Коррупция на Кубе
Политическая коррупция |
---|
![]() |
Формы и концепции |
Борьба с коррупцией |
Коррупция по странам |
Куба страдает от широко распространенной и безудержной коррупции с момента создания Республики Куба в 1902 году. В книге «Коррупция на Кубе» говорится, что государственная собственность привела к «отсутствию идентифицируемой собственности и широко распространенному неправомерному использованию и краже государственных ресурсов ... когда была предоставлена возможность». , немногие граждане стесняются воровать у правительства». [1] Более того, сложные отношения между государственными и экономическими институтами делают их особенно «предрасположенными к коррупции». [2]
Вопрос о том, что является причиной коррупции на Кубе в настоящее время и исторически, продолжает обсуждаться и обсуждаться учеными. Существуют традиционные принципы управления, которые она унаследовала от Испании, которая была известна как печально известная коррумпированность режимов в своих взаимодействиях в новом мире. [3] Жюль Р. Бенджамин предполагает, что коррумпированная политика Кубы была продуктом колониального наследия кубинской политики и финансовой помощи, предоставленной Соединенными Штатами, которая способствовала международным ценам на сахар в конце 19 - начале 20 веков. [4] Сообщается, что после Второй мировой войны уровень коррупции на Кубе, среди многих других стран Латинской Америки и Карибского бассейна, значительно возрос. [5] Некоторые ученые, такие как Эдуардо Саэнс Ровнер, объясняют это усилением участия Северной Америки в делах Кубы после Первой мировой войны, которая изолировала кубинских рабочих. [5] Кубинцы были исключены из крупного сектора экономики и не могли участвовать в управленческих должностях, которые взяли на себя работодатели из Соединенных Штатов. [5] В том же духе Луи А. Перес писал, что «Вторая мировая война создала новые возможности для экономического развития Кубы, однако лишь немногие из них были полностью реализованы. Средства были использованы нерационально. Коррупция и взяточничество возросли и в немалой степени способствовали упущенным возможностям, но также увеличили бесхозяйственность и просчеты». [6]
Transparency International за 2023 год В Индексе восприятия коррупции Куба получила 42 балла по шкале от 0 («высокая коррумпированность») до 100 («очень чистая»). По рейтингу Куба заняла 76-е место среди 180 стран Индекса, где страна, занявшая первое место, считается страной с самым честным государственным сектором. [7] Для сравнения с мировыми показателями лучший результат составил 90 (1-е место), средний балл — 43, а худший — 11 (180-е место). [8] Для сравнения с региональными показателями самый высокий балл среди стран Америки. [Примечание 1] составил 76, средний балл — 43, а самый низкий балл — 13. [9]
История
[ редактировать ]Дореволюционный
[ редактировать ]Дополнительная информация: Республика Куба (1902-1959).
Республика Куба на рубеже 20-го века во многом характеризовалась глубоко укоренившейся традицией коррупции, когда политическое участие давало элитам возможность использовать возможности для накопления богатства. [1] Считалось, что первый президентский период Кубы под руководством дона Томаса Эстрады Пальмы с 1902 по 1906 год соответствовал лучшим стандартам административной честности в истории Республики Куба. [10] Однако вмешательство Соединенных Штатов в 1906 году привело к тому, что Чарльз Эдвард Магун , американский дипломат, взял на себя управление правительством до 1909 года. Спорили, попустительствовало ли правительство Магуна коррупционным действиям или фактически участвовало в них. Хью Томас предполагает, что, хотя Магун не одобрял коррупцию, коррупция все еще сохранялась при его администрации, и он подрывал автономию судебной власти и их судебные решения. [11] Последующий президент Кубы Хосе Мигель Гомес был первым, кто оказался замешан в широкомасштабной коррупции и коррупционных скандалах в правительстве . Эти скандалы были связаны со взятками , которые якобы были выплачены кубинским чиновникам и законодателям по контракту на обыск гаванской гавани, а также с выплатой гонораров правительственным партнерам и высокопоставленным чиновникам. [10] Преемник Гомеса Марио Гарсиа Менокаль хотел положить конец коррупционным скандалам и заявил о своей приверженности административной честности, выдвигая лозунг «честность, мир и труд». [10] Несмотря на его намерения, коррупция при его правительстве фактически усилилась с 1913 по 1921 год. [11] Случаи мошенничества стали более распространенными, а частные лица и подрядчики часто вступали в сговор с государственными должностными лицами и законодателями. Чарльз Эдвард Чепмен связывает рост коррупции с сахарным бумом , который произошел на Кубе при администрации Менокала. [12] Более того, начало Первой мировой войны позволило кубинскому правительству манипулировать ценами на сахар, экспортными продажами и разрешениями на импорт. [10]
Альфредо Заяс сменил Менокала с 1921 по 1925 год и занимался тем, что Каликсто Мазо называет наиболее «максимальным проявлением административной коррупции». [10] Как мелкая, так и крупная коррупция распространилась почти на все аспекты общественной жизни, а кубинская администрация в значительной степени стала характеризоваться кумовством , поскольку Заяс полагался на друзей и родственников, чтобы незаконно получить больший доступ к богатству. [11] Из-за предыдущей политики Заи, Херардо Мачадо стремился уменьшить коррупцию и улучшить работу государственного сектора при его последующей администрации с 1925 по 1933 год. Хотя ему удалось успешно сократить объемы мелкой и мелкой коррупции, крупная коррупция все еще в значительной степени сохранялась. Мачадо приступил к реализации проектов развития, которые способствовали сохранению масштабной коррупции за счет завышенных затрат и создания «большой прибыли», которая позволяла государственным чиновникам незаконно присваивать деньги. [13] При его правительстве возможности для коррупции оказались сосредоточены в меньшем количестве рук благодаря «централизованным процедурам государственных закупок» и сбору взяток среди меньшего числа бюрократов и администраторов. [13] Благодаря развитию инфраструктуры недвижимости и росту туристической индустрии Кубы администрация Мачадо смогла использовать инсайдерскую информацию для получения прибыли от коммерческих сделок с частным сектором. [13]
Арготе-Фрейр отмечает, что население Кубы при республике было очень терпимо к коррупции. [14] Более того, кубинцы знали и критиковали коррупционеров, но восхищались их способностью действовать как «безнаказанно преступники». [14] В число коррумпированных чиновников вошли не только члены Конгресса, но и военные, которые оказывали услуги жителям и брали взятки. [14] Создание сети нелегальных азартных игр в вооруженных силах позволило военнослужащим, таким как подполковник Педраса и майор Марине, участвовать в обширной незаконной азартной деятельности. [14] Маурисио Аугусто Фонт и Альфонсо Кирос, авторы книг «Кубинская республика» и «Хосе Марти» , говорят, что коррупция проникла в общественную жизнь при администрациях президентов Рамона Грау и Карлоса Прио Сокарраса . [15] Сообщалось, что Прио украл более 90 миллионов долларов государственных средств, что эквивалентно одной четверти годового национального бюджета. [16] Сенатор Эдуардо Чибас посвятил себя разоблачению коррупции в кубинском правительстве и в 1947 году сформировал Ортодоксальную партию для достижения этой цели.
До коммунистической революции Кубой управляло избранное правительство Фульхенсио Батисты с 1940 по 1944 год. На протяжении всего этого периода база поддержки Батисты состояла в основном из коррумпированных политиков и военных чиновников. Сам Батиста смог получить значительную прибыль от режима до прихода к власти за счет завышенных государственных контрактов и доходов от азартных игр. [14] В 1942 году министерство иностранных дел Великобритании сообщило, что Госдепартамент США «очень обеспокоен» коррупцией при президенте Фульхенсио Батисте , назвав эту проблему «эндемической» и превосходящей «все, что существовало раньше». Британские дипломаты полагали, что коррупция коренится в самых влиятельных институтах Кубы, причем высшие чиновники в правительстве и вооруженных силах активно участвуют в азартных играх и торговле наркотиками. [17] Что касается гражданского общества, Эдуардо Саенс Ровнер пишет, что коррупция в полиции и правительстве способствовала расширению преступных организаций на Кубе. [17] Батиста отказался от предложения президента США Франклина Рузвельта направить экспертов для помощи в реформировании кубинской государственной службы. [5]
Позже, в 1952 году, Батиста возглавил поддержанный США военный переворот против Прио Сокарраса и правил до 1959 года. При его правлении Батиста возглавил коррумпированную диктатуру , которая включала тесные связи с организованными преступными организациями и ограничение гражданских свобод кубинцев. Этот период привел к тому, что Бастиста применил более «сложную коррупционную практику» как на административном уровне, так и на уровне гражданского общества. [1] Батиста и его администрация занимались спекуляцией на лотереях, а также незаконными азартными играми. [1] продолжала процветать Коррупция в гражданском обществе за счет увеличения масштабов коррупции в полиции , цензуры прессы и средств массовой информации, а также создания антикоммунистических кампаний, которые подавляли оппозицию с помощью насилия, пыток и публичных казней. [18] Прежняя культура терпимости и принятия коррупции также исчезла с приходом диктатуры Батисты. Например, один гражданин написал, что «какими бы коррумпированными ни были Грау и Прио, мы выбрали их и, следовательно, позволили им воровать у нас. Батиста грабит нас без нашего разрешения». [18] Коррупция при Батисте еще больше распространилась на экономический сектор благодаря альянсам, которые он заключил с иностранными инвесторами, а также распространению нелегальных казино и преступных организаций в столице страны Гаване. [18]
Пост-революция
[ редактировать ]Для получения дополнительной информации: Кубинская революция.
Коррупция в правительстве Батисты была названа ключевым фактором, приведшим к его свержению в 1959 году. Несмотря на первоначальную поддержку Батисты Соединенными Штатами, Джон Ф. Кеннеди заявил в 1961 году, что:
«Характер режима Батисты на Кубе сделал бурную народную реакцию почти неизбежной. Жадность руководства, коррумпированность правительства, жестокость полиции, безразличие режима к потребностям людей в образовании, медицинском обслуживании, жилье, социальная справедливость и экономические возможности — все это, как на Кубе, так и в других местах, представляло собой открытое приглашение к революции». [19]
Как только Коммунистическая партия Кубы взяла под свой контроль правительство, Фидель Кастро немедленно начал устранять все остатки прежней системы батистиано , которая считалась крайне коррумпированной. Это включало в себя казнь нескольких десятков батистиано и призывы к конфискации богатства коррумпированных чиновников, среди других действий. В 1959 году Фидель Кастро издал ряд указов, которые позволили конфисковать частную собственность в дополнение к фондам, которые ранее контролировались Батистой и его сотрудниками. [1] Таким образом, кубинское правительство превратилось из коррумпированной военной диктатуры в однопартийное социалистическое государство. [16]
Несмотря на свои усилия избавить Кубу от любой прежней коррупции, которая сохранялась при Батисте, Серхио Диас-Брикетс и Хорхе Ф. Перес-Лопес в книге « Коррупция на Кубе » утверждают, что правительство Фиделя и Рауля Кастро узаконило коррупцию с помощью государственных монополий , кумовства. и отсутствие ответственности. Более того, Дэниел Эриксон пишет, что контроль Кастро над экономическими ресурсами превратил Кубу в «самое захваченное государство в Латинской Америке», и предполагает, что коррупция могла увеличиться, а не уменьшиться после кубинской революции. [20] Хотя государство не терпит политической или экономической оппозиции правительству, для высокопоставленных членов кубинской номенклатуры и военных была разработана система особых преимуществ , поскольку они могли пользоваться привилегиями, недоступными обычным гражданам. [20] Номенклатура, термин, принятый в бывшем Советском Союзе, обозначал список ключевых должностей и назначений в правительстве, составленный Коммунистической партией. [1] Эта привилегированная группа политических элит была особенно подвержена коррупции из-за доступа к государственным ресурсам. Таким образом, номенклатура смогла воспользоваться определенными привилегиями, недоступными для широкой общественности, включая, помимо прочего, освобождение от карточной системы, получение импортных продуктов питания и потребительских товаров, получение доступа к лучшему жилью, а также к специальным льготам. больницы и лекарства, а также возможность выезжать за границу. [1] Кубинскую номенклатуру также называли пинчос , пинчос грандес или майимбе . [1]
Социалистическая экономика Кубы и коррупция
[ редактировать ]К 1968 году кубинское государство национализировало 100% промышленности, строительства, транспорта, розничной, оптовой и внешней торговли, банковского дела и образования. [21] К 1988 году они контролировали 92% сельского хозяйства штата. [21] Из-за их большой доли собственности измерение коррупции на Кубе оказывается затруднительным. Граждане имеют ограниченные возможности обжаловать произвол или принимать меры против случаев несправедливых действий правительства. [20] Однако, как пишет Перес-Лопес, имеется некоторая доступная информация о коррупционной деятельности Кубы, связанной с бывшими операциями на черном рынке , злоупотреблением служебным положением и присутствием кубинской номенклатуры . [21] Другие формы коррупционного поведения, такие как дача взяток, вероятно, присутствовали, но их гораздо труднее измерить. [21] Профессор Эстебан Моралес Домингес также утверждает, что нелегальный рынок в экономике Кубы смог возникнуть из-за «большого дисбаланса между спросом и предложением », который приводит к тому, что «скрытые лидеры» предлагают альтернативы государственным ресурсам и услугам. [22]
На микроуровне коррупция в условиях социалистической экономики заключалась в том, что обычные граждане совершали мелкие коррупционные действия в повседневной жизни. Диас-Брикетс и Перес-Лопес утверждали, что социалистическая экономика привела к росту социальных отношений, которые оправдывают использование неравенства в доходах и активах для личной выгоды. [23] В основном это развивалось посредством конфискации частного имущества и экспроприации личного имущества. [23] В результате они предполагают, что нехватка товаров и услуг привела к широкому распространению мелкой коррупции и преступлений. [23] С другой стороны, Марк Крюгер утверждает, что на Кубе один из самых низких уровней преступности в Латинской Америке и Карибском бассейне, особо ссылаясь на низкий уровень домашнего насилия и насилия в отношении женщин. [24] Тем не менее, воровство из государственного сектора стало основным источником ресурсов и продуктов, попадавших на черный рынок Кубы. [1] Один кубинский адвокат сигарной фабрики описал проблему мелких краж как люди, «сталкивающиеся с нехваткой продуктов питания и основных потребительских товаров, рабочие воруют с рабочих мест, где что-то производится, чтобы удовлетворить свои потребности». [1] Другие случаи задокументированных воров включали кражу бутылок рома, пива, забой украденного скота, кражу сигаретной бумаги и многое другое. [5]
С точки зрения правительства, государственные чиновники на Кубе в основном занимались коррупционной деятельностью, используя государственные ресурсы для личной выгоды и беря взятки в обмен на обсуждение выгод. [1] Например, разразился скандал, когда менеджер сахарного завода Антонио Гуитерас использовал строительные материалы, чтобы построить собственный загон для свиней возле своего дома. [1] По мнению Клитгаарда, благодаря централизованной плановой экономике , отсутствию независимых организаций гражданского общества и контролируемой государством прессе в социалистическом обществе были созданы идеальные условия для процветания коррупции. [25] Кубинские правительственные чиновники могли пользоваться привилегиями, которыми обладали немногие другие, наряду с низкой степенью ответственности за свои действия и контроля над поставками товаров и услуг. [25]
В 1990-х годах коррупция изменила свою форму и заметность из-за изменения экономических структур, которые предоставили больше места частному сектору. [21] Таким образом, Хорхе Домингес пишет, что маркетизация экономики в 1990-е годы способствовала коррупции через «взаимодействие государства и экономики», несмотря на ее ограниченный характер. [26] Новые возможности для коррупции были созданы из-за отсутствия правовых институтов и прав собственности для учета переходной экономики. [21] Новая экономическая система 1990-х годов на Кубе включала новые, ограниченные возможности для самозанятости в новых частных отраслях, таких как рестораны. Однако из-за нехватки этих рабочих мест значительная часть кубинского населения прибегла к работе на черном рынке и в теневой экономике. [26] Кубинские граждане также зависели от черного рынка в плане доступа к основным ресурсам, стоимость которых в условиях государственного бизнеса высока. [26]
Социолизм
[ редактировать ]Социолизм — это неофициальный термин, используемый на Кубе для описания взаимного обмена услугами между людьми, обычно связанного с обходом бюрократических ограничений или получением труднодоступных товаров. [1] Рамон де ла Крус Очоа, генеральный прокурор Кубы, заявил, что он рассматривает социолизм как одну из главных коррупционных проблем на Кубе. [1] Эта система предполагает вознаграждение друзей и родственников государственных чиновников и, как правило, приводит к тому, что люди игнорируют верховенство закона. [27] Гэри Маркс писал, что «на бедной наличностью Кубе связи так же хороши, как и валюта», и поэтому система социолизма может процветать. [28] Более того, социолизм распространился на повседневную жизнь, поскольку предполагал поддержание отношений с людьми, имеющими доступ к ресурсам. [27] Личные связи используются на Кубе почти во всех аспектах повседневной жизни: от получения дополнительных продуктов питания, нормируемых правительством, до обеспечения мест в школах для детей. [28] В отношении социолизма Фернандес также использует термин «ло неформальный» для обозначения поведенческих моделей, включающих в себя симпатию ( simpatia) , знакомство, ведущее к доверию ( confianza), и умение быть хорошим человеком ( ser buena gente) , которые служат для создания неформальных сетей и обходить правовые нормы. [29] В свою очередь, участие в неофициальных мероприятиях приводит к тому, что люди погружаются в «культуру беззакония» и привыкают нарушать закон. [29] Что касается происхождения слова, оно происходит от испанского слова «socia» , которое означает «деловой партнер» или «приятель», и является каламбуром от слова «socialismo» , испанского термина, обозначающего социализм . Это аналог блата Советского Союза . [1]
Куба в XXI веке: борьба с коррупцией
[ редактировать ]Эриксон называет контроль над коррупцией одним из главных препятствий, которые Куба должна преодолеть, чтобы успешно перейти от авторитарного правления к демократии. [20] Кубинский переходный проект (CTP) стремился предложить антикоррупционную политику в качестве важного компонента более широкой переходной стратегии для Кубы. [23] В 2001 году кубинское правительство создало Министерство аудита и контроля для расследования коррупции и повышения эффективности кубинской экономики. [23] Однако Лопес и Диас-Брикетс отметили, что эта система для функционирования опирается на прозрачность и подотчетность, которых не хватает на Кубе из-за их склонности скрывать бюджетную и финансовую информацию. В статье BBC News говорилось, что иностранные бизнесмены на Кубе заявили, что уровень коррупции ниже, чем в большинстве других стран Латинской Америки. [30] Би-би-си сообщает, что «инспекторы посетили тысячи государственных предприятий и постоянно обнаруживали, что клиентов обманывают. Преступления включали лишь частичное наполнение пивных кружек, плату за проезд в такси почти в пять раз превышающую обычную, сокрытие государственных прайс-листов, даже мастера по ремонту обуви взимают сильно завышенные расценки». [30]
Фидель Кастро объявил в 2005 году о своих новых усилиях по искоренению случаев коррупции и недопущению нерационального распределения государственных товаров и услуг. [1] Это включало крупную жилищную инициативу, в которой приняли участие местные органы власти и граждане, в качестве стратегии по предотвращению коррупции и максимизации выгод от жилищной программы. [1] Позже Кастро пообещал в том же году начать борьбу с воровством, аморальным поведением и нецелевым использованием государственных ресурсов. [23] После прихода к власти в 2006 году Рауля Кастро было раскрыто более 10 коррупционных скандалов и арестовано несколько государственных служащих. [22] В 2008 году правительство Рауля Кастро выступило с дополнительными инициативами по пресечению возможных случаев коррупции посредством аудита и инспекций. Это привело к осуждению Рохелио Асеведо, который арендовал самолеты кубинской авиакомпании и был найден с наличными на миллионы долларов в своем доме. [31] Позже Рауль Кастро создал Управление генерального контролера для борьбы с коррупцией, заявив, что коррупция может разрушить «ценности и мораль Кубы и разъедать наши институты». [32] Среди других обвинительных приговоров высокопоставленные сотрудники туристического агентства Sol y Son , а также продовольственной компании Río Zaza были арестованы за мошенничество и взяточничество. [22] Обе компании, как утверждается, были связаны с ранее арестованным коррумпированным бизнесменом и близким другом Фиделя Кастро. [22]
См. также
[ редактировать ]- Международная Антикоррупционная Академия
- Группа государств против коррупции
- Международный день борьбы с коррупцией
- ISO 37001 Системы менеджмента противодействия взяточничеству
- Конвенция ООН против коррупции
- Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством
- Трансперенси Интернешнл
Примечания
[ редактировать ]- ^ Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Боливия, Бразилия, Канада, Чили, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Доминика, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Гренада, Гватемала, Гайана, Гаити, Гондурас, Ямайка, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, США, Уругвай, Венесуэла.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Диас-Брикетс, Серджио (2006). Коррупция на Кубе: Кастро и за его пределами . Перес-Лопес, Хорхе Ф. (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 9780292714823 . OCLC 64098477 .
- ^ Политическая коррупция: концепции и контексты . Хайденхаймер, Арнольд Дж., Джонстон, Майкл, 1949- (3-е изд.). Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издатели транзакций. 2002. ISBN 978-0765807618 . OCLC 47738358 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Розенмюллер, Кристоф (2016). « «Испорченные амбициями»: справедливость и покровительство в Имперской Новой Испании и Испании, 1650–1755» . Историческое обозрение латиноамериканцев . 96 : 1–37. дои : 10.1215/00182168-3423868 .
- ^ Бенджамин, Жюль Р. (1990). Соединенные Штаты и истоки кубинской революции: империя свободы в эпоху национального освобождения . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691025360 . OCLC 19811341 .
- ^ Jump up to: а б с д и Саенс Ровнер, Эдуардо (2008). Связь с Кубой: торговля наркотиками, контрабанда и азартные игры на Кубе с 1920-х годов до революции . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 978-0807831755 . OCLC 401386259 .
- ^ Перес, Луи А. (2003). Куба и Соединенные Штаты: узы исключительной близости (Третье изд.). Афины, Джорджия: Издательство Университета Джорджии. ISBN 9780820324838 . OCLC 707926335 .
- ^ «Азбука ИПЦ: как рассчитывается индекс восприятия коррупции» . Transparency.org . 20 декабря 2021 г. Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Куба» . Transparency.org . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Америка» . Transparency.org . CPI2023_Map_Americas_EN.pdf . Проверено 21 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Масо и Васкес, Каликсто (1976). История Кубы: борьба народа за исполнение своей исторической судьбы и своего призвания к свободе (2-е изд.). Майами, Флорида: Universal Editions. ISBN 978-0897298759 . ОСЛК 2789690 .
- ^ Jump up to: а б с Томас, Хью (1998). Куба, или Стремление к свободе (обновленное 1-е издание Da Capo Press). Нью-Йорк: Да Капо Пресс. ISBN 978-0306808272 . ОСЛК 38157333 .
- ^ Чепмен, Чарльз Э. (2005) [1927]. История Кубинской Республики: исследование латиноамериканской политики . Уайтфиш, Монте: Кессинджер. ISBN 978-1417903115 . OCLC 67235524 .
- ^ Jump up to: а б с Шварц, Розали (1997). Остров удовольствий: туризм и искушение на Кубе . Линкольн: Издательство Университета Небраски. ISBN 978-0585300610 . OCLC 45733547 .
- ^ Jump up to: а б с д и Франк., Арготе-Фрейр (2006). Фульхенсио Батиста: от революционера к диктатору . Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0813541006 . OCLC 77539032 .
- ^ Кубинская Республика и Хосе Марти: прием и использование национального символа Шрифт, Морис А. (Морис Огюст), Кироз, Альфонсо В. Лэнхэм, доктор медицины: Lexington Books. 2006. ISBN 978-0739112250 . OCLC 61179604 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Мартинес-Фернандес, Луис (2014). Революционная Куба: история . Гейнсвилл. ISBN 9780813049953 . OCLC 896824646 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б Саенс Ровнер, Эдуардо (2008). Связь с Кубой: торговля наркотиками, контрабанда и азартные игры на Кубе с 1920-х годов до революции . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины. ISBN 9780807831755 . OCLC 401386259 .
- ^ Jump up to: а б с Патерсон, Томас Г. (1994). Соперничество с Кастро: Соединенные Штаты и триумф кубинской революции . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195101201 . OCLC 45844532 .
- ^ «Администрация Кеннеди: причины вторжения на Кубу в заливе Свиней (3 апреля 1961 г.)» . сайт highed.mheducation.com . Проверено 16 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д Перес-Стабль, Марифели; Кардосо, Фернандо Энрике (2007). Взгляд в будущее: сравнительные перспективы переходного периода Кубы . Издательство Университета Нотр-Дам. ISBN 9780268089757 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Коррупция и кубинский переходный период – ASCE» . АСКЭ . Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 г. Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Refworld | Куба: Коррупция на государственном и частном уровне» . Рефмир . Проверено 25 апреля 2018 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Система прозрачности и подотчетности для борьбы с коррупцией на Кубе после Кастро» (PDF) .
- ^ Крюгер, Марк Х. (19 марта 2007 г.). «Борьба с преступностью на уровне общин на Кубе». Обзор современного правосудия . 10 : 101–114. дои : 10.1080/10282580601157919 . S2CID 144867285 .
- ^ Jump up to: а б Клитгаард, Роберт Э. (1988). Борьба с коррупцией . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0520059856 . OCLC 14214949 .
- ^ Jump up to: а б с Домингес, Хорхе И. (30 мая 2008 г.). «Революция и ее последствия на Кубе». Обзор латиноамериканских исследований . 43 (2): 225–240. дои : 10.1353/лар.0.0034 . ISSN 1542-4278 . S2CID 143587193 .
- ^ Jump up to: а б Риттер, Арчибальд. «Теневая экономика Кубы» (PDF) .
- ^ Jump up to: а б «Пробиваться на острове нужды» . tribunedigital-чикаготрибуна . Проверено 17 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Фернандес, Дамиан Дж. (2000). Куба и политика страстей (1-е изд.). Остин: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0292798793 . OCLC 55670447 .
- ^ Jump up to: а б «Кубинские предприятия «обманывают клиентов» » . 2006-10-02 . Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «Зачистка продолжается» . Экономист . 06 мая 2011 г. Проверено 23 апреля 2018 г.
- ^ «На фоне экономических реформ Куба борется с коррупцией» . DeseretNews.com . 19 ноября 2011 г. Проверено 25 апреля 2018 г.