Липкинские татары
Общая численность населения | |
---|---|
10,000–15,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Беларусь | 8445 (перепись 2019 г.) [1] |
Литва | 2142 (перепись 2021 г.) [2] – 3,200 [3] |
Польша | 1916 (перепись 2011 г.) [4] |
Языки | |
Татарский , белорусский , литовский , польский , русский | |
Религия | |
Суннитский ислам [5] [6] [7] | |
Родственные этнические группы | |
Волжские татары , крымские татары , татары в Литве |
Липкинские татары (Lipka — относится к Литве , также известны как Lipkas , литовские татары ; позднее также — польские татары , польско-литовские татары , белорусские татары , Lipkowie , Lipcani , Musslimi , Lietuvos totoriai ) — тюркская этническая группа , первоначально поселившаяся в Великое княжество Литовское в начале 14 века.
Первые татарские поселенцы пытались сохранить свою шаманскую религию и искали убежища среди литовцев -нехристиан . [8] К концу XIV века еще одну волну татар – на этот раз мусульман пригласил в Великое княжество Витаутас Великий . Эти татары сначала поселились в самой Литве вокруг Вильнюса , Тракая , Гродно и Каунаса. [8] а затем распространился на другие части Великого княжества, которые позже вошли в состав Речи Посполитой . Эти территории включают части современной Литвы , Белоруссии и Польши . С самого начала своего расселения в Литве они были известны как липкинские татары. Сохраняя свою религию, они соединили свою судьбу с судьбой преимущественно христианского Речи Посполитой. [ нужна ссылка ] Начиная с Грюнвальдской битвы , липкинские татарские легкие кавалерийские полки участвовали во всех значительных военных кампаниях Литвы и Польши.
Происхождение липкинских татар можно проследить до государств-потомков Золотой Орды , Крымского ханства и Казанского ханства . Первоначально они служили благородной военной кастой, но позже стали горожанами, известными своими ремеслами, лошадьми и навыками садоводства. На протяжении веков они сопротивлялись ассимиляции и сохраняли свой традиционный образ жизни. Хотя они оставались очень привязанными к своей религии, со временем они утратили свой исконный татарский язык , из кыпчакской группы тюркских языков и по большей части переняли белорусский , литовский и польский . [9] [10] Небольшие группы татар-липка до сих пор живут в сегодняшней Беларуси, Литве и Польше, а также их общины в США.
Имя
[ редактировать ]Название Липка происходит от старого крымскотатарского названия Литвы . Запись имени Липка в восточных источниках позволяет нам сделать вывод о первоначальном Libķa/Lipķa, от которого образовалось польское производное Lipka, с возможным загрязнением от контакта с польским Lipka «маленькая липа»; эту этимологию предложил татарский автор С. Тухан-Барановский. Менее распространенная польская форма, Лубка, подтверждается Лубкой/Лупкой, крымскотатарским названием Липка до конца XIX века. Крымскотатарский термин Lipka Tatarłar, означающий литовских татар , позже начал использоваться польско-литовскими татарами для описания себя.
По религии и культуре липкинские татары отличались от большинства исламских общин в отношении обращения со своими женщинами, которые всегда пользовались большой степенью свободы, даже в те годы, когда липки находились на службе Османской империи . [ нужна ссылка ] Совместное обучение детей мужского и женского пола было нормой, и женщины Липки не носили чадру, за исключением церемонии бракосочетания. Будучи традиционно исламскими, обычаи и религиозные обычаи липкинских татар также включали в себя многие христианские элементы, принятые за 600 лет их проживания в Беларуси, Польше, Украине и Литве, сохраняя при этом традиции и суеверия своего кочевого прошлого.
Со временем татарская знать нижней и средней Липки приняла русинский , а затем и белорусский язык . в качестве родного языка [9] [11] Однако они использовали арабский алфавит для письма на белорусском языке до 1930-х годов. Высшая знать липкинских татар говорила по-польски.
В дипломатической переписке между Крымским ханством и Польшей начала XVI века Польша и Литва называются «землей поляков и липок». [11] К 17 веку термин «липка-татар» стал появляться в официальных документах Речи Посполитой.
История
[ редактировать ]Переселение татар в земли Литвы и Польши из Золотой Орды началось в 14 веке и продолжалось до конца 17 века. последовала волна татарских иммигрантов из России , хотя они состояли в основном из политических и национальных активистов. После Октябрьской революции 1917 года [11]
Липкинские татары, проживающие в Речи Посполитой и около 400 обслуживающих их мечетей. Согласно « Рисале-йи Татар-и Лех» (перевод: «Послание о татарах Польши» ), рассказ о татарах-липках, написанный для Сулеймана Великолепного анонимным польским мусульманином во время пребывания в Константинополе в 1557–1558 годах по пути в Мекку. ) в Польше было 100 татарских поселений Липки с мечетями. Наиболее крупные общины существовали в городах Лиде , Новогрудке и Ивье . существовало татарское поселение Липка В Вильнюсе , известное как Тоториу Лукишкес , татарский квартал в Тракае и в Минске , сегодняшней столице Беларуси, известный как Татарская Слобода . [ нужна ссылка ]
В 1672 году татарские подданные подняли открытое восстание против Речи Посполитой. Это было широко известное восстание Липки . Благодаря усилиям короля Иоанна III Собеского , пользовавшегося большим уважением у татарских воинов, многие из липков, искавших убежища и службы в турецкой армии, вернулись под его командование и участвовали в борьбе с Османской империей вплоть до заключения договора. Карловица в 1699 году, включая Венскую битву (1683 год), которая должна была переломить ход османской экспансии в Европу. [ нужна ссылка ]
Начиная с конца 18 и на протяжении всего 19 вв., Липки последовательно все более и более полонизируются . Высшие и средние классы, в частности, переняли польский язык и обычаи (хотя они сохранили ислам в качестве своей религии), в то время как низшие классы стали русинизированными. В то же время татары с большим уважением относились к великому князю литовскому Витаутасу (Ваттад по-татарски, или «защитник мусульман в немусульманских землях»), который поощрял и поддерживал их поселение в конце 14 - начале 15 века, в том числе его во многих легендах, молитвах и их фольклоре. [11] На протяжении 20-го и начиная с 21-го веков большинство татар больше не считают религиозную идентичность такой важной, как раньше, а религиозные и языковые подгруппы значительно перемешались; например, татарские женщины в Польше не практикуют ношение чадры (ношение платка/хиджаба) и не рассматривают это как обязательную религиозную обязанность, [13] [14] а скорее влияние арабской культуры на исламские обычаи. Многие польские татары, особенно молодежь, также употребляют алкоголь. [ нужна ссылка ]
Хронология
[ редактировать ]- 1226: Основано ханство Белая Орда как одно из государств-преемников Монгольской империи Чингисхана. Первый хан Орда был вторым сыном Джучи , старшего сына Чингисхана. Белая Орда занимала южные сибирские степи от востока Урала и Каспийского моря до Монголии .
- 1380: Хан Тохтамыш , потомственный правитель Белой Орды, перешёл на запад через Урал и объединил Белую Орду с Золотой Ордой , первым ханом которой был Бату, старший сын Джучи. В 1382 году Белая и Золотая Орды разграбили и сожгли Москву. Тохтамыш в союзе с великим среднеазиатским татарским завоевателем Тамерланом восстановил власть монголов в России.
- 1397: После серии катастрофических военных кампаний против своего бывшего покровителя, великого татарского военачальника Тамерлана , Тохтамыш и остатки его клана получили убежище, а также поместья и дворянский статус в Великом княжестве Литовском от Витаутаса Великого . Поселение липкинских татар в Литве в 1397 году зафиксировано в летописях Яна Длугоша .
- 1397: Итальянский город-государство Генуя профинансировал совместную экспедицию войск хана Тохтамыша и великого князя Витаутаса против Тамерлана. Этот поход отличался тем, что липкинские татары и литовские армии были вооружены пистолетами, но крупных побед достигнуто не было.
- 15 июля 1410 г.: между Грюнвальдская битва произошла Королевством Польским и Великим княжеством Литовским с одной стороны (около 39 000 солдат) и Тевтонскими рыцарями с другой (около 27 000 солдат). Тевтонские рыцари потерпели поражение и так и не восстановили своего прежнего влияния. После битвы по Европе распространились слухи, что немцы потерпели поражение только благодаря помощи десятков тысяч татар-язычников, хотя, вероятно, в битве участвовало не более 1000 татарских конных лучников , ядром которых была свита Джалал ад-Дин , сын хана Тохтамыша . В начале битвы Джалал ад-Дин возглавил татарскую и литовскую легкую кавалерию Липки в самоубийственной атаке на артиллерийские позиции тевтонских рыцарей - первоначальной « Атаке легкой бригады ». Великий магистр Тевтонских рыцарей Ульрих фон Юнгинген в ответ приказал своей тяжелой кавалерии преследовать Липков с поля битвы, растаптывая при этом их собственную пехоту. В результате разрушение боевой линии Тевтонских рыцарей стало основным фактором их последующего поражения. Этот инцидент стал одним из самых ярких событий Фильм Александра Форда 1960 года «Кшижацы» ( «Рыцари Тевтонского ордена ») основан на одноименном историческом романе нобелевского лауреата Генрика Сенкевича .
- 1528: На липкинских татар распространяется законное право польского ( шляхты ) и литовского дворянства на возмездие за ранение или убийство дворянина или члена его семьи.
- 1569: основе Люблинской Основание Речи Посполитой на унии . Роты липкинской татарской легкой конницы долгое время составляли одну из основ военной мощи Речи Посполитой. Литовские татары с самого начала своего проживания в Литве назывались липками. Они соединили свою судьбу с судьбой Речи Посполитой. Начиная с Грюнвальдской битвы, они участвовали во всех значительных военных кампаниях.
- 1591: Правление пылкого католика Сигизмунда III (1587–1632) и движение Контрреформации наложили ряд ограничений на свободы, предоставленные некатоликам в Польше, в том числе Липкам. Это привело к дипломатическому вмешательству султана Мурада III в разговор с польским королем в 1591 году по вопросу о свободе вероисповедания для Липков. Это было предпринято по просьбе польских мусульман, сопровождавших посланника польского короля в Стамбул .
- 1672: Липки Восстание . В качестве реакции на ограничения их религиозных свобод и эрозию их древних прав и привилегий татарские полки Липки, дислоцированные в Подольском регионе на юго-востоке Польши, покинули Содружество в начале польско-османских войн конца 17 века , которые были продлится до конца 17 века, согласно Карловицкому договору 1699 года. Восстание в Липке легло в основу романа «Пан Володыевский» , последнего тома исторической «Трилогии» Генрика Сенкевича , автора, лауреата Нобелевской премии (1905), который был сам происходил из христианизированных липкинских татар. Фильм 1969 года «Пан Володыевский » режиссера Ежи Хоффмана с Даниэлем Ольбрыхским в главной роли в роли Ази Тухай-бейович до сих пор остается одним из самых кассовых успехов в истории польского кино.
- 1674: После знаменитой победы поляков при Хочиме татары-липки, удерживавшие Подолье для Турции из крепости Бар, были осаждены войсками Яна Собеского , и была заключена сделка, согласно которой липки вернутся на польскую сторону при условии их древние права и привилегии восстанавливаются.
- 1676: , Журавнский договор который временно положил конец польско-османским войнам, предусматривал, что липкинским татарам должен был быть предоставлен свободный индивидуальный выбор, хотят ли они служить Османской империи или Речи Посполитой.
- 1677 г.: Сейм в марте 1677 г. подтвердил все древние татарские права и привилегии. Липкинским татарам было разрешено перестроить все свои старые мечети, поселить в своих имениях христианскую рабочую силу и скупить дворянские имения, ранее не принадлежавшие татарам. Липкинские татары также были освобождены от всех налогов.
- 1679: В награду за возвращение в состав Речи Посполитой липкинские татары были поселены королем Яном Собеским в коронных имениях губерниях в Брестской , Кобринской и Гродненской . Татары получили очищенную от прежних оккупантов землю — от 0,5 до 7,5 квадратных километров на душу населения в зависимости от звания и выслуги лет.
- 1683: Многие из повстанцев-липкинских татар, вернувшихся на службу Речи Посполитой в 1674 году, позже приняли участие в Венской кампании 1683 года. В их число входили 60 польских татар из роты легкой кавалерии Самуила Мирзы Кшечовского, который позже был спасти жизнь короля Яна III Собеского во время катастрофического первого дня битвы при Парканах , через несколько недель после великой победы в битве при Вене , которая должна была переломить волну исламской экспансии в Европу и ознаменовать начало конца Османской империи. Татары-липки, сражавшиеся на стороне Польши в битве при Вене 12 сентября 1683 года, носили веточки соломы в своих шлемах, чтобы отличаться от татар, сражавшихся под командованием Кара Мустафы на турецкой стороне. Липки, посещающие Вену, традиционно носят соломенные шляпы в память об участии своих предков в прорыве осады Вены .
- 1699: Некоторые каменецкие татары-липки, оставшиеся верными турецкому султану, были расселены в Бессарабии вдоль границ между Османской империей и Речью Посполитой, а также в окрестностях Хочима и Каменца-Подольского, а также в город, известный как Липканы . Дальнейшая крупномасштабная эмиграция Липков на земли, контролируемые Османской империей, произошла в начале 18 века, после победы, одержанной королем Августом II над королем польского происхождения Станиславом Лещиньским , которого Липки поддерживали в его войне против саксонского короля.
- 1775: Польские Липки снова стали популярны во время правления последнего короля Станислава Августа (1765–95). В 1775 году сейм подтвердил дворянский статус польско-литовских татар. После раздела Польши Липки принимали участие в различных национальных восстаниях, а также служили вместе с поляками в наполеоновской армии .
- 1919: Польские липки присоединились к вновь созданным формированиям Польской армии ; Пулк Язды Татарский , а затем 13-й полк Виленских улан .
- 1939: С возрождением Польского государства был восстановлен Польскотатарский полк после Первой мировой войны в составе Войска Польского , отличавшийся собственной формой и знаменами. После падения Польши в 1939 году польские татары в Виленском (Вильнюсском) 13-м кавалерийском полку были одними из последних зарегистрированных частей Войска Польского, участвовавших в борьбе с немецкими агрессорами под командованием майора Александра Еляшевича . [15]
Текущий статус
[ редактировать ]Сегодня на бывших территориях Речи Посполитой проживает около 10 000–15 000 татар-липка. Большинство потомков татарских семей в Польше могут проследить свое происхождение от дворян раннего Речи Посполитой. Липкинские татары имели поселения на северо-востоке Польши, Белоруссии, Литве, юго-востоке Латвии и Украине. Сегодня большинство из них проживает в Польше, Литве и Беларуси. [ нужна ссылка ]
Большая часть липкинских татар (80%) ассимилировались в ряды дворянства Речи Посполитой, в то время как некоторые низшие дворянские татары ассимилировались с белорусским , польским , украинским и литовским горожанами и крестьянами. [ нужна ссылка ]
Часть польских татар эмигрировала в США в начале 20 века и поселилась в основном в северо-восточных штатах, хотя есть также анклав во Флориде. В Нью-Йорке существует небольшая, но активная община татар-липка. « Исламский центр польских татар » был построен в 1928 году в Бруклине , Нью-Йорк, и функционировал до недавнего времени. [9]
После присоединения восточной Польши к Советскому Союзу в 1939 году, а затем после Второй мировой войны, в Польше остались только две татарские деревни: Бохоники и Крушиняны . Значительное количество татар на территориях, аннексированных СССР, репатриировалось в Польшу и скопилось в таких городах, как Гданьск (Мацей Муса Конопацкий - патриарх польского Востока). [16] ), Белосток , Варшава и Гожув-Велькопольский общей численностью около 3000 человек. Один из районов Гожува-Велькопольского , куда переселились переселенные татарские семьи, стал называться «Татарскими холмами» или по-польски «Горки Татарские». [ нужна ссылка ]
В 1925 году Мусульманская религиозная ассоциация ( польский : Muzułmański Związek Religijny в Белостоке, Польша, была основана ). В 1992 году начала действовать Организация татар Польской Республики ( польск . Związek Tarów Rzeczypospolitej Polskiej ) с автономными отделениями в Белостоке и Гданьске. [ нужна ссылка ]
В Польше перепись 2011 года показала 1916 человек, заявивших татарскую национальность. [4]
В ноябре 2010 года памятник польскому татарскому населению был открыт в портовом городе Гданьске на церемонии, на которой присутствовал президент Бронислав Коморовский , а также представители татар со всей Польши и из-за границы. Памятник является символом важной роли татар в истории Польши . «Татары проливали свою кровь во всех восстаниях за национальную независимость. Их кровь просочилась в основы возрожденной Польской Республики», - заявил президент Коморовский на открытии. Памятник является первым памятником такого рода, установленным в Европе. [ нужна ссылка ]
Генетика
[ редактировать ]Отцовский генофонд липкинских татар включает 15 гаплогрупп . Некоторые из них имеют явное географическое родство, включая Восточную Европу и Волго-Уральский регион (N-Tat, R1a-M458, R1a-M558, R1b-M412 и R1b-M478), Среднюю Азию (R1a-Z2125 и Q-M242), Южную Сибирь (Q-M242 и R1b-M478), Кавказ и Ближний Восток (G2a-U1, J1-P58, J2a-M410 и J2b-M12). [17]
Доминирующими гаплогруппами Y-ДНК у липкинских татар являются R1a (54 %) – как славянские, так и степно-азиатские. [18] – J2 (18,9 %) ближневосточного и южноазиатского происхождения и гаплогруппа Q (10,8 %). Другие гаплогруппы — G (8,1 %), N (5,4 %) и J1 (2,7 %). [19]
По данным полногеномного секвенирования, около двух третей геномов липкинских татар состоят из европейского и ближневосточного/кавказского компонентов, а оставшаяся треть принадлежит к двум подвариантам общевосточно-евразийского компонента: восточноазиатскому и сибирскому. . В совокупности анализы PC и ADMIXTURE позволяют предположить наличие значительного количества восточно-евразийских специфичных аллелей среди аутосомных геномов липкинских татар. [17]
Знаменитые потомки липкинских татар
[ редактировать ]- Хасан Конопацкий – российский , белорусский и польский военный и политический деятель.
- Александр Еляшевич – майор Войска Польского; командир последнего татарско-исламского подразделения польской армии
- Ибрагим Канапацкий – белорусский общественно-политический, культурный и религиозный деятель, историк.
- Томаш Мишкевич – муфтий Польши.
- Фердинанд Антони Оссендовский – польский писатель и политический деятель.
- Александр Романович - генерал от кавалерии Русской Императорской Армии и Войска Польского.
- Александр Сулкевич – польский политик, активист социалистического движения и движения за независимость, один из соучредителей Польской социалистической партии.
- Чарльз Бронсон – американский голливудский актер (отец Липка Татарин)
- Глен Пауэлл - актер
- Елена Глинская – регентша России
- Фатьма Мухтарова – советская оперная певица (мать Липка татарка)
- Генрик Сенкевич - польский писатель, лауреат Нобелевской премии (по отцовской линии дальнего татарского происхождения Липки)
- Мацей Сулкевич - генерал-лейтенант Российской императорской армии , премьер-министр Крымского областного правительства и начальник Генерального штаба Вооружённых Сил Азербайджана в 1918–1920 годах.
- Михаил Туган-Барановский – украинский государственный деятель, учёный-экономист Российской империи (по отцовской линии частично липкинско-татарского происхождения)
- Ярослав Марек Рымкевич - поэт
- Осман Ахматович - химик
- Мустафа Эдиге Киримал - политик в Крыму
- Якуб Шинкевич – муфтий Польши.
- Степан Кричинский – русский архитектор
- Галина Конопачка – польская олимпийская чемпионка
- Лили Ден — подруга российской императрицы Александры Федоровны и автор книги «Настоящая царица» , дочь Исмаила Селима-бека Смольского из Литовской Тартарии.
Два дальних родственника семьи . Абакановичей
- Бруно Абаканович - математик, изобретатель и инженер-электрик (дальнее отцовское татарское происхождение Липки) [20]
- Магдалена Абаканович – польская художница, семья которой имеет дальнее татарское происхождение (дальнее отцовское родство – татарская Липка).
Липкинские татарские мечети
[ редактировать ]- Татарская мечеть в городе Ивье , Беларусь.
- Татарская мечеть в городе Новогрудке , Беларусь.
- Татарская мечеть в Немежисе , Литва.
- Мечеть в Кетуридесиштес Тоториу , Литва
- Мечеть, построенная в Каунасе в 1930 году, в год пятисотлетия со дня Витаутаса Великого. кончины
- Мечеть в Бохониках , Польша.
- Мечеть в Крушинянах , Польша.
Татарские могилы на Повонзком кладбище в Варшаве
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Липкинское восстание
- Мечеть Пауэрс-Стрит
- Татарские нашествия
- Список польских войн
- Ад
- Александр Сулкевич
- кализ
- Алмыш (Алмас) илтабар
- Александр Еляшевич
- Белорусский арабский алфавит
- Литовские татары императорской гвардии
- Ислам в Беларуси
- Ислам в Литве
- Ислам в Польше
Ссылки
[ редактировать ]- ^ "Перепись-2019" . Retrieved 13 January 2024 .
- ^ «Переписи населения и жилищного фонда — Портал официальной статистики» . Проверено 13 января 2024 г.
- ^ «Восточная Европа и мигранты: Мечети Литвы» . Экономист . 14 сентября 2015 года . Проверено 20 сентября 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Население. Демографический и социальный статус и структура - Национальная перепись 2011 г.» (PDF) (на польском языке).
- ^ https://cultural.pl/en/article/in-the-footsteps-of-the-tatars.
- ^ https://www.new-east-archive.org/features/show/9945/polish-muslim-lipka-tatars
- ^ https://www.academia.edu/33290978/Belarusian_Tatars_Religious_Linguistic_and_Cultural_Peculiarities_of_the_Community
- ^ Jump up to: а б (на литовском языке) Литовские татары и их священная книга - Кораны. Архивировано 29 октября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Jump up to: а б с Гарвардская энциклопедия американских этнических групп, «Польские или литовские татары», издательство Гарвардского университета, стр. 990
- ^ Леонард Дрозджевич, Биографический словарь польских татар ХХ века, «Znad Wilii», № 4 (68) 2016 г., стр. 77–82, http://www.znadwiliiwilno.lt/wp-content/uploads / 2020/04/Знад-Вилий-68.pdf
- ^ Jump up to: а б с д Селим Мирза-Юсеньский Хазбиевич, «Татарское дворянство в Речи Посполитой» (Татарское дворянство в Речи Посполитой), Verbum Nobile no. 2 (1993), Сопот, Польша, «Татарская шляхта в Речи Посполитой» . Архивировано из оригинала 5 января 2006 года . Проверено 23 февраля 2006 г.
- ^ «Дастан-и Мирак» . Британская библиотека .
- ^ Тарло, Эмма ; Мавры, Аннелис (2013). Исламская мода и антимода: новые перспективы из Европы и Северной Америки . А&С Черный. п. 98. ИСБН 978-0-85785-336-3 .
- ^ Агата С Нальборчик. «Мусульманки в Польше и Литве» (PDF) . islamicreligiouseducation.univie.ac.at .
- ^ Ян Тышкевич. Из истории польских татар: 1794–1944, Пултуск 2002, ISBN 83-88067-81-8
- ^ Леонард Дрозджевич, Мацей Муса Конопацкий (1926–2020). Патриарх Польского Востока «Знад Вилий», № 4 (84) 2020 г., стр. 10–12, http://www.znadwiliiwilno.lt/wp-content/uploads/2021/01/Znad-Wilii - 4-84м.pdf .)
- ^ Jump up to: а б Панкратов, Василий; Литвинов, Сергей; Кассиан, Алексей; Шульгин, Дмитрий; Чеботарев, Лив; Юнусбаев, Баязит; Мёлс, Мярт; Саакян, Оганес; Епископосян, Левон; Роотси, Сиири; Мецпалу, Эне; Голубенко Мария; Екомасова Наталья; Ахатова, Фарида; Хуснутдинова, Эльза; Привет, Эвелин; Эндикотт, Филипп; Деренко, Мирослава; Малярчук Борис; Мецпалу, Мейт; Давыденко Олег; Виллемс, Ричард; Кушнеревич Алена (25 июля 2016 г.). «Восточно-евразийское происхождение в центре Европы: генетические следы степных кочевников в геномах белорусских татар-липка» . Научные отчеты . п. 30197. дои : 10.1038/srep30197 . Проверено 22 марта 2024 г. В эту статью включен текст из этого источника, доступного по лицензии CC BY 4.0 .
- ^ https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskiy-portret-litovskih-tatar-i-fenomen-mongolskie-zavoevaniya-13-veka Генетический портрет литовских татар и феномен «Монгольские завоевания 13 века»
- ^ «Проект ДНК дворянства литовских татар - классическая диаграмма Y-ДНК» . Familytreedna.com . Проверено 22 марта 2024 г.
- ↑ См. С. Дзядулевич, Армарий татарских семей , Вильнюс, 1929, стр. 365.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Краткая история липкинских татар Белой Орды Якуб Мирза Липка
- Татарское дворянство в Речи Посполитой Селим Мирза-Юшенский Хазбиевич - перевод на английский Пола де Новина-Конопка
- Статья о литовских татарах в Красной книге народов Российской империи.
- Мередит-Оуэнс, генеральный менеджер; Надсон, Александр (1970). «Белорусские татары и их письменность» . Журнал белорусских исследований . II (2): 141–176 . Проверено 30 мая 2024 г.
- Векслер, Пол (1973). «Еврейский, татарский и караимский общинные диалекты и их значение для белорусского исторического языкознания» . Журнал белорусских исследований . III (1): 41–54 . Проверено 2 июня 2024 г.
- Акинер, Шерин (1973). «Словарный запас белорусского китаб в Британском музее» . Журнал белорусских исследований . III (1): 55–84 . Проверено 2 июня 2024 г.