Люди Мяо
Мяо Хмонг / Хмуб / Хонгб / аб Хмаоб m̥oŋ˦˧ / m̥ʰu˧ / ɕoŋ˧˥ / a˥˧m̥ao˥˧ | |
---|---|
Общая численность населения | |
11–12 миллионов | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Китай | 9,426,007 (2010) |
Вьетнам | 1,393,547 (2019) |
Лаос | 595,028 (2015) |
Соединенные Штаты | 299,000 (2015) [1] [2] |
Таиланд | 250,070 (2015) |
Франция | 13,000 |
Австралия | 2,190 [3] |
Языки | |
Хмонгические языки , язык Ким Мун , мандаринский , кантонский диалект , линглинхуа , маоцзя , суантанг , вьетнамский , тай-кадайские языки ( лаосский и тайский ), французский | |
Религия | |
Народная религия Мяо Меньшинства: даосизм , атеизм , иррелигия , христианство , буддизм. |
Люди Мяо | |||
---|---|---|---|
китайский | Мяо | ||
|
Мяо — группа лингвистически родственных народов, живущих в Южном Китае и Юго-Восточной Азии , которые признаны правительством Китая одной из 56 официальных этнических групп . Мяо живут в основном в горах южного Китая. Их родина охватывает провинции Гуйчжоу , Юньнань , Сычуань , Хубэй , Хунань , Гуанси , Гуандун и Хайнань . Некоторые подгруппы мяо, особенно народ хмонг , мигрировали из Китая в Юго-Восточную Азию ( Мьянма , Северный Вьетнам , Лаос и Таиланд ). После коммунистического захвата Лаоса в 1975 году большая группа беженцев-хмонгов переселилась в несколько западных стран, в основном в США , Францию и Австралию .
Мяо — китайский термин, в то время как составляющие группы людей имеют свои собственные автонимы, такие как (с некоторыми вариантами написания) Хмонг , Хму , Ссонг (Цо-Сюн) и А-Хмао . Эти люди (за исключением жителей Хайнаня ) говорят на хмонгических языках , подсемействе языков хмонг-миен, включающем множество взаимно непонятных языков, таких как хмонг , хмуб, ссонг и а-хмао . [4]
Не все носители хмонгских языков принадлежат к мяо. Например, носители языков буну и бахенги обозначаются как яо , а носители языков шейх обозначаются как ше и яо.
Народ Кем Ди Мун на Хайнане , несмотря на то, что он официально обозначен как народ Мяо, лингвистически и культурно идентичен народу Ким Мун в континентальном Китае, который классифицируется как подгруппа Яо . [5]
: Мяо Номенклатура или Хмонг
Термин «Мяо» получил официальный статус в 1949 году как минцзу (этническая группа), охватывающая группу лингвистически родственных этнических меньшинств на юго-западе Китая . Это было частью более масштабных усилий по выявлению и классификации групп меньшинств для уточнения их роли в национальном правительстве, включая создание автономных административных единиц и распределение мест для представителей в провинциальном и национальном правительстве. [6]
Исторически термин «Мяо» непоследовательно применялся к множеству неханьских народов . Ранние китайские имена используют различные транскрипции: Мяо, Мяо-цзе, Мяо-цзе, Мео, Мео, мо, Мяо-цзе и т. д. В контекстах Юго-Восточной Азии слова, производные от китайского «Мяо», приобрели смысл, который воспринимался как уничижительное со стороны подгрупп, проживающих в этом регионе. Этот термин вновь появился во времена династии Мин (1368–1644), когда он приобрел оттенок «варвара». Будучи разновидностью Наньмана, оно использовалось для обозначения коренного населения южного Китая, которое не было ассимилировано с ханьской культурой. В это время появляются упоминания о «сырых» (生 Шэн) и «приготовленных» (熟 Шу) Мяо, указывающих на уровень ассимиляции и политического сотрудничества двух групп, что облегчает их классификацию. Лишь во времена династии Цин (1644–1911) в письменной форме появились более тонкие различия. Даже в этом случае определить, какие этнические группы включены в различные классификации, может быть сложно. У хмонгов, которые сопротивлялись ассимиляции и политическому сотрудничеству, существовала историческая тенденция группировать все народы мяо под термином хмонг из-за потенциального уничижительного использования термина мяо. Однако в современном Китае этот термин продолжает использоваться в отношении местного народа мяо. [7]
Хотя сами мяо используют различные самоназвания, китайцы традиционно классифицируют их по наиболее характерному цвету женской одежды. В приведенном ниже списке содержатся некоторые из этих самоназваний, цветовые обозначения и основные регионы, населенные четырьмя основными группами мяо в Китае:
- Гао Сун/Ко Сюн; Законченный; Красный Мяо; Ко Сюн Мяо: Западная Хунань
- Га Не/Ка Нао; Хмуб; Черный Мяо; Мхуб Мяо: юго-восток Гуйчжоу
- А-Хмао ; Большой Цветочный Мяо: Западный Гуйчжоу и северо-восточный Юньнань
- Га-Му ; Хмонг, Монг; Белый Мяо, Зеленый/Синий Мяо, Маленький Цветочный Мяо; Южный и Восточный Юньнань , Южный Сычуань и Западный Гуйчжоу.
Гендерные роли [ править ]
Статус женщины [ править ]
По сравнению с конфуцианскими принципами, традиционно применяемыми к женщинам в некоторых регионах Китая, культура Мяо в целом менее строга в классификации ролей женщин в обществе. Женщины мяо обладают относительно большей независимостью, мобильностью и социальной свободой. [8] Они известны своей сильной волей и политическими взглядами. Они активно вносят свой вклад в жизнь своих сообществ в сфере социального обеспечения, образования, искусства и культуры, а также сельского хозяйства.
Женщины Мяо демонстрируют большое мастерство и артистизм при изготовлении традиционной одежды и поделок. Они преуспевают в вышивании, ткачестве, вырезании из бумаги, батике и сложном литье ювелирных изделий. От жилетов, пальто, шапок, воротников и манжет до пышных юбок и переносок — узоры на их одежде чрезвычайно сложны и красочны, с чистыми линиями. Девочки около семи лет учатся вышивать у матерей и сестер, и к подростковому возрасту они уже достаточно искусны. Кроме того, серебряные украшения Мяо отличаются своим дизайном, стилем и мастерством исполнения. Серебряные украшения Мяо полностью изготовлены вручную и украшены тонкими декоративными узорами. Сделать его непросто, и не бывает ни одного финального шедевра, точно такого же, как другой. Вышивка Мяо и серебряные украшения высоко ценятся, нежны и красивы.
Серебряные украшения – очень ценное ремесло народа Мяо. Помимо того, что это культурная традиция, это также символизирует богатство женщин Мяо. [9] Как гласит поговорка Мяо: «Не украшенная серебром и вышивкой, девушка не девушка», женщин Мяо иногда определяют по количеству серебряных украшений, которые она носит или которыми владеет. [9] Особенно важно носить тяжелые и замысловатые серебряные головные уборы и украшения во время важных событий и праздников, особенно во время свадеб, похорон и весенних праздников. [9] Серебряные украшения — важный элемент брака Мяо, особенно с невестой. [9] Семьи Мяо начинали копить серебряные украшения для девочек в раннем возрасте, желая, чтобы их дочери удачно вышли замуж, поскольку большое количество серебряных украшений символизировало богатство семьи. [9] Хотя растущее население Мяо переезжает из сельских районов Мяо в города, новое поколение уважает серебряное наследие семей и готово передать эту практику как культурную традицию, а не как демонстрацию семейного богатства. [9]
и Рабочая доходы сила
Хотя женщины Мяо не контролируются строго, их социальный статус часто считается более низким, чем у мужчин, как и в большинстве патриархальных обществ. Будь то натуральное хозяйство или иное, мужчины являются основной экономической силой и обеспечивают стабильный источник дохода для семьи. Женщины в основном занимаются социальным обеспечением, домашними обязанностями и дополнительно получают дополнительный доход. [8]
Поскольку туризм стал основным видом экономической деятельности для этой этнической группы, женщины мяо получили больше возможностей присоединиться к рабочей силе и получить доход. Женщины в основном устраиваются на работу, требующую современных навыков обслуживания клиентов; например, работая гидами, продавая поделки и сувениры, обучая туристов делать цветочные венки и даже сдавая напрокат этнические костюмы. [8] Эти рабочие места требуют навыков общения, гостеприимства и большей известности среди общественности, но приносят низкий доход. [8] Напротив, мужчины Мяо берутся за работу, требующую большей физической силы и меньшей заметности среди публики, например, строительство дорог, строительство отелей, лодок и павильонов. Эти рабочие места обычно обеспечивают более стабильный и прибыльный источник дохода. [8]
Приведенный выше пример неравномерного разделения труда показывает, что, несмотря на социально-экономические изменения в Китае, мужчины по-прежнему считаются финансовой опорой семьи. [8]
Брак и семья [ править ]
Хотя народ мяо имел свою уникальную культуру, конфуцианская идеология оказала значительное влияние на эту этническую группу. Ожидается, что мужчины будут доминирующими фигурами и кормильцами семьи, в то время как женщины будут выполнять больше домашних функций (например, готовить и убирать). [8] Существуют строгие социальные стандарты, согласно которым женщины должны быть «добродетельными женами и хорошими матерями» и соблюдать «три послушания и четыре добродетели», которые включают культурные моральные характеристики женского поведения. [8]
Женщина Мяо имеет некоторую культурную свободу выйти замуж за мужчину по своему выбору. [8] Однако, как и во многих других культурах Азии, существуют строгие культурные традиции брака, одна из которых — клановая экзогамия . Запрещено жениться на ком-то из одного и того же семейного клана, даже если пара не состоит в кровном родстве или не принадлежит к одной общине. [8]
В отличие от обычной практики, согласно которой право наследования принадлежит первенцу, наследование Мяо переходит к младшему сыну. [8] Старшие сыновья покидают семью и строят собственные жилища, обычно в той же провинции и недалеко от семьи. [8] Младший сын несет ответственность за проживание со стареющими родителями и уход за ними даже после свадьбы. [8] Он получает большую часть семейного наследства и коллекцию серебряных украшений своей матери, которая используется в качестве свадебного богатства или приданого . [8]
Некоторые ханьские китайские вожди, назначенные империей, ассимилировались с Мяо. Они стали предками части населения мяо в Гуйчжоу. [10]
Клан Хмонг Тянь в Сычжоу зародился в седьмом веке как мигрантский клан ханьских китайцев. [11]
Происхождение народа Тунбао восходит к династии Мин, когда император Хунву в 1381 году послал 300 000 ханьских китайских солдат-мужчин, чтобы завоевать Юньнань, причем некоторые из мужчин женились на женщинах Яо и Мяо. [12] [13]
Присутствие женщин, председательствующих на свадьбах, было характерной чертой браков «Юго-Восточной Азии», например, в 1667 году, когда женщина Мяо из Юньнани вышла замуж за китайского чиновника. [14] Произошла некоторая китаизация: в Юньнани дочь вождя Мяо вышла замуж за ученого в 1600-х годах, который писал, что может читать, писать и слушать по-китайски, а также читать китайскую классику. [15]
История [ править ]
о Чию происхождении Легенда и
Согласно китайской легенде династии Тан, Мяо, которые произошли от племени Цзюли во главе с Чию ( китайский : 蚩尤 ; пиньинь : Chīyóu ), потерпели поражение в битве при Чжуолу ( 涿鹿 ; Чжуолу , несуществующая префектура на границе нынешних провинций). провинции Хэбэй и Ляонин ) военной коалицией Хуан Ди ( 黃帝 ; Huángdi ) и Янь Ди, лидеров племени Хуася ( 華夏 ; Huáxià ), когда два племени боролись за господство в долине Хуанхэ .
Сан Мяо, согласно легенде, являются потомками племени Цзюли. В китайских записях упоминается королевство Сан Мяо ( 三苗 , Три Мяо) вокруг озера Дунтин . Он был побежден Юем Великим . Другое королевство Мяо, возможно, возникло в Юньнани около 704 г. до н. э., которое было подчинено китайцам в III веке до н. э. [17] В 2002 году язык чу определили, что , возможно, имеет влияние языков тай-кам и мяо-яо исследователи из Массачусетского университета в Амхерсте . [18]
Рассредоточение [ править ]
Мяо больше не упоминались в китайских записях вплоть до династии Тан (618–907). В последующий период мяо мигрировали по южному Китаю и Юго-Восточной Азии . Они, как правило, населяли горные или окраинные земли и при обработке этих земель применяли подсечно-огневую обработку.
Во время восстаний Мяо династии Мин тысячи мяо были убиты имперскими войсками. [19] [20] Также имели место массовые кастрации мальчиков Мяо. [21]
Во времена династии Цин Мяо вели три войны против империи. [22] Проблема была настолько серьезной, что император Юнчжэн в 1726 году послал одного из своих самых важных чиновников, Ортая , на должность вице-короля провинций со значительным населением мяо, а до 1731 года он тратил свое время на подавление восстаний. [23] В 1735 году в юго-восточной провинции Гуйчжоу мяо восстали против насильственной ассимиляции правительства. Восемь графств с участием 1224 деревень воевали до 1738 года, когда восстание закончилось. По словам профессора Университета Сянтань У, половина населения Мяо пострадала от войны.
Вторая война (1795–1806 гг.) охватила провинции Гуйчжоу и Хунань. Ши Санбао и Ши Люденг возглавили это второе восстание. И снова оно закончилось неудачей, но на подавление восстания ушло 11 лет. [24]
Величайшая из трех войн произошла с 1854 по 1873 год . Чжан Сю-мэй возглавлял это восстание в Гуйчжоу до своего пленения и смерти в Чанше, провинция Хунань. Это восстание затронуло более миллиона человек и все соседние провинции. По словам профессора Ву, к моменту окончания войны только 30 процентов мяо остались в своих родных регионах. Это поражение привело к миграции хмонгов из Китая в Лаос и Вьетнам.
Во времена Цин на юго-западе Китая было создано больше военных гарнизонов. Ханьские китайские солдаты перебрались в район Тайцзян в Гуйчжоу , женились на женщинах Мяо, и дети воспитывались как Мяо. [25] [26] Несмотря на восстание против ханьцев, лидеры хмонгов заключили союзы с ханьскими торговцами. [27]
Имперскому правительству пришлось полагаться на политические средства, чтобы привлечь людей хмонгов в правительство: они создали множество конкурирующих должностей, имеющих значительный престиж, чтобы люди Мяо могли участвовать и ассимилироваться в правительственной системе Цин. Во времена Мин и Цин официальная должность Киатун в Индокитае была создана . Мяо использовали правительственную структуру Киатун до 1900-х годов, когда они вошли во французскую колониальную политику в Индокитае .
20 век [ править ]
В этом разделе есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Во время основания Китайской Народной Республики (КНР) Мяо сыграли важную роль в ее зарождении, когда они помогли Мао Цзэдуну бежать от Гоминьдана в Великом походе с припасами и проводниками через свою территорию.
Во Вьетнаме могущественный хмонг по имени Выонг Чинь Дык, прозванный королем хмонгов, помогал Хо Ши Мину в националистическом движении против французов и тем самым обеспечил позиции хмонгов во Вьетнаме. [28] В Дьенбьенфу хмонги сражались на стороне коммунистического Вьетминя против профранцузских аристократов Тай Дам . Во время войны во Вьетнаме Мяо воевали на обеих сторонах: хмонги в Лаосе в первую очередь за США, по ту сторону границы во Вьетнаме за Северо-Вьетнамскую коалицию, китайцы-Мяо за коммунистов. Однако после войны вьетнамцы были очень агрессивны по отношению к хмонгам, которые много лет подвергались репрессиям. Большинство хмонгов в Таиланде также поддержали кратковременное коммунистическое восстание во время войны.
ханьского происхождения Кланы Мяо
Возможно, этот раздел нуждается в реорганизации, чтобы соответствовать рекомендациям Википедии по оформлению . ( январь 2017 г. ) |
Некоторые из названий кланов хмонг и мяо возникли в результате брака женщин хмонг с мужчинами-ханьцами. [29] [30] с отдельными кланами и линиями ханьского происхождения, исповедующими ханьские китайские погребальные обычаи. [31] назывались «ханьские хмонги» («Хмонг Суа») Эти кланы в провинции Сычуань и обучались военной тактике беглыми ханьскими китайскими повстанцами. [32] Такие китайские «фамилийные группы» сравнимы с патрилинейными кланами хмонгов и также практикуют экзогамию. [33] [34] [35] [36] [37]
Известно, что ханьские китайские солдаты-мужчины, сражавшиеся против восстаний Мяо во времена династий Цин и Мин, женились на женщинах неханьского происхождения, таких как Мяо, потому что ханьские женщины были менее желанными. [38] [39] [40] Клан Ван, основанный среди хмонгов в уезде Гунсян района Ибинь провинции Сычуань , является одним из таких кланов и может проследить свое происхождение от нескольких таких браков примерно во время подавления повстанцев Ах династией Мин. [41] Николас Тэпп писал, что, согласно «Истории деревенских королей Ха», одним из таких ханьских предков был Ван Ву. [42] Также отмечается, что Ван обычно стоял на стороне китайцев, будучи тем, что Тэпп называет «приготовленными», в отличие от «сырых» народов, восставших против китайцев. [43] [41]
Женщины хмонг, вышедшие замуж за ханьских китайцев, основали новый клан Ксем среди хмонгов Северного Таиланда. Пятьдесят лет спустя в Чиангмае двое их потомков, мальчиков-хмонгов, стали католиками. [44] Женщина хмонг и китаец хань поженились и основали клан Лау2, или Лаудж, на севере Таиланда. [44] , с другим ханьским китайцем по фамилии Дэн, основавшим еще один клан хмонгов. Некоторые ученые полагают, что это еще раз подтверждает идею о том, что некоторые или все современные кланы хмонгов образовались таким образом. [45]
Некоторые считают китайцев Цзянси хань праотцами юго-восточного Гуйчжоу Мяо, и дети Мяо родились у многих женщин Мяо, вышедших замуж за китайских солдат хань в Тайцзяне в Гуйчжоу до второй половины XIX века. [46]
Археология [ править ]
Согласно утверждениям Андре-Жоржа Одрикура и Дэвида Стрекера, основанным на ограниченных вторичных данных, мяо были одними из первых людей, поселившихся на территории современного Китая. [47] Они утверждают, что ханьцы заимствовали у мяо много слов, касающихся выращивания риса. Это указывало на то, что мяо были одними из первых фермеров, выращивающих рис в Китае. Кроме того, некоторые связывают Мяо с культурой Даси (5300–6000 лет назад) в среднем регионе реки Янцзы. [48] Востоке . Западные ученые считают культуру Даси одной из первых, кто выращивал рис на Дальнем Однако в 2006 году было обнаружено, что выращивание риса существовало в провинции Шаньдун даже раньше, чем культура Даси. [49] Хотя культура Юэчжуан выращивала рис, это скорее собранный дикий рис, а не настоящий культивируемый и одомашненный рис, как у Даси.
В западном исследовании упоминается, что мяо (особенно мяо-хунань) происходят из южного Китая, но имеют некоторую ДНК от жителей северо-востока Китая. Недавние образцы ДНК мужчин мяо противоречат этой теории. У белых хмонгов 25% C, 8% D и 6% N(Tat). [50] однако у них меньше всего контактов с ханьским населением.
Демография [ править ]
По данным переписи 2000 года, численность мяо в Китае оценивалась примерно в 9,6 миллиона человек. За пределами Китая члены подгруппы мяо или нации хмонгов живут в Таиланде , Лаосе , Вьетнаме и Бирме из-за внешней миграции, начавшейся в 18 веке. В результате недавних миграций после войн в Индокитае и Вьетнаме с 1949 по 1975 год многие люди хмонги теперь живут в Соединенных Штатах , Французской Гвиане , Франции и Австралии . Всего в языковой семье мяо насчитывается около 10 миллионов человек. Эта языковая семья, состоящая из 6 языков и около 35 диалектов (некоторые из которых взаимопонятны), принадлежит к ветви хмонг/миао языковой семьи хмонг-миен (миао-яо) .
Большая часть населения хмонгов эмигрировала в северные горные районы Юго-Восточной Азии, включая Таиланд, Лаос , Вьетнам и Бирму . Однако многие из них продолжают жить на крайнем юго-западе Китая, в основном в провинциях Юньнань , Гуанси и, в очень ограниченной степени, в Гуйчжоу .
- Примечание. Районы Мяо провинции Сычуань стали частью недавно созданного муниципалитета Чунцин в 1997 году.
Большинство мяо в настоящее время проживают в Китае. Рост населения Мяо в Китае:
- 1953: 2,510,000
- 1964: 2,780,000
- 1982: 5,030,000
- 1990: 7,390,000
проживало 3 600 000 мяо, около половины всего населения китайцев мяо. В 1990 году в Гуйчжоу Гуйчжоу мяо и жители следующих шести провинций составляют более 98% всего китайского мяо:
- Я : 1 550 000
- Юньнань : 890 000
- Сычуань : 530 000
- Гуанси : 420 000
- Хубэй : 200 000
- Хайнань : 50 000 (известных как Мяо, но этнически Яо и Ли)
В вышеуказанных провинциях есть 6 автономных префектур Мяо (официально разделенных с еще одним этническим меньшинством):
- Цяньдуннань Мяо и Донгский автономный округ , Гуйчжоу
- Цяньнань Буэй и Мяо автономная префектура , Гуйчжоу
- Цяньсинань Буэй и Мяо автономная префектура , Гуйчжоу
- Сянси Туцзя и Мяо автономная префектура , Хунань
- Вэньшань-Чжуан-Мяоский автономный округ , Юньнань
- Эньши Туцзя и Мяо автономная префектура , Хубэй
Кроме того, есть 23 автономных округа Мяо :
- Хунань: Маянг , Цзинчжоу , Чэнбу.
- Гуйчжоу: Сунтао , Иньцзян , Учуань , Даочжэнь , Чжэньнин , Цзыюнь , Гуаньлин , Вэйнин.
- Юньнань: Пинбянь , Цзиньпин , Луцюань.
- Чунцин: Сюшань , Юян , Цяньцзян , Пэншуй.
- Гуанси: Жуншуй , Луншэн , Лунлинь (включая хмонгов)
- Хайнань : Цюнчжун и Баотин
Большинство мяо проживают на холмах или в горах, например
- Улин реки Цяньсян у Гора
- Гора Мяо ( Мяо Лин ; Мяо Лин ), Цяньдуннань
- Гора Юэлян ( 月山 ; Юэлян Шань ), Цяньдуннань
- Гора Большая и Малая Ма ( 大小麻山 ; Да Сио Ма Шань ), Цяньнань
- Гора Большая Мяо ( 大苗山 ; Да Мяо Шань ), Гуанси
- Гора Умэн реки Тяньцянь ( у Tianqián Chuān Biān Dí Wūmēng Shān )
Несколько тысяч мяо покинули свою родину и перебрались в более крупные города, такие как Гуанчжоу и Пекин . 789 000 хмонгов распространены по всему северному Вьетнаму , Лаосу , Бирме и на других континентах. 174 000 человек живут в Таиланде , где они являются одним из шести основных горных племен .
Распространение [ править ]
- Автономные префектуры и уезды Мяо в Китае
- Карта распространения языков хмонг-миен
По провинциям [ править ]
Китайская перепись 2000 года зафиксировала 8 940 116 мяо в материковом Китае .
- Провинциальное распространение Мяо в материковом Китае
Отделение областного уровня | % материкового Китая Население Мяо | % от общей суммы провинции |
---|---|---|
Гуйчжоу Провинция | 48.10% | 12.199% |
Хунань Провинция | 21.49% | 3.037% |
Юньнань Провинция | 11.67% | 2.463% |
Чунцин Муниципалитет | 5.62% | 1.647% |
Гуанси- Чжуанский автономный район | 5.18% | 1.056% |
Хубэй Провинция | 2.40% | 0.360% |
Сычуань Провинция | 1.65% | 0.179% |
Гуандун Провинция | 1.35% | 0.142% |
Хайнань Провинция | 0.69% | 0.810% |
Другие | 1.85% | Н/Д |
По округу [ править ]
- Распространение мяо на уровне уездов в материковом Китае
(Включает только округа или их эквиваленты, в которых проживает >0,25% населения Мяо материкового Китая.)
Отделение областного уровня | Подразделение на уровне префектуры | Отделение уездного уровня | Население Мяо | % населения | % материкового Китая Население Мяо |
---|---|---|---|---|---|
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Кайли (Сити | 274,238 | 49.5% | 3.07% |
Муниципалитет Чунцин | Пэншуй Мяо и Туцзя AC ( Пэншуй Мяо и Туцзяский автономный округ ) | 273,488 | 50.2% | 3.06% | |
Себя | Хуайхуа город | Маянг Мяо AC ( Автономный округ Маянг Мяо ) | 263,437 | 76.7% | 2.95% |
Гуйчжоу | Тонгрен город | Сонгтао Мяо AC ( Автономный округ Сонгтао Мяо ) | 228,718 | 47% | 2.56% |
Себя | Хуайхуа город | Yuanling County Юаньлин 沅陵县Уезд | 217,613 | 37.4% | 2.43% |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Huayuan County Хуаюань 花垣县Уезд | 192,138 | 66.7% | 2.15% |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Fenghuang County Фэнхуан 凤凰县Уезд | 185,111 | 52.9% | 2.07% |
Себя | Шаоян город | Суйнин (绥宁县Уезд | 184,784 | 51.8% | 2.07% |
Гуанси-Чжуан, АР | Лючжоу город | Жуншуй Мяо AC ( Жуншуй Мяоский автономный округ ) | 168,591 | 41.9% | 1.89% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Хуанпин County (黄平县Уезд | 161,211 | 61.3% | 1.8% |
Гуйчжоу | Цзуньи Сити | Учуань Гэлао и Мяо AC ( Учуань Гэлао и автономный округ Мяо ) | 157,350 | 48.9% | 1.76% |
Себя | Шаоян город | Чэнбу Мяо AC ( Чэнбу Мяо автономный округ ) | 136,943 | 46.9% | 1.53% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Taijiang County Тайцзян 台江县Уезд | 135,827 | 81.2% | 1.52% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Цунцзян County (从江县Уезд | 129,626 | 44.6% | 1.45% |
Гуйчжоу | Люпаньшуй город | Шуйчэн Уезд (水城县 ) (включая район Чжуншань) | 126,319 | 17.9% | 1.41% |
Себя | Хуайхуа город | Цзинчжоу Мяо и Донг AC ( Цзинчжоу Мяо и Донгский автономный округ ) | 114,641 | 46.8% | 1.28% |
Гуйчжоу | Аньшунь город | Цзыюнь Мяо и Буэй AC ( Цзыюнь Мяо и Буэйский автономный округ ) | 114,444 | 42.3% | 1.28% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Цзяньхэ County (剑河县Округ | 112,950 | 62.6% | 1.26% |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Цзишоу City (吉首市Город | 112,856 | 37.4% | 1.26% |
Гуйчжоу | город Тонгрен | Синан (思南县Уезд | 112,464 | 22.5% | 1.26% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Лэйшань County (雷山县Уезд | 110,413 | 93.0% | 1.24% |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Luxi County Люкси 泸溪县Округ | 107,301 | 39.3% | 1.2% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Тяньчжу (天柱县Уезд | 106,387 | 40.3% | 1.19% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Даньчжай County (丹寨县Уезд | 104,934 | 85.7% | 1.17% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Жунцзян County (榕江县Уезд | 96,503 | 27.5% | 1.08% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Хуэйшуй County (惠水县Уезд | 91,215 | 26.6% | 1.02% |
Юньнань | Вэньшань Чжуан и Мяо AP | Гуаннань County (广南县Уезд | 88,444 | 11.2% | 0.99% |
Муниципалитет Чунцин | Юян Туцзя и Мяо AC ( Юян Туцзя и Мяоский автономный округ ) | 85,182 | 14.7% | 0.95% | |
Гуанси-Чжуан, АР | Бозе Сити | Longlin различных национальностей AC ( Лунлиньский автономный округ различных национальностей ) | 84,617 | 19.3% | 0.95% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Чжицзинь County (织金县Уезд | 81,029 | 10.3% | 0.91% |
Юньнань | Хунхэ Хани и Йи АП | Цзиньпин Мяо, Яо и Дай AC ( Цзинпин Мяо, Яо и Дайский автономный округ ) | 80,820 | 22.7% | 0.9% |
Гуйчжоу | Аньшунь город | Сисюский District (район | 79,906 | 10.4% | 0.89% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Цзиньпин (锦屏县Уезд | 78,441 | 22.7% | 0.88% |
Гуйчжоу | Цзуньи Сити | Даочжэнь Гэлао и Мяо AC ( Даочжэнь Гэлао и Мяоский автономный округ ) | 76,658 | 31.4% | 0.86% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Liping County Липин 黎平县Округ | 75,718 | 14.1% | 0.85% |
Юньнань | Вэньшань Чжуан и Мяо AP | Магуан County (马关县Округ | 73,833 | 20.1% | 0.83% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Найонг County (纳雍县Округ | 72,845 | 10.9% | 0.81% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Дуюнь City (都匀市Город | 71,011 | 14.4% | 0.79% |
Хубэй | Энши Туцзя и Мяо AP | Лайфэн County (来凤县Уезд | 70,679 | 29.1% | 0.79% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Majiang County Мацзян 麻江县Уезд | 68,847 | 41.1% | 0.77% |
Муниципалитет Чунцин | Сюшань Туцзя и Мяо AC ( Сюшань Туцзя и Мяоский автономный округ ) | 66,895 | 13.3% | 0.75% | |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Шибин County (施秉县Уезд | 66,890 | 51.3% | 0.75% |
Юньнань | Вэньшань Чжуан и Мяо AP | Цюбэй County (丘北县Уезд | 66,826 | 14% | 0.75% |
Гуйчжоу | Гуйян город | Хуаси (花溪区Район | 62,827 | 10.3% | 0.7% |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Longshan County Луншань 龙山县Уезд | 61,709 | 12.3% | 0.69% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Цяньси (黔西县Уезд | 60,409 | 8.7% | 0.68% |
Юньнань | Хунхэ Хани и Йи АП | Пинбянь Мяо AC ( Пинбянь Мяоский автономный округ ) | 60,312 | 39.2% | 0.67% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Вэйнин И, Хуэй и Мяо AC ( Вэйнин И, Хуэй и автономный округ Мяо ) | 60,157 | 4.8% | 0.67% |
Муниципалитет Чунцин | Цяньцзянский (район | 59,705 | 13.4% | 0.67% | |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Баоцзин County (保靖县Уезд | 57,468 | 20.7% | 0.64% |
Юньнань | Вэньшань Чжуан и Мяо AP | Вэньшань County (文山县Уезд | 57,303 | 11.9% | 0.64% |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Гужан County (古丈县Уезд | 54,554 | 37.7% | 0.61% |
Хубэй | Энши Туцзя и Мяо AP | Личуань (利川市Город | 53,590 | 8.2% | 0.6% |
Гуйчжоу | Цяньсинань Буэй и Мяо AP | Цинлун (晴隆县Уезд | 53,205 | 21.6% | 0.6% |
Гуанси-Чжуан, АР | Лючжоу город | Sanjiang Dong AC ( Саньцзян-Дунский автономный округ ) | 53,076 | 17.9% | 0.59% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Дафан County (大方县Уезд | 52,547 | 6.8% | 0.59% |
Юньнань | Вэньшань Чжуан и Мяо AP | Яньшань (砚山县Уезд | 51,624 | 11.1% | 0.58% |
Гуйчжоу | Люпаньшуй город | Особый Лючжи район | 50,833 | 10.3% | 0.57% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Чаншунь County (长顺县Уезд | 48,902 | 25.6% | 0.55% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Фуцюань City (福泉市город | 48,731 | 17.2% | 0.55% |
Юньнань | Хунхэ Хани и Йи АП | Мэнцзы County (蒙自县Уезд | 48,132 | 11.5% | 0.54% |
Гуйчжоу | город Тонгрен | Бицзянский (район | 47,080 | 13% | 0.53% |
Юньнань | Вэньшань Чжуан и Мяо AP | Малипо County (麻栗坡县Округ | 45,655 | 16.4% | 0.51% |
Юньнань | Чжаотун город | Yiliang County Илян 彝良县Уезд | 44,736 | 8.6% | 0.5% |
Гуйчжоу | Аньшунь город | Пинба County (平坝县Уезд | 44,107 | 14.8% | 0.49% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Санду Шуйский АК ( Саньдуйский автономный округ ) | 43,464 | 15.4% | 0.49% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Guiding CountyГайдинг- округ | 42,450 | 18.4% | 0.47% |
Гуйчжоу | город Тонгрен | Иньцзян Туцзя и Мяо AC ( Иньцзян Туцзя и Мяоский автономный округ ) | 42,431 | 14.9% | 0.47% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Лунли County (龙里县Уезд | 40,096 | 22.2% | 0.45% |
Гуйчжоу | Гуйян город | Цинчжэнь City (清镇市Город | 39,845 | 8.5% | 0.45% |
Гуйчжоу | Цяньсинань Буэй и Мяо AP | Вангмо County (望谟县Округ | 39,491 | 15.7% | 0.44% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Цисингуаньский (район | 38,508 | 3.4% | 0.43% |
Себя | Сянси Туцзя и Мяо AP | Юншунь County (永顺县Уезд | 37,676 | 8.8% | 0.42% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Хэчжан County (赫章县Уезд | 37,128 | 5.7% | 0.42% |
Юньнань | Чжаотун город | Weixin County Вэйсинь 威信县Уезд | 36,293 | 9.4% | 0.41% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Sansui County Сансуи 三穗县Округ | 35,745 | 23% | 0.4% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Luodian County Луодянь 罗甸县Уезд | 35,463 | 13.8% | 0.4% |
Гуйчжоу | Аньшунь город | Чжэннин Буэй и Мяо AC ( Чжэннин Буэй и Мяоский автономный округ ) | 34,379 | 12.1% | 0.38% |
Хубэй | Энши Туцзя и Мяо AP | Сюаньэнь County (宣恩县Уезд | 34,354 | 9.6% | 0.38% |
Себя | Хуайхуа город | Хуэйтун County (会同县Уезд | 33,977 | 10.7% | 0.38% |
Гуйчжоу | Цяньсинань Буэй и Мяо AP | Анлун County (安龙县Округ | 32,926 | 9.2% | 0.37% |
Гуйчжоу | Биджи Сити | Jinsha County Цзиньша 金沙县Округ | 31,884 | 5.7% | 0.36% |
Сычуань | Лучжоу город | Сюйонг County (叙永县Уезд | 30,362 | 5.2% | 0.34% |
Гуйчжоу | Аньшунь город | Пудинг County (普定县Округ | 30,254 | 8% | 0.34% |
Сычуань | Ибинь Сити | Синвэнь County (兴文县Уезд | 30,020 | 8% | 0.34% |
Гуйчжоу | Аньшунь город | Гуаньлин Буэй и Мяо AC ( Гуаньлин Буэй и Мяоский автономный округ ) | 29,746 | 9.9% | 0.33% |
Гуанси-Чжуан, АР | Бозе Сити | Xilin County Силинь 西林县Уезд | 28,967 | 19.25 | 0.32% |
Гуанси-Чжуан, АР | Гуйлинь город | Ziyuan County Цзыюань 资源县Уезд | 27,827 | 16.4% | 0.31% |
Хубэй | Энши Туцзя и Мяо AP | Xianfeng County Сяньфэн 咸丰县Уезд | 27,668 | 9.2% | 0.31% |
Гуйчжоу | Гуйян город | Наньминский (район | 27,460 | 3.3% | 0.31% |
Юньнань | Чжаотун город | Чжэньсюн County (镇雄县Уезд | 26,963 | 1.8% | 0.3% |
Юньнань | Вэньшань Чжуан и Мяо AP | Funing County Фьюнинг 富宁县Округ | 26,396 | 6.5% | 0.3% |
Гуандун | Дунгуань город | Дунгуань Район ( Городской округ Дунгуань ) | 26,241 | <1% | 0.29% |
Гуйчжоу | город Тонгрен | Цзянкоу County (江口县Уезд | 25,588 | 14.8% | 0.29% |
Гуйчжоу | Люпаньшуй город | Пан (盘县Округ | 25,428 | 2.5% | 0.28% |
Гуанси-Чжуан, АР | Гуйлинь город | Луншэн, представители различных национальностей, AC ( Автономный округ Луншэн, представители различных национальностей ) | 24,841 | 14.7% | 0.28% |
Гуйчжоу | Цяньсинань Буэй и Мяо AP | Синжэнь County (兴仁县Уезд | 24,130 | 5.8% | 0.27% |
Себя | Хуайхуа город | Чжицзян Донг AC ( Чжицзян Донгский автономный округ ) | 23,698 | 7% | 0.27% |
Юньнань | Хунхэ Хани и Йи АП | Кайюань, (город | 23,504 | 7.9% | 0.26% |
Гуйчжоу | Цяньсинань Буэй и Мяо AP | Zhenfeng County Чжэньфэн 贞丰县Уезд | 23,054 | 7.6% | 0.26% |
Гуйчжоу | Цяннан Буэй и Мяо AP | Пинтан County (平塘县Уезд | 22,980 | 10.1% | 0.26% |
Гуйчжоу | Цяньдуннань Мяо и Донг А.П. | Zhenyuan County Чжэньюань 镇远县Уезд | 22,883 | 11.2% | 0.26% |
Гуйчжоу | Цяньсинань Буэй и Мяо AP | Пуань County (普安县Уезд | 22,683 | 8.9% | 0.25% |
Гуйчжоу | Гуйян город | Уданский (район | 22,468 | 6% | 0.25% |
Другие районы материкового Китая | 1,246,040 | 13.94% |
Кухня [ править ]
Рыба мяо (苗鱼 миао ю) — блюдо, приготовленное из рыбы на пару со смесью свежих трав, зеленого перца, кусочков имбиря и чеснока. [51]
Генетика [ править ]
Хуанг и др. (2022) обнаружили, что наиболее распространенной гаплогруппой Y-хромосомы среди многих этнических групп, говорящих на языке хмонги (включая мяо и па-хнг из Хунани и таиландских хмонгов), является O2a2a2a1a2a1a2-N5 (субклад O2a2a-M188) с частотой 47,1% среди Гуанси Мяо. [52]
См. также [ править ]
- Чию
- Этнические группы в истории Китая
- Этнические меньшинства в Китае
- История Китая
- Хмонг люди
- Обычаи и культура хмонгов
- Языки хмонг-миен
- Языки Китая
- Список людей хмонг / мяо
- Одиночный дрейфующий бамбук
- Поклонение поляку
- Ванг Пао
Ссылки [ править ]
Цитаты [ править ]
- ^ Хоффель, Элизабет М.; Растоги, Соня; Ким, Мён Оук; Шаид, Хасан (2012). «Население Азии: 2010 г.» (PDF) (кратко). Бюро переписи населения США.
- ^ «Хмонги в информационном бюллетене США» .
- ^ Кофлан, Джеймс Э. (2010). «Страны рождения и этническая принадлежность австралийских общин хмонг и лаос: анализ последних данных австралийской переписи населения» (PDF) . Журнал лаосских исследований . 1 (1): 55–85.
- ^ Рэтлифф, Марта. «Языки хмонг-миен» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 17 апреля 2021 г. Проверено 19 апреля 2021 г.
- ^ Хуан, Гуйфан黄贵方 (22 сентября 2016 г.). Посещение «Цзинь Дичжао» этнической группы Мяо на острове Хайнань. . Вэньшань Синьвэнь Вонг Сеть новостей Вэньшань (на китайском языке) . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Шейн, Луиза (1986). «Мяо в современном Китае». В Хендриксе, Гленн Л.; Даунинг, Брюс Т.; Дейнард, Амос С. (ред.). Хмонги в переходный период (PDF) . Статен-Айленд, Нью-Йорк: Центр миграционных исследований Нью-Йорка. стр. 73–85. ISBN 0-913256-94-3 – через ЭРИК.
- ^ Тэпп, Николас (2002). «Культурные условия в Юго-Западном Китае: «Хань Мяо» и проблемы этнографии хмонгов». Азиатское фольклористика . 61 (1): 77–104. дои : 10.2307/1178678 . JSTOR 1178678 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Фэн, Сянхун (2013). «Женская работа, мужская работа: гендер и туризм среди мяо в сельских районах Китая» . Обзор антропологии труда . 34 (1): 4–10. дои : 10.1111/awr.12002 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Ю, Рунзе (13 октября 2017 г.). «Где женщины не могут выйти замуж без серебра» . Би-би-си Трэвел .
- ^ Элвин, Марк (2008). Отступление слонов: экологическая история Китая . Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. стр. 216–. ISBN 978-0-300-13353-0 .
- ^ Хадсон, У.М. Кларк (2008). Распространение Дао, управление мастерством и осуществление спасения: жизнь и алхимические учения Чэнь Чжисюя . Университет Индианы. стр. 70–. ISBN 978-0-549-44283-7 .
- ^ «Весеннее представление народа Тунбао» . Народная газета онлайн . 27 февраля 2005 г.
- ^ Джеймс Стюарт Олсон (1998). Этноисторический словарь Китая . Издательская группа Гринвуд. стр. 340–. ISBN 978-0-313-28853-1 .
- ^ Барбара Уотсон Андайя (2006). Пылающая утроба: изменение положения женщин в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. стр. 205 –. ISBN 978-0-8248-2955-1 .
- ^ Барбара Уотсон Андайя (2006). Пылающая утроба: изменение положения женщин в Юго-Восточной Азии раннего Нового времени . Издательство Гавайского университета. стр. 20 –. ISBN 978-0-8248-2955-1 .
- ^ Ян, Коу (2010). «Комментарий: проблемы и сложности реконструкции истории хмонгов» . Журнал исследований хмонгов . 10 (1): 1–17 . Проверено 10 марта 2019 г.
- ^ Запад 2009 , с. 286.
- ^ Рифмы на языке чу в Массачусетском университете в Амхерсте
- ^ Чи-ю Ши ; Чжию Ши (2002). Переговоры по этнической принадлежности в Китае: гражданство как ответ государству . Психология Пресс. п. 133. ИСБН 0415283728 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Фредерик В. Моут; Денис Твитчетт; Джон Кинг Фэрбенк (1988). Кембриджская история Китая: династия Мин, 1368-1644 гг., Часть 1 . Пресс-центр Кембриджского университета =. п. 380. ИСБН 0521243327 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ши-шань Генри Цай (1996). Евнухи династии Мин . СУНИ Пресс. п. 16. ISBN 0791426874 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Сюн, Юэфэн Л. «Китайская одиссея: Летняя программа предлагает студентам редкую возможность изучить историю хмонгов в Китае» , HmongNet.org
- ^ Гай, Р. Кент. Цинские губернаторы и их провинции: эволюция территориального управления в Китае, 1644–1796 гг . Электронные книги ProQuest: Издательство Вашингтонского университета. стр. 335–342.
- ^ Эллеман, Брюс А. (2001). «Восстание Мяо (1795–1806)». Современная китайская война, 1795–1989 гг . Лондон: Рутледж. стр. 7–8 . ISBN 978-0415214742 .
- ^ Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии, выпуск 7 . Редакционный совет, Вклад в этнографию Юго-Восточной Азии. 1988. с. 99 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Дэн Джин; Сюэлян Ма; Марк Бендер (2006). Мать-бабочка: Эпосы создания Мяо (хмонг) из Гуйчжоу, Китай . Издательство Хакетт. п. XVIII. ISBN 0872208494 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Ли, Май На М. (2005). Мечта о королевстве хмонг: сопротивление, сотрудничество и легитимность в условиях французского колониализма (1893–1955) . Университет Висконсина — Мэдисон. п. 149. ИСБН 9780542282768 . Проверено 28 июня 2010 г.
- ^ Невисон, Лесли. «В поисках короля хмонгов»
- ^ Тао Тао Лю; Дэвид Фор (1996). Единство и разнообразие: местные культуры и идентичности в Китае . Издательство Гонконгского университета. стр. 88–. ISBN 978-962-209-402-4 .
- ^ Николас Тэпп (2010). Невозможность быть самим собой: очерк диаспоры хмонгов . ЛИТ Верлаг Мюнстер. стр. 100–. ISBN 978-3-643-10258-4 .
- ^ Стефан Фейхтванг (2004). Создание места: государственные проекты, глобализация и местные меры реагирования в Китае . Психология Пресс. стр. 141–. ISBN 978-1-84472-010-1 .
- ^ Николас Тэпп (2001). Хмонги Китая: контекст, активность и воображаемое . БРИЛЛ. стр. 204–. ISBN 0-391-04187-8 .
- ^ Нарендра Сингх Бишт; ТС Банкоти (2004). Энциклопедия этнографии Юго-Восточной Азии . Том. 1. Издательство «Глобал Вижн». стр. 243–. ISBN 978-81-87746-96-6 .
- ^ Нарендра С. Бишт; ТС Банкоти (2004). Энциклопедия этнографии Юго-Восточной Азии: АЛ . Глобальное видение. п. 243. ИСБН 978-81-87746-97-3 .
- ^ Дэвид Левинсон (1993). Энциклопедия мировых культур . ГК Холл. п. 93. ИСБН 978-0-8168-8840-5 .
- ^ Тимоти Дж. О'Лири (1991). Энциклопедия мировых культур: Северная Америка . Зал. п. 93. ИСБН 978-0-8168-8840-5 .
- ^ Мелвин Эмбер; Кэрол Р. Эмбер (1999). Культуры мира: избранные из десятитомной энциклопедии мировых культур . Справочник библиотеки Макмиллана. п. 252. ИСБН 9780028653679 .
- ^ Луиза Шейн (2000). Правила меньшинства: Мяо и женское начало в культурной политике Китая . Издательство Университета Дьюка. стр. 61–. ISBN 0-8223-2444-Х .
- ^ Сьюзан Браунелл ; Джеффри Н. Вассерстром (2002). Китайская женственность, китайская мужественность: читатель . Издательство Калифорнийского университета. стр. 392–. ISBN 978-0-520-21103-2 .
- ^ Брэкетт Уильямс (2013). Женщины не на своем месте: гендер влияния и национальность . Рутледж. стр. 98–. ISBN 978-1-135-23476-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Тао Тао Лю; Дэвид Фор (1996). Единство и разнообразие: местные культуры и идентичности в Китае . Издательство Гонконгского университета. стр. 86–. ISBN 978-962-209-402-4 .
- ^ Николас Тэпп (2001). Хмонги Китая: контекст, активность и воображаемое . БРИЛЛ. стр. 327–. ISBN 0-391-04187-8 .
- ^ Николас Тэпп (2001). Хмонги Китая: контекст, активность и воображаемое . БРИЛЛ. стр. 333–. ISBN 0-391-04187-8 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Николас Тэпп (1989). Суверенитет и восстание: белые хмонги Северного Таиланда . Издательство Оксфордского университета. п. 169. ИСБН 978-0-19-588912-3 .
- ^ Азиатское фольклористика . Институт антропологии Университета Нанзан. 2002. с. 93.
- ^ Марк Бендер (2006). Мать-бабочка: Эпосы сотворения Мяо (хмонг) из Гуйчжоу, Китай . Издательство Хакетт. стр. xvii–. ISBN 1-60384-335-3 .
- ^ Одрикур, Андре; Стрекер (1991). «Ссуды Хмонг-Миен (Мяо-Яо) на китайском языке». Тунг Пао . 77 (4–5): 335–341. дои : 10.1163/156853291X00073 .
- ^ Вэнь Бо Сун, Гао Ян, Хэ Юнган, Хуан Вэньцзюй, Сяо Чуньцзе, Ранаджит; , Ранджан Ли (2005). «Генетическая структура популяций, говорящих на языке хмонг-миен, в Восточной Азии, выявленная с помощью линий мтДНК» Оксфордский журнал молекулярной биологии и эволюции 22 ( 3): 725–734 . . 10.1093/molbev/ . PMID 15548747 msi055
- ^ Кроуфорд, Джорджия; С. Чен; Дж. Ван (2006). «Рис культуры Хоули с участка Юэчжуан, Цзинань». Каогу [Археология] (на китайском языке) (3): 247–251.
- ^ Цай Сяоюнь; Вэнь Бо; Ван И; Ван Чуаньчао; Хуан Цзинь Ли; «Миграция людей через узкие места из Юго-Восточной Азии в Восточную Азию ». во время последнего ледникового максимума, выявленного Y-хромосомами» (xls) . PLoS ONE . 6 (8) e24282. Таблица 1. doi : 10.1371/journal.pone.0024282.s003 .
- ^ «Китай на кончике языка: настоящая рыба, маринованная в Мяо с использованием древних методов, которая может храниться без ухудшения качества в течение 10 лет» 10 Проверено . марта 2019 г.
- ^ Хуан, Сюфэн; Ся, Цзы-Ян; Бинь, Сяоюнь; Он, Гуанглин; Го, Цзяньсинь (30 июня 2022 г.). «Геномный взгляд на демографическую историю южных китайцев» . Границы экологии и эволюции . 10 . Фронтирс Медиа С.А. дои : 10.3389/fevo.2022.853391 . ISSN 2296-701X .
Источники [ править ]
- Энвалль, Яоким. Информационный бюллетень Тайско-Юньнаньского проекта , № 17, факультет антропологии Австралийского национального университета, июнь 1992 г.
- Шейн, Луиза (2000). Правила меньшинств: Мяо и женское начало в культурной политике Китая (иллюстрировано, переиздание под ред.). Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка. ISBN 082232444X . Проверено 24 апреля 2014 г.
- Джина Корриган (2001). Текстиль Мяо из Китая . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 0-295-98137-7 .
- Николас Тэпп (2002). Хмонги Китая: контекст, действие и воображаемое . Бостон: Издательство Brill Academic. ISBN 0-391-04187-8 .
- Николас Тэпп; Жан Мишо; Кристиан Кулас; Гэри Йа Ли, ред. (2004). Хмонг/Мяо в Азии . Книги шелкопряда. ISBN 974-9575-01-6 .
- Дэвид Дил и Лора Хостетлер (2006). Искусство этнографии: китайский «Альбом Мяо» . Сиэтл: Вашингтонский университет Press. ISBN 978-0295985435 .
- Джин Дэн; Сюэлян Ма (2006). Эпосы творения Мяо (хмонг) из Гуйчжоу, Китай . Перевод Марка Бендера. Индианаполис, Индиана: Издательская компания Hackett. ISBN 978-0872208490 .
- Томас Ванг (2008). История хмонгов: от древних времен до современной диаспоры . Лулу.com. ISBN 978-1435709324 . [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- Фэн, Сянхун. (2013). Женская работа, мужская работа: гендер и туризм среди мяо в сельских районах Китая . Обзор антропологии труда . 34. с. 4–10.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Томоко Торимару (1 сентября 2008 г.), Одна игла, одна нить: вышивка Мяо (хмонг) и изделия из ткани из Гуйчжоу, Китай, Гавайский университет искусств Галле
- Цянь Лунг (император Китая) (1810 г.). Покорение Мяо-цзы, императорская поэма... под названием «Хоровая песня гармонии первой половины весны» . Перевод Стивена Уэстона . Лондон: C. & R. Болдуин, Нью-Бридж-стрит, Black Friars . Проверено 24 апреля 2014 г.