Jump to content

Сестринский обмен

Карта типа брака сестер по обмену. Треугольник = мужчина, круг = женщина. Цвета обозначают группы происхождения.

Обмен сестрами — это тип брачного соглашения, при котором две пары братьев и сестер женятся друг на друге. Чтобы жениться, мужчине необходимо уговорить сестру выйти замуж за брата невесты. Он практикуется как основной метод организации браков в 3% стран мира: в Австралии , Меланезии , Амазонии и странах Африки к югу от Сахары ; и может заменить другие методы в 1,4% обществ. [1]

Исследователи расходятся во мнениях относительно причин обмена сестрами, но большинство полагают, что это своего рода взаимность. Некоторые антропологи и социологи выразили возражения против термина «обмен сестрами», полагая, что он неточно описывает фактическую договоренность. [2] [3] [4]

Несмотря на более ранние заявления о своей простоте, обмен сестрами представляет собой сложную процедуру, в которой участвуют многие члены семьи, а не просто четыре человека, вступающие в брак. [5] [6]

Социальные функции

[ редактировать ]
Если у мужчины нет сестры, он может вместо нее обменять свою классификационную сестру.

Социологи и антропологи, интересующиеся взаимностью , изучают сестринский обмен. [7] Он устанавливает симметричную связь между мужчинами и связывает их вместе, что можно использовать для разрешения ранее существовавших конфликтов. [8] [9] Марсель Мосс подчеркнул, что, поскольку женщины не являются отчуждаемой собственностью, обмен был не концом сделки, а лишь началом. [10]

Многие антропологи размышляли над социальными преимуществами обмена сестрами и причинами, почему этот обмен происходит без какого-либо очевидного «нехватки» женщин — вопреки теории обмена, изложенной Адамом Смитом . [11] Клод Леви-Стросс писал в «Элементарных структурах родства» , что обмен женщинами является «высшим даром»; он также утверждал, что обмен сестрами воплощает принцип взаимности, присутствующий во всех системах брака и родства. [12] [13] В то же время доступные ему исследования не подтвердили твердо существование обмена сестрами без кросскузенного брака , и Леви-Стросс выразил сомнение в его реальности. [14] Однако данные местной переписи населения Нигерии и других стран Западной Африки 1920-х годов уже включали информацию о людях, которые в основном практиковали обмен сестрами без браков с кросс-кузенами. [14] Как и Леви-Стросс, Чарльз Кингсли Мик писал, что обмен сестрами аналогичен выкупу за невесту, и первый также можно рассматривать как тип брака по обмену, в котором женщина заменяется материальными благами. [15]

Ян ван Баал [ nl ] не согласился с позицией Леви-Стросса о том, что женщины являются просто объектами в этом обмене; он утверждал, что женщины подчиняются желаниям своих братьев, потому что это дает им власть и защиту. [16] Мэрилин Стрэтерн также поддержала эту точку зрения, добавив, что этот обмен не предполагает избавления от ценностей, а лежит в сфере межличностных отношений, где родственники становятся в долгу друг перед другом. [17] Она писала: «модель активных субъектов, обменивающихся пассивными объектами», явно неадекватна для анализа сестринского обмена». [18]

Рассказывая о происхождении этого типа брака, социолог Питер Бирман пришел к выводу, что обмен сестрами возникает из-за табу на инцест , когда двое мужчин обмениваются женщинами, на которых они не могут жениться. [11] Джеймс Вайнер проводит параллель между распространением сестринского обмена в Новой Гвинее и преобладанием определенного отношения к еде и жизненно важным веществам: этот брак практикуется народами, не рассматривающими еду как источник жизни для мужчин, путем прямой спермы передачи . вместо. [19]

Некоторые социологи, в том числе Леви-Стросс, утверждали, что сестринский обмен является «примитивной» и «простой» системой. [15] однако эта договоренность предполагает достижение консенсуса не только с самими братьями и сестрами, но также с их родителями и другими родственниками из-за других факторов: сколько лет братьям и сестрам, как пары связаны друг с другом и т. д. [12] Еще одна трудность возникает, если у мужчины нет незамужней сестры. Он может остаться неженатым, брак может состояться без обмена сестрами, или некоторые критерии выбора подходящих партнеров по браку могут стать более гибкими. [6]

Терминология

[ редактировать ]

Альфред Гелл , изучавший Умеду, считал, что «обмен сестрами» не является подходящим термином для этого типа брака, имея в виду тот факт, что «обмененные» женщины не перестают быть сестрами для своих братьев; [2] он также утверждал, что сестринский обмен также не является правильным обменом. [3]

Другое возражение против этого термина исходит от Робина Фокса и Дональда Тузина , которые отметили, что обмен обычно организуют старшие мужчины (отцы, дяди), а не сами женихи . [4]

Этот тип брачной системы был описан в «среднем поясе» Африки разоренной работорговцами Западной , в районе плато Бенина ( Мбелиме ), Нигерии и Камеруна ( Тив , Мамбила ); он также используется в ДРК и Уганде ( Амба , Мбути ); и на границе между Эфиопией и Суданом (команские народы). [20]

Мбути считают браки по обмену единственным постоянным типом. [21]

Гумузская девочка

Команоязычные народы из саванн на границе Эфиопии и Судана исторически обменивались сестрами, но к 1970-м годам люди удук полностью отказались от этого метода, люди квама частично заменили его за невесту, выкупом в то время как люди гумузы все еще практиковали его. [22]

Брак Гумуза устраивают старейшины, которым принадлежит вся власть над детьми; обмен должен происходить между членами разных отцовских кланов. [23] Это единственный социально приемлемый способ заключения брака; женитьба на женщине без предоставления взамен сестры или дочери часто приводит к насилию и должна быть «урегулирована», позже отдав дочь клану жены. [23] Старейшины обладают значительным авторитетом и часто женят своих детей, когда сестра еще очень молода — в этом случае она переезжает к будущему мужу и воспитывается там. [23]

Старейшины обладают меньшей властью в обществе квама, женщины считаются почетными и важными членами общества. [24] Они могут отказаться от договоренности, и семья выполняет их пожелания, но обычно сестра соглашается, чтобы не расстраивать брата. [25] Мужчины рассматривают этот обмен как акт потери сестры, по которой скучают. [26] Если вместо обеспечения сестры используются деньги, брат может попросить большую сумму, оправдывая ее силой любви между сестрой и ее мужем. [25]

Удук, в отличие от Гумуза и Квамы, имеет женскую линию; они отказались от обмена сестрами, но не используют выкуп за невесту, потому что считают это сродни рабству. [21]

Брак по обмену был стандартным способом приобретения брачного партнера для Мамбилы, хотя существовали и другие варианты. Если мужчина Мамбила, женившийся без обмена, находил кого-то, кто мог бы обменять сестер, он возвращал жену ее брату и вместо этого женился с обменом. [27] Дети от обменянной женщины принадлежали отцу, но если вместо этого был уплачен выкуп за невесту , дети, рожденные в этом союзе, возвращались брату матери. [27]

Современный тив, жених и невеста

Наиболее подробные сведения об обмене сестрами в Африке взяты из описаний народа тив. [27] Британские колониальные власти докладывали о системе Тив перед ее отменой в 1927 году; однако это не решило проблем, которые британцы приписывали этому типу браков. [21] В отличие от многих других народов, Тиву было запрещено жениться на кросскузенах. [27] Если после замужества у одной из обменянных женщин было больше детей, чем у другой, она отдавала их ей, чтобы уравнять их число. [27]

Амазония

[ редактировать ]

Люди макуна из восточной части бассейна Амазонки обмениваются сестрами между группами по отцовской линии . [28] Обмен сестрами считается наиболее подходящим типом брака, подчеркивающим идеальные симметричные отношения между группами происхождения, в отличие от похищения невесты и брака в дар, которые предполагают долговые отношения. [29]

Монголия

[ редактировать ]

Высокопоставленные члены монгольского рода Борджигин обменялись сестрами и дочерьми с родами Хонгирад и Ойрат , о чем упоминается в «Истории Юаня» и «Джами ат-тавариха» . [30] Этот брачный обмен использовался для укрепления политических союзов. [31]

Пакистан

[ редактировать ]

В Пакистане брак сестер по обмену называется ватта сатта , и около трети всех браков в сельских районах Пакистана заключаются на этой основе. [32]

Австралия

[ редактировать ]

Варниндхильягва

[ редактировать ]

Люди варниндхилягва, населяющие Грут-Эйландт , острова Вуда и Бикертон на Северной территории Австралии , также обмениваются классификационными кросс-кузенами между фрагментами . [33] Варниндхилягва предпочитает браки по обмену сестрами другим типам, но они редки из-за низкой численности населения. [34]

Меланезия

[ редактировать ]

Брак по обмену сестрами практикуется всеми жителями южно-центральной низменности Новой Гвинеи. [4]

Бун — деревня, расположенная в густом тропическом лесу в округе Ангорам Восточный Сепик провинции Папуа-Новой Гвинеи , недалеко от реки Юат . [35] Местные жители обычно практикуют обмен сестрами и редко женятся за пределами деревни . [36] Если мужчина Бун женится на женщине из другой деревни по обмену сестрами, она переезжает в Бун и позже отправляет дочь в свою родную деревню. [37] Мужчинам Бун редко и нежелательно жениться, не предоставив взамен сестру; в этом случае он обычно покидает деревню и проживает у родственников жены. [37] Другие типы браков нежелательны, поскольку люди Бун считают взаимность приоритетом в брачных отношениях; единственное исключение — женитьба на вдове. [37]

Идеальным кандидатом для обмена сестрами является родная сестра жениха, но это не обязательно: люди Буна используют систему родства ирокезов , где многих женщин одного поколения называют «сестрами»; также не важно, принадлежит ли обмениваемая женщина к тому же клану, что и он. [37] Существует также сильное предпочтение вступать в брак с классификационными кросскузенами . [38] Однако люди, являющиеся булочками, не столь строги в соблюдении этих правил, если это означает, что мужчина останется холостым. [38]

Разговоры о браке должны завершаться соглашениями не только между самими мужчинами и женщинами, но также их родителями и другими близкими родственниками. [39] Однако обычно брат женщины (и другие родственники мужского пола) имеют право использовать ее взамен (если она согласна). [40]

В отличие от народа мундугумор , мужчины-буны не использовали своих классифицирующих дочерей (например, дочери своего брата) для совершения обмена. [40]

Народ умеда , охотники-собиратели из провинции Сандаун в Папуа-Новой Гвинее , практикуют браки по обмену сестрами. [41] Умеда считает, что обмен сестрами хуже, чем если мужчина соблазняет или крадет женщину, чтобы жениться, и возлагает вину за этот тип брака на голландскую колонизацию. [41] Молодожены-умэда также выполняют услуги невесты для своих родственников. [42]

Вамек и другие Боази

[ редактировать ]
Боази-говорящие племена
Схема бракосочетания Боази

Все племена , говорящие на языке боази, отдают предпочтение обмену сестрами другим типам браков, считая их неприемлемыми. [43] Племя вамек, говорящее на языке боази, которое живет на болотистых равнинах озера Мюррей в Папуа-Новой Гвинее, называет сестринский обмен секи товам, что буквально означает «давать женщин». [44] Этот тип брака также используется людьми , говорящими на языке па , к северо-востоку от озера Мюррей. [45] После женитьбы жених давал работу тестю в течение длительного периода времени, иногда 10 лет и более. [43]

Секи товам возникает между противоборствующими группировками и завершается периодом службы невесте , что, в более широком смысле, предполагает проживание в уксорилоке . [46] Близким родственникам по материнской линии не разрешается становиться партнерами по браку; брак между троюродными братьями и сестрами считается неправомерным, хотя на практике может иметь место, а троюродные братья и сестры являются приемлемыми партнерами. [47]

Мужчины вамеков близки со своими сестрами; они кормят друг друга (женщины дают саго, а мужчины - дичь), [48] дяди по материнской линии помогают воспитывать детей и заключают браки для сыновей своих сестер. [49] Связи между дядями и дочерьми по материнской линии слабее, но тем не менее существуют. [50] Мужчины рассматривают своих сестер как воспитателей, но при этом жалуются на своих жен, которые ими командуют. [50]

Именно отцы и дяди по материнской линии устраивают секи товам : после консультации между отцом будущего жениха и дядей по материнской линии (который обменял свою сестру на тетю жениха по отцовской линии) дядя сначала разговаривает с дядями будущей невесты по материнской линии, затем с ее отцом. [51] Если жених или невеста были усыновлены, в усыновлении участвуют как их усыновители, так и биологические родители. [52] Традиционно решение принималось без консультации с самими братьями и сестрами, но в 1970-е годы они могли отказаться от предложенного партнера. [53]

Если у потенциального жениха нет сестры по материнской линии соответствующего возраста или если она не хочет выходить замуж за брата будущей невесты, он может вместо этого обменять свою классификационную сестру (дочь брата отца). [54] Этот вариант усложняет ситуацию, поскольку для заключения брака необходимо согласие большего числа людей. [55] Также существует требование вернуть женщину обратно в род, из которого мужчина взял сестру (он может вернуть первенца), а также передать этому роду болото саго. [56]

Курдские общины

[ редактировать ]

Бердельский брак или обмен братьями и сестрами - это вид брака, при котором невеста или жених обмениваются на невесту или жениха из другой семьи. Это распространено в некоторых курдских общинах. Родственники, выдающие жениха или невесту, обычно хорошо знакомы или дружат с другой семьей. Популярность бердельского брака иногда объясняется тем, что он обходится дешевле, поскольку не требует приданого сам жених , выкупа или аналогичных денежных операций. Однако невесты обычно обменивают свою долю имущества, равную половине имущества их брата , так что жены будут владеть собственностью на родовой земле своего мужа, хотя и вдвое меньше, чем их муж. Это считалось эквивалентом приданого для невест, хотя с точки зрения ислама оно не считалось действительным приданым, поскольку его платила родственница мужа, а не сам муж или его родственник-мужчина. Однако при разводе одной пары другая пара также должна получить развод, и бывшие жены снова обменяются имуществом. Другая причина его популярности заключается в том, что он укрепляет дружбу, которая уже существовала между обменивающимися семьями. [57]

Поскольку в брак вступают четыре человека, такой брак часто называют параллельным браком или четырехсторонним браком . В случае, когда семейный чиновник предлагает женщину другой семье, это иногда называют обменом сестер , дочерей или обменом племянниц . Мужской аналог той же ситуации называется обменом братьями , сынами или племянниками соответственно. [58]

В Турции 5% браков составляют бердельские браки. [59] и называются дегис токус , а в арабских странах такие браки называются сигар . [60] [61]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Буссе 1987 , с. 4.
  2. ^ Jump up to: а б Гелл 1992 , стр. 156–157.
  3. ^ Jump up to: а б Гелл 1992 , с. 158.
  4. ^ Jump up to: а б с Буссе 1987 , с. 3.
  5. ^ Буссе 1987 , с. 12.
  6. ^ Jump up to: а б Макдауэлл 1978 , с. 207.
  7. ^ Буссе 1987 , с. 5.
  8. ^ Орхем 1981 , стр. 50.
  9. ^ Гелл 1992 , с. 157.
  10. ^ Буссе 1987 , с. 8.
  11. ^ Jump up to: а б Бирман 1997 , с. 1388.
  12. ^ Jump up to: а б Джеймс 1975 , с. 84.
  13. ^ Буссе 1987 , стр. 9, 11.
  14. ^ Jump up to: а б Мюллер 1980 , с. 518.
  15. ^ Jump up to: а б Мюллер 1980 , с. 523.
  16. ^ Буссе 1987 , с. 23.
  17. ^ Буссе 1987 , с. 24.
  18. ^ Стратерн 1984 , с. 42.
  19. ^ Буссе 1987 , стр. 30-31.
  20. ^ Джеймс 1975 , стр. 86, 94.
  21. ^ Jump up to: а б с Джеймс 1975 , с. 94.
  22. ^ Джеймс 1975 , стр. 84–85.
  23. ^ Jump up to: а б с Джеймс 1975 , с. 86.
  24. ^ Джеймс 1975 , стр. 86–88.
  25. ^ Jump up to: а б Джеймс 1975 , с. 92.
  26. ^ Джеймс 1975 , стр. 87, 89.
  27. ^ Jump up to: а б с д и Мюллер 1980 , с. 519.
  28. ^ Орхем 1981 , стр. 48.
  29. ^ Орхем 1981 , стр. 53–54.
  30. ^ Один 2009 , с. 5.
  31. ^ Уно 2009 , стр. 7–8.
  32. ^ «Брак по обмену» . Новая гуманитарная помощь . 8 марта 2007 г.
  33. ^ Бирман 1997 , стр. 1393, 1398.
  34. ^ Беарман 1997 , с. 1399.
  35. ^ Макдауэлл 1978 , с. 208.
  36. ^ Макдауэлл 1978 , стр. 208–209.
  37. ^ Jump up to: а б с д Макдауэлл 1978 , с. 209.
  38. ^ Jump up to: а б Макдауэлл 1978 , с. 210.
  39. ^ Макдауэлл 1978 , с. 227.
  40. ^ Jump up to: а б Макдауэлл 1978 , с. 228.
  41. ^ Jump up to: а б Гелл 1992 , с. 156.
  42. ^ Гелл 1992 , с. 154.
  43. ^ Jump up to: а б Автобусы 2005 , с. 82.
  44. ^ Буссе 1987 , с. xiv.
  45. ^ Буссе 1987 , с. 70.
  46. ^ Буссе 1987 , с. хв.
  47. ^ Буссе 1987 , стр. 343–345.
  48. ^ Буссе 2005 , стр. 82–83.
  49. ^ Буссе 1987 , стр. 328–329.
  50. ^ Jump up to: а б Буссе 1987 , с. 330.
  51. ^ Буссе 1987 , стр. 345–346.
  52. ^ Буссе 1987 , с. 346.
  53. ^ Буссе 1987 , стр. 354, 353.
  54. ^ Буссе 1987 , стр. 347–348.
  55. ^ Буссе 1987 , с. 348.
  56. ^ Буссе 1987 , стр. 348, 350.
  57. ^ Эртем, Меликсах и Тахире Коктюрк. «Мнения о ранних браках и брачных обычаях среди курдоязычных женщин на юго-востоке Турции». BMJ Сексуальное и репродуктивное здоровье 34.3 (2008): 147–152.
  58. ^ Анатолия, Acta Medica. «Быть ​​матерью-подростком». Акта Мед Анатол 2.1 (2014): 14–18.
  59. ^ Ллойд-Джонс, Амелия. «Турция: новая индустриальная страна».
  60. ^ Озкан, Али Рафет. «Брак у цыган Турции». Журнал социальных наук 43.3 (2006): 461–470.
  61. ^ Папа, Николь. «Вредные практики». Убийства чести в XXI веке. Пэлгрейв Макмиллан, Нью-Йорк, 2012. 59–70.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 27ca87ccfde3c0295b70e155d98058e2__1711793040
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/27/e2/27ca87ccfde3c0295b70e155d98058e2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sister exchange - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)