Jump to content

Коррупция в Анголе

Институциональная коррупция в Анголе относится к широко распространенной и давней проблеме коррупции в правительстве и государственных учреждениях страны. Последствия 30-летней гражданской войны и влияние советской командной экономики привели к значительному институциональному ущербу и появлению централизованного правительства с авторитарными тенденциями. Это позволило президенту и его соратникам осуществлять контроль над ресурсами страны, позволяя им эксплуатировать экономику для личной выгоды законными и нелегальными способами.

Анголы Бывшего президента Жозе Эдуарду душ Сантуша (1979–2017) обвинили в создании одной из самых коррумпированных стран Африки. Он относительно слабо реагировал на повседневные нужды и проблемы граждан и вместо этого использовал нефтяное богатство страны, чтобы накопить огромное состояние для себя и своей семьи. Дети президента, ведущие правительственные чиновники и военные офицеры стали невероятно богатыми, в то время как большая часть населения страны живет в бедности, не имея доступа к базовым услугам. [1]

В ранней истории Анголы после обретения независимости большая часть этих стратегий касалась нефтяного сектора или доходов от расходов, законно полученных от нефтяного сектора. все отрасли экономики. Системная коррупция в таких масштабах возможна, поскольку все жизненно важные органы государства (военные, полицейские, судебные, законодательные, бюрократические и средства массовой информации) управляются теми, кто ставит свои частные интересы в рамках системы патронажа выше ответственности своего общественного положения.

Индексы коррупции

[ редактировать ]
  1. за 2023 год Transparency International Согласно Индексу восприятия коррупции Ангола получила 33 балла по шкале от 0 («высокая коррумпированность») до 100 («очень чистая»). В рейтинге по баллам Ангола заняла 121-е место среди 180 стран Индекса, где страна, занявшая первое место, считается страной с самым честным государственным сектором. [2] Показатель Анголы либо улучшался, либо оставался стабильным каждый год, начиная с самой низкой отметки в 15 баллов в 2015 году. Для сравнения с мировыми показателями лучший результат составил 90 (1-е место), средний балл — 43, а худший балл — 11 (180-е место). ). [3] Для сравнения с региональными показателями средний балл среди стран Африки к югу от Сахары [Примечание 1] было 33, показатель Анголы. Самый высокий балл в странах Африки к югу от Сахары составил 71, а самый низкий — 11. [4]
  2. Всемирного банка за 2009 год Всемирный индекс управления дал Анголе очень низкие оценки по шести оцениваемым аспектам управления. Политическая стабильность улучшилась с 19,2 в 2004 году до 35,8 (из 100) в 2009 году, но Ангола набрала гораздо более низкие баллы по подотчетности, нормативным стандартам, верховенству закона и коррупции (5,2). [1]
  3. 2010 года В Индексе Ибрагима Ангола заняла 43-е место из 53 стран Африки к югу от Сахары. [1]
  4. за 2010 год В рейтинге прозрачности Института наблюдения за доходами Ангола заняла 47-е место из 55 стран: 34-е место из 100.
  5. 2010 года Индекс открытости бюджета дал Анголе оценку 26 (из 100) по финансовой прозрачности, что является значительным улучшением по сравнению с показателем 2004 года, равным 3, но гораздо ниже, чем у большинства других опрошенных стран. [1]
  6. В 2008 году Наследие Фонда « в Индексе экономической свободы » Ангола заняла 161-е место из 179 стран, что сделало Анголу седьмой наименее свободной экономикой в ​​Африке к югу от Сахары . Оценка свободы от коррупции составила 19 из 100. [5]
  7. Ангола включена в Global Integrity , и только 15 других стран имеют достаточно слабые меры по борьбе с коррупцией, чтобы попасть в этот список. Большой список наблюдения за коррупцией [1]

Рейтинги, подобные приведенным выше, основаны на опросах восприятия, их полезность обычно подвергается сомнению, поскольку: они измеряют восприятие, а не случаи коррупции; вопросы опроса неточно определяют коррупцию и дают мало информации о том, что представляет собой высокий или низкий уровень коррупции; люди в разных странах отвечают на предыдущие вопросы по-разному, что ограничивает сопоставимость данных между странами; а рейтинг и численная шкала могут заставить страны выглядеть дальше друг от друга по спектру коррупции, чем они есть на самом деле. [6]

Исторический обзор

[ редактировать ]

Колониальная эпоха Анголы закончилась войной за независимость Анголы против Португалии , которая произошла между 1970 и 1975 годами. Однако независимость не привела к созданию единой Анголы; страна погрузилась в многолетнюю гражданскую войну между Национальным союзом за полную независимость Анголы (УНИТА) и правящим Народным движением за освобождение Анголы (МПЛА). 30 лет войны создадут историческое наследие, которое в совокупности позволит сохранить крайне коррумпированную правительственную систему.

Гражданская война (1975–1991)

[ редактировать ]

Гражданская война в Анголе велась между прозападным УНИТА и коммунистическим МПЛА и имела характеристики, типичные для холодной войны эпохи прокси-войны , в сочетании с подпитываемой ресурсами борьбой за контроль над государственным аппаратом между двумя соперничающими авторитарными лидерами . Страны региона были задействованы в соответствии со своими взглядами на холодную войну, MLPA даже поддерживалась кубинскими войсками . [7] Добыча нефти начала расти, но она не составляла значительной доли государственных доходов до тех пор, пока к концу периода большая часть финансирования не поступила за счет советской поддержки. [8] [7] Советское влияние привело к созданию высокоцентрализованной и слабо институционализированной правительственной системы, контролируемой небольшой группой людей, близких к президенту. За это время земля, ресурсы и инфраструктура Анголы были национализированы , в результате чего все богатство страны было сосредоточено в государстве. [7] Война препятствовала экономическому развитию большей части страны, государством финансировались только нефтяной сектор, военные и прибрежные города. Анголы Эти последствия будут иметь долговременное влияние на политическую экономику за счет централизации экономики вокруг президента и вооруженных сил и регионализации экономического развития. [9] [10] По слухам, в этот период присвоение государственных активов было высоким, хотя ограниченная связь с международной экономикой в ​​сочетании с отсутствием прозрачности ограничивает знание деталей и точность оценок.

Вывод иностранных держав в конце Холодной войны и давление со стороны международного сообщества привели к Бисессскому соглашению 1991 года : предварительному мирному процессу между МЛПА и УНИТА. [11] Как следствие, правительство Анголы было вынуждено начать процесс экономической либерализации и перехода к демократии. [8] Выборы состоялись в 1992 году, однако УНИТА и их лидер Жонас Савимби отказались признать поражение, и последовала гражданская война. Гражданская война, которая сравняла с землей то, что осталось от сельской местности, и унесла жизни примерно 1000 человек в день в период с 1992 по 2002 год, прерванная Лусакским мирным протоколом 20 ноября 1994 года, пока война не возобновилась в 1998 году. [10]

Хотя выборы не принесли мира, они обеспечили МЛПА международную политическую легитимность. MLPA продолжало оставаться признанным правительством Анголы и сохраняло доступ к экспорту нефти и финансовым рынкам, которые предоставляли им ресурсы, необходимые для консолидации контроля над новыми демократическими институтами и недавно открытой экономикой. [8] Доходы от нефти заменили советскую поддержку в качестве основного источника дохода Анголы в это время, увеличившись до 1 миллиона баррелей в день в 2002 году. [12] [10]

В эпоху холодной войны контроль над Ангольским государством был сосредоточен в небольшой группе; одновременно с этим национализация в ту эпоху привела к объединению владения активами Анголы в собственности государства. [8] [7] В сочетании с хаосом войны MLPA смогла избежать активного процесса демократизации и вместо этого создать систему, в которой президент имеет высокий уровень свободы действий и низкий уровень подотчетности в отношении государственных расходов и назначения на государственные должности. [10] Эти факторы обусловили очень высокий уровень коррупции в этот период времени: прямое ассигнование государственного бюджета было обычным явлением: по оценкам МВФ, в это время из государственного бюджета ассигновалось около 1 миллиарда долларов в год. [7] Процесс экономической либерализации использовался для продажи государственных активов (телекоммуникационных компаний, средств массовой информации, крупных земельных концессий) членам сети президентского патронажа по цене ниже рыночной стоимости. Такие сделки часто финансировались за счет кредитов ангольского государства или банков. [13] [9] [7] [10]

Мир был достигнут в 2002 году после поражения УНИТА, был подписан Луенский меморандум и проведены выборы в 2008 году, а новая конституция вступила в силу в 2010 году. Конституция была разработана без консультаций с общественностью и реализована без по ратификации референдума . [10] Новая конституция расширила полномочия президента таким образом, что настоящего разделения властей не существует, и он может править посредством президентских указов . [10]

Добыча нефти в Анголе выросла с 1 миллиона до 2 миллионов баррелей в день, а цена на нефть выросла с 20-30 долларов до более чем 100 долларов за баррель. Следовательно, Ангола стала третьей по величине экономикой Африки с ВВП в 120 миллиардов долларов в 2013 году. [12] Высокая цена на нефть имела эффект, подобный ресурсному проклятию : большие прибыли позволяли скрывать значительные ассигнования за видимыми инфраструктурными проектами. [10] [12]

Хотя нефтяное богатство действительно изолировало Анголу от международного влияния, она столкнулась с давлением, требующим увеличения предоставления государственных услуг, создания антикоррупционного законодательства и повышения прозрачности в нефтяном и финансовом секторах. Ангола действительно сделала такие улучшения, чтобы оставаться в формальном соответствии с международными нормами и сохранить доступ к международным рынкам. Однако эти изменения не были реализованы; Таким образом, существенного снижения уровня коррупции не произошло – она просто приняла более сложные формы, когда этого потребовали международные законы. [13] [14]

Наследие предыдущих эпох привело к созданию централизованной и укоренившейся системы патронажа, включающей все аспекты управления и экономики, которые оказались весьма устойчивыми. Однако в последние годы появились некоторые перспективы перемен. Правительство Анголы столкнулось с растущим финансовым давлением после того, как обвал цен на нефть в 2014 году привел к снижению ВВП Анголы до 89 миллиардов долларов в 2016 году. [12] Сокращение доходов сделало долг проблемой, создало дефицит иностранной валюты, вызвало девальвацию валюты и инфляцию на 42% в 2016 году. [15] Сокращение доходов выявило слабость страны и вызвало растущее внутреннее движение протеста в ответ на ухудшение условий и дальнейшее международное давление в ответ на возросший риск неплатежеспособности банков и Сонангола. [16] [11] Политические изменения также открывают некоторые перспективы для реформ: Жоау Лоуренсу был избран президентом в 2017 году. С тех пор он отстранил семью душ Сантуш и других близких соратников от высоких постов и пообещал улучшить управление и сократить коррупцию. [15]

Виды коррупции

[ редактировать ]

Коррупция возникает, когда субъект использует публичное положение для перенаправления ресурсов от государства к частным лицам – такая практика является системной в Анголе. Президент назначает своих соратников на руководящие посты в государственных учреждениях и предприятиях, затем они принимают решения в своем публичном качестве, чтобы предоставить множество легальных и нелегальных возможностей для извлечения частной прибыли из экономики Анголы. [8] Стратегии со временем эволюционировали от прямого хищения нефтяных доходов к множеству схем с участием компаний, контролируемых партийной элитой и их патронажными сетями, которые последовательно присваивали ресурсы ангольского государства посредством: контроля над кредитами, выдаваемыми финансовыми учреждениями с государственным капиталом; на землю и ресурсы концессии ; монополизация бизнеса и лицензий на импорт; предоставление без тендера контрактов своим собственным компаниям; и включение ненужных партнеров по совместным предприятиям и переплачиваемых консультантов в контракты государственных предприятий и правительства. [1] [10] [13] [7] Масштабы присвоения были возможны и устойчивы в течение столь длительного периода времени из-за централизации власти в экономике и жизненно важных органах государства. Влиятельные деятели этих институтов получают доступ к покровительству и управляют в соответствии с частными интересами режима душ Сантуша. [8]

Коррупция государственного аппарата

[ редактировать ]

Наблюдатели в Анголе в целом полагают, что коррупция присуща всей государственной системе. [8] [13] Между правительственными чиновниками и бизнесменами в Анголе существует много совпадений, а также тесные связи, что приводит к множеству конфликтов интересов. [1] Хотя Ангола технически имеет институциональные и законодательные структуры, типичные для демократии , нормальная логика горизонтальной подотчетности и обезличенного принятия решений в интересах общества не применима - скорее, система описывается как фасад для международного сообщества. при этом представители всех ветвей власти вступают в сговор, чтобы предоставить друг другу возможности для получения частной выгоды. [13] [10]

Выборы в Анголе проводятся двумя агентствами: CNE (Провинциальная избирательная комиссия) отвечает за надзор; а CIPE (Межминистерская комиссия по подготовке выборов) отвечает за управление процессом голосования. Теоретически между двумя институтами должен существовать элемент горизонтальной подотчетности; однако на федеральном уровне оба учреждения управляются инсайдерами МЛПА, а на районном уровне их часто представляет одно и то же лицо. [17]

Первые выборы в Анголе после гражданской войны были проведены в 2008 году. Сообщество развития юга Африки и Европейская комиссия охарактеризовали выборы в Анголе в 2008 году как в целом справедливые, но другие наблюдатели назвали нарушения и насилие факторами, которые делают выборы менее чем справедливыми. Регистрация была ограничена в сельской местности из-за требований к документации, ангольские экспатрианты не имели возможности голосовать в посольствах (несмотря на Закон о регистрации избирателей), а за несколько месяцев до выборов было совершено покушение на лидера оппозиции. [17] Были также обвинения в том, что MLPA использовало свое влияние на средства массовой информации, чтобы исказить общественное мнение в свою пользу. Перед выборами 2008 года МЛПА представила серию крупных инфраструктурных проектов с публичными мероприятиями, которые имели характеристики предвыборного митинга, в то время как средства массовой информации одновременно публиковали сообщения, обвиняющие УНИТА в накоплении оружия и планировании войны. [11]

За несколько месяцев до выборов 2017 года как государственные средства массовой информации, так и частные средства массовой информации, принадлежащие партийным инсайдерам, использовались для благоприятного изображения МЛПА и критики УНИТА, аналогично выборам 2008 года. [12] Выборы подверглись обвинениям в прямой фальсификации. CNE объявил о победе MLPA, набрав 65% голосов; однако в сообщениях СМИ ссылаются на анонимные внутренние источники и утверждается, что эта цифра была обнародована задолго до того, как местные избирательные центры сообщили свои результаты. УНИТА утверждал, что он составил таблицу реальных результатов на основе подсчета голосов на местах, и реальный результат составил: 47,6% для МЛПА и 40,2% для УНИТА. [12] [18]

Бюрократическая коррупция

[ редактировать ]

Деловую среду Анголы называют «одной из самых сложных в мире» из-за повсеместной коррупции и обременительных бюрократических процедур. Государственные служащие Анголы регулярно требуют взяток, известных как «гасоса»; дача таких взяток является обычной частью ведения бизнеса в Анголе. [1] Согласно Индексу легкости ведения бизнеса Всемирного банка за 2018 год Ангола заняла 175-е место из 190 стран. [15] Исследование Всемирного банка и IFC по предпринимательству, проведенное в 2010 году, показало, что 75% фирм считают коррупцию препятствием для бизнеса и что они ожидают давать взятки примерно в 50% случаев взаимодействия с ангольскими чиновниками. [19] Гражданам Анголы часто приходится давать взятки, чтобы получить доступ к основным государственным услугам, таким как здравоохранение, образование, регистрация транспортных средств и разрешения на ведение бизнеса. Сотрудники полиции часто вымогают деньги на контрольно-пропускных пунктах. [1]

Интервью с представителями деловых кругов Анголы показывают, что получение государственных контрактов или лицензий на ведение бизнеса невозможно без связей. [13] Это особенно верно в отношении лицензий на импорт: они жестко контролируются и ограничиваются верхними уровнями сети душ Сантос, MLPA или военной элиты. Ангола импортирует большую часть своей готовой продукции, поскольку имеет небольшой производственный сектор и экспортно-ориентированный сельскохозяйственный сектор. Последствием отсутствия развития местного производственного потенциала и создания защищенной монополии на импорт товаров является то, что ангольские города являются одними из самых дорогих в мире, что ограничивает доступ обычных ангольцев к продуктам, которые в противном случае были бы значительно дешевле. [13]

Судебная коррупция

[ редактировать ]

Функция судебной власти заключается в беспристрастном обеспечении соблюдения законов страны и расследовании потенциальных нарушений; однако известно, что судебная система Анголы сотрудничает с режимом. Президент назначает судей, многие из которых являются или были членами МЛПА или вооруженных сил. Известно, что судьи игнорируют или творчески интерпретируют законы в ситуациях, когда у них возникает конфликт интересов. [1] Система недостаточно финансируется, не укомплектована кадрами и неэффективна. [1] Существует большое количество нерассмотренных дел, а сельские муниципальные суды даже не работают, что вынуждает граждан обращаться к неформальным, традиционным судебным системам. [20]

Суды также неоднократно использовались в качестве инструмента репрессий против политических оппонентов. Яркие примеры включают: дела против журналиста Рафаэля Маркиза де Мораиса; [21] шестилетний приговор активисту Кабиндана Хосе Маркосу Мавунго в 2015 году; и рейды книжного клуба в 2015 году. [16]

Сонангол и нефтяной сектор

[ редактировать ]

Нефть была основным активом Анголы с момента обретения независимости. Это предоставило правительству надежный и постоянно растущий источник средств (кроме случаев волатильности цен на нефть). Добыча выросла со 150 000 баррелей в сутки в 1980 году до 645 000 баррелей в сутки в 1995 году и до 2 миллионов баррелей в сутки в 2008 году. В настоящее время нефть обеспечивает примерно 80% государственных доходов, поэтому она также является основным средством присвоения средств. [10]

Sonangol , государственная нефтяная компания Анголы, была создана и получила монополию на морскую нефть страны MLPA в 1976 году. К 1980 году Sonangol разделила прибрежные воды Анголы на разведочные блоки и открыла права на разведку для участия в торгах международным компаниям. Затем Sonangol создала совместные предприятия с консорциумом компаний на каждом блоке по добыче нефти. У Sonangol не было никаких мощностей по разведке или добыче нефти на море, компания в это время просто собирала ренту, продавая права на нефть. [7] Sonangol использовала эти партнерские отношения для быстрого накопления богатства и потенциала. К 1991 году компания расширилась и включила в себя множество дочерних компаний, заинтересованных во всех аспектах добычи нефти. Несмотря на свои непрозрачные финансы и отношения с режимом, Sonangol была последовательной в своих внешних отношениях и заработала репутацию компетентного и надежного делового партнера среди ТНК, действующих в стране. [22]

Нефтяной сектор Анголы представляет собой архетип анклавной экономики : он физически удален от Анголы и не зависит от страны в отношении рабочей силы, капитала, инфраструктуры или спроса. Сонангол и MLPA управляли этим как хрестоматийным примером государства стремящегося к ренте -привратника, , которое является фасадом для сети президентского патронажа . [7] [22] Часть доходов Sonangol последовательно разворовывалась каждый год: вместо того, чтобы перейти от Sonangol к правительству Анголы, миллиарды долларов просто исчезли. Это стало возможным потому, что: законы Анголы игнорировались; прозрачность Sonangol и государственного бюджета была очень низкой; и у Sonangol было много расплывчато определенных обязанностей за пределами нефтяного сектора, которые использовались в качестве объяснения. На основе сравнения добычи нефти Анголы с общим государственным бюджетом, по оценкам МВФ , в период с 2007 по 2010 год таким образом было выделено 32 миллиарда долларов. [23]

Помимо прямого хищения, Sonangol способствует косвенным формам частного присвоения, в том числе: создание совместных предприятий с с низкой добавленной стоимостью патронажными компаниями ; преференциальный режим привилегированных компаний при заключении контрактов на разведку и добычу; преференциальный режим для своих дочерних компаний при заключении контрактов на дополнительные услуги; разрешение компаниям завышать плату за услуги; включение ненужных консультантов в свои контракты и выплата им больших гонораров. [13] [22] [7]

Политика правительства также способствует коррупции в нефтяном секторе. «Политика ангольизации», начавшаяся в 1980-х годах, требовала трудоустройства ангольцев в нефтяном секторе. В 1990-х годах оно расширилось и теперь требует участия ангольских компаний во вспомогательных аспектах нефтяного сектора, а именно в обслуживании скважин, строительстве и общих закупках товаров и услуг. [13] Многие понимают это как способ получения ренты , поскольку ангольские компании редко повышают ценность проекта или создают какие-либо рабочие места. Они просто принадлежат ангольским чиновникам, близким к президенту, которые используют закон, принятый для этой цели. [7]

Другая, более тонкая форма коррупции, связанная с Sonangol, связана с решением компании не развивать местные нефтеперерабатывающие мощности. Строится только один нефтеперерабатывающий завод, НПЗ Лобито, и его стоимость за время реализации проекта утроилась из-за коррупции и бесхозяйственности. [24] Будучи страной с таким большим количеством нефти, вполне вероятно, что конкурентный рынок переработки или эффективный государственный нефтеперерабатывающий завод могли бы поставлять нефтепродукты в экономику Анголы по более низким ценам, чем требуется для их импорта, одновременно сохраняя прибыль от этой деятельности в руки правительства. Вместо этого Ангола не имеет нефтеперерабатывающих мощностей и является совместным предприятием между Trafigura, швейцарской ТНК, и Cochan, компанией, принадлежащей вице-президенту Мануэлю Висенте (генеральному директору Sonangol с 1999 по 2012 годы), генералу Мануэлю Диасу («Копелипа») и Генерал Леопольдино Фрагосо ду Насименту «Дино» обладает монополией на импорт нефтепродуктов. Ангола тратит около 170 миллионов долларов в месяц на импорт нефтепродуктов. [24]

Обвал цен на нефть в 2014 году выявил основные проблемы Sonangol. Резкое сокращение доходов поставило компанию в положение, когда она с трудом выполняла свои финансовые обязательства, а ее коррупция и сомнительная практика бухгалтерского учета были раскрыты. С 2011 года они демонстрировали положительный баланс, но только потому, что проводили переоценку своих активов, чтобы скрыть плохой денежный поток. [25] В 2015 году бывший председатель совета директоров Sonangol Франсиско Лемос публично заявил, что, по его мнению, Sonangol является банкротом. В течение 2015 года они поддерживали непогашенный долг перед Chevron в размере 300 миллионов долларов, а в 2016 году Банк развития Китая Sonangol приостановил кредитную линию после того, как они не смогли доставить партию нефти.

В июне 2016 года президент душ Сантуш назначил свою дочь Изабель душ Сантуш генеральным директором Sonangol. Это представляло собой огромный конфликт интересов, поскольку она была политически связана и контролировала другие компании, которые были акционерами, должниками, кредиторами, поставщиками и клиентами Sonangol. За время своего пребывания в должности она участвовала в ряде коррупционных действий. Она отдала приоритет погашению кредита в размере 1 миллиарда долларов совместному предприятию Trafigura-Cochane, стороной которого она является, по сравнению с другими обязательствами. Она также использовала свое положение, чтобы предоставить эксклюзивный контракт на поставку продуктов питания Sonangol для своего супермаркета Candando . Она также сделала свою компанию предпочтительным поставщиком большинства других продуктов. Контракты, заключенные Sonangol с Candando, стоят несколько сотен миллионов долларов в год. [26]

Коррупция в финансовом секторе

[ редактировать ]

Плохое управление и ассигнования являются серьезной проблемой в банковской системе Анголы: к 2013 году в банках Анголы существовало около 3,5 миллиардов долларов невыплаченных кредитов. Банки Анголы исторически действовали в соответствии с аналогичными стратегиями присвоения: банки, капитализированные ангольским государством, управляются лицами, связанными с президентом, которые затем инвестируют средства в сложные сети компаний, которые в конечном итоге контролируются членами сети президентского патронажа. Инвестиции бывают либо: в форме необеспеченных кредитов компаниям, зарегистрированным в налоговых убежищах, которые не выполняют свои обязательства по кредиту и отмывают деньги через международную финансовую систему; или деньги идут на реальный проект в Анголе, но проект управляется патронажной компанией, которая получила контракт без тендера и присвоит инвестиции в течение проекта.

В ходе крупнейшего финансового мошенничества в Анголе того времени Центральный банк Анголы (также известный как BNA) стал местом предполагаемого мошенничества, в котором в 2009 году на зарубежные счета было переведено около 160 миллионов долларов. Было обнаружено несколько денежных переводов из казначейства Анголы. со счета в Banco Espírito Santo в Лондоне на банковские счета за рубежом, контролируемые подозреваемыми. Когда законопроект достиг минимальных значений BNA, именно BES Лондона предупредила власти Анголы о последовательном оттоке денег. Случай мошенничества был раскрыт португальской газетой Diário de Notícias в июне 2011 года. Несколько ключевых сотрудников Министерства финансов Анголы и BNA в Луанде были приговорены к восьми годам тюремного заключения в 2011 году. В Португалии до сих пор продолжаются расследования. и Ангола. [27] [28] В 2010 году 18 рядовых сотрудников центрального банка и министерства финансов были арестованы за хищение примерно 137 миллионов долларов США. [1]

В 2010 году в Сенате США комитет по расследованию коррупции [29] сообщил, что « Агинальдо Хайме , который занимал пост управляющего Национальным банком Анголы с 1999 по 2002 год, инициировал серию подозрительных транзакций на сумму 50 миллионов долларов США с банками США. При каждой попытке банки были обеспокоены вероятностью мошенничества». , в конечном итоге отклонил перевод или вернул деньги вскоре после их получения. Правительство не смогло отчитаться примерно на 2,4 миллиарда долларов США за период трехлетнего пребывания Хайме на посту управляющего центральным банком». [30]

Фонд национального благосостояния Анголы ( Fundo Soberano De Angola ) был создан в 2011 году с первоначальной капитализацией в 5 миллиардов долларов США. Президент назначил своего сына Хосе Филомено душ Сантуша генеральным директором, который затем назначил своего давнего соратника Жана Клода Бастоса управляющим фондом. [31] С тех пор фонд использовался в соответствии со стандартными стратегиями ассигнований для финансовых учреждений. В 2017 году райские газеты выяснили, что в период с 2014 по 2015 год Жан-Клод Бастос получил 90 миллионов долларов в качестве гонорара за управление. Деньги пошли множеству его компаний, зарегистрированных на Виргинских островах и Маврикии . [31] За время своего пребывания в должности фонд также инвестировал в несколько проектов, в которых у г-на Бастоса был конфликт интересов, включая глубоководный морской порт в провинции Кабинда и отель в Луанде. [32] [33]

Banco Espirito Santo Angola был создан в 2002 году Banco Espirito Santo, банком, принадлежащим португальской семье. В 2009 году компания, контролируемая Мануэлем Висенте, генералом Мануэлем Диасом Жуниором (также государственным министром и начальником службы безопасности президента) и генералом Леопольдино Фрагосо ду Насименту, приобрела 24% акций банка за 375 миллионов долларов. Сделка была профинансирована за счет кредита в 400 миллионов долларов от Банка развития Анголы (BAI), цель дополнительных 25 миллионов не была указана, и их возможное использование неясно. Мануэль Висенте в то время был вице-президентом совета директоров BAI, что свидетельствует о конфликте интересов. Изабелле душ Сантуш также принадлежит 19% банка с 2006 года. [34] Аудит BESA, проведенный KPMG и Deloitte, показывает, что в период с 2009 по 2013 год BESA потеряло более 5 миллиардов долларов из-за необеспеченных кредитов, выданных безактивным международно зарегистрированным компаниям. Эти разоблачения послужили толчком к коррупционным расследованиям в Португалии против семьи Санто, сотрудников BES и членов ангольской элиты. [35] BESA рухнула в 2014 году. [36]

Ангольский банк развития ( Banco de Desenvolvimento de Angola ) был создан в 2006 году. BDA были без залога. Пайсан Франко Жуниор был председателем банка с 2006 по 2013 год, а к 2010 году он необъяснимым образом стал одним из 50 самых богатых людей Анголы. В 2013 году появились сообщения о его причастности к коррупции. [37]

Инфраструктурная коррупция

[ редактировать ]

С начала 2000-х годов в Анголе наблюдается высокий уровень инфраструктурной коррупции. Высокие цены на нефть предоставили средства и доступ к кредитам, необходимым для восстановления инфраструктуры страны после гражданской войны, после чего последовал крупный строительный бум. Многие крупные инфраструктурные контракты были заключены с фирмами, принадлежащими инсайдерам режима, без конкурсных торгов. Масштабы коррупции были таковы, что, по данным португальской газеты Expresso , президент душ Сантуш в период с 2006 по 2016 год заключил государственные контракты на сумму более 14 миллиардов долларов с компаниями своих детей. [12]

Общий процесс присвоения средств из инфраструктурных проектов включает в себя установление цены на проект выше его должной стоимости, а затем передачу субподряда на строительство иностранной фирме за меньшие деньги. Кроме того, правительство Анголы и ангольские банки часто в конечном итоге берут на себя большую часть финансовых расходов, позволяя при этом патронажной компании сохранять непропорциональную долю собственности. [13] [9]

Строительство глубоководного порта Кабинда иллюстрирует детали вышеупомянутой стратегии. В 2011 году Caioporto SA, недавно созданная компания, принадлежащая г-ну Бастосу де Мораишу, получила контракт без тендера. Первоначально заявленный план заключался в том, чтобы проект стоимостью 500 миллионов долларов был полностью профинансирован за счет кредитов частного сектора Кайопорто, однако таких инвестиций не последовало. Стремясь привлечь инвестиции, президент внес поправки в контракт, согласно которым правительство Анголы гарантировало все кредиты, предоставленные Кайопорту, а также гарантировало компании минимальную прибыль, фактически принимая на себя все риски, позволяя Кайопорту сохранить полную собственность на порт. Четыре года спустя проект так и не получил никаких частных инвестиций, поэтому президент душ Сантуш снова изменил сделку. Стоимость увеличилась до 890 миллионов долларов: правительство будет использовать кредит Китая для покрытия 85% стоимости, а Фонд национального благосостояния Анголы (FSDEA) выплатит оставшиеся 15% в обмен на 50% владения портом. Строительство должно было вестись за счет Китайская дорожно-мостовая корпорация (CRBC). В результате г-н Бастос де Мораис фактически приобрел 50% собственности порта, не внося никаких необходимых инвестиций и не выполняя никакой работы. Кроме того, Хосе Филомено душ Сантуш получил гонорар за консультации от Китайской дорожно-мостовой корпорации за помощь в заключении сделки. [33]

Другие известные случаи коррупции, связанные с владением и строительством инфраструктуры, включают: проект гидроэлектростанции Какуло-Кабаса в 2015 году; [33] реконструкция плотины Луакимо в 2013 году; [38] бизнес-башня IMOB в Луанде; [39] и нефтеперерабатывающий завод Лобито. [24]

Коррупция в СМИ

[ редактировать ]

Государство и инсайдеры МЛПА обладают почти монополией на средства массовой информации Анголы : они используются для пропаганды, а конкуренты подавляются. [9] [11] Хотя закон о прессе, принятый в 2006 году, положил конец монополии правительства на телевидении, оно по-прежнему владеет главной телестанцией, а также единственной в стране ежедневной газетой и радиостанцией; а первая предположительно частная телестанция, созданная в 2008 году, принадлежит компании, имеющей тесные связи с президентом. [1] Коррупция присутствует в формировании и применении правительством законов против критически настроенных журналистов и оппозиционных СМИ. Законы Анголы о государственной безопасности и государственной тайне создают угрозу тюремного заключения для журналистов и используются для преследования журналистов-расследователей. [14]

Это стоит домов

[ редактировать ]

В апреле 1999 года Густаво Коста, журналист Expresso , написал статью под названием «Коррупция делает жертв» , в которой обвинил Хосе Лейтао, главного советника президента, в растрате государственных доходов. Полиция арестовала Косту и обвинила его в дифамасане и нанесении телесных повреждений . Верховный суд Анголы признал его виновным, приговорил к восьми месяцам тюремного заключения с отсрочкой на два года и оштрафовал на 2000 долларов. [40]

Рафаэль Маркес де Мораис

[ редактировать ]

Рафаэль Маркес де Мориас , журналист и правозащитник , 3 июля 1999 года написал « Губную помаду диктатуры », статью, критикующую коррупцию в правительстве Анголы и президента душ Сантуша . [41] [42] Национальный отдел уголовных расследований (NCID) допрашивал его 13 октября в течение нескольких часов, прежде чем отпустить. Позже в тот же день Мораиш дал интервью Радио Экклесия [ фр ] и повторил свою критику правительства душ Сантуша. Двадцать вооруженных сотрудников полиции быстрого вмешательства арестовали его вместе с Агиаром душ Сантушем, издателем « Агоры» , и Антонио Хосе Фрейтасом, штатным репортером «Агоры» , по обвинению в клевете 16 октября 1999 года. Маркес заявил, что душ Сантуш несет ответственность за «разрушение страны... за пропаганду некомпетентности, растрат и коррупции как политических и социальных ценностей». [41] [42]

В 2015 году Рафаэль Маркес де Мораис получил 6 месяцев условно за клевету и клевету за публикацию отчета о нарушениях прав человека на алмазных рудниках Анголы. Обвинение заключалось в том, что два высокопоставленных армейских генерала, владевшие горнодобывающими концессиями, использовали полицию и частные силы безопасности для насильственного вытеснения конкурирующих алмазодобытчиков. [16] [21]

Рафаэль Маркес де Мораис снова предстал перед судом в апреле 2016 года за «оскорбление органов государственной власти» в соответствии с Законом о государственной безопасности Анголы. Он опубликовал отчет, в котором обвинил генерального прокурора генерала Жоау Мария ди Соуза в изменении обозначения прибрежной собственности площадью 3 акра на «сельскую землю», чтобы он мог купить ее у государства за 3500 долларов, а затем переименовать ее. и построить кондоминиум. [43] Было также второе обвинение в «совершении надругательства над органом суверенитета», поскольку в докладе содержалось обвинение в том, что президент душ Сантуш защищает коррумпированных субъектов. Мариано Брас, директор еженедельной газеты O Crime, также был обвинен в тех же преступлениях за публикацию отчета. [21]

Внутренняя борьба с коррупцией

[ редактировать ]

Несмотря на то, что президент душ Сантуш начал публично выступать за подход «нулевой терпимости» к коррупции в 2009 году, внутригосударственное исполнение существующего законодательства минимально, а следственные возможности контролирующих органов слабы. [14] Внутренняя антикоррупционная политика в Анголе оставалась фасадом на протяжении всего президентства душ Сантуша, поскольку он был основным источником государственной политики, а также оператором и основным бенефициаром коррупции в Анголе. [22] [13] [14]

Однако существуют некоторые перспективы будущих реформ. Жоау Лоуренсу стал лидером МЛПА и был избран президентом 23 августа 2017 года. Он пообещал бороться с коррупцией и улучшить управление; однако широко распространенная культура коррупции и укоренившиеся интересы в законодательной , бюрократической , судебной , военной и бизнес-сообществах создают значительный барьер. Хотя это не является чем-то беспрецедентным, когда режим, в других отношениях крайне коррумпированный, проводит коррупционные реформы в конкретных секторах экономики, если это отвечает интересам режима (как, например, на Филиппинах и в Индонезии ). [44] [45] Сохранение низких цен на нефть и международное давление могут спровоцировать реформы в таких ключевых областях, как банковский надзор, сбор налогов или инфраструктурные контракты. Для этого потребуется создание антикоррупционных агентств, которые будут иметь достаточное финансирование и полномочия для эффективного и независимого расследования и преследования коррупции. [44]

Если бы политическая воля появилась, Анголе потребовалось бы усовершенствовать свои механизмы прозрачности и надзора, чтобы существующие институты, предназначенные для борьбы с коррупцией, имели возможности выполнять эту функцию. Это потребует резкого увеличения финансирования и изменения их полномочий. Учитывая стартовую позицию Анголы, это будет означать комплексную реформу государственной службы.

Политические изменения

[ редактировать ]

Жоау Лоуренсу был избран президентом 23 августа 2017 года. Он был членом МЛПА с тех пор, как присоединился к нему подростком во время колониальной войны. Он следовал типичной карьерной траектории МЛПА: он получил военную подготовку и образование в Советском Союзе; затем был военнослужащим до 1980-х годов; затем он занимал пост генерального секретаря с 1998 по 2002 год; член Национального собрания с 2002 по 2014 год, пока не стал министром обороны. [15] Несмотря на его долгую историю работы в МЛПА, его коррупционный послужной список на удивление чист, а его богатство и деловые интересы - хотя и значительные - далеко не на том же уровне, что и у тех, кто находится в ближайшем окружении президента душ Сантуша. [12]

Президент Лоуренсу представил себя реформатором. После своего избрания он заявил, что намерен: улучшить честность правительства и повысить прозрачность и подотчетность; диверсифицировать экономику; развивать и автономное гражданское общество; и уменьшить цензуру средств массовой информации. [46] Однако оппозиция Жоау Лоуренсу статус-кво неопределенна; Ходят слухи, что перед передачей власти между Лоуренсу и душ Сантосом была заключена сделка, согласно которой Лоуренсу согласился защищать юридические, экономические и политические интересы ближайшего окружения душ Сантуша. [15] [12] Однако в противоречие с этим соглашением, о котором сообщалось: президент Лоуренсу действительно отстранил ближайшее окружение коррумпированных деятелей (Мануэль Висенте, генерал Хелдер «Копелипа» Виейра Диаш, Изабель душ Сантуш, Эдуарду душ Сантуш, Жан-Клод Бастос де Мораис) с назначенных им должностей; конкретно нацелены на их экономические интересы; и возбудил судебное разбирательство. [12] [15]

Он также нацелился на их экономические интересы и источники ассигнований. В своей инаугурационной речи он особо упомянул монополии на ангольский цемент и телекоммуникации, контролируемые Изабель душ Сантуш. [12] Затем в конце 2017 года он закрыл GRECIMA, пропагандистское бюро президентской администрации. GRECIMA обвиняли в перенаправлении сотен миллионов долларов компании Semba Comunicação, принадлежащей Изабель и Хосе Филомено душ Сантуш, за последнее десятилетие. [12] В 2011 году эта сумма составила 110 миллионов. [9] В марте 2018 года Генеральная прокуратура предъявила обвинения Жозе Филомено душ Сантушу и Вальтеру Филипе за участие в попытке перевести 500 миллионов долларов из Национального банка Анголы (BNA) на счет в Лондоне. Британские власти обнаружили мошенничество и заморозили средства. [47] Эти действия предполагают, что у президента Лоуренсу есть политическая воля принять реальные меры против коррупции, но дело продолжается (на момент написания), поэтому еще слишком рано говорить, принесет ли оно результаты или новый президент продолжит преследование коррупции. за пределами ближайшего окружения дос Сантоса.

В ноябре 2017 года президент Лоуренсу пригласил сотрудников МВФ в Анголу для подготовки к официальной консультативной миссии в соответствии со статьей IV, которая завершилась в марте 2018 года. Предварительный отчет МВФ о миссии характеризует правительство Лоренсу положительно и подразумевает, что они могут быть склонны к продолжению реформ. на госпредприятиях, банках и управлении (и что им, возможно, придется это сделать, если цены на нефть останутся низкими). Полный отчет о консультативной миссии будет опубликован в мае 2018 года. [48]

Решения президента Лоуренсу в целом получили высокую оценку, даже среди тех, кто традиционно критиковал правительство. До сих пор он поддерживал поддержку МЛПА и вооруженных сил; но остается неясным, является ли он истинным реформатором или же он просто стремится разрушить сеть своего предшественника, консолидировать свою собственную власть и получить столь необходимую внутреннюю и международную легитимность, представляя себя борцом с коррупцией. [17] [12] Даже если президент Лоуренсу захочет стать реформатором, маловероятно, что MLPA позволит существенно изменить статус-кво. Хотя он устранил ближайшее окружение душ Сантуша, оставшаяся партийная элита имеет укоренившиеся интересы во всей экономике, и маловероятно, что они согласятся на крупную реформу, которая повлияет на их привилегированное положение в политической экономии Анголы. [12] Хотя не исключено, что приход нового президента – в условиях экономического кризиса и растущих протестов, давления международных реформ и помощи иностранных юридических лиц – мог бы создать некоторое пространство для прогресса. [12] Потребность в авторитете и эффективных государственных финансах может привести к компромиссу между укоренившимися интересами и новым режимом, в соответствии с которым контролирующие органы будут наделены полномочиями бороться с коррупцией на более низком уровне или с конкретными компонентами экономики, целостность которых считается важной для долгосрочной жизнеспособности. режима.

Есть также некоторые доказательства против честности президента Лоренсу. В феврале 2018 года его обвинили в участии в сделке, в которой возник конфликт интересов и получена личная выгода. 5 пассажирских самолетов были проданы ангольским государством трем связанным с президентом компаниям: SJL-Aeronautica, принадлежащая его брату; Sociedade Agropecuaria de Angola, принадлежащая генералу Иджино Карнейро, заместителю председателя парламента; и Air Jet, принадлежащая бывшему офицеру ВВС Антониу де Хесус Янота Бете. Самолеты были проданы за нераскрытую сумму и без каких-либо торгов. [49]

Законодательство

[ редактировать ]

В Анголе действительно имеется достаточно обширный набор антикоррупционных законов, однако они редко соблюдаются. [14] [50] Приведенные ниже законы являются основными антикоррупционными законами в Анголе, однако их сочетание технически запрещает большинство коррупционных действий; нарушения рассматриваются через обычную судебную систему, и не существует специальных органов, способных расследовать нарушения и преследовать их.

Закон о государственном заказе (2006 г.)

[ редактировать ]

Закон о государственных контрактах регулирует процесс государственных контрактов и содержит положения, которые затрагивают как государственных, так и частных субъектов. Его положения эффективно запрещают коррупционные действия; однако в нем также отсутствуют механизмы обеспечения соблюдения закона, кроме пункта, предусматривающего, что любой контракт, заключенный в нарушение закона, автоматически аннулируется. [14]

Закон о публичной честности (2010 г.)

[ редактировать ]

Закон о публичной честности регулирует поведение государственных деятелей в Анголе. Он обеспечивает достойное освещение вопросов запрета коррупционных действий, но в нем есть некоторые заметные упущения, и он не включает механизмы расследования и правоприменения. Это позволяет людям сообщать о нарушениях в суды, которые затем решают, следует ли проводить расследование. [14] Этот процесс не является прозрачным и не оставляет заявителям возможности обратиться за помощью, если дело игнорируется недостаточно финансируемой и политически влиятельной судебной системой. [50] Закон также содержит положение о запрете клеветы, которое использовалось для предъявления иска журналистам за обвинения в коррупции. [14] В условиях низкого доверия к институтам и истории насилия эти факторы делают маловероятным подачу жалоб и доведение их до суда.

Закон о публичной честности содержит некоторые потенциальные лазейки. Закон допускает исключения, когда государственные должностные лица могут принимать подарки (i) товары, которые могут быть переданы государству или государственным организациям; (ii) подарки, соответствующие обычным протоколам и не наносящие ущерба хорошему имиджу государства; (iii) подарки по праздникам, таким как дни рождения, свадьбы и Новый год. [14] Закон о публичной честности запрещает значительный список предметов, которые не могут быть переданы государственному должностному лицу, но есть некоторые заметные исключения, такие как драгоценности и акции.

Закон о публичной честности также гласит, что все государственные чиновники должны декларировать свое богатство каждые два года, но эта информация не публикуется и может быть доступна только по решению суда, если она имеет отношение к расследованию. Реального механизма аудита не существует, поэтому требования к отчетности могут быть легко выполнены нечестным путем. [14]

Законы об отмывании денег

[ редактировать ]

Законодательство Анголы по борьбе с отмыванием денег включает: Закон о борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма; и Закон о назначении и исполнении международно-правовых актов. Закон вводит ожидаемые запреты, включая требования к отчетности для финансовых учреждений.

Существует также Закон 2015 года о криминализации нарушений, связанных с отмыванием денег, который содержит гораздо больше положений, чем следует из его названия. Он содержит запрет на различные виды преступной деятельности и был создан для того, чтобы Ангола могла соответствовать международным договорам, которые ратифицировала страна. Закон подвергся критике за относительно легкие наказания, которые могут быть дополнительно смягчены в случае возврата денег. [14]

Контрольные органы

[ редактировать ]

Эффективный орган контроля обладает: автономией от политического вмешательства; полная юрисдикция (отсутствие иммунитета для должностей в правительстве); полномочия и возможности расследовать и преследовать по суду случаи коррупции; судебная система, которая также является автономной и оснащенной для эффективного рассмотрения дел (в идеале – это суд, отдельный от основной судебной системы и специализирующийся на коррупции); компетентный персонал и децентрализованное руководство; процедуры для оценки его эффективности. [44]

Хотя в Анголе есть некоторые антикоррупционные агентства, им, как правило, не хватает вышеперечисленных характеристик. [14] [1] [50] Хотя основные законодательные и институциональные структуры типичных контролирующих органов, по крайней мере, существуют. Антикоррупционные учреждения Анголы:

  1. В аппарате Генерального прокурора существует специализированное коррупционное бюро, но эта должность назначается президентом, а дела рассматриваются в основной судебной системе, поэтому эффективность бюро зависит от политической воли сверху вниз и компетентности суды. [14]
  2. Офис омбудсмена был создан в 2005 году. Его цель – получать жалобы на нарушение прав человека от граждан и готовить отчеты с рекомендациями. Он представляет два раза в год отчеты Комиссии Национального собрания; отчетам уделяется поверхностное внимание, но они не привели к каким-либо действиям. Омбудсмен избирается 2/3 голосов законодательного органа; политическая независимость офиса была поставлена ​​под сомнение. [20]
  3. Счетная палата, директор которой назначается президентом, отвечает за проверку государственных расходов. Учреждение имеет право проводить расследование, но затем должно передать свой отчет в судебную систему, где принимается решение о возбуждении уголовного дела или дальнейшем расследовании. Результаты аудита публично не разглашаются. [20]
  4. Подразделение финансовой информации было создано в 2011 году и отвечает за аудит банков Анголы. [14] Они получают предусмотренные законом отчеты и несут ответственность за сотрудничество с правоохранительными органами и органами финансового контроля других стран. В 2013 году Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATP) раскритиковала законы Анголы по борьбе с отмыванием денег (AML) и ПФР за недостаточность: криминализации отмывания денег и финансирования терроризма; незамедлительное создание и внедрение адекватной правовой базы для конфискации средств, связанных с отмыванием денег, а также выявления и замораживания террористических активов; обеспечение эффективного функционирования Подразделения финансовой разведки; и обеспечение наличия соответствующих законов и процедур для оказания взаимной правовой помощи. [51] Однако в 2016 году FATP заявила, что Ангола добилась достаточного прогресса, чтобы больше не требовать мониторинга, хотя они продолжают работать с государством над улучшением политики и институтов ПОД. [52]

СМИ, гражданское общество и сопротивление

[ редактировать ]

Критически настроенные СМИ, активное гражданское общество и наличие протестов могут повысить вероятность проведения реформы. Это может постепенно распространять информацию, изменять культуру и сохранять реформы в повестке дня правительства. В случае Анголы эти факторы последовательно подавлялись, поэтому их размер и влияние были ограничены. Существование протестов и необходимость репрессий могут иметь некоторые последствия для стабильности режима, если чрезмерные репрессии и дальнейшее ухудшение экономической ситуации вызовут продолжительные крупномасштабные протесты, которые нарушат статус-кво (аналогичная логика «арабской весны »). [53] [12]

Движение протеста возникло в 2011 году после призыва к демонстрациям ангольского музыканта и борца с коррупцией Луати Бейрао; однако в том году произошло лишь несколько небольших акций протеста, которые были быстро подавлены полицией. Масштабы протеста несколько возросли за несколько месяцев до выборов, но люди в форме приходили и нападали на протестующих. Масштаб протестов был ограничен, так что из протестного движения не возникла единая организация, хотя они называют себя Revoluciona´ria (Революционная молодежь) и имеют некоторое присутствие в социальных сетях. Члены также обычно взаимодействуют с оппозиционными группами как отдельные лица. [16]

В течение 2017 года спорадически продолжали возникать протесты в ответ на политические и экономические претензии, а также против случаев репрессий. В частности, в ответ на арест и голодовку Луаты Бейрао в 2015 году, утечку информации о внесудебных казнях двух бывших президентских охранников в 2012 году в 2013 году и последующие разоблачения внесудебных казней при режиме душ Сантуша в 2016 году. [54] [16] Масштабы протестов возросли, хотя и не до массового масштаба; еще неизвестно, повлияет ли протестное движение на политику президента Лоуренко или же оно столкнется с продолжающимися репрессиями. [53]

Международная борьба с коррупцией

[ редактировать ]

Ангола столкнулась с растущим давлением, требующим соблюдения норм международного управления. Договоры сыграли важную роль в создании законов и институтов в Анголе. Среди прочего, Ангола подписала и ратифицировала Конвенцию Африканского Союза по предотвращению и борьбе с коррупцией , в 2004 году Африканский механизм коллегиального обзора и Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности . В 2010 году Ангола ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции ( UNCAC ) – наиболее всеобъемлющий международный договор о коррупции. [1] Для соблюдения этих договоров Ангола приняла достаточно всеобъемлющее антикоррупционное законодательство. Внутреннее правоприменение до сих пор было минимальным, но международные договоры продолжают требовать дальнейших реформ, которые, по крайней мере, обеспечат Анголу основой антикоррупционного законодательства.

Международные институты и иностранные правовые институты также могут в некоторой степени смягчить коррупцию в Анголе. Их политика сосредоточена на обеспечении того, чтобы их кредиты не были присвоены, а также на обеспечении того, чтобы транснациональные корпорации не были вовлечены во взяточничество . [55] Судебные иски ограничиваются случаями, когда отдельные лица, компании и деньги, вовлеченные в коррупцию, покидают Анголу и нарушают иностранное законодательство, тогда вовлеченные лица могут столкнуться с юридическими последствиями в иностранных судах. Были случаи, когда регулирующие органы зарубежных стран выявляли отмывание денег ангольскими субъектами и инициировали собственные судебные разбирательства, например, дело BESA и связанное с ним дело о взяточничестве и судебном вмешательстве против Мануэля Висенте. [56] Дальнейшие подозрения в отношении ангольских транзакций могут усилить контроль и создать барьер для их возможности использовать свои незаконные доходы, спровоцировать попытки возвращения активов или, возможно, даже санкции со стороны конкретных лиц. [55] Агрессивного международного вмешательства до сих пор не произошло, поскольку крупные страны до сих пор оставались стратегически безразличными к поддержке своих интересов в стабильности, продолжении доступа к нефти и интересов своих ТНК в Анголе. [55]

Вмешательство международных субъектов обычно требует, чтобы рассматриваемая страна сама предложила вмешательство. [55] В конкретных случаях теоретически доступна помощь в отношении связанных с этим расходов, расследования, человеческого капитала, возвращения активов, экстрадиции и сотрудничества с иностранными правовыми системами. [55] Аналогичным образом, для институционального строительства можно было бы предоставить знания, логистику и обучение, необходимые для создания эффективных органов контроля, но это опять-таки зависит от политической воли Анголы.

Дела иностранных учреждений, влияющих на коррупцию в Анголе

[ редактировать ]

В 2017 году Мануэлю Висенте были предъявлены многочисленные обвинения в подкупе португальского прокурора в ходе расследования BESA в 2013 году. Однако расследование показало, что BESA (частично принадлежащая г-ну Висенте) потеряла 6,8 миллиарда долларов в результате необеспеченных кредитов; по необъяснимым причинам прокурор Орландо Фигейра решил, что доказательств для продолжения дела недостаточно. Судебная полиция Португалии расследовала это подозрительное решение: они установили, что Фигейра получил 400 000 евро от компании, связанной с Sonangol, а также нарушил конфиденциальность суда, предоставив адвокату Висенте все соответствующие документы в ходе расследования. [56] Г-н Висенте остается под следствием.

Обвинение Жозе Филомено душ Сантуша и Вальтера Филипе в марте 2018 года стало возможным благодаря британским надзорным органам, которые признали сделку подозрительной, заморозили средства и передали информацию властям Анголы. [47]

По состоянию на 2013 год в Португалии расследуются три дела об отмывании денег в Анголе. Два из них связаны со средствами подозрительного происхождения, которые, судя по всему, прошли через несколько юрисдикций и от предприятий к сторонним лицам, прежде чем были использованы для покупки недвижимости в Португалии. В этих случаях расследования застопорились, поскольку Ангола не предоставила финансовую информацию. Третий случай был случайно обнаружен в ходе расследования налоговых преступлений швейцарской компании. Компания также была получателем средств с оффшорного счета, контролируемого португальской компанией, которая экспортирует продукты питания в ангольскую сеть супермаркетов, принадлежащую высокопоставленному ангольскому военному офицеру. Средства перетекают из ангольской компании на оффшорный счет, затем большая часть средств поступает в португальскую компанию, но часть перенаправляется в швейцарскую компанию, а затем распределяется по счетам, контролируемым другими ангольскими чиновниками. Таким образом в период с 2006 по 2010 год было распределено 2 миллиона долларов.

В 2017 году США также начали расследование сотрудничества ангольских деятелей и американских корпораций с целью отмывания денег и сокрытия взяток. [15]

Границы международного законодательства об отмывании денег и взяточничестве

[ редактировать ]

Идея о том, что международное право может ограничить финансовые потоки коррупционеров и предоставить им возможность предъявить им обвинения в иностранных судах, зависит от участия вовлеченных стран. На практике этих законов можно избежать: известно, что ангольские субъекты используют налоговые убежища там, где финансовый надзор слаб и такие законы не соблюдаются строго. Международный финансовый надзор зависит от сотрудничества между национальными органами финансового надзора; если след денег проходит через отказывающуюся от сотрудничества юрисдикцию (например, Анголу), может оказаться невозможным получить информацию, необходимую для удовлетворения требований к доказательствам в судебном деле.

Предпочтительным местом для инвестиций богатых ангольцев является Португалия. Удивительно, но в этих сделках не было предъявлено никаких обвинений во взяточничестве или отмывании денег. В недавнем отчете ОЭСР Португалия обвиняется в пренебрежении расследованием случаев отмывания денег и взяточничества в соответствии со своими договорными обязательствами. С 2001 года в Португалии было зарегистрировано всего 15 дел о взяточничестве иностранцев, 8 из них были закрыты до суда, а остальные 7 остаются на стадии расследования. В докладе высказывается предположение, что экономические интересы Португалии в Анголе заставляют страну игнорировать этот вопрос, а также что Ангола повлияла на португальскую судебную систему, заставляя ее игнорировать конкретные случаи коррупции. [57]

Влияние Китая

[ редактировать ]

Китай стал крупнейшим торговым партнером Анголы. Отношения начались с роста закупок нефти (63% добычи Анголы в 2016 году) и расширились за счет китайских кредитов и прямых инвестиций в разведку нефти и строительство инфраструктуры (на общую сумму более 20 миллиардов долларов с 2003 года). [15] Китай завершил проекты во всех секторах ангольской экономики, и их проекты, как правило, выполняются вовремя и в рамках бюджета, а также с гораздо меньшими затратами, чем могли бы обеспечить ангольские фирмы. [58] Это подверглось критике как защита от международного давления в пользу реформ, поскольку китайцы известны своей готовностью игнорировать проблемы коррупции и прав человека своих международных партнеров. [10] [58] Хотя детали отношений между Анголой и Китаем непрозрачны, нет никаких оснований полагать, что Китай ведет себя иначе, чем западные страны или ТНК в прошлом. [20]

Не исключено, что отношения Анголы с Китаем могут отрицательно повлиять на присвоение государственных ресурсов и положительно повлиять на развитие Анголы. С 2014 года Китай стал более осторожным в своих инвестициях из-за жалоб на коррупцию со стороны китайских строительных фирм и разоблачений того, что SINOPEC теряет деньги на своих операциях в Анголе, а также снижения цен на нефть и последующего роста государственного долга Анголы. [15] Китайский метод инвестирования затрудняет неэффективное управление или присвоение капитала ангольским субъектам: кредитные линии обеспечиваются нефтью; а инвестиции используются для конкретных проектов, которыми управляют в основном китайские фирмы и рабочие, поэтому становится меньше точек соприкосновения с ангольскими фирмами или бюрократами, ищущими ренту. [20] [59] Китай может стать барьером для коррупции, если он будет усердно обращаться со своими инвестициями и продолжит покупать большую часть ангольской продукции и предоставлять большую часть иностранных инвестиций в Анголу; хотя если это не так, то равнодушный доминирующий торговый партнер мог бы обеспечить изоляцию от международного давления и финансовых ограничений, которые в противном случае могли бы подтолкнуть к реформам. [15]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Камерун, Кабо-Верде, Центральноафриканская Республика, Чад, Коморские Острова, Демократическая Республика Конго, Джибути, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея- Бисау, Кения, Лесото, Республика Конго, Свазиленд, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мавритания, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Южный Судан, Судан, Танзания, Того, Уганда, Замбия и Зимбабве.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот «Обзор коррупции и борьбы с коррупцией в Анголе» (PDF) . Трансперенси Интернешнл .
  2. ^ «Азбука ИПЦ: как рассчитывается индекс восприятия коррупции» . Transparency.org . 20 декабря 2021 г. Проверено 13 февраля 2023 г.
  3. ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Ангола» . Transparency.org . Проверено 13 февраля 2023 г.
  4. ^ «ИПЦ 2023 для стран Африки к югу от Сахары: безнаказанность коррумпированных чиновников, ограничение гражданского пространства и ограниченный доступ к правосудию» . Transparency.org . 30 января 2024 г. Проверено 13 февраля 2024 г.
  5. ^ «Индекс экономической свободы» . Фонд наследия. 2008. Архивировано из оригинала 9 января 2008 г. Проверено 21 января 2008 г.
  6. ^ Андерссон, Стаффан; Хейвуд, Пол М. (2009). «Политика восприятия: использование и злоупотребление подходом Transparency International к измерению коррупции». Политические исследования . 57 (4): 746–767. дои : 10.1111/j.1467-9248.2008.00758.x . S2CID   145561313 .
  7. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Филипп Ле Биллион (2007). «Бурение на глубокой воде: нефть, бизнес и война в Анголе». В Калдоре, Мэри (ред.). Нефтяные войны . Лондон: Плутон Пресс. стр. 106–107.
  8. ^ Jump up to: а б с д и ж г Мессиан, Кристина (2001). «Фонд Эдуарду душ Сантуша: или как режим Анголы захватывает гражданское общество». Дела Африки . 100 (399): 287–309. дои : 10.1093/афраф/100.399.287 . JSTOR   3518769 .
  9. ^ Jump up to: а б с д и де Морэ, Рафаэль Маркиз. «Президентство Анголы: эпицентр коррупции» (PDF) . Потом Ангола .
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Гарсиа-Родригес, Хосе Л. (2015). «Нефть, власть и бедность в Анголе». Обзор африканских исследований . 58 (1): 159–176. дои : 10.1017/asr.2015.8 . S2CID   145277125 .
  11. ^ Jump up to: а б с д Пирс, Джастин (2015). «Оспорение прошлого в политике Анголы». Журнал южноафриканских исследований . 41 (1): 103–119. дои : 10.1080/03057070.2015.991189 . S2CID   143813850 .
  12. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Пирс, Джастин; Соарес де Оливейра, Рикардо; ПЕКЛАР, Дидье (январь 2017 г.). «Выборы в Анголе и политика преемственности президента» . Дела Африки . 117 (466): 146–160. дои : 10.1093/афраф/adx045 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Овадия, Джесси Салах (2013). «Переосмысление накопления элиты в нефтяном секторе Анголы: зарождающийся капитализм в экономике рантье» . Кадернос де Эстудос Африканос . 25 (25): 33–63. дои : 10.4000/cea.839 .
  14. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н Фьехо, Карлос; Надофф, Норман (2014). «Там, где есть воля, есть способ: заставить законы Анголы о честности работать». Журнал мирового энергетического права и бизнеса . 7 (3): 183–201. дои : 10.1093/jwelb/jwu019 .
  15. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж «Неопределенный переход Анголы». Стратегические комментарии . 23 (10): xii – xiv. Декабрь 2017 г. doi : 10.1080/13567888.2017.1416790 . S2CID   219693783 .
  16. ^ Jump up to: а б с д и Пирс, Джастин (май 2016 г.). «Молодежное инакомыслие бросает вызов старой элите Анголы» . Текущая история . 115 (781): 175–180. дои : 10.1525/curh.2016.115.781.175 .
  17. ^ Jump up to: а б с Шуберт, Джон (2010). « Демократизация» и консолидация политической власти в послевоенной Анголе». Журнал южноафриканских исследований . 36 (3): 657–672. дои : 10.1080/03057070.2010.507572 . S2CID   145174611 .
  18. ^ Де Мораис, Рафаэль Марки (25 августа 2017 г.). «ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ В АНГОЛЕ НАРУШИЛ ПРАВИЛА» . Мака Ангола . Проверено 8 апреля 2018 г.
  19. ^ «Обзор предприятий: Ангола» . Группа Всемирного банка.
  20. ^ Jump up to: а б с д и Шен, Мари. «Обзор коррупции и борьбы с коррупцией в Анголе» . Антикоррупционный ресурсный центр Transparency International . Трансперенси Интернешнл . Проверено 24 апреля 2018 г.
  21. ^ Jump up to: а б с Маркиз де Морэ, Рафаэль (20 апреля 2018 г.). «БЕГЛЫЙ истец, глумящийся над правосудием в Анголе» . Мака Ангола . Проверено 21 апреля 2018 г.
  22. ^ Jump up to: а б с д Де Оливейра, Рикардо Соарес (2007). «Деловой успех в ангольском стиле: постколониальная политика и взлет и подъем Сонангола». Журнал современных африканских исследований . 45 (4): 595–619. дои : 10.1017/S0022278X07002893 . S2CID   155027088 .
  23. ^ Бэндон, Анете (март 2013 г.). «Коррупция и права человека в странах третьего мира» (PDF) . Европейский парламент . Главное управление внешней политики Союза . Проверено 24 апреля 2018 г.
  24. ^ Jump up to: а б с де Мораис, Рафаэль Маркиз (21 июля 2016 г.). «Головная боль Sonangol на миллиард долларов» . Мака Ангола .
  25. ^ де Мораис, Рафаэль Маркиз (6 июля 2016 г.). «Долговые проблемы Sonangol» . Мака Ангола . Проверено 25 апреля 2018 г.
  26. ^ Кампос, Граса (24 ноября 2016 г.). «Масло: урок мытья рук для папиной дочки» . Мака Ангола .
  27. Ангола приговаривает бывших чиновников центрального банка к тюремному заключению за мошенничество Bloomberg Online, получено 2 августа 2011 г.
  28. Миллионы из Banco de Angola разошлись по миру («Миллионы Центрального банка Анголы на пути по всему миру») Diário de Notícias , 3 февраля 2012 г., стр. 19 (на английском языке)
  29. Коррупция по-прежнему подпитывает бедность Анголы afrol.com, 13 апреля 2012 г.
  30. Еврофискальный конкурс по коррупции – Португальский голем XIV, 15 июня 2012 г.
  31. ^ Jump up to: а б Мейзель, Анна; Гроссман, Дэвид (7 ноября 2017 г.). «Райские документы: магнат заработал 41 миллион долларов из «народного фонда» » . Би-би-си . Проверено 8 апреля 2018 г.
  32. ^ Брённиманн, Кристиан; Зик, Тобиас (15 ноября 2017 г.). «Власть (богатым) людям» . Sueddeutsche Zetung . Проверено 8 апреля 2018 г.
  33. ^ Jump up to: а б с Де Мораис, Рафаэль Маркиз (14 марта 2017 г.). «ВОРАЖЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТСКИМ УКАЗОМ» . Мака Ангола . Проверено 8 апреля 2018 г.
  34. ^ «В саге о BES связь с Анголой возникает из молчания» . Рейтер . Рейтер. 18 июля 2014 года . Проверено 8 апреля 2018 г.
  35. ^ душ Сантос, Д. Куарежма (24 февраля 2017 г.). «Суд над коррупцией в Португалии заманил в ловушку вице-президента Анголы» . Мака Ангола . Проверено 8 апреля 2018 г.
  36. ^ дос Сантос, Куарежма Д. (24 февраля 2017 г.). «Португальский коррупционный скандал затянул в ловушку вице-президента Анголы» . Потом Ангола . Проверено 22 апреля 2018 г.
  37. ^ Верде, Руи (27 октября 2016 г.). «НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОРРУПЦИЯ ТОПИТ БАНК РАЗВИТИЯ АНГОЛЫ» . Мака Ангола . Проверено 8 апреля 2018 г.
  38. ^ де Мораис, Рафаэль Маркиз (12 апреля 2017 г.). «Плотины для проклятых» . Мака Ангола .
  39. ^ де Морэ, Рафаэль Маркиз. «Сеть президента душ Сантуша: афера за аферой за аферой» . она же Ангола .
  40. ^ Джеймс, В. Мартин (2004). Исторический словарь Анголы . п. 41.
  41. ^ Jump up to: а б «Маркиш получил шесть месяцев за клевету на президента» . Комитет по защите журналистов . Проверено 21 января 2008 г.
  42. ^ Jump up to: а б «Мнения Комитета по правам человека в соответствии с Факультативным протоколом к ​​Международному пакту о гражданских и политических правах, восемьдесят третья сессия, сообщение № 1128/2002» . Институт «Открытое общество» через Комитет ООН по правам человека . Проверено 21 января 2008 г.
  43. ^ Маркиз де Морэ, Рафаэль (3 ноября 2016 г.). «Беззаконные законники» . Мака Ангола . Проверено 21 апреля 2018 г.
  44. ^ Jump up to: а б с Болонгайта, Эмиль П. (август 2010 г.). «Исключение из правил». Антикоррупционный ресурсный центр . 4 :6–29.
  45. ^ Клитгаард, Роберт (1988). Контроль коррупции . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 52–97.
  46. ^ Шуберт, Джон (апрель 2018 г.). "Пока не увижу, не поверю" . Антропология сегодня . 34 (2): 18–21. дои : 10.1111/1467-8322.12421 .
  47. ^ Jump up to: а б «Вальтеру Филипе и Хосе Филомено душ Сантушу предъявлено обвинение» . Мака Ангола . 29 марта 2018 г. Проверено 22 апреля 2018 г.
  48. ^ «Сотрудники МВФ завершают консультативную миссию 2018 года в Анголу по Статье IV» . Международный валютный фонд . Департамент коммуникаций Международного валютного фонда.
  49. ^ «Джей-Ло из Анголы говорит то, что говорит, но не делает ходьбы» . Мака Ангола . 6 апреля 2018 года . Проверено 22 апреля 2018 г.
  50. ^ Jump up to: а б с «Отчет о коррупции в Анголе» . Деловой антикоррупционный портал . Проверено 17 апреля 2018 г.
  51. ^ Рабочая группа по финансовым действиям. «Юрисдикции с высоким уровнем риска и отказом от сотрудничества. УЛУЧШЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО СОБЛЮДЕНИЯ ПОД/ФТ: ПРОДОЛЖАЮЩИЙСЯ ПРОЦЕСС» (PDF) . Группа разработки финансовых мер . Проверено 24 апреля 2018 г.
  52. ^ «1. Улучшение глобального соответствия требованиям ПОД/ФТ: текущий процесс – 19 февраля 2016 г. (Париж)» . Группа разработки финансовых мер . Проверено 24 апреля 2018 г.
  53. ^ Jump up to: а б Шуберт, Джон (2017). «Эпилог: перенастройка системы». Работа над системой: политическая этнография Новой Анголы . Итака: Издательство Корнельского университета. стр. 186–194.
  54. ^ де Мораис, Рафаэль Маркес. «Поля смерти Анголы: отчет о внесудебных казнях в Луанде в 2015-2016 годах» (PDF) . Мака Ангола .
  55. ^ Jump up to: а б с д и Дэвис, Кевин Э. (2009). «Помогает ли глобализация антикоррупционного законодательства развивающимся странам» . Рабочие документы Нью-Йоркского университета по праву и экономике . статья 203. Архивировано из оригинала 27 апреля 2018 г. Проверено 26 апреля 2018 г.
  56. ^ Jump up to: а б душ Сантос, Д. Куарежма (24 февраля 2017 г.). «Суд о коррупции в Португалии застал в ловушку вице-президента Анголы» . Потом Ангола .
  57. ^ «Отчет по этапу 3 реализации Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством в Португалии» (PDF) . ОЭСР.org . Организация экономического сотрудничества и развития . Проверено 25 апреля 2018 г.
  58. ^ Jump up to: а б Бургос, Зигфридо; Ухо, Софал (2012). «Нефтяной голод Китая в Анголе: история и перспективы». Журнал современного Китая . 21 (74): 351–367. дои : 10.1080/10670564.2012.635935 . S2CID   154656040 .
  59. ^ Киала, Карин (2010). «Отношения помощи Китая и Анголы: стратегическое сотрудничество в целях развития». Южноафриканский журнал международных отношений . 17 (3): 313–331. дои : 10.1080/10220461.2010.533528 . hdl : 2263/17253 . S2CID   154573012 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 3e64ac073306541e32bd879325ed7376__1720815420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/3e/76/3e64ac073306541e32bd879325ed7376.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Corruption in Angola - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)