Ислам в Туркменистане
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Согласно отчету Pew Research Center за 2009 год , 93,1% населения Туркменистана являются мусульманами. [1] Традиционно туркмены Туркменистана являются , как и их родственники в Узбекистане и Афганистане, мусульманами -суннитами . Мусульмане-шииты , другая основная ветвь ислама, немногочисленны в Туркменистане, а шиитские религиозные обряды азербайджанского и курдского меньшинств не политизированы. Подавляющее большинство туркмен с готовностью идентифицируют себя как мусульмане и признают ислам неотъемлемой частью своего культурного наследия, но некоторые поддерживают возрождение статуса религии прежде всего как элемент национального возрождения.
История и структура
[ редактировать ]Ислам был привнесен в Туркменистан в период исламского завоевания вторым и третьим халифами Рашидун , Умаром и Усманом .
В туркменскую родоплеменную структуру интегрировано «священное» племя овлат. Этнографы рассматривают овлат, из которых действуют шесть, как обновленную форму культа предков, привнесенную суфизмом . Согласно своим генеалогиям, каждое племя происходит от Мухаммеда через одного из Четырех Халифов . В силу своей веры в священное происхождение и духовные силы представителей овлата туркмены наделяют эти племена особым, священным статусом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках племена овлат рассеялись небольшими компактными группами на территории Туркменистана. Они присутствовали и благословляли все важные общественные и жизненные события, а также выступали посредниками между кланами и племенами. Институт овлата сохраняет некоторый авторитет и сегодня. Многие туркмены, почитаемые за свою духовную силу, ведут свою родословную от овлата, и нередко, особенно в сельской местности, такие люди присутствуют на жизненных циклах и других общественных праздниках. [2]
Ислам в советскую эпоху
[ редактировать ]В советскую эпоху все религиозные верования подвергались нападкам со стороны коммунистических властей как суеверия и «пережитки прошлого». Большая часть религиозного обучения и религиозных обрядов была запрещена, а подавляющее большинство мечетей было закрыто. Официальное управление мусульман Центральной Азии со штаб-квартирой в Ташкенте было создано во время Второй мировой войны для контроля за исламом в Центральной Азии. По большей части Управление мусульман функционировало как инструмент пропаганды, деятельность которого мало способствовала укреплению мусульманского дела. Атеистическая идеологическая обработка душила религиозное развитие и способствовала изоляции туркмен от международного мусульманского сообщества. Некоторые религиозные обычаи, такие как мусульманское захоронение и мужское обрезание, продолжали практиковаться на протяжении всего советского периода, но большая часть религиозных верований, знаний и обычаев сохранилась только в сельской местности в «народной форме» как своего рода неофициальный ислам, не санкционированный государственное Духовное управление. [2]
Религия после независимости
[ редактировать ]Нынешнее правительство контролирует официальный ислам через структуру, унаследованную от советского периода. Духовное управление мусульман Туркменистана вместе с Управлением мусульман Узбекистана образует Духовное управление мусульман Мавераннахра. Совет Мавараннахра базируется в Ташкенте и оказывает значительное влияние на назначения религиозных лидеров в Туркменистане. Руководящий орган исламских судей ( Казиат ) зарегистрирован в Министерстве юстиции Туркменистана , а совет по делам религии при Кабинете министров контролирует деятельность духовенства. Лица, желающие стать членами официального духовенства, должны посещать официальные религиозные учреждения; однако некоторые могут доказать свою квалификацию, просто сдав экзамен. [2]
Некоторые туркмены не посещают регулярно службы в мечетях и публично не демонстрируют свою приверженность, за исключением участия в официально санкционированных национальных традициях, связанных с исламом на массовом уровне, включая такие события жизненного цикла, как свадьбы, похороны и паломничества. [2] С 1990 года предпринимаются усилия по восстановлению части культурного наследия, утраченного при советской власти. Президент Сапармурат Ниязов распорядился преподавать основные исламские принципы в государственных школах. Появилось больше религиозных учреждений, в том числе религиозных школ и мечетей, в том числе построенных при поддержке Саудовской Аравии , Кувейта и Турции . Религиозные занятия проводятся как в школах, так и в мечетях, с преподаванием на арабском языке , Коране , хадисах и истории ислама. [2] Правительство Туркменистана подчеркивает свой светский характер и поддержку свободы вероисповедания, закрепленной в Законе 1991 года «О свободе совести и о религиозных организациях в Туркменской Советской Социалистической Республике» и закрепленной в конституции 1992 года. Этот документ гарантирует отделение церкви от государства ; он также устраняет любую правовую основу для участия ислама в политической жизни, запрещая прозелитизм, распространение «неофициальной» религиозной литературы, дискриминацию по религиозному признаку и создание религиозных политических партий. Кроме того, правительство оставляет за собой право назначать и увольнять любого, кто преподает религиозные темы или является членом духовенства. С момента обретения независимости исламское руководство Туркменистана стало более напористым, но в значительной степени оно по-прежнему реагирует на государственный контроль. Официальный руководящий орган религиозных судей официально поддержал президента Ниязова на выборах в июне 1992 года. [2]
Некоторые мусульманские лидеры выступают против светской формы правления, особенно той, которая контролируется бывшими коммунистами. Некоторые официальные лидеры и учителя, работающие вне официальной структуры, пообещали повысить уровень знаний населения об исламе, его роли в обществе и расширить приверженность его принципам. Обеспокоенное тем, что такая активность может оттолкнуть православных славян , правительство разработало планы по повышению статуса совета по делам религии до статуса министерства, чтобы более жестко регулировать религиозную деятельность. [2]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2011 г. Проверено 27 ноября 2010 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ларри Кларк, Майкл Турман и Дэвид Тайсон. «Туркменистан». Страновое исследование: Туркменистан (Гленн Э. Кертис, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (март 1996 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . [1]