Гумузцы
Общая численность населения | |
---|---|
250,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
![]() | 159,418 [1] |
![]() | 88,000 [2] |
Языки | |
Гумуз Диалекты Дисоха, Дакунза, Сай, Сесе, Декока, Девия, Куквая, Гомбо, Джемхва, Модеа: 151,000 [3] | |
Религия | |
Преимущественно традиционная вера ; меньшинство христианство , ислам | |
Родственные этнические группы | |
Гуле, Квама , Сита , Удук , Комо |
Гумузы населяющая (также пишется Гумаз и Гумз ) — этническая группа, говорящая на нило-сахарском языке, регион Бенишангул-Гумуз на западе Эфиопии , а также регион Фазогли в Судане . Они говорят на гумузском языке , который принадлежит нило-сахарской семье. [ нужна ссылка ] Гумузы насчитывают около 250 000 особей. [ нужна ссылка ]
История
[ редактировать ]
Гумузов традиционно объединяли с другими нилотскими народами, живущими вдоль судано-эфиопской границы, под общим названием Шанкелла (Pankhurst 1977). Как «Шанквелла» они уже упоминаются шотландским исследователем Джеймсом Брюсом в его «Путешествии к истоку Нила» , опубликованном в 1790 году. Он отмечает, что они охотились с луками и стрелами — обычай, который сохранился и сегодня.
Большинство членов Гумуза живут в низинах с кустарниками и саваннами. Согласно их традициям, в прежние времена они населяли западные части провинции Годжам , но постепенно были изгнаны в негостеприимные районы Голубого Нила и его притоков своими более могущественными афроазиатскоязычными соседями, амхарами и агавами , которые также поработили их (Wolde-Selassie Abbute 2004). Рабство не исчезло в Эфиопии до 1940-х годов. В 1984 году было обнаружено , что потомки народа гумуз, взятые в рабство в районе к югу от Велькита, все еще говорили на этом языке (Unseth 1985).
Язык
[ редактировать ]Гумузы говорят на гумузском языке , принадлежащем нило-сахарской семье (Бендер, 1979). Он подразделяется на несколько диалектов (Ahland 2004, Unseth 1985). [ нужна ссылка ]
Демография
[ редактировать ]По состоянию на 2024 год в Эфиопии проживало около 159 418 гумузов. [1] В Судане также проживало около 88 000 гумузов.
Общая численность населения составляет около 250 000 человек.
Культура
[ редактировать ]Гумузы практикуют вахтовое земледелие , и их основным продуктом питания является сорго (Wallmark 1981). Зерновые культуры хранятся в зернохранилищах, украшенных глиняными комками, имитирующими женскую грудь . Сорго используют для приготовления каш ( нга ) и пивоварения ( кеа ) . Вся приготовление пищи и заваривание осуществляется в глиняных горшках, которые изготавливают женщины. Гумузы также охотятся на диких животных, таких как дукеры и бородавочники , и собирают мед , дикие плоды, корни и семена. Те, кто живет недалеко от границы с Суданом, приняли ислам , некоторые из них стали христианами, но большинство гумузов по-прежнему придерживаются традиционных религиозных обрядов. Духов называют муса , и считается, что они обитают в домах, зернохранилищах, полях, деревьях и горах. У них есть специалисты по ритуалам, называемые гафеа . Первоначально все гумузы украшали свое тело шрамами , но этот обычай исчезает под давлением правительства и просвещением. Все гумузы организованы в кланы . Распри между кланами являются обычным явлением и обычно разрешаются с помощью института разрешения конфликтов, называемого манго или мичу [4] в зависимости от региона. Как это было раньше у суданских удуков , брак заключается через обмен сестрами . [5] [6] [7]
Конфликт с горными поселенцами
[ редактировать ]С 1980-х по 2010-е годы в жизни народа Гумуз произошло много изменений. Произошло переселение горцев на свои территории, особенно связанное с наличием земли и воды. Примером может служить случай, когда поселенцев привлекли к крупному ирригационному проекту вдоль реки Куса . Часто земли Гумуза выделялись транснациональным или внутренним инвесторам. В некоторых частях района Гумуза к 2018 году экономика поселенцев доминировала. Многие гумузы стали оседлыми, продолжая вести свою сельскохозяйственную систему. Хотя была построена транзитная дорога и созданы коммерческие фермы в нижнем бассейне, народ Гумуз в 2018 году считался политически «периферийным» по отношению к Эфиопскому нагорью, которое удерживает власть в стране. [8]
В конфликте в Метекеле , начавшемся в 2019 году, ополченцы Гумуза предположительно участвовали в нападениях на мирных жителей Амхары , Агау , Оромо и Шинаши . [9] [10] [11]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Перепись 2007 года». Архивировано 4 июня 2012 г. в Wayback Machine , первый черновик, таблица 5.
- ^ «Гумуз» . Этнолог . Проверено 29 сентября 2023 г.
- ^ " Этнолог "
- ^ «СССР № 25» . www.ossrea.net . Архивировано из оригинала 24 января 2005 г.
- ^ Джеймс, В. (1975). Брак сестер по обмену. Scientific American, 233(6), 84–94. https://doi.org/10.1038/scientificamerican1275-84
- ^ Джеймс 1986
- ^ Клаусбергер 1975
- ^ Ниссен Дж. и коллеги (2018). «Стойкость и изменения в периферийном бассейне Белес в Эфиопии». Региональные экологические изменения . 18 (7): 2089–2104. Бибкод : 2018REnvC..18.2089N . дои : 10.1007/s10113-018-1346-2 . hdl : 10067/1541370151162165141 . S2CID 158683399 .
- ^ «12 человек погибли в результате последнего нападения на западе Эфиопии» . Новости24 . Проверено 26 декабря 2020 г.
- ^ «Бенишангуль: Убито по меньшей мере 60 мирных жителей, в основном женщины и дети» . www.borkena.com . 12 января 2021 г. Проверено 17 января 2021 г.
- ^ «Более 100 человек погибли в последней этнической резне в Эфиопии» . АП . 2020-12-23. Архивировано из оригинала 23 декабря 2020 г. Проверено 23 декабря 2020 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аббат, Вольде-Селассие. 2004. Переселенцы из Гумуза и Хайленда. Различные стратегии средств к существованию и этнические отношения в Метекеле, северо-западная Эфиопия . Мюнстер: Лит.
- Аланд, Коллин Энн. 2004. Лингвистические вариации в Гумузе: исследование взаимосвязи между историческими изменениями и разборчивостью. Магистерская диссертация. Техасский университет в Арлингтоне.
- Ахмад, Абдуссамад Х. 1995. Гумуз низменностей Западного Годжама: граница в истории 1900–1901 гг. Африка 50(1): 53-67.
- Ахмад, Абдуссамад Х. 1999. Торговля рабами в Бела-Шангуле и Гумузе, Эфиопия: приграничные анклавы в истории, 1897-1938 гг. Журнал африканской истории 40 (3): 433-446.
- Бендер, М. Лайонел . 1979. Гумуз: очерк грамматики и лексики. Африка и зарубежье 62: 38-69.
- Бендер, М. Лайонел. 1994. Сравнительная грамматика комуза. Африка и зарубежье 77: 31–54.
- Гроттанелли, Виниджи, Л. 1948. Пренилоты: архаичная культурная провинция в Африке. Латеранские Анналы 12: 280–326.
- Хаберланд, Эйке . 1953. О неизвестном племени гунза в Валлегге. Rassegna di Studi Etiopici 12: 139-148.
- Джеймс, Венди. 1975. Сестры обмениваются браком. Scientific American 233(6): 84-94.
- Джеймс, Венди. 1980. «От аборигенов к приграничному обществу в западной Эфиопии. В рабочих документах по обществу и истории в Имперской Эфиопии: южная периферия с 1880 по 1974 год под редакцией Дональда Л. Донэма и Венди Джеймс. Кембридж: Центр африканских исследований, издательство Кембриджского университета.
- Джеймс, Венди. 1986. «Мосты жизни: обменный брак среди гумузов». В южных границах Императорской Эфиопии. Очерки истории и социальной антропологии под редакцией Д. Л. Донэма и У. Джеймса. Кембридж: Издательство Кембриджского университета: 119–147.
- Клаусбергер, Фридрих. 1975. Башанга, уголовный закон Бага-Гумуз. Этнологический журнал (Цюрих) 1: 109-126.
- Панкхерст, Ричард . 1977. История Барейи, Санкуеллы и других эфиопских рабов из приграничных районов Судана. Суданские заметки и записи 58: 1-43.
- Симмунс, Фредерик. 1958. Сельскохозяйственные орудия и режущие инструменты Бегемдера и Семена, Эфиопия. Юго-Западный журнал антропологии 14: 386-406.
- Унсет, Питер. 1985. Гумуз: отчет об исследовании диалектов. Журнал эфиопских исследований 18: 91-114.
- Унсет, Питер. 1989. Избранные аспекты фонологии Гумуза. Материалы 8-й Международной конференции по эфиопским исследованиям , Аддис-Абеба, 1984: 617-32.
- Узар, Хеннинг. 1993. «Исследования на Гумузе: фонология сесе и система ТМА». В «Темах нило-сахарского языкознания » под редакцией М. Л. Бендера. Гамбург: Хельмут Буске: 347–383.
- Уоллмарк, Питер. 1981. «Бега (Гумуз) Веллеги: сельское хозяйство и натуральное хозяйство». В книге «Народы и культуры Эфио-Суданского пограничья » под редакцией М. Л. Бендера. Ист-Лансинг: Университет штата Мичиган, Центр африканских исследований: 79-116.
- Дзанни, Леоне. 1939-40. Племя Гумус. Этнографические заметки. Африка . Верона.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Полевые записи традиционной музыки этнической группы гумуз в суданском штате Голубой Нил 1980 года.