Ислам в Кыргызстане
Ислам по странам |
---|
Исламский портал |
Подавляющее большинство населения Кыргызстана – мусульмане ; по состоянию на 2020 год 90% населения страны были последователями ислама . [ 1 ] [ 2 ] Мусульмане в Кыргызстане, как правило, принадлежат к суннитской ветви, в основном к ханафитской школе, пришедшей в регион в восьмом веке. [ 3 ] Большинство кыргызских мусульман исповедуют свою религию особым образом, на который влияют шаманские племенные обычаи. После обретения независимости в Кыргызстане произошло возрождение исламской практики. По большей части религиозные лидеры занимаются только вопросами религии и не обращаются к общинам, а скорее предлагают услуги тем, кто приходит в мечеть. Существуют региональные различия: южная часть страны более религиозна. [ 4 ] Кыргызстан остался светским государством после падения коммунизма , который имел лишь поверхностное влияние на религиозную практику, когда Кыргызстан был советской республикой , несмотря на политику государственного атеизма . Большая часть русского населения Кыргызстана – православные . Узбеки . , составляющие 14,9 процента населения, в основном являются мусульманами-суннитами
Введение ислама
[ редактировать ]Ислам был представлен киргизским племенам между восьмым и двенадцатым веками. Более позднее знакомство с исламом произошло в семнадцатом веке, когда джунгары вытеснили кыргызов Тянь-Шаня в Ферганскую долину , население которой было полностью исламским. Однако по мере того, как опасность со стороны джунгар утихла, некоторые элементы кыргызского населения вернулись к некоторым своим племенным обычаям. Когда Куконское ханство распространилось на север Кыргызстана, различные племена северных кыргызов в восемнадцатом веке [ 3 ] оставался в стороне от официальных исламских практик этого режима. Однако к концу девятнадцатого века все кыргызское население, включая племена на севере, приняло суннитский ислам. Каждая из мусульманских этнических групп имеет глубокие и давние традиции обычного права. Этнические кыргызы также сохранили доисламские традиции и обычаи, не противоречащие исламскому учению, что аналогично тому, что произошло в Индонезии .
Племенное влияние
[ редактировать ]До ислама религией кыргызов был тенгрианство , признание духовного родства с определенным видом животных и почитание духов природы, предков, земли и неба. В соответствии с этой системой верований, возникшей еще до контакта с исламом, кыргызские племена традиционно считали оленей, верблюдов, змей, сов и медведей объектами поклонения. Небо, земля, солнце, луна и звезды также играют важную религиозную роль. Сильная зависимость кочевников от сил природы усиливала такие связи и способствовала развитию веры в шаманизм . Следы таких верований сохраняются в религиозной практике многих современных кыргызов, проживающих на севере. [ нужна ссылка ] Кыргызский социолог Рахат Ачилова рассказала, как некоторые аспекты тенгрианства были переняты в кыргызский ислам. [ 5 ]
Знания и интерес к исламу гораздо сильнее на юге, чем дальше на север. Религиозная практика на севере более смешана с анимизмом и шаманизмом, что придает богослужению сходство с сибирской религиозной практикой. [ нужна ссылка ]
Ислам и государство
[ редактировать ]Хотя религия не играла особенно значимой роли в политике Кыргызстана , более традиционные элементы исламских ценностей пропагандируются, несмотря на то, что конституция страны предусматривает секуляризм. Хотя конституция запрещает вмешательство какой-либо идеологии или религии в ведение государственных дел, все большее число общественных деятелей выражают поддержку пропаганде исламских традиций. [ 6 ] Как и в других частях Центральной Азии , жители неЦентральной Азии были обеспокоены потенциалом фундаменталистской исламской революции, которая могла бы последовать примеру Ирана и Афганистана, привнося ислам непосредственно в формирование государственной политики, в ущерб неисламскому населению.
Из-за чувствительности к экономическим последствиям продолжающегося оттока русских ( утечки мозгов ) тогдашний президент Аскар Акаев приложил особые усилия, чтобы заверить некиргизцев, что никакой исламской революции не произойдет. Акаев совершил публичные визиты в церковь Бишкека главную русскую православную и направил один миллион рублей из государственной казны в фонд церковного строительства этой веры. Он также выделил средства и другую поддержку немецкому культурному центру. Тем не менее, местные власти оказали поддержку строительству более крупных мечетей и религиозных школ. [ 6 ] Кроме того, недавно были предложены законопроекты, запрещающие аборты , а также были предприняты многочисленные попытки декриминализировать многоженство и разрешить чиновникам совершать Мекку в хадж в соответствии с соглашением о безналоговом освобождении. [ 6 ] В августе 2016 года бывший президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев заявил, что «женщины могут радикализироваться и стать террористками, если наденут исламскую одежду». Его замечания последовали за несколькими неделями споров по поводу спонсируемых правительством рекламных щитов или баннеров, выставленных на улицах столицы Бишкека с целью отговорить кыргызских женщин носить исламскую одежду, особенно хиджаб, никаб и бурку. [ 7 ]
Текущий статус
[ редактировать ]Государство признает два мусульманских праздника официальными праздниками: Ид уль-Фитр ( Ороз Айт ), которым завершается Рамадан , и Курбан-байрам ( Курбан Айт ), который отмечает готовность Ибрагима принести в жертву своего сына. Страна также признает православное Рождество , а также традиционный персидский праздник Навруз .
-
Новая сельская мечеть в Милянфане . Чуйской области
-
Новая мечеть в Ысык-Атинском районе
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кыргызстан – Государственный департамент США» .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 мая 2011 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Гендерная этническая принадлежность: последствия для содействия демократии, Л.М. Хандрахан, стр. 100
- ^ Государственный департамент США, Отчет о международной религиозной свободе, 2010 г.
- ^ Ларюэль, Марлен (2021). Центральные периферии: Государственность в Центральной Азии (PDF) . УКЛ Пресс. п. 107.
- ^ Перейти обратно: а б с «ISN Security Watch – Ислам оказывает растущее влияние на политику Кыргызстана» . Архивировано из оригинала 16 марта 2008 г. Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ «Президент Кыргызстана: «Женщины в мини-юбках не становятся смертницами » . Новости Би-би-си . 13 августа 2016 г.