Амхара люди
![]() Женщина Амхара с одеждой Габи на заднем плане | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 19,870,651 (2007) [ 1 ] |
![]() | 248,199 [ 2 ] |
![]() | 30,395 [ 3 ] |
![]() | 8,620 [ 4 ] |
![]() | 4,515 [ 5 ] |
![]() | 1,515 [ 6 ] |
Языки | |
амхарский | |
Религия | |
Христианство ( Эфиопская православная церковь Тевахедо ) • Ислам ( сунниты ) • Иудаизм ( религия ) [ 7 ] | |
Родственные этнические группы | |
Эфиосемитские Эфиосемитские народы народы кушитские и и Tigrayans кушитские • Zay • other Ethiosemitic and [ 8 ] |
Амхары ( амхарский : அம்ரை , латинизированный : Амара ; [ 9 ] Геэз : ዐምሐራ , латинизированный: ʾÄməḥära ) [ 10 ] Это семитоязычная , этническая группа которая является коренной в Эфиопии , традиционно населяющей части северо-западного нагорья Эфиопии , особенно населяющую регион Амхара . Согласно национальной переписи 2007 года, амхарцы насчитывали 19 867 817 человек, что составляет 26,9% населения Эфиопии, и они в основном являются восточными православными христианами (членами Эфиопской православной церкви Тевахедо ). [ 1 ]
Они также встречаются среди эфиопских эмигрантов, особенно в Северной Америке . [ 11 ] [ 12 ] Они говорят на амхарском языке , афро-азиатском языке семитской ветви, который служит основным и одним из пяти официальных языков Эфиопии. [ 13 ] По состоянию на 2018 год на амхарском языке говорят более 32 миллионов человек, говорящих на втором языке, и 25 миллионов человек, говорящих на втором языке. [ 14 ]
Амхарцы и соседние группы в Северной и Центральной Эфиопии и Эритрее, точнее, диаспора, называют себя «хабеша» ( абиссинцами ). [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Исторически амхара занимала важное политическое положение в Эфиопской империи . Они были истоками династии Соломоновых Островов , и все императоры Соломоновых Островов были Амхарами, за исключением Йоханнеса IV с момента возникновения династии в 1270 году. [ 20 ] [ 21 ]
Источник
Самые ранние из дошедших до нас амхара как народа относятся к началу XII века, в середине династии Загве, когда были зарегистрированы случаи конфликта между амхарами на земле Варгих. [ 22 ] против Варджихов в 1128 году нашей эры. [ 23 ]
Несовременный агиографический источник 13-го или 14-го века из Святого Текле Хайманота прослеживает Амхару еще дальше, к середине 9-го века нашей эры как места. [ 24 ]
Этногенез
Амхарский язык — южноэфио -семитский язык, наряду с гуражским , аргоббским и другими. [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] Незадолго до I века нашей эры северная и южная ветви эфио-семитского языка разошлись. [ 27 ] [ 28 ] Из-за социального расслоения того времени кушитские агау переняли южносемитский язык и смешались с семитским населением. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] Таким образом, амхарский язык развивался на кушитском субстрате и семитском суперстрате . [ 33 ] [ 34 ] Протоамхара, или самые северные южные эфио-семитские носители, оставались в постоянном контакте со своими северными эфио-семитскими соседями, о чем свидетельствуют лингвистический анализ и устные традиции. [ 35 ] [ 36 ] Смещение центра тяжести Аксумского королевства на юг в VII веке и последующая интеграция и христианизация протоамхары также привели к высокой распространенности лексики, полученной из геэза, на амхарском языке. [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] Примерно к 9 веку нашей эры в районе Бете Амхара существовала лингвистически обособленная этническая группа под названием амхара . [ 28 ]
Этимология
Происхождение названия Амхара является спорным. Популярная народная этимология связывает это слово с амари («приятный, красивый, милостивый») или мехаре («милосердный»). Другая популярная этимология утверждает, что оно происходит от Ge'ez ዐም ( ʿam , «народ») и ሐራ ( hara , «свободный» или «солдат»). [ 40 ]
История

«Амхара» исторически была средневековой провинцией, расположенной в современной провинции Волло ( Бете Амхара ), территория, которая сейчас известна как регион Амхара, состояла из нескольких провинций, которые имели небольшую автономию или вообще не имели ее, в число этих провинций входили Дембия , Бегемдер , Годжам. , Волло Ласта , Шева , Сперма , Нюхание и Виляние , [ 41 ]
Свидетельства прослеживаемого христианского присутствия аксумитов в Амхаре относятся, по крайней мере, к 9 веку нашей эры, когда монастырь Истифанос был построен на озере Хайк . [ 42 ] Несколько других мест и памятников указывают на наличие подобных аксумских влияний в этом районе, например, статуи Гета-Льва, которые расположены в 10 км к югу от Комбольчи и, как полагают, датируются III веком нашей эры, хотя они могут даже датироваться ранее. до доаксумских времен. [ 43 ] [ 44 ]
В 1998 году древние керамические изделия были найдены вокруг гробниц в Ататии в Южном Волло, в Хабру , который расположен к юго-востоку от Айка , а также к северо-востоку от Анчаро (Чика Берет). Начертанные на керамике украшения и символы свидетельствуют о распространении аксумской цивилизации на юг Ангота. [ 45 ]
По словам Карла Бутцера , «к 800 году Аксум почти прекратил свое существование, и его демографических ресурсов было едва достаточно, чтобы помешать скотоводам-данникам приграничных маршей грабить беззащитную сельскую местность». Вместе с некоторыми простыми людьми элита аксумцев покинула Аксум в пользу центральной Эфиопии. [ 46 ] Христианские семьи постепенно мигрировали на юг, в Амхару и северную Шву. Перемещение населения из старых провинций на севере в более плодородные районы на юге, по-видимому, было связано со сдвигом королевства на юг. [ 47 ]
Считается, что христианизация Амхары началась где-то в аксумский период. Политическое значение Амхары еще больше возросло после падения Аксума , ознаменовавшего перенос политического центра христианского эфиопского государства из Аксума на севере в Ласте регион Загве в дальше вглубь страны. [ 48 ] [ 49 ]
Дворяне Амхары поддержали династии Загве принца Лалибелу в его борьбе за власть против своих братьев, что привело его к созданию амхарского Лессана Негус (буквально «язык короля»), а также к заполнению дворян Амхары на высших позициях своего королевства. [ 50 ] [ 51 ]
Соломонова династия

Йекуно Амлак , принц из Бете Амхары (буквально: Дом Амхары), заявлял о своем происхождении от Соломона , [ 52 ] и основал династию Соломоновых Островов в 1270 году нашей эры. [ 53 ] Правление Екуно было узаконено Эфиопской церковью после того, как он победил последнего правителя династии Загве в битве при Ансате . [ 54 ] Ранних правителей Соломоновой династии, возможно, называли «царями Амхары » из-за происхождения их основателя Екуно Амлака , и поэтому их последователей называли «Амхара» и они принесли с собой это новое имя, когда они завоевал новые земли. Характеризуется христианской феодальной культурой и принятием амхарского языка , который стал лингва-франка . Это население довольно небольшой провинции стало доминирующей группой в империи. [ 55 ]

Примерно в это же время средневековые арабские историки заявляют, что христианская Эфиопия находилась под суверенитетом «Господина Амхары», что подтверждает, что новая династия Соломоновых Островов кажется потомком Бете Амхара в глазах современников . Египетский историк аль-Муфаддал ибн Аби аль-Фадаил в 704 году хиджры (1304-1305 гг. н.э.) назвал императора Абиссинии аль -Малик аль-Амхари или «королем Амхары». [ 56 ] В 1436 году Ибн Тагрибирди написал отрывок о смерти императора Йешака , назвав его владыкой Амхары: «Хатсе, абиссинский царь, неверный и повелитель амхары в Абиссинии умер (в этом году). Его поместья были значительно расширился после войн, которые он вел и вел против султана Саад ад-Дина , правителя Джабарты». [ 56 ]
Культурные контакты и взаимодействие между амхарой и коренным народом агау ускорились после 14 века. По мере того как агау перенимали амхарский язык и обращались в православие , они все больше поддавались амхарской аккультурации. Другой Южносемитские носители языка, такие как Гафат и Аргобба в Шве, также начали перенимать амхарский язык и ассимилироваться в обществе амхара. К концу 16 века население Годжама , Ласты и Бегемдера почти полностью состояло из христиан, говорящих на амхарском языке. [ 57 ]
Несмотря на все работы по Эфиопии, подчеркивающие политическое доминирование народа амхара в истории Эфиопской христианской империи. Как в христианских, так и в мусульманских письменных традициях до XIX века, а также в эфиопских хрониках XIV-XVIII веков термин «Амхара» представляет собой регион, а не этноним. В Эфиопии до 17 века Амхару описывали как центр Империи и колыбель монархии. Средневековые европейские карты предполагают, что в Эфиопской империи Амхара занимала более высокое положение как «королевство» среди провинций. Итальянский ( венецианский ) картограф Фра Мауро отмечает Реньо Хамару или «Царство Амхара» в своем знаменитом «Маппомондо » в 1460 году. Важная информация об Амхаре содержится в Historia Aethiopica Хиоба Лудольфа , данные которого пришли от самого Аббы Горгориоса . уроженец Амхары. На карте Historia Aethiopica Амхара расположена между рекой Абай на западе, рекой Башило на севере, впадиной Афар на востоке и рекой Афар на востоке. Река Аваш на юге. Провинция состояла из большей части Волло и северной Шевы и охватывала район озера Хайк и знаменитый монастырь Истифанос . [ 57 ]

Монархи Амхары постоянно перемещались из региона в регион, отдавая особое предпочтение южным регионам Ифат , Шева и Даваро, вплоть до политических потрясений 16 века, после которых провинция Бегемдер стала домом для города Гондэр , королевской столицы Эфиопское государство с 1630-х годов до середины 19 века. На более широкой территории населения, говорящего на амхарском языке, некоторые регионы превратились в автономные политические центры. На юге, за озером Тана, в провинции Годжам возникла династия правителей, которая стала могущественным королевством в составе Эфиопской империи . Район Менц в Шеве стал центром развития политической династии, кульминацией которой стали король Сахле Селассие , император Менелик II и император Хайле Селассие . [ 58 ]
Благодаря своему контролю над политическим центром эфиопского общества, а также посредством ассимиляции, завоеваний и смешанных браков, амхара распространили свой язык и многие обычаи далеко за пределы своей основной родины в Бете-Амхаре . Это расширение послужило связующей силой, связывающей воедино разрозненные элементы более крупного эфиопского государства. Эта сплоченность оказалась решающей для эфиопского государства, когда оно участвовало в процессе современного национального строительства в XIX веке, тем самым сохранив свою независимость от потенциальных угроз со стороны европейских колониальных держав. Кроме того, он способствовал различным инициативам по модернизации, включая отмену работорговли, внедрение новых систем связи и транспорта, открытие школ и больниц, а также создание современных государственных учреждений. [ 58 ]
Социальная стратификация

Внутри традиционного амхарского общества и других местных афро-азиатскоязычных народов существовало четыре основных слоя. По словам Дональда Левина, они состояли из кланов высокого ранга, кланов низкого ранга, кастовых групп (ремесленников) и рабов. [ 59 ] [ 60 ] Рабы или, скорее, слуги находились в самом низу иерархии и в основном происходили из языческих нилотских народов Шанкелла и Оромо . [ 61 ]
Также известные как барья (что на амхарском языке означает «раб»), они были захвачены во время набегов рабов на юге Эфиопии. Военнопленные были еще одним источником рабов, но восприятие, обращение и обязанности этих пленников заметно отличались. [ 62 ] По словам Левина, широко распространенное рабство в Великой Эфиопии формально прекратилось в 1930-х годах, но бывшие рабы, их потомки и фактические рабы продолжали занимать аналогичные позиции в социальной иерархии. [ 63 ]
Отдельная кастовая система Амхары для людей, стоящих выше рабов, была основана на следующих концепциях: (1) эндогамия, (2) иерархический статус, (3) ограничения комменсалитета, (4) концепции загрязнения, (5) традиционное занятие и ( 6) наследственная кастовая принадлежность. [ 59 ] [ 64 ] Ученые признают, что среди амхарцев и других афроазиатскоязычных эфиопских этнических групп существовало жесткое, эндогамное и профессионально закрытое социальное расслоение. Некоторые называют ее экономически закрытой, эндогамной классовой системой с профессиональными меньшинствами. [ 65 ] [ 66 ] тогда как другие, такие как Дэвид Тодд, утверждают, что эту систему можно однозначно назвать кастовой. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Язык
Амхара говорят на амхарском языке (« Амаринья », « Амаринья ») как на своем родном языке . Носители языка составляют 29,3% населения Эфиопии. [ 70 ] Он принадлежит к семитской ветви афро-азиатской языковой семьи и является крупнейшим представителем эфиопской семитской группы. [ 71 ] По состоянию на 2018 год на нем говорили более 57 миллионов человек по всему миру (32 345 260 носителей языка плюс 25 100 000 носителей второго языка). [ 14 ] что делает его наиболее распространенным языком в Эфиопии с точки зрения носителей первого и второго языка, а также вторым по распространенности семитским языком после арабского .
Большинство эфиопских еврейских общин в Эфиопии и Израиле говорят на амхарском языке. [ 72 ] Многие последователи движения Растафари изучают амхарский как второй язык, поскольку считают его священным языком. [ 73 ]
Амхарский язык является рабочим языком федеральных органов власти Эфиопии и одним из пяти официальных языков Эфиопии. Некоторое время он также был единственным языком обучения в начальной школе, но во многих регионах его заменили региональные языки, такие как оромо и тигринья . Тем не менее, амхарский язык по-прежнему широко используется в качестве рабочего языка в регионах Амхара , Бенишангул-Гумуз , Гамбела и регионах южных наций, национальностей и народов . [ 74 ] Амхарский язык транскрибируется с использованием письменности ( фидал ), которая немного модифицирована из эфиопского или геэзского письма , абугида .
Религия

На протяжении веков преобладающей религией Амхары было христианство , при этом Эфиопская православная церковь Тевахедо играла центральную роль в культуре страны . По переписи 2007 года, 82,5% населения региона Амхара составляли эфиопские православные; 17,2% из них были мусульманами , 0,2% из них были протестантами (см. Пентай ) и 0,5% из них были евреями (см. Бета-Исраэль ). [ 75 ]
Эфиопская Православная Церковь поддерживает тесные связи с Коптской Православной Церковью Александрии . Пасха и Крещение — самые важные праздники, отмеченные службами, застольями и танцами. В течение года также много праздников, когда можно есть только овощи или рыбу.
Браки часто заключаются по договоренности : мужчины вступают в брак в возрасте от 20 до 20 лет. [ 76 ] Традиционно девушек выдавали замуж в 14 лет, но в 20 веке минимальный возраст был повышен до 18 лет, и это было навязано имперским правительством. После венчания в церкви развод не одобряется. [ 76 ] После свадьбы каждая семья устраивает отдельный свадебный пир.
После родов священник посетит семью, чтобы благословить младенца. Мать и ребенок остаются в доме в течение 40 дней после рождения для физических и эмоциональных сил. Младенца поведут в церковь на крещение в 40 дней (мальчиков) или 80 дней (девочек). [ 77 ]
Культура

Литература
Сохранившиеся литературные произведения на амхарском языке относятся к XIV веку, когда были сочинены песни и стихи. [ 78 ] В 17 веке амхарский язык стал первым африканским языком, переведенным на латынь. [ 79 ] когда эфиопский священник и лексикограф Абба Горгориос (1595–1658) в 1652 году нашей эры совершил европейское путешествие в Тюрингию в Германии . Горгориос вместе со своим коллегой и другом Хиобом Людольфом были соавторами самой ранней книги по грамматике амхарского языка, амхарско-латинского словаря, а также внесли свой вклад в книгу Людольфа «История Эфиопии». [ 80 ] [ 81 ]
Однако современная литература на амхарском языке зародилась на два столетия позже, чем в Европе, с амхарского художественного романа Ləbb Wälläd Tarik , опубликованного в Риме в 1908 году и широко считающегося первым романом на амхарском языке Афаварка Габра Иясуса . [ 82 ] — пионер Текле Мариям африканского и эфиопского театра, написавший «Фабулу: Явреоч комедия» , первую в Африке пьесу по сценарию. [ 83 ] С тех пор было опубликовано бесчисленное количество литературы на амхарском языке, и многие современные писатели на амхарском языке переводят свои произведения на английский язык по коммерческим причинам. [ 84 ]
-
Абба Горгорьос (1595-1658)
-
Афеварк Габра Иясус (1868-1947)
-
Херуй Вольде Селассие (1878-1938)
-
Текле Хавариат Текле Мариам (1884–1977)
-
Кебеде Майкл (1916–1998)
-
Гетачев Хайле (1931–2021)
-
Цегайе Габре-Медин (1936–2006)
-
Асфа-Воссен Ассерате (1948 – настоящее время)
Музыка
Вплоть до середины 20 века амхарская музыка состояла в основном из религиозных и светских народных песен и танцев. [ 85 ] Канят Амхара. В сельской местности развивается светская народная музыка [ 86 ] посредством использования традиционных инструментов, таких как масенко , однострунная смычковая лютня ; крар ; шестиструнная лира , и флейта- васинт , на которой играют местные деревенские музыканты Азмарис , [ 87 ] и крестьянство танцует эскисту ; самый известный амхарский народный танец. [ 88 ] Бегена ; , большая десятиструнная лира — важный инструмент, посвященный исключительно духовной части музыки Амхары. [ 89 ] Другие инструменты включают духовой инструмент Мелекет , а также барабаны Кеберо и Негарит .
Начиная с 1950-х годов иностранное влияние, то есть эфиопы, получившие образование за границей , и доступность большего количества новых инструментов привели к появлению новых жанров амхарской музыки и положили начало Золотому веку эфиопской музыки 1960-х и 1970-х годов . [ 90 ] [ 91 ] Популярный жанр эфио-джаза, впервые разработанный Мулату Астатке, был создан на основе Тизита Каньята Амхары в сочетании с использованием западных инструментов. [ 92 ] Легенда саксофона Гетачев Мекурья превратил боевой клич Амхары Шеллела в жанр в 1950-х годах, а затем присоединился к этио-джазовой сцене позже в своей карьере. [ 93 ] [ 94 ] Другие амхарские артисты Золотого века , такие как Аснакетч Ворку , Бахру Кегне, Касса Тессема и Мэри Армеде, были известны своим мастерством игры на традиционных инструментах.
Политические беспорядки во время режима Дерга (1974–1991) привели к цензуре музыки; Ночная жизнь остановилась из-за введения правительством комендантского часа и ограничения музыкальных представлений. Известные эфиопские музыканты были заключены в тюрьму, в том числе музыканты амхарского происхождения, такие как Аялев Месфин и Телела Кебеде . [ 95 ] [ 96 ] Возрождение Кене ; Амхарские поэтические песни, в которых используется двусмысленный смысл, известные как сам-энна варк ( воск и золото ), использовались для подрывного диалога и сопротивления государственной цензуре. Тысячи эфиопов, включая музыкантов, мигрировали в этот период, чтобы сформировать общины в разных странах. [ 97 ] [ 98 ]
Амхарские песни сопротивления автократическому режиму НПРДФ, возглавляемому НФОТ (1991–2018 гг.), продолжались; преобладающими темами являются безудержная коррупция, экономический фаворитизм, чрезмерный акцент на этнической идентичности и ее способности подрывать национальное единство. амхарские музыканты; такие как Гетиш Мамо, Нхатти Мэн, Тедди Афро и другие, обратились к старой традиции сам-энна варк и использовали многослойное выражение, чтобы избежать строгой цензуры и репрессивных законов (таких как закон о борьбе с терроризмом), напоминая людям об их сходстве. и важность поддержания солидарности. [ 99 ]
В июне 2022 года Тедди Афро раскритиковал Абия Ахмеда и его режим в новой критической песне (Наэт), написанной после резни в Гимби . В своей песне он пытается выплеснуть подавленный общественный гнев и негодование, нарастающее общественное недовольство хаосом в стране. [ 100 ]
-
Гетачев Мекурья (1935-2016)
-
Период Гессе (1940-2009)
-
Алемайеху Эшете (1941–2021)
-
Мулату Астатке
(1943 – настоящее время) -
Лему Ага
(1950 – настоящее время) -
Астер Аке
(1959 – настоящее время) -
Тедди Афро
(1976 – настоящее время) -
Зериту Кебеде
(1984-настоящее время)
Искусство

Для искусства Амхары характерны религиозные картины. Одной из примечательных особенностей этих изображений являются большие глаза субъектов, которые обычно являются библейскими персонажами. Обычно это холст, масло или кожа, некоторые из которых сохранились со времен средневековья. Искусство Амхары включает тканые изделия, украшенные вышивкой. Работы из золота и серебра существуют в виде филигранных украшений и религиозных эмблем. [ нужна ссылка ]
Родство и брак
Культура Амхара признает родство, но, в отличие от других этнических групп региона Африканского Рога, оно играет меньшую роль. Домашние отношения являются первичными, а основные экономические, политические и культурные функции не основаны на родственных отношениях у амхарцев. Скорее, имеют значение способности человека. Например, утверждает Дональд Левин, влияние духовенства среди амхарцев основывалось на «ритуальной чистоте, доктринальных знаниях, способности творить чудеса и способности обеспечивать моральное руководство». [ 16 ] : 120 Социальные отношения в культуре Амхара преимущественно основаны на иерархических моделях и индивидуалистических ассоциациях. [ 16 ] : 123
Члены семьи и родственники часто участвуют в организации семаньи (брака на восемьдесят уз, также называемого кал кидан ), который является наиболее распространенным и допускает развод. [ 101 ] К другим формам бракосочетания относится курбан , который совершается в церкви, где развод запрещен, и обычно соблюдается среди православных священников. [ 102 ] [ 103 ] Родство по отцовской линии является нормой. [ 102 ] Хотя жена не имела права наследования, в случае, если ребенок был зачат во время временного дамоза , ребенок мог претендовать на часть имущества отца. [ 103 ] [ 104 ]
Кухня
Кухня амхара состоит из различных овощных или острых мясных гарниров и первых блюд, обычно вата, или густого тушеного мяса, подаваемого на инджере , большой лепешке на закваске из теффовой муки в форме блинов, обычно диаметром от 30 до 45 см. При употреблении традиционных блюд инджера в группах их обычно едят из мезоба ( общей корзины с едой), при этом каждый человек отламывает кусочки лепешки инджера только правой рукой с ближайшей к ним стороны и обмакивает их в рагу в центре. корзина. Существует также большое разнообразие вегетарианских рагу, таких как чечевица, молотый горох, зерновые, в сопровождении инжеры и/или хлеба. [ 105 ] [ 106 ]
Амхары, придерживающиеся какой-либо из авраамических религий, не едят свинину и моллюски любого вида по религиозным соображениям. Православные христиане Амхары не употребляют мясо и молочные продукты (например, яйца, масло, молоко и сыр) во время определенных периодов поста, а также каждую среду и пятницу, за исключением 50 дней между Пасхой и Пятидесятницей . Во все остальные дни разрешены мясные и молочные продукты. Во время поста употребляются разнообразные веганские блюда. [ 105 ] [ 106 ]
Эфиопия является экспортером буны (кофе), но также имеет очень большую внутреннюю потребительскую базу. Во время общественных собраний амхары пьют буну уникальным и традиционным способом, известным как кофейная церемония . Сначала кофе обжаривают, затем измельчают и помещают в джебену (кофейник) с кипящей водой. Когда он будет готов, его подают людям в маленьких чашках, до трех раз за церемонию. [ 105 ] [ 106 ]
Церемония обычно проводится домохозяйкой или хозяйкой дома и считается честью. Женщины Амхары по этому случаю наряжаются в кемис , традиционную одежду. Другими напитками местного производства являются телла (пиво) и тедж (медовое вино), которые подают и пьют на крупных религиозных праздниках, Днях святых и свадьбах. [ 105 ] [ 106 ]
-
Доро Вот
Тушеное блюдо, подаваемое с говядиной, бараниной, курицей, яйцами и разнообразными овощами, поверх лепешки Инджера. -
Заботанный
Пикантное блюдо из сырой говядины, приправленное различными специями. -
Тибс
Жареная говядина с помидорами, луком и зеленым перцем. Существует несколько вариаций блюд Тибс. -
полный
Фасоль с разнообразными овощами, сыром фета и хлебом, приправленная специями бербер и оливковым маслом. -
Египетский Вот
Мисир Вот — это тушеная чечевица, которую подают с различными овощами, существует несколько вариаций. В этом примере подаются картофель, свекла, яблоко, салат, перец и рис поверх инджеры. Популярное веганское блюдо. -
Тедж
Медовое вино. -
К этому
Кофейная культура и гостеприимство Амхара. Молодая женщина в традиционной одежде подает кофе.
Природа этнической принадлежности амхара
![]() | Этот раздел необходимо обновить . Причина такова: рост этнического национализма амхарцев и, как следствие, рост этнической идентификации. См. «Обсуждение: люди амхара», где обсуждается эта тема. ( ноябрь 2020 г. ) |
Макконен Майкл (2008) [ 107 ] отметил, что некоторые утверждают, что идентичность амхара состоит из представителей нескольких этнических групп, тогда как другие «отвергают эту концепцию и утверждают, что амхара существует как особая этническая группа с четко определенными границами». Далее он отметил, что «хотя люди из горных районов Эфиопии считают себя амхарами, северные шоаны конкретно называют себя амхарами. Вот почему в дискурсе оромо и тигра северные шоаны ассоциируются с деспотическими амхарами». [ 108 ]
По словам Гидеона П.Е. Коэна, написавшего в 2000 году, ведутся споры о том, «можно ли законно считать амхара этнической группой, [...] учитывая их распространение по всей Эфиопии, а также инкорпоративную способность группы, которая привела к включение людей из широкого спектра этнических или языковых групп». [ 109 ] Точно так же Тезера Тазебью отмечает, что «начало 1990-х годов было отмечено дебатами, как популярными, так и научными, о (не)существовании амхара как отдельной этнической группы», приводя в пример дебаты между академиком Месфином Вольдемариамом и президентом переходного правительства. привести Эфиопию Мелеса Зенави в июле 1991 года. В качестве примера можно [ 110 ]
Из-за значительной ассимиляции с культурой северной Амхары после имперской экспансии Эфиопии Зигфрид Паусеванг в 2005 году пришел к выводу, что «термин Амхара относится в современной Эфиопии к двум различным и различным социальным группам. Этническая группа амхара, в основном крестьянское население, отличается от смешанной группы городских жителей разного этнического происхождения, которые приняли амхарский язык в качестве общего языка и идентифицируют себя как эфиопы». [ 111 ]
В статье 2017 года историк Брайан Дж. Йейтс отмечает, что некоторые «учёные и политики пытались обрисовать, что такое амхара, но существуют значительные разногласия относительно природы этой идентичности. Некоторые утверждают, что это культурная идентичность; однако большая часть исследований указывает на то, что это исключительно классовая идентичность, лишенная этнической принадлежности». [ 112 ]
Соломон Гашоу утверждает, что «внутриамхарского этнического самосознания нет, за исключением северных поселенцев на юге Эфиопии». Он отмечает, что большинство людей, говорящих на амхарском языке, идентифицируют себя по месту рождения. Он спрашивает: «Что такое доминирование амхара?», отвечая: «Это языковое и культурное доминирование многоэтнической группы, говорящей на амхарском языке». [ 113 ]
В 1998 году Тегегне Тека писал, что «амхара не обладают тем, что люди обычно называют объективными этническими маркерами: общим происхождением, территорией, религией и общим опытом, за исключением языка. Амхара не претендует на общее происхождение. разделяют одни и те же чувства и не имеют общих интересов, основанных на общем понимании. Поэтому трудно сделать вывод о принадлежности амхара к какой-либо этнической группе. Но это не означает, что не существует идентичности амхара». [ 114 ]
По словам этнографа Дональда Левина, писавшего в 2003 году и цитирующего Кристофера Клэпхэма: «Только в последней четверти 20-го века термин [амхара] стал обычным этническим названием, сравнимым с тем, как оромо стал обобщённым». для охвата народов, которые издавна знали себя прежде всего как Бурана (Борана), Гуги, Мачача и им подобные. Несмотря на это, шаваны, говорящие на амхарском языке, по-прежнему чувствуют себя ближе к шаванам, не говорящим на амхарском языке, чем к говорящим на амхарском языке шаванам из отдаленных регионов, таких как Гондар, и есть несколько представителей шаванской знати, которые не имеют генеалогических связей оромо». [ 115 ] По словам Таккеле Таддезе, носители амхарского языка, как правило, представляют собой «надэтническую группу», состоящую из «слитых групп». [ 116 ] Таддезе описывает Амхару следующим образом:
Таким образом, можно сказать, что амхара существует в смысле слитой массы, надэтнически сознательного этнического эфиопа, служащего котлом, в котором должны плавиться все другие этнические группы. Язык, амхарский, служит центром этого процесса плавления, хотя трудно представить себе язык без существования соответствующей отдельной этнической группы, говорящей на нем как на родном языке. Однако амхара не существует в том смысле, что она представляет собой отдельную этническую группу, продвигающую свои собственные интересы и продвигающую философию и идеологию херренволков , как это было представлено элитными политиками. Таким образом, основной принцип тех, кто утверждает существование амхара как отдельной этнической группы, заключается в том, что амхара должна быть смещена с позиции превосходства, и каждая этническая группа должна быть освобождена от господства амхара, чтобы иметь равный статус со всеми остальными. Это ощущение существования Амхары можно рассматривать как миф. [ 116 ]
Этническое сознание в прошлом
В XVII веке абиссинский путешественник Абба Горгорьос в письме своему немецкому другу Хиобу Людольфу сообщает следующее :
Что касается моего происхождения, то, друг мой, не воображай, что оно скромное, ибо я принадлежу к Дому Амхара , уважаемому племени; из него происходят главы эфиопского народа, губернаторы, военачальники, судьи и советники короля Эфиопии, которые назначают и смещают, командуют и управляют от имени короля, его губернаторов и вельмож. " [ 117 ]
28 марта 1898 года, недалеко от озера Рудольф , рассказ из первых рук русского офицера Александра Булатовича , в котором подробно описывается враждебный обмен словами между народом Туркана и войсками Вельде Гиоргиса Абойе , к которому Булатович был прикреплен в качестве советника Раса . .
* Силы Амхары :
Мы от правителя Амхары Менелика.
Племя Туркана :Мы не знаем Амхара-Менелик. Уходите! Уходите!
Рост этнического самосознания и национализма
Зола Могес отмечает появление амхарского национализма и этнического самосознания, зародившееся в начале 1990-х годов, но приобретшее более четкую форму с созданием Национального движения Амхары в 2018 году, а также с ростом этнических ополчений Фано в 2010-х годах. Могес пишет, что «молодое поколение приняло свою «амхарность» ; но большинству простых людей еще предстоит полностью принять ее, не в последнюю очередь из-за отсутствия какой-либо эффективно сформулированной идеологической основы или приоритетов, а также отсутствия каких-либо «индивидуальных» решений. стоящих перед ними задач». [ 119 ]
Амануэль Тесфайе пишет: «В то время как старшее население Амхары по-прежнему ненавидит этническую идентификацию и этнические формы политической организации, предпочитая панэфиопский национализм , у молодежи нет проблем с заявлением о своей амхарской идентичности, выступая за защиту и продвижение прав и интересов своих этнических родственников в рамках многонационального государства и политически организуясь в соответствии с этой конкретной этнической идентичностью». [ 120 ]
Амхарский национализм в 2020-е годы
Амхарский национализм, который когда-то считался табу, взорвался во время Тыграйской войны . Гражданские лица из этнических групп амхара и агеу взяли в руки оружие, чтобы защитить регион от повстанческих группировок НФОТ и вернуть себе спорные земли Велкайт-Тегеде и Рая Азебо , которые были насильственно аннексированы и подвергнуты этническим чисткам в Тыграе НФОТ в 1991 году. ополченцы из Волло , Годжама , Гондера и Шева объединились в одно целое под именем Фано . Недоверие между народом Амхары и Партией процветания Абия Ахмеда усилилось, когда Абий Ахмед принял неожиданное решение отступить из Тыграя 1 июля 2021 года, что привело к тому, что НФОТ, связанные с Силы обороны Тыграя, маршировали по городам в Северном Гондере, Северном Волло и Ваг-Хемре, вызывая массовые изнасилования и разрушения.
Силы национальной обороны Эфиопии еще больше разорвали свои отношения с Амхара Фано, когда они заставили Фано разоружиться после окончания Тыграйской войны, что привело к началу Амхарской войны в апреле 2023 года.
Широкомасштабные нападения и массовые убийства женщин и детей Амхары, совершенные Армией освобождения Оромо (OLA) и связанными с ней националистическими группами оромо в Оромии , в частности Воллегой , за последнее десятилетие вызвали широкое возмущение во всем регионе Амхара. Эта волна насилия привела к тому, что все больше амхарцев обратились к амхарскому национализму в поисках справедливости.
Генетика
Аутосомное происхождение
Исследования показывают, что амхары имеют смесь коренных африканских предков, уникальных и автохтонных для Африканского Рога. [ 121 ] , а также происхождение, происходящее от неафриканской обратной миграции. [ 122 ]
Исследования, сравнивающие оксигенацию крови жителей Амхары с населением близлежащих низин, а также с жителями Анд и Тибета, показали уникальную адаптацию к жизни в условиях большой высоты. [ 123 ] [ 124 ]
Однородительские линии
Гаплогруппа E1b1b была обнаружена у 35,4% среди 48 отобранных в ходе исследования Амхары. [ 125 ] Однако другие исследования обнаружили почти одинаковое представительство E1b1b - примерно 57% как у 25 особей оромо, так и у 34 особей амхара. [ 126 ] Было обнаружено, что вторая по распространенности линия гаплогруппы J существует на уровне 35,4% в 39 отобранных образцах Амхары, из которых 33,3% относятся к типу J1 , а 2,1% относятся к типу J2 . [ 127 ]
Заметное подозрение
А
- Аба Горгориос , [ 128 ] Католический священник
- Абебе Арегаи , премьер-министр
- Абебе Бикила , олимпийский спортсмен, золотой медалист. [ 129 ]
- Абуна Базилиос , первый патриарх Эфиопской православной церкви Тевахедо
- Абун Меркурий
- Абуне Петрос , [ 130 ] патриот
- Абуна Такла Хайманот
- Абуна Феофил , Второй Патриарх Эфиопской Православной Церкви Тевахедо
- Афефорк Гевре Жезус , [ 131 ] Эфиопский писатель
- Афеверк Текле , почетный лауреат, мастер-художник
- Аклилу Хабте-Вольд , премьер-министр
- Але Фелеге Селам , художник
- Alemayehu Eshete - I'm Not Afraid (официальное музыкальное видео)
- Алему Ага , музыкант, певец и мастер Бегены.
- Амануэль Гебремайкл
- Амда Сейон I , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Амха Иясус , правитель Шевы
- Андуалем Арагие , вице-президент и пресс-секретарь базирующейся в Эфиопии организации «Единство за демократию и справедливость»
- Анестасий , правитель Бете-Амхары, Дамота и Шева
- Асфау Воссен , правитель Шевы
- Аснакетч Ворку — эфиопский певец.
- Асрат Волдайес , [ 132 ] Хирург
- Астер Авеке , эфиопская певица
Б
- Баеда Марьям I , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Bafena
- Задира , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Башах Абойе , военачальник
- Бэлай Зелеке , [ 133 ] патриот
- Берханейесус Демерев Сурафиил , эфиопский католический кардинал, глава Эфиопской католической церкви.
Д
- Давит я , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Давид II , [ 130 ] [ 134 ] Император Эфиопской империи
- Псалом III , [ 135 ] Император Эфиопской империи
- Деметр из Амхары , правитель Шевы
И
- Иден Ален , эфиопско-израильская певица, выступила на конкурсе песни «Евровидение».
- Эджигайеху Шибабау , более известный как Джиджи, — эфиопский певец.
- Элени Гебре-Медин , выдающаяся эфиопская экономистка.
- Эмахой Цеге-Марьям Гебру , эфиопская монахиня, известная своей игрой на фортепиано и сочинениями.
- Александр , [ 136 ] Император Эфиопской империи
Ф
Г
- Гебре Ханна , записная книжка, известная в амхарской устной традиции.
- Гебре Тасфа , лорд Семиена XVIII-XIX веков.
- Гедион Зелалем
- Левадевос , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Гелила Бекеле , [ 137 ] [ 138 ] Международная модель
- Гетачев Хайле , [ 139 ] филолог
- Гетачев Мекурья , легендарный эфиопский джазовый саксофонист
ЧАС
- Хаддис Алемайеху , министр иностранных дел и писатель
- Хайле Гебрселассие , всемирно известный легкоатлет.
- Хайле Герима , отмеченный наградами писатель, продюсер и режиссер.
- Хайле Марьям Гебре , лорд Семиена и Велькайта
- Хайле Селассие , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Херуй Вольде Селассие , министр иностранных дел
я
К
- Кебеде Майкл , [ 140 ] Эфиопский писатель
- Кале , город Шева Кидане
л
- Леул Сагад , военачальник и дворяне
- Лия Кебеде , международная супермодель
М
- Маконнен Вольде Микаэль , военный офицер, дипломат, судебный чиновник
- Маконнен Энделькачев , премьер-министр
- Эфиопские угрозы , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Менелик II , [ 141 ] [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Месфин Вольдемариам , писатель, правозащитник и политик, лауреат Сахаровской премии.
- Менен Асфау , императрица Эфиопии, правила со 2 ноября 1930 года по 15 февраля.
- Мулату Астатке , [ 142 ] музыкант, отец эфио-джаза
- Мулукен Мелессе , музыкальный исполнитель
Н
- Наод , [ 130 ] Император Эфиопской империи
- Нагаси Христос , правитель Шевы
- Новый Крест , [ 130 ] [ 143 ] Император Эфиопской империи
- Новая Марьям , [ 144 ] Император Эфиопской империи
П
- Пнина Тамано-Шата , первый министр правительства Израиля происхождения Амахара
С
- Сахле Селассие , негус Швы
- Сара Нуру , фотомодель и предприниматель
- Сарса сбалансированная , [ 145 ] Император Эфиопской империи
- Sebestyanos , Meridazmach of Shewa
- Сейфу Маконнен, двукратный олимпийский боксер.
- Сейфу Микаэль , дипломат, губернатор
- Симегнев Бекеле , главный менеджер проектов ГЭРД
- Сусеньос I , император Эфиопской империи [ 146 ]
Т
- Это верно ,
- Тедди Афро , эфиопский певец
- Текле Хавариат Текле Мариам , пионер эфиопского и африканского театра, также военачальник и политик.
- Текле Хайманот
- Темесген Тируне, генеральный директор Национальной службы разведки и безопасности
- Тессема Надев , регент Эфиопии
- Теодрос II , [ 147 ] Император Эфиопской империи
- The Weeknd — эфиопско-канадский R&B исполнитель.
В
- Вельде Гиоргис Абойе , эфиопский генерал и дворянин.
- Вольде Гиоргис Вольде Йоханнес , министр пера
- Воркне Эшете , хирург и дипломат
- Воссен Сегед , правитель Шевы
- Вубе Хайле Марьям , правитель Семиена и Тыграя
И
- Джейкоб , [ 148 ] Император Эфиопской империи
- Местный Амлак , [ 149 ] : 5 основатель династии Соломоновых Островов
- Yeshaq I , [ 150 ] Император Эфиопской империи
- Йетнеберш Нигусси — известный юрист и борец за права инвалидов из Амхара-Сент, Бете-Амхара (сейчас «Велло»), региональный штат Амхара, Эфиопия.
- Йиднекачев Тессема , 4-й президент CAF
С
См. также
Ссылки
- ^ Перейти обратно: а б Центральное статистическое агентство, Эфиопия. «Таблица 2.2 Процентное распределение основных этнических групп: 2007 г.» (PDF) . Сводный и статистический отчет по результатам переписи населения и жилищного фонда 2007 года . Фонд народонаселения ООН. п. 16. Архивировано из оригинала (PDF) 25 марта 2009 года . Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ «Языки, на которых говорят в американских семьях, 2020 г.» . Бюро переписи населения США.
- ^ Перепись 2021 года в Канаде. «Статистика Канады 2021» . Правительство Канады . Проверено 22 июня 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ стр, 25 (2015) Великобритания. Доступно по адресу: https://www.ethnologue.com/country/GB (дата обращения: 30 ноября 2016 г.).
- ^ Австралийское статистическое бюро, 2014 г., Статистика народа Австралии по данным переписи 2011 г., Cat. нет. 2901.0, ABS, 30 ноября 2016 г., https://www.border.gov.au/ReportsandPublications/Documents/research/people-australia-2013-statistics.pdf. Архивировано 17 апреля 2017 г. в Wayback Machine .
- ^ «Язык по полу по провинциям и муниципалитетам, 1990–2017 гг.» . Архивировано из оригинала 26 июня 2018 года . Проверено 24 января 2019 г.
- ^ «Все эфиопские евреи должны быть возвращены домой в Израиль» . «Джерузалем Пост» . 18 ноября 2021 г. Проверено 30 мая 2022 г.
- ^ Джойрман, Сандра Ф. (1997). Институциональные изменения на Африканском Роге: распределение прав собственности и последствия для развития . Универсал-Издательство. п. 1. ISBN 1-58112-000-1 .
Африканский Рог охватывает страны Эфиопии, Эритреи, Джибути и Сомали. Эти страны имеют схожие народы, языки и географические особенности.
- ^ После латинизации BGN/PCGN , используемой для амхарских географических названий в британском и американском английском.
- ^ Зегейе, Абебе (15 октября 1994 г.). Эфиопия в переменах Британская академическая пресса. п. 13. ISBN 978-1-85043-644-7 .
- ^ Бюро переписи населения США, 2009–2013 гг., Подробные сведения о языках, на которых говорят дома, и способности говорить по-английски среди населения в возрасте 5 лет и старше: 2009–2013 гг., USCB, 30 ноября 2016 г., https://www.census.gov/data/tables/2013/demo/2009-2013-lang-tables.html
- ^ Олсон, Джеймс (1996). Народы Африки . Издательская группа Гринвуд. п. 27. ISBN 978-0-313-27918-8 .
- ^ Шабан, Абдурахман. «Один к пяти: Эфиопия получает четыре новых федеральных рабочих языка» . Новости Африки. Архивировано из оригинала 15 декабря 2020 года . Проверено 12 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Амхарский» .
- ^ Прунье, Жерар; Фике, Элои (2015). Понимание современной Эфиопии Лондон: Херст и компания. п. 39. ОСЛК 810950153 .
- ^ Перейти обратно: а б с Левин, Дональд Н. (2000). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-47561-5 . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ Марвин Лайонел Бендер (1976). Язык в Эфиопии . Издательство Оксфордского университета. п. 26. ISBN 978-0-19-436102-6 .
- ^ Хенце, Пол Б. (1985). Повстанцы и сепаратисты в Эфиопии: региональное сопротивление марксистскому режиму . Рэнд. п. 8. ISBN 978-0-8330-0696-7 .
- ^ Гойтом, М. (2017) «Нетрадиционные канадцы»: Молодежь и принадлежность второго поколения «хабеша» в Торонто, Канада. Глобальное социальное обеспечение 4 (4), 179–190.
- ^ Гейт, Генри Луи; Аппиа, Энтони (2005). Africana - энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Издательство Оксфордского университета. п. 187. ИСБН 978-0-19-517055-9 .
- ^ Левин, Дональд (1965). Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре . п. 2.
- ^ СУЛТАНАТ ШИИТОВ В 13 ВЕКАХ, стр. 10, Энрико Черулли., 1941 г.
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 81
- ^ Жизнь Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и чудеса Таклы Хайманот в версии Дабра Либанос и Книга богатств королей. Перевод Э.А. Уоллиса Баджа. Лондон 1906 год.
- ^ Мейер, Ронни (2011). «Амхарский» . Венингер, Стефан (ред.). Семитские языки: Международный справочник . Уолтер Де Грюйтер. стр. 1178–1212. ISBN 978-3-11-025158-6 .
- ^ Эдзард, Лутц (2019). «Амхарский». В Джоне Хюнергарде; Наама Пат-Эл (ред.). Семитские языки . Лондон: Рутледж. стр. 202–226.
- ^ Перейти обратно: а б Хецрон, Роберт (1972). Эфиопский семитский язык: исследования по классификации . Издательство Манчестерского университета. п. 36. ISBN 978-0-7190-1123-8 .
- ^ Перейти обратно: а б Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1975). Кембриджская история Африки: с ок. 500 г. до н. э. — 1050 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. п. 126. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
- ^ Хецрон, Роберт (1972). Эфиопский семитский язык: исследования по классификации . Издательство Манчестерского университета. стр. 36, 87–88. ISBN 978-0-7190-1123-8 .
- ^ Эпплярд, Дэвид. «Амхарский язык: история и диалектология амхарского языка». Энциклопедия «Этопика» . Том. 1. п. 235.
- ^ Баттс, Аарон Майкл (2015). Контакт семитских языков . Лейден, Бостон: Брилл. стр. 18–21. ISBN 978-90-04-30015-6 . OCLC 1083204409 .
- ^ «Амхара | Определение, история и культура | Британика» . www.britanica.com . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ Хецрон, Роберт (1972). Эфиопский семитский язык: исследования по классификации . Издательство Манчестерского университета. п. 88. ИСБН 978-0-7190-1123-8 .
- ^ Демеке, Гирма (2014). Происхождение амхарского языка . Пресса Красного моря. стр. 45–52. ISBN 978-1-56902-379-2 . OCLC 824502290 .
- ^ Прунье, Жерар; Фике, Элои, ред. (2015). Понимание современной Эфиопии: монархия, революция и наследие Мелеса Зенави . Лондон: К. Херст и компания. п. 19. ISBN 978-1-84904-261-1 .
- ^ Хецрон, Роберт (1972). Эфиопский семитский язык: исследования по классификации . Издательство Манчестерского университета. п. 124. ИСБН 978-0-7190-1123-8 .
- ^ Демеке, Гирма (2014). Происхождение амхарского языка . Пресса Красного моря. стр. 15, 133–138. ISBN 978-1-56902-379-2 . OCLC 824502290 .
- ^ Баттс, Аарон Майкл (2015). Контакт семитских языков . Лейден, Бостон: Брилл. п. 22. ISBN 978-90-04-30015-6 . OCLC 1083204409 .
- ^ Тамрат, Таддессе (1972). Церковь и государство в Эфиопии, 1270–1271 гг. Кларендон Пресс. стр. 100-1 34–38. ISBN 978-0-19-821671-1 .
- ^ Улиг, Зигберт, изд. «Амхара» в Энциклопедии Эфиопии , стр. 230. Издательство Harrassowitz (Висбаден), 2003.
- ^ Э.А. Уоллис Бадж (2014). История Эфиопии: Том I (Возрождение Рутледжа): Нубия и Абиссиния . Рутледж. стр. 123–124. ISBN 978-1-317-64915-1 .
- ^ Таддесс Тамрат, Церковь и государство в Эфиопии (Оксфорд: Clarendon Press, 1972), стр. 36.
- ^ Энфри, Фрэнсис (январь 2011 г.). «Лев Комболчи и Аксумский леопард: палеохристианские пещерные кошачьи?» . Анналы Эфиопии . 26 : 274.
- ^ Бриггс, П. и Уайлдман, К. (2014). Эфиопия. Чалфонт-Сент-Питер: Путеводители Брэдта, стр.357.
- ^ Асфау, Аклилу (2000). «Краткая история Аргоббы » Анналы Эфиопии . 16 : 173–183. doi : 10.3406/ethio.2000.973 – через Персию.
- ^ Батцер, Карл В. (1981). «Взлет и падение Аксума, Эфиопия: геоархеологическая интерпретация». Американская древность . 46 (3): 471–495. дои : 10.2307/280596 . ISSN 0002-7316 . JSTOR 280596 . S2CID 162374800 .
- ^ Фадж, JD; Оливер, Роланд Энтони (1975). Кембриджская история Африки: с ок. 500 г. до н. э. — 1050 г. н. э . Издательство Кембриджского университета. п. 101. ИСБН 978-0-521-20981-6 .
- ^ Демеке, Гирма А. (2014). Происхождение амхарского языка . Пресса Красного моря. п. 53. ИСБН 978-1-56902-379-2 . OCLC 824502290 .
- ^ «Амхара» у Зигберта Улига, Энциклопедия Aethiopica: AC (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2003), стр. 168.
- ^ Мохаммад Хасан, Оромо Эфиопии, стр.
- ^ Демеке, Гирма А. (2014). Происхождение амхарского языка . Пресса Красного моря. п. 53. ИСБН 978-1-56902-379-2 . OCLC 824502290 .
- ^ Панкхерст, Ричард (1986). «Бойся Бога, почитай короля: использование библейских аллюзий в эфиопской исторической литературе, часть I». Исследования Северо-Восточной Африки . 8 (1): 11–30. JSTOR 43660191 .
- ^ «Династия Загве» Династия Загве | Соломонова династия, Лалибела, Аксумская империя | Британника Британника
- ^ «Эфиопия — династии Загве и Соломоновых островов» .
- ^ «Амхара» у Зигберта Улига, Энциклопедия Aethiopica: AC (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2003), стр. 230.
- ^ Перейти обратно: а б Черулли, Энрико. Ислам: вчера и сегодня в переводе Эмрана Вабера . Институт Востока. п. 315.
- ^ Перейти обратно: а б «Амхара» у Зигберта Улига, Энциклопедия Aethiopica: AC (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2003), стр. 231.
- ^ Перейти обратно: а б «Амхара» у Зигберта Улига, Энциклопедия Aethiopica: AC (Висбаден: Издательство Harrassowitz, 2003), стр. 232.
- ^ Перейти обратно: а б Левин, Дональд Н. (2014). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 56–57. ISBN 978-0-226-22967-6 .
- ^ Хобен, Аллан (1970). «Социальная стратификация в традиционном обществе амхара». В Артуре Тудене и Леонарде Плотникове (ред.). Социальное расслоение в Африке . Нью-Йорк: Свободная пресса. стр. 210–211, 187–221. ISBN 978-0-02-932780-7 .
- ^ Келлер, Эдмонд Дж (1991). Революционная Эфиопия: от империи к народной республике . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. п. 160. OCLC 1036800537 .
- ^ Абир, Мордехай (1968). Эфиопия: эпоха князей: вызов исламу и воссоединение христианской империи, 1769–1855 гг . Прегер. стр. 57–60. ISBN 978-0-582-64517-2 .
Существовало четкое различие между «красными» и «черными» рабами, хамитами и неграми соответственно; Шанкалла . (негроиды) были намного дешевле, поскольку предназначались в основном для тяжелой работы по дому и в поле... В то время как в домах маклеров с [красными] рабами в целом обращались хорошо
- ^ Левин, Дональд Н. (2014). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. стр. 56, 175. ISBN. 978-0-226-22967-6 .
- ^ Эйке Хаберланд (1979), «Особые касты в Эфиопии», в материалах Пятой международной конференции по эфиопским исследованиям , редактор: Роберт Хесс, University of Illinois Press, OCLC 7277897 , стр. 129–132 (см. также стр. 134–135, 145–147);
Амнон Орент (1979), «От мотыги до плуга», в материалах Пятой международной конференции по эфиопским исследованиям , редактор: Роберт Хесс, University of Illinois Press, ОСЛК 7277897 , с. 188, Цитата: « Мано , которые являются гончарами и мастерами по коже и считаются «нечистыми» в обычном северном или амхарском понимании кастовых различий; и Манджо , традиционные охотники и пожиратели «нечистой» пищи – бегемотов, обезьян и крокодилов. ." - ^ Тибебу, Тешале (1995). Создание современной Эфиопии: 1896–1891 гг. Пресса Красного моря. стр. 100-1 67–70. ISBN 978-1-56902-001-2 . , Цитата: «Интересно, что хотя рабы и бывшие рабы могли относительно легко «интегрироваться» в более широкое общество, это было практически невозможно для профессиональных меньшинств («каст») до самого недавнего времени, во многих случаях до этого времени. день."
- ^ Кристофер Р. Холлпайк (2012, Оригинал: 1968), «Статус мастеров среди консо на юго-западе Эфиопии», Африка , Том 38, номер 3, Cambridge University Press, стр. 258, 259–267, Цитата: «Ткачей, как правило, презирают меньше всего, а кожевников чаще всего презирают. Говорят, что во многих случаях такие группы имеют иную, более негроидную внешность, чем их начальство. Бывают случаи, когда эти группы имеют религиозную основу, как, например, мусульмане и фалаши в районах Амхары. Мы часто обнаруживаем, что презираемым классам запрещено владеть землей или иметь какое-либо отношение к сельскохозяйственной деятельности или скотоводству. браки с начальством, кажется, им также вообще запрещены».
- ^ Тодд, Дэвид М. (1977). «Каста в Африке?». Африка . 47 (4). Издательство Кембриджского университета: 398–412. дои : 10.2307/1158345 . JSTOR 1158345 . S2CID 144428371 .
Дэйв Тодд (1978), «Происхождение изгоев в Эфиопии: размышления об эволюционной теории», Abbay , Том 9, стр. 145–158. - ^ Левин, Дональд Н. (2014). Великая Эфиопия: эволюция многоэтнического общества . Издательство Чикагского университета. п. 56. ИСБН 978-0-226-22967-6 . , Цитата: «Как заметил Герберт Льюис, если термин «каста» можно использовать для обозначения любой социальной формации за пределами индийского контекста, то его можно соответствующим образом применить и к тем эфиопским группам, которые иначе известны как «затопленные классы», «группы изгоев» и «группы изгоев». «изгои» в любом случае в Индии.";
Льюис, Герберт С. (2006). «Исторические проблемы Эфиопии и Африканского Рога». Анналы Нью-Йоркской академии наук . 96 (2). Уайли-Блэквелл: 504–511. дои : 10.1111/j.1749-6632.1962.tb50145.x . S2CID 83677517 . , Цитата (с. 509): "Практически в каждой кушитской группе существуют эндогамные касты, основанные на профессиональной специализации (такие кастовые группы встречаются в некоторой степени и среди эфиопских семитов)". - ^ Финнеран, Найл (2007). Археология Эфиопии . Лондон: Рутледж. стр. 14–15. ISBN 978-1-136-75552-1 . , Цитата: «До недавнего времени Эфиопия была жестким феодальным обществом с четко выраженными представлениями о классах и кастах».
- ^ Центральное статистическое агентство. 2010. Отчет переписи населения и жилищного фонда 2007 года, Национальный отчет. [ОНЛАЙН] Доступно по адресу: http://catalog.ihsn.org/index.php/catalog/3583/download/50086 . [По состоянию на 13 декабря 2016 г.].
- ^ «Амхарский язык» . Этнолог. 19 февраля 1999 г.
- ^ Теферра, Лев (2018). «Гебраизированный амхарский язык в Израиле» В Гарри, Бенджамин; Бунин Бенор, Сара (ред.). Языки в еврейских общинах в прошлом и настоящем . Берлин: Вальтер Де Грюйтер. стр. 100-1 489–519. ISBN 978-1-5015-1298-8 .
- ^ Интервью Бернарда Коллинза (Абиссинцы). Архивировано 1 февраля 2014 года в Wayback Machine . Опубликовано 4 ноября 2011 г. автором Jah Rebel. Проверено 4 мая 2013 г.
- ^ Дэнвер, Стивен Лоуренс. Коренные народы мира. 1-е изд. Армонк, Нью-Йорк: Справочник Шарпа, выходные данные ME Sharpe, Inc., 2013. Печать.
- ^ «Государства ФДРЭ: Основная информация – Амхара» . Население. Архивировано из оригинала 24 мая 2011 года . Проверено 26 марта 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Африканский брачный ритуал» . Архивировано из оригинала 7 мая 2017 года . Проверено 9 февраля 2011 г.
- ^ Мир и его народы: Африка, Север и Восток, Часть 2, Том 23 . Грейстоун Пресс. 1967. с. 300 . Проверено 17 февраля 2017 г. .
- ^ «Амхарский язык» . 7 марта 2024 г.
- ^ Людольф, Хиоб. 1682. Новая история Эфиопии. Являясь полным и точным описанием Абиссинского королевства, вульгарно, хотя и ошибочно называемого Империей пресвитера Иоанна. Перевод JP Gent. Лондон: Книготорговцы Сэмюэля Смита.
- ^ Улиг, Зигберт. 2005. «Горгорёс». В Энциклопедии Aethiopica: D-Ha: Vol. 2, под редакцией Зигберта Улига, 855–856. Висбаден: Харрасовиц.
- ^ Стаммерйоханн, Харро (2 июня 2009 г.). Lexicon Grammaticorum: биобиблиографический справочник по истории языкознания . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-3-484-97112-7 .
- ^ Адмассу, Йонас. 2003. «Афхаварк Габра Иясус. В Энциклопедии Эфиопии: AC: Vol. 1, под редакцией Зигберта Улига, 122–124. Висбаден: Издательство Harrassowitz.
- ^ Пластоу, Джейн (2010). «Первая африканская пьеса: Fabula Yawreoch Commedia и ее влияние на развитие эфиопского театра». Истории африканского театра 1850-1950 гг . Бойделл и Брюэр. стр. 138–150. ISBN 9781846159176 .
- ^ Арегахень, Ассефа (май 1981 г.). Происхождение и развитие амхарской литературы (Диссертация). Университет Аддис-Абебы.
- ^ Шелемай, стр. 355–356.
- ^ Вайссер, Стефани; Фальчето, Фрэнсис (2013). «Исследование qәñәt в светской музыке Амхары: акустическое и историческое исследование» . Анналы Эфиопии . 28 (1): 299–322. дои : 10.3406/ethio.2013.1539 .
- ^ Кебеде, Ашенафи (январь 1975 г.). «Азмари, поэт-музыкант Эфиопии» Музыкальный ежеквартальный журнал . 61 (1): 47–57. дои : 10.1093/mq/lxi.1.47 .
- ^ Улиг, Зигберт (2017). Эфиопия: история, культура и проблемы . Мюнстер, Ист-Лансинг: Издательство Мичиганского государственного университета. п. 207. OCLC 978295392 .
- ^ «Свободный ФНРС Брюссельский университет». CiteSeerX 10.1.1.569.2160 .
- ^ «Кей Кауфман Шелемай-Эфиопия: Империя и революция» . www.afropop.org . Архивировано из оригинала 14 февраля 2007 года . Проверено 11 января 2022 г.
- ^ «Самуэль Йирга открывает золотой век эфиопской музыки» . NPR.org .
- ^ «Как эфиопский джаз обрел свое уникальное звучание» . 18 июля 2018 г.
- ^ Улиг, Зигберт (2006). Материалы XV Международной конференции эфиопских исследований, Гамбург, 20-25 июля 2003 г. Висбаден: Харрасовиц. п. 185. OCLC 71298502 .
- ^ «Гетатчев Мекурия, снеговик »
- ^ Шелемай, 2022, Пойте и пойте: музыканты-сторожа и создание эфиопско-американской диаспоры
- ^ "Расстановка" .
- ^ Чон, Де; Элизабет, Холли (2011). «Преемственность и перемены: некоторые аспекты эфиопской музыки в Австралии» .
- ^ «Эфиопская музыка | Блестящая Эфиопия» .
- ^ Оньебади, Уче (2019). Музыка и послания на африканской политической арене . Херши, Пенсильвания: IGI Global. стр. 12–17. OCLC 1080436962 .
- ^ «Тедди Афро раскритиковал правительство новым критическим синглом» . 23 июня 2022 г.
- ^ В.А.Шак (1974). Этнографическое обследование Африки . Международный африканский институт. стр. 33–35. ISBN 978-0-85302-040-0 .
- ^ Перейти обратно: а б Британская энциклопедия (2015)
- ^ Перейти обратно: а б Левинсон, Дэвид (1995). Энциклопедия мировых культур: Африка и Ближний Восток . ГК Холл. п. 19. ISBN 978-0-8161-1815-1 . , Цитата: «Временный брак ( дамоз ) обязывает мужа выплачивать зарплату домработнице за заранее установленный период. (...) Контракт, хотя и устный, заключался при свидетелях и поэтому подлежал исполнению по решению суда. Жена не имела права о наследстве, но если дети были зачаты в период действия контракта, они могли претендовать на часть имущества отца в случае его смерти».
- ^ Вайсследер, В. (2008). «Амхарский брак: стабильность развода». Канадский обзор социологии . 11 (1). Уайли-Блэквелл: 67–85. дои : 10.1111/j.1755-618x.1974.tb00004.x .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Эфиопские сокровища-культура» . Сокровища Эфиопии .
- ^ Перейти обратно: а б с д Альбала, Кен (2011). Пищевые культуры Всемирной энциклопедии . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-313-37626-9 .
- ^ Майкл, Макконен (2008). «Кто такая Амхара?». Африканские идентичности . 6 (4): 393–404. дои : 10.1080/14725840802417943 . S2CID 144828563 .
- ^ Майкл, Макконен (1 ноября 2008 г.). «Кто такая Амхара?» . Африканские идентичности . 6 (4): 393–404. дои : 10.1080/14725840802417943 . ISSN 1472-5843 . S2CID 144828563 . Проверено 28 июня 2021 г.
- ^ Коэн, Гидеон П.Е. (2000). «Языковые и этнические границы: восприятие идентичности, выраженное через отношение к использованию языкового образования в Южной Эфиопии». Исследования Северо-Восточной Африки . 7 (3): 189–206. дои : 10.1353/nas.2005.0004 . JSTOR 41931261 . S2CID 144103747 .
- ^ Тазебью, Тезера (2021). «Амхарский национализм: Империя наносит ответный удар». Дела Африки . 120 (479): 297–313. дои : 10.1093/афраф/адаа029 .
- ^ Паузеванг, Зигфрид (2005). «Двуликая идентичность Амхары» . Скриниум . 1 (1): 273–286. дои : 10.1163/18177565-90000138 .
- ^ Йейтс, Брайан Дж. (2017). «Этническая принадлежность как препятствие для понимания истории Эфиопии: аргумент против этнической принадлежности конца девятнадцатого века». История в Африке . 44 : 101–131. дои : 10.1017/hia.2016.13 . S2CID 164336903 .
- ^ Гашоу, Соломон (1993). «Национализм и этнический конфликт в Эфиопии». В книге Янга, Кроуфорд (ред.). Растущая волна культурного плюрализма: национальное государство в страхе? . Мэдисон, Висконсин: Издательство Университета Висконсина. стр. 138–157. ISBN 978-0-299-13884-4 .
- ^ Тека, Тегегне (1998). «Амхарская этническая принадлежность в процессе становления». В Салихе, М. А. Мохамед; Маркакис, Джон (ред.). Этническая принадлежность и государство в Восточной Африке . Уппсала: Нордиска Африканский институт. стр. 116–126. ISBN 978-91-7106-418-9 .
- ^ Левин, Дональд Н. (2003). «Амхара». В фон Улиге, Зигберт (ред.). Эфиопская энциклопедия: AC . стр. 230–232.
- ^ Перейти обратно: а б Таддезе, Снасть (1994). «Существует ли амхара как отдельная этническая группа?» В Маркусе, Гарольд Г. (ред.). Новые тенденции в эфиопских исследованиях: материалы 12-й Международной конференции эфиопских исследований Том. II. Лоуренсвилл, Нью-Джерси: Red Sea Press. стр. 100-1 168–186. ISBN 978-1-56902-015-9 .
- ^ Ричард Панкхерст, Путешественники в Эфиопии, стр.59.
- ^ Булатович, Александр (2000). Эфиопия глазами русских. Страна переходного периода, 1896-1898 гг . Перевод Зельцера, Ричарда. Лоуренсвилл, Нью-Джерси: Red Sea Press. стр. 345–346. ISBN 978-1-56902-116-3 .
- ^ Могес, Золя (1 сентября 2020 г.). «Формирование амхарского национализма для лучшей Эфиопии » Эфиопия Получено 28 ноября.
- ^ Тесфайе, Амануэль (4 мая 2018 г.). «Комментарий: Рождение амхарского национализма: причины, стремления и потенциальные последствия» . Аддис Стандарт . Проверено 25 июня 2021 г.
- ^ Джейсон А. Ходжсон; Конни Дж. Маллиган; Али Аль-Мери; Райан Л. Рааум (12 июня 2014 г.). «Ранняя обратная миграция в Африку на Африканский Рог» . ПЛОС Генетика . 10 (6): e1004393. дои : 10.1371/journal.pgen.1004393 . ПМК 4055572 . ПМИД 24921250 . ; Дополнительный текст S1: Родство компонента эфиосомалинского происхождения doi : 10.1371/journal.pgen.1004393.s017
- ^ Пикрелл, Джозеф К.; Паттерсон, Ник; Лох, По-Ру; Липсон, Марк; Бергер, Бонни; Стоункинг, Марк; Пакендорф, Бриджит; Райх, Дэвид (18 февраля 2014 г.). «Древнее западно-евразийское происхождение в южной и восточной Африке» . Труды Национальной академии наук . 111 (7): 2632–2637. arXiv : 1307.8014 . Бибкод : 2014PNAS..111.2632P . дои : 10.1073/pnas.1313787111 . ISSN 0027-8424 . ПМЦ 3932865 . ПМИД 24550290 .
- ^ Коутс, Карен. «Высоты, к которым мы идем» . Археология . Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ Хан, Разиб. «Как амхарцы дышат по-другому, Разиб Хан» . Откройте для себя журнал . Проверено 28 октября 2023 г.
- ^ Семино О, Сантакьяра-Бенерекетти А.С., Фаласки Ф, Кавалли-Сфорца ЛЛ, Андерхилл, Пенсильвания (январь 2002 г.). «Самые глубокие клады филогении Y-хромосомы человека » Американский журнал генетики человека . 70 (1): 265–8. дои : 10.1086/338306 . ПМЦ 384897 . ПМИД 11719903 .
- ^ Кручиани и др. (2004) [1] Архивировано 22 мая 2006 г. в Wayback Machine. Филогеографический анализ гаплогруппы E3b (E-M215) Y-хромосом показывает множественные миграционные события внутри и из Африки.
- ^ Семино О; Магри С; Бенуцци Дж; и др. (май 2004 г.). «Происхождение, распространение и дифференциация гаплогрупп E и J Y-хромосомы: выводы о неолитизации Европы и более поздних миграционных событиях в Средиземноморье» . Американский журнал генетики человека . 74 (5): 1023–34. дои : 10.1086/386295 . ПМК 1181965 . ПМИД 15069642 .
- ^ Белчер, Лаура (2012). Сэмюэл Джонсон из Абиссинии: эфиопская мысль в творчестве английского автора . п. 114.
- ^ Рамбали, Пол (2007). Босоногий бегун: жизнь чемпиона марафона Абебе Колла . Змеиный хвост.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Толосса, Фикре (апрель 1993 г.). «Вклад Амхары в эфиопскую цивилизацию » обзор Эфиопский Получено 13 декабря.
- ^ Аббай, Алемсегед (1998). Отказ от идентичности или переосмысление идентичности?: Расходящиеся пути националистической борьбы в Эритрее и Тыграе . п. 46.
- ^ Бардер, Брайан (25 мая 1999 г.). «Асрат Волдайес» . Хранитель . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Администратор. «Страховка Зелеке» . Архивировано из оригинала 13 января 2015 года . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ «Лебна Денгель – правительница Эфиопии» . epicworldhistory.blogspot.nl .
- ^ Граса, Джон В. Да (18 июня 1985 г.). Главы государств и правительств . Спрингер. ISBN 978-1-349-07999-5 – через Google Книги.
- ^ Юбер Жюль Дешам, (редактор). Общая история черной Африки, Мадагаскара и ее архипелагов. Том I: От истоков до 1800 г. с. 406 ППУ Париж (1970)
- ^ «Гелила Бекеле - Эфиопия - Интервью с моделью Гелилой Бекеле» . www.amharictube.com . Архивировано из оригинала 7 января 2017 года . Проверено 6 января 2017 г.
- ^ «Интервью с моделью Гелилой Бекеле (ВИДЕО) на амхарском языке - Эфиопияфорумс.com» . 11 ноября 2010 г.
- ^ «Проекты Сенамирмир: Интервью с доктором Гетачевом Хайле» . Проверено 9 февраля 2015 г.
- ^ Фантахун, Арефайне (2015). «Интеллектуальное мировоззрение Кебеде Майкла» .
- ^ Фостер, Мэри ; Рубинштейн, Роберт (1986). Мир и война: межкультурные перспективы . п. 137 .
- ^ Кубик, Герхард (2017). Трансатлантический джаз . п. 64.
- ^ Джеймс Брюс, Путешествие к истоку Нила (издание 1805 г.), том. 3 стр. 93f
- ^ Дж. Спенсер Тримингем, Ислам в Эфиопии (Оксфорд: Джеффри Камберлег для University Press, 1952), стр. 74.
- ^ Гордон, Ховард (2011). Не будь сыном своего отца . п. 128.
- ^ Жития коренных святых: I Acta С. Валатта Петрос, II Miracula С. Зара-Барук, под редакцией Карло Конти Россини и К. Джагера Лувена: Л. Дурбек, 1954, стр. 62.
- ^ Янг, Джон (1997). Крестьянская революция в Эфиопии: Народно-освободительный фронт Тыграй, 1975–1991 гг . п. 44.
- ^ Стюарт, Джон (2006). Африканские государства и правители (3-е изд.). Джефферсон, Северная Каролина, США: McFarland & Company. п. 93. ИСБН 978-0-7864-2562-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Шинн, Дэвид Х ; Офкански, Томас П. (2013). Исторический словарь Эфиопии (2-е изд.). Плимут, Великобритания: Scarecrow Press. ISBN 978-0-8108-7194-6 .
- ^ Кесслер, Дэвид Ф. (1996). Фалаши: Краткая история эфиопских евреев . Лондон: Фрэнк Касс. п. 94. ИСБН 978-0-7146-4646-6 . ОСЛК 33078505 .
Дальнейшее чтение
- Вольф Леслау и Томас Л. Кейн (собрано и отредактировано), читатель амхарской культуры . Висбаден: Харрассовиц 2001. ISBN 3-447-04496-9 .
- Дональд Н. Левин, Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре (Чикаго: University Press, 1972) ISBN 0-226-45763-X
Внешние ссылки

- Лемма, Маркос (доктор медицинских наук). «Кто правил Эфиопией? Миф о «господстве Амары» » . Ethiomedia.com . Архивировано из оригинала 28 марта 2005 года . Проверено 28 февраля 2005 г.
- Народы Африки, культура и история Амхары
См. также
Дальнейшее чтение
- Вольф Леслау и Томас Л. Кейн (собрано и отредактировано), читатель амхарской культуры . Висбаден: Харрассовиц 2001. ISBN 3-447-04496-9 .
- Дональд Н. Левин, Воск и золото: традиции и инновации в эфиопской культуре (Чикаго: University Press, 1972) ISBN 0-226-45763-X
Внешние ссылки

- Лемма, Маркос (доктор медицинских наук). «Кто правил Эфиопией? Миф о «господстве Амары» » . Ethiomedia.com . Архивировано из оригинала 28 марта 2005 года . Проверено 28 февраля 2005 г.
- Народы Африки, культура и история Амхары