Текле Хайманот
Текле Хайманот Текле Хайманот | |
---|---|
![]() Картина Абуне Текле Хайманот в публикации | |
Праведник | |
Рожденный | 1215 Булга , Шева |
Умер | 1313 г. (97–98 лет) Из Ливана , Эфиопской империи |
Почитается в | Коптская православная церковь Эфиопская Православная Церковь Эритрейская православная церковь Эфиопская католическая церковь Эритрейская католическая церковь Коптская католическая церковь |
Главный храм | Церковь Св. Таклы Айманот (Александрия) Дебре Ливан , Эфиопия |
Праздник | 30 августа каждый 24-й день месяца (эфиопское православие) |
Атрибуты | Мужчина с крыльями на спине и видимой только одной ногой |
Покровительство | эфиопы |
Часть серии о |
Восточное православие |
---|
![]() |
Восточные православные церкви |
![]() |
Абуне Текле Хайманот ( геэз : አቡነ ተክለ ሃይማኖት; известный в Коптской церкви как Святой Такла Хайманот Эфиопский ; 1215–1313) был эфиопским святым и монахом , которого больше всего почитали как отшельника . Он был Абуна Эфиопии, основавший крупный монастырь в своей родной провинции Шева . Он важен тем, что является единственным эфиопским святым, популярным как среди эфиопов , так и за пределами этой страны. Текле Хайманот «единственный эфиопский святой, официально прославляемый в зарубежных церквях, таких как Рим и Египет». [1] Его праздник - 30 августа (24-е число Нехаса по эфиопскому календарю ), а 24-й день каждого месяца по эфиопскому календарю посвящен Текле Хайманоту. [2]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Текле Хайманот родился в Зораре, районе Селале , расположенном на восточной окраине Шевы . Он был сыном священника Цеги Зеаба (ጸጋ ዘአብ) («Божья благодать») и его жены Эгзи Харая («Выбор Бога»), также известной как Сара; Текле Хайманот родился после того, как его родители, у которых не было детей, посвятили своего первенца Богу. [3] [4] Текле Хайманот был этническим амхаром 13-14 веков , и его агиография указывает на то, что Бете-Амхара была местом еще в середине 9-го века нашей эры. [5]
В юности Шева подвергся ряду опустошительных набегов Матоломи , языческого царя Дамота , лежащего за рекой Джамма . Одним из самых громких хищений Матоломи стал рейд, приведший к похищению Эгзи Харайи; Говорят, что она воссоединилась с Цегой Зеабом благодаря заступничеству архангела Михаила ; когда Матоломи узнал, что они убегают, он бросил копье, повернувшееся от них, в его сторону и убил его. [6] Существует несколько подобных традиций, некоторые из которых имеют меньшую историческую ценность, чем другие, которые описывают взаимодействие Текле Хайманота с королем Матоломи.
Его отец дал Текле Хайманоту первое религиозное наставление; позже он был рукоположен в священники египетским епископом Кириллом (известным по-коптски как Киролл).
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Первым значительным событием в его жизни стало то, что Текле Хайманот в возрасте 30 лет отправился на север, чтобы получить дальнейшее религиозное образование. Его путешествие привело его из Селале в Грарью , затем в Катату, Дамот , Амхару , [6] закончиться в монастыре Иясуса Моа , который всего за несколько лет до этого основал монастырь на острове посреди озера Хайк в округе Амба-Сель (современный регион Амхара ). Там Текле Хайманот учился у настоятеля девять лет, прежде чем отправиться в Тыграй , где посетил Аксум , затем некоторое время оставался в монастыре Дебре Дамо , где учился у аббата Йоханнеса, духовного учителя Иясуса Моа. К этому моменту у него образовалась небольшая группа последователей, привлеченных его репутацией.
В конце концов, Текле Хайманот покинул Дебре Дамо со своими последователями и вернулся в Шева. эфиопского монаха По пути он остановился в монастыре Иясус Моа, где традиция гласит, что он получил полное облачение . Историк Таддесс Тамрат видит в существующих отчетах об этом поступке попытку позднейших писателей оправдать старшинство монастыря на озере Айк над последователями Текле Хайманота. [7]
Оказавшись в Шеве, он привнес дух обновления, который переживало христианство в северных провинциях. Он поселился в центральной местности между Селале и Грарьей, где основал в 1284 году монастырь Дебре Ацбо (переименованный в 15 веке в Дебре Либанос ). Этот монастырь стал одним из наиболее важных религиозных учреждений Эфиопии, не только основав ряд дочерних домов, но и его настоятель стал одним из главных лидеров Эфиопской церкви, называемой Эчеге , уступающей только Абуне .
Текле Хайманот прожил 29 лет после основания этого монастыря, умерев за год до смерти императора Ведема Арада ; это датирует смерть Текле Хайманота 1313 годом. Сначала его похоронили в пещере, где он первоначально жил отшельником; почти 60 лет спустя он был перезахоронен в Дебре Либаносе . В 1950-х годах император Хайле Селассие построил новую церковь в монастыре Дебре Либанос на месте могилы святого. Он остается местом паломничества и излюбленным местом захоронения для многих жителей Эфиопии.
Более поздние традиции
[ редактировать ]
Текле Хайманот часто изображается в виде старика с крыльями на спине и видимой только одной ногой. Этому популярному образу существует ряд объяснений. К. Ф. Бекингем и Дж. У. Б. Хантингфорд рассказывают одну историю о том, что святой, «простой слишком долго, около 34 лет, одна из его ног сломалась или порезалась, когда сатана пытался остановить его молитвы, после чего он простоял на одной ноге в течение 7 лет». [8] Пол Б. Хенце описывает свою отсутствующую ногу как «отрезанную ногу… в левом нижнем углу, незаметно завернутую в ткань». [9] Путешественник Томас Пакенхем узнал от приора Дебре Дамо, как Текле Хайманот получил свои крылья:
- Однажды он сказал, что поедет в Иерусалим, чтобы увидеть Гефсиманский сад и холм черепа, называемый Голгофой . Но Шайтан (Сатана) планировал помешать Текле Хайманоту отправиться в Святую Землю, и он перерезал веревку, которая вела от скалы к земле, как раз в тот момент, когда Текла Хайманот начал спускаться вниз. Затем Бог дал Текла Хайманоту шесть крыльев, и он полетел в долину внизу... и с этого дня Теклахайманот будет летать взад и вперед в Иерусалим над облаками, как самолет. [10]
Многие традиции утверждают, что Текле Хайманот сыграл значительную роль в восхождении Екуно Амлака как восстановленной монархии династии Соломоновых Островов . [11] после двух столетий правления династии Загве , хотя историки, такие как Таддессе Тамрат, считают, что это более поздние изобретения. (Несколько старых традиций приписывают эту честь Иясусу Моа.)
Другая традиция считает Текле Хайманота единственным леке папа в Эфиопии, который родился в Эфиопии и был эфиопом .Христианское население и епископы Эфиопии хотели, чтобы Текле Хайманот стал Леке Папасом Эфиопии. После того, как новый Леке Папас Абуна Йоханнес из Египта, посланный Александрийским Патриархом, прибыл в Эфиопию, он решил отделиться: одна часть Эфиопии досталась Текле Хайманоту, а другая часть ему, но Текле Хайманот не хотел потерял высокий ранг Леке Папаса и ушел со своего поста, чтобы снова стать монахом. [12]
ряд житий Написан этого святого. GWB Хантингфорд упоминает два разных гадлата : «один написан Аббой Самуэлем из Вальдибы в первой четверти 15 века, а другой - неким Гиброй Маскелем из Дебре Либаноса в начале 16 века». [ нужна ссылка ] Э.А. Уоллис Бадж перевел третью книгу, озаглавленную « Жизнь Тякля Хайманот» . [13] который приписывается некоему Такла Сиону. Тесфайе Гебре Мариам добавляет к этим еще одну версию, популярную в монастыре Дебре Либанос и содержащую гораздо больше подробностей о жизни святого, чем любая другая версия гадлы , и которая, как подтвердил Тесфайе, была написана Ичеге Йоханнисом Кема. [1]
См. также
[ редактировать ]- Коптское христианство
- Эфиопская православная церковь Тевахедо
- Церковь Св. Таклы Айманот (Александрия)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тесфайе Гебре Мариам, «Структурный анализ Gädlä Täklä Haymanot» , «Африканские языки и культуры » , 10 (1997), с. 184
- ^ Дональд Н. Левин , Воск и золото: традиции и инновации в культуре Эфиопии (Чикаго: University Press, 1972), стр. 73
- ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии (Лондон: Британская академия, 1989), Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств Короли. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
- ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии (Лондон: Британская академия, 1989), стр. 69
- ^ Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств королей. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
- ^ Jump up to: а б Тесфайе Гебре Мариам, «Структурный анализ», с. 188
- ^ Таддассе Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (1270–1527) (Оксфорд, 1972), стр. 160-1
- ^ CF Beckingham и GWB Huntingford, пер. Престер Иоанн Индийский Альфонсо Альварес (Кембридж: Общество Хаклюта , 1961), стр. 394н.
- ^ Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 63
- ^ Пакенхэм, Горы Расселаса (Нью-Йорк: Рейнал, 1959), стр. 84
- ^ Хенце, Слои времени , с. 62н.50
- ^ Э.А. Уоллис Бадж, История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 (Остерхаут, Нидерланды: Антропологические публикации, 1970), стр. 286
- ^ Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств королей. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.