Jump to content

Религия на Кубе

Религия на Кубе (оценка Всемирной книги фактов ЦРУ на 2020 год ) [1]

  Другие (0,3%)

Univision Noticias (2015 г.) Опрос кубинцев [2]

  Католик (27%)
  Евангелисты или протестанты (7%)
  Другой ответ или его отсутствие (11%)

Христианство является наиболее широко исповедуемой религией на Кубе , а католицизм является самой крупной конфессией. Значительная часть кубинского населения либо нерелигиозна , либо исповедует народные религии .

До прибытия испанских миссионеров люди, проживающие на территории современной Кубы, исповедовали самые разные веры.

Обзор [ править ]

Население Кубы исторически было христианским , в первую очередь католиком , хотя за последние десятилетия количество нерелигиозного населения существенно выросло. [3] Католицизм на Кубе в некоторых случаях глубоко изменен и подвержен влиянию синкретизма . Распространенной синкретической религией является Сантерия , которая объединила религию йоруба африканских рабов с католицизмом и некоторыми направлениями коренных американцев; он имеет сходство с бразильской Умбандой и получает определенную официальную поддержку. По оценкам Римско -католической церкви , 60 процентов населения являются католиками. [4] но только 5% из этих 60% регулярно посещают мессу, [5] в то время как независимые источники оценивают, что так поступают всего лишь 1,5% населения. [6]

Опрос Observa Cuba, проведенный в 2022 году, показал, что только 49% населения исповедуют религию. [7] В опросе 2015 года, спонсируемом Univision, 44% кубинцев заявили, что они нерелигиозны, 9% не дали ответа, и только 34% заявили, что они религиозны. [8] Членство в протестантских церквях оценивается в 5 процентов и включает баптистов , пятидесятников , адвентистов седьмого дня , пресвитерианцев , англиканцев , методистов , Религиозное общество друзей (квакеров) и лютеран . В последние десятилетия протестантизм пережил некоторый расцвет. [9] [10] Другие христианские конфессии включают Греческую Православную Церковь , Русскую Православную Церковь , Свидетелей Иеговы и Церковь Иисуса Христа Святых последних дней .

Религии нехристианских меньшинств на Кубе включают индуизм и китайскую народную религию , каждая из которых составляет 0,2% населения, а также веру бахаи , буддизм , иудаизм , ислам и неорелигии , которые имеют немалое количество последователей, составляющих менее 0,1% населения Кубы. Помимо вышеперечисленного, 18,0% кубинцев объявили себя агностиками и 5,1% заявили, что являются атеистами . [11]

Куба является домом для множества синкретических религий преимущественно африканского культурного происхождения. Согласно отчету Госдепартамента США, [12] По оценкам некоторых источников, до 80 процентов населения консультируются с представителями религий западноафриканского происхождения, таких как Сантерия, Пало или кубинский воду. Сантерия возникла на основе традиций йоруба , одного из африканских народов, которые были импортированы на Кубу в 16-19 веках для работы на сахарных плантациях. Сантерия сочетает в себе элементы христианства и западноафриканских верований и, таким образом, позволяла рабам сохранять свои традиционные верования, при этом создавая впечатление, что они исповедуют католицизм. Ла Вирхен де ла Каридад дель Кобре (Богоматерь Милосердия) является католической покровительницей Кубы, очень почитается кубинским народом и считается символом Кубы. В Сантерии она была синкретизирована с богиней Очун . Важный религиозный праздник «Вирхен де ла Каридад дель Кобре» кубинцы отмечают ежегодно 8 сентября. Другими исповедуемыми религиями являются Пало-Монте и Абакуа , большая часть литургии которых проводится на африканских языках.

Хотя ограничения на религию на Кубе были минимальными по сравнению с другими коммунистическими странами, такими как Советский Союз или Китай , большое количество атеистов, скорее всего, было вызвано коммунистической атмосферой марксистско-ленинского атеизма . [13]

История [ править ]

Президентство Фиделя Кастро [ править ]

После коммунистической революции 1959 г. [14] кубинское правительство ограничило религиозную практику. Религиозным людям не разрешалось вступать в Коммунистическую партию Кубы, поскольку религия противоречила марксистской философии партии. В августе 1960 года несколько епископов подписали совместное пастырское письмо, осуждающее коммунизм, объявляющее его несовместимым с католицизмом и призывающее католиков отвергнуть его. [15] На следующий день Кастро произнес четырехчасовую речь, осудив священников, которые служат «большим богатствам», и используя страх перед влиянием фалангистов для нападок на священников испанского происхождения, заявив: «Нет сомнений в том, что у Франко есть значительная группа фашистских священников на Кубе и что Империализм, посредством своего фалангистского и фашистского влияния на Франко, беспрестанно двигал своими пешками, пытаясь довести революцию до конфликта». [16]

С 1959 по 1961 год 80% профессиональных христианских священников и служителей кубинских церквей покинули Кубу и перебрались в США. Национализировалось и имущество духовенства. [17]

Десятилетие, последовавшее за 1960-ми годами, было неспокойным, и многие люди потеряли интерес к религии, поскольку большая часть религиозной иерархии выступала против народной революции. Архиепископия Гаваны в 1971 году сообщила только о 7000 крещениях. [18] В 1989 году эта цифра увеличилась до 27 609, а в 1991 году — до 33 569. [18]

В 1985 году Государственный совет Гаваны опубликовал бестселлер под названием Fidel y la Religion ( «Фидель и религия» ), который представлял собой сокращенную расшифровку 23-часовых интервью между Фиделем Кастро и бразильским монахом -теологом освобождения по имени Фрей Бетто , OP He. признал, что революция допустила ошибки по отношению к религиозным людям, сказал, что дискриминация верующих должна прекратиться и что должны быть созданы условия, при которых использование «религии как контрреволюционного оружия будет сведено на нет доверием и братством, которые будут существовать между всеми революционеры нашей страны». [19] Он взял на себя ответственность за исключение неатеистов из членов Коммунистической партии на том основании, что:

Мы требовали полной приверженности марксизму-ленинизму... Предполагалось, что любой, кто вступит в партию, примет политику и доктрину партии во всех аспектах. [18]

В годы после распада Советского Союза государство заняло более примирительную позицию по отношению к религии и уменьшило пропаганду атеизма. В ноябре 1991 года Коммунистическая партия начала допускать верующих в свои ряды. В июле 1992 года в конституцию были внесены поправки, изменившие название Кубы с атеистического государства на светское , и была добавлена ​​статья 42, запрещающая дискриминацию по религиозным убеждениям. [18] Небольшим богослужебным центрам снова было разрешено по закону существовать. В начале 1990-х годов еженедельное посещение церкви на острове оценивалось в 11 миллионов человек. [ кем? ] около 250 000 или около 2% населения (с равным разделением на католиков и протестантов). [18] На Кубе было меньше священников на одного жителя, чем в любой другой латиноамериканской стране.

С 1992 года ограничения были смягчены, и прямые вызовы со стороны государственных учреждений праву на веру несколько ослабли, хотя Римско-католическая церковь по-прежнему сталкивается с ограничениями на письменное и электронное общение и может принимать пожертвования только из утвержденных государством источников финансирования. Римско-католическая церковь состоит из Конференции кубинских католических епископов (CCBC), которую возглавляет Хайме Лукас Ортега-и-Аламино , кардинальный архиепископ Гаваны . В нем одиннадцать епархий, 56 орденов монахинь и 24 ордена священников.

Конференция кубинских епископов резко раскритиковала американское эмбарго против Кубы и заявила, что от нее пострадало все население. эмбарго . Это повлияло на Конференцию католических епископов США, которая выступила за исключение продуктов питания и лекарств из [18]

В январе 1998 года, хотя он был антикоммунистом , Папа Иоанн Павел II совершил исторический визит на остров по приглашению кубинского правительства и католической церкви на Кубе. Во время своего визита Папа раскритиковал эмбарго США. Папа Бенедикт XVI посетил Кубу в 2012 году, а Папа Франциск - в 2015 году. [20] В результате смены политики кубинское правительство выдало разрешения на строительство новой церкви на Кубе, первой с 1959 года. [21]

20 октября 2008 года первая Русская православная церковь на Кубе открылась во время официальной церемонии, на которой присутствовал Рауль Кастро . [22]

Президентство Кастро Рауля

Позиция Коммунистической партии Кубы начала меняться. Рауль Кастро заявил на телевизионной пресс-конференции 2015 года, на которой он обсуждал визит Папы Франциска в сентябре 2015 года: «Я из Коммунистической партии Кубы, которая не допускает верующих, но теперь мы разрешаем это. Это важный шаг». [23] Кастро заявил, что, возможно, снова станет практикующим католиком и будет посещать мессы, которые Папа проводит на Кубе. [21]

Появились исследования [ от кого? ] который пытался связать афро-кубинские религии с психическими заболеваниями. [24] Кампания по искоренению расовой дискриминации на Кубе использовалась в качестве основания для запрета создания афро-кубинских институтов, поскольку это было названо вызывающим расовую рознь. [24]

Президентство Мигеля Канеля - Диас

Мигель Диас-Канель пришел на пост первого секретаря в 2019 году, имея значительный опыт защиты прав ЛГБТК+ . Одним из знаковых событий его нынешнего президентства стал референдум по Семейному кодексу Кубы в 2022 году , который пользовался активной поддержкой со стороны прогрессивных христианских групп на острове, с которыми Диас-Канель также приехал, чтобы построить более прочные отношения на протяжении многих лет. [25] Однако это отличалось от консервативных христианских групп, которые наносили ущерб улучшению прав ЛГБТ на Кубе и выступали за запрет абортов на Кубе , который был законен с 1965 года. [26]

Христианство [ править ]

Христианство сыграло важную роль в истории Кубы. Коренные жители Кубы были колонизированы Христофором Колумбом через несколько дней после его прибытия в Новый Свет в 1492 году. В 1511 году систематическая колонизация началась, когда конкистадор Диего Веласкес де Куэльяр основал католическую церковь на Кубе вместе с первым священником Фраем Бартоломе де лас. Касас широко известен как «Защитник индейцев». с католицизмом Наряду протестантизм в это же время возник . Католицизм возник рано, а протестантизм появился позже. «Протестантизм окончательно не прижился на Кубе до девятнадцатого века, хотя с шестнадцатого века страну постоянно посещали пираты , корсары и флибустьеры , многие из которых были протестантами». На Кубе корни протестантизма возникли примерно в то же время, что и христианство. Конфессии католицизма и протестантизма имеют значительное влияние в истории Кубы. [ нужна ссылка ]

Католицизм [ править ]

Собор Святого Христофора в Гаване .

частью всемирной католической церкви , находящейся под духовным руководством Папы Римского Католическая церковь на Кубе является . Орган католической церкви на Кубе управляется Конференцией кубинских епископов.

В 2020 году католическое население Кубы оценивается в 53,7%. [27] Страна разделена на одиннадцать епархий, включая три архиепархии . Католическая церковь на Кубе взяла на себя более политически активную роль, чем во многих других странах. Они утверждают, что участвовали в обсуждении с правительством таких вопросов, как политические заключенные и реформы свободного рынка. Католики на Кубе имеют большую религиозную свободу, чем католики в других коммунистических странах, таких как Китай и Вьетнам . [ нужна ссылка ]

Протестантизм [ править ]

Хотя протестанты прибыли на остров Куба в начале его колониальной эпохи, большинство их церквей не процветали до 20-го века при помощи американских миссионеров. В начале 20 века кубинским протестантским церквям большую помощь оказывали различные американские миссионеры, которые помогали в работе церквей, а также оказывали поддержку со стороны своих домашних церквей . Когда в 1959 году страну захватил режим Фиделя Кастро , протестантским церквям было разрешено по закону существовать. Тем не менее, некоторые инциденты, подробно описанные ниже, и религиозные преследования помешали им процветать. Во время особого периода , начавшегося в 1991 году, протестантские церкви снова начали процветать и сегодня стали основной религиозной группой Кубы .

В 2023 году протестантское население Кубы оценивается в 2,68%. [27] Крупнейшими протестантскими конфессиями были пятидесятники и баптисты . [4]

Адвентисты седьмого дня [ править ]

По состоянию на 2016 год Церковь адвентистов седьмого дня на Кубе насчитывает более 34 041 члена, поклоняющегося в 328 церквях и общинах, и считается одной из крупнейших протестантских церквей на Кубе. [28] Отношения с правительством были положительными, хотя главный колледж, Антильский союзный колледж, основанный на Кубе, переехал в Пуэрто-Рико после кубинской революции 1959 года . [29] В 1969 году в штаб-квартире церкви на Кубе была открыта семинария, а в 1985 году она установила отношения с Университетом Монтеморелоса в Мексике в качестве школы повышения квалификации, доведя это учреждение, которое теперь называется Кубинской адвентистской семинарией , до более общепризнанных стандартов. В 1996 году семинария переехала в новый кампус, построенный Международной организацией волонтеров Маранафа . [30] а в 2008 году он получил полную аккредитацию Адвентистской аккредитационной ассоциации (ААА). Пасторы и библейские работники на Кубе проводят службы и евангелизируют, несмотря на ограниченность ресурсов, таких как компьютеры, книги, субботняя школа и ресурсы детского служения, но церковь считает, что улучшение отношений между США и Кубой может означать большие возможности для роста церкви. Президент Церкви адвентистов седьмого дня на Кубе Альдо Перес присутствовал на речи президента Обамы в Гаване во время его визита в 2016 году. [31] В 2017 году в Карденасе, Матансас, была открыта новая современная церковь, в которой приняли участие более 1200 церковных лидеров, членов, представителей правительства и гостей со всего острова. [32]

Свидетели Иеговы [ править ]

насчитывалось около 96 000 активных Свидетелей Иеговы По состоянию на 2016 год на Кубе (около 0,85% населения). [33] [34] С 1938 по 1947 год число Свидетелей Иеговы на Кубе увеличилось примерно со 100 до 4000. [35] После Второй мировой войны число членов на Кубе увеличилось до 20 000. [35] и к 1989 году насчитывалось около 30 000 членов. [36] Движение было запрещено на Кубе в 1974 году. [36] и члены были заключены в тюрьму за отказ от военной службы . [37] Во время подъема лодки Мариэль в 1980 году Кубу покинуло около 3 000 Свидетелей. [36] В 1994 году кубинское правительство освободило представителей Общества Сторожевой Башни , и членам было разрешено собираться группами до 150 человек в Залах Царства и других местах поклонения. В том же году в Гаване открылся филиал Свидетелей Иеговы с типографией. В 1998 году Свидетелям разрешили встречаться на крупных конгрессах в крупных городах Кубы.

Santeria[editСантерия

Прибытие и выживание Сантерии (также известной как Регла де Оча ) на Кубе обусловлено множеством факторов. Корни сантерии происходят из Нигерии и были перевезены на Кубу народом лукуми . Однако народ лукуми составлял лишь около 8% от общего числа рабов на Кубе с 1760 по 1850 год. [38] При таком небольшом количестве, на которое можно было опираться, религия подвергалась постоянным атакам в форме разбавления за счет более доминирующего числа в форме репродуктивного аутсорсинга и жестокости, причиняемой использованием рабства. [38]

Между 1800 и 1850 годами почти все население Кубы состояло из людей африканского происхождения. [38] Этот фактор создал у владельцев плантаций чувство неуверенности из-за напряженности среди рабского населения. Соперничество рабов в конечном итоге привело к постоянно растущим потерям производства. Метод борьбы с потерями показал, что увеличение численности лукуми послужит плантации лучше всего. Люди лукуми были известны как трудолюбивые и кроткие люди. [39]

В результате увеличения импорта рабов население лукуми резко выросло примерно до 34%. [38] Увеличение Сантерии объясняется тем, что многие другие рабы и свободные люди начали исповедовать религию Сантерии, тем самым увеличивая сферу влияния и принадлежности в более разнообразной манере. Распространение колониализма оказало серьезное давление на все религии, кроме католицизма. В течение 90 лет Лукуми придерживались религии Сантерии. Религия Сантерии включает в себя жертвенную еду, песни, танцы, костюмы, духовных божеств и использование артефактов. Вначале Лукуми и другим прихожанам Сантерии приходилось практиковать тайно. [40]

Они поспешно создавали области, в которых проводили структурированную практику Сантерии, а затем возвращались к своей колониальной жизни. Однако практика Сантерии на более регулярной основе происходит не на сахарных плантациях, а в городских районах. [38] Синкретизм, который модернизировал Сантерию, был введен, когда мулатам высокого класса нужно было найти способы облегчить такие недуги, как стресс или болезнь. В то время официальная медицинская помощь населению не предоставлялась. В свете такого расположения мулаты высокого класса использовали любые ресурсы, которые могли найти. Они использовали методы рабов, получивших христианское образование, вместе с афро-кубинскими целителями и испанскими курандеро.

Афро-кубинские целители и испанские курандеро были единственными практикующими врачами на Кубе и отвечали за лечение как черного, так и белого населения. [38] Расстояние между городом и сельской местностью очень затрудняло участие рабов в синкретизме Сантерии с католицизмом и христианством. Это было связано с географией. Большинство европейских религиозных церквей располагались в городских районах или поселках, и для посещения служб требовалось путешествовать на большие расстояния, что мешало производству сахара. [38] В городских районах рабы работали вместе со свободными людьми и белыми кубинцами в менее ограниченной атмосфере.

Их обучали, им доверяли выполнять квалифицированную работу и возлагали на них большую ответственность. Они выполняли несколько различных должностей, что послужило катализатором синкретизма Сантерии с католицизмом и христианством. [38] Не каждый раб на Кубе соглашался на использование рабства. Симарроны , как их называли кубинские рабовладельцы, представляли собой группу рабов, бежавших из плена и образовавших общины, состоящие из тысяч человек. Они нашли убежище в дикой местности и горах Кубы, где продолжали практику Сантерии. Их считали очень серьезной угрозой власти колониального правительства над рабством и угнетением.

Симарронам удалось избежать плена и предоставить помощь и убежище другим сбежавшим рабам. Со временем они разработали средства связи с другими окружающими секретными лагерями через рабов плантаций и дружественных белых кубинцев. [38] Другие рабы и свободные люди, жившие в сельской местности, сформировали тайные общества и группы, в которых они исповедовали свои религиозные убеждения Сантерии вне поля зрения общественности, чтобы избежать колониальных реформ и угнетения. [38] После отмены рабства в Паленке поселение Симарронес было преобразовано в город под названием Эль-Кобре, просуществовавший пятьдесят лет. [38]

В религии Сантерии акцент на сознательном существовании связывает воедино понимание природы, высших сил и каналов родословной посредством ритуальной практики и ясновидения. Круг — это символ, разделенный на три части, которые начинаются в центре с людей и продолжаются на две другие части — предков и, наконец, божеств. [41] Значение людей во внутренней сути представляет собой сегодняшний день существования и понимания в форме восприятия внутри человека, поскольку он или она может интерпретировать окружающую его информацию.

Внешний слой предка представляет собой наследственное понимание, которое человек несет с собой в качестве источника того, как и почему интерпретировать значения восприятия в данной сфере. Самый внешний уровень, представляющий божественность, — это ценность знаний, направления и понимания, приобретенных от Ориша и личного опыта. Существование, которое представляет круг, — это не фиксированная плоскость понимания, а взаимозаменяемое, постоянно развивающееся и вращающееся чувство осознания и бытия. [41] Линия Сантерии структурирована через связь через сибсов (группу родственников), причем каждый сибс восходит к общему предку мужского пола, связывающему родословные с религией. [38] «Существовало три разных пути передачи поклонения Ориша. Ребенок мог унаследовать Оришу от своей матери или отца и продолжать поклонение ему. В этом случае между ребенком, родителем и Ориша существовали трехсторонние отношения. ." [38]

Другие [ править ]

Ислам [ править ]

Согласно отчету Pew Research Center за 2011 год , тогда на Кубе проживало 10 000 мусульман, что составляло 0,1% населения. По состоянию на 2012 год большинство из 10 000 кубинских мусульман обратились в эту религию. В какой-то момент многие студенты-мусульмане приехали на Кубу, желая учиться в престижных школах Кубы. Число студентов составляло примерно 1500–2000 человек. В эту группу входили, среди прочего, студенты пакистанского происхождения. Известно, что преобладающую часть населения, поехавшего учиться на Кубу, составляли пакистанские студенты численностью около 936 человек. В 2001 году шейх Мухаммад бен Насир Аль-Абуди, помощник генерального секретаря Всемирной мусульманской лиги (MWL), отправился на Кубу, чтобы получить разрешение кубинских властей на создание исламской организации, которая будет поддерживать мусульманскую общину Кубы. Среди других целей предлагаемой организации будет строительство мечетей и распространение исламской культуры среди мусульман. По состоянию на июль 2015 года Турецкий фонд по делам религии открыл первую молитвенную комнату для кубинских мусульман, а первая мечеть на Кубе строилась на средства Турции. [ нужна ссылка ]

Иудаизм [ править ]

Евреи жили на острове Куба на протяжении веков. Некоторые кубинцы ведут еврейское происхождение от марранов (принявших христианство), которые пришли в качестве колонистов, хотя немногие из них исповедуют иудаизм сегодня . В 1924 году на Кубе проживало более 24 000 евреев, и еще больше иммигрировало в страну в 1930-х годах. Но во время и после коммунистической революции 1959 года 94% евреев уехали в США и другие страны. По оценкам, в 2007 году в стране осталось около 1500 известных кубинцев-евреев, большинство из которых проживали в Гаване , которую иногда называли «джубанцами» (от английского слова «еврей» и кубинец). Несколько сотен с тех пор эмигрировали в Израиль . [ нужна ссылка ]

Индуизм [ править ]

Индуизм является религией меньшинства на Кубе. Индуизму следуют 0,2% населения Кубы. [42] [43] В 2007 году на Кубе проживало около 23 927 индуистов . [42]

Свобода религии [ править ]

В 2022 году Freedom House оценила свободу вероисповедания на Кубе на 3 из 4, отметив, что свобода вероисповедания улучшилась за последнее десятилетие, но официальные препятствия по-прежнему затрудняют беспрепятственную деятельность церквей. В нем также отмечается, что после своей положительной роли в американо-кубинских дипломатических переговорах Римско-католическая церковь получила больше прав, в то время как протестантские и евангелические группы по-прежнему склонны сталкиваться с большими ограничениями, даже если их условия также улучшились. [44]

В отчете Christian Solidarity Worldwide за 2023 год было установлено, что число задокументированных нарушений свободы вероисповедания увеличилось более чем вдвое: с 272 в 2021 году до 657 в 2022 году. Нарушения включали притеснения, произвольные задержания, ограничения на передвижение и поездки, препятствование посещению религиозных служб, конфискацию товаров и имущества. и нападения на социальные сети. [45]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ «Куба» . Всемирная книга фактов . Центральное разведывательное управление . 8 августа 2023 г. Проверено 10 августа 2023 г.
  2. ^ «#EncuestaCuba: Свобода мнений» [#SurveyCuba: Свобода мнений]. Новости Юнивизиона . Проверено 10 августа 2023 г.
  3. ^ Скотт Клемент (01 декабря 2021 г.) [10 апреля 2015 г.]. «Кубинцы любят Папу и католическую церковь, но они не настолько увлечены религией» . Вашингтон Пост . Вашингтон, округ Колумбия, ISSN   0190-8286 . OCLC   1330888409 . [ пожалуйста, проверьте эти даты ]
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Отчет Госдепартамента США за 2022 год
  5. ^ «Общины веры на Кубе: Часть первая углубленной серии WOLA о религии на Кубе» . ВОЛЯ .
  6. ^ «Каждому свое, со совпадениями и неточностями | La Pampa La Arena» . archive.laarena.com.ar .
  7. ^ «Исследование показывает, что на Кубе не соблюдается свобода вероисповедания» . Посмотрите на Кубу (на испанском языке). 07.06.2022 . Проверено 20 июля 2023 г.
  8. ^ «Кубинцы любят Папу и католическую церковь, но они не настолько увлечены религией – The Washington Post» . Вашингтон Пост .
  9. ^ Сварны. « Протестантские церкви Кубы: растущая паства », The New York Times, 29 января 1998 г.
  10. Отчет о международной религиозной свободе за 2018 г.: Куба , 21 июня 2019 г. Комиссия США по международной религиозной свободе
  11. ^ «Ассоциация архивов религиозных данных | Национальные профили» . www.thearda.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 г. Проверено 16 октября 2017 г.
  12. ^ «Отчет о свободе вероисповедания в мире за 2009 год: Куба» . Государственный департамент США. Октябрь 2009 г. Архивировано из оригинала 30 ноября 2009 г. Проверено 16 июля 2010 г.
  13. ^ Пайк, Джон. «Религия на Кубе» . www.globalsecurity.org . Проверено 19 марта 2017 г.
  14. ^ «Вехи: 1945–1952 — Кабинет историка» . History.state.gov . Проверено 30 декабря 2018 г.
  15. ^ Джей Мэллин (1 января 1994 г.). Освещение Кастро: взлет и упадок коммунистического диктатора Кубы . Издатели транзакций. ISBN  978-1-4128-2053-0 .
  16. ^ «База данных речи Кастро - Латиноамериканский сетевой информационный центр, LANIC» . lanic.utexas.edu . Проверено 22 августа 2022 г.
  17. ^ Крэхан, Маргарет Э. (1979). «Спасение через Христа или Маркса: Религия на революционной Кубе» . Журнал межамериканских исследований и мировых отношений . 21 (1): 156–184. дои : 10.2307/165694 . ISSN   0022-1937 . JSTOR   165694 .
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Олива, Энрике Лопес. Религиозное пробуждение: волнения на Кубе. «Религиозное пробуждение: волнения на Кубе» . Христианский век 111.29. Архивировано из оригинала 10 марта 2016 г. Проверено 10 сентября 2017 г.
  19. ^ Кастро, Фидель; Бетто, Фрей (1985). «Христиане и Коммунистическая партия» . Фидель и религия: Фидель Кастро в беседе с Фреем Бетто о марксизме и теологии освобождения . Клермонтская богословская школа . п. 192. ИСБН  9781920888459 . ОСЛК   1006201729 .
  20. New York Times , 11 мая 2015 г., А4.
  21. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нью-Йорк Таймс , 11 мая 2015 г., А4
  22. ^ «На Кубе открывается первая русская церковь» . Новости Би-би-си . 20 октября 2008 г.
  23. ^ Джим Ярдли, «Хваля Папу, президент Кубы говорит, что он может вернуться в церковь». Нью-Йорк Таймс , 11 мая 2015 г., А4.
  24. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Эрнандес-Рамдвар, Камилла. «Кристин Айоринде: афро-кубинская религиозность, революция и национальная идентичность». Канадский журнал исследований Латинской Америки и Карибского бассейна 31.62 (2006 г.)
  25. ^ Деттлофф, Дин (7 октября 2022 г.). «Прогрессивные христиане Кубы делают свою страну более инклюзивной» . Временники . Проверено 1 мая 2023 г.
  26. ^ Альфонсо, Мария Исабель (17 сентября 2018 г.). «Поскольку Куба поддерживает однополые браки, церкви выступают против плана правительства» . Разговор . Проверено 3 августа 2022 г.
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Веб-сайт Ассоциации архивов религиозных данных, дата обращения 18 июля 2023 г.
  28. ^ «Конференция Кубинского униона - Справочник адвентистской организации» . www.adventistdirectory.org . Проверено 9 апреля 2020 г.
  29. ^ Лэнд, Гэри (2005). Исторический словарь адвентистов седьмого дня . Пугало Пресс. ISBN  9780810853454 .
  30. ^ «Международная организация волонтеров Маранафа» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2013 г. Проверено 19 августа 2012 г.
  31. ^ Стивенс/IAD, Либна (23 марта 2016 г.). «Адвентистская церковь на Кубе по-прежнему надеется на позитивные изменения после визита президента США» . news.adventist.org . Проверено 9 апреля 2020 г.
  32. ^ Паседжи, Маркос; Корреспондент, старший; Обзор, Адвентист (27 апреля 2017 г.). «После десятилетий молитв адвентисты освящают современную церковь на Кубе» . news.adventist.org . Проверено 9 апреля 2020 г.
  33. ^ Ежегодник Свидетелей Иеговы за 2017 год . Общество Сторожевой Башни. п. 180.
  34. ^ «Свидетели Иеговы по всему миру: Куба» . Сторожевая башня . Проверено 15 апреля 2017 г.
  35. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Агирре, Бельгия; Олстон, JP (1980). «Организационные изменения и религиозная приверженность: Свидетели Иеговы и адвентисты седьмого дня на Кубе, 1938–1965». Тихоокеанский социологический обзор . 23 (2): 171. дои : 10.2307/1388816 . JSTOR   1388816 . S2CID   158082760 .
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Хорхе, Антонио; Сушлицки, Хайме; Варона, Адольфо Лейва де (1 января 1991 г.). Кубинские изгнанники во Флориде: их присутствие и вклад - Антонио Хорхе - Google Книги . Издатели транзакций. ISBN  9781412844901 . Проверено 26 июля 2012 г.
  37. ^ «Новости и информация о Кубе - РЕЛИГИЯ - Свидетели Иеговы по старинке» . Куба под рукой . Проверено 26 июля 2012 г.
  38. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Брэндон, Джордж (1993). Сантерия из Африки в Новый Свет: Мертвые продают воспоминания . Блумингтон и Индианаполис: Издательство Университета Индианы.
  39. ^ Вега, Марта Морено (сентябрь 2000 г.). «Переплетение культур африканской диаспоры в творчестве Фернандо Ортиса». Журнал исследований чернокожих . 31 (1): 39–50. дои : 10.1177/002193470003100103 . S2CID   144406165 .
  40. ^ Симпсон, Джордж Итон (1978). Черные религии в Новом Свете . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN  9780231045407 .
  41. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дэниел, Ивонн (2005). Танцующая мудрость: воплощенные знания в гаитянском воде, кубинском йоруба и баианском кандомбле . Фотография Фрэнка Уорда.
  42. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Куба, религия и социальный профиль — Национальные профили — Международные данные — TheARDA» . Thearda.com . Архивировано из оригинала 20 октября 2020 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
  43. ^ «Религиозная разведка – Информация о стране: Куба (Республика Куба)» . 27 сентября 2007 г. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 г. Проверено 22 апреля 2019 г.
  44. ^ «Куба: страновой отчет о свободе в мире за 2022 год» . Дом Свободы . 2022 . Проверено 25 апреля 2023 г.
  45. ^ «Задокументированных нарушений свободы вероисповедания в 2022 году более чем удвоилось» . Христианская солидарность во всем мире . 6 февраля 2023 г. Проверено 27 апреля 2023 г.

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1b3d4e29a44c6b3c458d78f7cb02574f__1719260700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1b/4f/1b3d4e29a44c6b3c458d78f7cb02574f.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Religion in Cuba - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)