Jump to content

Иббум

Йиббум ( произносится [джибум] , на иврите : ייבום ) — форма левирата, встречающаяся в иудаизме . Как указано во Второзаконии 25:5–10 , брату человека, умершего бездетным, разрешается и поощряется жениться на вдове. Однако, если какая-либо из сторон отказывается заключить брак, обе должны пройти церемонию, известную как хализа , включающую символический акт отказа от своего права на заключение этого брака.

Еврейский закон ( галаха ) стал свидетелем постепенного упадка йибума в пользу хализы до такой степени, что в большинстве современных еврейских общин, а также в Израиле по указу Главного йибум раввината запрещен .

В еврейской Библии

[ редактировать ]
Иуда и Фамарь, Рембрандт (1650-е). Ранним примером практики, подобной Йиббуму, является библейская история об Иудее и Фамари.

Тора запрещает сексуальные отношения мужчины с женой своего брата. [1] но йиббум является исключением из этого правила. Оставшемуся в живых брату предоставляется выбор: взять на себя ответственность как гоэль , выполнив обязательство йиббум, или совершить хализу , хотя последний выбор описывается в этом аяте неблагоприятно. Брат, согласившийся жениться на своей невестке, будет единственным благодетелем имущества своего брата, а не разделит его с семьей. Потомство союза левирата будет рассматриваться как увековечение имени умершего брата. Иббум допустим только в том случае, если у умершего брата вообще не было детей. [2]

Хотя заявленная цель закона о левирате, выраженная во Второзаконии, состоит в том, чтобы предоставить наследника, чтобы имя умершего брата «не было стерто из Израиля» ( Второзаконие 25:6 ), такие законы также эффективно обеспечивали защиту вдовам. Во времена написания Торы, если у женщины не было мужа из-за вдовства, ей больше некому было ее обеспечивать, и она была бы опозорена, а то и умерла бы от голода. [ нужна ссылка ] Дети также были средством постоянного обеспечения, поскольку им приказано заботиться и проявлять уважение к пожилым людям по мере их взросления. Бездетная вдова была лишена обоих средств к существованию. Хотя это совершенно противоречит нашим современным представлениям, даже стать второй женой зятя, как указано во Второзаконии 25:5-10, было лучше, чем жить на улице во власти окружающих. Согласно Торе, мужчины несли ответственность перед окружающими их женщинами, включая обеспечение жизнеобеспечения (т. е. еду, кров и комфорт). Люди чести были обязаны защищать беззащитных.

Иббум имел значительные экономические последствия для вовлеченных сторон: первый ребенок, родившийся у вдовы брата, считался наследником умершего брата и мог претендовать на долю умершего брата в наследстве. Если умерший брат был первенцем, его наследство составляло двойную долю. Однако если бы умерший брат был бездетным, живой брат имел бы право наследовать увеличенную долю; или, если он является старшим выжившим сыном, он будет иметь право на двойную долю увеличенной доли. [3]

Браки типа левирата, кроме йибума

[ редактировать ]

Подробное описание брака по типу левирата в еврейской Библии представляет собой необычный союз Иуды и его невестки Фамари , найденный в Бытие 38:8 . Этот случай не является строго случаем йибума , поскольку Иуда был тестем Фамари, а также этот случай предшествует библейскому обязательству. Это может быть отражением современной практики Ближнего Востока. Однако более ранний брак Фамари с Онаном действительно соответствовал конкретным обстоятельствам, описывающим требования йибума, изложенные во Второзаконии, поскольку Онан был братом умершего мужа Фамари Эра.

Другой пример аналогичного расположения с йиббумом описан в Книге Руфь . После смерти мужа Руфь замечает и приветствует родственник ее мужа Вооз . После того, как Руфь отвергает анонимный Плони Алмони , Вооз женится на ней. В этом случае на рассматриваемого родственника также не распространялись бы библейские брачные обязательства по левирату, поскольку ни Плони Алмони, ни Вооз не были братьями покойного мужа Руфи.

Законы йибума и хализы

[ редактировать ]
Иббум
Галахические тексты, относящиеся к этой статье
Тора : Бытие 38 Второзаконие 25:5–10 Руфь 3–4
Вавилонский Талмуд : Йевамот ; Ты ушел 34b-37b
Мишне Тора : Yibbum V'Chalitza 1:3
Шулхан Арух : Эвен ХаЭзер 156-157

Галаха (еврейский закон) имеет богатую традицию, связанную с йибумом . Эти законы были впервые записаны в Мишне и Талмуде в Евамоте , а позже были систематизированы Маймонидом в Мишне Тора . Этот вопрос считается одним из самых сложных в еврейском законе, отчасти из-за сложностей, возникающих из-за наличия нескольких братьев и нескольких жен. Йиббум является исключением из библейского запрета мужчине вступать в сексуальные отношения с «женой своего брата», содержащегося, например, в Левит 18:16 и 20:21 . (См. Инцест в Библии .)

Когда йибум применяется

[ редактировать ]

Обязанность йибума содержится во Второзаконии 25:5–10 , согласно которому, когда женатый мужчина умирает, не имея детей мужского или женского пола, от каких-либо отношений (включая добрачные и внебрачные), его вдова и его брат должен совершить либо йибум , либо хализу . По законам йибума братьями считаются только братья, у которых общий отец. [4] В случае, если в семье несколько братьев, первое право на йибум имеет старший из оставшихся в живых братьев . [5] Для применения йибума должны быть соблюдены все следующие условия:

  1. У братьев общий отец [6]
  2. У мертвого брата не было в живых детей ни мужского, ни женского пола ни от каких родственных связей. [7] в момент его смерти [8]
  3. Брат, исполняющий йбум, родился до смерти брата. [6]
  4. Брату, исполняющему иббум, не запрещается , за исключением брака с умершим братом, жениться на любой из вдов своего умершего брата (например, если какая-либо из них является его дочерью, иббум к нему вообще не применим) (и в Талмуде при обсуждении такого случая других жен называют царат хабат , «соперница дочери») [9]
  5. Брат, исполняющий йибум , физически способен стать отцом детей. [10]
  6. Вдова физически способна родить детей. [11]
Вдова (1882-83) Андерса Цорна . Вдова должна оставаться незамужней до йибума или хализы . совершения

Даже если некоторые из братьев не соответствуют всем условиям, чтобы иметь право на йибум , пока есть тот, который соответствует, йибум распространяется и на него. Если нет брата, отвечающего всем условиям, ни йибум , ни хализа не применяются, [12] за исключением случаев, когда вдове запрещено выходить замуж за брата в результате запрета, не связанного с наказанием карет (духовное вырезание) [ нужны разъяснения ] , и в этом случае будет применяться халица . [13]

[ редактировать ]

Вдовам запрещено вступать в повторный брак до тех пор, пока иббум или хализа . не будет совершен [14] Если у умершего было несколько жен, йибум можно совершать только с одной из них, после чего остальным женам разрешается вступить в повторный брак. Подобным образом, если йибум не совершается, хализа совершается только с одной из вдов. [15] после чего все они могут снова вступить в брак. [16]

Если все выжившие братья еще дети, вдова должна дождаться, пока один из них достигнет галахического совершеннолетия , и тогда он сможет совершить йибум или хализу . Аналогично, если брат пропал, женщина обязана дождаться, пока его найдут. Это может привести к ситуации, похожей на агуну .

Как йибум исполняется

[ редактировать ]

Согласно библейскому закону, нет необходимости в церемонии бракосочетания между вдовой и братом умершего, поскольку они уже связаны божественным указом. [17] таким образом, им нужно только сожительствовать, чтобы исполнить йиббум . Тем не менее, мудрецы постановили, чтобы пара провела церемонию , похожую на бракосочетание, называемую маамар . [18] произнесите брачное благословение ( шева брахот ) и напишите брачный договор ( кетуба ). [19]

Только один брат может исполнять йибум . Предпочтение отдается старшему брату, но если он откажется, то второй в очереди брат может исполнить йибум . [20] а если брат совершил йбум вне очереди, то это все равно действительно. [10] После того как один из братьев совершит йибум или хализу , ни один из братьев не может жениться ни на одной из других вдов.

Другие законы

[ редактировать ]
Кетуба или Иббум XIX века из Новой Зеландии, включая обещание позаботиться о невесте, если муж умрет до рождения детей.

Поскольку существует общий запрет на женитьбу мужчины на жене своего брата, в любое время, когда йибум не требуется (например, если у умершего был ребенок), левиратный брак запрещен. Аналогичным образом, каждый раз, когда возникает сомнение в необходимости йибума , он также запрещен и хализа . требуется [21]

Самаритяне ; следовали несколько иному пути, что может указывать на более ранний обычай они практиковали йибум только тогда, когда женщина была обручена и брак еще не был заключен. [22] Караимский иудаизм, похоже, следовал той же практике, и Бенджамин Нахаванди , а также Элайджа Башьязи поддерживали ее. [23]

Во времена Мишны раввины добавили формальные требования к браку, такие как необходимость обручения жены умершего брата в присутствии двух компетентных свидетелей путем передачи ей денег или предмета, имеющего определенную денежную ценность, а также написания кетубы ( свадьбы). договор), [24] но с течением веков эффективность левирата ( йиббум ) снизилась в пользу хализы (акта отказа).

Во времена Талмуда практика левирата считалась второстепенной по сравнению с хализой некоторыми раввинами из-за сомнительных намерений брата; [25] действительно, жениться на вдове брата из-за ее красоты авва Саул считал равносильным кровосмешению. [26] Бар Каппара также рекомендует хализу . [27] Среди более поздних авторитетов появляются разногласия с Исааком Альфаси , Маймонидом , [28] и испанская школа [29] в целом соблюдают этот обычай, в то время как рабейну Там и северная школа предпочитают хализу. [30] Смена религии выжившим братом не влияет на обязанность левирата или его альтернативы – хализы . [31] Кроме того, если выживший брат женат, ашкенази, которые следуют таккане Гершома бен Иуды , отменяющей многоженство , будут вынуждены совершить хализу.

Сегодня йибум – редкое явление среди еврейских общин. Ортодоксальные евреи в наше время обычно поддерживают позицию рабейну Тама и совершают хализу, а не йибум . Йеменские евреи , хотя и ортодоксальные, практиковали йиббум до массовой алии евреев в Эрец-Исраэль в прошлом веке. [32] [33] Консервативный иудаизм формально сохраняет его. Реформистский иудаизм и реконструктивистский иудаизм отменили его.

Социальные последствия

[ редактировать ]

В некоторых ситуациях правила могут создать социальные проблемы, особенно для вдовы. Например, среди соблюдающих евреев, если брат, на которого ложится обязанность йибума , слишком молод для женитьбы, вдове придется подождать, пока брат достигнет брачного возраста или возраста, в котором он может отказаться от брака. Вдова не знала, откажется ли брат вообще от брака. В любом случае вдова может уже выйти за пределы детородного возраста и все еще подвергаться возможному обязательству выйти замуж за брата. Кроме того, не существует ограничений по времени для выражения намерения брата относительно того, заключит ли он брак или откажется от него, и брат может уже быть женат.

[ редактировать ]

Йиббум является сюжетом фильма « Любящая Лия» компании Hallmark .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Левит 18:16 ; 20:21
  2. ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:3; Шулхан Арух , Эвен Ха-Эзер 156:2
  3. ^ Фраймер-Кенский, Тиква. «Фамарь: Библия», Еврейские женщины: Всеобъемлющая историческая энциклопедия . 20 марта 2009 г. Архив еврейских женщин. (Проверено 6 августа 2014 г.)
  4. ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 157:1; Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:8
  5. ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 161:4
  6. ^ Jump up to: а б Вавилонский Талмуд , Евамот 17б.
  7. ^ Талмуд Евамот 22а.
  8. ^ Талмуд Евамот 87б.
  9. ^ Талмуд Евамот 2,3, 16а.
  10. ^ Jump up to: а б Талмуд Евамот 24а
  11. ^ Талмуд Евамот 12а.
  12. ^ Вавилонский Талмуд , Евамот 3а.
  13. ^ Талмуд Евамот 20
  14. ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:2
  15. ^ Талмуд Евамот 44а.
  16. ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 161:1; Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:9
  17. ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:1
  18. ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 2:1
  19. ^ Шулхан Арух , Эвен Ха-Эзер 166:2; Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 2:2
  20. ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 161:4
  21. ^ Мишне Тора Законы Йиббума и Хализы 6:4
  22. ^ Талмуд Кидушин 65б.
  23. ^ Адерет Элияху, «Нашим», с. 93а
  24. ^ Маймонид , Мишне Тора (Hil. Yibbum ve-halizah 2:1)
  25. ^ Талмуд Бехорот 13а.
  26. ^ Вавилонский Талмуд , Евамот 39б.
  27. ^ Талмуд Евамот 109а.
  28. ^ Маймонид , Мишне Тора (Hil. Yibbum ve-halizah 1:1)
  29. ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 156:1
  30. ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 165
  31. ^ Исаак бен Шешет , Респонса, i. 2)
  32. ^ Гойтейн, С.Д. (1983). Менахем Бен-Сассон (ред.). Йеменцы - история, общинная организация, духовная жизнь (отдельные исследования) (на иврите). Иерусалим: Институт Бен-Цви . п. 306. ОСЛК   41272020 .
  33. ^ Гойтейн, С.Д. (1933). «О современной практике левиратного брака среди восточных евреев». Журнал Палестинского восточного общества (на немецком языке). 13 :159-166. OCLC   637974886 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: daf235d9eb3fe23d9d80f78553297e6f__1715905380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/da/6f/daf235d9eb3fe23d9d80f78553297e6f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yibbum - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)