Иббум
Часть серии о |
иудаизм |
---|
![]() ![]() ![]() |
Йиббум ( произносится [джибум] , на иврите : ייבום ) — форма левирата, встречающаяся в иудаизме . Как указано во Второзаконии 25:5–10 , брату человека, умершего бездетным, разрешается и поощряется жениться на вдове. Однако, если какая-либо из сторон отказывается заключить брак, обе должны пройти церемонию, известную как хализа , включающую символический акт отказа от своего права на заключение этого брака.
Еврейский закон ( галаха ) стал свидетелем постепенного упадка йибума в пользу хализы до такой степени, что в большинстве современных еврейских общин, а также в Израиле по указу Главного йибум раввината запрещен .
В еврейской Библии
[ редактировать ]Тора запрещает сексуальные отношения мужчины с женой своего брата. [1] но йиббум является исключением из этого правила. Оставшемуся в живых брату предоставляется выбор: взять на себя ответственность как гоэль , выполнив обязательство йиббум, или совершить хализу , хотя последний выбор описывается в этом аяте неблагоприятно. Брат, согласившийся жениться на своей невестке, будет единственным благодетелем имущества своего брата, а не разделит его с семьей. Потомство союза левирата будет рассматриваться как увековечение имени умершего брата. Иббум допустим только в том случае, если у умершего брата вообще не было детей. [2]
Хотя заявленная цель закона о левирате, выраженная во Второзаконии, состоит в том, чтобы предоставить наследника, чтобы имя умершего брата «не было стерто из Израиля» ( Второзаконие 25:6 ), такие законы также эффективно обеспечивали защиту вдовам. Во времена написания Торы, если у женщины не было мужа из-за вдовства, ей больше некому было ее обеспечивать, и она была бы опозорена, а то и умерла бы от голода. [ нужна ссылка ] Дети также были средством постоянного обеспечения, поскольку им приказано заботиться и проявлять уважение к пожилым людям по мере их взросления. Бездетная вдова была лишена обоих средств к существованию. Хотя это совершенно противоречит нашим современным представлениям, даже стать второй женой зятя, как указано во Второзаконии 25:5-10, было лучше, чем жить на улице во власти окружающих. Согласно Торе, мужчины несли ответственность перед окружающими их женщинами, включая обеспечение жизнеобеспечения (т. е. еду, кров и комфорт). Люди чести были обязаны защищать беззащитных.
Иббум имел значительные экономические последствия для вовлеченных сторон: первый ребенок, родившийся у вдовы брата, считался наследником умершего брата и мог претендовать на долю умершего брата в наследстве. Если умерший брат был первенцем, его наследство составляло двойную долю. Однако если бы умерший брат был бездетным, живой брат имел бы право наследовать увеличенную долю; или, если он является старшим выжившим сыном, он будет иметь право на двойную долю увеличенной доли. [3]
Браки типа левирата, кроме йибума
[ редактировать ]Подробное описание брака по типу левирата в еврейской Библии представляет собой необычный союз Иуды и его невестки Фамари , найденный в Бытие 38:8 . Этот случай не является строго случаем йибума , поскольку Иуда был тестем Фамари, а также этот случай предшествует библейскому обязательству. Это может быть отражением современной практики Ближнего Востока. Однако более ранний брак Фамари с Онаном действительно соответствовал конкретным обстоятельствам, описывающим требования йибума, изложенные во Второзаконии, поскольку Онан был братом умершего мужа Фамари Эра.
Другой пример аналогичного расположения с йиббумом описан в Книге Руфь . После смерти мужа Руфь замечает и приветствует родственник ее мужа Вооз . После того, как Руфь отвергает анонимный Плони Алмони , Вооз женится на ней. В этом случае на рассматриваемого родственника также не распространялись бы библейские брачные обязательства по левирату, поскольку ни Плони Алмони, ни Вооз не были братьями покойного мужа Руфи.
Законы йибума и хализы
[ редактировать ]Галахические тексты, относящиеся к этой статье | |
---|---|
Тора : | Бытие 38 Второзаконие 25:5–10 Руфь 3–4 |
Вавилонский Талмуд : | Йевамот ; Ты ушел 34b-37b |
Мишне Тора : | Yibbum V'Chalitza 1:3 |
Шулхан Арух : | Эвен ХаЭзер 156-157 |
Галаха (еврейский закон) имеет богатую традицию, связанную с йибумом . Эти законы были впервые записаны в Мишне и Талмуде в Евамоте , а позже были систематизированы Маймонидом в Мишне Тора . Этот вопрос считается одним из самых сложных в еврейском законе, отчасти из-за сложностей, возникающих из-за наличия нескольких братьев и нескольких жен. Йиббум является исключением из библейского запрета мужчине вступать в сексуальные отношения с «женой своего брата», содержащегося, например, в Левит 18:16 и 20:21 . (См. Инцест в Библии .)
Когда йибум применяется
[ редактировать ]Обязанность йибума содержится во Второзаконии 25:5–10 , согласно которому, когда женатый мужчина умирает, не имея детей мужского или женского пола, от каких-либо отношений (включая добрачные и внебрачные), его вдова и его брат должен совершить либо йибум , либо хализу . По законам йибума братьями считаются только братья, у которых общий отец. [4] В случае, если в семье несколько братьев, первое право на йибум имеет старший из оставшихся в живых братьев . [5] Для применения йибума должны быть соблюдены все следующие условия:
- У братьев общий отец [6]
- У мертвого брата не было в живых детей ни мужского, ни женского пола ни от каких родственных связей. [7] в момент его смерти [8]
- Брат, исполняющий йбум, родился до смерти брата. [6]
- Брату, исполняющему иббум, не запрещается , за исключением брака с умершим братом, жениться на любой из вдов своего умершего брата (например, если какая-либо из них является его дочерью, иббум к нему вообще не применим) (и в Талмуде при обсуждении такого случая других жен называют царат хабат , «соперница дочери») [9]
- Брат, исполняющий йибум , физически способен стать отцом детей. [10]
- Вдова физически способна родить детей. [11]

Даже если некоторые из братьев не соответствуют всем условиям, чтобы иметь право на йибум , пока есть тот, который соответствует, йибум распространяется и на него. Если нет брата, отвечающего всем условиям, ни йибум , ни хализа не применяются, [12] за исключением случаев, когда вдове запрещено выходить замуж за брата в результате запрета, не связанного с наказанием карет (духовное вырезание) [ нужны разъяснения ] , и в этом случае будет применяться халица . [13]
Ограничения, связанные с йиббумом
[ редактировать ]Вдовам запрещено вступать в повторный брак до тех пор, пока иббум или хализа . не будет совершен [14] Если у умершего было несколько жен, йибум можно совершать только с одной из них, после чего остальным женам разрешается вступить в повторный брак. Подобным образом, если йибум не совершается, хализа совершается только с одной из вдов. [15] после чего все они могут снова вступить в брак. [16]
Если все выжившие братья еще дети, вдова должна дождаться, пока один из них достигнет галахического совершеннолетия , и тогда он сможет совершить йибум или хализу . Аналогично, если брат пропал, женщина обязана дождаться, пока его найдут. Это может привести к ситуации, похожей на агуну .
Как йибум исполняется
[ редактировать ]Согласно библейскому закону, нет необходимости в церемонии бракосочетания между вдовой и братом умершего, поскольку они уже связаны божественным указом. [17] таким образом, им нужно только сожительствовать, чтобы исполнить йиббум . Тем не менее, мудрецы постановили, чтобы пара провела церемонию , похожую на бракосочетание, называемую маамар . [18] произнесите брачное благословение ( шева брахот ) и напишите брачный договор ( кетуба ). [19]
Только один брат может исполнять йибум . Предпочтение отдается старшему брату, но если он откажется, то второй в очереди брат может исполнить йибум . [20] а если брат совершил йбум вне очереди, то это все равно действительно. [10] После того как один из братьев совершит йибум или хализу , ни один из братьев не может жениться ни на одной из других вдов.
Другие законы
[ редактировать ]
Поскольку существует общий запрет на женитьбу мужчины на жене своего брата, в любое время, когда йибум не требуется (например, если у умершего был ребенок), левиратный брак запрещен. Аналогичным образом, каждый раз, когда возникает сомнение в необходимости йибума , он также запрещен и хализа . требуется [21]
Самаритяне ; следовали несколько иному пути, что может указывать на более ранний обычай они практиковали йибум только тогда, когда женщина была обручена и брак еще не был заключен. [22] Караимский иудаизм, похоже, следовал той же практике, и Бенджамин Нахаванди , а также Элайджа Башьязи поддерживали ее. [23]
История
[ редактировать ]Во времена Мишны раввины добавили формальные требования к браку, такие как необходимость обручения жены умершего брата в присутствии двух компетентных свидетелей путем передачи ей денег или предмета, имеющего определенную денежную ценность, а также написания кетубы ( свадьбы). договор), [24] но с течением веков эффективность левирата ( йиббум ) снизилась в пользу хализы (акта отказа).
Во времена Талмуда практика левирата считалась второстепенной по сравнению с хализой некоторыми раввинами из-за сомнительных намерений брата; [25] действительно, жениться на вдове брата из-за ее красоты авва Саул считал равносильным кровосмешению. [26] Бар Каппара также рекомендует хализу . [27] Среди более поздних авторитетов появляются разногласия с Исааком Альфаси , Маймонидом , [28] и испанская школа [29] в целом соблюдают этот обычай, в то время как рабейну Там и северная школа предпочитают хализу. [30] Смена религии выжившим братом не влияет на обязанность левирата или его альтернативы – хализы . [31] Кроме того, если выживший брат женат, ашкенази, которые следуют таккане Гершома бен Иуды , отменяющей многоженство , будут вынуждены совершить хализу.
Сегодня йибум – редкое явление среди еврейских общин. Ортодоксальные евреи в наше время обычно поддерживают позицию рабейну Тама и совершают хализу, а не йибум . Йеменские евреи , хотя и ортодоксальные, практиковали йиббум до массовой алии евреев в Эрец-Исраэль в прошлом веке. [32] [33] Консервативный иудаизм формально сохраняет его. Реформистский иудаизм и реконструктивистский иудаизм отменили его.
Социальные последствия
[ редактировать ]В некоторых ситуациях правила могут создать социальные проблемы, особенно для вдовы. Например, среди соблюдающих евреев, если брат, на которого ложится обязанность йибума , слишком молод для женитьбы, вдове придется подождать, пока брат достигнет брачного возраста или возраста, в котором он может отказаться от брака. Вдова не знала, откажется ли брат вообще от брака. В любом случае вдова может уже выйти за пределы детородного возраста и все еще подвергаться возможному обязательству выйти замуж за брата. Кроме того, не существует ограничений по времени для выражения намерения брата относительно того, заключит ли он брак или откажется от него, и брат может уже быть женат.
В популярной культуре
[ редактировать ]Йиббум является сюжетом фильма « Любящая Лия» компании Hallmark .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Левит 18:16 ; 20:21
- ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:3; Шулхан Арух , Эвен Ха-Эзер 156:2
- ^ Фраймер-Кенский, Тиква. «Фамарь: Библия», Еврейские женщины: Всеобъемлющая историческая энциклопедия . 20 марта 2009 г. Архив еврейских женщин. (Проверено 6 августа 2014 г.)
- ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 157:1; Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:8
- ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 161:4
- ^ Jump up to: а б Вавилонский Талмуд , Евамот 17б.
- ^ Талмуд Евамот 22а.
- ^ Талмуд Евамот 87б.
- ^ Талмуд Евамот 2,3, 16а.
- ^ Jump up to: а б Талмуд Евамот 24а
- ^ Талмуд Евамот 12а.
- ^ Вавилонский Талмуд , Евамот 3а.
- ^ Талмуд Евамот 20
- ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:2
- ^ Талмуд Евамот 44а.
- ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 161:1; Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:9
- ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 1:1
- ^ Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 2:1
- ^ Шулхан Арух , Эвен Ха-Эзер 166:2; Мишне Тора Законы Йибума и Хализы 2:2
- ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 161:4
- ^ Мишне Тора Законы Йиббума и Хализы 6:4
- ^ Талмуд Кидушин 65б.
- ^ Адерет Элияху, «Нашим», с. 93а
- ^ Маймонид , Мишне Тора (Hil. Yibbum ve-halizah 2:1)
- ^ Талмуд Бехорот 13а.
- ^ Вавилонский Талмуд , Евамот 39б.
- ^ Талмуд Евамот 109а.
- ^ Маймонид , Мишне Тора (Hil. Yibbum ve-halizah 1:1)
- ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 156:1
- ^ Шулхан Арух , Эвен ХаЭзер 165
- ^ Исаак бен Шешет , Респонса, i. 2)
- ^ Гойтейн, С.Д. (1983). Менахем Бен-Сассон (ред.). Йеменцы - история, общинная организация, духовная жизнь (отдельные исследования) (на иврите). Иерусалим: Институт Бен-Цви . п. 306. ОСЛК 41272020 .
- ^ Гойтейн, С.Д. (1933). «О современной практике левиратного брака среди восточных евреев». Журнал Палестинского восточного общества (на немецком языке). 13 :159-166. OCLC 637974886 .
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Левиратный брак» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.