Религия в Кыргызстане
Ислам является основной религией в Кыргызстане , и конституция гарантирует свободу религии.
Кыргызстан — многокультурная и многоконфессиональная страна, в которой ислам, буддизм , бахаи , христианство (включая Русскую православную церковь , католицизм , Церковь адвентистов седьмого дня и Свидетели Иеговы присутствуют ), иудаизм и другие религии. Мусульмане составляют основную религиозную группу в Кыргызстане, составляя около 90% населения по состоянию на 2017 год. [3]
демография Религиозная
Ислам – самая распространенная религия. По оценкам Всемирной книги фактов ЦРУ, по состоянию на 2017 год 90% населения составляют мусульмане, причем большинство из них — сунниты . [3] есть шииты (около 26 000 человек в 2020 году). В стране [4] [5] По данным ГАРА, по состоянию на май 2007 года насчитывалось 1650 мечетей, из них зарегистрировано 1623. Также существовало семь институтов высшего исламского обучения.
По данным опроса World Values Survey , в 2019 году 90,7% населения — мусульмане, 7,1% — христиане, 0,3% исповедуют другие религии, 6% не имеют религиозной принадлежности, а 1,1% отказались отвечать или не знают. [6]
По оценкам ЦРУ, 7 процентов населения являются христианами, в том числе 3 процента — русскими православными. [3] В стране действуют 44 русские православные церкви, 1 русский православный монастырь женский и 1 приходская школа.
Другие религиозные группы составляют очень небольшой процент населения. Церковь адвентистов седьмого дня управляет 30 церквями по всей стране. Католики проводят службы в трех храмах, расположенных в Джелалабаде , Таласе и Бишкеке . Небольшая еврейская община управляет одной синагогой в Бишкеке, а также организует внутренние культурные исследования и гуманитарные услуги, в основном продовольственную помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями независимо от вероисповедания. Один буддийский храм, известный как «Чамсен», существует с 1996 года и служит местной небольшой буддийской общине. [7] Есть 12 зарегистрированных молитвенных домов Веры Бахаи . Кроме того, зарегистрировано 240 протестантских молитвенных домов. Официальной оценки числа атеистов нет .
Ислам широко исповедуется по всей стране, как в городских, так и в сельских районах. Русское православие обычно концентрируется в городах с большим этническим русским населением. Другие религиозные группы чаще практикуют практику в городах, где, как правило, концентрируются их небольшие общины. Существует корреляция между этнической принадлежностью и религией; преимущественно мусульманскими этносами являются кыргызы (73,5% всего населения); Узбеки (14,7%); и дунгане (1,1%); с уйгурами и другими остальными 5,2%. [3] Этнические русские обычно принадлежат либо к Русской православной церкви, либо к одной из протестантских конфессий. Однако некоторые христианские пасторы отметили, что число этнических кыргызов, принявших христианство, значительно выросло за год, охватываемый данным отчетом. Религиозная практика на юге страны более традиционна и набожна, чем на севере. По оценкам некоторых ученых, общее число кыргызов мусульманского происхождения, принявших христианство, составляет около 25 000 человек. [8] до 50 000. [9]
Миссионерские группы свободно действуют в стране. SARA зарегистрировала миссионеров со всего мира, представляющих около 20 религиозных групп и конфессий. По данным САРА, с 1996 года оно зарегистрировало 1133 миссионера, из которых 263 были мусульманами, а остальные представляли другие, в основном христианские, религиозные группы. За период, охватываемый настоящим отчетом, было зарегистрировано 111 миссионеров, из которых 80 были христианами и 31 мусульманином. Миссионеры, распространяющие догмы , не соответствующие традиционным обычаям местных мусульман, подлежат изгнанию. По данным ГАИ, из примерно 20 миссионеров, изгнанных с 1991 года, все представляли различные «тоталитарные секты», группы, которые ГКДР считала несовместимыми со стандартными принципами традиционных мировых религиозных групп.
Much of this article covers a time period up to 2007.
религиозной Статус свободы
и основа политическая Правовая
Конституция и закон предусматривают свободу религии; однако правительство ограничило деятельность радикальных исламских группировок, которые оно считало угрозой безопасности. Конституция предусматривает разделение религии и государства. Новая Конституция, принятая 30 декабря 2006 года, определяет страну как суверенное, унитарное, демократическое социальное государство, основанное на верховенстве закона; предыдущая Конституция также определяла страну как «светскую». Указом от 6 мая 2006 г. ислам и русское православие были признаны «традиционными религиозными группами».
Статья 5 «Закона о свободе вероисповедания и религиозных организациях» утверждает, что «государство не вмешивается в деятельность религиозных организаций, придерживающихся установленных законов; не позволяет устанавливать преимущества или ограничения одной религии перед другой; не финансирует деятельность религиозных организаций и деятельность по пропаганде атеизма».
Статья 8 Конституции запрещает создание политических партий по религиозному и национальному признаку, а также деятельность религиозных организаций, ставящую под угрозу государство, конституционный строй или национальную безопасность. Статья 85 Конституции наделяет Конституционный суд полномочиями определять конституционность деятельности религиозной организации.
Правительство признает два мусульманских праздника (Курман Айт или Ид аль-Адха и Орозо Айт или Ид аль-Фитр ) и один русский православный праздник ( православное Рождество ) национальными праздниками. Президент и Правительство направляют поздравления мусульманам и православным с их главными праздниками, поздравления печатаются в средствах массовой информации.
созданный в 1993 году, Муфтият (Духовное управление мусульман Кыргызстана – ДУМК), является высшим исламским органом управления в стране. Муфтият курирует все исламские образования, включая институты и медресе , мечети и исламские организации. Муфтий является официальным главой муфтията и избирается Советом улемов, состоящим из 30 исламских священнослужителей и ученых. Комиссия, созданная муфтиематом, проверяет и стандартизирует исламскую образовательную литературу, печатаемую и распространяемую в стране, а также проверяет новые книги на исламские темы перед публикацией. Муфтият имеет право запрещать публикации, не соответствующие установленным стандартам. Эту инициативу он выдвинул и поддерживает правительство.
В соответствии с законом SARA несет ответственность за продвижение религиозной толерантности, защиту свободы совести и надзор за применением законов о религии. Президент премьер - назначает директора, а министр назначает заместителей агентства. В июне 2006 года САРА перенесла свои офисы в город Ош на юге страны, чтобы быть ближе к наиболее религиозной части страны.
Президентский указ 1997 года требует регистрации всех религиозных организаций в Министерстве юстиции (МЮ) после получения одобрения ГАРА. SARA может отказать или отложить сертификацию конкретной религиозной группы, если SARA считает, что предлагаемая деятельность этой группы не носит религиозного характера. Незарегистрированным религиозным организациям запрещено осуществлять такие действия, как аренда помещений и проведение религиозных служб, хотя многие из них проводят регулярные службы без вмешательства правительства.
Организации, подающие заявку на регистрацию, должны иметь не менее 10 членов, являющихся совершеннолетними гражданами, и должны представить в SARA на рассмотрение форму заявки, организационный устав, протокол собрания учреждения и список членов-учредителей. Затем SARA дает рекомендации Министерству юстиции об одобрении или отклонении заявки на регистрацию. Рекомендация об отказе возникает, когда религиозная организация не соответствует закону или представляет угрозу национальной безопасности, социальной стабильности, межнациональному и межконфессиональному согласию, общественному порядку, здоровью или нравственности. Заявитель, которому отказано в регистрации, может подать повторное заявление и обратиться в суд. Процесс регистрации в SARA часто бывает трудоемким и занимает от месяца до нескольких лет. Каждая община должна зарегистрироваться отдельно.
В случае одобрения религиозная организация должна пройти процесс регистрации в Министерстве юстиции, чтобы получить статус юридического лица, который необходим для владения имуществом, открытия банковских счетов и иного участия в договорной деятельности. Если религиозная организация занимается коммерческой деятельностью, она обязана платить налоги. На практике Министерство юстиции никогда не регистрировало религиозную организацию без предварительного одобрения ГАИ. SARA сообщило, что его сотрудники продолжают путешествовать по стране, чтобы помочь незарегистрированным религиозным организациям подготовить заявления на регистрацию.
По данным ГАРА, было зарегистрировано 2113 религиозных организаций, включая мечети, церкви, фонды, неправительственные организации (НПО) религиозного характера и религиозные образовательные учреждения. SARA выявило 1742 исламских образования, 46 организаций Русской Православной Церкви и 304 других «нетрадиционных» молитвенных дома, в том числе 2 русские церкви «староверия», 3 католические церкви, 1 синагогу, 1 буддийский храм и 297 протестантских церквей ( 48 баптистских, 21 лютеранская, 49 пятидесятнических, 30 адвентистских, 35 пресвитерианских, 43 «харизматических», 49 Свидетелей Иеговы и 22 «других» протестантских церквей). По данным SARA, существует 21 «другое религиозное образование», в том числе 12 центров бахаи, 21 религиозный центр «других иностранных конфессий», 13 религиозных школ и 7 религиозных фондов и союзов.
Члены зарегистрированных религиозных групп могут проходить альтернативную военную службу; В 2005 году в прессе сообщалось, что ежегодно обращаются около трех тысяч человек.
Миссионеры различных религиозных групп действуют свободно, хотя и обязаны зарегистрироваться. С 1996 года ГАРА зарегистрировало более 1133 иностранных граждан в качестве религиозных миссионеров. Все религиозные организации, основанные иностранцами, должны ежегодно перерегистрироваться в SARA, хотя этот процесс гораздо менее трудоемкий, чем первоначальная регистрация. Миссионерам необходимо зарегистрироваться в SARA только один раз.
Закон о свободе вероисповедания и религиозных организациях 1997 года запрещает преподавание религии (или атеизма) в государственных школах. В 2001 году правительство поручило ГКДР разработать программы подготовки священнослужителей и методику преподавания религиозных групп в государственных школах. Эти инструкции были приняты в ответ на обеспокоенность по поводу распространения ваххабизма и того, что правительство считало нетрадиционными религиозными сектами. ГКДР обратилась к ряду религиозных организаций с предложениями по внедрению религиозного образования; их реакция в целом была отрицательной, поскольку они предпочитали сохранять за собой ответственность за религиозное образование своих приверженцев. SARA сообщило, что оно все еще разрабатывает учебную программу по преподаванию религиозных групп в сотрудничестве с Министерством образования и несколькими академическими учреждениями. В сообщении прессы от 9 августа 2006 г. указывалось, что правительство планирует ввести религиозное образование в учебную программу средней школы; однако к концу 2007 года этот план так и не был реализован. Под эгидой муфтията волонтеры по имени Даватчи посетили деревни на юге, чтобы обучать традиционным исламским ценностям.
Исламский университет курирует все исламские школы, включая медресе, с целью разработки стандартизированной учебной программы и сдерживания распространения экстремистского религиозного учения.
С 2001 года правительство работало с представителями различных религиозных групп и НПО над проектом закона «О свободе совести и религиозных организациях», якобы в ответ на обеспокоенность по поводу терроризма и другой незаконной деятельности, совершаемой группами, замаскированными под религиозные организации. В мае 2006 года группа депутатов парламента предложила другой законопроект.
Закон о противодействии экстремистской деятельности, принятый в августе 2005 года, направлен на то, чтобы «прекратить экстремистскую деятельность религиозных организаций или групп». Сотрудники правоохранительных органов действовали в соответствии с этим законом, задерживая членов запрещенных организаций, таких как «Хизб-ут-Тахрир» (ХТ), за распространение листовок и других материалов, которые считаются экстремистскими.
Ограничения свободы вероисповедания [ править ]
Правительство продолжало публично выражать обеспокоенность по поводу групп, которые оно считало экстремистскими из-за радикальных религиозных или политических программ. Правительство было особенно обеспокоено угрозой политического ислама, последователей которого (исламистов) оно называет «ваххабитами». Правительство воспринимает радикальных исламистов как угрозу национальной стабильности, особенно на юге, и опасается, что они стремятся свергнуть правительство и установить исламскую теократию. Вооруженные вторжения членов Исламского движения Узбекистана (ИДУ), террористической организации , в 1999 и 2000 годах , а также недавние вторжения неопознанных террористов в мае 2006 года усилили обеспокоенность правительства по поводу политического ислама и действий воинствующих исламских группировок.
В 2003 году Верховный суд оставил в силе запрет на деятельность четырех политических организаций, наложенный из-за экстремизма и предполагаемых связей с международными террористическими организациями: «Хизб ут-Тахрир» (ХТ), Исламской партии Туркестана , Организации освобождения Восточного Туркестана и Восточного Туркестана. Исламская партия .
Несколько религиозных групп столкнулись с трудностями при регистрации. Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), которая первоначально подала заявку на регистрацию в САРА в августе 2004 года, в конце 2007 года все еще не была зарегистрирована. Руководители храма кришнаитов в Бишкеке после безуспешных попыток зарегистрировать несколько раз за последние 2 года планировали повторно подать заявку на регистрацию, как только будет подтверждено местонахождение их нового храма.
Несколько церквей в Таш-Кумыре , Ат-Баши , Оше и Джалалабаде продолжают ждать регистрации, несмотря на многочисленные встречи с представителями ГАИ и подачу заявлений. Руководители церкви объяснили предыдущие задержки подачей ненадлежащей документации и информации в процессе подачи заявления. 1 декабря 2006 года ГАРА отказало в регистрации баптистской церкви в Кара-Кульдже , сославшись на обращение местного населения к ГАРА с просьбой не допустить открытия церкви (см. раздел 3).
По словам представителей церкви, местная общественность и правительственные чиновники пытались оказать давление на Джаныбека Жакипова, пастора пятидесятнической церкви Иисуса Христа в Джелалабаде, чтобы тот закрыл его церковь в июле 2006 года. Сообщается, что местные правоохранительные органы «мучили» пастора после получения жалобы родственников новообращенных христиан, принадлежавших к его церкви. Чиновники САРА показали пастору петицию с 500 подписями с просьбой закрыть церковь. После судебного разбирательства судья Джелалабада обязал ГАРА зарегистрировать церковь. Церковь продолжала действовать, сообщений о дальнейшем давлении не поступало.
Церковь Объединения продолжала действовать, несмотря на приостановку ГКДР ее деятельности в 2003 году из-за нарушений в регистрации, решение которой было оставлено без изменения в апелляции в Бишкекский городской суд.
Хотя в прошлом правительство осуществляло мониторинг, в том числе с помощью видеосъемки, протестантских и мусульманских религиозных групп, сообщений о слежке за период, охватываемый настоящим отчетом, не поступало. По неподтвержденным данным, за деятельностью миссионеров следили сотрудники правоохранительных органов.
В 2007 году баптистский пастор сообщил о нескольких случаях, когда их иностранным миссионерам отказывали в визах или сталкивались с задержкой виз при попытке посетить страну.
21 февраля 2007 года информационное агентство «Фергана.ру» сообщило, что администрация и учителя Кызылжарской школы Джалал-Абадской области запретили двум ученицам посещать занятия, поскольку ученицы отказались снять хиджабы . Аналогичный случай произошел в соседнем селе. Родители в обеих школах протестовали против запрета на ношение хиджаба, но спор продолжался на протяжении всего 2007 года. В декабре 2005 года городской отдел образования Джелалабада запретил ношение хиджаба в школах этого города. Некоторые родители протестовали против этого шага и требовали отмены запрета. Заявленная позиция SARA заключалась в том, что учащиеся, которые по религиозным причинам предпочитают носить одежду, указывающую на приверженность определенной религии, могут посещать религиозные школы.
По сообщению информационного агентства RFE/RL, мусульманская женская неправительственная организация «Мутакилим» потребовала внести изменения в законодательство, запрещающее женщинам носить исламские платки на официальных фотографиях на паспорт. Правительство защищало действующий закон как меру национальной безопасности и отклонило петицию группы из-за отсутствия достаточного количества подписей.
10 марта 2007 года сотрудники Государственного комитета национальной безопасности (ГКНБ) в Джелалабаде захватили склад с Библиями, принадлежащий баптистской церкви. Власти сообщили руководителям церкви, что изъятие было произведено с целью «экспертизы». В конце 2007 года ГКНБ отказался освободить склад.
Злоупотребления свободой вероисповедания [ править ]
6 августа 2006 года спецназ Службы национальной безопасности (СНБ) застрелил трех человек, в том числе Мухаммадрафика Камалова, имама крупнейшей мечети в Кара-Суу . Сразу после инцидента правительственные чиновники заявили, что все трое были связаны с запрещенным Исламским движением Узбекистана (ИДУ) и были убиты в ходе антитеррористической операции. Семья Камалова и наблюдатели, в том числе омбудсмен по правам человека, опровергли утверждения силовиков о возможной причастности имама к религиозным экстремистским группировкам. Позже сотрудники службы безопасности признали, что Камалов мог и не входить в состав группы, а мог быть похищен подозреваемыми террористами и, таким образом, случайно убит во время рейда. 24 мая 2006 г. силы безопасности задержали Камалова и обыскали его дом по подозрению в его причастности к деятельности ХТ.
Несколько раз в течение периода, охватываемого данным отчетом, полиция арестовывала или штрафовала членов исламской политической организации ХТ за распространение листовок. 21 февраля 2007 года местные СМИ сообщили, что полиция задержала жителя Оша после того, как обнаружила в его доме буклеты ХТ и ручную гранату.
Из 12 мужчин, арестованных в апреле 2006 года по подозрению в причастности к инциденту с гранатой в ноябре 2004 года, в котором винят исламских экстремистов, четверо остались под стражей. Неясно, было ли их задержание связано с их религиозными убеждениями или практикой.
в отношении свободы вероисповедания и позитивные изменения Улучшения
В 2006 году Церковь Иисуса Христа подписала договор аренды на 49 лет земли, на которой расположена ее церковь, после положительного разрешения продолжающегося спора с мэрией Бишкека.
злоупотребления дискриминация Социальные и
Не было никаких свидетельств широко распространенной социальной дискриминации или насилия в отношении членов различных религиозных групп; однако были свидетельства периодической напряженности в сельской местности между консервативными мусульманами и иностранными христианскими миссионерами, а также представителями традиционно мусульманских этнических групп, перешедшими в другие религиозные группы. Поступало несколько сообщений о том, что напряженность между мусульманами и новообращенными мусульманами сохраняется. Духовные лидеры как мусульман, так и русской православной церкви раскритиковали прозелитическую деятельность нетрадиционных христианских групп.
Ряд СМИ сообщили о случаях агрессии против баптистского пастора Зулумбека Сарыгулова в Ошской области. По данным «Форума 18», первый инцидент произошел 28 июля 2006 года, когда толпа из 80 местных мусульман ворвалась в баптистскую церковь села Каракуля в Ошской области. Толпа подвергла пастора физическому насилию и сожгла его Библии и другие религиозные материалы. Руководители церкви сообщили, что местная полиция, находившаяся на месте происшествия, не предприняла никаких усилий, чтобы остановить нападение. Вскоре после происшествия местная полиция возбудила уголовное дело, допросив Сарыгулова и других для получения подробного описания инцидента. После первоначальных расследований никаких дальнейших сообщений от местных властей о ходе расследования не поступало.
Во время второго инцидента, произошедшего 12 ноября 2006 года, преступники забросали помещения церкви Сарыгулова коктейлями Молотова , но сотрудники церкви быстро потушили пламя, и пожар не причинил большого ущерба. Местные власти расследовали это событие, но арестов не произвели.
1 декабря 2006 года, по данным Форума 18, ГАРА уведомило Александра Никитина, пастора баптистской церкви в Оше и регионального координатора баптистских церквей на юге, что церкви Каракуля официально было отказано в регистрации на том основании, что она действовала в течение нескольких лет. без официальной регистрации. 5 марта 2007 года представитель правоохранительных органов показал репортерам «Форума 18» письмо САРА с просьбой к полиции прекратить деятельность баптистской церкви Каракули. По состоянию на конец 2007 года власти не предприняли никаких дальнейших действий.
15 февраля 2007 года независимый телеканал «5 канал» транслировал программу, в которой Церковь Иисуса Христа изображалась как возможно связанная с поклонниками дьявола . Пастор выступил с опровержением программы, но продюсеры так и не показали ее в эфире. Продюсеры «5 канала» высказали мнения в поддержку послания программы, представленного представителями «традиционных религиозных групп» (ислама и русского православия).
Несколько протестантских пасторов пожаловались на трудности с захоронением умерших прихожан, перешедших из ислама в христианство. Местные исламские и общественные лидеры выступили против захоронения новообращенных на исламских кладбищах. Официально участки кладбищ находятся под контролем правительства, но обычно за ними наблюдают местные исламские деятели. Правительство решило проблему, выделив новые участки земли под протестантские кладбища. Однако нехватка таких кладбищ вынуждает христиан преодолевать большие расстояния, чтобы похоронить своих умерших.
Свобода религии [ править ]
В 2023 году страна набрала 2 балла из 4 по свободе вероисповедания; [10] трудности включали регистрацию в государственных органах и некоторое преследование со стороны полиции. Сообщается также о социальной дискриминации. [11]
Летом 2022 года городской совет Бишкека отменил решение о выселении единственной частной еврейской школы в Кыргызстане после получения сообщения от правительства. Эта проблема, очевидно, привела к преследованиям и антисемитским комментариям в социальных сетях, включая сообщения нескольких членов совета. [2]
В 2022 году правительство арестовало по меньшей мере 39 подозреваемых членов «Хизб ут-Тахрир» ; в 2021 году девять человек были задержаны. [2]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ «Четвертая волна исследования барометра Центральной Азии» . ca-barometer.org . 2 ноября – 24 декабря 2018 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Отчет Госдепартамента США за 2022 год
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д «Центральная Азия: Кыргызстан» . ЦРУ Всемирная книга фактов. 19 октября 2021 г.
- ^ Веб-сайт ARDA, получено 8 августа 2023 г.
- ^ «Власти Кыргызстана отвергают мусульманскую секту» . Радио Свобода. 6 января 2012 года. Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 7 июня 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Религии в Кыргызстане | PEW-GRF» . Проверено 22 января 2020 г.
- ^ «Жизнь единственной буддийской общины Кыргызстана» . cabar.asia. 10 января 2019 года . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ Религия и светское государство в Кыргызстане (сайт «Исследования Шелкового пути», 2020 г.)
- ^ Веб-сайт BBC, Кыргызстан жестко контролирует религию.
- ↑ Веб-сайт Freedom House, получено 8 августа 2023 г.
- ^ Веб-сайт открытых дверей
Источники [ править ]
- Бюро демократии, прав человека и труда США. Кыргызстан: Отчет о свободе вероисповедания в мире, 2007 г. В данную статью включен текст из источника, находящегося в свободном доступе .
- Обзор свободы вероисповедания Форума 18, декабрь 2009 г.