Цыганское общество и культура
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июль 2022 г. ) |
Часть серии о |
цыгане |
---|
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Цыгане представляют собой отдельную этническую и культурную группу народов, живущих по всему миру, которые имеют общую языковую семью, а иногда и традиционный кочевой образ жизни. [ 1 ] Хотя их точное происхождение было неясно, [ 2 ] недавние исследования показывают, что Кашмир на северо-западе Индии является наиболее вероятным местом происхождения. [ 3 ] Их язык имеет общее происхождение и похож на язык современных гуджарати и раджастхани , заимствуя заимствованные слова из языков, с которыми они столкнулись при миграции из Индии. В Европе, несмотря на то, что их культура стала жертвой других культур, они все же нашли способ сохранить свое наследие и общество. [ 4 ] [ 5 ] Индийские элементы в цыганской культуре ограничены, за исключением языка. [ 6 ] [ 7 ] Цыганская культура в значительной степени ориентирована на семью. Цыгане традиционно живут в соответствии с относительно строгими моральными кодексами. [ 8 ] Этническая культура цыган, проживающих в странах Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы, развивалась в результате длительного и сложного процесса непрерывного активного взаимодействия с культурой окружающего их европейского населения. [ 9 ]
Происхождение
[ редактировать ]Лингвистические и фонологические исследования позволили проследить происхождение рома до мест Индийского субконтинента . Многие сообщают в выдержках из популярной литературы, что цыгане пришли из северо-западных регионов Индии, а не из Центральной Индии. [ 10 ] Особенности фонологического развития, возникшие на раннем этапе перехода от древнеиндийского языка к среднеиндийскому, доказывают, что история цыган началась в Центральной Индии. [ 11 ] Цыганский язык имеет много общих черт с центральными индоарийскими языками, такими как хинди , урду , пенджаби и раджастхани; он также имеет связи с северными индоарийскими языками , такими как кашмирский , а сам язык содержит персидские , арабские , греческие и армянские слова. [ 12 ] Лингвисты используют эти фонологические сходства, а также особенности фонологического развития, возникшие на раннем этапе перехода от древнего санскрита к среднеиндийскому пракриту, чтобы сделать вывод, что история цыган началась в Центральной Индии. [ 13 ]
Другая легенда описывает персидского царя Бахрама V , который привез музыкантов из Индии в Иран в 420–438 годах нашей эры, а затем странствовал по Шелковому пути в Европу. Некоторые считают, что цыгане – их потомки. [ 14 ]
Имена
[ редактировать ]Сегодня цыгане живут по всему миру. Обычно цыгане берут имена, распространенные в стране их проживания. Современные цыгане редко используют традиционное имя со своего языка, например Чингарен . Романский язык — единственный индоарийский язык , на котором со времен Средневековья говорили исключительно в Европе. [ 15 ] Говорящие используют множество терминов для обозначения своего языка. Обычно они называют свой язык Чингари-чиб или Романи-чиб, что переводится как «цыганский язык», или romanes , «по-римски». Английский термин «цыганский» используется учеными с XIX века, тогда как ранее они использовали термин « цыганский язык ».
Семья и жизненные этапы
[ редактировать ]Традиционно цыгане придают большое значение большой семье . [ 16 ]
Брак и споры
[ редактировать ]Брак в цыганском обществе подчеркивает важность семьи и демонстрирует связи между различными группами, часто транснациональные. Традиционно брак по расчету очень желателен. [ 17 ] По традиции родители жениха платят семье дочери. Родители потенциальной свадебной пары помогают определить идеального партнера для своего ребенка. Родители могут оказывать давление на конкретного супруга своего ребенка, поскольку вступление в брак к двадцати пяти годам является устоявшейся нормой. [ 17 ] Школа, церковь, мечети, церемонии обрезания, свадьбы невесты и другие мероприятия также являются популярными местами для поиска потенциального супруга. Ожидается, что потенциальные пары будут находиться под присмотром или сопровождением взрослого. С появлением социальных сетей, таких как Facebook и мобильных телефонов , а также с развитием образования женщин, многие традиционные нравы и консервативные взгляды стали менее жесткими. В некоторых цыганских группах, например, среди финских цыган , идея официально зарегистрированного брака вообще игнорируется. [ 18 ]
Цыганская практика детских браков вызвала серьезные споры во всем мире. В 2003 году один из многих самопровозглашенных цыганских «королей», Илие Тортикэ, запретил браки до достижения сторонами совершеннолетия в стране их проживания. Цыганский патриарх Флорин Чоабэ вступил в конфликт с румынскими властями в конце 2003 года, когда выдал замуж свою младшую дочь Ану-Марию в возрасте двенадцати лет, что значительно ниже установленного законом возраста вступления в брак . [ 19 ]
Похищение невесты (не путать с румынской традицией похищения невест) считается традиционной частью цыганской практики. Девочек в возрасте двенадцати лет могут похитить для выдачи замуж за мальчиков-подростков. О подобной практике сообщалось в Ирландии , Англии , Чехии , Нидерландах , Болгарии и Словакии . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Похищение невесты считается способом избежать выкупа за невесту или средством для девушки выйти замуж за мальчика, которого она хочет, но которого не хотят ее родители. [ 22 ] Традиция нормализации похищений людей подвергает молодых женщин более высокому риску стать жертвами торговли людьми . [ 20 ] [ 21 ]
Практика похищения невест и детских браков не является общепринятой в цыганской культуре. Некоторые цыганские женщины и мужчины стремятся искоренить подобные обычаи. [ 23 ]
переняли Цыгане-мусульмане исламские брачные практики. [ 24 ]
Цыганские матери кормят своих детей грудью для оптимального здоровья и повышения иммунитета. Они также рассматривают это как дар Божий и помощь в построении здоровых отношений между матерями и детьми. [ 25 ]
Вражда
[ редактировать ]Кровавая месть, кровная месть или вендетта — это старая форма частной мести, целью которой обычно является восстановление чести цыганской семьи путем убийства противника. Это происходит только после серьезного ущерба чести, такого как само убийство, которое никакая другая компенсация ущерба в рамках вражды не может воздать должное. [ 26 ] [ 27 ]
Чистота и смерть
[ редактировать ]Одежду для нижней части тела, а также одежду менструирующих женщин стирают отдельно. Предметы, используемые для еды, стирают в другом месте. [ 28 ]
Роды считаются «нечистыми» и должны происходить вне жилища; мать считается «нечистой» в течение 40 дней. [ 29 ]
Цыгане -мусульмане (Хорахане) на Балканах переняли исламскую культуру в период Османской империи , как и ритуальная чистота в исламе . [ 30 ]
Воспитание детей
[ редактировать ]Цыгане-христиане включают свои ценности в то, как они воспитывают своих детей. После рождения матери элемент нечистоты возлагается как на мать, так и на отца. Эта нечистота уменьшается, если ребенок мужского пола и семья считается «счастливой». Традиционно пара будет жить с отцом жениха до рождения первенца. Цыгане придают большое значение расширенной семье, поэтому крестные родители вместе с другой семьей принимают активное участие в жизни ребенка, чтобы обеспечить его благополучие. [ 31 ]
Моральные ценности
[ редактировать ]Культура и традиции цыган-дасикане (христиан) и цыган-хорахане (мусульман) очень различаются. Не существует единой цыганской культуры или традиции; он различается в зависимости от страны, подгруппы и религии.
Романипен
[ редактировать ]Романипен (также romanypen , romanipe , romanype , romanimos , romaimos , romaniya ) — это концепция цыганской философии, охватывающая всю совокупность цыганского духа, культуры, права , будучи ромом, набором цыганских штаммов. [ 32 ]
считается цыганом -гаджикане Этнический ром в цыганском обществе , если у него нет романипена . Иногда Гаджо , обычно усыновленный ребенок, может считаться ромом, если у человека есть Романипен . Как концепция, Романипен был предметом интереса многих академических наблюдателей. Была выдвинута гипотеза, что это связано больше с рамками культуры , чем просто с соблюдением исторически сложившихся правил. [ 33 ]
Значительные изменения в цыганской культуре после Второй мировой войны объясняются приостановлением действия этих социальных норм, поскольку были нарушены строгие правила, касающиеся еды и контактов с определенными классами людей. Этот период также совпал с предполагаемой потерей власти традиционных лидеров, основных сторонников романипена . [ 34 ] Более того, цыгане, оказавшиеся под советским контролем во время войны, будучи депортированными на восток Урала и часто подвергавшимися преследованиям, обычно оставались в одиночестве, чтобы следовать своим ортодоксальным обычаям и, таким образом, сохраняли строгие интерпретации романипена . Однако цыганам, жившим в других странах Восточной Европы, перед лицом широко распространенной дискриминации и попыток общества принудительной ассимиляции, часто приходилось идти на компромисс со своим строгим толкованием обычаев, чтобы выжить. В результате вся концепция романипена стала по-разному интерпретироваться различными группами рома. Цыгане-мусульмане, например, считали необрезанного мужчину нечистым.
Быть частью цыганского общества
[ редактировать ]Серьезным наказанием для рома-христианина является изгнание из цыганского общества. [ 35 ] Изгнанный человек считается «зараженным», и другие цыгане-христиане избегают его.
Ашкали и балканские египтяне [ 36 ] как туркменские цыгане и крымские цыгане [ 37 ] не являются частью цыганского общества из-за отсутствия романипена и цыганского языка.
Римский кодекс
[ редактировать ]Кодекс Романи , или Романо Законо , является наиболее важной частью Романипена . Это свод правил жизни цыган. Он отличается от групп и религий.
Хотя цыганские этнические группы имеют разные наборы правил, культуры устных цыган, скорее всего, будут придерживаться цыганского кодекса, эти общины географически разбросаны. [ 38 ] Есть пословицы о цыганском кодексе и обычаях, такие как:
- There exist as many customs as there are Romani groups. ( Kitsyk Roma, dakitsyk obychaye in Ruska Roma 's dialect)
Правила Кодекса цыган описывают отношения внутри цыганской общины и устанавливают ограничения на обычаи, поведение и другие аспекты жизни.
Кодекс цыган не написан; Цыгане сохраняют это в устной традиции.
Крис – это традиционный институт , занимающийся соблюдением и соблюдением Кодекса цыган.
Кодекс можно разбить на основные элементы; главный столп, представляющий полярные идеи бакста ( произносится [baxt] , бах-хт ), что означает «честь» и ладж (или laʒ , произносится [ladʒ] , lah-j ), что означает «стыд». [ 38 ]
В некоторых цыганских культурах считается почетным отмечать бакст , проявляя щедрость и демонстрируя свой успех публике. Акцент на щедрости означает, что обмен едой имеет большое значение для некоторых групп рома. Приготовление щедрых обедов, которыми можно поделиться с другими посетителями-цыганами, является обычным явлением, а в некоторых случаях отсутствие еды, которой можно поделиться, считается позорным. [ 38 ]
Вера и религия
[ редактировать ]Подавляющее большинство цыган – христиане. Это католики Мануш, Мерчерос и Синти; мусульманские ашкали и романлары; пятидесятники Калдераш и Ловари; Протестантские путешественники; англиканские цыгане; и баптистские цыгане. Религиозные верования цыган связаны с Богом и Девой Марией. [ 39 ]
индуизм
[ редактировать ]Предки цыган исповедовали индуистскую религию. Это подтверждается цыганским словом «крест», трушул , которое описывает Шивы трезубец ) ( Тришул , а также народные сказки и песни об индуистских божествах. [ 40 ] Индуистский фундамент означает, что концепция Кунтари , универсального баланса, занимает центральное место в духовности людей. Кунтари означает, что все вещи принадлежат во вселенной согласно своему естественному месту. Если что-то не вписывается в свое естественное место, считается, что это разбалансировано и, следовательно, к неудаче. Например, птицы должны летать, поэтому нелетающие птицы, такие как куры, считаются неуравновешенными и приносящими неудачу. По этой причине цыгане-христиане традиционно не едят куриные яйца. [ 41 ] За исключением цыган-мусульман , которые едят яйца, для них даже существуют особые рецепты. [ 42 ]
Рома также верил в концепцию Кинтала, которая почти идентична Карме, за исключением того, что действия в жизни влияют только на реинкарнацию , плохие события вызваны не грехами предыдущей жизни, а плохими Джи и нечистыми духами, Некукса.
Концепция Джи, которая представляет собой вашу духовную энергию, баланс которой вы должны поддерживать, следуя Мариме и другим духовным законам. Чем лучше вы человек и чем более уравновешен ваш Джи, тем в лучшую жизнь вы перевоплотитесь. [ 43 ]
Некоторые также поклонялись духам своих предков, в то время как цыгане-христиане были категорически против всего, что связано с мертвыми.
Рома верили в бога, который един со вселенной и проявляется в образах множества божеств:
- Кали Сара / Бари О Девли – богиня цыган, судьбы, реинкарнации
- Бар о Девел / Сив – бог силы и музыки
- О Шион – богиня богатства и удачи.
- Амари О Девли – богиня красоты, любви и плодородия.
- Бибияку / Тетя Биби - богиня семьи, детей и дома.
- Ваджу – бог ветра и путешествий
- Олабиби – богиня болезней и исцеления
- Алако – богиня луны и священных законов
( Другие боги, о которых мы мало что знаем: сын Кали и Сив, Лаки, Барами, Марути, сын Ваджу, Джандра, бог солнца, мужской бог любви, бог воды, бог леса, бог неба, бог смерти )
Кланы и племена рома следовали множеству других богов и практиковали множество вариаций этой системы веры. Не существует одного имени для бога или одного правила, поскольку каждая группа имела уникальные вариации.
Дасикане Рома
[ редактировать ]На балканском цыганском языке православного цыгана-христианина зовут Дасикане, Даскане или Дас, что иногда означает раб или слуга. [ 44 ]
Божества и святые
[ редактировать ]Блаженный Чеферино Хименес Малла считается покровителем цыган в католицизме. [ 45 ] Дева Надежды Макарена считается покровительницей испанских цыган . [ 46 ]
Святая Сара , или Кали Сара, почиталась как покровительница так же, как и блаженный Чеферино Хименес Малла, но в 21 веке произошел переход, когда Кали Сара понимается как индийское божество, принесенное предками-беженцами Цыгане, тем самым устраняя любые христианские ассоциации. Святую Сару все чаще считают «цыганской богиней, защитницей цыган» и «неоспоримой связью с Матерью Индией». [ 47 ] Говорят, что цыгане , совершавшие паломничество к темнокожей Святой Саре в Сент-Мари-де-ла-Мер, возможно, были египетской служанкой трех Марий . [ 48 ] [ 49 ] День паломничества в честь Сарры — 24 мая; в этот день ее статую уносят к морю, чтобы воспроизвести ее прибытие во Францию .
Церемонии и практики христианских ромов
[ редактировать ]Цыгане часто принимают доминирующую религию принимающей страны, если необходима церемония, связанная с формальным религиозным институтом, например, крещение или похороны (их особые системы верований, а также коренная религия и вероисповедание сохраняются независимо от таких процессов усыновления). Некоторые цыгане продолжают практиковать « шактизм », практику, зародившуюся в Индии, согласно которой для поклонения богу требуется супруга-женщина. Приверженность этой практике означает, что для цыган, поклоняющихся христианскому Богу, молитва проводится через Деву Марию или ее мать, Святую Анну . Шактизм продолжается более 1000 лет после отделения народа от Индии. [ 41 ]
Цыганские старейшины служат духовными лидерами; нет конкретных христианских цыганских священников, церквей или христианских цыганских Священных Писаний, за исключением цыган-пятидесятников, большинства в западном обществе. [ 41 ]
В Соединенном Королевстве значительная часть британских цыган (по некоторым оценкам, 40%) являются членами «Света и жизни » , харизматического пятидесятнического христианского движения. [ 50 ]
Захоронение крайней плоти
[ редактировать ]существует традиция Среди цыган-мусульман закапывать крайнюю плоть после Сунет Биджава ( мужского обрезания религиозной церемонии ). [ 51 ] Они верят, что крайняя плоть вернется к мужчинам в Раю ( Джанна ), основываясь на хадисе из Сахих аль-Бухари 6524: Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «В Судный день вы будете воскрешены босыми, обнаженными и необрезанный (с крайней плотью)». Захоронение крайней плоти также является традицией среди малазийских мусульман. [ 52 ]
Балканские цыгане-мусульмане
[ редактировать ]Балканские цыгане-мусульмане в основном являются культурными мусульманами или номинальными мусульманами. [ 53 ] [ 54 ] Что касается общин цыган-мусульман, которые веками проживали на Балканах, часто называемых рома-хорахане или «турецкими цыганами», все цыгане-мусульмане прошли религиозное мужское обрезание , в отношении религиозных убеждений применимы следующие истории:
- Болгария: В северо-западной Болгарии, а также в Софии и Кюстендиле ислам является доминирующей религией. В юго-западной Болгарии (Пирин Македония) ислам является доминирующей религией, при этом меньшая часть населения объявляет себя «турками», продолжая смешивать этническую принадлежность с исламом. [ 55 ]
- Румыния: Мусульманское цыганское меньшинство в Добрудже. [ 56 ]
- Греция: цыгане-мусульмане в Западной Фракии. [ 55 ]
- Албания: Все цыгане Албании – мусульмане. [ 55 ]
- Македония: Большинство цыган исповедуют ислам. [ 55 ]
- Сербия: на спорной территории Косово подавляющее большинство цыганского населения составляют мусульмане. [ 55 ]
- Босния, Черногория и Герцеговина: Ислам является доминирующей религией. [ 55 ]
- Хорватия: После Второй мировой войны большое количество цыган-мусульман переехало в Хорватию (большинство переехало из Косово). [ 55 ]
На Балканах цыгане Северной Македонии и южной Сербии, включая спорную территорию Косово, проявляют особую активность в исламских мистических братствах ( суфизме ) — цыганские иммигранты-мусульмане в Западную Европу и Америку принесли с собой эти традиции. [ 57 ]
Другие регионы
[ редактировать ]В Украине и России проживает цыганское мусульманское население, поскольку там продолжают жить семьи балканских мигрантов. Предки потомков поселились на Крымском полуострове в 17-18 веках, но большинство потомков мигрировали на Украину, юг России и Поволжье (по реке Волге). Формально ислам является религией, к которой присоединяются эти общины, и люди известны своим стойким сохранением цыганского языка и идентичности. [ 55 ]
Большинство восточноевропейских цыган являются католиками , православными или мусульманами . [ 58 ] Жители Западной Европы и США в основном являются католиками или протестантами . На юге Испании многие цыгане являются пятидесятниками , но это небольшое меньшинство, возникшее в наше время. [ 41 ] В Египте цыгане разделены на христианское и мусульманское население. [ 59 ] На протяжении бесчисленных лет танец считался религиозной процедурой египетских цыган. [ 60 ] В Турции цыгане являются мусульманами, а мужчины подвергаются обрезанию , в то время как большинство цыган в Латинской Америке сохранили свою европейскую религию, причем большинство из них следуют восточному православному христианству. [ 61 ]
Евангелизм
[ редактировать ]После Второй мировой войны все большее число цыган присоединилось к евангелическим движениям. Впервые цыгане стали священниками и создали свои собственные автономные церкви и миссионерские организации. В некоторых странах большинство ромов принадлежат к цыганским церквям. Это неожиданное изменение во многом способствовало улучшению имиджа цыган в обществе. Выполняемая ими работа считается более легальной, и они начали получать законные разрешения на коммерческую деятельность. [ 61 ]
буддизм
[ редактировать ]Буддизм Тхеравады, связанный с далитским буддийским движением Б. Р. Амбедкара, распространился среди европейских цыган, особенно в Венгрии, хотя он все еще составляет меньшинство. [ 62 ] [ 63 ]
Танец
[ редактировать ]На цыганские танцы повлияли индийские танцы. Цыганский танец, пришедший из Индии, — это танец змей. Цыганские женщины исполняют танец сапера с коброй, чтобы пробудить свои рептильные силы, мантры и навеки проклясть угрожающих жертв. [ 64 ]
Танец живота исполняют цыгане в Турции. [ 65 ]
Музыка
[ редактировать ]По мере того, как цыгане путешествовали по другим странам от Индии до Европы, цыгане привнесли в свою музыку множество влияний, начиная со своих индийских корней и добавляя элементы греческого, персидского, турецкого, румынского, чешского и славянского влияния, а также западноевропейского влияния, такого как Влияние Германии, Франции и Испании. [ 66 ]
Лаутари , выступающие на традиционных румынских свадьбах, практически все — цыгане, хотя их музыка во многом опирается на самые разные этнические традиции — например, румынские, турецкие, еврейские и славянские, — а также на цыганские традиции. [ 67 ] Вероятно, самым известным в мире современным исполнителем лютневой традиции является Тарафул Хайдучилор . Zdob şi Zdub , одна из самых известных рок-групп в Молдове , хотя и не являются самими цыганами, в значительной степени опирается на цыганскую музыку, как и Больница скорой помощи в Румынии.
Музыка и танец фламенко пришли от цыган в Испании ; [ 68 ] Отличительное звучание цыганской музыки также сильно повлияло на болеро , джаз и канте хондо в Европе. в европейском стиле Цыганский джаз до сих пор широко практикуется среди первоначальных создателей (цыганского народа); тем, кто признал этот художественный долг, был Джанго Рейнхардт . [ 69 ]
Танец живота - это форма танца, изобретенная Домари Египта или Гавази, однако изначально он считался «гетто» и «низшим классом», пока коренные египтяне и европейцы не увидели его и не подражали ему. В настоящее время очень мало оригинальных танцоров Гавази из-за изгнания, изгнания и дискриминации, из-за которых многие остались без работы и эмигрировали. [ 70 ]
Классическая музыка
[ редактировать ]Цыганская музыка очень важна в восточноевропейских культурах, таких как Венгрия , Россия и Румыния . [ 71 ] Практика исполнения цыганских музыкантов оказала влияние на европейских композиторов-классиков, таких как Ференц Лист и Иоганнес Брамс . [ 72 ]
Язык
[ редактировать ]На цыганском языке говорят миллионы цыган по всему миру. [ 73 ] Это индоарийская ветвь . Многие цыгане могут говорить на двух или более языках. Он не считается официальным языком, поскольку он варьируется от племени к племени. [ 74 ]
Обряды
[ редактировать ]Каждый июнь в Лондоне отмечается Месяц истории путешественников-цыган-цыган. [ 75 ] Международный день цыган — праздник, который отмечается в Европе , особенно в Будапеште , Болгарии , Румынии и Восточной Европе , 8 апреля. [ 76 ] Всемирный цыганский фестиваль — фестиваль, отмечаемый в Праге. [ 77 ] Эдерлези и Какава — праздники, отмечаемые весной турецкими цыганами. [ 78 ]
Цыгане-христиане празднуют Рождество 25 декабря и Пасху в апреле или мае. Взрослые цыгане также могут поститься в эти праздники и есть специальную еду в эти праздники. [ 79 ]
Всемирный день цыганского языка отмечается ежегодно 5 ноября. [ 80 ]
Гимн
[ редактировать ]Театр, цирк и кино
[ редактировать ]В мире существуют четыре известных цыганских театра: Театр Ромен , Театр Романса , Романотан и Фралипе, а также множество небольших театров. [ 81 ] [ 82 ] [ 83 ]
Музеи
[ редактировать ]В Европе есть несколько цыганских музеев. [ 84 ]
Музей цыганской культуры расположен в Брно в Чехии. [ 85 ]
Кухня
[ редактировать ]Цыгане не едят пищу, приготовленную нецыганами. [ 86 ]
Конина запрещена христианскими цыганами. Любого цыгана-христианина, который ест конину, наказывают и изгоняют из своего племени. Мясо кошек и собак также запрещено и считается нечистым. [ 87 ] [ 88 ] [ 89 ]
Христианский цыганский чай похож на русский чай, а голубцы популярны среди цыган. [ 90 ] Цыгане предпочитают ягоды, овощи, грибы, ежа, дичь и дичь. [ 91 ]
( Цыгане-мусульмане Хорахане) на Балканах переняли исламскую культуру в период Османской империи. [ 30 ]
есть цыганский ресторан под названием Romani Kafenava В Мариборе , Словения, . Рагу из кролика – любимое блюдо цыган. Другие цыганские блюда — это блюда из жареного хлеба, в том числе харица (жареный кукурузный хлеб), пуфе (жареный пшеничный хлеб) и богача (печеный хлеб). Цыганский десерт — это пирого , сладкая запеканка с лапшой, похожая на еврейский кугель, приготовленная с изюмом, сливочным сыром и маслом. [ 92 ]
Тушеное мясо является обычным явлением. [ 93 ]
Цыгане едят ежей и придают им высокий статус. [ 94 ]
Лекарство
[ редактировать ]Румынские цыгане используют листья петрушки для лечения синяков. [ 95 ] Страдающие от болезней цыгане часто обращаются за помощью к цыганскому врачу, пожилому цыгану, который использует традиционные лекарства, такие как травы. [ 96 ] Цыгане могут отказаться обращаться за медицинской помощью к нецыганам и использовать целителей, магию, молитвы или лечебные травы для лечения болезней. [ 97 ] Драбарни – цыганская целительница. [ 98 ]
Искусство
[ редактировать ]Искусство среди цыган имеет важное значение. Он связан с мобильностью, путешествиями, торговлей, созданием переносимых предметов и музыкой. [ 99 ]
Мода
[ редактировать ]Турецкие цыгане носят османские штаны, тогда как христианские цыгане носят длинные юбки. [ 100 ]
В большинстве традиционных цыганских общин цыганские женщины обычно носят золотые браслеты, золотые ожерелья и платки, украшенные золотыми монетами. [ 101 ]
Литература
[ редактировать ]Цыганская литература написана цыганами. [ 102 ]
Суеверия
[ редактировать ]Цыганская культура пропитана суевериями. Многие цыгане верят в амулеты, амулеты, проклятия, невезение и привидения. [ 103 ] [ нужен лучший источник ]
Фольклор
[ редактировать ]У цыган есть свой этнический герой. У влахских цыган это Мундро Саламон или Мудрый Соломон. Другие цыганские группы называют этого героя О Годжиавер Янко. У валлийской капусты он — Мерлинос (Волшебник), взятый из кельтского фольклора. [ 104 ]
Гадание
[ редактировать ]Стереотип о том, что цыгане обладают экстрасенсорными способностями (например, гадалками изобретение карт Таро . ), иногда сохраняется, и некоторые романтики приписывают им [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ]
Путешествовать
[ редактировать ]Цыгане традиционно путешествовали в повозках, запряженных лошадьми и ослами. [ 108 ] Цыганский початок — самая популярная порода для буксировки повозок вардо . [ 109 ]
Отношения с другими людьми
[ редактировать ]Между цыганами и большинством населения вокруг них по-прежнему существует напряженность. Распространенные жалобы заключаются в том, что цыгане воруют и живут за счет социального обеспечения , а жители часто отказываются от цыганских таборов. Это привело к тому, что цыган стали называть «пожалуй, самым ненавистным меньшинством в Европе». [ 110 ] В Великобритании , путешественники (имеются в виду как ирландские путешественники так и цыгане) стали предметом всеобщих выборов 2005 года , когда Майкл Ховард , тогдашний лидер Консервативной партии, пообещал пересмотреть Закон о правах человека 1998 года . [ 111 ] Этот закон, который включает Европейскую конвенцию по правам человека в основное законодательство Великобритании, рассматривается некоторыми как позволяющий предоставлять ретроспективное разрешение на строительство для цыганских общин. Серьезное демографическое давление и нехватка новых участков привели к тому, что путешественники покупали землю и создавали жилые поселения практически за одну ночь, тем самым подрывая ограничения планирования, наложенные на других членов сообщества. Путешественники в ответ утверждали, что в Британии каждый год выдаются тысячи ретроспективных разрешений на планирование в случаях, когда заявители не являются цыганами, и что статистика показывает, что 90% заявок на планирование от рома и путешественников изначально были отклонены местными советами, по сравнению со средним показателем по стране, 20% для других заявителей, что потенциально опровергает утверждения о преференциальном режиме в пользу цыган. Они также утверждали, что корень проблемы заключался в том, что многие традиционные места остановки были забаррикадированы и что законодательство, принятое предыдущим консервативным правительством, фактически криминализировало их общины, сняв с местных властей ответственность за предоставление мест для стоянки, тем самым лишив путешественников возможности Альтернативой является покупка незарегистрированных новых сайтов самостоятельно. [ 112 ]
Правоохранительные органы США проводят регулярные конференции, посвященные цыганам и аналогичным кочевым группам. [ 113 ]
В Дании возникло много споров, когда город Хельсингёр решил отправить всех цыганских учащихся в специальные классы в своих государственных школах. Позже занятия были прекращены после того, как было установлено, что они носили дискриминационный характер, и цыганские ученики были снова переведены в обычные классы. [ 114 ]
Цыгане традиционно избегают гадже, поскольку считается, что нецыгане загрязняют и оскверняют цыганский мир. [ 115 ]
Греческий доктор А. Г. Паспати в своей книге 1860 года заявил, что турки часто женятся на цыганках, а румелийский цыганский диалект почти утрачен турецкими цыганами-мусульманами, говорящими исключительно по-турецки. [ 116 ] Эрнест Гиллиат-Смит объяснил в 1915 году, что эти турецкие цыгане в Болгарии не могут говорить на цыганском языке, и сравнивал их с очень бедными турками, а не с цыганами. Французский востоковед Анри Буржуа также называл турецких цыган Pseudo Chingiane, особенно газету Laço, издававшуюся в 1910 году Эмином Резой. [ 117 ]
Рома в Восточной Европе
[ редактировать ]Во многих странах, которые ранее были частью Восточного блока и бывшей Югославии, проживает значительное количество цыган. Уровень интеграции цыган в общество остается ограниченным. В этих странах они обычно остаются на обочине общества, живя в изолированных гетто поселениях, похожих на (см. Чанов ). Лишь небольшая часть цыганских детей оканчивает средние школы, хотя в прошлом и настоящем предпринимаются многочисленные официальные усилия, чтобы заставить их посещать школу. Цыгане часто чувствуют себя отвергнутыми государством и основной частью населения, что создает еще одно препятствие на пути их интеграции. ( Цыгане-мусульмане Хорахане) на Балканах переняли исламскую культуру в период Османской империи. [ 30 ]
В Чешской Республике 75% цыганских детей учатся в школах для людей с трудностями в обучении, а 70% являются безработными, тогда как общенациональный показатель составляет 9%. В Венгрии 44% цыганских детей учатся в специальных школах, а 74% мужчин и 83% женщин не имеют работы. В Словакии цыганских детей в 28 раз чаще отправляют в специальную школу, чем нецыганских детей, а уровень безработицы среди цыган составляет 80%. [ 118 ]
В 2004 году Ливия Ярока и Виктория Мохачи из Венгрии стали двумя нынешними цыганскими членами Европейского парламента . [ 119 ] Первым депутатом Европарламента от цыган стал Хуан де Диос Рамирес Эредиа из Испании .
В 2005 году семь бывших коммунистических государств Центральной и Юго-Восточной Европы выступили с инициативой «Десятилетие интеграции ромов» с целью улучшения социально-экономических условий и статуса цыганского меньшинства. [ 120 ]
См. также
[ редактировать ]- Флаг цыганского народа
- Гаджо (неримляне)
- Музей цыганской культуры
- Ром баро (вождь племени)
- Румынский фольклор
- цыганское платье
- цыганские исследования
- Румынская кухня
- Антиримские настроения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Кто такие цыгане?» . Новый интернационалист . 28 октября 2013 года . Проверено 2 апреля 2019 г.
- ^ К. Мейра Голдберг; Ниночка Девора Беннаум; Мишель Хеффнер Хейс (2015). Фламенко на мировой арене: исторические, критические и теоретические перспективы . МакФарланд. п. 50. ISBN 978-0-7864-9470-5 . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ «Европейские цыгане пришли из северо-западной Индии». Природа Индии . 1 декабря 2012 г. doi : 10.1038/nindia.2012.179 .
- ^ Уайли, Эрик (июнь 2005 г.). «Цыганское представление и туризм по наследию: паломничество цыган в Ле-Сент-Мари-де-ла-Мер». TDR/Обзор драмы . 49 (2): 135–158. дои : 10.1162/1054204053971126 . JSTOR 4488646 . S2CID 57561829 .
- ^ Бертье, Жан-Шарль (1979). «Социализация цыганского ребенка» . Международный журнал социальных наук . 31 (3): 376–392.
- ^ Мроз, Лех (ноябрь 2016 г.). Присутствие цыган-цыган в Речи Посполитой: 15-18 вв . Издательство Центральноевропейского университета. ISBN 9789633861097 .
- ^ Хати, Пуджа (23 февраля 2016 г.). «Знакомьтесь, цыгане: 2000 лет назад первые «индейцы» пришли в Европу» . Индийский экспресс . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Каннин, Крис; Декерт, Антье; Портер, Аманда; Таури, Хуан; Уэбб, Роберт (3 июля 2023 г.). Справочник Routledge International по деколонизации правосудия . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000904048 .
- ^ Елена Марушякова; Веселин Попов. «Развитие цыганской культуры » rm.coe.int . Получено 1 января.
- ^ Ахим, Виорел (23 января 2013 г.). «Глава I. Прибытие цыган на территорию Румынии». Рома в истории Румынии . Коллекция CEUP. Издательство Центральноевропейского университета. стр. 7–26. ISBN 9786155053931 – через Книги OpenEdition.
- ^ Матрас, Ю. «Цыганский проект - история цыганского языка» . Романский проект – цыганская лингвистика и проекты по цыганскому языку . Матрас Ярон . Проверено 27 февраля 2015 г.
- ^ «История цыганского языка» . Цыганский проект – Манчестерский университет . Проверено 26 мая 2024 г.
- ^ Хюбшманнова, Милена. «Происхождение цыган» . РОМБАЗА . Проверено 3 марта 2015 г.
- ^ «Из Индии в Европу» .
- ^ Информационные бюллетени о цыганском языке
- ^ Брэдфорд, Алина (26 ноября 2018 г.). «Цыганская культура: обычаи, традиции и верования» . www.livscience.com .
- ^ Перейти обратно: а б Сильверман, Кэрол (24 мая 2012 г.). Цыганские маршруты: культурная политика и балканская музыка в диаспоре . Издательство Оксфордского университета. стр. 71–79. ISBN 9780195300949 . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Вейраух, Уолтер. О (13 августа 2001 г.). Цыганское право: цыганские правовые традиции и культура . Издательство Калифорнийского университета. п. 169. ИСБН 9780520221857 . Проверено 4 марта 2015 г.
- ^ Брабант, Малькольм (6 октября 2003 г.). «Соперничество цыган из-за запрета на невесту-ребенку» . Новости BBC онлайн . Новости Би-би-си . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Макдональд, Генри (3 сентября 2007 г.). «Охотничья банда Гарда обвиняется в захвате цыганской невесты-невесты» . Хранитель . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Наращивание потенциала общин рома для предотвращения торговли людьми . Варшава : Бюро по демократическим институтам и правам человека . Июнь 2007. с. 17. ISBN 978-8360190371 . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пампоров, Алексей (2006). Цыганское население Болгарии как проблема актуальности политики . Европейская конференция по народонаселению, Ливерпуль, 20–24 июня 2006 г. София: Болгарская академия наук . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Опря, Александра (21 июля 2005 г.). «Детские браки - культурная проблема, доступ к образованию - расовая проблема? Деконструкция одномерного понимания угнетения цыган» . Европейский центр по правам цыган . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Озкан, Али Рафет (1 января 2006 г.). «Брак у цыган Турции». Журнал социальных наук . 43 (3): 461–470. doi : 10.1016/j.soscij.2006.04.003 . S2CID 144820319 .
- ^ Кондон, Луиза Дж; Салмон, Дебра (3 июня 2014 г.). « Вам нравится ваш путь, у нас свой путь»: взгляды цыган и путешественников на питание детей грудного возраста и медицинскую помощь» . Ожидания относительно здоровья . 18 (5): 784–795. дои : 10.1111/шестнадцатеричный.12214 . ПМК 5060882 . ПМИД 24890123 .
- ^ Кук, Дженнифер (1 марта 2007 г.). «Кровная месть: цыганские кланы в суде» . Сидней Морнинг Геральд . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Папапавлу, Мария (2006). «Рецензия на книгу: Цыганское право: цыганские правовые традиции и культура» . ssoar.info . Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ «Цыганская культура: введение | Языковой контакт с Манчестером» (PDF) . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Введение в культуру рома usaid.gov
- ^ Перейти обратно: а б с Кроу, Дэвид М. (март 2000 г.). «Рома-мусульмане на Балканах». Национальные документы . 28 (1): 93–128. дои : 10.1080/00905990050002470 . S2CID 153933600 .
- ^ Смит, Трейси (1997). «Признание различий: процесс социализации и образования цыганских детей». Британский журнал социологии образования . 18 (2): 243–256. дои : 10.1080/0142569970180207 . JSTOR 1393193 .
- ^ Маринов Александр Григорьевич (2019). Взгляд внутрь: влияние миграции на романипе с точки зрения цыган .
- ^ Саул, Николай; Теббут, Сьюзен (2005). Николас Сол, Сьюзен Теббутт (ред.). Роль цыган: образы и контробразы «цыган»/цыган в европейских культурах . Издательство Ливерпульского университета. п. 218. ИСБН 978-0-85323-689-4 . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ Гай, Уилл (2001). Уилл Гай (ред.). Между прошлым и будущим: цыгане Центральной и Восточной Европы . Издательство Хартфордширского университета. п. 254. ИСБН 978-1-902806-07-5 . Проверено 3 марта 2010 г.
- ^ «Для цыган жизнь в США сопряжена с трудностями» . Голос Америки. 6 апреля 2011 года . Проверено 1 июня 2020 г.
- ^ «История балканских египтян» (PDF) .
- ^ Ильгюр, Эгемен (2021). «Туркменские цыгане на Балканах: просто предпочтительная идентичность или нечто большее?». У Кищукова Христос; Захова, София; Воскресенье, Ян (ред.). История и культура цыган: Фестиваль в честь проф. Доктор Веселин Попов . ЛИНКОМ ГмбХ. п. 330. ИСБН 978-3-96939-071-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с Матрас, Ярон (6 января 2015 г.). Цыгане-цыгане . Издательство Гарвардского университета. п. 86. ИСБН 978-0674368385 . Проверено 6 марта 2015 г.
- ^ Религия и убеждения coe.int
- ^ «РАДОК» .
- ^ Перейти обратно: а б с д «Рома» . Страны и их культуры . Адвамег, Инк. 2012 . Проверено 26 декабря 2012 г.
- ^ «Знаем ли мы цыганскую кухню?-3 (ЦЫГАНСКОЕ ЯЙЦО) - Романи Годи» . 8 октября 2022 г. Проверено 24 апреля 2023 г.
- ^ Вейраух, Уолтер Отто (2001), Цыганское право: цыганские правовые традиции и культура, University of California Press, стр. 210, ISBN 978-0-520-22186-4, В Риме сохранена и изменена индийская кастовая система.
- ^ «Проект «Беспокойные существа: участие ромов»» . беспокойные существа . Беспокойные существа. 2008–2012 гг . Проверено 26 декабря 2012 г.
- ^ "БЛАГОСЛОВЕННЫЙ СЕФЕРИНО ХИМЕНЕС МАЛЛА 1861-1936" . Saviour.org – Посетите Спасителя . Маркетинговая группа Вовео. Декабрь 2012 года . Проверено 26 декабря 2012 г.
- ^ "ABC SEVILLA (Севилья) - 30.05.1964, стр. 59 - ABC.es Hemeroteca" . hemeroteca.seville.abc.es . 22 августа 2019 г. Проверено 5 октября 2019 г.
- ^ Рональд Ли (2002). «ЦИМСКАЯ БОГИНЯ КАЛИ САРА» . Роман Капачи Рональд Ли. Архивировано из оригинала 27 января . Получено 26 декабря.
- ^ «Сент-Мари-де-ла-Мер: Церковь» . Офис туризма . Проверено 6 декабря 2013 г.
- ^ Виноградник, Вал. «Сент-Мари-де-ла-Мер» . Пишу о Марии Магдалине . Проверено 13 января 2015 г.
- ^ Стрэнгуэйс-Бут, Алекс (19 ноября 2016 г.). «Как цыгане перешли от гадания к ревностному христианству» . Би-би-си .
- ^ ОБРЯД МУЖСКОГО ОБРЕЗАНИЯ СРЕДИ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ НА ЗАПАДНЫХ БАЛКАНАХ
- ^ «Школьные каникулы в Малайзии, время обрезания» . Рейтер . 23 ноября 2009 г.
- ^ Бекки, Тейлор (2014). Другая тьма, другой рассвет: история цыган, цыган и путешественников . Книги реакции. п. 31. ISBN 9781780232973 .
- ^ Баруцу, Атилла (январь 2015 г.). « Прочный фундамент, заложенный с помощью «всего немного»: ритуал обрезания и отношения между мужественностью в Турции» . Мужественность: журнал идентичности и культуры .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Марушякова, Елена; Попов, Веселин. «Римские мусульмане на Балканах» . Академия .
- ^ Миронеску, Влад (20 сентября 2014 г.). «Какая религия преобладает у цыган в Румынии?» . Мысль (на румынском языке) . Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ Специале, Фабрицио (декабрь 2005 г.). «Адаптация мистической идентичности к итальянскому господствующему исламу: случай мусульманской цыганской общины во Флоренции» . Балканология . 9 (1–2). дои : 10.4000/balkanologie.589 .
- ^ Эктон, Томас А.; Барбур, С.; Манди, Дж. (1997). «Средиземноморские религии и цыгане». Журнал средиземноморских исследований . 7 (1): 37–51. Проект МУЗА 670188 .
- ^ Элиопулос, Николас К. (2 августа 2006 г.). Цыганский совет . Корпорация Xlibris. ISBN 9781413469462 .
- ^ Гадалла, Мустафа (2004). Египетские цыгане: сущность Испании . Гринсборо, Северная Каролина : Исследовательский фонд Техути. ISBN 1931446199 . Архивировано из оригинала 30 августа 2012 года . Проверено 26 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Берналь, Хорхе (5 мая 2003 г.). «Роман в Америке» (PDF) . Комиссия ООН по правам человека . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Вишвапани (29 ноября 2011 г.). «Цыгане-буддисты Венгрии и религиозная дискриминация» . сайт Wiseattention.org . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Бхалесайн, Правин (2011). «Цыгане, принимающие буддизм: шаг вперед к построению гармоничного общества в Европе» (PDF) . Проверено 4 июня 2021 г.
- ^ Снодграсс, Мэри Эллен (8 августа 2016 г.). Энциклопедия мирового народного танца . Роуман и Литтлфилд. п. 260. ИСБН 9781442257498 .
- ^ «Цыганские костюмы и аксессуары для танца живота | Танец живота» .
- ^ Хилд, доктор философии, Брюс Д. (27 ноября 2012 г.). Цыгане Белых гор: история кочевой культуры . Аркадия. ISBN 9781614238041 .
- ^ «Журналул Национал» . colectie.jurnalul.ro . Архивировано из оригинала 16 апреля 2013 года . Проверено 26 мая 2018 г.
- ^ Хейс, Мишель Хеффнер (2009). Фламенко: противоречивые истории танца . Северная Каролина: Книги МакФарланда. стр. 31–37. ISBN 978-0786439232 .
- ^ Переосмысление (не)безопасности в Европейском Союзе: взаимосвязь миграции, идентичности и безопасности . п. 148.
- ^ Египет: Третье издание. п. 101.
- ^ Далзелл, Том (2007). Новый словарь сленга и нетрадиционного английского языка Партриджа (переиздание). Лондон [ua]: Рутледж. п. 943. ИСБН 978-0415259378 .
- ^ «ЦЫГАНСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА КЛАССИЧЕСКУЮ МУЗЫКУ» (PDF) . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ «Цыгане (подгруппа)» . СИЛ Интернешнл . нд . Проверено 15 сентября 2013 г.
- ^ «Цыганский язык» . coe.int . Проверено 11 марта 2024 г.
- ^ Мероприятие, посвященное Дню цыган и путешественников . 5 июня 2015 г.
- ^ «8 апреля, Международный день рома: «Усилить защиту прав человека ромов и гарантировать им доступ к жизненно важным услугам во время пандемии COVID-19 » . coe.int . Проверено 9 ноября 2020 г.
- ^ Тонг, Дайан (28 января 2015 г.). Цыгане: междисциплинарный читатель . Рутледж. п. 56. ИСБН 9781135636371 .
- ^ Путеводители, Insight (сентябрь 2019 г.). Insight Guides Turkey (Путеводитель с бесплатной электронной книгой) . Apa Publications (UK) Limited. ISBN 9781839051500 .
- ^ Тейлор, Кен; Уильямс, Виктория Р. (5 октября 2017 г.). Этикет и табу во всем мире: Географическая энциклопедия социальных и культурных обычаев . Издательство Блумсбери США. ISBN 9781440838217 .
- ^ «Международный день цыганского языка | РОМЕД» .
- ^ «История театра «Ромэн» — РомАрхив» . romarchive.eu . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ "Театр Ромен - РомАрхив" . romarchive.eu . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Кенрик, Дональд (5 июля 2007 г.). Исторический словарь цыган (цыган) . Пугало Пресс. п. 276. ИСБН 9780810864405 .
- ^ «Цыганский культурный маршрут» (PDF) . coe.int . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Бугайский, Януш (10 сентября 2020 г.). Политические партии Восточной Европы: Путеводитель по политике в посткоммунистическую эпоху . Рутледж. ISBN 9781000161359 .
- ^ Кроу, Дэвид; Колсти, Джон; Хэнкок, Ян (22 июля 2016 г.). Цыгане Восточной Европы . Рутледж. п. 137. ИСБН 9781315490243 .
- ^ Сирчи, Венера (2021). История цыган . Корпорация Xlibris. ISBN 9781664162785 .
- ^ Вейраух, Уолтер О. (12 сентября 2001 г.). Цыганское право: цыганские правовые традиции и культура . Издательство Калифорнийского университета. п. 38. ISBN 9780520221864 .
- ^ Дорожные сны: цыганская жизнь в западной стране . п. 141.
- ^ Хэнкок, Ян Ф. (2002). Мы – цыганский народ . Издательство Хартфордширского университета. п. 80. ИСБН 9781902806198 .
- ^ Ведек, Гарри Э. (2015). Словарь цыганского быта и преданий . Открытые дорожные медиа. ISBN 9781504022743 .
- ^ «Изнутри кулинарных традиций цыган» . Finedininglovers.com . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ Альбала, Кен (25 мая 2011 г.). Энциклопедия пищевых культур мира [4 тома]: [4 тома] . Издательство Блумсбери США. ISBN 978-0-313-37627-6 .
- ^ Окели, Джудит (24 февраля 1983 г.). Путешественники-цыгане . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-28870-5 .
- ^ Хоффманн, Ф.; Мэннинг, MJ (2014). Фитотерапия и ботанические медицинские причуды . Тейлор и Фрэнсис. п. 170. ИСБН 978-1-317-95693-8 .
- ^ Матрас, Ю. (2015). Цыгане-цыгане . Издательство Гарвардского университета. п. 92. ИСБН 978-0-674-36838-5 .
- ^ Лу, С.; Саятович, М. (2011). Энциклопедия здоровья иммигрантов . Спрингер. п. 1303. ИСБН 978-1-4419-5655-2 .
- ^ Тейлор, Б.; Каплан, Дж.; Хобгуд-Остер, Л.; Ивахов, А.Ю.; Йорк, М. (2005). Энциклопедия религии и природы . Академик Блумсбери. п. 1416. ИСБН 978-1-84371-138-4 .
- ^ «СЕ по защите прав цыган» (PDF) . theioi.org . Проверено 5 февраля 2024 г.
- ^ Адаму, Э. (2021). Адаптивный двуязычный разум: выводы из исчезающих языков . Издательство Кембриджского университета. п. 119. ИСБН 978-1-108-83951-8 .
- ^ Ярон Матрас. «Цыганская культура: Введение» . rm.coe.int . Проверено 1 января 2024 г.
- ^ Цыганская литература coe.int
- ^ Моник Джойнер Сидлак (2019). Цыганская магия . Ошун Публикации, ООО. ISBN 9781948834926 .
- ^ Римская энциклопедия.com
- ^ Стерн, Стивен (1991). Креативная этничность: символы и стратегии современной этнической жизни . Издательство Университета штата Юта. ISBN 9780874211481 .
- ^ "Fortune Telling как Part of the Roma Culture - Правозащитный фонд "Развитие" | www.rozvitok.org" . Retrieved 30 марта 2023 .
- ^ Брунванд, Ян Гарольд (24 мая 2006 г.). Американский фольклор: энциклопедия . Рутледж. п. 743. ИСБН 9781135578787 .
- ^ Сканлан, Лоуренс (7 августа 2012 г.). «Без ума от лошадей: наша вечная страсть к лошадям» . Случайный дом Канады . Проверено 11 марта 2024 г. - через Google Книги.
- ^ Лингхауг, Ф. (2 октября 2009 г.). Официальное руководство по стандартам пород лошадей: полное руководство по стандартам Всесевероамериканской ассоциации пород лошадей . Вояджер Пресс. ISBN 978-0-7603-3499-7 . Проверено 11 марта 2024 г. - через Google Книги.
- ^ «Цыгане — «самые ненавистные люди в Европе» » . Новости BBC онлайн . Новости Би-би-си . 26 апреля 2005 года . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ «Предложения путешественников-консерваторов: ваше мнение» . Новости BBC онлайн . Новости Би-би-си . 23 марта 2005 года . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ «Главное на этой неделе: цыгане» . Наизнанку . Би-би-си онлайн . 19 сентября 2005 г. Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Эктор Бесерра (30 января 2006 г.). «Цыгане: обычные подозреваемые» . Лос-Анджелес Таймс . Архивировано из оригинала 13 апреля 2006 года . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ «Власти Дании считают занятия цыганами незаконными» . Европейский центр по правам цыган . 16 декабря 2004 года . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ Нарушения прав человека цыган: слушания в Подкомитете по международной безопасности, международным организациям и правам человека Комитета по иностранным делам Палаты представителей, Сто третий Конгресс, вторая сессия, 14 апреля 1994 г. . Типография правительства США. 1994. ISBN 9780160448379 .
- ^ Паспати, АГ; Хэмлин, К. (1860). «Мемуары о языке цыган, который сейчас используется в Турецкой империи». Журнал Американского восточного общества . 7 : 143–270. дои : 10.2307/592158 . JSTOR 592158 .
- ^ Марушякова, Елена; Попов, Судно (2021). «Османская империя». Римские сочинения . стр. 100-1 23–33. дои : 10.30965/9783657705207_004 . ISBN 978-3-506-70520-4 .
- ^ Гэри Янг (8 января 2003 г.). «Позор континента» . Хранитель . Проверено 24 августа 2013 г.
- ^ «Строительные блоки цыганского женского движения в Европе - РомАрхив» . romarchive.eu . Проверено 30 марта 2023 г.
- ^ «Гринберг обращает внимание на тяжелое положение цыган» . Law.columbia.edu . Проверено 30 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Европейский цыганский институт искусства и культуры (ERIAC)» .
- «RomArchive» (на английском, немецком и цыганском языках). — образование в области искусства и движений за гражданские права
- «Романская Атлантика» . — трансконтинентальная перспектива
- «Путешествие рома» — исследует цыганскую культуру на Балканах и за их пределами, включая оцифрованные тексты, фотографии, картины и записи традиционных песен.
- Лисон, Питер Т. (июнь 2013 г.). «Цыганский закон». Общественный выбор . 155 (3–4): 273–292. дои : 10.1007/s11127-012-0048-4 . )
- Экономика цыган — Фрикономика
- Цыгане живут — вдоль Дрома
- Упоминание романипе как рома
- Цыганская культура и традиции: РОМАНИПЕН
- Упоминание романипе как Кодекса цыган (на русском языке)
- Упоминание романипе как цыганской культуры (на русском языке)
- Упоминание романипе как рома (на русском языке)
- Romowie - Блаженство и Дейли. Краткое определение романипе в тексте (на польском языке)
- Романипен — система ценностей цыган — BBC News (на румынском языке)