Люди Маджанга
Общая численность населения | |
---|---|
11,000 (2007) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Эфиопия | |
Языки | |
Маджанг | |
Религия | |
Христианство , Традиционная религия |
Народ Маджанг , или Маджангир , живет на юго-западе Эфиопии и говорит нило-сахарском языке сурмской на группы. По данным переписи 1998 года, общая численность населения Маджангира составила 15 341 человек, но поскольку они живут разбросанными по холмам в рассредоточенных поселениях (Stauder 1971), их фактическая общая численность, несомненно, намного выше. Они живут вокруг городов Тепи , Метти и разбросаны к юго-западу от Мизан-Тефери и в сторону Гамбелы .
Культура
[ редактировать ]Традиционно они жили небольшими группами, занимаясь сельским хозяйством в течение трех-пяти лет, а затем уходили дальше по мере того, как плодородие почвы уменьшалось (Stauder 1971). Они были активными пчеловодами , собирая мед из ульев, состоящих из полых бревен, расставленных на деревьях. Они занимались охотой, ловлей дичи и ловлей рыбы. Большую часть пропитания они выращивали путем земледелия, а животные составляли лишь небольшую часть их рациона.
Производство продуктов питания изменилось со времен Штаудера. Единственное наиболее очевидное изменение заключается в том, что люди теперь живут в постоянных поселениях. Животноводство традиционно не разводилось, но многие Маджангир начали мелкомасштабное животноводство примерно с 1980 года. Кроме того, они начали сажать фруктовые и кофейные деревья - растения, для получения урожая которых требуется несколько лет.
В Маджангире традиционно существовало очень эгалитарное общество без постоянных политических лидеров (Stauder 1971, 1972). Единственными людьми на официальных должностях были люди в роли «тапада» (финальное имплозийное д), выполнявшие функции ритуальных лидеров. Они были выходцами из клана Миланир, группы, имеющей связи с привилегированными кланами с аналогичными названиями в других сурмических группах (Unseth and Abbink 1998).
В случае серьезных разногласий одна из сторон просто уйдет. Не существовало стандартного механизма социального примирения, который имеется в культурах горной Эфиопии.
Маджангир насчитывает более 70 кланов, клановая принадлежность которых передается по мужской линии. Человек не может жениться на человеке из того же клана ( экзогамия ), а также не должен жениться на человеке из клана своей матери (Stauder 1971, Unseth 1998a).
Маджангир традиционно готовили два вида алкогольного напитка: один из зерна «тааджан» (ср. Телла ) и один из меда «ògòòl» (ср. tej ; Teramoto et al., 2005).
Маджангир традиционно использовали ряд музыкальных инструментов, иногда для сопровождения пения, а иногда и без игры. Их инструменты включают пятиструнную лиру , пианино , барабан, погремушки, панфлейту . Кроме того, они играют на вертикально подвешенной маримбе всего с тремя деревянными брусьями, но это рассматривается как способ скоротать время, особенно при охране полей, а не как музыкальный инструмент.
Их вокальная музыка включает в себя пение как гармонических, так и антифонных партий. Часто это приводит к тому, что две части поют женщины, а две - мужчины.
В их традиционном образе жизни быстро происходят изменения. Примерно с 1971 года многие Маджангир стали христианами (Хокстра, 2003 и Сато, 2002). Кроме того, после окончания гражданской войны в Эфиопии в 1991 году, с последующим изменением карты Эфиопии по этническому принципу, Маджангир почувствовали себя очень маргинализованными в политическом отношении, их территория теперь разделена между тремя калилами или административными регионами (Sato 2000 и 2002). Это разочарование привело к вооруженным столкновениям с правительством (Vaughan 2003:268).
В настоящее время многие посторонние покупают или арендуют землю в районе Маджанга. «Это привело к обнищанию Маджанга и надвигающейся экологической катастрофе , связанной с массовой вырубкой леса Маджанг, части истощающихся тропических лесов на юго-западе Эфиопии». [1]
Язык
[ редактировать ]Язык Маджангир является частью сурмического кластера, однако это наиболее изолированный язык в этом кластере ( Гарольд К. Флеминг, 1983). Языковое исследование показало, что диалектные различия с севера на юг незначительны и не препятствуют серьезному общению.
В языке есть имплозивные согласные (двугубные и ретрофлексные), но отсутствуют отрывные согласные (Бендер, 1983). Есть семь гласных, и продолжительность гласной также различна, например, гупан «наказание» и гопан «дорога». Кроме того, два тона также различают значение как на уровне слова, так и на грамматическом уровне: táŋ (высший тон) «корова», tàŋ (низкий тон) «абсцесс».
Ссылки
[ редактировать ]- ^ с. 49. Фике, Элои и Дереже Фейисса. 2015. Эфиопы в XXI веке: структура и трансформация населения. Понимание современной монархии Эфиопии, революции и наследия Мелеса Зенави. , стр. 15-62. Публикации Херста.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Карта с указанием приблизительного местоположения Маджангира (Этнолог)
- Традиционная история обманщика Маджанга
- Традиционная история Маджанга о происхождении огня
Библиография
[ редактировать ]- Бендер, М. Лайонел, 1983. «Фонология и морфология Маджанга», в книге М. Лайонела Бендера (редактор), « Исследования нило-сахарского языка» , стр. 114–47. Ист-Лансинг, Мичиган: Университет штата Мичиган, Центр африканских исследований.
- Флеминг, Гарольд, 1983. «Сурмические этимологии» в нилотских исследованиях: материалы Международного симпозиума по языкам и истории нилотских народов , Райнер Воссен и Марианна Беххаус-Герст, 524–555. Берлин: Дитрих Раймер.
- Хекстра, Харви. 2003. От «завязанных веревок» к говорящей Библии. Пасадена: Библиотека Уильяма Кэри.
- Йосвиг, Андреас. МНОГО. Язык Маджанг. Высшая школа лингвистики Нидерландов, 2019.
- Йосвиг, Андреас. «Синтаксическая чувствительность и предпочтительная структура предложения в Маджанге». Нило-Сахарский регион: модели и описания (2015): 169-176.
- Сато, Ренья. 1995. «Сезонное распределение рабочей силы и стратегия диверсификации сельскохозяйственной системы Швеции: отчет из Маджангира, юго-западная Эфиопия», Human Geography 47: 541–561.
- Сато, Ренья, 1997а. «Христианизация через деревенизацию: опыт социальных изменений среди Маджангир», Эфиопия в более широкой перспективе: материалы 13-го Международного эфиопского исследования , том 2.
- Сато, Ренья, 1997б. «Формирование исторического сознания среди Маджангиров: предварительный взгляд с анализом повествования об истории Маджангира», Суахили и африканистика .
- Сато, Ренья. 2000. «Эфиопская децентрализация и периферийные народы: спор о региональных границах и срыв определенного проекта развития», Africa Report 30 12-15.
- Сато, Ренья. 2002. «Евангелическое христианство и этническое сознание в Маджангире». Переосмысление социализма в Эфиопии и после него , под редакцией Венди Джеймс , Дональда Л. Донэма, Эйсея Куримото и Аллесандро Триулзи, стр. 185–197. Оксфорд: James Currey Ltd.
- Сато, Ренья. 2003. Динамика расселения вахтовых земледельцев, с особым упором на социальные факторы покидания поселений. В изд. Х. Исихара, « Исследования сельскохозяйственного пространства » ( Noson Kukan no Kenyu) 1, 346–363. Токио: Таймедо. [на японском языке]
- Сато, Ренья. 2007. Динамика существования и воспроизводства Маджангиров. 16-я Международная конференция эфиопских исследований. Тронхейм, Норвегия. черновой документ
- Стаудер, Джек. 1971. Маджангир: экология и общество юго-западного эфиопского народа . Лондон: Издательство Кембриджского университета.
- Стаудер, Джек. 1972. «Анархия и экология: политическое общество среди Маджангиров». Юго-западный журнал антропологии 28.2, стр. 153–168.
- Тасью, Бэйлейгн. «Мифически смоделированная традиция человека и окружающей среды общества Магангир, юго-западная Эфиопия». В «Устных традициях в эфиопских исследованиях» : под редакцией Александра Меккельбурга, Софии Деге-Мюллер и Дирка Бусторфа, 307–26. Висбаден: Harrassowitz Verlag, 2018. http://www.jstor.org/stable/j.ctvcm4fb5.17 .
- Терамото Ю., Сато Р. и Уэда С. 2005. «Характеристики ферментативных дрожжей, выделенных из традиционного эфиопского медового вина, огола». Африканский журнал биотехнологии , 4 (2), стр. 160–163.
- Туно, Нобуко. 2001. Использование грибов Маджангиром, эфиопским племенем. Миколог 15(2):78-79.
- Унсет, Питер. 1988. «Маджанг Именное множественное число: со сравнительными примечаниями», Исследования по африканской лингвистике 19.1:75-91.
- Унсет, Питер. 1989. «Очерк синтаксиса Маджанга», Темы нило-сахарской лингвистики , М. Лайонел Бендер, изд., стр. 97–127. (Нило-Сахарский: Лингвистический анализ и документация, том 3. Редактор серии Франц Ротланд.) Гамбург: Гельмут Буске Верлаг.
- Унсет, Питер. 1998а. «Заметки о кланах, родстве и моделях брака среди маджангиров», в журнале Surmic Languages and Cultures , под ред. Геррит Диммендал, стр. 145–178. Кёльн: Кёппе.
- Унсет, Питер. 1998б. «Два старых причинных аффикса в сурмическом языке», Surmic Languages and Cultures , изд. Геррит Диммендал, стр. 113–126. Кёльн: Кёппе.
- Унсет, Питер. 2007. «Маджангирская этнография». Энциклопедия Aethiopica под редакцией Зигберта Улига, том. 3, с. 629. Висбаден: Харрассовиц.
- Унсет, Питер и Джон Эббинк. 1998. «Межэтническая клановая идентичность среди сурмических групп: случай мела», в журнале «Сурмические языки и культуры» , изд. Геррит Диммендал, стр. 103–112. Кёльн: Кёппе.
- Вон, Сара. 2003. « Этническая принадлежность и власть в Эфиопии ». Докторская диссертация, Эдинбургский университет.