Jump to content

Текле Хайманот


Текле Хайманот
Текле Хайманот
Картина Абуне Текле Хайманот в публикации
Праведник
Рожденный 1215
Булга , Шева
Умер 1313 г. (97–98 лет)
Из Ливана , Эфиопской империи
Почитается в Коптская православная церковь
Эфиопская Православная Церковь
Эритрейская православная церковь
Эфиопская католическая церковь
Эритрейская католическая церковь
Коптская католическая церковь
Главный храм Церковь Св. Таклы Айманот (Александрия)
Дебре Ливан , Эфиопия
Праздник 30 августа
каждый 24-й день месяца (эфиопское православие)
Атрибуты Мужчина с крыльями на спине и видимой только одной ногой
Покровительство эфиопы

Абуне Текле Хайманот ( геэз : አቡነ ተክለ ሃይማኖት; известный в Коптской церкви как Святой Такла Хайманот Эфиопский ; 1215–1313) был эфиопским святым и монахом , которого больше всего почитали как отшельника . Он был Абуна Эфиопии, основавший крупный монастырь в своей родной провинции Шева . Он важен тем, что является единственным эфиопским святым, популярным как среди эфиопов , так и за пределами этой страны. Текле Хайманот «единственный эфиопский святой, официально прославляемый в зарубежных церквях, таких как Рим и Египет». [1] Его праздник - 30 августа (24-е число Нехаса по эфиопскому календарю ), а 24-й день каждого месяца по эфиопскому календарю посвящен Текле Хайманоту. [2]

Ранний период жизни

[ редактировать ]

Текле Хайманот родился в Зораре, районе Селале , расположенном на восточной окраине Шевы . Он был сыном священника Цеги Зеаба (ጸጋ ዘአብ) («Божья благодать») и его жены Эгзи Харая («Выбор Бога»), также известной как Сара; Текле Хайманот родился после того, как его родители, у которых не было детей, посвятили своего первенца Богу. [3] [4] Текле Хайманот был этническим амхаром 13-14 веков , и его агиография указывает на то, что Бете-Амхара была местом еще в середине 9-го века нашей эры. [5]

В юности Шева подвергся ряду опустошительных набегов Матоломи , языческого царя Дамота , лежащего за рекой Джамма . Одним из самых громких хищений Матоломи стал рейд, приведший к похищению Эгзи Харайи; Говорят, что она воссоединилась с Цегой Зеабом благодаря заступничеству архангела Михаила ; когда Матоломи узнал, что они убегают, он бросил копье, повернувшееся от них, в его сторону и убил его. [6] Существует несколько подобных традиций, некоторые из которых имеют меньшую историческую ценность, чем другие, которые описывают взаимодействие Текле Хайманота с королем Матоломи.

Его отец дал Текле Хайманоту первое религиозное наставление; позже он был рукоположен в священники египетским епископом Кириллом (известным по-коптски как Киролл).

Более поздняя карьера

[ редактировать ]

Первым значительным событием в его жизни стало то, что Текле Хайманот в возрасте 30 лет отправился на север, чтобы получить дальнейшее религиозное образование. Его путешествие привело его из Селале в Грарью , затем в Катату, Дамот , Амхару , [6] закончиться в монастыре Иясуса Моа , который всего за несколько лет до этого основал монастырь на острове посреди озера Хайк в округе Амба-Сель (современный регион Амхара ). Там Текле Хайманот учился у настоятеля девять лет, прежде чем отправиться в Тыграй , где посетил Аксум , затем некоторое время оставался в монастыре Дебре Дамо , где учился у аббата Йоханнеса, духовного учителя Иясуса Моа. К этому моменту у него образовалась небольшая группа последователей, привлеченных его репутацией.

В конце концов, Текле Хайманот покинул Дебре Дамо со своими последователями и вернулся в Шева. эфиопского монаха По пути он остановился в монастыре Иясус Моа, где традиция гласит, что он получил полное облачение . Историк Таддесс Тамрат видит в существующих отчетах об этом поступке попытку позднейших писателей оправдать старшинство монастыря на озере Айк над последователями Текле Хайманота. [7]

Оказавшись в Шеве, он привнес дух обновления, который переживало христианство в северных провинциях. Он поселился в центральной местности между Селале и Грарьей, где основал в 1284 году монастырь Дебре Ацбо (переименованный в 15 веке в Дебре Либанос ). Этот монастырь стал одним из наиболее важных религиозных учреждений Эфиопии, не только основав ряд дочерних домов, но и его настоятель стал одним из главных лидеров Эфиопской церкви, называемой Эчеге , уступающей только Абуне .

Текле Хайманот прожил 29 лет после основания этого монастыря, умерев за год до смерти императора Ведема Арада ; это датирует смерть Текле Хайманота 1313 годом. Сначала его похоронили в пещере, где он первоначально жил отшельником; почти 60 лет спустя он был перезахоронен в Дебре Либаносе . В 1950-х годах император Хайле Селассие построил новую церковь в монастыре Дебре Либанос на месте могилы святого. Он остается местом паломничества и излюбленным местом захоронения для многих жителей Эфиопии.

Более поздние традиции

[ редактировать ]
Икона Текле Хайманот в Иерусалиме

Текле Хайманот часто изображается в виде старика с крыльями на спине и видимой только одной ногой. Этому популярному образу существует ряд объяснений. К. Ф. Бекингем и Дж. У. Б. Хантингфорд рассказывают одну историю о том, что святой, «простой слишком долго, около 34 лет, одна из его ног сломалась или порезалась, когда сатана пытался остановить его молитвы, после чего он простоял на одной ноге в течение 7 лет». [8] Пол Б. Хенце описывает свою отсутствующую ногу как «отрезанную ногу… в левом нижнем углу, незаметно завернутую в ткань». [9] Путешественник Томас Пакенхем узнал от приора Дебре Дамо, как Текле Хайманот получил свои крылья:

Однажды он сказал, что поедет в Иерусалим, чтобы увидеть Гефсиманский сад и холм черепа, называемый Голгофой . Но Шайтан (Сатана) планировал помешать Текле Хайманоту отправиться в Святую Землю, и он перерезал веревку, которая вела от скалы к земле, как раз в тот момент, когда Текла Хайманот начал спускаться вниз. Затем Бог дал Текла Хайманоту шесть крыльев, и он полетел в долину внизу... и с этого дня Теклахайманот будет летать взад и вперед в Иерусалим над облаками, как самолет. [10]

Многие традиции утверждают, что Текле Хайманот сыграл значительную роль в восхождении Екуно Амлака как восстановленной монархии династии Соломоновых Островов . [11] после двух столетий правления династии Загве , хотя историки, такие как Таддессе Тамрат, считают, что это более поздние изобретения. (Несколько старых традиций приписывают эту честь Иясусу Моа.)

Другая традиция считает Текле Хайманота единственным леке папа в Эфиопии, который родился в Эфиопии и был эфиопом .Христианское население и епископы Эфиопии хотели, чтобы Текле Хайманот стал Леке Папасом Эфиопии. После того, как новый Леке Папас Абуна Йоханнес из Египта, посланный Александрийским Патриархом, прибыл в Эфиопию, он решил отделиться: одна часть Эфиопии досталась Текле Хайманоту, а другая часть ему, но Текле Хайманот не хотел потерял высокий ранг Леке Папаса и ушел со своего поста, чтобы снова стать монахом. [12]

ряд житий Написан этого святого. GWB Хантингфорд упоминает два разных гадлата : «один написан Аббой Самуэлем из Вальдибы в первой четверти 15 века, а другой - неким Гиброй Маскелем из Дебре Либаноса в начале 16 века». [ нужна ссылка ] Э.А. Уоллис Бадж перевел третью книгу, озаглавленную « Жизнь Тякля Хайманот» . [13] который приписывается некоему Такла Сиону. Тесфайе Гебре Мариам добавляет к этим еще одну версию, популярную в монастыре Дебре Либанос и содержащую гораздо больше подробностей о жизни святого, чем любая другая версия гадлы , и которая, как подтвердил Тесфайе, была написана Ичеге Йоханнисом Кема. [1]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Тесфайе Гебре Мариам, «Структурный анализ Gädlä Täklä Haymanot» , «Африканские языки и культуры » , 10 (1997), с. 184
  2. ^ Дональд Н. Левин , Воск и золото: традиции и инновации в культуре Эфиопии (Чикаго: University Press, 1972), стр. 73
  3. ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии (Лондон: Британская академия, 1989), Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств Короли. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
  4. ^ GWB Хантингфорд, Историческая география Эфиопии (Лондон: Британская академия, 1989), стр. 69
  5. ^ Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств королей. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
  6. ^ Jump up to: а б Тесфайе Гебре Мариам, «Структурный анализ», с. 188
  7. ^ Таддассе Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (1270–1527) (Оксфорд, 1972), стр. 160-1
  8. ^ CF Beckingham и GWB Huntingford, пер. Престер Иоанн Индийский Альфонсо Альварес (Кембридж: Общество Хаклюта , 1961), стр. 394н.
  9. ^ Пол Б. Хенце, Слои времени: История Эфиопии (Нью-Йорк: Palgrave, 2000), стр. 63
  10. ^ Пакенхэм, Горы Расселаса (Нью-Йорк: Рейнал, 1959), стр. 84
  11. ^ Хенце, Слои времени , с. 62н.50
  12. ^ Э.А. Уоллис Бадж, История Эфиопии: Нубия и Абиссиния , 1928 (Остерхаут, Нидерланды: Антропологические публикации, 1970), стр. 286
  13. ^ Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств королей. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 036ca6344eba8bf4bd3d5fbe039b9b3b__1714512900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/03/3b/036ca6344eba8bf4bd3d5fbe039b9b3b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tekle Haymanot - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)