Польские цыгане
Языки | |
---|---|
Балтийские цыгане | |
Религия | |
Христианство Римский католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Белорусские цыгане , Руска Рома |
Часть серии о |
цыгане |
---|
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Польские цыгане — крупнейшая и одна из старейших этнолингвистических групп цыган, проживающих в Польше. Некоторые польские цыгане также живут в Германии , Северной Америке , Швейцарии , Великобритании и Швеции . Термин «польские цыгане» является одновременно этнонимом группы и термином, используемым в научной литературе. Как таковой он отличается от терминов «польские цыгане» или «рома в Польше», которые лучше обозначают более широкое цыганское население в Польше . Польский этнограф Ежи Фицовский , писавший в 1950-х и 1960-х годах, использовал термин «польские равнинные цыгане» (польский: Polscy Cyganie Nizinni ) для обозначения той же группы, хотя эта терминология больше не широко используется.
Культура
[ редактировать ]Польские цыгане вели полукочевой образ жизни и путешествовали только сезонно до 20 века. Здесь также проживали польские цыгане. Они не ассимилировались в более широком польском обществе или в нецыганской культуре других стран, где они живут. На самом деле это одна из самых традиционных цыганских групп. Единственным исключением из этого является то, что наиболее распространенные фамилии среди польских ромов являются характерно польскими (например, Квятковский или Маевский ) или иногда полонизированными немецкими (например, Вайс или Шварц ), а также полонизированными литовскими фамилиями (например, Маркевич или Кароль Ович ). . Польские цыгане, как правило, очень строго интерпретировали цыган культурные законы и обычаи . Однако внутри сообщества во время и после Второй мировой войны возникли некоторые культурные различия, поскольку те из польских ромов, которые провели войну на территориях, контролируемых Советским Союзом, смогли придерживаться ортодоксальных обычаев, в то время как те, кто находился под немецкой оккупацией и находился под угрозой геноцида , пойти на компромисс со строгостью своих традиций, чтобы выжить. [1] [2]
Когда цыгане бежали от преследований в Священной Римской империи немецких народов в 16 веке, они называли себя сасытка рома (немецкие саксонские цыгане). В западной Польше они приняли название Polska Roma примерно в 17 веке, поскольку они больше не идентифицировали себя как немецкие цыгане, а вместо этого приняли Речь Посполитую как свою родину. Но по сей день многие по-прежнему называют себя саситскими ромами (также было создано второе название саситских ромов - «Плуняки», поскольку они все еще говорят со старым акцентом) как подгруппа польских ромов. Существуют и другие подгруппы польских ромов: рапачи (из региона Чешской Силезии под названием «Ополе », который сейчас является частью Польши, название рапачи от «Ка-рпачи — Карпаты» впервые упоминается на юго-западе Польши в 1357 веке, и еще из 1401 века, впервые упоминается в Чешской Силезии в 1350 веке). [3] [4] Лесяки, Берники (Баре Форытка, Силечаки «Варшавский Рома»). Омзиняки, Марцины, Босаки, Цеяки (вымерли во Второй мировой войне), Калишаки, Ягланы, Венгерки. [5] [6] [1] [7] Новые подгруппы, возникшие в результате смешанных браков с другими группами рома. (брак с Бергиткой Рома, Ловарой, Калдерашем, Синти): Галичаки, Сиваки, Пачовяки, Пухари, Тоники, Сервы.
Они тесно связаны с халадитками ромами , или «русскими ромами», они являются потомками саситских ромов и польских ромов. эмигрировавших в Речь Посполитую вместе с польскими цыганами. Поскольку халадитки поселились на западе России в 17 веке, на них больше повлияла русинская , а не польская культура. [8] [9]
[10] [11] Польские цыганские короли (Siero Rom, ранее называвшиеся «Гетман») принадлежат к подгруппе Sasytka Roma («Плуняки»). Генрих Нудзю Козловский (умер 2 апреля 2021 г.) [12] – активист цыганской общины Польши. Он служил сьеро ромом среди польских равнинных цыган. Он был основателем Королевского цыганского фонда - наследником сына К. Козловского.
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]В то время цыгане не считались бродягами, они были «одним из элементов национальной мозаики, а не образцовыми пришельцами». В средневековой Европе были созданы многочисленные законы и указы, касающиеся изгнания (изгнания) цыган или их насильственной ассимиляции в различных страны. ) был принят первый антицыганский закон В 1471 году в Люцерне ( Швейцария . Подобные законы и постановления появились в Бранденбурге (1482 г.) и Испании (1492 г.). Максимилиан I издал ряд постановлений (например, от 1496, 1497, 1498, 1500 и других лет), которые заставляли цыган покинуть территорию тогдашней Германии. В городских и поземельных записях упоминаются люди, которых называют « Цыган » (первоначально «Цыган»). Они часто занимали высшие должности в хозяйстве и домашней службе в Речи Посполитой и Великом княжестве Литовском . Это состояние необратимо изменилось в следующем столетии – в середине XVI века, благодаря кочевым цыганским группам, образованным беженцами из стран Священной Римской империи в 962–1806 гг., а конкретнее из Германия , страны Запада. [2]
Польские цыгане как отдельная этнолингвистическая группа, которая сформировалась на западе Польши в 16 веке из цыганских беженцев Sasytka Roma («немецкие саксонские цыгане»), которые мигрировали в Речь Посполитую , чтобы избежать антицыганских преследований в Священной Римской империи . Миграция стала результатом волны погромов, преследований и антицыганских законов на немецких территориях, и это оказало глубокое влияние на культуру и язык польских цыган. По сравнению с другими группами цыган, такими как бергитка рома («польские карпатские цыгане» или «польские горские цыгане» в терминологии Фицовского), которые фактически прибыли в Польшу в 16 веке, общины польских ромов более закрыты и подозрительны к посторонним. (Гаджо), менее « ассимилированные » и более привязанные к традиционной цыганской культуре. Их версия цыганского диалекта также вобрала в себя множество немецких слов и фраз. [8] В польские земли оно шло через Германию. Факт, что большие группы цыган бежали в Польшу из Германии из-за репрессий, но произошло это лишь на рубеже XV и XVI веков, во времена императора Максимилиана I. Что касается хода миграции, то появление сообщений о цыганах на юге Польши, где присутствие цыган было явно очевидно уже в XIV веке, заслуживает внимания, что можно было наблюдать в Западной Европе, поскольку это было оседлое, а не кочевое население. Польские источники не упоминают ни паломников из Египта , ни пришельцев XV века, внешний вид и обычаи которых вызывали бы всеобщее изумление. Однако они сообщают, что арендовали землю, что позволяет предположить, что первые цыгане в Польше могли быть состоятельными людьми. Для них оседлый образ жизни не был чем-то новым, и они настолько ассимилировались, что их различия не были зафиксированы. Цыгане («Сасытка позже Польска»), прибывшие из Германии, тоже дошли до Литва , а оттуда в Латвию , Белоруссию и Россию . Историческим источником, который должен был стать основанием для такого предположения, является привилегия свободного передвижения, выданная Александром Ягеллоном , королём польским в 1501–1506 годах и великим князем литовским, царствовавшим в 1492–1506 годах. Лингвистические исследования показали, что цыгане из Литвы , Латвии и России используют заимствования из польского и немецкого языков, что указывает на ход их миграции. [7] [9] [4]
В Речи Посполитой
[ редактировать ]Между 16 и 18 веками Речь Посполитая , как и другие европейские государства, приняла антицыганское законодательство. Однако, в отличие от большинства европейских стран, эти законы редко соблюдались в значительной степени, поскольку цыгане находили мощных покровителей среди шляхты (польской знати) и благосклонного пренебрежения. Польские дворяне, магнаты и землевладельцы придавали большое значение традиционным ремеслам рома, таким как металлургия , земледелие и колесное мастерство , а также музыкальным навыкам (которые стали стандартным продуктом важных событий). Польские цыгане обычно освобождались от феодальные ограничения , привязавшие польских крестьян к земле. Они могли свободно продолжать кочевой образ жизни в течение большей части года, при условии, что они прибывали в «родной город» в заранее определенные рыночные дни. В этом отношении польские цыгане занимали социальный слой выше польских крестьян и других цыганских группировок, таких как карпатские цыгане (чья мобильность была ограничена).
Во многих крупных магнатских латифундиях общины польских цыган также получили право иметь « короля », избранного для представления их интересов в юридических спорах с посторонними. Однако со временем офис стал источником коррупции. В 18 и 19 веках людей часто выбирали извне своей группы, и они были склонны преследовать личные, а не общественные интересы.
[13] Даже в XVIII веке польские цыгане неоднократно бежали с немецких территорий. Указ о изгнании — это австрийский императорский указ начала XVIII века, который напоминает прежние правила против бродяг, в том числе цыган. Второй — аналогичный указ, изданный в Берлине в 1721 году для Прусского королевства. Эти законы и жестокая антицыганская политика Австрии и Пруссии были среди причин бегства в Польшу цыган, которые сегодня называют себя польскими цыганами.
Дополнительные антицыганские законы были приняты в Польше и Литве, когда Сильный курфюрст Саксонии 1697 году королем Польши был избран Август в . быть убитыми на месте, часто с выплатой награды за их уши, в то время как цыганские женщины и дети были изуродованы, заклеймены и изгнаны), а после инаугурации Августа некоторые из этих законов были переданы Содружеству. Однако было сделано различие между законами, применимыми в Саксонии, где родился Август, и в собственно Содружестве, где самые суровые меры были смягчены денежными штрафами или просто мягким пренебрежением к местным властям. [8]
Незадолго до раздела Польши польские цыгане, как и другие нешляхтские классы , получили полное гражданство согласно Конституции от 3 мая . Однако эти привилегии были утрачены в результате разделов, и польские цыгане были вынуждены вернуться в рабский статус иностранными державами (Австрией, Пруссией, Россией).
Выдвижение Матиаса Кароловича королем цыган в Польше
[1] Необходимость установления верховной власти над цыганами - кочевым народом и поэтому трудноуправляемым - была одной из насущных проблем, с которыми столкнулись современные правители Центральной Европы. До середины 17 века в Польше были лишь примеры подтверждения старшинства среди вождей, выбранных самими цыганами при поддержке местных собственников или земельных чиновников. Однако самый старый сохранившийся документ, назначающий пожизненную «должность старшинства над всеми цыганами, которые есть и будут в Короне и прилегающих к ней странах», изданный самим королем Иоанном II Казимиром , датируется 1652 годом. Кандидатом был Матиас Каролович , но о нем ничего не известно, кроме того, что он не первый занял свою должность. В документе говорилось, что Каролович был преемником уже умершего Янчи , предыдущего начальника цыган. Согласно королевскому акту, Каролович был наделен «по обычаю (...) всеми прерогативами, доходами и льготами», включая судебные полномочия. Как Янчи в настоящее время является самым ранним известным «королевским» начальником цыган ; предполагается, что этот институт должен был быть основан во время правления Владислава IV . Есть косвенные доказательства того, что Янчи был придворным волынщиком этого короля. Через десять лет после возвышения Карловича король Иоанн Казимир назначил еще одного начальника — Себастьяна Галензовского , на этот раз, вероятно, дворянина. Следующие также были дворянского происхождения. Первым цыганским королем по титулу, а точнее главой « Цыганского королевства », был Лукаш Ивашкевич в 1697 году, назначенный Августом II Сильным. Не все назначенные царем начальники управляли всей общиной, поскольку были и те, кому были предоставлены только региональные полномочия. Царский титул присваивался до третьего раздела Речи Посполитой (последним был Якуб Знамеровский, помещик из Лиды ) — с этого момента короля выбирали самостоятельно отдельные Семьи ( роды ) польских цыган.
Избранные
[14] [15] [16] [17] Цыганские короли Институт цыганских королей действовал в Польше в XVI и XVIII веках и был восстановлен в другой форме после Первой мировой войны. В группе польских ромов короля зовут Шеро Ром. Цыганские короли (правильный термин для главы семьи, группы или национальной общины) сохранились только в Польше. Они разрешают внутренние споры и представляют сообщество в контактах с местными властями. Мы различаем два различных определения института цыганского короля. Первый касается лица, признанного властями данной страны официальным главой ромской общины. Король был официальным представителем цыган перед властями данной страны или территории. Его функция заключалась, с одной стороны, в защите интересов цыган, а с другой – в поддержании порядка и сборе налогов. Согласно второму определению, король – это вождь цыган (не навязанный извне), глава обычаев и традиций. действовал в Польше в 16 и 21 веках. Существуют разные должности, высшая должность - сьеро-рома, вторая должность - правая рука Йонгкаро (в настоящее время Йонгкаро уже нет, потому что он больше не нужен). Затем идет старший из каждой подгруппы. Лидер деревни (ранее звонил лидер подгруппы Воеводо). Глава семьи Фуро/Фьюри (то есть старик или старуха).
Избранные | привилегия | |
---|---|---|
большой палец | ||
Василий | в 1501 веке. История гласит, что Александр Ягеллончик вернулся в Вену вместо « воеводства Циганов ». | |
Янчи, Каролевич | ||
Матиас Королевич | назначен старейшиной по привилегии 1652 г. в Короне и в Речи Посполитой. | |
Ян Навротыньский | назначен старейшиной грамотой 1668 г. в Короне и в Речи Посполитой. | |
Мольский | предположительно, он получил эту привилегию от Михала Корибута Вишневецкого. | |
Станислав, Венгловский | назначен привилегией 10 июля 1682 г., пожалованной в Яворове Яном III Собеским ; привилегия подчинила Венгловского власти цыган в Короне и Великом княжестве Литовском. | |
Ян Девельтовски | 1703–1705; с особым упором на Литву и Жемайтию | |
Бонавентура Ян Виера | назначен по привилегии с 1705 г. - с отличием Пшемысльской , Львовской и Санокской земель. | |
Жулицкий, | ||
Станислав Годземба Низинский, | ||
Якуб Тщиньский | 1729–1731 в Короне и в Речи Посполитой. | |
Францишек Богуславский | (назначен королем в 1731 г.), первый глава цыган с королевским титулом в Короне и в Речи Посполитой. | |
Бартош Александрович | 1732 | |
Юзеф Гозда Бочковски | назначен в 1761 г. на территорию Малопольского воеводства. | |
Стефанович | умер в 1778 г. | |
Ян Марцинкевич | 1778 -1790 | |
Игнаций Марцинкевич | 1790 | |
Якуб Знамеровский | 1780–1795; на территорию Великого княжества Литовского | |
Бабинский | 1795 г. Глава цыган в короне. | |
стекло | Гетман (Siero Rom) с 1820 г. имел 5 жен и 5 конных экипажей. Первой конной повозкой управлял сам Басо в сопровождении его старшей жены и ее детей, за ним следовали другие женщины, каждая со своими детьми и конной повозкой. Он был мудрым цыганом и очень богатым. | |
Дадерузо | Родился в 1800–1882 гг., Сиеро Ром в 1850 г. | |
Сладкий | Родился 1882 — июль 1975, умер в Ополе , Сьеро-Ром в 1920 — 1974. | |
Воци Козловски | Рома сыворотка в 1974 - 1990 гг. | |
Хенрик Нудзю Козловски | Родился 10.12.1946 — 04.02.2021, умер в Нова-Дворы , Сьеро-Ром в 1990 — 2021 гг. |
Во время польских разделов
[ редактировать ]После раздела Польши преследование польских цыган стало более суровым, особенно в российском разделе . В результате численность населения группы сократилась, в какой-то момент упав до 1000 человек в Конгрессе Польши . Наконец, в 19 веке наблюдался приток других цыган на территории бывшего Речи Посполитой , особенно Калдераша и Ловари .
После того, как Польша восстановила свою независимость , польские власти были склонны признавать Калдерашей в качестве полных представителей цыганского населения в стране. Следовательно, «цыганские короли» в этот период выбирались из числа калдерашей, и политика в целом отражала интересы этой группы, часто за счет польских цыган. Как и большинство других подгрупп цыган в Польше, которые не были Калдерашами, последние не признавали власть этих представителей. У польских цыган были свои короли, которых они называли ( Szero Rom ), одним из которых был Генрик Нудзю Козловский .
Пораймос
[ редактировать ]После немецкого вторжения и оккупации Польши нацисты провели запланированный геноцид цыганского населения как часть окончательного решения проблемы . Польские цыгане, как и другие цыганские группы в Польше, сильно пострадали. Как правило, в то время как других цыган обычно помещали в гетто , а затем отправляли в нацистские концентрационные лагеря , немецкие эсэсовцы обычно убивали польских ромов (а также цыган-бергиток) в ходе массовых казней в лесах и укромных местах (например, во время резни в Щуровой ).
После Второй мировой войны
[ редактировать ]Хотя до Второй мировой войны небольшая часть польских цыган вела оседлый образ жизни, большинство продолжало вести традиционный кочевой образ жизни. В отличие от ловариев и калдерашей, которые часто путешествовали по всей Европе, польские цыгане, как правило, оставались в пределах границ межвоенной Польши или соседних стран.
Однако после войны коммунистическое правительство Народной Польши начало политику, направленную на «заселение» цыганского населения, пережившего Холокост. Первоначально это принимало форму финансовых стимулов, включая бесплатное жилье и «поселенческие фонды», но поскольку эта политика не достигла целей, на которые надеялись коммунистические власти, к концу 1950-х годов она превратилась в политику принудительного поселения и прямых запретов на «кочевой» образ жизни. Все польские цыгане должны были зарегистрироваться, «бродяжничество» было объявлено вне закона, а родителей цыган часто заключали в тюрьму, если их дети не посещали одну и ту же школу в течение года (что было невозможно в контексте кочевого образа жизни). Эта принудительная политика привела к тому, что около 80% ранее кочевых цыган стали оседлыми, а часть остальных ушла в подполье. Тем не менее, другие эмигрировали за границу.
В этот период польская цыганская поэтесса Папуша (Бронислава Вайс) стала всемирно известной, как и ее племянник Эдвард Дембицкий .
Польска Рома сегодня
[ редактировать ]Сегодня польские цыгане проживают по всей Польше, кроме южной Польши. На юге Польши — карпатские цыгане (также называемые цыганами-бергитками) в районе города Новы-Сонч , в Подгале и Спише . [8]
В июне 1991 года произошел млавский бунт , представлявший собой серию инцидентов с применением насилия против польских цыган, которые вспыхнули после того, как один поляк был убит, а другой поляк получил необратимые травмы, когда цыганский подросток врезался в трех этнических поляков на пешеходном переходе, убив одного. затем скрылся с места происшествия. [18] После аварии разбушевавшаяся толпа напала на богатые цыганские поселения в польском городе Млава . Оба начальника полиции Млавы [19] и исследователи-социологи Варшавского университета [18] сказал, что погром произошел в первую очередь из-за классовой зависти (некоторые цыгане разбогатели на торговле золотом и автомобилями). Тогда мэр города, а также причастные к нему цыгане и другие жители заявили, что инцидент не имел расовой подоплеки. [19]
Во время освещения беспорядков было отмечено изменение этнических стереотипов о цыганах в Польше: цыган больше не является бедным, грязным или веселым. Они также не просят милостыни и не притворяются смиренными. Сегодня цыган ездит на престижной машине, живет в шикарном особняке, щеголяет своим богатством, хвастается тем, что местные власти и полиция ему платят, и поэтому он никого не боится. При этом он, как и прежде, аферист, вор, мошенник, уклонист от военной службы и обладатель легальной, приличной работы. [20] Негативные «мета-стереотипы» – или собственное восприятие цыганами стереотипов, которые члены доминирующих групп придерживаются в отношении своей собственной группы – были описаны Польским цыганским обществом в попытке активизировать диалог об исключении. [21]
Места
[ редактировать ][22] В связи с тем, что в прошлом Бельско всегда разделяло судьбу Тешинского герцогства, оно принадлежало Польше, затем Чехии, затем Венгерскому королевству и Чешской Республике, а в 1526-1918 гг. Габсбургская австрийская монархия. В 1644 году, когда город, а вместе с ним и городской лес, находился под властью Австрии, Мазовецкий воевода, краковский кастелян и владелец Лодыговиц Станислав Варшицкий насильно занял лес и использовал его в течение многих лет, причиняя убытки. оценивается в 55 000 талеров. В документах 1861 года городской лес стал называться Цыганский лес (Цыганский лес). Название, скорее всего, связано с тем, что в лесу с 15 века располагались стоянки кочующих цыган.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Музей польской истории, Варшавская цитадель . «Выдвижение Матиаса Кароловича королем цыган в Польше» . Музей польской истории, Варшавская цитадель . мужп.пл.
- ^ Jump up to: а б Дилл, Томаш (2021). «Цыгане (цыгане) и их история. Мифология «вечного» странствования (очерк проблемы)» . Университетский социологический журнал (на польском языке) 27 (1): 27–36. doi : 10.21697/ucs.2021.27. 1.04 ИССН 2299-2367 .
- ^ Черенков Лев; Ледерих, Стефан (2004). Рома: иначе известные как цыгане, гитаносы, гифтои, циганы, тигани, чингене, зигеунер, богемены, путешественники, фаренде и т. д . Базель: Швабе. ISBN 978-3-7965-2090-7 .
- ^ Jump up to: а б Матковская, Юстина (2017). «Сравнительное культурное исследование цыганской общины и богемы. Пролегомены» [польский] (PDF) . Культура и образование . 4 (118). Юстина Матковская Институт польской филологии Вроцлавского университета, Польша: 139–150. дои : 10.15804/kie.2017.04.10 .
- ^ Черенков Лев; Ледерих, Стефан (2004). Рома: иначе известные как цыгане, гитаносы, гифтои, циганы, тигани, чингене, зигеунер, богемены, путешественники, фаренде и т. д . Базель: Швабе. ISBN 978-3-7965-2090-7 .
- ^ Гонтарек, Алисия (12 декабря 2017 г.). «Цыганские короли во Второй Польской республике. Вокруг достижений Ежи Фицовского по цыганскому вопросу в межвоенный период» . Annales Universitatis Paedagogicae Cracoviensis | Студия Историколиттерария . 16 : 145–158. дои : 10.24917/20811853.16.11 . ISSN 2300-5831 .
- ^ Jump up to: а б Мроз, Лех (1992). Происхождение цыган и их культура (на польском языке). Польша: Издательство Фонда Historia Pro Futuro. стр. 295. ISBN 8385408193 .
- ^ Jump up to: а б с д Адам Бартош, «Не бойтесь цыган/Na dara rromesoar», Пограничне, Сейны, 1994, стр. 71.
- ^ Jump up to: а б Калинин В.И. Характеристика цыганских диалектов/Субдиалектов балтийской цыганской языковой семьи. В литературе о балтийских цыганских языковых семьях отсутствуют исследования цыганских диалектов/субдиалектов этой языковой группы, особенно диалектов Латвии, Эстонии и Польши. В статье представлены специфические различия диалектов и поддиалектов, которые не нашли отражения в исследованиях и могут вызвать затруднения исследователей.Результаты и их обсуждение. Мы полагаем, что диалекты балтийской цыганской семьи начали появляться после исхода цыган с территории Речи Посполитой. Цыганская балтийская группа, а также в связи с наиболее очевидным влиянием славянских, балтийских и немецких, среди которых кристаллизовались группы балтийских цыган. языки балтийско-цыганской языковой семьи (романес). Внутри самих этих племен (родов) балто-славянской группы также наблюдаются некоторые незначительные различия в языке. Эти различия объясняются разной степенью влияния окружающих языков, особенно немецкого, польского и русского, а также различием в родовом традиционном занятии, что, в свою очередь, порождало разный уровень взаимоотношений с окружающим населением, в результате чего разный уровень контактов как с представителями цыганского рода, отдельными соплеменниками, так и нецыганскими представителями бизнес-сообщества. https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/20725/4/150-158.pdf
- ^ Раймунд, Велник (30 ноября 2006 г.). «Свидетель короля» . Раймунд Велник . gk24.pl.
- ^ Рома не пропустит Рому Гжегож Щепаньский, 7 декабря 2006 г. https://gp24.pl/rom-romowi-nie-przepusci/ar/4279465
- ^ СА, Польское телевидение. «Международный день цыган. «Часть нашей культуры уходит в историю» » . bydgoszcz.tvp.pl (на польском языке) . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Манифест, миссия» . МУЗЕЙ КУЛЬТУРЫ РУМЫНИИ В ВАРШАВЕ (на польском языке) . Проверено 21 июня 2024 г.
- ^ «Асимметричное алкоксиаминирование, катализируемое медью» . Синфакты . 8 (01): 0071–0071. 19 декабря 2011 г. дои : 10.1055/s-0031-1289452 . ISSN 1861-1958 .
- ^ ЛЕХ МРОЗ (Кафедра этнологии и культурной антропологии Варшавского университета) ПРИЛОЖЕНИЕ К ПОЧТЕ ЦЫГАНСКИХ КОРОЛЕЙ И СТАРИН В ПОЛЬШЕ "Etnografia Polska", т. XXXII: 1988, вып. 1 PL ISSN 0071-1861.
- ^ Лукаш Квадранс Ромопедия Лукаш Квадранс Фонд социальной интеграции Пром Вроцлав 2015 Энциклопедия знаний о цыганах ISBN 978-83-62969-24-1
- ^ Коварска, Агнешка Дж. (2005). Польские цыгане: традиции и современность . Студия этнологическая. Варшава: Институт этнологии и культурной антропологии Варшавского университета: Видон. ДиГ. ISBN 978-83-7181-355-9 .
- ^ Jump up to: а б Ребекка Джин Эмиг; Селеный, Иван (2001). Бедность, этническая принадлежность и гендер в Восточной Европе в период рыночного перехода . Издательская группа Гринвуд. стр. 101–102. ISBN 978-0-275-96881-6 . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Поляки вымещают свою экономическую ярость на цыганах» . Нью-Йорк Таймс . 25 июля 1991 года . Проверено 13 сентября 2019 г.
- ^ Анна Гиза-Полещук, Ян Полещук, Отчет «Цыгане и поляки в Млаве - этнический или социальный конфликт?» (Доклад «Цыгане и поляки в Млаве – этнический или социальный конфликт?») по заказу Центра изучения общественного мнения , Варшава, декабрь 1992 г., стр. 16-23, разделы III и IV «Цыгане в Польской Народной Республике, отношения с польским большинством в Млаве» и «1980-е и 1990-е годы».
- ^ Герлих, Мариан Гжегож; Квятковский, Роман. «Рома. Диссертация о чувстве исключенности» (на польском языке). Ассоциация ромов в Польше.
Получается, что этот метастереотип - своеобразный образ цыган о том, как их воспринимают "чужие" - образ, насыщенный почти исключительно негативными чертами.
- ^ «Австрийские войска, цыганские таборы, чиновники Бельско, или история Цыганского леса - ПРОЕКТ ББ» (на польском языке). 08.04.2018 . Проверено 21 июня 2024 г.