Кам люди
![]() Этнические камские женщины и мужчины в праздничных нарядах. Округ Липин , Гуйчжоу, Китай. | |
Общая численность населения | |
---|---|
2,960,293 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Гуйчжоу , Хунань и провинции Гуанси , Китай ; небольшие карманы во Вьетнаме и Лаосе | |
Языки | |
Пришел , китаец | |
Религия | |
Политеизм |
Народ Кам ( Кам : Гаэмл , [kɐ́m] ), официально известный в Китае как народ Донг ( китайский : 侗族 ; пиньинь : Донгзу ), является народом Кам-Суй и одной из 56 этнических групп, официально признанных Народной Республикой Китай . Они живут в основном в восточной части Гуйчжоу , западной провинции Хунань и северной части Гуанси . Небольшие скопления говорящих на языке кам найдены в провинции Туен Куанг во Вьетнаме. [1]
Они славятся своим местным сладким рисом Кам ( китайский : 香禾糯 ), столярными навыками и уникальной архитектурой, в частности формой крытого моста , известного как «мост ветра и дождя» ( китайский : 风雨桥 ). Люди Кам называют себя Кам , Гемл , Джемл или Гаэмл . [2]
История
[ редактировать ]Считается, что камы являются современными потомками древних народов Рау, населявших большую часть южного Китая. [3] Легенды Камов обычно утверждают, что предки Камов мигрировали с востока. Согласно миграционным легендам южных камов, их предки происходили из Гуанчжоу , Гуандун и Учжоу , Гуанси . Северные камы утверждают, что их предки бежали из Чжэцзяна и Фуцзяня из-за нашеств саранчи . Некоторые ученые (в основном китайские) также полагают, что Кам были ветвью Бай Юэ из первого века нашей эры. Бай Юэ населяли бассейн реки Янцзы после распада Королевства Юэ примерно в первом веке нашей эры, что привело к созданию множества небольших вождеств. [2]
Первое явное упоминание о народе Кам (или Донг) происходит из источников династии Мин. произошло множество восстаний Кам Во времена династий Мин и Цин , но ни одно из них не увенчалось успехом в долгосрочной перспективе. Цин разработал в этом районе обширную ирригационную систему, и урожай риса значительно увеличился, но в основном от этого выиграли местные землевладельцы. Камы подвергались дальнейшей эксплуатации после первой Опиумной войны 1840–1842 годов западными войсками, капиталистами, землевладельцами, ростовщиками и чиновниками Цин. [2]
В результате этих событий многие камы помогли китайским коммунистам или присоединились к ним вскоре после их основания в 1921 году. Они поставляли продовольствие и ресурсы Красной Армии, когда она проходила через Гуанси во время Великого похода. Некоторые Камы также вступили в союз с Народно-освободительной армией, создав партизанские отряды против сил Чан Кайши. После 1949 года в Камских районах быстро развивалась инфраструктура. Были построены школы, дороги, небольшие заводы и многое другое. Многие Камы также стали государственными чиновниками. [2]
Хотя китайцы кам и хань сегодня в целом хорошо ладят друг с другом, история Гуйчжоу отмечена бесчисленными противоречиями и конфликтами между ханьскими китайцами и неханьскими меньшинствами. Сегодня многие кам ассимилируются в основное китайское общество, поскольку сельские камы переезжают в городские районы, что приводит к смешанным бракам с ханьскими китайцами и утрате камского языка . Однако различные попытки сохранить культуру и язык Кам оказались очень успешными, а улучшение условий жизни в сельской местности Гуйчжоу может побудить местных жителей деревни Кам остаться, а не переехать в крупные городские районы.
Язык
[ редактировать ]Камский язык ( автоним : lix Gaeml ) — язык тай-кадай (китайский: чжуан-дун ). Ethnologue выделяет три камских разновидности как отдельные, но тесно связанные языки: Северный Донг [doc], Южный Донг [kmc] и Цао Мяо [cov]. [4] [5] [6] Суй , Маонань и Мулао — языки, наиболее тесно связанные с камом. Исторически Северный Кам находился под гораздо большим влиянием китайцев, чем Южный Кам. [2]
Камский язык не имеет собственной традиционной письменности. Люди Кам иногда используют китайские иероглифы для обозначения звуков слов Кам. был Латинский алфавит разработан в 1958 году, но он мало используется из-за нехватки печатных материалов и подготовленных учителей.
Распределение
[ редактировать ]

- Распределение Кама на уровне уезда
(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживает >1% населения округа.)
Провинция | Префектура/город | Графство | % Пришел | Население Кама | Общая численность населения |
---|---|---|---|---|---|
Провинция Гуйчжоу | (вся провинция) | 4.62 | 1,628,568 | 35,247,695 | |
Гуйчжоу | Префектура Тонгрен | (вся префектура) | 11.41 | 376,862 | 3,302,625 |
Гуйчжоу | Префектура Тонгрен | Город Тунжэнь ( район Бицзян ) | 33.72 | 104,051 | 308,583 |
Гуйчжоу | Префектура Тонгрен | Цзянкоу уезд | 8.99 | 17,011 | 189,288 |
Гуйчжоу | Префектура Тонгрен | Юпиндонский автономный округ | 78.09 | 98,757 | 126,462 |
Гуйчжоу | Префектура Тонгрен | Уезд Шицянь | 30.49 | 101,990 | 334,508 |
Гуйчжоу | Префектура Тонгрен | Автономный округ Сонгтао Мяо | 2.56 | 14,025 | 547,488 |
Гуйчжоу | Префектура Тонгрен | Ваньшаньский район | 73.40 | 40,130 | 54,674 |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяодун автономная префектура | 31.40 | 1,207,197 | 3,844,697 | |
Кайли город | 5.10 | 22,099 | 433,236 | ||
Шибинский уезд | 2.53 | 3,464 | 137,171 | ||
округ Сансуй | 48.89 | 83193 | 170,167 | ||
Чжэньюань уезд | 32.23 | 71,800 | 222,766 | ||
Уезд Сенгонг | 32.50 | 61,006 | 187,734 | ||
Уезд Тяньчжу | 67.54 | 235,241 | 348,302 | ||
Уезд Цзиньпин | 49.64 | 94,537 | 190,429 | ||
уезд Цзяньхэ | 34.47 | 65,170 | 189,085 | ||
Липин уезд | 70.85 | 324,867 | 458,533 | ||
Уезд Жунцзян | 38.38 | 115,295 | 300,369 | ||
Уезд Цунцзян | 40.88 | 123,270 | 301,513 | ||
Лэйшань уезд | 2.08 | 2,752 | 132,004 | ||
Уезд Даньчжай | 1.07 | 1,452 | 135,400 | ||
Гуанси | 0.69 | 303,139 | 43,854,538 | ||
город Гуйлинь | 1.04 | 48,166 | 4,614,670 | ||
Автономный уезд Луншэнгэцзу | 26.57 | 42,718 | 160,796 | ||
Префектура Лючжоу | 6.51 | 229,162 | 3,522,322 | ||
уезд Жунъань | 2.93 | 8,303 | 283,029 | ||
Автономный округ Саньцзян-Дун | 55.98 | 170,248 | 304,149 | ||
Жуншуйский автономный округ Мяо | 11.28 | 48,020 | 425,608 | ||
Провинция Хубэй | 0.12 | 69,947 | 59,508,870 | ||
Эньши Туцзя Мяо автономная префектура | 1.79 | 67,440 | 3,775,190 | ||
город Эньши | 2.27 | 17,187 | 755,725 | ||
уезд Сюаньэнь | 13.93 | 46,817 | 335,984 | ||
провинция Хунань | 1.33 | 842,123 | 63,274,173 | ||
Суйнин уезд | 4.12 | 13,973 | 339,235 | ||
уезд Синьнин | 0.05 | 283 | 557,120 | ||
Автономный округ Чэнбу Мяо | 1.45 | 3,498 | 241,517 | ||
город Хуайхуа | 17.42 | 808,155 | 4,639,738 | ||
Хэчэнский район | 2.99 | 10,370 | 346,522 | ||
Уезд Хуэйтун | 52.49 | 173,947 | 331,392 | ||
Синьхуан-Дунский автономный уезд | 80.13 | 193,678 | 241,690 | ||
Автономный округ Чжицзян Донг | 52.37 | 175,030 | 334,229 | ||
Цзинчжоу Мяодун автономный округ | 26.06 | 63,962 | 245,444 | ||
Автономный уезд Тонгдао Донг | 75.96 | 156,719 | 206,327 | ||
город Хунцзян | 5.43 | 26,360 | 485,061 |
Культура
[ редактировать ]
Народ Кам известен во всем мире своим полифоническим хоровым пением, называемым Кгал Лаокс на языке Кам ( китайский : 侗族大歌 ), что можно буквально перевести как Большой хор Кам или Великая песня на английском языке. Камский большой хор внесен в список ЮНЕСКО с 2009 года . нематериального культурного наследия Камские хоровые песни включают песни о природе, рассказы и детские песни.
Одночастные песни (в отличие от полифонических или многоголосных песен) могут исполняться одним или несколькими людьми. [3] Они включают в себя:
- дуэта Йе Песни
- Песни о любви - в сопровождении пипа или нютуйцинь.
- Застольные песни
- песни невесты
- Траурные песни
- Пипа Песни
Оперы пользуются большой популярностью у камов и исполняются местными труппами. [3] Двумя известными камскими драматургами являются У Вэньцай (1798–1845), автор «Мэй Лянъюй» , и Чжан Хунган (1779–1839).
Камская устная литература содержит богатый массив легенд и народных сказаний. Многие из этих популярных историй рассказывают о лидерах прошлых восстаний (Geary 2003:218). Среди знаменитых лидеров:
- Син Ни - древняя фигура, легенда о которой, возможно, восходит к династии Тан (618–907). [3]
- У Миан - лидер восстания 1378 года во времена династии Мин из-за засухи и голода.
- Линь Куан - возглавил восстание 1397 года, но позже был казнен. Популярен среди жителей Северного Кама и отмечен древним деревом.
- У Цзиньинь - У восстал в 1740 году, сопротивляясь налогам на зерно, но был убит в 1741 году.
Ниже перечислены популярные народные сказки. Их можно найти в «Китайский народ кам» . книге Д. Нормана Гири [3]
- Два брата-сироты
- Недружелюбный старший брат
- Дин Лан и принцесса драконов
- Чжу Лан и Ньянг Мэй
- Шань Лан и Э Мэй
- Лян Шаньбо и Чжу Интай
- Суо Лао
- Мэй Дао
- Лягушка и ласточка (сказка о рисоводстве)
- Собака (сказка о рисоводстве)
- Поющее дерево (происхождение поющей сказки)
- Лян Нянни (происхождение певческой сказки)
- Лу Ньянг (сказка о барабанной башне)
Общество
[ редактировать ]Кланы Кам известны как доу и делятся на цзи , гун и домохозяйства (известные как «кухни»), соответственно, от самого большого до самого маленького по размеру. [3] Деревенские старейшины традиционно были деревенскими лидерами, хотя правительство заменяло этих старейшин деревенскими главами с 1911 по 1949 год. Общество кам также было традиционно матриархальным, о чем может свидетельствовать культ богини Са Суй (Geary 2003:88). До появления ханьских китайцев камы не имели фамилий, а различали друг друга по именам отцов.
Общее право Кам известно как куан и практикуется на четырех уровнях. [3]
- Единая деревня
- Несколько деревень
- Отдельный поселок / вся местная сельская местность
- Несколько поселков / большая часть населения Кама
Ухаживание и брак
[ редактировать ]Традиционное ухаживание состоит из трех этапов:
- Фаза ранней встречи , на которой мужчины и женщины поют песни и читают друг другу стихи.
- Фаза углубления любви , когда ухаживание происходит один на один, а песни более спонтанны.
- Фаза обмена символами , когда мужчина дарит женщине подарок, при этом женщина должна найти оправдания, чтобы проверить своего поклонника. Жетон обычно представляет собой незначительный подарок, не имеющий особой денежной ценности. Однако оно очень важно символически, поскольку в западных культурах оно эквивалентно обручальному кольцу. [3]
Свадьбы длятся три дня и сначала проводятся в доме семьи невесты. Позже невесту отправляют в дом жениха, где затем следует дневной прием и пир на всю ночь. На следующий день проводится церемония «блокирования коня», во время которой хозяева блокируют гостей под пение песен. Невеста обычно проживает в доме своих родителей несколько месяцев или даже лет. Серебряные украшения дарит невесте ее мать.
Рождение
[ редактировать ]Рождение ребенка дополняется следующими событиями: [3]
- «Человек, перешагнувший порог», первый человек, который войдет в дом, где родился ребенок, будет влиять на будущую личность и успех ребенка.
- При рождении сажают несколько елей, которые дарят в 18 лет на свадьбу и в новый дом. [7]
- Соседи приглашаются и приносят еду и подарки.
- Объявление о рождении семье матери.
- Визит родственниц примерно на третий день; подарки приносят.
- Почитание бога земли за рождение ребенка мужского пола (практикуется у Северных Камов).
- Строим «мост». Три деревянные доски выстраиваются рядом, чтобы выразить добрую волю проходящим людям.
- Обертывание рук. Руки ребенка забинтованы, чтобы предотвратить кражу вещей в дальнейшей жизни.
- Первая стрижка в месячном возрасте.
- Первый прием ферментированного риса в пищу в возрасте около месяца.
- Первое употребление мяса, смоченного в вине, в возрасте шести месяцев – считается важной вехой.
Похороны
[ редактировать ]Как и у народа мяо , похороны Кама очень сложны. Людей, умерших по неестественным причинам (например, в результате несчастного случая) , кремируют , а умерших по естественным причинам хоронят. [3] Погребение состоит из следующих этапов: [3]
- Прием дыхания – прислушивание к последним словам и последнему вздоху человека.
- Питьё прозрачного чая. В рот недавно умершего человека кладут три ложки «прозрачного чая» и небольшие кусочки серебра.
- Покупка воды для мытья трупа.
- «Обмывание» трупа – Труп накрывают влажной денежной бумагой.
- Надевание погребальных пелен – Старая одежда снимается.
- Организация «кровати мечты». суна . Во время бдения звучит
- Начиная с дороги – красного петуха убивают, а труп снимают с кровати сна и кладут в гроб. Скорбящие носят белые головные уборы (это также практикуется ханьскими китайцами).
- Копаем «колодец» (могилу).
- Проведение поминальной церемонии – Раздача подарков.
- Подъем на гору. Гробы обычно ставят высоко на склоне горы.
- Помещение гроба в «колодец» – убивают курицу и произносят молитвы. Затем курицу опускают в могилу и снова вытаскивают для последующего употребления.
- Проведение поминальных приемов – проводятся обед и ужин.
- Возвращение в гору – Сыновья возвращаются к могиле, чтобы построить могилу-курган. Умершего призывают «вернуться домой», чтобы жить у алтаря предков семьи.
- «Передача сыновей» (если умерший женского пола) – это обряд, при котором обязанности сыновней почтительности передаются от умершей матери ее старшему брату или представителю старшего брата.
Среда
[ редактировать ]В среднем по размеру камском селе 200–300 домов, в самых маленьких их всего 10–20, а в самых крупных — более 1000. [3] В деревнях Кам обычно есть:
- Ганлан (дома на сваях) Деревянные дома в стиле
- Древние и священные деревья
- Крытые («ветрово-дождевые») мосты
- Придорожные беседки с деревянными или каменными скамейками
- Арены для корриды, представляющие собой поля
- Колодцы окружены каменными краями и обычно выкапываются возле деревьев.
- Пруды с рыбой, традиционно находившиеся в коммунальной собственности
- Стеллажи для сушки зерна и зернохранилища
- Входы в деревню - для защиты от злоумышленников, а также здесь проводятся церемонии «преграждения пути».
- Барабанные башни – сегодня обычно встречаются только в южных районах Камья. Барабанные башни могут быть деревенскими или многоквартирными (Geary 2003:47).
- Алтари Са Суй, главному божеству пантеона Кам.
Популярными живописными местами на кам-язычных территориях являются район Цзюдун, район Людун, деревня Чэнъян , район Пиндэн и регион Юпин .
Сельское хозяйство и экономика
[ редактировать ]Народ Кам выращивает десятки сортов клейкого риса (известного как «Кам» или «хороший» рис). Китайцы хань выращивают неклейкий рис, который камы называют «рисом хань (китайским)». [3] Дополнительные продукты включают кукурузу , просо , овощи, сливы, персики, груши, грибы, мандарины , помело и арбузы . Хлопок выращивают для производства текстиля. Обычно кам занимают более низкие земли, чем мяо , и поэтому более богаты.
К животным, которые часто выращивают люди Кам, относятся: [3]
- Водяной буйвол: 1–3 на семью.
- Свиньи: 1–3 на домохозяйство.
- Куры: 2–20 на семью. Куры, выращенные Камом, обычно несут около 100 яиц в год.
- Утки: 2–4 на одно домохозяйство (около половины всех домохозяйств). Утки имеют тенденцию уничтожать всходы риса и поэтому менее предпочтительны, чем куры.
- Гуси: 2–4 на домохозяйство (около одной десятой всех домохозяйств). Это недавнее появление ханьских китайцев.
- Рыба: выращивается в рыбных прудах и иногда на нее охотятся.
«Четыре кита» камской кухни — клейкий рис , кислая (маринованная) пища, острый перец и рисовое вино . [3] Другие популярные местные блюда и приправы включают жареную рыбу, соус из кишок, свинину с пурпурной кровью, соус из куриной крови, масляный чай, гунго (клейкая рисовая закуска, подслащенная лианой) и бяньми (еще одна клейкая рисовая закуска). Гигантская саламандра — редкий местный деликатес. Ежедневно подается два горячих приема пищи (завтрак и ужин) и один холодный прием пищи (обед).
Камоязычный регион славится своими еловыми лесами. Пихта из района Кама использовалась для строительства кораблей исследователя 15-го века Чжэн Хэ и Большого народного зала . Основные виды экономической деятельности включают столярное дело, производство изделий из серебра и лозы. Корзины и другие плетеные изделия обычно изготавливают мужчины. Корзины могут быть изготовлены из пяти типов растительных материалов, а именно из клейкой рисовой соломы, когонгграсса , Гуанси травы , бамбука и ротанга . [3]
В последние годы туризм стал основным источником дохода для народа Кам. [3]
Фестивали
[ редактировать ]Ниже приведен список традиционных фестивалей Кам. [3]
Два новогодних фестиваля:
- Канун Нового года
- Китайский Новый год
Однодневные фестивали, связанные с работой, на которых курицу, рыбу и клейкий рис едят .
- Посев семян
- Посадка хлопка
- Мытье водяных буйволов
- Есть новый рис
Есть четыре праздника урожая, которые длятся 1–3 дня.
- Праздник середины осени
- День тыквы
- Лушэн День
- Возделывание новой земли
Певческие фестивали:
- День памяти влюбленных, убитых молнией
- Фестиваль пения Гаоба
Праздники памяти:
- День девочек
- День короля Линя - в память о Линь Куане, герое Северного Кама 14 века.
- День Дяньлун
- День Цзясюй
- День лучшей погоды – в этот день празднуется Цзян Инфан, « Робин Гуд » народа Кам, который возглавил восстание в 19 веке.
Разные фестивали:
- Уборка могил ( фестиваль Цинмин или «подметание гробниц»)
- Фестиваль сладких рисовых лепешек
- День фейерверков
- Фестиваль лодок-драконов
- Фестиваль Цзунба ( Цунба — это разновидность клецок из клейкого риса , похожая на цзунцзы .)
- Фестиваль поедания бычьих кишок
Коррида также исторически популярна среди народа Кам. [3]
Религия
[ редактировать ]Народ Кам традиционно политеистичен со многими элементами анимизма . [3] Тотемы включают черепах, змей и драконов, а предки, которым поклоняются, включают мифические фигуры Сун Сан, Сун Энь, Чжан Лян и Чжан Мэй. [3] Однако камы находились под влиянием буддизма, даосизма и конфуцианства благодаря историческим контактам с ханьцами. Это влияние в основном проявляется в поклонении предкам, похоронных обрядах и некоторых фестивалях, таких как Весна и Фестиваль лодок-драконов. [2] Камы также используют для гадания рисовые зерна, корни бамбука, улиток и куриные кости, глаза, кровь и яйца. Сегодня даосизм , буддизм и, в меньшей степени, христианство камы исповедуют .
Духи и божества
[ редактировать ]Ниже также перечислены некоторые божества и священные явления природы. [3]
- Са Ма Цин Суй, или Са Суй, — самое важное божество в мифологии Кам. Са Суй — женское божество, которое, возможно, изначально было богиней земли.
- Богиня входа в деревню
- Богиня моста
- Земельные боги и богини
- Три бога семейного процветания
- Божество любви, на самом деле состоящее из пяти богов-мужчин.
- Изгоняющий-злой бог
- Дух неба и земли
- Поклонение Солнцу и Луне (заимствовано из китайской религии)
- Гром и молния
- Горы
- Реки и ручьи
- Уэллс
- Два духа огня: один добрый и один злой
- Большие камни и валуны
- «Деревья ветра и воды» (т. е. деревья с магическими свойствами) и древние вечнозеленые деревья.
- Духи водяного буйвола
- Напитки для рассады риса
- Духи фруктовых деревьев
Змеи очень почитаются, и их часто считают прародителями древних народов Байюэ , в том числе Кам. [3] Легендарные основатели народа Кам Чжан Лян и Чжан Мэй часто призываются на помощь при болезнях и стихийных бедствиях.
Табу и суеверия
[ редактировать ]Традиционная религия Кам использует множество табу, примет и фетишей. Фетиши обычно представляют собой части растений, такие как ветви деревьев, тростник, листья и корни. Некоторые табу и суеверия перечислены ниже. [3]
- Не вступать в брак в китайский год Тигра , поскольку им приходится ждать около девяти лет, прежде чем родить первых детей.
- Беременные женщины не могут участвовать в брачных церемониях и мероприятиях, посещать больных знакомых или приносить жертвы богам.
- Женщины не могут рожать в доме матери. Существует множество других табу и суеверий, связанных с родами.
- Детям нельзя стричься до достижения месячного возраста. Пряди волос от первой стрижки необходимо хранить, а не выбрасывать.
- В гробах не может быть никаких металлических предметов, так как души усопших боятся металлических предметов, особенно меди.
- В дождливую погоду трупы нельзя помещать в гробы.
- Нельзя произносить имена, когда труп несут в могилу.
- Не следует стучать палочками по мискам, так как это напоминает поведение нищих.
- Мясо ворон или мертвых диких животных с неизвестными причинами смерти приносит неудачу, и его нельзя есть.
- Неженатым мужчинам не следует есть свиные ножки, поскольку у свиней раздвоенные копыта.
- Не следует строить новые дома, если недавно умер сосед.
- Беременным женщинам не следует смотреть, как строятся новые дома.
- Древесину, пораженную молнией, нельзя использовать для строительства домов.
- Главные входы двух домов не должны быть обращены друг к другу, так как это может стать причиной серьезных ссор.
- Лучше всего переселяться в новые дома ночью, когда деревня уже спит.
- Ничего не следует покупать в первый день китайского Нового года , так как это может привести к уменьшению количества материалов для нового года. В этот день нельзя подметать полы, выбрасывать мусор, не посещать друзей, избегать ссор, а также нельзя использовать ножи для нарезки еды.
- Не следует играть в люшенг между посевом и пересадкой рассады риса, так как это может привлечь нашествие насекомых.
- Встретить беременную женщину на охоте считается к неудаче.
- Во время охоты нельзя выкрикивать имена животных, чтобы горный бог не встал на их защиту.
- Рыба, плывущая вверх по течению, находится под защитой богов, и ее поимка приведет к неудаче.
- Выход из дома 7, 17 или 27 числа месяца – к неудаче. (Этот обычай практикуют и китайцы.)
- Недавно умерший человек встанет, если через него прыгнет кошка. Поэтому всех домашних животных необходимо держать подальше от них.
Магия и шаманизм
[ редактировать ]Ритуалы, включающие сверхъестественные элементы, включают танцы драконов, весенние танцы буйволов и церемонии предотвращения пожаров, когда пепел помещают в лодки и отправляют вниз по течению.
Колдовство можно совершать и в частном порядке. Целей колдовства много, например, отпугивание злых духов, восстановление души обеспокоенного ребенка, месть врагам и вызывание любви. Куклы вуду, заимствованные у китайцев, сделаны так, что к ним можно наклеивать булавки, на которых пишут имя человека и дату рождения. Затем куклу закапывают под землей, помещая в глиняный горшок. [3] Белых петухов можно использовать для колдовства мести.
Шаманизм практикуется камами и имеет много параллелей с шаманизмом мяо (хмонг). Одна из главных обязанностей шаманов – исцелять души больных людей. [3]
Известные донги
[ редактировать ]- Су Ю ( 粟裕 ) (1907–1984), первый старший генерал Народно-освободительной армии.
- У Хунфэй ( 武红飞 ) (1975–), певец китайской рок- группы Happy Avenue ( 福街 )
- Сен Флюк ( 宇红红 ) (1945–), пастор Золотых певцов ( 福彩街 )
- Ли Тин ( 李婷 ) (1987–), золотой медалист в синхронных прыжках в воду с 10-метровой вышки на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах , Греция.
Галерея
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Эдмондсон, Дж. А. и Грегерсон, К. Дж. 2001, «Четыре языка вьетнамско-китайского приграничья», в документах шестого ежегодного собрания Лингвистического общества Юго-Восточной Азии , изд. К.Л. Адамс и Т.Дж. Худак, Темпе, Аризона, стр. 101–133. Университет штата Аризона, программа исследований Юго-Восточной Азии. Расширять.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Скутч, Карл, изд. (2005). Энциклопедия меньшинств мира . Нью-Йорк: Рутледж. стр. 408, 409. ISBN. 1-57958-468-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Д. Норман Гири, Рут Б. Гири, Оу Чаоцюань, Лонг Яохун, Цзян Дарен, Ван Цзиин (2003). Народ кам Китая: исполняется девятнадцать лет . (Лондон/Нью-Йорк, RoutledgeCurzon 2003). ISBN 0-7007-1501-0 .
- ↑ Донг, Север в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ↑ Донг, Южный в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ↑ Цао Мяо в Ethnologue (25-е изд., 2022 г.)
- ^ «Сверхскоростной поезд в никуда» .
Ссылки
[ редактировать ]- Д. Норман Гири, Рут Б. Гири, Оу Чаоцюань, Лонг Яохун, Цзян Дарен, Ван Цзиин (2003). Народ кам Китая: исполняется девятнадцать лет . (Лондон/Нью-Йорк, RoutledgeCurzon 2003). ISBN 0-7007-1501-0 . (Два основных автора связаны с лингвистической организацией SIL International .)
- Лонг, Яохун и Чжэн, Гоцяо (1998). Язык в провинции Гуйчжоу, Китай . Даллас: SIL International и Публикации Техасского университета в Арлингтоне по лингвистике 126. ISBN 1-55671-051-8 . (Перевод с китайского Д. Нормана Гири.) [1]
- Ōu Hēngyuán Ou Hengyuan (2004). Cic deenx Gaeml Gax / Dòng-Hàn dong-китайский словарь ( Камско-китайский словарь . Пекин, Национальное издательство Mínzú chūbengshè). ISBN 7-105-06287-8 .
- Этническое меньшинство кам (донг) , www.china.org.cn
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Этническое меньшинство кам (донг) (правительственный сайт на английском языке)
- Чжэн Гоцяо Чжэн Гоцяо: Dòngyǔ jiongzuò на китайском языке ; Лекции на языке кам страницы некорректно отображаются в Mozilla ;
- в National Geographic о Каме Димен, округ Липин, Гуйчжоу ( Статья Эми Тан 2008 г.)
- Фотография парада Кам лушэн (губная гармоника) [ постоянная мертвая ссылка ]
- Кам Библия ( Кам Библия )
- Фотографии деревень Кам (сайт на японском языке)
- [2] (фотографии Чжаосина Стивена Фроста)
- Китаизация: на пересечении трех регионов Китая этническое меньшинство становится все более китайским: народ кам, официально называемый народом донг (по-французски) / Китаизация: на границе трех провинций Китая меньшинство становится все более китайским: говорящие на каме, официальное название Dong , Жан Берли , 359 страниц, редактор Ги Треданиэль, Париж, Франция, опубликовано в 1998 году.
- Китаизация кама (народа донг), китайского меньшинства (на французском языке) / Sinisation d'une меньшинства де Китая, les Kam (Dong) , Жан Берли , 95 страниц, главный редактор, опубликовано в 1994 году.
Аудио
- Рассказ NPR о камских народных песнях с участием Эми Тан , апрель 2008 г.