Jump to content

Хыдыреллез

Хыдыреллез
Хыдыреллез в Крыму, 2019 г.
Наблюдается Балканы , Турция
Тип Международный
Значение Пророки Хызыр и Ильяс
Дата 5 мая – 6 мая
Частота Ежегодный
Весенний праздник, Хыдрелез
Страна Северная Македония и Турция
Ссылка 01284
Область Европа и Северная Америка
История надписи
Надпись 2017 г. (12-я сессия)
Список Представитель

Хыдыреллез или Хыдреллез ( турецкий : Hıdırellez или Hıdrellez ; азербайджанский : Xıdır İlyas или Xıdır Nəbi ; крымскотатарский : Hıdırlez ; цыганский язык : Ederlezi ) — народный праздник, отмечаемый как день, в который пророки Аль-Хидр ( Хызыр ) и Илия ( Ильяс) ) ) встретились на Земле. [ 1 ] Хыдыреллез начинается в ночь на 5 мая и заканчивается 6 мая по григорианскому календарю и 23 апреля ( день Святого Георгия для христиан) по юлианскому календарю . Он отмечается в Турции, Крыму, Гагаузии, Сирии, Ираке, на Кавказе и на Балканах и отмечает приход весны . [ 1 ]

Хидр ( араб . ٱلْخَضِر , латинизированный : аль-Хадир ), также транскрибируемый как аль-Хадир, Хадер, Хизр, аль-Хидр, Хазер, Хадр, Хедер, Хизир и Хизар, — это фигура, описанная, но не упомянутая по имени в Коран как праведный слуга Божий, обладающий великой мудростью или мистическим знанием. В различных исламских и неисламских традициях Хидр описывается как посланник, пророк, вали , раб или ангел, который охраняет море, обучает тайным знаниям и помогает тем, кто находится в беде. Как ангел-хранитель он занимает видное место в качестве покровителя исламского святого Ибн Араби. Фигура аль-Хидра синкретизирована. В 2017 году он был внесен в списки нематериального культурного наследия ЮНЕСКО Северной Македонии и Турции . [ 2 ]

Краткое содержание

[ редактировать ]

Хыдыреллез считается одним из самых важных сезонных байрамов (фестивалей) как в Турции , так и в некоторых частях Ближнего Востока. Названный в Турции Днем Хызыра (Руз-и Хызыр), Хыдыреллез отмечается как день, когда пророки Хызыр (Аль-Хдир) и Ильяс (Илия) встретились на Земле. [ 3 ] Слова Хызыр и Ильяс соединились и образовали настоящий термин. День Хыдыреллез приходится на 6 мая по григорианскому календарю и 23 апреля по юлианскому календарю . В других странах этот день в основном связан с языческими культами и культами Святого Георгия . [ 1 ]

Этимология

[ редактировать ]

Слово Хыдыреллез, возникшее как сложная форма слов Хызыр и Ильяс, считается двумя разными людьми. Что касается религиозных источников, то об Ильясе есть несколько упоминаний; Однако о Хызыре нет никаких упоминаний. Представление о том, что Хызыр и Ильяс тождественны, возникает из-за того, что Ильяс выступает как неясная фигура в контексте Тасаввуфа (суфизма) и народного благочестия по сравнению с Хызыром, и о Хызыре ходят многочисленные легенды, тогда как об Ильясе и Ильясе мало что известно. кроме того, в Хызыре много великих макамов , но лишь несколько макамов для Ильяс. Али Четвертый халиф связан с Хызыром в системе верований Алеви-Бекташи.

Святой Георгий — фигура, соответствующая Хызыру в христианстве. Помимо того, что Хызыр связан со Святым Георгием, он также отождествляется с Ильясом Хорасани, Святым Теодором и Святым Сергием. Св. Георгий, которого мусульмане считают тождественным Хызыру, также считается похожим на некоторых мусульманских святых; Св. Георгия отождествляют с Торбалы Султаном и Кафер Бабой в Фессалии, Караджа Ахметом Султаном в Скопье, что является убедительным свидетельством того, как Св. Георгий и Хызыр повлияли на церемонии Дня Святого Георгия и Дня Хыдреллеза.

Другие имена

[ редактировать ]

Другие названия праздника, используемые в разных регионах Турции, — «Хыдрелез, Хызыр-ильяс, Эдерлез , Тепреш, Хафтамал, Эгриче», а также « Какава ». [ 4 ] среди цыган в Эдирне и Кыркларели . В Азербайджане этот день известен как Хызыр Нəби байрамы, а азербайджанские общины в Грузии называют его просто Хыдр Набе. Этот день также известен как «Тепреш» среди крымских татар , проживающих в Северной Добрудже ( Румыния ). Дита э Шёнджергжит ( Албания ), Гергёвден ( Болгария ), Джурджевдан ( Сербия ), Шёнджерджи, Гюрджёвден, Эрделези, Агиу Гиорги, Хидерлес ( Северная Македония ), Хидер-Эльяс ( Ирак ), Хидр-Эляс, Мар Элиас, Мар Джордж ( Сирия ) .

Заинтересованные сообщества

[ редактировать ]

Широко известно, что различные ритуалы, празднующие приход весны или лета, практикуются у многих тюркских племен Центральной Азии . В определенной степени мы располагаем сведениями о весенних обрядах, практиковавшихся якутами с древнейших времен. Они совершали эти ритуалы в честь Тенгри (Бога голубого неба, управляющего небесной вселенной). Когда земля одевалась в зелень, они собирались под деревьями и приносили в жертву лошадей или быков в честь Бога, а затем собирались в форме круга и пили кумыс (напиток Западной и Средней Азии, приготовленный из сквашенного молока кобылы). или верблюд -тоже кумыс-) вместе. Эти торжества состоялись в апреле. Тунгусы практиковали эти ритуалы в мае, а тем временем приносили жертвы в виде белых кобыл земле и небу. Известно, что монголы , калмыки и буряты практиковали ритуалы весной и летом. Эти традиции сохранялись на протяжении веков. Можно сказать, что до иммиграции на Запад турецкие люди были хорошо знакомы с ритуалами, практикуемыми весной и летом, в соответствии с их системой верований, культурными особенностями и социальной жизнью в Центральной Азии ( Турция и Балканы ). После принятия ислама турки в культурном отношении смешали вышеупомянутые весенние и летние праздники с культом Хызыра, который широко известен как сверхъестественная личность, тесно связанная с воздухом, растениями и водой. Хотя важно отметить, что Хыдыреллез не имеет никакой связи с исламом, скорее, это культурная практика. Иммигрантские турецкие народы познакомились с сезонными праздниками, которые, особенно уходящие корнями в древнюю анатолийскую культуру, проводятся весной или в начале лета и сформировались под влиянием христианства . Одним из таких элементов является культ Святого Георгия, который был широко известен в эпоху христианства в Турции. Хотя христианство было преобладающей религией в Турции, святым приписывают несколько языческих культов того времени, а некоторые другие относят к воображаемым. В этом контексте культ Святого Георгия оказал влияние на формирование культа Хызыра в Турции и на Балканах. Обряды Святого Георгия, которые отмечались 6–8 мая среди христиан Турции, С тех пор Ближний Восток и балканские страны.

под названием Дита Верес (Летний день) Хидыреллез или День Святого Георгия также отмечается в Албании , который возник в результате языческого культа в городе Эльбасане - так называемой Заны э Черменикес - богини леса и охоты. Он отмечается 14 марта и символизирует конец зимы и начало весны и лета. В то же время в разных регионах Албании среди некоторых других общин он отмечается как Дита э Шёнджерджит, День Святого Георгия 6 мая.

Праздник Хыдыреллез широко распространен на большинстве сирийских территорий, но в основном практикуется в сельской местности. Мы располагаем сведениями о весенних ритуалах, практиковавшихся с древних времен. Эти ритуалы являются проявлением празднования прихода весны и лета. Далее о символе весны и возрождения жизни, так называемом вечнозеленом, вечно возвращающемся Аль-Хидре пророке . Ритуалы проходят ежегодно 6 мая. Люди, мусульмане и христиане , независимо от своей религиозной принадлежности, чествуют живого пророка Алхидра - Святого Георгия или Мар Георгеоса. Культ празднования Святого Георгия также оказал влияние на формирование Ид-Альхидра в Сирии. Эти два имени идентичны. Люди отправляются на пикники на природу, практикуя ритуалы празднования, включая исполнение народной музыки, пение и танцы. Например, в районе Забадани люди собирались вокруг дерева возрастом около 800 лет как символа вечно возвращающегося Алхидра.

Церемонии и ритуалы

[ редактировать ]

Существуют различные теории о происхождении Хызыра и Хыдыреллеза. С приходом весны или лета в Месопотамии , Анатолии , Иране и других странах Средиземноморья издревле совершались различные церемонии и ритуалы в честь различных богов.

Одно широко распространенное мнение предполагает, что Хызыр достиг бессмертия, выпив воду жизни. Он часто странствует по земле, особенно весной, и помогает людям, попавшим в беду. Люди видят в нем источник щедрости и здоровья , ведь праздник проходит весной, временем новой жизни. [ 1 ] На сегодняшний день приход весны или лета, в переносном смысле означающий возрождение природы или конец зимы, отмечается церемониями или различными ритуалами в каждом месте, в котором живет человечество. В рамках сезонного цикла зима символизирует смерть; весна символизирует возрождение или возрождение жизни. Таким образом, наступает время дней, полных надежд, здоровья, счастья и успеха. Поэтому День Хыдыреллез имеет большое значение, поскольку считается, что это день встречи Хызыра и Ильяса на земле, который считается приходом весны/лета.

В Турции широко распространено мнение, что Хызыр – это пророк, который, принося человеку плодородие, странствует по земле, а что касается пророка Ильяса, то он считается водным божеством. Чтобы выполнить некоторые из своих миссий, эти два пророка в течение года странствуют по земле и морю и встречаются 6 мая. Эта встреча означает слияние земли и воды.

Сегодня церемониальные мероприятия в честь Хыдыреллеза широко и тщательно готовятся, особенно в деревнях или поселках, а не в мегаполисах. Подготовка к торжеству связана с уборкой дома и одежды, одежды, нарядов и еды, а также с покупками к празднику. Внутри домов и на открытых площадках, таких как сады, должно быть чисто, потому что в этот день ожидается, что Хызыр посетит дома. Почти повсюду одежда и другая одежда, а также еда и напитки являются обычными компонентами церемоний Хыдыреллез. Все приготовления, связанные с церемониями, представляют особую заботу для молодых мужчин и женщин, поскольку Хыдыреллез считается наиболее подходящей возможностью для молодых людей, желающих вступить в брак в будущем, найти подходящую пару.

Церемонии Хидрелез проводятся в сельской местности недалеко от городов, поселков или деревень, где обычно есть ручьи, озера или другие источники воды. Подавляющее большинство гробниц и святынь открыты для посещения в тех местах, которые расположены на холмах. Обладая специфическими особенностями, Хыдырлыки особенно выбирают для церемоний Хыдыреллез.

Поскольку Хызыр считается целителем, в День Хыдыреллез можно увидеть некоторые ритуальные практики, связанные с проблемами здоровья. В этот день традиционно застолствуют блюда, приготовленные из мяса ягненка. Считается, что в День Хыдыреллез все виды живых существ, растения и деревья оживают в новом цикле жизни, поэтому мясо ягнят, пасущихся на земле, по которой проходит Хызыр, считается источником здоровья и счастья. Помимо баранины в этот день готовят и другие особые блюда.

Другая ритуальная практика поиска здоровья и исцеления — это ритуал прыжка через огонь, разложенный из старых вещей или кустов. Произнося молитвы и загадки, люди не менее трех раз перепрыгивают через огонь. Этот огонь называется огнем Хыдыреллез; следовательно, считается, что все болезни предотвращаются в течение всего года. Еще одна ритуальная практика для хорошего здоровья в День Хыдыреллез – это омовение водой, принесенной из некоторых святых мест.

Считается, что накануне и в самый день Хыдыреллеза все желания и молитвы сбываются. Если кто-то хочет иметь больше недвижимости, он / она делает небольшую приблизительную модель на земле в саду и Хыдырлыке. Иногда пожелания или молитвы пишутся на листе бумаги и бросаются под розы и т. д. [ 1 ]

Кроме того, в рамках церемоний Хыдыреллез в Турции и упомянутых странах можно увидеть некоторые практики, связанные с поиском удачи и удачи. Одной из таких практик является традиция под названием « мантуфар , мартифаль и т. д.», в которую играют, чтобы принести удачу. 5 мая девушки или женщины, ищущие удачу, удачу или подходящую пару для замужества, кладут в горшок свои кольца, серьги и т. д. Затем кастрюлю закрывают, налив в нее немного воды. После этого горшок оставляют под розовым деревом на одну ночь, а на следующий день женщины ставят горшок посреди толпы и вынимают свои вещи, читая мани (рифмованные турецкие стихи).

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Очак, А. Яшар (1998). ХИДРЕЛЛЕЗ – Статья опубликована в Турецкой энциклопедии ислама (на турецком языке). Том. 17 (Воображение-Халифат). Стамбул: Энциклопедия ислама TDV . стр. 313–315. ISBN  978-97-53-89444-9 . Проверено 14 июня 2022 г.
  2. ^ «Весенний праздник, Хыдрелез» . сайт ЮНЕСКО.org . Проверено 7 декабря 2017 г.
  3. ^ «Кто был Хызыром в Хыдыреллезе?» . Хюрриет Дейли Ньюс . 4 мая 2013 г.
  4. ^ Марусякова, Елена; Попов, Веселин (2007). Курбан на Балканах (ред.). Исчезнувший курбан: Современные аспекты празднования Какавы, Хыдыреллеза у цыган Восточной Фракии (Турция). В: Сикимич, Билияна и Петко Христов . Белград: Институт балканских исследований. стр. 33–50.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a78e06a6f4497ef66a82720ceba42181__1724029020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/81/a78e06a6f4497ef66a82720ceba42181.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Hıdırellez - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)