Jump to content

Олендерс

Олендерс
Деревянный , дом в деревне Сталево Польша.
Регионы со значительной численностью населения
Польша , особенно Поморье , Великопольское воеводство , Куявия , Мазовия , Повисле.
Родственные этнические группы
Голландцы , фризы , немцы
Историческое меннонитское кладбище в Стоги , Польша.
Дом меннонитов XVIII века в Жулавках , Польша.

Олендерс ( польский : Olędrzy Польский: [ɔˈlɛ̃dʐɨ] или Olendrzy , форма единственного числа : Olęder , Olender ; немецкие : Holländer, Hauländer ) — люди, часто голландского , фризского или немецкого происхождения, жившие в поселениях в Польше, организованных по определенному типу закона.

Термин Олендер использовался для описания двух родственных, но немного разных групп поселенцев. Во-первых, здесь описаны поселенцы в Польше из Фрисландии и остальных Нидерландов . [1] чаще всего меннонитов веры, которые в 16-17 веках основывали деревни в Королевской Пруссии , по реке Висле и ее притокам, в Куявии , Мазовии и Великой Польше . Они обладали знаниями по борьбе с наводнениями и хорошо развитой аграрной культурой. В то время они были самой богатой группой крестьян. Они сохраняли личную свободу, а также свою религию и убеждения. После первого раздела Польши некоторые из них эмигрировали на юг Украины .

Во-вторых, в более поздний период (до середины XIX века) термин Оленджи (нем. Hauländer ) использовался для описания поселенцев разной национальности (в основном немцев и поляков , иногда шотландцев , чехов и венгров ), которые пользовались определенными привилегиями, вытекающими из закона, установленного фризскими и голландскими крестьянами (такими как личная свобода, [Примечание 1] долгосрочное или бессрочное пользование землей, а также возможность передачи земли наследникам). Однако наиболее важной характеристикой была коллективная ответственность всей олендерской общины за свои обязательства перед землевладельцем и специфика общинного самоуправления. [3] Таким образом, отличительными чертами поселения Олендер являются юридические, а не этнические, религиозные или экономические характеристики. Следовательно, слово Олендер не является синонимом слова «голландский поселенец».

Согласно исследованиям, проведенным до сих пор, с 1527/1547 по 1864 год на территории Речи Посполитой , позже разделенной на три части при разделах Польши , было основано не менее 1700 олендерских поселений. Из них, по крайней мере, в 300 поселениях поселенцами были этнические голландцы. [4] Следы этих поселений до сих пор видны в сельской архитектуре, физической планировке деревень, а также в названиях деревень ( Холендры , Олендры , Олендры и др.).

Терминология

[ редактировать ]
Часть карты Познаньского воеводства 1905 года, показывающая деревню Конколево-Хауланд (сегодня Конколево ), основанную в 1720 году, расположенную между Новы-Томыслем ( Нейтомишель ) и Гродзиском-Велькопольским ( Гретц ).

Польские источники используют различные термины для обозначения старых поселенцев: Hollendrzy , Holędrzy , Holendrzy , Olędrzy и Olendrzy . Они взаимозаменяемы и происходят от первых поселенцев из Нидерландов, которые переехали в Герцогскую Пруссию и Королевскую Пруссию , начиная с 16 века. Важно, однако, признать, что со временем этот термин потерял свое этническое значение, и поэтому Оленджи относится ко всем поселенцам, живущим в соответствии с правовым режимом, введенным голландскими колонистами, включая, прежде всего, немцев Вислы и меннонитов дельты Вислы .

Также важно подчеркнуть, что не все поселения, носящие название Олендры (или подобное), на самом деле были заселены Олендерами. Русинский [5] приводит примеры таких случаев в Великой Польше: Вымыслово (известное в некоторых источниках как Czarkowskie Olędry) или Буржиково в волости Оборники (на некоторых немецких картах называемое Burzykower Holl.). Русинский утверждает, что, хотя эти деревни и носили название Олендры, это не является основанием для того, чтобы называть их подлинными старыми поселениями, поскольку в их случаях нельзя найти правовые механизмы, типичные для такой колонизации (коллективная ответственность перед землевладельцем и характерное старое самосознание). -правительство).

Отдельной проблемой является вопрос о немецких словах, выступающих в качестве двух альтернатив: Holländer и Hauländer. Согласно более ранним немецким историческим сочинениям, [6] [7] они имели два разных значения, отражающих разницу в типе поселения. Ведь Олендры селились в основном на труднопроходимой местности, что требовало надлежащей подготовки для посадки или выращивания скота. Историки, на которые ссылаются, утверждали, что на низменной, влажной местности, подверженной наводнениям, поселенцев называли голландерами (в отношении поселенцев из Нидерландов, которые были специалистами по борьбе с наводнениями и дренажем), а тех колонистов, которые поселились в густых лесах, требующих вырубки, называли хаулендерами. (от немецкого hauen – рубить, рубить). Однако эта точка зрения была признана неточной (как в немецких историках, так и в польских). [8] [9] [10] о чем свидетельствуют те поселения на поймах рек под названием Хауланд и деревни, появившиеся на пути к полянам в лесу под названием Голландия. Скорее всего, слово Hauländer возникло как вариант Hollander и появилось в результате смешения названий поселений с названиями лесорубов. [11]

Причины колонизации

[ редактировать ]

Истоки колонизации Олендера следует искать в Средние века на территории, где жили немцы. Первые записи происходят из района Бремена в 1106 году. [12] В то время заселение было тесно связано с территориальной экспансией немецких правителей на славянскую территорию. Южная Гольштейн была колонизирована герцогом Адольфом II Гольштейнским , а Альберт «Медведь» и Генрих «Лев» поселили поселенцев из Нидерландов в Бранденбурге и Мекленбурге . (Действительно, Альберт «Медведь» был особенно активным колонизатором. [13] )

Начало второй волны расселения из Нидерландов, на этот раз непосредственно на польскую землю, произошло в 16 веке. Можно выделить три основные причины этой колонизации:

  • Религиозные преследования в Нидерландах
Реформация нашла здесь благодатную почву. Широкое распространение получил анабаптизм , из которого позднее возникли меннониты . В то же время габсбургские правители Испании, которые также правили Нидерландами, — император Карл V и король Филипп II — как преданные католики, ревностно стремились искоренить ересь на своих территориях. Это привело к протестантской эмиграции в поисках более толерантной среды. [14] [15] [16]
  • Экономическая ситуация в Нидерландах
Беспорядки в Нидерландах, борьба за независимость во время голландского восстания , а также присутствие в Нидерландах испанской армии и войск Вильгельма I Оранского привели к краху сельской экономики. Разрушения войны привели к всеобщему голоду, эпидемии бубонной чумы и частым страданиям. [17] Для многих предприимчивых фермеров это стало дополнительным стимулом к ​​эмиграции.
В результате польско-тевтонской войны многие деревни на границах Пруссии были опустошены, а их жители покинули их. В то же время помещики стремились увеличить свои доходы, в том числе за счет освоения новых земель, особенно за счет вырубки лесов и осушения болот. [18] Иммигранты из Нидерландов имели многовековой опыт решения этой последней задачи.

Курс колонизации

[ редактировать ]
Ветряная мельница в Пальчево – один из остатков олендерского поселения в Жулавах.
Скансен Дзекановицах в от недалеко Познани . Музей под открытым небом содержит множество памятников деревянного олендерского зодчества.

До того, как поселенцы Олендера прибыли на землю Речи Посполитой , голландцы уже присутствовали в Герцогской Пруссии , вассальном герцогстве Польши. Первое поселение в этом регионе появилось на территории современного Пасленка . [Примечание 2] Есть утверждение, что они были участниками убийства Флориса V, графа Голландии в 1296 году, который затем бежал на восток, о чем упоминает голландский поэт Йост ван ден Вондел в своем произведении Gijsbrechcie van Aemstel (1637). [19] Однако между голландцами и немцами часто возникали конфликты по поводу собственности, религии и обычного права. Вскоре первые поселенцы начали искать новый дом. Первая польская территория, колонизированная пришельцами из Нидерландов, находилась в провинции Королевская Пруссия . В середине 16-го века правительство Гданьска во главе с мэром Фербером решило заселить Жулавы-Гданьские , которые были переданы городу королем Казимиром IV Ягеллоном в 1454 году. [14] Попытка поселить туда местных жителей не удалась, поскольку крестьяне не смогли справиться с наводнением. Следовательно, жители Гданьска согласились на попытку поселить нидерландцев в заброшенной деревне Лаудан. [20] [Примечание 3] Пришельцы из Нидерландов легко справились с неблагоприятными условиями, и вскоре после этого в Померании появились дополнительные поселения Олендера. Среди прочих в их число входили Новы-Двур (названный в 1562 году Тигенгофом ), Орлово , Желихово , Маркусы и Юрандово . Вскоре колонизация распространилась на Староство Пуцкое (например, Карвенские Блото и Реда). [21] ), и – что еще важнее – начал продвигаться вверх по реке Висле .

Поселения появились в староствах Гнева и Штума (в том числе Шкарадово , Беново , Пулковице , Шропы и Нова Весь ). Олендерские поселения располагались также в старостах Осек и Мендзыленж . Территория вокруг Нове , Грудзёндз и Свеце также была густо заселена. [22] В 1597 году поселение Олендер достигло Великой Польши. Поселение появилось в Луги-Уйских , недалеко от Уйсьце . Четыре года спустя появился еще один в Нове-Дворах , в поместье Веленских. В этом случае колонизация была напрямую связана с Померанией, поскольку жена помещика Веленского была вдовой старосты Свеце . [23] В 1624 году голландцы дошли до Варшавы , где поселились, среди других мест, на Саской Кемпе . Ранее (во второй половине XVI века) они находились уже в районе Люблина (18 поселений появились в районе Славатиче , на реке Буг ). [24] ). Олендерское поселение продолжало распространяться вплоть до времен разделов Польши и даже достигло Волыни на территории современной Украины.

С течением времени национальный характер поселенцев изменился. Хотя вначале они были почти полностью голландского происхождения (иногда прибывая непосредственно из Нидерландов, иногда переезжая после первоначальной остановки в герцогской Пруссии ), позже, все чаще, они были потомками коренных голландцев, родившихся на польской земле. и впоследствии из совершенно другой этнической группы — чаще всего немцев, иногда поляков, а иногда и представителей других групп. Например, говоря о Великой Польше, Русинский писал: «О голландской нации… вообще трудно говорить». [25] Ходыла приводит точную цифру: потомки голландцев в Померании составляли 0,8% поселенцев; Евангелические (лютеранские) немцы - 54%; и польские католики - 38%. Еще 7,2% принадлежали к смешанной национальности и вероисповеданию. [4]

Большинство исследований сходятся во мнении, что разделы Польши и последующий период (вплоть до середины XIX века) стали поворотным моментом, ознаменовавшим конец поселения Олендера. Например, многие меннониты покинули земли, которые они оккупировали в Пруссии , потому что их религиозные убеждения не позволяли им нести военную службу, что противоречило духу такого сильно милитаристского государства. Кроме того, административные реформы, проведенные разделяющими державами, устранили правовые механизмы, которые составляли отличительную черту поселений Олендер. [Примечание 4]

Характеристики поселения

[ редактировать ]
Каркасный дом середины XIX века в Борудже.
Бывшая протестантская церковь Олендер в Боруе Костельне

Учитывая большие различия в колонизации Олендера в разных регионах и в разное время, трудно говорить об одном типе деревни или экономической деятельности. Все зависело от местных условий (требований местности и характера расчищенных под посевы или пастбищ земель), а также происхождения поселенцев.

В деревнях, расположенных на осушенной местности, чаще всего можно встретить здания, построенные по прямой линии, с фермами, расположенными между рекой и параллельной дорогой. Каждый поселенец получал тонкую полоску земли, расположенную под прямым углом к ​​реке или другому водоему. Если основной задачей колонистов была расчистка лесных угодий, землевладелец назначал конкретный участок, а поселенец сам выбирал лучшее место для вырубки и размещал там свое подворье. Это привело к появлению так называемой «забудовой колонии», и по сути деревня носила рассредоточенный характер. [27]

В самый ранний период заселения на плодородной почве Пруссии преобладали крупные и богатые хозяйства. В более поздний период, особенно в долине реки Вислы, все чаще появлялись мелкие, бедные и более рассредоточенные хозяйства. Что касается типа построек, то он сильно зависел от этнической принадлежности колонистов. Салыгин выделил три типа: [27]

  • Фризские – хозяйственные постройки, расположенные под общей крышей, с жилой частью, расположенной под углом (например, в форме креста или буквы «Л»).
  • Немецкий – как и в случае с фризскими фермами, резиденция и хозяйственные постройки располагались под одной крышей, но по прямой линии (одно длинное здание, так называемый Лангхоф ).
  • Польские – отдельные жилые и хозяйственные постройки, разбросанные по территории фермы, чаще всего в виде четырехугольника.

Гурак указывает на плюсы и минусы фризского и немецкого типов хозяйства. [24] С одной стороны, такое размещение построек облегчало работу и общение, особенно в сезон дождей или зимой, когда можно было содержать хозяйство, не выходя на улицу (кроме как за водой). С другой стороны, невозможно игнорировать ужасные санитарные условия и дискомфорт (особенно вонь), возникающие из-за того, что скот живет так близко.

Если поселенцы прибыли из Нидерландов и их задачей была борьба с наводнениями и осушение затопленной местности, они применяли определенные типичные методы защиты своих ферм от паводка. Здания располагались на возвышении, поднятом из земли, образовавшейся при раскопках каналов и дренажных прудов. В окрестностях посадили тополя и ивы, целью которых было остановить льдины в реке во время таяния. Жилая часть постройки всегда располагалась близко к реке или была направлена ​​вверх по течению, чтобы в случае наводнения вода текла сначала через жилую часть, затем через остальные хозяйственные постройки и, наконец, выливалась на поля. что помогло сохранить здание в чистоте. [27]

Говоря о характерных постройках поселка Олендер, следует также упомянуть дома с открытыми проходами на первом этаже и ветряные мельницы (часто по голландским проектам) – отличительный вклад голландских и фризских иммигрантов в польский сельский пейзаж (особенно в Жулавах). .

[ редактировать ]

Поскольку поселение Олендер не было монолитным ни в этническом, ни в религиозном, ни в экономическом плане, основной отличительной чертой этого типа колонизации были правовые условия, регулирующие как отношения поселения с внешним миром, так и его внутренние дела.

[ редактировать ]
Расчетные договоры и аренда
[ редактировать ]

Юридической основой и знаком начала урегулирования стала договорная «привилегия» (называемая также «контрактом» ( kontract ) или «законом» ( право ), которая переводилась на латынь как privilegium или ius , а на немецкий язык как Gerichtigkeit ), который выдавался в случае значительного большинства поселений. [Примечание 5] Обычно он принимал церемониальную и декоративную форму, писался на пергаменте и соответствующим образом скреплялся официальными печатями, помещавшимися либо непосредственно на документ, либо на шнуры, прикрепленные к документу. С формально-юридической точки зрения этот документ не был обязывающим договором, а скорее односторонним заявлением, выражающим волю землевладельца. Однако де-факто его содержание отражало согласие обеих сторон. В этом отношении важнейшим отличительным признаком старостного поселения является то, что второй участник не был засадцем ( т. его крестьяне), а скорее сообщество поселенцев, действующее коллективно, или их представитель, действующий от их имени. Оригинал документа оставался в руках землевладельца, хотя его часто переписывали в соответствующую «поземельную книгу», поскольку землевладелец был обязан предъявить дубликат в случае утраты или уничтожения оригинала.

Контракты составлялись на немецком, польском или латыни. Немецкий или латынь чаще всего встречаются в Королевской Пруссии (хотя там встречались и контракты на польском языке). Польский язык доминировал в других частях Королевства Польского . [29] В Великой Польше около 22% контрактов были написаны на немецком языке, и можно найти даже контракты, написанные как на немецком, так и на польском языках. [28] Чаще всего контракты заключались только в начале заселения, хотя случались ситуации, особенно в более поздние периоды, когда целью контракта было юридическое признание уже существующей ситуации, например, прав и отношений поселенцев, уже проживающих на землях землевладельца. . Случалось также, что землевладелец распространял действие нового закона Олендера на крестьян, какое-то время живших на данных землях. [30]

Договор четко регламентировал отношения Олендерской общины с землевладельцем, а также с другими лицами и учреждениями. Одним из основных вопросов были условия, на которых поселенцам было предоставлено право владения землей ( dzierżawa ). В начале периода олендерского заселения земля поселенцам выдавалась на определенный срок, обычно от нескольких десятков до 60 лет (хотя бывали и случаи, когда олендерским поселенцам земля выдавалась лишь на несколько лет — в качестве пробы). период — и если урегулирование было успешным, срок владения продлевался. В более поздние периоды владение часто превращалось в эмфитевзис , часто навечно (В римском и гражданском праве эмфитевзис представлял собой договор, по которому земельное поместье сдавалось в аренду. арендатор, либо на постоянной основе, либо на длительный срок, при сохранении годовой арендной платы и при условии, что арендатор улучшит собственность, вещное право, по которому человек имеет право пользоваться чужим имуществом, как если бы оно было его; владеть им и распоряжаться его имуществом, насколько это возможно, не ухудшая его. [31] Это происходило как в случае продления договоров владения, так и при основании новых поселений Олендер. (Русинский приводит в качестве примера Олендры Рожа в Великой Польше, поселившийся до 1624 года). [32] Такое владение было не только вечным, но также наследуемым и отчуждаемым, хотя ничего нельзя было сделать, что нанесло бы ущерб интересам землевладельца.)

В обмен на владение землей поселенец платил землевладельцу так называемое вкупне (также называемое готтеспфеником ). [Примечание 6] В то время как в Королевской Пруссии и Куявии wkupne нужно было платить до первого вступления в владение, а также при каждом последующем продлении, в Великой Польше поселенцы-оледеры платили землевладельцу так называемый Gruntgeld только при конвертации многолетнего срока владения в пребывание в должности бессрочно. [34]

За пользование землей община должна была платить землевладельцу годовую арендную плату ( чинж ), указанную в договоре урегулирования. (Арендная плата обычно выплачивалась только деньгами; арендная плата натурой была редкостью за пределами Великой Польши). Часто при основании поселения землевладелец давал поселенцам несколько лет на обустройство, предваряя сбор ренты в течение этого периода (так называемая вольница ). [35] Лишь в нескольких случаях поселенцы Олендер также были обязаны предоставлять рабочую силу, и то в ограниченной степени. [Примечание 7]

[ редактировать ]

Олендерские поселенцы были свободными людьми. Они не зависели от землевладельца, как это подчеркивается в большинстве договоров о заселении новых деревень. Они могли в любой момент по своему выбору продать свою ферму и покинуть ее. Не совсем ясна ситуация с существующими жителями деревни, на которую впоследствии был распространен закон Олендера. Например, жители Олендрова Хоженповы , в имении Серакув , теоретически могли продать свои фермы (и, возможно, покинуть собственность), но в договоре о поселении они не были четко описаны как свободные люди, и инвентаризация имения была сделана за несколько лет. позже считает некоторых фермеров крепостными. [37]

Мелкие судебные дела обычно рассматривались местным самоуправлением общины Олендер. Однако землевладелец оставил за собой право рассмотреть дело самостоятельно в случае совершения тяжких преступлений (грабеж, поджог, убийство, нападение с причинением телесных повреждений и т.п.). [38] Суд землевладельца был также апелляционным судом по апелляциям на решения общины. Такое юридическое устройство ставило поселенца из Олендера на несколько более высокий уровень, чем крепостного крестьянина, не имевшего доступа к общинному правосудию. [39] Лишь изредка Оленджи оставался без права решать какие-либо юридические вопросы. Так было в Саска Кемпе , где только мэр и клерк землевладельца имели право разрешать споры. [40]

В королевских поместьях в случае конфликта со старостой , отвечавшей за управление имением короля, Оленджи могли обратиться в королевский референдарный суд ( sąd Referendarski ), право, на которое они часто ссылались. [41] В случае дворянских имений ничего не известно о нормативных условиях, позволяющих обжаловать решения землевладельца. Однако почти наверняка оленджи имели возможность по собственной инициативе подать жалобу в гражданский и земельный суды ( urzęd Grodzki i ziemski ), в отличие от крепостных, которые могли подать такую ​​жалобу только в присутствии самого землевладельца. [42]

Вера, общественные и религиозные обязательства
[ редактировать ]

Олендерские поселенцы отождествляли себя с различными христианскими сектами. Так обстоит дело как с первыми колонистами из Нидерландов и Фризии (чаще всего анабаптистами и меннонитами), так и с более поздними, этнически разными крестьянами (лютеранами и католиками). В целом они пользовались свободой религии, что, в конце концов, было одной из причин первоначальной голландской колонизации. Подавляющее большинство договоров об урегулировании содержало ограничение, согласно которому поселенцам не разрешалось препятствовать нанятым ими католическим работникам участвовать в Святой Мессе или других посещениях церкви. Лишь изредка основатель вмешивался в свободу колонистов осуществлять свои религиозные обряды (например, варшавские власти не только запретили Оленджи строить протестантскую церковь, но и проводить службы, как частные, так и публичные. Они были обязаны участвовать в католических службах.). [43]

Даже если поселение Олендер было заселено крестьянами-некатоликами, чаще всего поселение находилось в юрисдикции администрации католической церкви. Следовательно, и католики, и лютеране были обязаны вносить определенные платежи (в обмен на которые лютеранам в определенных ситуациях разрешалось пользоваться услугами католических священников). Оленджи платил десятину, или meszne , плату за служение мессы, часто в натуральной форме, но иногда и в деньгах, и выплачивал ее всеми жителями прихода (редко приходилось и десятину, и meszne платить ), а также платежи за конкретные услуги (совершение крещений, бракосочетаний, похорон и т. д.). Они выплачивались Римско-католической церкви лютеранами, даже если службу проводил протестантский капеллан, и рассматривались как компенсация за сокращение церковных финансов. [33] Платежи за эти вещи Римско-католической церкви были отменены только в 1768 году, когда кардинальные законы уравняли законные права католиков и инакомыслящих.

Как и другие крестьяне, Оленджи также были обязаны платить определенные налоги государству (и лишь в редких случаях землевладелец брал эту ответственность на себя, и в этих случаях он мог компенсировать себя более высокой арендной платой). К ним относятся налоги, взимаемые на душу населения или на очаг, необходимость предоставления зимних квартир солдатам, а также другие налоги (например, налоги на шкуры или subsidium charitativum ). [44]

Организация

[ редактировать ]
Местное самоуправление
[ редактировать ]

Сильное самоуправление было одной из наиболее фундаментальных отличительных особенностей Олендерского поселения, хотя бывали случаи, когда землевладелец пытался его ограничить (пытаясь назначить потомственного солтыса, который был иждивенцем поместья), и в этом случае система местного самоуправления общины была ближе к системе деревень, основанных в соответствии с немецким законодательством. Однако чаще всего поместье соблюдало права общины, предоставленные в договоре поселения.

Местное управление общины состояло из Солтиса и его советников, каждый из которых назывался лавником . Чаще всего таких было двое, [41] редко три и крайне редко четыре. [45] ). Их не назначал землевладелец, а выбирали все жители поселения (хотя женщины не имели права голоса). Выборы в местные органы власти обычно проводились ежегодно. Иногда срок полномочий длился два или три года. [46] Пожизненное избрание на эту должность было поистине исключительным. [Примечание 8]

С одной стороны, местные чиновники выступали посредниками между поселением и усадьбой. Они несли прямую ответственность за обеспечение полного и своевременного выполнения обязательств перед усадьбой, таких как сбор доставочных платежей и арендной платы землевладельцу. С другой стороны, солты и советники управляли администрацией общины и ее судебной системой. Чаще всего это регулировалось административными постановлениями ( wilkierz ), которые также часто были прописаны в мировом договоре. Юридическое содержание их имело целью регулирование отношений между крестьянами, что было особенно важно в условиях солидарной ответственности общины за выполнение содержащихся в договоре обязательств перед землевладельцем. Например, чиновники местного самоуправления были даже обязаны выселить Олендера, который пренебрегал своей землей, и поселить там кого-то другого. Местное правительство также отвечало за заботу о несовершеннолетних сиротах, за безопасность (особенно от пожаров) и чистоту поселения. [47]

В то же время солты и советники выступали в качестве суда первой инстанции по мелким нарушениям и спорам. За все эти действия местные чиновники получали оплату от общины. Доходы от платежей помещались в общественный сундук, хранившийся у солтов (ключи от которого находились у советников). Средства из общественного фонда использовались, в том числе, на покрытие транспортных расходов членов присяжных, а также, возможно, на оплату общинного пастыря, ночного сторожа, учителя или расходы на страхование от пожара. [48]

Важной отличительной чертой некатолических поселений Олендера было наличие на их территории школ. Прежде всего, они выполняли религиозную функцию, готовя молодежь к присоединению к религиозному сообществу. Русинский даже сомневается, что в некоторых школах преподавали что-нибудь кроме катехизиса. [49]

Школа, как правило, располагалась в собственном здании, на строительство которого землевладелец дал согласие в договоре урегулирования. Он также способствовал содержанию школы, выделив для нее определенный участок земли без арендной платы. Например, в Хмелинко половину хабы . переселенцы получили на школу [36] Учитель обрабатывал эту землю, хотя зачастую он также получал дополнительные пожертвования от общины. В его обязанности входило обучение религии и участию в религиозных ритуалах, а также обучение чтению, письму и арифметике. Община иногда пользовалась знаниями учителя о том, как писать, для выполнения определенных задач, связанных с администрацией поселка: ведение записей общины и корреспонденции местного правительства. Наверняка, учитель иногда выступал и в качестве переписчика личной переписки крестьян.

Качество обучения в олендерских школах оценить сложно. По мнению Русинского, способ набора учителей в Олендерских поселениях Великой Польши - из числа ткачей, трактирщиков, сапожников или портных в маленьких городах, которые не могли найти работу, - является доказательством того, что качество не могло быть очень высоким. [50] В то же время он признал, что сам факт существования этих школ является неоспоримой пользой для общества. В свою очередь Шалыгин указал, что для поселенцев из Нидерландов школы были защитой их языка, культуры, традиций и меннонитской веры, что позволяло им сохранять свою идентичность и противостоять полонизации. Однако после разделов Польши политика Пруссии привела к их германизации. [50]

Исследования, тщательно анализирующие влияние Олендерского урегулирования на польскую экономику, отсутствуют. Исследователи подошли к этой теме вкратце. Например, Русинский ограничивается утверждением, что «поселение как экономическое явление, несомненно, должно оцениваться положительно». [51] В свою очередь Шалыгин указывает, что «их хозяйства отличались значительно большей эффективностью, модернизацией и лучшей организацией труда, чем хозяйства крепостных крестьян. [51] Точно определить последствия этого типа колонизации еще сложнее, поскольку до сих пор не появилось исследований, охватывающих всю территорию Речи Посполитой , от Герцогской Пруссии через Куявию, Мазовию и Великую Польшу до территории вокруг Люблина. Самой полной и богатой остается работа Русинского, опубликованная в 1947 году и посвященная только Великой Польше.

Однако нет никаких сомнений (о чем свидетельствует готовность землевладельцев предоставлять договоры о поселении дополнительным деревням), что феномен поселений Олендер оказал положительное влияние на польскую сельскую экономику по двум причинам. Во-первых, приезд колонистов из Нидерландов и Фрисландии с их многовековым опытом обработки сложных пойм дал толчок развитию польского земледелия и животноводства. Во-вторых, землевладельцы получали более высокие доходы благодаря более высокой эффективности и экономической грамотности свободных людей. [ нужна ссылка ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Это не было исключительной собственностью Оленджи. Привилегией личной свободы пользовались почти все деревенские поселенцы с XVI по XVIII век, как, например, поселенцы по Кульмскому закону . [2]
  2. ^ Этот город был основан Тевтонскими рыцарями в 1297 году; Русинский называет 1527 год датой основания поселения Олендер в районе Пасленка. [14] Это было поселение недалеко от города, опустошенного войной и необычайно холодной зимой 1520 года.
  3. ^ Это может быть отсылкой к Ледово .
  4. ^ В случае Великой Польши Русинский представляет 1823 год как конец феномена поселений Олендер, потому что в этом году по всему Прусскому королевству был введен закон, устанавливающий единое местное самоуправление и регулирование деревень. [26]
  5. ^ Иногда, хотя и редко, привилегия заменялась предварительным соглашением, или стороны решали просто скопировать привилегию другого города. [28] Очевидно, не все договоры сохранились до настоящего времени.
  6. ^ Обратите внимание, что этот термин имел такое значение только в Куявии и Королевской Пруссии; в Великой Польше ( Нивке ) Готтеспфенниг иногда ссылался на обязательства перед церковью. [33]
  7. ^ Например, Вонсицкий заявил, что поселенцы-олендеры из Хмелинко каждый год должны были предоставлять два дня работы с использованием лошадей и волов и три дня ручного труда. [36]
  8. ^ Русинский приводит пример Радошково-Олендрова и Усьчиковца-Олендрова ; в первом Солтыс был назван пожизненно; во втором - все руководство общины было назначено пожизненно. [45]
  1. ^ «Значительный подарок: голландские меннониты в Польше», Архив Радио Нидерландов, 16 октября 2002 г.
  2. ^ См. Русинский (1947) , с. 9
  3. ^ Русинский (1947) , стр. 37–54.
  4. ^ Jump up to: а б Ходила (2005) , стр. 4.
  5. ^ Русинский (1947) , стр. 16–17.
  6. ^ Гурадзе (1898)
  7. ^ Жезлы (1798)
  8. ^ Бехайм-Шварцбах (1874)
  9. ^ Маас (1935)
  10. ^ Русинский (1947) , стр. 7–8.
  11. ^ Русинский (1947) , с. 8
  12. ^ Инглот (1929) , с. 482
  13. ^ Русинский (1947) , с. 3
  14. ^ Jump up to: а б с Русинский (1947) , с. 4
  15. ^ Цесельская (1958) , стр. 219.
  16. ^ Барановский (1915) , стр. 65.
  17. ^ Цесельская (1958) , стр. 220.
  18. ^ Цесельска (1958) , стр. 220–221
  19. ^ Морчинец, Норберт (2019). История голландской литературы до конца XIX века (на польском языке). Вроцлав: Oficyna Wydawnicza ATUT. стр. 106. ISBN  978-83-7977-424-1 .
  20. ^ Барановский (1915) , стр. 66.
  21. ^ Цесельска (1958) , стр. 221–222
  22. ^ Цесельска (1958) , стр. 222–223
  23. ^ Русинский (1947) , с. 12
  24. ^ Jump up to: а б Горак (1971)
  25. ^ Русинский (1947) , с. 9
  26. ^ Русинский (1947) , с. 11
  27. ^ Jump up to: а б с Шалыгин (2002)
  28. ^ Jump up to: а б Русинский (1947) , с. 40
  29. ^ Цесельская (1958) , стр. 230.
  30. ^ Русинский (1947) , с. 20
  31. ^ Блэк (1990) , с. 524
  32. ^ Русинский (1947) , стр. 43–44.
  33. ^ Jump up to: а б Русинский (1947) , с. 105
  34. ^ Цесельская (1958) , стр. 233.
  35. ^ Русинский (1947) , с. 84
  36. ^ Jump up to: а б Вонсицкий (1958) , стр. 74.
  37. ^ Русинский (1947) , с. 41
  38. ^ Русинский (1947) , с. 43
  39. ^ Цесельская (1958) , стр. 232.
  40. ^ Барановский (1915) , стр. 74.
  41. ^ Jump up to: а б Барановский (1915) , с.75.
  42. ^ Русинский (1947) , с. 38
  43. ^ Барановский (1915) , стр. 78.
  44. ^ Русинский (1947) , стр. 107–109.
  45. ^ Jump up to: а б Русинский (1947) , с. 50
  46. ^ Цесельская (1958) , стр. 240.
  47. ^ Барановский (1915) , стр. 74–75
  48. ^ Русинский (1947) , с. 54
  49. ^ Русинский (1947) , с. 113
  50. ^ Jump up to: а б Русинский (1947) , стр. 114–115.
  51. ^ Jump up to: а б Русинский (1947) , с. 121

Библиография

[ редактировать ]
  • Барановский, Дж. Т. (1915). «Голландские деревни на польских землях». Исторический обзор . 19 . Варшава: 65–82.
  • Бехайм-Шварцбах, Макс (1874). Колонизация Гогенцоллернов. Вклад в историю колонизации Восточной Германии . Липск. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Блэк, Генри Кэмпбелл (1990). Юридический словарь Блэка (6-е изд.). Сент-Пол, Миннесота: West Publishing. ISBN  0-314-76271-Х .
  • Ходыла, Збигнев (2005). Древнейшая история олендерских поселений возле Неклы в 1749-1793 годах . Некла. (местное издание). {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  • Чесельска, Карола (1958). «Олендерское поселение в Королевской Пруссии и Куявии в свете расчетных договоров». Исследования и материалы по истории Великой Польши и Поморья . 4 (2): 217–256.
  • Горак, Ян (1971). «Голландские домики на реке Буг». Польское народное искусство . 25 год, номер 1.
  • Гурадзе, Франц (1898). «Крестьянин в Познани». Журнал Исторического общества Познаньского воеводства . ХIII .
  • Инглот, Стивен (1929). «Проблема фламандско-голландской колонизации в Германии и Польше». Исторический ежеквартально (т. 43). Львов: 475–514.
  • Маас, Уолтер (1935). «Хауландерай, Датчерей». Немецкий научный журнал для Польши (29).
  • Русинский, Владислав (1947). Так называемые поселения «Олендрув» в бывшем Познанском воеводстве . Краков: Польская академия искусств и наук.
  • Стенгер (1798 г.). «Из Хауландеров в Южной Пруссии». Ежегодники Прусской монархии . II .
  • Шалыгин, Ежи (2002). «Олендерская колонизация в Польше - недооцененное явление». Правильный вариант (7–8).
  • Васицкий, Ян (1958). «Вклад в историю классовой борьбы «стариков» деревни Хмелинки в 1793-1806 годах». Исследования и материалы по истории Великой Польши и Поморья . IV (2): 73–83.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a2fde2a177b999845e1ae7467fb4b1de__1715606580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a2/de/a2fde2a177b999845e1ae7467fb4b1de.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Olenders - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)