Коррупция в Словении
Политическая коррупция |
---|
![]() |
Формы и концепции |
Борьба с коррупцией |
Коррупция по странам |
коррупция в Словении На этой странице рассматривается .
Степень
[ редактировать ]Transparency International, 2021 года, подготовленный Глобальный барометр коррупции ли большинство или все люди в конкретных государственных, деловых и неправительственных опросил словенцев и спросил, коррумпированы учреждениях. Наибольший процент респондентов опроса (39%) отметил, что коррумпированным учреждением является премьер-министр, за ним следуют национальные правительственные чиновники (28% респондентов), члены парламента (24%) и банкиры (24%). В том же опросе 4% словенцев сообщили, что они давали взятку государственному служащему за последние 12 месяцев, а 51% считали, что коррупция за этот период возросла. [ 1 ]
В январе 2013 года тысячи словенцев присоединились к Комиссии по предотвращению коррупции и вышли на улицы, требуя отставки премьер-министра Янеза Янши и лидера оппозиции Зорана Янковича, поскольку оба были обвинены в неспособности должным образом декларировать свое личное имущество. Комиссия обвинила обоих в «систематических, грубых и неоднократных нарушениях антикоррупционного законодательства». Через месяц после протеста Янша был свергнут в результате вотума недоверия. В июне 2013 года Янша был признан виновным в коррупции в связи с оборонным контрактом от 2006 года и приговорен к двум годам тюремного заключения. [ 2 ] Приговор был единогласно отменен Конституционным судом 23 апреля 2015 года. [ 3 ] Однако Зоран Янкович продолжил свой мандат мэра Любляны . [ 4 ]
Словения находится в стагнации в сфере коррупции уже как минимум 5 лет. Необходимы серьезные системные меры для снижения уровня коррупции в Словении . [ 5 ]
Области
[ редактировать ]Общественный
[ редактировать ]за 2023 год, составленном Transparency International В Индексе восприятия коррупции , Словения набрала 56 баллов по шкале от 0 («высокая коррумпированность») до 100 («очень чистая»). В рейтинге по баллам Словения заняла 42-е место среди 180 стран Индекса, причем страна, занявшая первое место, считается страной с самым честным государственным сектором. [ 6 ] Для сравнения с мировыми показателями лучший результат составил 90 (1-е место), средний балл — 43, а худший — 11 (180-е место). [ 7 ] Для сравнения с региональными показателями самый высокий балл среди стран Западной Европы и Европейского Союза. [ Примечание 1 ] составил 90, средний балл — 65, а самый низкий балл — 42. [ 8 ]
Бизнес
[ редактировать ]Согласно «Барометру глобальной коррупции» Transparency International за 2013 год, частный сектор получил оценку 3,3 по 5-балльной шкале (1 — «совсем не коррумпирован», а 5 — «чрезвычайно коррумпирован»). [ 9 ]
Согласно Отчету о глобальной конкурентоспособности за 2013-2014 годы Всемирного экономического форума, коррупция входит в пятерку наиболее проблемных факторов для ведения бизнеса в Словении после доступа к финансированию, неэффективной государственной бюрократии, ограничительного трудового законодательства и налоговых ставок. Однако опрошенные руководители сообщают, что государственные средства редко отвлекаются из-за коррупции, а этическое поведение компаний считается относительно высоким. [ 10 ]
Полиция
[ редактировать ]Современная обеспокоенность по поводу коррупции в полиции во многом отражается общественным мнением, которое демонстрирует широко распространенное мнение о том, что коррупция во всех государственных секторах является «очень большой проблемой» в Словении. [ 11 ] Специальный Евробарометр по коррупции 2013 года показал, что 76% (второй по величине процент в ЕС) словенских участников считают, что за последние три года произошел рост коррупции. [ 12 ] Кроме того, общественное мнение предполагает, что коррупция в полиции, в частности, является серьезной проблемой, вызывающей большую озабоченность по поводу взяточничества и злоупотребления властью в личных целях среди словенских полицейских. [ 13 ]
Первоначально словенское законодательство не предусматривало коррупцию как отдельное правонарушение, отличающееся от других форм преступлений. [ 11 ] В Словении коррупция не используется как юридический термин, вместо этого законодательство предусматривает каждое правонарушение в отдельности как уголовное деяние. Закон о предотвращении коррупции, принятый в 2004 году, определяет коррупцию как «посягательство на обязательное обращение с должностным лицом или ответственным субъектом в частном или государственном секторе, а также на обращение с субъектами, которые являются инициаторами нарушителей, или субъектами, которые могут принести выгоду». от нарушений». [ 14 ] Изменения в организации полиции в Словении первоначально были внесены Конституцией 1991 года в соответствии с политическими изменениями в сторону более демократической системы с большей чувствительностью к правам человека. [ 15 ] Эти изменения, а также создание Конституционного суда для обеспечения их соблюдения привели к строгим ограничениям полномочий полиции по обыску и арестам, а также к большему упору на защиту частной жизни и основных прав в уголовном судопроизводстве. [ 16 ] Судебный контроль над полномочиями полиции был дополнительно усилен Законом о полиции 1998 года, который позже был усилен Законом о новой организации и работе полиции 2013 года. Эти законы конкретно предусматривают случаи коррупции в полиции. Кроме того, закон 2013 года позволял человеку подавать прямую жалобу на полицейского, если он считал, что действие или бездействие полицейского нарушают права человека или основные свободы. [ 17 ]
После дел Реблок против Словении (2000 г.) и Матко против Словении (2006 г.) был создан отдел по уголовному преследованию должностных лиц со специальными полномочиями, который исключил любое участие полиции в расследовании действий других офицеров, подозреваемых в совершении уголовных преступлений. С момента этого недавнего введения в отношении правонарушителей со стороны полиции было усилено расследование и приняты меры. В 2011 году ведомством проведено 80 расследований, из которых 19 сотрудников полиции были уволены по подозрению в совершении ими уголовного преступления. [ 17 ]
Лобникар и Мешко (2015) обнаружили, что в выборке из 550 словенских полицейских 23,6% согласились, что сокрытие полицейского вождения в нетрезвом состоянии «не так уж и серьезно». Кроме того, 34% респондентов заявили, что они не будут сообщать о другом полицейском, который участвовал в таких действиях, как получение бесплатного питания, подарков от торговцев, вождение в нетрезвом состоянии и словесные оскорбления. [ 18 ] Хотя это исследование продемонстрировало тенденцию среди словенских полицейских игнорировать менее серьезные формы полицейской коррупции, существует согласие (59,1-75%), что добросовестность полицейских в рабочей среде словенской полиции в целом высока. [ 19 ]
В более широком контексте Европейского Союза коррупция продолжает оставаться экономическим бременем. Помимо последствий внутри каждой страны-члена, коррупция снижает уровень инвестиций, препятствует справедливому функционированию внутреннего рынка и оказывает негативное влияние на государственные финансы. По оценкам, примерно 1% ВВП ЕС состоит из экономических издержек, понесенных коррупцией. В частности, в результате коррупции, по оценкам, потери составляют от 1,5 до 2% словенского ВВП. [ 11 ] Словения внесла существенные улучшения в свою правовую базу для решения проблемы коррупции в полиции среди государств-членов Центральной и Восточной Европы. [ 20 ] Однако проблемы с эффективным соблюдением этих антикоррупционных мер все еще остаются из-за «слабых механизмов контроля», находящихся в ведении правительства. [ 20 ] Опрос Лобникара и Мешко, проведенный в 2015 году, демонстрирует высокий уровень честности полиции, строго связанный с «кодексом молчания» в полицейском сообществе. Таким образом, антикоррупционные стратегии, связанные с изменением представлений и моральных убеждений о серьезности коррупционного поведения полиции, могут быть наиболее эффективными для улучшения антикоррупционного правоприменения в Словении. [ 18 ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Австрия, Бельгия, Болгария, Хорватия, Кипр, Чехия, Дания, Эстония, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Швейцария, Великобритания
См. также
[ редактировать ]- Международная Антикоррупционная Академия
- Группа государств против коррупции
- Международный день борьбы с коррупцией
- ISO 37001 Системы менеджмента противодействия взяточничеству
- Конвенция ООН против коррупции
- Конвенция ОЭСР по борьбе со взяточничеством
- Трансперенси Интернешнл
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Европейский Союз: 2-й-2021» . Transparency.org . Трансперенси Интернешнл . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Экс-премьер Словении Янша получил два года тюрьмы за взятку» . Bloomberg.com . Блумберг. 5 июня 2013 года . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Конституционный суд отменил приговоры по делу Патрии» . ММС РТВ Словения. 23 апреля 2015 г.
- ^ «Мэр города Любляны» .
- ^ «Словения без прогресса по шкале Индекса восприятия коррупции» .
- ^ «Азбука ИПЦ: как рассчитывается индекс восприятия коррупции» . Transparency.org . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Словения» . Transparency.org . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «ИПЦ 2023 для Западной Европы и ЕС: угрозы верховенству закона и политической целостности подрывают действия по борьбе с коррупцией» . Transparency.org . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Глобальный барометр коррупции 2013» . Трансперенси Интернешнл . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ «Отчет о глобальной конкурентоспособности 2013-2014» . Всемирный экономический форум . Проверено 16 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Гачек, М.; Кукович, С.; Брезовсек, М. (2013). «Проблемы коррупции и недоверия к политическим и административным институтам в Словении». Коммунистические и посткоммунистические исследования . 46 (2): 255–261. doi : 10.1016/j.postcomstud.2013.03.004 .
- ^ Специальный Евробарометр по коррупции 2013 года.
- ^ Гачек, М.; Кукович, С.; Брезовсек, М. (2013). «Проблемы коррупции и недоверия к политическим и административным институтам в Словении». Коммунистические и посткоммунистические исследования . 46 (2): 255–261 [248]. doi : 10.1016/j.postcomstud.2013.03.004 .
- ^ Закон о предотвращении коррупции (2004 г.).
- ^ Ивкович, С. и Хаберфельд, MR, 2015, « Измерение добросовестности полиции во всем мире: исследования в странах с устоявшейся демократией и странах с переходной экономикой », Springer, дата обращения 13 июля 2015 г.
- ^ Меско, Г. и Клеменчич, Г. 2007, « Восстановление легитимности и профессионализма полиции в условиях развивающейся демократии: словенский опыт ». В Т.Р. Тайлере (ред.), Легитимность и уголовное правосудие , 84-115, Нью-Йорк: Фонд Рассела Сейджа. .
- ^ Jump up to: а б Ивкович, С. и Хаберфельд, MR, 2015 г., «Измерение добросовестности полиции во всем мире: исследования в странах с устоявшейся демократией и странах с переходной экономикой», Springer, дата обращения 13 июля 2015 г., стр. 189.
- ^ Jump up to: а б Лобинкар, Б.; Меско, Г. (2015). «Восприятие коррупции в полиции и уровень добросовестности среди словенских полицейских». Полицейская практика и исследования . 16 (4): 341–353. дои : 10.1080/15614263.2015.1038031 . S2CID 143100033 .
- ^ Ивкович, С. и Хаберфельд, MR, 2015, «Измерение добросовестности полиции во всем мире: исследования в странах с устоявшейся демократией и странах с переходной экономикой», Springer, Проверено 13 июля 2015 г., стр. 188.
- ^ Jump up to: а б Европейская комиссия, «Отчет ЕС о борьбе с коррупцией: Словения, 2014 г.».
Внешние ссылки
[ редактировать ]