Jump to content

Мосуо

(Перенаправлено с «Ходячий брак» )
Мосуо
(также Мосо, Мусуо, Моссо и Наси [1] )
Общая численность населения
40,000
Регионы со значительной численностью населения
 Китай    ( Сычуань   · Юньнань )
Языки
Уже
Религия
Затем , [2] и тибетский буддизм
Родственные этнические группы
Nashi
Девушка-ткачиха Мосуо в Старом городе Лицзян
Одежда религиозных церемоний Мосо, фото сделано в Народном музее Мосо.

Мосуо Мосо ( китайский : 摩梭 ; пиньинь : Mósuō также пишется Мосо , ; или Мусуо ), часто называемый Наси . [1] Между собой это небольшая этническая группа, в китайских проживающая Юньнань и Сычуань провинциях . Население насчитывает около 40 000 человек, многие из них живут в районе Юннин, вокруг озера Лугу , в Лабае, Мули и Яньюане.

Хотя Мосо в культурном отношении отличаются от Наши , китайское правительство относит их к меньшинству Наши. «Наши» — это около 320 000 человек, разбросанных по разным провинциям Китая. Их культура была задокументирована учеными коренных народов Ламу Гатуса , Латами Даши, Ян Лифен и Хэ Мэй. [3]

Введение

[ редактировать ]

Мосуо часто называют «последним матрилинейным обществом Китая». [4] Сами мосуо также часто используют описание «матриархат» , которое, по их мнению, повышает интерес к их культуре и, таким образом, привлекает туризм. [5] Однако термины матрилинейный и матриархальный не отражают всей сложности их социальной организации . На самом деле нелегко отнести культуру Мосуо к традиционным антропологическим категориям. У них есть аспекты матриархальной культуры: женщины часто являются главой дома, наследование осуществляется по женской линии, женщины принимают деловые решения. Однако, в отличие от матриархата, политическая власть, как правило, находится в руках мужчин. [5] Например, человек по имени Гэ Зе А Че является политическим лидером деревни Луошуй. [6] Однако, согласно статье NPR, когда-то политическими лидерами деревень Мосуо на самом деле были женщины. [7] Антрополог Пегги Ривз Сэнди утверждает, что Мусуо следует считать матриархатом. [8] Кроме того, ученые утверждают, что, хотя матрилинейные отношения являются нормативной моделью, домашние условия по-прежнему различаются географически и в зависимости от семейных обстоятельств. [4]

Образ жизни

[ редактировать ]

Повседневная жизнь

[ редактировать ]

Культура Мосуо в основном аграрная, ее работа основана на таких сельскохозяйственных задачах, как разведение домашнего скота (яков, водяных буйволов, овец, коз, птицы) и выращивание сельскохозяйственных культур, включая зерно и картофель. Люди в основном самодостаточны в питании, выращивая достаточно для своих повседневных нужд. Мясо составляет важную часть их рациона, и, поскольку у них нет охлаждения, его консервируют путем соления или копчения. Мосуо известны своей консервированной свининой, которую можно хранить 10 и более лет. Они производят местный алкогольный напиток из зерна, называемый сулима , который похож на крепкое вино. Сулиму регулярно пьют и обычно предлагают гостям, на церемониях и фестивалях. [9]

Местная экономика, как правило, основана на бартере . Однако расширение взаимодействия с внешним миром приводит к более широкому использованию торговой системы, основанной на наличных деньгах. Средние доходы низкие (150–200 долларов США в год), что приводит к финансовым ограничениям, когда наличные необходимы для таких видов деятельности, как образование или путешествия. Электричество было проведено в большинстве общин Мосуо, но в некоторых деревнях до сих пор нет электроэнергии. [9]

Дома Мосуо состоят из четырех прямоугольных построек, расположенных квадратом вокруг центрального двора. На первом этаже содержится домашний скот, в том числе водяные буйволы, лошади, гуси и домашняя птица. Основные помещения для приготовления пищи, еды и посещения также находятся на первом этаже. Второй этаж обычно используется для хранения вещей и спален. [9]

Роль женщин

[ редактировать ]

Как только девочка Мосуо становится достаточно взрослой, она учится задачам, которые ей предстоит выполнять всю оставшуюся жизнь. Женщины Мосуо выполняют всю работу по дому, включая уборку, уход за огнем, приготовление пищи, сбор дров, кормление скота, прядение и ткачество. [10] [11] В прошлом из-за изоляции женщины Мосуо производили все товары для дома самостоятельно. Сегодня, благодаря расширению торговли с окрестными деревнями и городами, товары стало легче добывать. Тем не менее, некоторые женщины Мосуо, особенно старшего поколения, умеют использовать ткацкие станки для производства тканевых изделий.

Роль мужчин

[ редактировать ]
Мосуо мужчины

Мужчины Мосуо помогают воспитывать детей своих сестер и двоюродных сестер, строят дома, занимаются животноводством и рыболовством. [10] чему они учатся у своих дядей и старших членов семьи мужского пола, как только становятся достаточно взрослыми. Некоторые вводящие в заблуждение авторы утверждают, что мужчины не несут никакой ответственности в обществе Мосуо — у них нет работы, они отдыхают весь день и берегут силы для ночных визитов. [12]

Убоем скота занимаются мужчины, в чем женщины никогда не участвуют. В частности, забитых свиней хранят целыми и в сухом, проветриваемом месте, что позволяет им оставаться съедобными до десяти лет. [ нужна ссылка ] Это особенно полезно, когда из-за суровых зим не хватает еды.

матрилинейность

[ редактировать ]

За исключением женщин и мужчин, потерявшихся в обществе Мосуо или разлученных, в противном случае они обычно узнают, кто их отец, из случайных разговоров с намеками со стороны семьи и соседей. Когда малышу исполнится годик, в гости придут мама и сестра папы с подарками. На большие праздники дети посещают дом своего отца. Отцы не несут ответственности за дисциплину и обеспечение своих детей. Вместо этого от них ожидается, что они будут дисциплинировать и заботиться о детях своих сестер, а также быть близкими к биологическим детям своих племянников. Таким образом, жители Мосуо «знают своего отца, но не близки со своим отцом».

Матриарх

[ редактировать ]

Матриарх ( Ами, или старшая женщина по-китайски) является главой дома. Ами ; обладает абсолютной властью [10] она решает судьбу всех, кто живет под ее крышей. В ходячих браках женщины Мосуо несут ответственность за большую часть работы по дому и финансовые решения. Матриарх также управляет деньгами и работой каждого члена семьи. [12] Когда Ами пожелает передать свои обязанности следующему поколению, она передаст этой женщине-преемнице ключи от домашнего хранилища. [10] означает переход прав собственности и ответственности.

Важным историческим фактом, который часто упускают из виду в исследованиях Мосуо, было то, что их социальная организация традиционно была феодальной, с небольшой знатью, контролирующей более крупное крестьянское население. [11] Дворянство Мосуо практиковало «параллельную линию происхождения», которая поощряла сожительство, обычно внутри дворянства. [13] в котором отец передал свой социальный статус сыновьям, а женщины передали свой статус дочерям. Таким образом, если бы женщина-простолюдинка Мосуо вышла замуж за крепостного, ее дочь стала бы другим простолюдином, а ее сын имел бы статус крепостного. [11]

Чуан-Кан Ши утверждал, что матрилинейность и «ходячий брак» ( тиссе ) являются первичными институтами семьи, пола и воспроизводства, а брак вторичен. [14] Как утверждает Ши, брак, в отличие от тисе , был введен в общество Мосо через контакты с другими этническими группами в Юань и Цин процессе строительства империй .

Принятие

[ редактировать ]

Если нет потомков одного пола, ребенок из другой семьи обычно присоединяется к приемному дому. [15] Такой ребенок может происходить из большой семьи или из слишком маленькой, чтобы продолжать жить. Дети, воспитанные в этом смысле, генеалогически связаны со своими новыми семьями. К ним относятся как к равным членам семьи; в некоторых случаях приемные женщины становятся матриархами своих приемных семей. [15]

Ходячие браки

[ редактировать ]

Одним из наиболее известных аспектов культуры Мосуо является практика «ходячего брака» (走婚 цзу хун по-китайски), хотя эта практика остается плохо изученной. [16] Ходячие браки - наиболее известная форма брака в культуре Мосуо; однако нередко женщины в культуре Мосуо выходят замуж за пределами своей культуры, поэтому участвуют в браках, отличных от ходячих браков. В ходячем браке оба партнера в течение дня живут под крышей своих больших семей; однако ночью мужчина обычно навещает женщину и остается в ней (если есть разрешение) до восхода солнца. Таким образом, технически они не живут в одном доме, но могут свободно посещать их, если им будет предоставлено разрешение. Детей родителей в ходячем браке отец не воспитывает. Братья матери (дяди по материнской линии) в браке берут на себя обязанности отца, поскольку отца обычно нет рядом в дневное время. Из-за разделения отца и матери крайне важно, чтобы дядя(и) играли большую роль в развитии ребенка. [17]

Ши (2010) предлагает наиболее сложную антропологическую оценку практик сексуального союза Мосуо. «Все продолжающиеся сексуальные отношения в культуре Мосуо называются «ходячими браками». Эти узы «основаны на взаимной привязанности». [15] «Когда женщина или мужчина Мосуо проявляет интерес к потенциальному партнеру, именно женщина может дать мужчине разрешение навестить ее. Эти визиты обычно держатся в секрете: мужчина посещает дом женщины после наступления темноты, ночует и утром возвращается домой». [16] После рождения ребенка у мужчины нет морального, культурного или юридического обязательства заботиться о нем. Однако ребенок будет воспитываться с должной заботой и вниманием. Огромная поддержка со стороны большой семьи женщины позволяет как мужчине, так и женщине вступать в сексуальные отношения с кем им заблагорассудится.

Общая практика

[ редактировать ]

«У Мосуо большие большие семьи, и несколько поколений (прадеды, бабушки и дедушки, родители, дети, внуки, тети, дяди, племянницы, племянники и т. д.) живут вместе в одном доме. Все живут в общих помещениях, и там нет отдельных спален или жилых помещений, за исключением женщин определенного возраста (см. раздел «Достижение совершеннолетия» ниже), которые могут иметь свои собственные отдельные комнаты». [16] [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

«Хотя союз может быть долгосрочным, мужчина никогда не живет с семьей женщины, и наоборот. Мужчины и женщины Мосуо продолжают жить со своими семьями и нести ответственность перед ними. Пара не делит имущество. Отец обычно имеет мало ответственности за свое потомство». [16] [ Эта цитата нуждается в цитировании ] Однако это не значит, что мужчины могут освободиться от обязанностей и проводить каждую ночь, участвуя в махинациях. После работы они обязаны идти домой и помогать воспитывать племянниц и племянников. Дети полагаются на коллективные усилия большой семьи, а не на усилия биологического отца. [17]

«Отец может проявлять интерес к воспитанию своих детей, принося подарки семье матери. Это дает ему статус в семье матери, но на самом деле не делает его частью семьи». [16] [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Матрилинейное общество

[ редактировать ]

В отличие от других культур, женщины в обществе Мосуо доминируют в домашнем хозяйстве и семье. Они несут ответственность за работу по дому, сельскохозяйственные работы и уход за детьми. В ходячем браке наследственная линия наиболее важна со стороны жены, а дети пары проживают и принадлежат семейному хозяйству жены. [16] Учитывая, что женщины отвечают за большую часть домашней работы, они играют более важную роль в ходячем браке и к ним относятся с большим уважением и важностью в этом обществе. [18]

Мужья в ходячих браках играют гораздо менее важную роль, чем жены. Мужья в этих отношениях обычно являются фигурами, которые отвечают за все религиозные и политические решения в семье. [19] Что касается семейных обязанностей, то у отца или мужа в семье не так много обязанностей в отношении семьи, как у жены. Фактически, родственники мужского пола со стороны матери, такие как дяди и двоюродные братья, обычно являются «отцовской фигурой» для детей мужа. [16] Братья матери занимают центральную роль в домашнем хозяйстве. В их обязанности входит дисциплинирование детей, уход за ними и финансовая поддержка детей. [16] Поскольку муж и жена живут со своими близкими родственниками, они помогают заботиться о детях семьи и решать вопросы, касающиеся их домашнего хозяйства. Хотя отцы участвуют в жизни детей своих сестер, они не обязательно участвуют в жизни своих биологических детей. В ходячих браках участие отца в жизни ребенка не является обязательным. [16] Если отец решает заняться воспитанием собственного биологического ребенка, он может приносить подарки и помогать женщине в работе по хозяйству. Эти отношения могут осуществляться независимо от того, находятся ли женщина и мужчина в живом браке, и это дает мужчине своего рода «официальный статус» в семье без его полного участия. [19]

Преимущества ходячего брака

[ редактировать ]

Помимо того, что ребенок получает исключительную заботу и внимание со стороны большой семьи, участие в «ходячем» браке имеет множество незаметных преимуществ. Например: развод никогда не является проблемой, поскольку мужчина и женщина юридически не связаны друг с другом, поэтому у них очень мало одинаковых обязанностей. Также никогда не возникает споров о том, кому принадлежит право опеки над ребенком, поскольку ребенок принадлежит к большой семье матери и берет фамилию матери. В случае смерти родителя ребенок по-прежнему пользуется огромной заботой и любовью со стороны расширенной семьи. [15]

Мифы и споры

[ редактировать ]

Посторонние люди часто верят в следующие мифы:

У женщин Мосуо много партнеров

[ редактировать ]

«Хотя женщина Мосуо может менять партнеров так часто, как ей хочется, немногие женщины Мосуо имеют более одного партнера одновременно. Антропологи называют эту систему « серийной моногамией ». Большинство Мосуо формируют долгосрочные отношения и не меняют партнеров часто. [5] Некоторые из этих пар могут даже длиться всю жизнь». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]

Но, по мнению других антропологов, это более недавнее изменение, «перед лицом политических кампаний и культурной интеграции с ханьцами » , и «предыдущие поколения часто продолжали иметь несколько партнеров даже после рождения ребенка». сообщают, что у них было более 30, 40, даже 50 партнеров на протяжении всей жизни» [15] и, несмотря на эти изменения, «понятия исключительности не укоренились, а в языке на нет слова, обозначающего« ревность »». [15]

Отцы детей обычно неизвестны

[ редактировать ]

Подавляющее большинство женщин знают отцов своих детей; на самом деле это источник смущения, если мать не может определить отца ребенка. [15] Но «в отличие от многих культур, которые осуждают матерей и детей без явного отцовства, дети На не вызывают такого порицания». [15] Отец ребенка, рожденного от ходячего брака, увидит своего ребенка не днем, а в ночное время. Отец не играет такой большой роли в развитии ребенка. «При рождении ребенка отец, его мать и сестры приходят, чтобы отпраздновать и принести подарки. В Новый год ребенок навещает отца, чтобы выразить почтение ему и его семье. Отец также участвует в рождении ребенка. Церемония старения Хотя у него нет повседневной роли, отец, тем не менее, является важным партнером». [16]

Мосуо женщины

Достижение совершеннолетия

[ редактировать ]

Церемония совершеннолетия, которая происходит в тринадцатилетнем возрасте, является одним из самых важных событий в жизни ребенка Мосуо. Перед этой церемонией все дети Мосуо одеваются одинаково, и им ограничиваются определенные аспекты жизни Мосуо, особенно те, которые связаны с религиозными обрядами. Кроме того, ребенок, который умирает до этой церемонии, не получает традиционных похорон. По достижении совершеннолетия девочкам выдают юбки, а мальчикам — брюки (поэтому для девочек это называется «церемония юбок», а для мальчиков — «брючная церемония»). [20]

По достижении совершеннолетия женщины Мосуо могут получить собственную спальню, называемую «цветочной комнатой»; и, достигнув половой зрелости , может начать приглашать партнеров для «ходячих браков».

Это центр домашнего хозяйства. Он сочетает в себе поклонение природе, предкам и духам. [10] За очагом находится каменная плита (по-китайски называемая го чжуан ) и родовой алтарь, где члены семьи Мосуо оставляют подношение еды. Они делают это перед каждым приемом пищи, даже за чаем. [11]

Похороны

[ редактировать ]

Смерть – удел людей, [10] кто занимается организацией похорон. Это единственный раз, когда мужчины готовят еду для семьи и гостей. Обычно каждая семья в деревне отправляет хотя бы одного мужчину помочь с приготовлениями. Дабасу и Ламе предлагается прочитать молитвы за усопшего. Мосуо верят, что если духу не поможет Даба, он погибнет. [10] Без лам дух не сможет достичь реинкарнации. [10] Гробы маленькие и квадратные, в них тело умершего помещают в позу эмбриона, чтобы оно могло переродиться в следующей жизни. Во время кремации вокруг костра водят украшенную лошадь, которая, по мнению Мосуо, поможет унести дух умершего. После этого друзья и родственники собираются, чтобы отдать последние почести и пожелать умершему легкого пути на землю своих предков. [10]

Хотя в некоторых азиатских культурах практикуется поедание собак, в Мосуо это строго запрещено. [10] В культуре Мосуо существует миф, согласно которому давным-давно продолжительность жизни собак составляла 60 лет, а у людей — тринадцать лет. Люди чувствовали, что их продолжительность жизни слишком коротка, поэтому они обменивали ее на собак в обмен на то, чтобы отдать им дань уважения. [11] Поэтому собаки – ценные члены семьи. Их никогда не убивают и уж точно никогда не едят. Во время обряда посвящения во взрослую жизнь подростки Мосуо молятся перед домашними собаками. [10]

Религия является важной частью жизни Мосуо. Оно состоит из двух сосуществующих верований: собственной синкретической веры под названием Даба и влияния тибетского буддизма .

Даба был частью культуры Мосуо на протяжении тысячелетий и передавался из поколения в поколение из уст в уста. Он функционирует как хранилище большей части культуры и истории Мосуо. Он основан на анимистических принципах и включает в себя поклонение предкам и поклонение богине-матери: «Мосуо единственные среди своих соседей, у которых есть богиня-мать-хранительница, а не бог-воин-покровитель». [21]

Основными задачами жреца (или шамана ), также называемого даба , являются изгнание нечистой силы и помощь умершим духам. [10] Священники пьют алкоголь до тех пор, пока не войдут в транс и не смогут общаться с этими духами. Поскольку у Мосуо нет письменности, нет ни религиозного письма, ни храма. Все священники Даба — мужчины, и они живут в доме своей матери со своими братьями и сестрами. Когда они не исполняют свои религиозные обязанности, они занимаются повседневными делами, такими как рыбалка и скотоводство. [22]

В повседневной жизни Даба играет гораздо меньшую роль в жизни Мосуо. Даба в основном призывают для проведения традиционных церемоний на ключевых мероприятиях, таких как присвоение имени ребенку, церемония совершеннолетия ребенка, похороны или специальные мероприятия, такие как Весенний фестиваль. Даба также призывают совершить определенные обряды, если кто-то болен.

Наступает культурный кризис. Из-за прошлой политики китайского правительства, согласно которой быть священником Даба было незаконным (эта политика теперь прекращена), осталось очень мало даба, большинство из которых - старики. Это заставляет некоторых Мосуо беспокоиться, что история и наследие Мосуо могут быть потеряны, когда нынешнее поколение Даба уйдет.

В последние годы буддизм начал играть более важную роль в их культуре. Сегодня преобладающей религией является буддизм тибетского типа, но он был несколько адаптирован к обществу Мосуо. Как и буддийское население Тибета, как миряне, так и монашествующие буддисты среди мосо едят мясо. Мосуо Ламы возносят благодарственные молитвы и молитвы за умерших. [10] предлагать базовое религиозное и светское образование маленьким детям и консультировать взрослых. В семьях, где более одного ребенка мужского пола, чаще всего одного отправляют в монахи. [15]

У Мосуо даже есть свой «живой Будда», человек, который считается реинкарнацией одного из великих тибетских духовных лидеров. Обычно он живет в Лицзяне , но на важные духовные праздники возвращается в главный тибетский храм в Юннине. Многие семьи Мосуо отправляют хотя бы одного мужчину на обучение в монахи, и в последние годы число таких монахов значительно увеличилось. Нынешний Живой Будда Мосоо умер от старости в апреле 2011 года. [ нужна ссылка ]

В большинстве домов Мосуо над огнем для приготовления пищи можно найти статую какого-нибудь буддийского божества; Семья обычно кладет небольшую часть того, что они готовят, в огонь как подношение своему божеству. В тибетских буддийских праздниках и фестивалях принимает участие вся община Мосуо.

Экономика

[ редактировать ]
Эта женщина возле озера Лугу

Мосуо в основном фермеры. Пропитание в основном основано на сельском хозяйстве. Фермеры работают «семь часов в день и семь месяцев в году». [23] Раньше выращивали исключительно овес , гречку и лен . [24] Ситуация изменилась под влиянием Хань в конце девятнадцатого века. С тех пор эти фермеры также выращивают, среди прочего, кукурузу, подсолнечник, соевые бобы, картофель и другие овощи, такие как тыква и фасоль. Картофель был их основным продуктом питания некоторое время, пока в середине двадцатого века они не начали выращивать рис, который сегодня составляет более половины годового производства. [24] В последние годы средства существования некоторых жителей Мосуо резко сместились от сельского хозяйства из-за процветающей туристической индустрии. [16]

Мосуо также содержат разнообразный домашний скот. С начала двадцатого века они разводили буйволов, коров, лошадей и коз, происходящих из регионов Хань и Тибета. Однако их предпочтительным видом являются свиньи. Свинина играет несколько важных ролей в обществе Мосуо. Им кормят гостей, он является обязательным подношением на похоронах и используется в качестве оплаты или возмещения. Хуа (2001) настаивает на том, что это «своего рода валюта и... символ богатства». [25]

Раз в год мужчины региона Мосуо собираются на ярмарку домашнего скота. Чтобы присутствовать на мероприятии, они проезжают многие мили на автобусах, лошадях или пешком. [10] Здесь мужчины продают и торгуют скотом, чтобы пополнить семейный доход.

Мосуо ловят рыбу на озере Лугу , а также устанавливают наземные ловушки для рыбы; однако они не пользуются моторными лодками, и ловить рыбу в открытой воде их весьма примитивными снастями непросто.

Мосуо говорят на на (он же наруа ), языке наиш (близком к наси) , члене сино-тибетской языковой семьи . Хотя нет никаких сомнений в том, что языки Мосуо и язык Наси тесно связаны, некоторые носители Мосо возмущаются использованием названия языка Наси, которое обычно используется для обозначения диалекта города Лицзян и близлежащих деревень. . Более адекватное название — На, употребляемое в ряде лингвистических публикаций. [26] Имя «Наруа» используется в перечне языков Летнего института лингвистики «Этнолог». Наруа Коллекция аудиозаписей доступна в Интернете. [27] а также трехъязычный глоссарий был размещен в Интернете. [28] Доступны два описания языка длиной в книгу: [26] [29] а также несколько научных статей.

Юннин На, на котором говорят в поселке Юннин, муниципалитет Лицзян, Юньнань, Китай, был задокументирован Жаком и Мишо (2011). [30]

Таблица древних символов Мосуо (и их значений, написанных на китайском языке), найденная в Музее культуры Мосуо на озере Лугу.

Как и другие китайцы, мосо сегодня используют письмо хань для повседневного общения. Тибетское письмо иногда может использоваться в религиозных целях. [ нужна ссылка ]

У Мосуо также есть собственная религия Даба , в которой используются 32 символа. [31] [32] «Они следуют «первобытной» системе верований. Однако главные специалисты по ритуалам религии Даба, которых называют даба, вышли за пределы стадии одержимых духом шаманов, а также владеют рядом священных текстов. Поэтому , этих практикующих следует отнести к типу священников». [33] Однако в настоящее время предпринимаются усилия по развитию письменной формы языка мосуо. [22]

Межкультурные обмены

[ редактировать ]

Ханьцы — этническое большинство Китая, одна из 56 этнических групп Китая . В регионе Юннин во времена династии Мин Мосо объединило многие идеалы Хань. [10] Мосо также приняли буддизм и адаптировали его в соответствии со своими ценностями. Ни Культурная революция, ни торговля между различными культурами фундаментально не изменили убеждения Мосуо. Но в последнее время общество Мосуо быстро меняется.

Современность

[ редактировать ]

С усовершенствованными технологиями улучшаются дороги и транспорт. Молодые мужчины и женщины Мосуо используют эти способы, чтобы покинуть свои деревни и найти работу в соседних городах. Телевидение принесло идеи современного мира и образ более обеспеченного образа жизни. Кроме того, мужчины начали устраиваться на работу независимо от домашнего хозяйства и зарабатывать собственный доход. Пожилые Мосуо опасаются, что в результате этого возникнут имущественные конфликты. Забота о семье, поскольку младшие поколения детей покидают деревни, также вызывает беспокойство. [10]

История озера

Мосуо, живущие недалеко от озера Лугу, населяют эстетически привлекательный регион. Фотографов, телевизионщиков, писателей и художников привлекают в свои дома. Повышенное внимание привлекло и туристов. Туризм в основном является внутренним и обычно осуществляется в рамках организованных туристических групп, желающих познакомиться с культурой, которая кажется «экзотической». Туризм повлиял на практику родства и воспитания детей: Мосуо, проживающий в районах, где преобладает туризм, с меньшей вероятностью придерживается строгих матрилинейных норм. [16]

О Мосуо снято множество документальных фильмов на английском и китайском языках, а кинофестиваль некоторым из них даже был посвящен . Большинство фильмов увековечивают миф о том, что женщины управляют обществом, а в некоторых даже утверждается, что мужчины не имеют права голоса в политических или бытовых вопросах и не работают.

См. также

[ редактировать ]

Библиография

[ редактировать ]
  • Барбер, Найджел (25 января 2014 г.). «Китайское племя без брака указывает на будущее» . Хаффингтон Пост.
  • Даши, Латами (редактор). Сборник исследовательских работ по обществу и культуре Мосо (1960–2005), издательство Yunnan University Press, главный редактор: Латами Даши.
  • Гонг, Бинглинь; Ян, Хуэйбинь; Ян, Чун-Лей (2015). «Гендерные различия в эксперименте с диктатором: данные матрилинейного Мосо и патриархального И». Экспериментальная экономика . 18 (2): 302–313. дои : 10.1007/s10683-014-9403-2 . S2CID   254461390 .
  • Хамон, Раэнн Р.; Инголдсби, Брон Б., ред. (2003). Выбор партнера: в разных культурах . Таузенд-Оукс, Калифорния: Публикации Sage.
  • Харденберг, Роланд Дж. (2008). «Мосо (Китай) в межкультурном сравнении: возможности и ограничения сравнительного подхода в этнологии». Пайдеума . 54 : 109–127. ISSN   0078-7809 .
  • Хуа, Цай (2001). Общество без отцов и мужей: На Китая . Нью-Йорк: Зональные книги.
  • Мэттисон, Шивон М.; Ссельза, Брук; Блюменфилд, Тами (2014). «Отцовские инвестиции и положительное влияние отцов среди матрилинейных Мосуо Юго-Западного Китая». Американский антрополог . 116 (3): 591–610. дои : 10.1111/aman.12125 .
  • Мэттисон, Шивон М. (2010). «Экономические последствия туризма и эрозия системы посещения Мосуо озера Лугу» . Азиатско-Тихоокеанский журнал антропологии . 11 (2): 159–176. дои : 10.1080/14442211003730736 .
  • «Матриархальная/матрилинейная культура». Матриархальная/матрилинейная культура. Ассоциация культурного развития Мосуо озера Лугу, 2006. Интернет. 25 октября 2016 г.
  • Наму, Ян Эрче; Матье, Кристина (2003). Покидая Мать-Озеро: детство на краю света . Бостон: Литтл, Браун. ISBN  978-0-316-12471-3 .
  • Ши, Чуан-кан (2010). В поисках гармонии: традиции сексуального союза и семейной жизни мосо . Стэнфорд. ISBN  9780804761994 .
  • Стейси, Джудит (2011). Unhitched: Любовь, секс и семейные ценности от Западного Голливуда до Западного Китая . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  978-0-8147-8382-5 .
  • Стокард, Дженис Э. (2002). Брак в культуре: практика и значение в различных обществах . Харкорт. ISBN  9780155063860 .
  • Уорд, Марта; Эденштейн, Моника (2009). Мир, полный женщин . Бостон: Пирсон.
  • Вайхонг, Чу. Королевство женщин: жизнь, любовь и смерть в скрытых горах Китая . ИБ Таурис, Лондон, 2017 г., ISBN   978-1-7845-3724-1 , ISBN   1-7845-3724-1
  • Сюй Дуодуо. (2015). Сравнение двадцати восьми лунных особняков дабаизма и донгбаизма. Археоастрономия и древние технологии , 3, 2: 61-81 (ссылки: 1. academia.edu ; 2. Археоастрономия и древние технологии ).
  • Сюй Дуодуо. (2017). От сценария Даба до сценария Донгба: диахроническое исследование истории пиктографических письмен Мосо. Libellarium: Журнал исследования письменности, книг и учреждений культурного наследия , X, 1: 1-47 (Ссылки: 1. Libellarium ; 2. academia.edu ).
  • Юань, Лу. «Земля ходячих браков». Естественная история. Эд. Сэм Митчелл. Нп: нп, нд 57–65. Распечатать.
  1. ^ Jump up to: а б «Мать-Мать» . Проверено 11 сентября 2015 г.
  2. ^ «Религия Даба» .
  3. ^ Сборник статей, отредактированный Латами Даши, опубликованный в 2006 году, содержит обширный список литературы на китайском языке, а также библиографию книг и статей на других языках (особенно английском), составленную Хэ Санной.
  4. ^ Jump up to: а б Мэттисон, Шивон М. (2010). «Экономические последствия туризма и эрозия системы посещения Мосуо озера Лугу». Азиатско-Тихоокеанский журнал антропологии . 11 (2): 159–176. дои : 10.1080/14442211003730736 . S2CID   153747731 .
  5. ^ Jump up to: а б с Ассоциация культурного развития озера Лугу Мосуо (2006 г.). Мосо: матриархальная/матрилинейная культура . Проверено: 10 июля 2011 г.
  6. ^ http://public.gettysburg.edu/~dperry/Class%20Readings%20Scanned%20Documents/Intro/Yuan.pdf [ пустой URL PDF ]
  7. ^ «Место в Китае, куда ведут женщины» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР .
  8. ^ Антропологи, такие как Пегги Ривз Сэнди, выступали за переопределение и повторное введение слова «матриархат», особенно в отношении современных матрилинейных обществ: «матриархат не является зеркальной формой патриархата, а, скорее, матриархат» подчеркивает материнские значения, когда «материнские символы связаны с социальными практиками, влияющими на жизни обоих полов и где женщины играют центральную роль в этой практике»Пегги Ривз Сэндей, антрополог, «Женщины в центре: жизнь в современном матриархате» , издательство Корнеллского университета, 2002.
  9. ^ Jump up to: а б с Ассоциация культурного развития озера Лугу Мосуо (2006 г.). Мосуо: повседневная жизнь . Проверено: 11 июля 2011 г.
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Королевство женщин: Матриархальный Мосо Китая (2007, 54 мин.) Фильмы для гуманитарных наук и общества
  11. ^ Jump up to: а б с д и Хуа, Цай. Общество без отцов и мужей: На Китая. Асти Хустведт, пер. Нью-Йорк: Зональные книги, 2001.
  12. ^ Jump up to: а б Дамы озера: Матриархальное общество , Journeymen Pictures, ISBN  978-1463105402 .
  13. ^ Хуа, Цай. Общество без отцов и мужей: На Китая , с. 55. Асти Хустведт, пер. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк, США: Zone Books, 2001.
  14. ^ Чуан-Кан Ши. «Происхождение браков среди Мосо и строительство империи в позднеимперском Китае». В Журнале азиатских исследований 60, № 2 (май 2001 г.): 381–412.
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Блюменфилд, Тами (2009), На Юго-Западного Китая: развенчание мифов (PDF) , заархивировано из оригинала (PDF) 20 июля 2011 г.
  16. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Мэттисон, Шивон М.; Ссельза, Брук; Блюменфилд, Тами (2014). «Отцовские инвестиции и положительное влияние отцов среди матрилинейных Мосуо Юго-Западного Китая». Американский антрополог . 116 (3): 591–610. дои : 10.1111/aman.12125 .
  17. ^ Jump up to: а б «Матриархальная/матрилинейная культура». Матриархальная/матрилинейная культура. Ассоциация культурного развития Мосуо озера Лугу, 2006. Интернет. 25 октября 2016 г.
  18. ^ Юань, Лу. «Земля ходячих браков». Естественная история. Эд. Сэм Митчелл. Нп: нп, нд 57-65. Распечатать.
  19. ^ Jump up to: а б Гун, Бинлинь, Хуэйбинь Ян и Чун-Лэй Ян. «Гендерные различия в эксперименте с диктатором: данные матрилинейного Мосо и патриархального И». Электронный журнал SSRN (2010): 1-25. Веб. 25 октября 2016 г.
  20. ^ Стейси, Джудит (2009). «Отпрягаем лошадь от повозки: любовь и брак среди мосуо». Обзор права штата Юта .
  21. ^ Матье, Кристина. История и антропологическое исследование древних королевств китайско-тибетского пограничья - Наси и Мосуо , Исследования Меллена по антропологии , Том. 11, 2003.
  22. ^ Jump up to: а б О двадцати восьми лунных обительских системах в дабаизме и донгбаизме и об анализе двух систем письма в соответствии с новаторской интерпретацией, ср. Сюй Дуодуо. (2015). Сравнение двадцати восьми лунных особняков дабаизма и донгбаизма. Археоастрономия и древние технологии , 3, 2: 61-81 (Ссылки: 1. academia.edu ; 2. Археоастрономия и древние технологии ).
  23. ^ Хуа, Цай. Общество без отцов и мужей: На Китая , с. 41. Асти Хустведт, пер. Нью-Йорк: Зональные книги, 2001.
  24. ^ Jump up to: а б Хуа, Цай. Общество без отцов и мужей: На Китая , с. 40. Асти Хустведт, пер. Нью-Йорк: Зональные книги, 2001.
  25. ^ Хуа, Цай. Общество без отцов и мужей: На Китая , с. 42. Асти Хустведт, пер. Нью-Йорк: Зональные книги, 2001.
  26. ^ Jump up to: а б Мишо, Алексис (26 апреля 2017 г.). Тон в Юннин На: лексические тона и морфотонология . Берлин. ISBN  9783946234869 . OCLC   992500105 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  27. ^ «Голоса Мосуо: записи На (Мосуо) в коллекции Панглосса» . НЦРС/АДОНИС. Архивировано из оригинала 3 июля 2013 года . Проверено 30 апреля 2013 г.
  28. ^ Мишо, Алексис. «Онлайн-на-англо-китайский словарь (версия 1.0)» . Проверено 18 декабря 2015 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  29. ^ Лидз, Свобода (2010). Описательная грамматика Юннин На (Мосо) . Техасский университет, факультет лингвистики. Кандидатская диссертация.
  30. ^ Жак, Гийом и Алексис Мишо. 2011. « Подход к исторической фонологии трех сильно эродированных сино-тибетских языков ». Диахроника 28:468-498.
  31. ^ СЮй Дуодуо. (2017). От сценария Даба до сценария Донгба: диахроническое исследование истории пиктографических письмен Мосо. Libellarium: Журнал исследования письменности, книг и учреждений культурного наследия , X, 1: 1-47 (Ссылки: 1. Libellarium ; 2. academia.edu ).
  32. ^ Эти символы, которые часто ошибочно принимают за письменность, не представляют собой письменный язык. В настоящее время не существует письменной формы нару, родного языка Мосо; это чисто устный язык, на котором вся история, традиции и церемонии передаются из поколения в поколение из уст в уста.
  33. ^ Чжаолинь, Сун (2011). Народная религия и шаманизм . Брилл. п. 423. ИСБН  978-9004174559 .
  34. ^ Сестры Мосуо на IMDb  Отредактируйте это в Викиданных
  35. ^ Бергман, С. (продюсер и режиссер). (2011). Солнечная сторона секса: документальный сериал Санни Бергмана [Кинофильм]. Нидерланды: Viewpoint Productions.

Другие СМИ

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0464a13adfc301e23521b16fc08e2843__1721732580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/43/0464a13adfc301e23521b16fc08e2843.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mosuo - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)