Jump to content

Ислам в Туркменистане

Центральная мечеть в селе Коне-Гуммез Нохурского района.

Согласно отчету Pew Research Center за 2009 год , 93,1% населения Туркменистана являются мусульманами. [1] Традиционно туркмены Туркменистана являются , как и их родственники в Узбекистане и Афганистане, мусульманами -суннитами . Мусульмане-шииты , другая основная ветвь ислама, немногочисленны в Туркменистане, а шиитские религиозные обряды азербайджанского и курдского меньшинств не политизированы. Подавляющее большинство туркмен с готовностью идентифицируют себя как мусульмане и признают ислам неотъемлемой частью своего культурного наследия, но некоторые поддерживают возрождение статуса религии прежде всего как элемент национального возрождения.

История и структура

[ редактировать ]
Империя халифа Умара на пике своего развития в 644 году.

Ислам был привнесен в Туркменистан в период исламского завоевания вторым и третьим халифами Рашидун , Умаром и Усманом .

В туркменскую родоплеменную структуру интегрировано «священное» племя овлат. Этнографы рассматривают овлат, из которых действуют шесть, как обновленную форму культа предков, привнесенную суфизмом . Согласно своим генеалогиям, каждое племя происходит от Мухаммеда через одного из Четырех Халифов . В силу своей веры в священное происхождение и духовные силы представителей овлата туркмены наделяют эти племена особым, священным статусом. В восемнадцатом и девятнадцатом веках племена овлат рассеялись небольшими компактными группами на территории Туркменистана. Они присутствовали и благословляли все важные общественные и жизненные события, а также выступали посредниками между кланами и племенами. Институт овлата сохраняет некоторый авторитет и сегодня. Многие туркмены, почитаемые за свою духовную силу, ведут свою родословную от овлата, и нередко, особенно в сельской местности, такие люди присутствуют на жизненных циклах и других общественных праздниках. [2]

Ислам в советскую эпоху

[ редактировать ]

В советскую эпоху все религиозные верования подвергались нападкам со стороны коммунистических властей как суеверия и «пережитки прошлого». Большая часть религиозного обучения и религиозных обрядов была запрещена, а подавляющее большинство мечетей было закрыто. Официальное управление мусульман Центральной Азии со штаб-квартирой в Ташкенте было создано во время Второй мировой войны для контроля за исламом в Центральной Азии. По большей части Управление мусульман функционировало как инструмент пропаганды, деятельность которого мало способствовала укреплению мусульманского дела. Атеистическая идеологическая обработка душила религиозное развитие и способствовала изоляции туркмен от международного мусульманского сообщества. Некоторые религиозные обычаи, такие как мусульманское захоронение и мужское обрезание, продолжали практиковаться на протяжении всего советского периода, но большая часть религиозных верований, знаний и обычаев сохранилась только в сельской местности в «народной форме» как своего рода неофициальный ислам, не санкционированный государственное Духовное управление. [2]

Религия после независимости

[ редактировать ]
Молитвенные коврики в мечети Нохур .

Нынешнее правительство контролирует официальный ислам через структуру, унаследованную от советского периода. Духовное управление мусульман Туркменистана вместе с Управлением мусульман Узбекистана образует Духовное управление мусульман Мавераннахра. Совет Мавараннахра базируется в Ташкенте и оказывает значительное влияние на назначения религиозных лидеров в Туркменистане. Руководящий орган исламских судей ( Казиат ) зарегистрирован в Министерстве юстиции Туркменистана , а совет по делам религии при Кабинете министров контролирует деятельность духовенства. Лица, желающие стать членами официального духовенства, должны посещать официальные религиозные учреждения; однако некоторые могут доказать свою квалификацию, просто сдав экзамен. [2]

Некоторые туркмены не посещают регулярно службы в мечетях и публично не демонстрируют свою приверженность, за исключением участия в официально санкционированных национальных традициях, связанных с исламом на массовом уровне, включая такие события жизненного цикла, как свадьбы, похороны и паломничества. [2] С 1990 года предпринимаются усилия по восстановлению части культурного наследия, утраченного при советской власти. Президент Сапармурат Ниязов распорядился преподавать основные исламские принципы в государственных школах. Появилось больше религиозных учреждений, в том числе религиозных школ и мечетей, в том числе построенных при поддержке Саудовской Аравии , Кувейта и Турции . Религиозные занятия проводятся как в школах, так и в мечетях, с преподаванием на арабском языке , Коране , хадисах и истории ислама. [2] Правительство Туркменистана подчеркивает свой светский характер и поддержку свободы вероисповедания, закрепленной в Законе 1991 года «О свободе совести и о религиозных организациях в Туркменской Советской Социалистической Республике» и закрепленной в конституции 1992 года. Этот документ гарантирует отделение церкви от государства ; он также устраняет любую правовую основу для участия ислама в политической жизни, запрещая прозелитизм, распространение «неофициальной» религиозной литературы, дискриминацию по религиозному признаку и создание религиозных политических партий. Кроме того, правительство оставляет за собой право назначать и увольнять любого, кто преподает религиозные темы или является членом духовенства. С момента обретения независимости исламское руководство Туркменистана стало более напористым, но в значительной степени оно по-прежнему реагирует на государственный контроль. Официальный руководящий орган религиозных судей официально поддержал президента Ниязова на выборах в июне 1992 года. [2]

Некоторые мусульманские лидеры выступают против светской формы правления, особенно той, которая контролируется бывшими коммунистами. Некоторые официальные лидеры и учителя, работающие вне официальной структуры, пообещали повысить уровень знаний населения об исламе, его роли в обществе и расширить приверженность его принципам. Обеспокоенное тем, что такая активность может оттолкнуть православных славян , правительство разработало планы по повышению статуса совета по делам религии до статуса министерства, чтобы более жестко регулировать религиозную деятельность. [2]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 августа 2011 г. Проверено 27 ноября 2010 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  2. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Ларри Кларк, Майкл Турман и Дэвид Тайсон. «Туркменистан». Страновое исследование: Туркменистан (Гленн Э. Кертис, редактор). Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (март 1996 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . [1]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a170bcca63ec0808ee2f8d3bee135138__1719712680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a1/38/a170bcca63ec0808ee2f8d3bee135138.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Islam in Turkmenistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)