Хыдыреллез
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2017 г. ) |
Хыдыреллез | |
---|---|
Наблюдается | Балканы , Турция |
Тип | Международный |
Значение | Пророки Хызыр и Ильяс |
Дата | 5 мая – 6 мая |
Частота | Ежегодный |
Весенний праздник, Хыдрелез | |
---|---|
Страна | Северная Македония и Турция |
Ссылка | 01284 |
Область | Европа и Северная Америка |
История надписи | |
Надпись | 2017 г. (12-я сессия) |
Список | Представитель |
Хыдыреллез или Хыдреллез ( турецкий : Hıdırellez или Hıdrellez ; азербайджанский : Xıdır İlyas или Xıdır Nəbi ; крымскотатарский : Hıdırlez ; цыганский язык : Ederlezi ) — народный праздник, отмечаемый как день, в который пророки Аль-Хидр ( Хызыр ) и Илия ( Ильяс) ) ) встретились на Земле. [ 1 ] Хыдыреллез начинается в ночь на 5 мая и заканчивается 6 мая по григорианскому календарю и 23 апреля ( день Святого Георгия для христиан) по юлианскому календарю . Он отмечается в Турции, Крыму, Гагаузии, Сирии, Ираке, на Кавказе и на Балканах и отмечает приход весны . [ 1 ]
Хидр ( араб . ٱلْخَضِر , латинизированный : аль-Хадир ), также транскрибируемый как аль-Хадир, Хадер, Хизр, аль-Хидр, Хазер, Хадр, Хедер, Хизир и Хизар, — это фигура, описанная, но не упомянутая по имени в Коран как праведный слуга Божий, обладающий великой мудростью или мистическим знанием. В различных исламских и неисламских традициях Хидр описывается как посланник, пророк, вали , раб или ангел, который охраняет море, обучает тайным знаниям и помогает тем, кто находится в беде. Как ангел-хранитель он занимает видное место в качестве покровителя исламского святого Ибн Араби. Фигура аль-Хидра синкретизирована. В 2017 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Северной Македонии и Турции . [ 2 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]Хыдыреллез считается одним из самых важных сезонных байрамов (фестивалей) как в Турции , так и в некоторых частях Ближнего Востока. Названный в Турции Днем Хызыра (Руз-и Хызыр), Хыдыреллез отмечается как день, когда пророки Хызыр (Аль-Хдир) и Ильяс (Илия) встретились на Земле. [ 3 ] Слова Хызыр и Ильяс соединились и образовали настоящий термин. День Хыдыреллез приходится на 6 мая по григорианскому календарю и 23 апреля по юлианскому календарю . В других странах этот день в основном связан с языческими культами и культами Святого Георгия . [ 1 ]
Этимология
[ редактировать ]Слово Хыдыреллез, возникшее как сложная форма слов Хызыр и Ильяс, считается двумя разными людьми. Что касается религиозных источников, то об Ильясе есть несколько упоминаний; Однако о Хызыре нет никаких упоминаний. Представление о том, что Хызыр и Ильяс тождественны, возникает из-за того, что Ильяс выступает как неясная фигура в контексте Тасаввуфа (суфизма) и народного благочестия по сравнению с Хызыром, и о Хызыре ходят многочисленные легенды, тогда как об Ильясе и Ильясе мало что известно. кроме того, в Хызыре много великих макамов , но лишь несколько макамов для Ильяс. Али Четвертый халиф связан с Хызыром в системе верований Алеви-Бекташи.
Святой Георгий — фигура, соответствующая Хызыру в христианстве. Помимо того, что Хызыр связан со Святым Георгием, он также отождествляется с Ильясом Хорасани, Святым Теодором и Святым Сергием. Св. Георгий, которого мусульмане считают тождественным Хызыру, также считается похожим на некоторых мусульманских святых; Св. Георгия отождествляют с Торбалы Султаном и Кафер Бабой в Фессалии, Караджа Ахметом Султаном в Скопье, что является убедительным свидетельством того, как Св. Георгий и Хызыр повлияли на церемонии Дня Святого Георгия и Дня Хыдреллеза.
Другие имена
[ редактировать ]Другие названия праздника, используемые в разных регионах Турции, — «Хыдрелез, Хызыр-ильяс, Эдерлез , Тепреш, Хафтамал, Эгриче», а также « Какава ». [ 4 ] среди цыган в Эдирне и Кыркларели . В Азербайджане этот день известен как Хызыр Нəби байрамы, а азербайджанские общины в Грузии называют его просто Хыдр Набе. Этот день также известен как «Тепреш» среди крымских татар , проживающих в Северной Добрудже ( Румыния ). Дита э Шёнджергжит ( Албания ), Гергёвден ( Болгария ), Джурджевдан ( Сербия ), Шёнджерджи, Гюрджёвден, Эрделези, Агиу Гиорги, Хидерлес ( Северная Македония ), Хидер-Эльяс ( Ирак ), Хидр-Эляс, Мар Элиас, Мар Джордж ( Сирия ) .
Заинтересованные сообщества
[ редактировать ]Широко известно, что различные ритуалы, празднующие приход весны или лета, практикуются у многих тюркских племен Центральной Азии . В определенной степени мы располагаем сведениями о весенних обрядах, практиковавшихся якутами с древнейших времен. Они совершали эти ритуалы в честь Тенгри (Бога голубого неба, управляющего небесной вселенной). Когда земля одевалась в зелень, они собирались под деревьями и приносили в жертву лошадей или быков в честь Бога, а затем собирались в форме круга и пили кумыс (напиток Западной и Средней Азии, приготовленный из сквашенного молока кобылы). или верблюд -тоже кумыс-) вместе. Эти торжества состоялись в апреле. Тунгусы практиковали эти ритуалы в мае, а тем временем приносили жертвы в виде белых кобыл земле и небу. Известно, что монголы , калмыки и буряты практиковали ритуалы весной и летом. Эти традиции сохранялись на протяжении веков. Можно сказать, что до иммиграции на Запад турецкие люди были хорошо знакомы с ритуалами, практикуемыми весной и летом, в соответствии с их системой верований, культурными особенностями и социальной жизнью в Центральной Азии ( Турция и Балканы ). После принятия ислама турки в культурном отношении смешали вышеупомянутые весенние и летние праздники с культом Хызыра, который широко известен как сверхъестественная личность, тесно связанная с воздухом, растениями и водой. Хотя важно отметить, что Хыдыреллез не имеет никакой связи с исламом, скорее, это культурная практика. Иммигрантские турецкие народы познакомились с сезонными праздниками, которые, особенно уходящие корнями в древнюю анатолийскую культуру, проводятся весной или в начале лета и сформировались под влиянием христианства . Одним из таких элементов является культ Святого Георгия, который был широко известен в эпоху христианства в Турции. Хотя христианство было преобладающей религией в Турции, святым приписывают несколько языческих культов того времени, а некоторые другие относят к воображаемым. В этом контексте культ Святого Георгия оказал влияние на формирование культа Хызыра в Турции и на Балканах. Обряды Святого Георгия, которые отмечались 6–8 мая среди христиан Турции, С тех пор Ближний Восток и балканские страны.
под названием Дита Верес (Летний день) Хидыреллез или День Святого Георгия также отмечается в Албании , который возник в результате языческого культа в городе Эльбасане - так называемой Заны э Черменикес - богини леса и охоты. Он отмечается 14 марта и символизирует конец зимы и начало весны и лета. В то же время в разных регионах Албании среди некоторых других общин он отмечается как Дита э Шёнджерджит, День Святого Георгия 6 мая.
Праздник Хыдыреллез широко распространен на большинстве сирийских территорий, но в основном практикуется в сельской местности. Мы располагаем сведениями о весенних ритуалах, практиковавшихся с древних времен. Эти ритуалы являются проявлением празднования прихода весны и лета. Далее о символе весны и возрождения жизни, так называемом вечнозеленом, вечно возвращающемся Аль-Хидре пророке . Ритуалы проходят ежегодно 6 мая. Люди, мусульмане и христиане , независимо от своей религиозной принадлежности, чествуют живого пророка Алхидра - Святого Георгия или Мар Георгеоса. Культ празднования Святого Георгия также оказал влияние на формирование Ид-Альхидра в Сирии. Эти два имени идентичны. Люди отправляются на пикники на природу, практикуя ритуалы празднования, включая исполнение народной музыки, пение и танцы. Например, в районе Забадани люди собирались вокруг дерева возрастом около 800 лет как символа вечно возвращающегося Алхидра.
Церемонии и ритуалы
[ редактировать ]Существуют различные теории о происхождении Хызыра и Хыдыреллеза. С приходом весны или лета в Месопотамии , Анатолии , Иране и других странах Средиземноморья издревле совершались различные церемонии и ритуалы в честь различных богов.
Одно широко распространенное мнение предполагает, что Хызыр достиг бессмертия, выпив воду жизни. Он часто странствует по земле, особенно весной, и помогает людям, попавшим в беду. Люди видят в нем источник щедрости и здоровья , ведь праздник проходит весной, временем новой жизни. [ 1 ] На сегодняшний день приход весны или лета, в переносном смысле означающий возрождение природы или конец зимы, отмечается церемониями или различными ритуалами в каждом месте, в котором живет человечество. В рамках сезонного цикла зима символизирует смерть; весна символизирует возрождение или возрождение жизни. Таким образом, наступает время дней, полных надежд, здоровья, счастья и успеха. Поэтому День Хыдыреллез имеет большое значение, поскольку считается, что это день встречи Хызыра и Ильяса на земле, который считается приходом весны/лета.
В Турции широко распространено мнение, что Хызыр – это пророк, который, принося человеку плодородие, странствует по земле, а что касается пророка Ильяса, то он считается водным божеством. Чтобы выполнить некоторые из своих миссий, эти два пророка в течение года странствуют по земле и морю и встречаются 6 мая. Эта встреча означает слияние земли и воды.
Сегодня церемониальные мероприятия в честь Хыдыреллеза широко и тщательно готовятся, особенно в деревнях или поселках, а не в мегаполисах. Подготовка к торжеству связана с уборкой дома и одежды, одежды, нарядов и еды, а также с покупками к празднику. Внутри домов и на открытых площадках, таких как сады, должно быть чисто, потому что в этот день ожидается, что Хызыр посетит дома. Почти повсюду одежда и другая одежда, а также еда и напитки являются обычными компонентами церемоний Хыдыреллез. Все приготовления, связанные с церемониями, представляют особую заботу для молодых мужчин и женщин, поскольку Хыдыреллез считается наиболее подходящей возможностью для молодых людей, желающих вступить в брак в будущем, найти подходящую пару.
Церемонии Хидрелез проводятся в сельской местности недалеко от городов, поселков или деревень, где обычно есть ручьи, озера или другие источники воды. Подавляющее большинство гробниц и святынь открыты для посещения в тех местах, которые расположены на холмах. Обладая специфическими особенностями, Хыдырлыки особенно выбирают для церемоний Хыдыреллез.
Поскольку Хызыр считается целителем, в День Хыдыреллез можно увидеть некоторые ритуальные практики, связанные с проблемами здоровья. В этот день традиционно застолствуют блюда, приготовленные из мяса ягненка. Считается, что в День Хыдыреллез все виды живых существ, растения и деревья оживают в новом цикле жизни, поэтому мясо ягнят, пасущихся на земле, по которой проходит Хызыр, считается источником здоровья и счастья. Помимо баранины в этот день готовят и другие особые блюда.
Другая ритуальная практика поиска здоровья и исцеления — это ритуал прыжка через огонь, разложенный из старых вещей или кустов. Произнося молитвы и загадки, люди не менее трех раз перепрыгивают через огонь. Этот огонь называется огнем Хыдыреллез; следовательно, считается, что все болезни предотвращаются в течение всего года. Еще одна ритуальная практика для хорошего здоровья в День Хыдыреллез – это омовение водой, принесенной из некоторых святых мест.
Считается, что накануне и в самый день Хыдыреллеза все желания и молитвы сбываются. Если кто-то хочет иметь больше недвижимости, он / она делает небольшую приблизительную модель на земле в саду и Хыдырлыке. Иногда пожелания или молитвы пишутся на листе бумаги и бросаются под розы и т. д. [ 1 ]
Кроме того, в рамках церемоний Хыдыреллез в Турции и упомянутых странах можно увидеть некоторые практики, связанные с поиском удачи и удачи. Одной из таких практик является традиция под названием « мантуфар , мартифаль и т. д.», в которую играют, чтобы принести удачу. 5 мая девушки или женщины, ищущие удачу, удачу или подходящую пару для замужества, кладут в горшок свои кольца, серьги и т. д. Затем кастрюлю закрывают, налив в нее немного воды. После этого горшок оставляют под розовым деревом на одну ночь, а на следующий день женщины ставят горшок посреди толпы и вынимают свои вещи, читая мани (рифмованные турецкие стихи).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Очак, А. Яшар (1998). ХИДРЕЛЛЕЗ – Статья опубликована в Турецкой энциклопедии ислама (на турецком языке). Том. 17 (Воображение-Халифат). Стамбул: Энциклопедия ислама TDV . стр. 313–315. ISBN 978-97-53-89444-9 . Проверено 14 июня 2022 г.
- ^ «Весенний праздник, Хыдрелез» . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 декабря 2017 г.
- ^ «Кто был Хызыром в Хыдыреллезе?» . Хюрриет Дейли Ньюс . 4 мая 2013 г.
- ^ Марусякова, Елена; Попов, Веселин (2007). Курбан на Балканах (ред.). Исчезнувший курбан: Современные аспекты празднования Какавы, Хыдыреллеза у цыган Восточной Фракии (Турция). В: Сикимич, Билияна и Петко Христов . Белград: Институт балканских исследований. стр. 33–50.