Jump to content

Коррупция в Кыргызстане

Несмотря на наличие прочной правовой базы, в Кыргызстане по-прежнему существует огромная пропасть между законом и его реализацией. [ 1 ] Безудержная коррупция в Кыргызстане, которая пронизывает все уровни общества, включая президентский пост, в конечном итоге привела к Тюльпановой революции 2005 года, свергнувшей Аскара Акаева , и революции в Кыргызстане 2010 года , отстранившей Курманбека Бакиева от должности.

Коррупция стала неотъемлемой частью механизма управления в Кыргызстане. Коррупция является большой и значимой проблемой, которая представляет главную угрозу национальной безопасности страны, социально-экономическому развитию, благополучию общества и народа и влияет на функционирование органов государственной власти, судебных органов, правоохранительных органов, уголовно-исполнительной системы. , органы местного самоуправления, системы здравоохранения и образования в Кыргызстане.

Согласно современному законодательству Кыргызской Республики, коррупция – это умышленное деяние, заключающееся в создании противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц, обладающих властными полномочиями, с отдельными лицами или группами с целью незаконного получения материальных, любых иных выгод и преимуществ, а также их предоставление этих льгот и преимуществ. физические и юридические лица, представляющие угрозу интересам общества или государства.

Есть законы, направленные на предотвращение коррупции, но их реализация очень слабая. Низкий уровень преследования коррумпированных чиновников является еще одним фактором, способствующим безудержному росту коррупции в Кыргызстане. Влияние непубличного должностного лица на решение публичного должностного лица не является уголовным преступлением. Судебная система Кыргызстана сталкивается с серьезным функциональным дефицитом из-за ограниченности ресурсов и судебной коррупции.

В Кыргызстане коррупция присутствует практически на всех уровнях общества, бизнеса и власти. Одним из факторов, способствующих этому, является владение крупнейшим месторождением золота в Центральной Азии Кумтор (в государственный бюджет поступает лишь небольшая часть налогов и платежей от рудника, но это способствовало множеству коррупционных скандалов и обвинений в коррупции среди высшие должностные лица страны), ее большие запасы золота, угля и географическое положение.

«Взяточничество среди чиновников низкого и среднего звена является частью повседневной жизни и иногда даже прозрачно», - говорит Freedom House, добавляя, что широкое распространение коррупции помогает «ограничивать равенство возможностей».

Местные власти и милиция на юге Кыргызстана характеризуются высоким уровнем коррупции и нетерпимостью к узбекам. Июньский кризис лишил госучреждения того небольшого доверия со стороны узбекской диаспоры, которого до кризиса не хватало. Коррумпированность местных властей и милиции на юге Кыргызстана во многом способствовала июньским событиям 2010 года.

В свое время даже Акаев признал, что преступность и коррупция прочно обосновались на седьмом этаже Белого дома (там расположены кабинеты президента и премьер-министра). Это заявление не утратило своей актуальности и при Бакиеве. Так, согласно спискам его партии «Ак Жол», в 2007 году в парламент прошел один из лидеров южной ОПГ Санжар Кадыралиев, позднее застреленный в своем служебном депутатском автомобиле. В парламент страны также были избраны другие лидеры ОПГ - Искендер Матраимов, Баяман Эркинбаев, Рысбек Акматбаев, Омурбек Бакиров, Улан Чолпонбаев, Бакытбек Жетыгенов, Алтынбек Сулайманов.

Коррупция в Кыргызстане зародилась как часть коррупции в Советском Союзе .

Поначалу взяточничество в Советской Киргизии признавалось контрреволюционной деятельностью, а Уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление смертную казнь. Несмотря на жесткость уголовных норм, в СССР продолжала существовать коррупция, как в судебной системе, так и в правоохранительных органах.

Таким образом, за счет союзного центра произошло дальнейшее экономическое усиление низшего уровня государства как корпорации - предприятия, а денежные потоки, которыми могли управлять директора, значительно увеличились.

Возникла и действовала фиктивная экономика, которая не создавала товаров, но ветер которой хорошо раздувал паруса нелегального бизнеса и позволял хорошо кормить тех, кто находился «у руля власти» не только административной, но, прежде всего, , экономический. Сюда входит производство некачественной, некачественной и контрафактной продукции; инфляционный и спекулятивный рост цен. Особенно показательны дополнения к выполнению плана. Все это служило присвоению прибавочной стоимости частными лицами, так или иначе участвующими в производстве.

Как вспоминает генерал КГБ А.Г. Сидоренко, Андропов не раз отправлял Брежневу оперативные материалы о вымогательствах у некоторых партийных руководителей, но обычно они возвращались с пометкой: "Доложить, уничтожить".

К началу перестройки «свои» в государственных (а возможно, и в партийных) структурах имели не только отечественные «теневые» компании, но и иностранный капитал, который таким образом тоже имел возможность влиять на политику Советское государство.

Закон о кооперации, принятый в 1989 году, заложил основу для легализации подпольных мастерских и приватизации государственной собственности.

«Если в 1986 году право руководства экспортно-импортной деятельностью было экспериментально предоставлено ограниченному кругу предприятий и организаций, — отмечалось на страницах «Известий ЦК КПСС», — то с 1 апреля 1989 года практически все Советские государственные и кооперативные предприятия, другие организации получили право непосредственно экспортировать собственную продукцию и закупать на заработанные деньги товары для развития производства и удовлетворения потребностей своих трудовых коллективов. "

Таким образом, уже в 1986 - 1987 гг. начинается перевод советских денег (в том числе, а может быть и прежде всего, государственных и партийных денег) за границу. Там они были конвертированы в доллары, фунты, марки и т. д., что позволило избежать их обесценивания под воздействием «шоковой терапии», а затем, после 1991 года, вернуться в Киргизию и другие бывшие советские республики.

В СССР до начала 1980-х годов тема коррупции открыто не поднималась. О том, что с середины 1950-х годов по 1986 год зарегистрированное взяточничество в уголовной практике увеличилось в 25 раз, советские граждане не были проинформированы...

Численность чиновников в Советском Союзе на 1000 жителей: в 1922 г. — 5,2; в 1928 г. — 6,9; в 1940 г. — 9,5; в 1950 г. — 10,2; в 1985 г. - 8,7

В современном Кыргызстане

[ редактировать ]

Важную роль в распространении коррупции в постсоветском Кыргызстане сыграло банкротство успешно действующих государственных предприятий и заводов и их дальнейшая приватизация по остаточной, символической стоимости власть предержащими. Которые из-за разворовывания госсобственности официально превратились в долларовых мультимиллионеров. В дальнейшем в результате приватизации сельскохозяйственных земель новоявленным коррупционерам были переданы крупные наделы земли. Таким преступным способом народ в Кыргызстане был лишен общественной собственности, созданной трудом нескольких поколений народа и перешедшей в частную собственность государственных чиновников, находящихся у власти. Первоначальное накопление капитала путем присвоения символической ценности государственного имущества способствовало тому, что к власти в Кыргызстане стремились люди с криминальным прошлым. В результате около 30 процентов населения страны живут за чертой бедности, а Кыргызстан входит в десятку беднейших стран мира.

Тотальная коррупция способствует большому потоку контрабанды,

В 1998 году доктор юридических наук Н.И. Матузов отмечал, что "привилегии, злоупотребления, коррупция современных начальников приобрели такие формы и масштабы, которые не снились даже партийным чиновникам советского периода".

В книге «Цель номер один» Михаил Антонов и заведующий юридическим отделом администрации президента КР Марат Укушов оценили коррупцию в Кыргызстане как «тотальную».

В начале 2019 года сотрудник центра Transparency International Кыргызстан А. Шаршенбаев заявил, что Кыргызстан входит в десятку самых коррумпированных стран мира и что коррупция является одной из самых разрушительных сил в кыргызском государстве.

В Национальной стратегии устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годов отмечено, что система власти и бизнеса в Кыргызстане насыщена коррупцией и криминальным бизнесом, криминализацией отдельных государственных структур. Состояние правоохранительной и правоохранительной систем свидетельствует о том, что они не способны противостоять коррупции, поскольку сами часто являются ее субъектами.

С 2000 года

[ редактировать ]

В 2023 году Transparency International оценила Кыргызстан по сравнению со 180 другими странами в своем Индексе восприятия коррупции , где страны оцениваются по шкале от 0 до 100: 0 означает восприятие очень коррумпированного государственного сектора, а 100 — восприятие очень честного государственного сектора. государственный сектор. [ 2 ] Самый низкий и самый высокий баллы в мире в 2023 году составили 11 и 90 при среднем балле 43. Кыргызстан набрал 26 баллов. [ 3 ] Transparency International также сравнила Кыргызстан с восемнадцатью странами региона Европы и Центральной Азии, [ Примечание 1 ] которые в совокупности набрали от 18 до 53, в среднем 35. Ссылаясь на падение рейтинга Кыргызстана с 31 в 2020 году до 26 в 2023 году, Transparency International написала: «Всего за четыре года Кыргызстан (26) превратился из бастиона демократии с энергичным гражданским обществом к консолидированному авторитарному режиму, который использует свою систему правосудия для преследования критиков». [ 4 ]

В 2022 году правительство использовало Закон о защите от ложной информации, чтобы заблокировать доступ к нескольким новостным сайтам. [ 5 ] Transparency International сообщила, что в 2021 году Кыргызстан использовал пандемию COVID-19 как предлог для подавления журналистики и публичных собраний, а также что распределение средств на помощь в связи с Covid-19 было скрыто. [ 6 ]

Эксперты отмечают, что оборот теневой экономики оценивается в среднем в 60% ВВП страны, что составляет около 130 миллиардов сомов, поскольку коррупция является одним из способов ухода от сложившейся системы налогообложения и государственной отчетности. Известно, что посредством коррупции происходит перераспределение доходов в пользу отдельных корпоративных и социальных групп за счет наиболее уязвимых слоев населения, неспособных противостоять вымогательствам и другим коррупционным злоупотреблениям.

При этом некоторые аналитики утверждают, что в Кыргызстане нет борьбы с коррупцией, аресты чиновников среднего звена не нарушают систему взяточничества, не разработана антикоррупционная политика.

Одной из укоренившихся форм коррупции в современном Кыргызстане является трудоустройство родственников чиновников всех рангов в структуры с высоким уровнем доходов, что можно рассматривать как плату за их лояльность к «усыновителям» и их структурам. Родственники часто становятся прикрытием для бизнеса и имущества чиновников, переписывая права собственности. В прессе отмечались случаи подобных подозрений. В частности, жены братьев Матраимовых.

История и случаи

[ редактировать ]

Администрация Акаева

[ редактировать ]

В 2005 году, после революции, свергнувшей президента Акаева, была создана комиссия по расследованию его деловых активов; в предварительный список вошли 42 предприятия, включая золотое месторождение Кумтор. [ 7 ] Еще в 2002 году Акаев и его сын Айдар предположительно получили 2 миллиона долларов в виде арендных платежей, а также других платежей на общую сумму 119 миллионов долларов через две принадлежащие ему компании по обслуживанию аэропортов. [ 8 ] Однако расследования столкнулись с большими трудностями в установлении точного владельца компаний.

Bakiyev administration

[ редактировать ]

Президент Бакиев после своего вступления на пост президента в 2006 году, в свою очередь, назначил своего сына Максима Бакиева в Агентство развития страны. Были подписаны мутные сделки с Китаем и перевод активов в зарубежные налоговые убежища. [ 9 ]

Администрация Жээнбекова

[ редактировать ]

Один из крупных коррупционных скандалов, произошедших во время президентства нынешнего лидера Сооронбая Жээнбекова, связан с Раимбеком Матраимовым , бывшим заместителем главы Государственной таможенной службы Кыргызстана. [ 10 ] В мае 2019 года кыргызское издание « Радио Свобода» опубликовало расследование, в котором журналисты утверждали, что Матраимов заработал значительные богатства, участвуя в коррупционной схеме во время работы таможенником с 2015 по 2017 год. [ 11 ] По версии следствия, Матраимов позволил группе китайских компаний во главе со скрытной семьей Абдукадыра ввозить товары в Кыргызстан без уплаты каких-либо таможенных сборов.

Один из источников расследования, сознавшийся в отмывании денег Айеркен Саймаити , работавший на Абдукадыра, был убит в Стамбуле в ноябре 2019 года. [ 12 ]

Хотя Матраимов отрицал какую-либо связь с убийством Саймаити, следующая часть журналистского расследования о нем, во многом основанная на интервью Саймаити, [ 13 ] был опубликован 21 ноября 2019 года, через десять дней после убийства Саймаити. На этот раз это было совместное расследование «Радио Свобода», OCCRP и кыргызского СМИ «Клооп» , ​​раскрывшее более подробную информацию о коррупционных схемах в кыргызской таможенной службе. [ 14 ] [ 15 ]

По данным ноябрьского расследования, Матраимов не только поддерживал незаконную деятельность семейного бизнеса Абдукадыра, но и участвовал как минимум в одном совместном с ними проекте в сфере недвижимости: выяснилось, что жена Матраимова Уулкан Тургунова была совладелицей поместья в Дубае вместе с один из членов семьи Абдукадыра. [ 16 ] Ни у Матраимова, ни у его жены никогда не было официальной зарплаты, которая позволила бы им инвестировать в столь дорогостоящий проект.

Судебная система

[ редактировать ]

Население испытывает сильное недоверие к судебной системе. Суды при президенте Акаеве использовались для подавления оппозиции, а при президенте Бакиеве суды продолжали ту же задачу, отменив регистрацию заслуживающих доверия оппозиционных партий на выборах 2007 года. [ 17 ] Широко распространились протесты по поводу решения Верховного суда закрыть дело о убийстве полицией шести человек в Аксыйском районе в марте 2001 года, когда президент Бакиев был тогда премьер-министром. [ 18 ] Разочарование повальной коррупцией в судебной системе даже спровоцировало некоторые создания отдельной системы правоохранительных органов. [ 19 ] В 2000 году был проведен опрос, в котором 2100 респондентов придерживались мнения, что судебное учреждение является второй самой коррумпированной организацией, а 83% респондентов придерживались мнения, что коррупция там процветает.

Поправка к закону о хадже 2011 г.

[ редактировать ]

Парламент Кыргызстана внес изменения в свое законодательство, чтобы чиновники не наживались на коррумпированном распределении мест паломничества для хаджа, выделенных стране Саудовской Аравией. Чиновников обвиняют в том, что они продают или раздают их своим родственникам и друзьям вместо справедливого распределения квоты. [ 20 ]

Борьба с коррупцией

[ редактировать ]

Антикоррупционное законодательство включает Уголовный кодекс Кыргызстана, который криминализирует основные формы коррупционной деятельности, включая пассивное взяточничество, покушение на коррупцию, вымогательство, отмывание денег и злоупотребление служебным положением. [ 21 ]

Ряд организаций, таких как Антикоррупционный деловой совет и неправительственная организация «Граждане против коррупции», были созданы для борьбы с повсеместной коррупцией, охватившей страну. В марте 2011 года правительство запустило новый антикоррупционный веб-сайт, пообещав, что правительство, Генеральная прокуратура и полиция будут проверять каждый случай. [ 22 ] хотя многие по-прежнему скептически относятся к полезности веб-сайта [ 23 ]

Анализ коррупции в стране

[ редактировать ]

Шведский политолог Йохан Энгвалл в своем исследовании «Коррупция – это весь Кыргызстан. Государство как инвестиционный рынок: аналитическая основа для понимания политики и бюрократии в Кыргызстане» писал: Все государство под названием Кыргызстан можно представить как рынок, где правительство офисы продаются и покупаются. Кульминацией распада государства стал почти официальный симбиоз правоохранительных органов и организованной преступности, взлелеянный бывшим президентом Бакиевым. В своей диссертации доктор Дж. Энгвалл приводит цифры, представленные различными источниками информации и относящиеся к разным периодам истории независимого Кыргызстана. По словам его собеседников, во времена Акаева пост министра мог стоить от ста до двухсот тысяч долларов. Чтобы стать губернатором, нужно было заплатить более 40 тысяч долларов, а акиму (главе администрации города) — от 20 тысяч долларов. В феврале 2011 года, по словам бывшего судьи и заместителя министра, за место судьи в суде первой инстанции Бишкека нужно было заплатить от 10 000 до 50 000 долларов.

Коррупция в местном самоуправлении

[ редактировать ]

После расширения полномочий, децентрализации и передачи многих функций непосредственно органам местного самоуправления местное самоуправление превратилось в одну из главных коррупционных кормушек в Кыргызстане. Главы местных самоуправлений наделялись административными, контрольными и распорядительными полномочиями, которые они использовали для личного обогащения. В результате децентрализации сбор всех видов налогов и платежей перешел к введению местных органов власти. Местные власти формировали местный бюджет. Значительные средства из местного бюджета были направлены на сомнительные проекты, по которым проводились спорные тендеры, откаты по ним составляли 30-40% от суммы тендера. Другими коррумпированными составляющими местной власти стали выделение земельных участков под строительство индивидуального жилья, проходившее за крупные взятки, предоставление муниципального имущества в аренду и продажу в частную собственность, получение разрешений на строительство, а также передача объектов негосударственным организациям. жилой фонд. Злоупотребление служебным положением среди местных чиновников достигло угрожающих масштабов, сообщил генеральный прокурор страны

За время правления главы Кызыл-Кыштакского айыл окмоту Шарабидина Капарова он был признан самым коррумпированным чиновником Кыргызстана.

За этот период были зафиксированы преступления в сфере земельных махинаций, незаконной передачи государственных социальных объектов (в частности, территории школ, бань в селе Кызыл-Байрак, части Толойконской больницы) в частную собственность.

Шарабидин Капаров по поддельным документам оформил в частную собственность стратегический объект государственного значения - Западный аэропорт Оша, который впоследствии был уничтожен социальным объектом - баней в селе Кызыл-Байрак на имя его отца. За незаконную организацию игорного притона он передал своим родственникам здание 4-этажного учебного корпуса Ошского совхоза-техникума.

Ш. Капаров осуществил незаконное капитальное строительство на сельскохозяйственных орошаемых землях и в зоне безопасности Западного (запасного) аэропорта города Ош, передачу муниципального имущества и муниципальных земель по цене в сотни раз ниже реальной рыночной и причинил особо крупный материальный ущерб государству. интересы, незаконно оформленные в частную собственность целые улицы в населенных пунктах села Сураташ, земельные участки были выделены под строительство жилья за крупные взятки, растрату бюджетных средств путем завышения сметы и объемов работ. Ш. Капаров не замедлил выделить бюджетные средства, выделенные на детей, малообеспеченные семьи и инвалидов.

Чтобы привлечь к ответственности коррумпированного чиновника Шарабидина Капарова, жители совета были вынуждены письменно жаловаться Президенту России В.В. Путину, организовывали шествия с транспарантами в столицу, выходили на многочисленные митинги, устраивали акты самосожжения. Ш. Капаров преследовал активистов и угрожал убить их.

Коррупция на таможне, контрабанда, поставка наркотиков

[ редактировать ]

Экономической и коррупционной основой коррумпированных чиновников в Кыргызстане стала таможня, на долю которой приходились значительные финансовые потоки. Близость к этому ресурсу также привела к выделению в стране некоторых «кланов», первоначально на основе партийных территориальных объединений. После распада СССР и появления независимого Кыргызстана «Коррупционные кланы» превратились в олигархические группировки, поскольку от приватизации в основном выиграли представители старой партийной номенклатуры.

С распадом СССР киргизская таможня начала внедрять серые коррупционные схемы, развивать контрабанду, систематически контролировать поставки наркотиков из Таджикистана через Кыргызстан в Казахстан, а затем в Россию. Коррумпированные руководители правоохранительных органов контролировали киргизскую часть Северного маршрута, поставки афганских наркотиков в Россию, Китай и другие страны.

Большой поток контрабанды из Китая и Турции и дальнейший беспошлинный реэкспорт этих контрабандных товаров в страны ЕАЭС вызвали неоднократные скандалы среди руководства стран ЕАЭС. Например, в октябре 2017 года Казахстан даже закрыл границу с Кыргызстаном, потребовав от властей Киргизии положить конец серой контрабанде. Но, поскольку власти Кыргызстана через серого кардинала киргизской таможни получают теневые доходы от таможни и контрабанды, ситуация с серой контрабандой до сих пор не решена. Это играет на руку коррупционерам, поскольку контролируемая ими контрабанда товаров и поставка наркотиков через границу является основной статьей теневых доходов коррупционеров и части преступных доходов, от которых они делятся. с руководством страны, а потому коррумпированные чиновники от таможни неприкосновенны ни при какой власти в Кыргызстане.

За 17 лет киргизская таможня зарегистрировала товары из Китая на общую сумму 11,64 миллиарда долларов. При этом китайская таможня посчитала, что отправила в Кыргызстан товаров на 61,667 миллиарда долларов. Разница составляет более 50 миллиардов долларов. Таким образом, из-за серых схем, внедренных кланом Матраимова на таможне, в госбюджет Кыргызстана поступило менее 10 миллиардов долларов. И это несмотря на то, что внешний долг Кыргызстана составляет 4,5 миллиарда долларов, правительство страны вынуждено занимать средства для пополнения госбюджета, а Кыргызстан входит в десятку беднейших стран мира и один миллион кыргызстанцев вынужден миграция из-за отсутствия перспектив и работы на родине. ...

За 17 лет, по данным киргизской таможни, объем поставок товаров из Турции составил $1,129 млрд. По турецким данным, отправлено товаров на сумму 2,968 миллиарда долларов. Разница составляет $1,839 миллиарда.

Товары из США составляют значительную долю в импорте Кыргызстана. Официальные данные близки к турецкому импорту. Однако и здесь данные таможни США существенно разнятся: $884 млн против $2,039 млрд.

Еще одной коррупционной составляющей кыргызской таможни является контрабанда горюче-смазочных материалов в Таджикистан. Кыргызстан, как член ЕАЭС, беспошлинно закупает у России крупные партии ГСМ и поставляет часть российского ГСМ без таможенного оформления в Таджикистан, где ГСМ дороже. Выплаты идут не в госбюджет, а в карманы коррупционеров.

С открытием границы с Узбекистаном наладилась контрабанда в эту страну бытовой техники, мобильных телефонов и товаров народного потребления.

Коррумпированные чиновники страны занимаются отмыванием денег в особо крупных размерах, незаконно и без декларирования выводят из Кыргызстана золото и несколько миллиардов долларов в год, не уплачивая налогов и платежей в госбюджет.

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Албания, Армения, Азербайджан, Босния и Герцеговина, Грузия, Казахстан, Косово, Кыргызстан, Молдова, Черногория, Республика Северная Македония, Россия, Сербия, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Украина и Узбекистан.
  1. ^ «Глобальный отчет о честности» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2011 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
  2. ^ «Азбука ИПЦ: как рассчитывается индекс восприятия коррупции» . Transparency.org . Проверено 29 марта 2024 г.
  3. ^ «Индекс восприятия коррупции 2023: Кыргызстан» . Transparency.org . Проверено 29 марта 2024 г.
  4. ^ «ИПЦ 2023 для Восточной Европы и Центральной Азии: автократия и слабая система правосудия, способствующая широкому распространению коррупции» . Transparency.org . Проверено 29 марта 2024 г.
  5. ^ «Власти Кыргызстана возобновляют атаку на СМИ: поправки грозят цензурой, ведущий сайт заблокирован» . Хьюман Райтс Вотч . Проверено 18 апреля 2023 г.
  6. ^ «ИПЦ 2021 для Восточной Европы и Центральной Азии: демократические надежды в тени растущего авторитаризма» . Transparency.org . Проверено 22 марта 2022 г.
  7. ^ Киммейдж, Дэниел (4 мая 2005 г.). «Кыргызстан: следуйте за деньгами – расследование Акаева » Получено 19 сентября.
  8. ^ Дейли, Джон (31 декабря 1969 г.). «Кыргызстан: бизнес, коррупция и авиабаза Манас» . сайт Oilprice.org . Проверено 19 сентября 2011 г.
  9. ^ Коэн, Ариэль (9 апреля 2010 г.). «Коррупция в Кыргызстане спровоцировала революцию» . Форбс . Проверено 19 сентября 2011 г.
  10. ^ «В Кыргызстане разоблачена обширная сеть контрабандистов, вызывающая возмущение населения» . Экономист . ISSN   0013-0613 . Проверено 7 сентября 2020 г.
  11. ^ "По следам выведенных из Кыргызстана миллионов долларов" . Радио Азаттык (Кыргызская служба Радио Свободная Европа/Радио Свобода) (in Russian) . Retrieved 2020-09-07 .
  12. ^ «Убийство Айеркена Саймаити в Стамбуле ставит новые вопросы» . Беллингкэт . 17.11.2019 . Проверено 7 сентября 2020 г.
  13. ^ «Бизнесмен, связанный с Кыргызстаном, подробно рассказал о широко распространенной коррупции перед убийством в Турции» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 7 сентября 2020 г.
  14. ^ «Грабёж и покровительство в сердце Средней Азии» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 7 сентября 2020 г.
  15. ^ OCCRP, радио «Азаттык» и Kloop (2019-11-21). "Кланы, коррупция и контрабанда на Шелковом пути" . KLOOP.KG - Новости Кыргызстана (in Russian) . Retrieved 2020-09-07 .
  16. ^ «Партнерство Дубая» . РадиоСвободная Европа/РадиоСвобода . Проверено 7 сентября 2020 г.
  17. ^ «КЫРГЫЗСТАН: ВЫЗОВ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ» (PDF) . Доклад № 150 по Азии . Международная кризисная группа. 10 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала (PDF) 3 сентября 2011 г. . Проверено 19 сентября 2011 г.
  18. ^ Паннье, Брюс (28 июня 2007 г.). «Кыргызстан: новый зонд «Аксый» может достичь нынешних кругов» . Радио Свобода . Проверено 19 сентября 2011 г.
  19. ^ «Южно-киргизское село будет судить преступников» . Радио Свобода . 9 сентября 2011 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
  20. ^ «Кыргызстан вносит изменения в законы, чтобы предотвратить коррупцию во время хаджа» . Радио Свобода . 5 февраля 2011 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
  21. ^ «Профиль коррупции в Кыргызстане» . Бизнес-профиль по борьбе с коррупцией . Проверено 14 июля 2015 г.
  22. ^ Вальдес, Адриенн (23 марта 2011 г.). «Кыргызстан запускает антикоррупционный сайт» . БудущееГов . Архивировано из оригинала 27 марта 2012 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
  23. ^ «Кыргызстанцы скептически относятся к новому антикоррупционному сайту правительства» . Трастовое право. Архивировано из оригинала 12 июня 2012 года . Проверено 19 сентября 2011 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 66abffab19876fc77fb4330962e37238__1720815660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/66/38/66abffab19876fc77fb4330962e37238.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Corruption in Kyrgyzstan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)