Группа государств против коррупции
Группа государств против коррупции | |
Формирование | 1 мая 1999 г |
---|---|
Тип | Институциональный |
Штаб-квартира | Совет Европы , Страсбург , Франция |
Членство | 50 государств-членов, 10 наблюдателей |
Веб-сайт | http://www.coe.int/greco |
Группа государств по борьбе с коррупцией ( фр . groupe d'États contre la Corruption , GRECO) — орган Совета Европы по мониторингу борьбы с коррупцией со штаб-квартирой в Страсбурге (Франция). Он был создан в 1999 году как расширенное частичное соглашение 17 государств-членов Совета Европы.
ГРЕКО, которая также открыта для неевропейских государств, в настоящее время насчитывает 50 членов (48 европейских государств, Казахстан и Соединенные Штаты Америки ). [1] [2] [а] С августа 2010 года все члены Совета Европы являются членами ГРЕКО. Членство в ГРЕКО не ограничивается государствами-членами Совета Европы: любое государство, принимавшее участие в разработке расширенного частичного соглашения, может присоединиться, уведомив об этом Генерального секретаря Совета Европы. Более того, любое государство, которое становится участником Конвенций Совета Европы об уголовной или гражданской ответственности за коррупцию, автоматически присоединяется к ГРЕКО и ее процедурам оценки. [1] Хотя все его государства-члены являются членами ГРЕКО, сам Евросоюз им не является, но стал наблюдателем в 2019 году. [3] [4]
Секретариат ГРЕКО расположен в здании Совета Европы «Агора», построенном в 2008 году.
Что касается рекомендаций ГРЕКО 2019 года, Сербия, Турция и Словакия не выполнили полностью ни одну из них, а Норвегия получила лучший результат. Меньше всего были реализованы рекомендации, связанные со снижением коррупции среди депутатов (27 процентов). Президент ГРЕКО заявил в пресс-релизе: «Это во многом объясняет, почему доверие людей к политике очень низкое и будет еще ниже, если политики не усилят соблюдение стандартов добросовестности». [5]
Цель
[ редактировать ]Целью ГРЕКО является улучшение потенциала ее членов в борьбе с коррупцией путем мониторинга их соблюдения антикоррупционных стандартов Совета Европы посредством динамичного процесса взаимной оценки и давления со стороны коллег. Это помогает выявить недостатки в национальной антикоррупционной политике с целью инициировать необходимые законодательные, институциональные и практические реформы. ГРЕКО не имеет мандата на измерение случаев коррупции в отдельных государствах-членах. Другие организации/органы лучше подготовлены к решению этого важного вопроса. Широко известным примером является Transparency International (TI), которая ежегодно публикует Индекс восприятия коррупции (ИВК), в котором более 150 стран оцениваются по воспринимаемому уровню коррупции, определяемому экспертными оценками, опросами общественного мнения и другими специализированными отчетами, такими как Global Corruption. Барометр и индекс взяткодателей .
ОЭСР Объединенных , Организация Наций , МОУП-Интерпол , Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк участвовали в подготовительной работе, ведущей к созданию ГРЕКО. Потребность в эффективных механизмах мониторинга в этой области была широко признана этими организациями, что способствовало дискуссиям, проведенным под эгидой Совета Европы, которые в конечном итоге привели к созданию ГРЕКО.
Мониторинг ГРЕКО включает в себя процедуру оценки, основанную в основном на информации, собранной с помощью анкет и посещений мест, а также процедуру соответствия, предназначенную для оценки мер, впоследствии принятых ее членами для реализации рекомендаций, вытекающих из оценок ГРЕКО. Визиты на места включают встречи с многочисленными собеседниками, государственными чиновниками, представителями гражданского общества, учеными и т. д.
Темы и положения, подлежащие взаимной оценке
[ редактировать ]Темы и положения, подлежащие оценке в рамках раунда оценки, определяются ГРЕКО. [6] Членам предлагается выполнить рекомендации ГРЕКО в течение 18 месяцев. Последующая процедура соответствия оценивает выполнение каждой отдельной рекомендации и устанавливает общую оценку уровня соответствия члена.
Первый раунд оценки ГРЕКО (2000–2002 гг.) касался конкретных положений Двадцати руководящих принципов борьбы с коррупцией: независимость, специализация, средства и ресурсы национальных органов, занимающихся предотвращением коррупции и борьбой с ней, а также степень и объем иммунитетов. которыми пользуются определенные категории лиц, занимающих государственные должности, и/или выборных представителей в отношении расследования, судебного преследования и вынесения судебных решений по коррупционным преступлениям. [7]
Второй раунд оценки (2003–2006 годы) рассматривал темы, основанные на конкретных положениях Двадцати руководящих принципов и связанных с ними положениях Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173): выявление, арест и конфискация коррупционных доходов, антикоррупционная политика и механизмы государственного управления, предотвращение использования юридических лиц в качестве прикрытия для коррупции, налоговое и финансовое законодательство для противодействия коррупции, связи между коррупцией, организованной преступностью и отмыванием денег. [7]
Любой член, присоединившийся к ГРЕКО после завершения Первого раунда оценки (т.е. с 2003 года), подлежит совместной оценке тем Первого и Второго раундов.
Текущий Третий раунд оценки (начался 1 января 2007 г.) охватывает две отдельные области, а именно: [7]
- перенос во внутреннее законодательство и практику обвинений, предусмотренных Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию (ETS 173);
- прозрачность партийного финансирования, как ее понимают со ссылкой на несколько статей Рекомендации Rec(2003)4 «Общие правила борьбы с коррупцией при финансировании политических партий и избирательных кампаний» и – в более общем плане – на Руководящий принцип 15 (т.е. «поощрять принятие избранными представителями кодексов поведения и продвигать правила финансирования политических партий и избирательных кампаний, которые сдерживают коррупцию»), как это изложено в Двадцати руководящих принципах борьбы с коррупцией.
Текущий четвертый раунд оценки ГРЕКО, начатый 1 января 2012 года, посвящен предотвращению коррупции в отношении членов парламента, судей и прокуроров. В отношении всех рассматриваемых лиц/функций рассматриваются одни и те же приоритетные вопросы, а именно:
- этические принципы, правила поведения и конфликты интересов;
- запрет или ограничение определенных видов деятельности;
- декларация об активах, доходах, обязательствах и процентах;
- обеспечение соблюдения применимых правил;
- осведомленность.
Что касается парламентских ассамблей, оценка сосредоточена на членах национальных парламентов, включая все палаты парламента, независимо от того, назначаются или избираются члены парламента. Что касается судебной системы и других участников досудебного и судебного процесса, то оценка сосредоточена на прокурорах и судьях, как профессиональных, так и народных заседателях, независимо от типа суда, в котором они заседают, и на которых распространяются национальные законы и правила.
20 марта 2017 года ГРЕКО начала свой пятый раунд оценки, который будет сосредоточен на «Предотвращении коррупции и обеспечении добросовестности в центральных правительствах (высшие исполнительные функции) и правоохранительных органах». [8] В новом раунде оценки ГРЕКО будет следить за мерами, которые государства принимают для предотвращения и борьбы с коррупцией на таких должностях, как функции глав государств, глав центрального правительства, членов центрального правительства (например, министров), а также других политических деятелей. назначенцы, выполняющие высшие исполнительные функции, такие как заместители министров, государственные секретари, руководители и члены личного кабинета министра, а также старшие политические чиновники. [8] Что касается этих функций, ГРЕКО рассмотрит такие вопросы, как конфликты интересов, «вращающиеся двери», декларирование активов и механизмы подотчетности. [8]
Практические аспекты оценок ГРЕКО
[ редактировать ]В начале каждого раунда оценки ГРЕКО утверждает вопросники с руководящими принципами и предварительным графиком проведения оценок. Члены назначают максимум пять оценщиков для каждого раунда оценки. Профиль оценщиков определяется тематическим охватом каждого оценочного раунда. Основные этапы процедуры оценки описаны в таблице ниже.
Процесс оценки | |
ШАГ 1 | Первый анализ ситуации в государстве-члене проводится Секретариатом на основе ответов на вопросники. |
ШАГ 2 | Группа по оценке при поддержке члена Секретариата проводит оценочный визит на место (до 5 дней), в ходе которого дополнительная информация собирается посредством обсуждений на высоком уровне с ключевыми национальными игроками; визит также включает переговоры с представителями гражданского общества (НПО, СМИ, профессиональных организаций и т.д.). |
ШАГ 3 | Члены группы по оценке представляют свои индивидуальные письменные вклады в проект отчета об оценке, включая предложения по рекомендациям, а первый проект отчета об оценке готовится Секретариатом и передается группе по оценке для комментариев. |
ШАГ 4 | Затем Секретариат составляет второй проект и отправляет его участнику, проходящему оценку, для комментариев. |
ШАГ 5 | Секретариат консультируется с Группой оценки по комментариям, сделанным членом. Если мнения оценщиков расходятся, решение обсуждается; при необходимости организуется координационная встреча между национальными представителями, оценочной группой и Секретариатом. |
ШАГ 6 | Затем всем членам ГРЕКО рассылается третий проект. |
ШАГ 7 | Проекты отчетов об оценке рассматриваются ГРЕКО на ее пленарных заседаниях, а пересмотренный проект, содержащий любые изменения, необходимые для обсуждения, готовится ко второму чтению перед принятием на пленарном заседании. |
ШАГ 8 | Принятые отчеты публикуются с разрешения заинтересованной страны. |
В целом различные этапы процедуры соблюдения аналогичны описанным выше. Ключевым элементом процедуры является так называемый отчет о ситуации, подготовленный заинтересованным членом, который должен быть представлен через 18 месяцев после принятия соответствующего отчета об оценке. На основе отчета о ситуации подготавливается отчет о соответствии, в котором оценивается уровень реализации каждой рекомендации, вынесенной ГРЕКО в отчете об оценке. Оценка может привести к трем возможным выводам, а именно, что данная рекомендация
- была реализована удовлетворительно или иным образом решена удовлетворительным образом;
- был частично реализован;
- не был реализован.
Члены обязаны отчитаться перед ГРЕКО о действиях, предпринятых для выполнения частично или невыполненных рекомендаций в течение следующих 18 месяцев. Предоставленная дополнительная информация оценивается ГРЕКО и приводит к принятию дополнения к соответствующему отчету о соответствии. Принятие Дополнительного соглашения обычно прекращает процедуру соблюдения в отношении соответствующей страны.
Вся информация, касающаяся процедур оценки и соответствия, является конфиденциальной. Однако принятой практикой является разрешение членам на публикацию отчетов об оценке и соблюдении требований, обычно вскоре после их принятия на пленарном заседании.
Отчеты (отчеты об оценке, отчеты о соответствии и дополнения к отчетам о соответствии), относящиеся к первому, второму, третьему и четвертому раундам оценки, доступны в режиме онлайн в общедоступной части веб-сайта ГРЕКО после получения разрешения на публикацию от члена. Заинтересованное государство.
Особые сильные стороны процесса ГРЕКО
[ редактировать ]Опыт, накопленный в связи с процессом ГРЕКО, показывает, что в идеале оценки должны быть ограничены по объему, с принятием четких решений относительно актуальности определенных тем и подтем; Ключевые вопросы должны быть тщательно сформулированы. Оценки также должны основываться на четких и идентифицируемых стандартах.
Один из наиболее важных уроков, извлеченных ГРЕКО за годы ее работы, заключается в том, что сбор информации из первых рук во время выездных оценочных визитов (основополагающая особенность методов работы ГРЕКО) вносит значительный вклад в качество оценок. Визиты на места являются важным фактором повышения доверия ко всему процессу, поскольку они позволяют группам по оценке проводить тщательные обсуждения с ключевыми игроками внутри страны (включая представителей гражданского общества), запрашивать дополнительную информацию на месте и обмениваться информацией. пролить свет на зачастую размытые и спорные вопросы.
Визиты на места также могут повысить ценность «простой» оценки законодательства. Вопросы толкования некоторых правовых понятий, имеющих отношение к коррупционному правонарушению (например, «неправомерное преимущество», «нарушение служебных обязанностей»), последующая судебная практика, а также проблемы, связанные с надлежащим применением законодательства, являющегося объектом пристального внимания, не могут быть адекватно решены без возможность обсуждения этих вопросов с отечественными практиками.
См. также
[ редактировать ]- Конфискация активов – конфискация активов государством
- Европейский прокурор – Агентство Европейского Союза.
- Global Witness – Международная неправительственная организация
- ISO 37001 Системы менеджмента противодействия взяточничеству . Стандартные
- Международная антикоррупционная академия – Межправительственная организация
- Международный день борьбы с коррупцией – ежегодное мероприятие ООН 9 декабря.
- Список антикоррупционных агентств
- Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством – Соглашение о борьбе с коррупцией между странами с высокой экономической мощью.
- Transparency International – Международная неправительственная организация
- Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции – договор о борьбе с коррупцией.
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Что такое ГРЕКО?» . www.coe.int . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ «Члены и наблюдатели/государства-члены и наблюдатели» . www.coe.int . Проверено 28 августа 2017 г.
- ^ Вера Миличевич (15 июня 2021 г.). Сотрудничество ЕС с Группой государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО): как двигаться к полноправному членству: Справочный документ для семинара: Текущая роль ЕС в ГРЕКО и амбиции на будущее: как двигаться к полноправному членству (PDF) . Европейский парламент .
ЕС стал наблюдателем при ГРЕКО в июле 2019 года. Приобретение статуса наблюдателя имеет юридические последствия, ограничивающиеся следующим: наблюдатели имеют право участвовать в заседаниях ГРЕКО и иметь доступ ко всем обсуждаемым документам; наблюдатели не имеют права голоса, не подлежат оценке, не занимают формальных позиций в процессах оценки и не участвуют в миссиях по оценке.
- ^ «Влияние ЕС: отказ от надзора — кризис Uber — Stellantis отказывается от лоббирования» . ПОЛИТИКА . 19 января 2023 г. Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Стоянович, Милица (3 июня 2020 г.). «Балканы и Центральная Европа не смогли предотвратить коррупцию депутатов – ГРЕКО» . Балканский взгляд . Проверено 3 сентября 2020 г.
- ^ Каковы оценки ГРЕКО?
- ^ Jump up to: а б с Оценки ГРЕКО
- ^ Jump up to: а б с «Начался новый раунд оценки ГРЕКО: Предотвращение коррупции в центральных правительствах и правоохранительных органах» . Группа государств против коррупции . Проверено 23 марта 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Анкета I раунда
- Анкета II раунда
- Анкета III раунда
- Анкета IV тура
- Первый отчет ГРЕКО
- Второй отчет ГРЕКО
- Третий отчет ГРЕКО
- Четвертый отчет ГРЕКО
Нормативные стандарты, находящиеся в компетенции ГРЕКО В 1996 году Комитет министров Совета Европы принял комплексную Программу действий против коррупции, а затем выпустил ряд антикоррупционных нормотворческих документов:
|