Ислам в Литве
Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |

Ислам по странам |
---|
![]() |
![]() |
Ислам в Литве , в отличие от многих других стран Северной и Западной Европы, имеет долгую историю, начиная с 14 века. [2] Средневековое Великое княжество Литовское , Речи Посполитой простиравшееся от Балтийского до Чёрного морей , включало в себя несколько мусульманских земель на юге, населенных крымскими татарами . [3] Некоторые мусульмане мигрировали на этнически литовские земли, ныне нынешнюю Литовскую Республику, в основном во время правления великого князя Витаутаса (начало 15 века). Татары, называемые теперь литовскими татарами , со временем утратили свой язык и теперь говорят по-литовски ; однако они сохранили ислам как свою религию. Из-за длительной изоляции от большого исламского мира обычаи литовских татар несколько отличаются от обычаев остальных суннитов мусульман- ; однако они не считаются отдельной сектой, хотя некоторые из литовских татар исповедуют то, что можно было бы назвать народным исламом . Один анонимный литовский татарин, совершивший хадж в Мекку, в своей работе признал, что у литовских татар были неортодоксальные обычаи и ритуалы, поэтому их можно было рассматривать как неверных (кафиров) с точки зрения ортодоксальных мусульман. [4]
В Литве, в отличие от многих других европейских обществ того времени, существовала свобода вероисповедания. Литовские татары поселились в определенных местах, например, в районе Райжяй (в муниципалитете Алитусского района ).
Большая часть литовско-татарской культуры, мечетей, кладбищ и т.п. была уничтожена Советским Союзом после аннексии Литвы. Однако после восстановления независимости Литвы правительство поддержало продвижение литовско-татарской культуры среди литовских татар, которые ее потеряли. В настоящее время сохранились три оригинальные деревянные мечети (в деревнях Немежис , Кетуриасдешимт Тоториу (обе в муниципалитете Вильнюсского района ) и Райжяй ( муниципалитет Алитусского района ), где обычно проживает относительно большое мусульманское население), а также новая кирпичная мечеть, построенная в Каунасе в этот период. межвоенной независимости Литвы (1930-е годы) в ознаменование юбилея Витаутаса, князя, принесшего в Литву татар и ислам. Эта мечеть называется мечетью Витаутаса Дидисиса в честь великого князя Витаутаса. Однако в столице Литвы Вильнюсе не осталось ни одной мечети, поскольку русские разрушили мечеть Лукишкес находившуюся там . Литовско-татарская община пытается восстановить мечеть, но сталкивается с различными проблемами, в том числе с нехваткой средств, а также с определенными действиями правительства Литвы. Вильнюсское городское самоуправление .
В настоящее время осталось всего несколько тысяч литовских татар, что составляет примерно 0,1% населения страны; [5] однако с восстановлением независимости Литвы они переживают своего рода национальное возрождение, и есть основания полагать, что существует несколько сотен нетатар, принявших ислам. [6]
Во времена Советского Союза туда были переселены люди других мусульманских национальностей, однако многие из них были атеистами; а также другие мусульмане прибыли в качестве иммигрантов после восстановления независимости, но на данный момент это число очень мало по сравнению с аналогичным количеством в Западной Европе; поэтому литовские татары остаются ядром ислама в Литве, поддерживаемые некоторыми литовцами, принявшими ислам. Халяльное мясо в стране по-прежнему трудно достать, поскольку более соблюдающие мусульмане сами забивают животных. [7]
Галерея
[ редактировать ]- Одна из первых мусульманских мечетей в Литве.
- Литовские татары наполеоновской армии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Религиозный состав по странам, 2010-2050 гг.» . Исследовательский центр Пью . 12 апреля 2015 года . Проверено 22 октября 2017 г.
- ^ Горак-Сосновская, Катажина. (2011). Мусульмане в Польше и Восточной Европе: расширение европейского дискурса об исламе . Варшавский университет. Факультет востоковедения. стр. 207–208. ISBN 9788390322957 . OCLC 804006764 .
- ^ Акинер, Ширин (1983). Исламские народы Советского Союза . Кеган Пол Интернэшнл. п. 85. ИСБН 978-0-7103-0025-6 .
- ^ Ширин Акинер (2009). Религиозный язык белорусско-татарского Китаба: культурный памятник ислама в Европе: с транслитерацией латинского алфавита татарско-белорусского Китаба Британской библиотеки (OR 13020) на компакт-диске . Отто Харрасовиц Верлаг. стр. 51–. ISBN 978-3-447-03027-4 .
- ^ Рачиус, Э. (2013). Отношение литовских мусульман к участию в демократическом политическом процессе. Политическое участие мусульман в Европе. Под редакцией Дж. С. Нильсена. Эдинбург, Издательство Эдинбургского университета: 83-101., стр. 84
- ^ Рачиус, Э. (2013). Отношение литовских мусульман к участию в демократическом политическом процессе. Политическое участие мусульман в Европе. Под редакцией Дж. С. Нильсена. Эдинбург, Издательство Эдинбургского университета: 83-101., стр. 85
- ^ «Восточная Европа и мигранты: Мечети Литвы» . Экономист . 14 сентября 2015 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сайт литовской исламской общины (на литовском языке)
- Литовские мечети (на французском языке)