Буян люди
Общая численность населения | |
---|---|
2,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Префектура Вэньшань , округ Юньнань и Напо , Гуанси в Китае | |
Языки | |
Буян , Чжуан , юго-западный мандарин |
Народ Буян — официально непризнанная этническая группа кра, проживающая в префектуре Вэньшань провинции Юньнань и округе Напо провинции Гуанси в Китае . Они тесно связаны с Лаха , Кабиао , Гелао и Лачи . На языке буян говорят, хотя многие буян сейчас переходят на чжуанский и юго-западный мандаринский диалект . В Юньнани буян классифицируются китайским правительством как чжуан они классифицируются как яо , а в Гуанси (Li 2006).
Имена
[ редактировать ]Имя Буян происходит от чжуанского pu˨ jaaŋ˨˦ (альтернативно pu˨ şaaŋ˨˦ ), что означает «другие люди». Буян округа Напо , Гуанси, называют себя ʔia˧ hrɔŋ˥˧ , а Гуаннань Буян называют себя па˧ ха˧ . В округах Напо и Цзинси другие группы чжуан называют многих чжуан «буянами». В юго-восточных округах Гуйчжоу и Тяньлинь, Лунлинь и Силинь провинции Гуанси многие деревни также содержат слово 央 , что позволяет предположить, что эти деревни могли быть ранее говорящими на буян областями, которые были ассимилированы народом чжуан .
Буян округа Гуаннань и округа Фунин официально классифицируются как Чжуан , а жители округа Напо классифицируются как Яо . Это потому, что одежда Буян похожа на одежду Яо , и многие Чжуаны и Хань ошибочно принимают Буян за Яо и называют их:
- Ту Яо Ту Яо, «туземный Яо»
- Ти Яо Ти Яо, «Железный Яо»
- Лю Яо 六瑶, «Шесть Яо»
Буян округа Напо также называют Лю Яо 六瑶 («Шесть Яо»), потому что раньше они жили в шести деревнях (Ли и Луо, 2010). Согласно справочнику округа Напо (那坡县志), этот экзоним восходит к династии Цин , когда «Шесть Яо» жили в деревнях Няньи 念益, Гуоли 果列, Яньцунь 燕村, Жунтун 荣屯, Гунхэ 共和и Шанхэ善合. [ 1 ]
Культура
[ редактировать ]Традиционная одежда буян напоминает одежду народов гелао и лачи , хотя многие сейчас перешли на одежду в стиле чжуан. Сегодня большинство буян отмечают фестивали Чжуан, хотя Гуаннань Буян (или паха) празднуют Фестиваль поклонения дракону и День Инь, или Новый год, фестиваль.
История
[ редактировать ]Люди Буян, возможно, первоначально мигрировали на свои нынешние места в Юньнани и Гуанси из провинции Гуйчжоу на севере, которая сейчас оккупирована людьми Гелао . Различные исторические свидетельства свидетельствуют о том, что в прошлом буянги были гораздо более густонаселенными. Например, многие названия деревень в округах Силинь , Лунлинь и Напо начинаются с Ян (央 или 秧), что позволяет предположить, что они, возможно, раньше были районами, говорящими на буяне, по крайней мере, во времена династии Цин . Сегодня доминирующими языками в этих областях являются буэй и ян чжуан . Ли (1999) утверждает, что следующие округа раньше были населены носителями языка буян, но их больше нет:
Большинство проживало в долине реки Хуншуй (Хуншуй Хэ 红水河). Сегодня река служит границей между северо-западом Гуанси и юго-западом Гуйчжоу .
Легенда буянов Гуанси гласит, что когда-то три брата Буян жили в бедности. Один остался в Гуанси, другой уехал в Юньнань, спасаясь от бедности, а третий мигрировал в северный Вьетнам. Третий брат, мигрировавший во Вьетнам, мог быть предком народа Эн (Нунг Вен) или народа Кабиао .
В хрониках эпохи Цин также упоминается народ Пуян 普央, живший в Гуаннани (Li & Luo 2010).
По словам Холма (2003:15), [ 2 ] Буян раньше строили подвесные гробы , в том числе висячие гробы на скалах над большим изгибом реки Хуншуй недалеко от деревни Банвэнь 板文村, городка Сихэ 四合乡, уезда Дунлан , Гуанси .
- Сообщается, что буянг «были изгнаны на «край неба и в угол моря», то есть намного южнее, после поражения в состязании в остроумии с верхушечным предком буйей Бау Родо. Однако даже сейчас Когда ночью дует ветер, жители деревни все еще зажигают лампы, потому что в противном случае возвращающиеся призраки Буянга примут их дома за пещеры и влетят в них. В такие ночи женская одежда развешивается на деревьях, чтобы сохранить дух. Буянга в страхе — цитата из Холма (2003:15). [ 2 ]
Холм (2003:159–160) [ 2 ] сообщает, что буян продолжают существовать в легендах народа чжуан уезда Дунлан , Гуанси, и народа буй из Синъи, Гуйчжоу .
- Сами буянги говорят, что их предки были выходцами из Гуандуна и Гуанси. На самом деле следы Буянга широко распространены. В бывшей префектуре Синъи на юго-западе Гуйчжоу и в субпрефектуре Силун на крайнем северо-западе Гуанси существует множество названий деревень и частоколов, которые содержат элемент «ян». Большинство жителей этой местности называют себя либо Боуэй, либо Чжуан. Однако, согласно местным легендам, именно Буян первоначально открыл эту территорию и построил рисовые поля. Это обстоятельство до сих пор отмечается каждый год в 6-й день 6-го лунного месяца, когда местные Чжуан и Буэй убивают курицу и приносят подношения вина на полях «рисовым полям Буяна», поминая Буяна и тем самым молясь за него. обильный урожай. - цитата из Холма (2003: 159-160) [ 2 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «gxdqw.com» . www.gxdqw.com . Проверено 3 июня 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д Холм, Дэвид. 2003. Убийство буйвола во имя предков: чжуанский космологический текст из Юго-Западного Китая . ДеКалб, Иллинойс: Публикации Юго-Восточной Азии, Центр исследований Юго-Восточной Азии, Университет Северного Иллинойса.
- Диллер, Энтони, Джерольд А. Эдмондсон и Юнсянь Луо, изд. Языки Тай-Кадай . Серия языковых семей Рутледж. Психология Пресс, 2008.
- Ли Цзиньфан (1999). Буян Юй Ян Цзю. Пекин: Издательство Центрального университета национальностей.
- Ли Цзиньфан и Ло Юнсянь. Буянский язык Южного Китая: грамматические примечания, глоссарий, тексты и переводы . Pacific Linguistics Publishers, Австралийский национальный университет, 2010 г.