхождение в имперскую сферу Сасанидов и пролило бы свет на возможные политические причины его последующих действий против христиан Аравии, которые были естественными союзниками Византийской империи . [ 9 ]
Что касается настоящего имени Зу Нуваса, археологические надписи уже доказывают, что его настоящее имя было Юсуф Ас'ар Ясар. [ 22 ] Все арабские историки, за исключением Ибн Аббаса, называют его настоящим именем Зурах, тогда как имя Юсуф появилось позже, после его обращения в иудаизм. Некоторые источники также утверждают, что его звали Масрук. [ 9 ] В любом случае, общепризнано, что Зу Нувас во время своего правления носил имя Юсуф.
Надписи, касающиеся Зу Нуваса
[ редактировать ]Надпись Наджрана (518 г. н.э.): [ 23 ] [ 24 ]
Первая строка:
Сабей: Да благословит тебя Бог двумя туками и двумя землями, царь Юсуфа Асар Ясхар, царь всего Ашабана, и да благословит тебя Бог, говорю я.
Русский: Да благословит Бог Того, Кто имеет (царство) небес и земли, короля Джозефа Асара, пусть он отомстит за царя всех народов, и пусть он благословит народы.
- Бог, владеющий небесами и землей, благослови царя Юсуфа Асара Ясара, царя всех народов, и благослови Акьялов
Третья линия:
Сабей: Его поясная мазь, захваченная королем Юсефом, возбудила Кедара Клсена и пошутила, что я заключил его в тюрьму гвоздем, и на войне я чувствую и колено, и лошадь
По-арабски: Те, кто поддерживал своего хозяина, короля Юсуфа Асара, отомстили, когда он сжег церковь и убил эфиопов в Дофаре, а также во время войны ашаритов, Рукбана и рыцарей.
- Кого они поддерживают со своим господином, королем Юсуфом Асаром Ясаром, когда он сжег церковь и убил Хабаша (абиссинцев) в Дофаре и воевал с (Хабашами) в Ашаране, Ракбане (регионах) и Фарасане
Пятая строка:
Сабейский: وكذ فله لحفان ملكن بهيت خمس MATو إنيشر الفحم محرجتم واحد اشر الفحم س Джон Уэй
По-арабски: В этой битве королю удалось убить 12 500 двенадцать тысяч пятьсот человек убитыми и 11 090 одиннадцать тысяч девяносто пленных.
- Король преуспел в этих битвах, убив 12 500 человек и взяв в плен 11 090 человек.
Шестая строка:
Сабей: И есть два матн аль-фана: Алам, Курм и Дханам, и они покрыты муснад дханом. Было сказано, что Шархал Зу Язан связан с Али Наджраном.
По-арабски: И стадо в двести тысяч голов верблюдов, коров и овец. Этот Муснад был написан Шархалом Зу Язаном, когда он находился в Наджране.
- Добыча в двести тысяч верблюдов, коров, овец. Эта Миснад (надпись) была написана Шарахилом Якбулом Зу Язаном, когда он разбил лагерь в Наджране.
Седьмая строка:
Сабей: Вместе с народом Зу-Хамдана они мигрировали и арабизировались, а Нукрам бин Азанан, Кадаан, Мардам и Мудхиджам были арабизированы, и я говорю, что его братья - дядя по отцовской линии короля Карнама.
Арабский: С народом Хамадана, арабами, бойцами Язни, бедуинами Кинда, Мурада, Мадхаджа и его выдающимися братьями, которые присоединились к королю.
- С народом Хамедана , арабами, воинами Язаниина , арабами («кочевниками») Кинды , Мурада , Мадхиджа и его братьев Акиалов, которые расположились лагерем вместе с царем.
Восьмая и девятая строки:
Сабей: В Бахране ибн Хабаше они построили цепочки городов, и все они упомянули, что они сбили подушки с ваших клоунов и овец, а у вас были рогатые овцы, и вы уснули.
По-арабски: На море из Абиссинии они построили ряд укреплений в Баб-эль-Мандабе, и все упомянутые в этом муснаде сражались, брали трофеи и были размещены в этой миссии.
- На море со стороны Хабаша (Абиссиния). И они построили ряд укреплений в Баб-эль-Мандабе, и все, кто упомянут в этом Муснаде, сражались, брали добычу и разбивали лагерь в этой миссии.
Сабей: Я хочу закрыть его дверь с помощью трети из десяти Орхама, освободить Рахмана Банихмо Шархбала и захватить сыновей Хаиата.
По-арабски: И они вернулись в тринадцатый день, и пусть Самый Милосердный благословит сыновей Шархабала, Акмаля, Хаана и Асара, сыновей Лахиата.
- И они вернулись в историю тринадцати, и Рахман (Бог) благословил Шархабила Акмаля, Вана и Асара Бни Лхи'та
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Все стихотворение приведено только в версии дивана А-Туси ( по поводу которой см. слова редакторов Имру аль-Кайса, Диван имри аль-Кайс ва-мулхакатух би-шарх аби Саид аль-Суккари , изд. Абу Сувайлим и. аль-Шавабика, Мухаммад, ОАЭ, 2000, стр. 105–110), тогда как две строфы, показанные здесь в скобках, взяты из аль-Икд аль-Тамина (там же, стр. 714, № 1). Эти две строфы также были включены в сокращенную версию стихотворения «Имру аль-Кайс, Диван имри аль-Кайс» , Эд. аль-Аюби, Ясин, Бейрут 1998, с. 472–473.
- ^ Ирфан Шахид во введении к своей книге « Мученики Наджрана» (опубликовано в 1971 г.), цитаты из несторианских хроник Саарда (Сеерт) под редакцией Аддаи Шера (см.: Patrologia Orientalis vol. IV, V и VII), составленных вскоре. после 1036 г. н. э. из выдержек из старых сирийских исторических сочинений, уже не сохранившихся, говорится: «… В более поздние времена этой страной правил еврей царь по имени Масрук. Его мать была еврейкой из жителей Нисибиса, которую взяли в плен. Затем один из царей Йамана купил ее, и она родила Масрука и обучила его иудаизму. Бар-Сахде правил после своего отца и убил множество христиан».
- ^ Ирфан Шахид во введении к своей книге « Мученики Наджрана» (опубликовано в 1971 г.), цитаты из несторианских хроник Саарда (Сеерт) под редакцией Аддаи Шера (см.: Patrologia Orientalis vol. IV, V и VII), составленных вскоре. после 1036 г. н. э. из выдержек из старых сирийских исторических сочинений, уже не сохранившихся, говорится: «… В более поздние времена этой страной правил еврей царь по имени Масрук. Его мать была еврейкой из жителей Нисибиса, которую взяли в плен. Затем один из царей Йамана купил ее, и она родила Масрука и обучила его иудаизму. Бар-Сахде правил после своего отца и убил множество христиан».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Зейн, Ибрагим Мохамед; Эль-Вакиль, Ахмед (30 декабря 2022 г.). Заветы Пророка Мухаммада: от общей исторической памяти к мирному сосуществованию . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-82096-6 .
- ^ Аль-Асали, Халид Салих (июль 1968 г.). Южная Аравия в V и VI веках нашей эры в контексте отношений с Центральной Аравией (Диссертация). Университет Сент-Эндрюс. hdl : 10023/15321 .
- ^ Рукуни, Ругаре (2020). «Религиозное государственное управление: константинианство в фигуре Нагаши Калеба» . HTS Теологические исследования . 76 (4): 1–12. дои : 10.4102/hts.v76i4.5885 . ISSN 0259-9422 .
- ^ Али ибн Аль-Асир. Полная история (на арабском языке). п. 19.
Ибн Аббас сказал: В Наджране был царь Химьяра по имени Зу Нувас, и его звали Юсуф бин Шархабил.
- ^ «DASI: Цифровой архив для изучения доисламских арабских надписей: детали эпиграфа» . dasi.cnr.it. Проверено 21 марта 2024 г.
- ^ Умайр Мирза (1 января 1998 г.). История Табари - Том 5 .
- ^ «ЗУ НУВАС, ЗУРА ЮСУФ ИБН ТУБАН АСАД АБИ КАРИБ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 20 апреля 2024 г.
- ^ Гийом, Альфред (1955). Жизнь Мухаммеда, перевод «Сира Расул Аллах» Ибн Исхака . Издательство Оксфордского университета. стр. 13–14. ISBN 0196360331 .
- ^ Jump up to: а б с д и Джонатан Портер Берки, Формирование ислама: религия и общество на Ближнем Востоке, 600–1800, издательство Кембриджского университета, 2003, стр. 46.
- ^ Хаас, Кристофер (13 марта 2014 г.). «Геополитика и грузинская идентичность в поздней античности: опасный мир Вахтанга Горгасали» . У Тамар Нуцубидзе; Корнелия Б. Хорн ; Базиль Лурье (ред.). Грузинская христианская мысль и ее культурный контекст . Брилл . стр. 29–44, 36–39. ISBN 9789004264274 .
- ^ «ЗУ НУВАС, ЗУРА ЮСУФ ИБН ТУБАН АСАД АБИ КАРИБ — JewishEncyclepedia.com» . www.jewishencyclepedia.com . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Абрахамсон, Бен. «Йосеф Зу Нувас: саддукейский король с пейсами» . Институт Альсадыкин .
- ↑ Письмо Саймона является частью части III «Хроник Зукнина» , переведенной Амиром Харраком (Торонто: Папский институт средневековых исследований , 1999), стр. 78-84.
- ^ Жак Рикманс, Преследование христиан-химьяритов , Голландский историко-археологический институт. на Ближнем Востоке, 1956 г.
- ^ Шахид, Ирфан ; Симеон, Арета (1971). Мученики Наджрана: новые документы . Брюссель: Общество болландистов. п. 54. ОСЛК 516915 .
- ^ Сало Виттмайер Барон, Социальная и религиозная история евреев (том 3), Филадельфия, 1957, стр. 67–68.
- ^ А. Джамме, ВФ, Сабейские и хасейские надписи из Саудовской Аравии , Instituto di Studi del Vicino Oriente: Università di Rome, Рим, 1966, стр. 40.
- ^ Жак Рикманс, Преследование христиан-химьяритов в шестидесятом веке , Нидерландский историко-археологический институт. в Het Nabije Oosten, 1956, стр. 1–24; А. Джамме, В.Ф., Сабейские и хасейские надписи из Саудовской Аравии , Институт ближневосточных исследований: Римский университет, Рим, 1966, стр. 40
- ^ Жак Рикманс, Преследование христиан-химьяритов в шестом веке , Нидерландский историко-археологический институт в Het Nabije Oosten: Стамбул, 1956, стр. 14 (английский)
- ^ AbdurRahman.org (31 января 2014 г.). «История о мальчике и короле (из суры Бурудж): Ибн Касир» . AbdurRahman.Org . Проверено 22 марта 2024 г.
- ^ Аль-Мунаббих, Вахб бин (2009). Книга Корон королей Химьяра (на арабском языке). Горгиас Пресс, ООО. ISBN 978-1-59333-515-1 .
- ^ А. Джамме, ВФ, Сабейские и хасейские надписи из Саудовской Аравии , Instituto di Studi del Vicino Oriente: Università di Rome, Рим, 1966, стр. 40.
- ^ Надпись Бир Хима: 1 2 3 4
- ^ Джавад аль-Али Сабианс стр. 41
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Зу Нувас, Зура Юсуф ибн Тубан Асад аби Кариб - статья в Еврейской энциклопедии 1906 года.
- Еврейские воины