Jump to content

Народная религия Мяо

Символы Йиб и Ядж, используемые американским народным религиозным учреждением хмонгов.

Кев Даб Кев Цюас ( народная духовность хмонгов или народная духовность мяо ) — общая этническая религия народа мяо , лучше всего переводимая как «практика духовности». [1] Эту религию также называют хмонгизмом , американская церковь хмонгов основанная в 2012 году для ее организации среди хмонгов в Соединенных Штатах . [2]

Эта практика представляет собой смесь анимистической теологии, [3] уважение между людьми и природными духами земли, а также понимание духовности, которую понимают народы Мяо.

Хотя большинство людей хмонгов могут продолжать практиковать кев даб куас, из-за множества влияний географического положения большая часть кев даб куа включает в себя другие религиозные практики, такие как: христианство , буддизм, даосизм , [4] более широкая китайская религия , особенно упор на закономерности сил естественной вселенной и необходимость того, чтобы человеческая жизнь соответствовала этим силам, [4] и многое другое.

Многие хмонги в Азии либо обратились в буддизм , либо придерживаются смешанной практики буддизма из-за открытости и терпимости буддизма. [4] и многие американцы-хмонги и австралийцы-хмонги приняли христианство или буддизм. [5]

Теория [ править ]

, домашние духи и духи Божества природы

В Кев Даб Куас существует множество категорий духовных сущностей, которые разделены на три категории: божества, домашние духи и духи природы.

К Божествам относят:

Яум Сауб ( « Йер Шоу») [6] который наделяет всех шаманов своими способностями и считается создателем мира. Было сказано, что Яума Сауба можно вызвать или вмешаться в трудные времена, и он может проявляться в кризисные моменты на протяжении всей истории. [6]

Нплоодж Луг Блонг Лю »), который, согласно легенде хмонгов, является лягушкой, сотворившей небо и землю. Это было место, населенное людьми и духами, где они мирно жили вместе. Люди, однако, заявили, что лягушка солгала о размерах мира, который должен был быть не больше ладони или подошвы ноги, и убили лягушку. Его предсмертное проклятие заключалось в том, что люди и духи больше не будут жить вместе, а будут разделены на два мира. Более того, мир смертных познает болезни и смерть, смену жары и дождя, а также то, что листья будут опадать с деревьев. Раньше люди могли воскреснуть на тринадцатый день после смерти, но с тех пор они утратили эту способность. [7]

Ядж Юам («Я Юа») — исконный герой , «Небесный лучник», соответствующий китайскому Хоуи . [8] Согласно легенде хмонгов, было 12 солнц и 12 лун, и это вызвало хаос в мире. Ядж Юам сбил 11 солнц и 11 лун, а когда пришло время сбить последнее солнце, солнце в страхе убежало, оставив мир во тьме. Животные собрались вместе и решили, кто из них призовет солнышко вернуться. Корова, лошадь и собака не смогли этого сделать, и когда петух предложил это сделать, они посмеялись над ними. Затем петух решает призвать Солнце вернуться, и оно возвращается только потому, что курица не была устрашающей, но у нее все еще был сильный голос. Вот так утром пришел Петух. [9] [10]

Нюдж Вадж Туам Тим («Ню Ва Туа Тенг»), который является Повелителем Иного Мира, определяющим жизнь, смерть и реинкарнацию или покой на небесах в зависимости от того, что человек сделал при жизни.

Ниам Нкаудж Каб Йиб («Ниа Гао Ка Ин») — божество, которое наблюдает за духовными младенцами в небе, и если ей помолиться, она может послать детей в вашу сторону.

К домашним духам относят:

Даб ниб («нэн») или цхуа ниб («хуа нэн») — это шаманские «прирученные» духи, которые летают по мирам и работают с шаманами, действующими в определенной сфере, которая является их областью, которая обычно является домом. [11] Вот некоторые примеры: Даб Хвм Каб («Да Су Ка») (дух удачи), [1] [5] Даб Кхов Куб (дух главного очага), Даб Кхов Тхос (дух ритуального очага), Даб Нтхаб (дух чердака), Даб Руг (бог каркаса входной двери) и Даб Чхиадж Мидж – дух богатства и богатства.

Даб Пог («Да Пол») - это дух, который направляет души младенцев и послан Ниамом Нкауджем Кабом Йибом. [5]

Pog Koob Yawg Koob {'Paw Kong Yer Kong'} ) — духи прошлых семейных предков, проживающие в мире мертвых, из другой категории. [11] Они участвуют в некоторых шаманских практиках. [8] и, согласно фольклору хмонгов, может прийти в тяжелые времена, посетив во сне или в астральной проекции, чтобы дать руководство.

К Духам природы относятся:

Ntxwg Nyug («Зуэ Ньюу») — общее имя, часто используемое в традиционных историях для обозначения духовной сущности земли. Однако христиане-хмонги переводят это имя как «Дьявол». Хотя Нтксвдж Ньюг местным божеством, Нюдж Вадж Туам Тим, как полагают, происходит от Нефритового Лорда даосизма является . [6]

Хоб («Саул») , бог грома и молнии.

Нкаудж Хнуб («Гао Оу») и Нрауг Хлис («Дао Хли») «Леди Солнце» и «Лорд Мун», чья любовь была пролита, чтобы мир мог сосуществовать вместе. Говорят, что во время солнечного затмения они встречаются. Легенда гласит, что народ хмонг благодарен за то, что отдал свою любовь ради того, чтобы мир был вместе. [8]

Пож Нчуг («По Чжун») — пугающий дух (часто женский дух), связанный с тигром. [12]

Задж Лауг («Чжа Лао») — «Старый Дракон» или « Король Драконов ». [8] который часто является частью легенд хмонгов как персонаж, помогающий главному герою преодолевать свои испытания.

Даб Кус («Да Гу») — это общий термин для любого духа, который не является частью дома и может быть хорошим или плохим в зависимости от типа духа.

Другими известными духовными фигурами в легендах хмонгов являются:

Первым шаманом был Сив Йис («Ши Йи») : [13] Шаманы хмонг называют себя «Сив Йис», когда находятся в духовном экстазе .

Чию (или Чив Яуг {' Ци Йер'} ) почитают как древнего бога народа хмонг. [14]

Дом хмонгов – отражение космоса . Он построен вокруг центрального столба ( ncej tas {'ye tha' }), представляющего мировое дерево , ось духов, богом которого является Даб Нчей Тас . [5] [15] Крыши символизируют небо (духовный мир), а пол символизирует природу (мир людей). Ось здания представляет мужчину-главу семьи и его дух предков, единство предков. [15] Люди находятся между небом и землей.

Йиб Сиб и Ядж Сиб [ править ]

"Йиб и Ядж" [11] — это хмонгский эквивалент инь и ян, встречающийся в китайской традиционной религии и даосизме . В отличие от контекста китайской мысли, хмонгские «йиб и ядж» не представлены такими символами, как тайдзиту . Концепция представляет мир живых и мир духов: йиб сиб — духовный мир, а йадж сиб — мир материальной природы. [3] [11] Хмонги также практикуют лодж мем , как и китайский фэн-шуй. [5] который используется для определения места, где лучше всего рождаются мальчики или девочки.

Структура и практика [ править ]

Шаманы [ править ]

Шаманская практика называется уа ниб (уа: «исцелять через нейб : духовный мир», даб ниб - это специально шаманские духи), [1] а шамана зовут Ниам Ниб или Тсив Ниб , что означает «мать/отец ниба » .

Положение шамана не передается по наследству, поскольку шаманы выбираются классом богов ниб , что проявляется через следы, пройденные избранными. Избранных людей направляют старшие шаманы до тех пор, пока они не смогут самостоятельно выполнять ритуалы исцеления. Шаман контролирует своих духов-помощников.

В духовном путешествии шаман призывает своих помощников, которые являются духами, вести или помогать им в духовном мире. Они передвигаются и поют на духовном коне ( нис ), представленном в живом мире шаманской скамейкой ( роодж нейб ). [11] силы космоса , Они также призывают на помощь такие как создатель, Сауб , Первая Пара, Пог Нтксог , Госпожа Солнце и Лорд Луна (Нкаудж Хнуб Нрауг Хли), семь звезд Плеяд , а иногда и духи животных . . [16] Рога для гадания ( куам ниб ) — это одна из форм или средств сообщения о том, вернулся ли дух, и они используются во многих ритуалах. [11]

Шаманы проводят два сеанса лечебных ритуалов: диагностические ритуалы ( уа нейб саиб ) и последующие лечебные ритуалы ( уа ниб хо ), только если у пациента нет признаков выздоровления после первого ритуала. [17]

Алтарь шамана также имеет специальный подвесной или стоячий алтарь, двух- или трехъярусный, в зависимости от статуса шамана. [18] Основное внимание на уровнях должно быть местом для аккуратного размещения всех инструментов и предметов шамана, другой иногда может быть проявлением уважения к своему учителю, а еще один уровень - для практики духовного исцеления или хав кооб. [19] Считается, что эти ярусы представляют собой грот Сив Йис на вершине священной горы, над прудом, возле которого растет цветок бессмертия. [18] Этот бассейн представлен чашей с водой, поставленной на алтарь. [18] От алтаря отходят несколько хлопчатобумажных нитей, прикрепленных к центральному столбу дома, и именно по этим нитям путешествуют нибы , когда посещают алтарь. [18]

Домашний алтарь [ править ]

Наряду с шаманским алтарем, домашний алтарь хмонгов посвящен в первую очередь Даб Хвм Кабу (духу удачи). [1] Он размещен на стене главной комнаты дома. [1] На алтаре люди приносят в жертву рис, курицу, суп и рис, подаваемые в бамбуке, с благовониями и благовониями. [1] Чи даб («Ге Да») — это общий термин для подношений духам. [20] а лайг даб - это ритуал подношения предкам. [1] В последний день Старого года предкам предлагается рис с принесенной в жертву курицей и призыва души ( ху плиг ). проводится ритуал [1]

Бумаги Джосса являются центральным элементом алтарей хмонгов. В качестве подношений используется как благовонная бумага, так и декоративная бумага. Вторые используются как символы, связанные с богами, и обычно состоят из больших белых листов, меньших желтых или серебряных листов, а иногда и маленьких красных квадратов.

Другой тип алтаря хмонгов посвящен особой категории духов, известных как даб шуадж («да чоуа») , или духи медицины, которых обычно практикуют женщины хмонгов. В сообществе хмонгов именно женщины-хмонги специализируются на траволечении . [18] Хотя эта духовная система травников не так популярна, она работает в тандеме с шаманскими практиками.

Ритуалы и психология [ править ]

Религиозные ритуалы, связанные с уважением к духам и предкам, совершаются патриархом каждой семьи или духовным лидером клана или группы родственников мужского пола. [5] Более сложные церемонии, такие как вызов души ( ху плиг ), выполняются ритуальными знатоками шаманом ( ниам нееб txiv нееб ) для духовного исцеления, а также различными специалистами в погребальных обрядах, такими как игрок на тростниковой свирели ( txiv qeej ) и певец душ ( nkauj) . плиг ) и благословляющих певцов ( txiv xaiv ). [5] Считается, что душа продолжает существовать в загробной жизни в духовном мире предков или иногда решает перевоплотиться . [5] Тело ( цев ) — это микрокосм, который, как полагают, состоит из нескольких частей души ( плиг или нцуй ), которые отражают макрокосм . [17]

Религия хмонгов включает в себя особые ритуалы, связанные с вехами жизненного цикла: существуют ритуалы рождения и наречения ребенка, бракосочетания, переименования после брака, травм и болезней, продления срока жизни для больных пожилых людей, смерти и похорон. [5] Есть также фестивали с соответствующими церемониями: Новый год ( Лум Кииб или Нтоо Ксеб , а также Ной Пеб Кауг ) в середине ноября, Нюдж Даб (Праздник Быка), Даб Роог (Фестиваль Дверей) и Нпуа Тай (Фестиваль Свиней). [5]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

Цитаты [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час Ли, Тэпп, 2010. с. 36
  2. ^ Постановления Храма хмонгизма . Hmongism.org: опубликовано 3 марта 2013 г.
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Тэпп, 1989. с. 59
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли, Тэпп, 2010. с. 38
  5. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Ли, 2010.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Ли, Тэпп, 2010. с. 31
  7. ^ Роберт., Купер (1998). Хмонги: Путеводитель по традиционному образу жизни: исчезающие культуры мира . Выпуски Таймс. ISBN  981-204-803-0 . OCLC   850892202 .
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ли, Тэпп, 2010. с. 30
  9. ^ Тэпп, 1989. с. 62.
  10. ^ «Premier Publishing sro» Европейский журнал гуманитарных и социальных наук . 11.03.2019. дои : 10.29013/ejhss-19-1 . ISSN   2414-2344 .
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Ли, Тэпп, 2010. с. 26
  12. ^ Тэпп, 1989. с. 64
  13. ^ Ли, Тэпп, 2010. с. 29
  14. ^ Китайская одиссея: Летняя программа предлагает студентам редкую возможность изучить историю хмонгов в Китае . Хмонгизм.орг, 2013 г.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли, Тэпп, 2010. с. 37
  16. ^ Ли, Тэпп, 2010. с. 25
  17. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ли, Тэпп, 2010. с. 27
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Тэпп, 1989. с. 63
  19. ^ «Хав Куб: Традиционное использование хмонгов в медицине хмонгов, хмонгская жара» . ХОНГ ABC . Проверено 18 мая 2021 г.
  20. ^ Тэпп, 1989. с. 70

Источники [ править ]

  • Нусит Чиндарси. 1976. Религия хмонг Нджуа . Бангкок: Сиамское общество.
  • Она, Винсент К. 2005. Космология хмонгов: предложенная модель, предварительные выводы , Журнал исследований хмонгов, том 6, 2005.
  • Саймондс, Патрисия В. 2004. Призыв души: пол и цикл жизни в деревне хмонгов . Сиэтл: Вашингтонский университет Press.
  • Гэри Ю. Ли, доктор философии, Д. Летт. Религиозная практика хмонгов в Австралии . В: От Лаоса до Фэрфилда: с верами и культурами , Кооператив развития лаосского сообщества, Кабраматта, 2010.
  • Гэри Ю. Ли, Николас Тэпп. Культура и обычаи хмонгов . Гринвуд, 2010. ISBN   0313345260
  • Николас Тэпп, Китайский университет Гонконга. Религия хмонгов в азиатских фольклорных исследованиях , Vol. 48, 1989: 59–94.
  • Хао Хуан, Буссакорн Сумронгтхонг. Новогодняя церемония хмонгов «Нту Ксиб» в азиатских фольклорных исследованиях , Vol. 63, 2004: 31–55.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8b0b2e906e310d05f80a00d97122de72__1715537640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8b/72/8b0b2e906e310d05f80a00d97122de72.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Miao folk religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)