Цыгане в Польше
Рома в Польше | |
---|---|
Общая численность населения | |
Прибл. 50 000 (2011 г., перепись, индоарийское происхождение) Индоарийское происхождение (в том числе предкового происхождения ) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Малопольское, Нижнесилезское, Мазовецкое, Варшавское, Познаньское, Вроцлавское, Лодзинское, Краковское, Мелецкое, Пулавское и Нова-Дембское воеводства. | |
Языки | |
Прибалтийские цыгане , поляки , немцы , | |
Религия | |
Римский католицизм | |
Родственные этнические группы | |
Балтийские Ромас |
Часть серии о |
цыгане |
---|
Цыгане по подгруппам |
Цыганская диаспора по странам |
Цыгане ), также известные в Польше ( польский : Romowie w Polsce как цыгане , квалифицируются как группа этнического меньшинства в Польше индоарийского происхождения. [1] Совет Европы считает эндоним «рома» более подходящим при упоминании народа, а эндоним «рома» - при упоминании культурных особенностей. [2] Термин Cyganie считается экзонимом в Польше. [3]
Основные подгруппы рома в Польше включают: польска (Polska Roma), калдераш , ловари и бергитка рома ; [4] Польские цыгане являются самой крупной подгруппой. [2]
Записанная история цыган в Польше относится к 15 веку. Согласно историческим лингвистическим данным, цыгане, вероятно, прибыли в современную Польшу между 1400 и 1500 годами. [5] Дополнительные доказательства свидетельствуют о преследованиях цыган во время Холокоста . [6] и последующее отчуждение в коммунистическую эпоху в Польше. [7] Посткоммунистическая эпоха привела к социальному и экономическому развитию цыган. [8] Цыганский язык состоит из нескольких диалектов, находящихся под влиянием славянских языков . [9] Последующие ритуалы, такие как «Цыганский караван памяти», относятся к истории ромов в Польше. [10] Существует также значительная местная приверженность римскому католицизму, находящемуся под культурным влиянием . [11]
Собранные данные показывают, что цыгане испытывают трудности и добиваются успехов в приобретении качественного жилья в Польше. [12] Сообщается, что дети рома также зачисляются в школу, причем некоторым из них требуется помощь с «особыми потребностями». [13] Рома продолжают испытывать такую напряженность, как высокий уровень безработицы, [12] принудительные выселения, насилие и социальное остракизм. [12]
Обозначение
[ редактировать ]Циган — уничижительный термин, используемый в Польше для обозначения цыган. Cygan и глагол « ocyganić » («обманывать») имеют общую этимологию; [14] Сайган означает такие качества, как воровство и ложь. [14]
Демография
[ редактировать ]Перепись
[ редактировать ]По состоянию на 2012 год 96% жителей Польши заявляют, что являются этническими поляками, а 4% заявляют, что принадлежат к другой национальности. [2] По данным переписи 2011 года, 12 560 человек заявили, что они цыгане, а 17 049 считали рома своей основной или вторичной этнической принадлежностью. Однако по оценкам, в Польше проживает около 50 000 цыган. [8]
Географическая дисперсия
[ редактировать ]По состоянию на 2007 год 93% польских ромов проживают в городах; 13% в Малой Польше , 10% в Нижнесилезском воеводстве и 10% в Мазовецком воеводстве. [12] в Цыгане Бергитка основном проживают в Малой Польше, тогда как Келдраши и Ловари по состоянию на 2012 год преимущественно проживают в Варшаве , Познани , Вроцлаве , Лодзи , Кракове , Мелце и Пулавах . [12]
В Малопольском воеводстве некоторые регионы, заселенные ромами, включают Чарну Гуру , Чарный Дунаец-Каменец , Кошары и Кросницу . [15]
Исторический фон
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Лингвистические данные свидетельствуют об эмиграции цыган из Северо-Западной Индии в Европу между III и VII веками нашей эры. [16] и в Польшу около 14.00. [9] Их эмиграцию можно объяснить всплеском убийств цыган в Западной Европе в 1400–1500 годах, поскольку Польша была относительно более гостеприимной. [17]
Межвоенный период
[ редактировать ]Польша обрела независимость в 1918 году , и была образована Вторая Польская Республика . В 1930 году появление националистических настроений в Польше способствовало созданию отдельной власти цыган. [18] преимущественно состоит из подгруппы Кальдераш . [18] Калдераш получил признание со стороны нецыганских властей, таких как полиция, выполняя запрошенные задачи в обмен на подтверждение полномочий рома. [19] В 1918 году появились первые два цыганских короля: Михалак I и Григорий. Их правление было основано на пропаганде интересов и забот цыган. [19] В 1928 году записи показывают назначение Яна Михалака и Димитра Кошо Квика. [19]
В 1930 году Михалак Квик стал первым «цыганским королем», публично коронованным в Варшаве. [19] Спекуляции общественности о том, что Квик ставит во главу угла свои собственные интересы, привели к его свержению. В августе 1930 года на престол взошел Васил Квик. [19] В 1934 году Михал попытался вернуть себе трон путем переизбрания, результат его попытки оспаривается учеными. Климова-Александр заявляет, что его попытка провалилась, Фицовский и Льежуа заявляют, что он добился успеха и правил еще пять лет. [19]
После 1934 года возникли конкурирующие претензии на престол. [20] Януш Квик был последним правителем, который правил с 1937 года, пока впоследствии не был убит во время Холокоста (Вторая мировая война). [19]
Вторая мировая война
[ редактировать ]«Цыганский Холокост», или Порраймос , обозначает попытку нацистов уничтожить цыганское население. По словам Яна Хэнкока и Ицхака Арада, число смертей цыган неизвестно из-за сокрытия записей в «лагерях массового уничтожения», таких как «Биркенау, Белжец, Треблинка». [6]
Арад пишет, что, хотя цыгане были арийцами в расовом отношении, их кочевничество рассматривалось нацистами как угроза европейским обществам. [21] В 1941 году Генрих Гиммлер , ведущий член нацистской партии, отправил 5000 цыган в «Лодзинское гетто» в Польше. [21] в котором находился лагерь, отведенный цыганам: Zigeunerlager . [15] Из-за плохих условий содержания возникла « пятнистая лихорадка », унесшая жизни более семисот цыган. [15] Белжец был еще одним трудовым лагерем, в котором содержалось 2500 цыган; плохие условия труда в Белжеце приводят к эпидемии недоедания, а также к распространению таких заболеваний, как брюшной тиф. [15]
Цыган также отправили в лагеря в Освенциме-Биркенау и Варшаве, а затем отправили в Треблинку и убили. [21] Некоторые были убиты в газовых камерах, другие расстреляны в «Лазарете». По оценкам Арада, в Кракове, Саноке, Ялсо и Жешуве было расстреляно около 1000 цыган. [21] По оценкам Селинской, во время Холокоста было убито 220 000–500 000 цыган. [2]
Хотя и цыганское, и еврейское население подвергались преследованиям во время Холокоста, цыгане в основном не участвовали в разговорах о возмещении ущерба из-за основанного на гражданстве характера такой политики. [22]
Со времен Второй мировой войны Польша считается этнически и культурно однородной страной. [23] Кроме того, в польском обществе дискриминация цыган считается социальной, а не этнической проблемой. [24]
После Второй мировой войны
[ редактировать ]В коммунистическую эпоху (1947-1989) Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) пыталась культивировать единую гражданскую идентичность. [25] и насильно заселить цыган. [7]
По словам Талевича-Квятковской, это привело к проблемам для цыган: проживание в квартирах и домах было несовместимо с их кочевым образом жизни, когда они обычно могли заниматься такими видами деятельности, как «разжигание костров», не беспокоя соседей. [26]
С точки зрения образования «оседентаризация» цыган привела к увеличению количества школьного образования среди цыган: с 25% в 1950–1960 годах до 82% в 1970-е годы. По сообщениям, из-за культурных и языковых различий между детьми-рома и педагогами-нецыганами их помещали в отдельные классы и обучали разным учебным программам. [26]
В коммунистическую эпоху цыгане классифицировались как «социальная группа», а не этническая, что исключало их участие в национальной переписи населения. [2] В 1955 году польские власти предприняли попытку идентифицировать цыганское население в Польше посредством проведения «операции по паспортизации рома». Цыгане, не имевшие действительных удостоверений личности или «карт регистрации места жительства», были наказаны. [14]
После 1989 года в Польше были созданы цыганские организации, такие как Ассоциация ромов. [8]
Политика ассимиляции пыталась повысить позитивное отношение к цыганам, но не смогла этого сделать. [27] В то же время цыгане в этот период времени действительно получали некоторые льготы благодаря их возможности иметь доступ к социальным услугам, финансируемым правительством. [28]
После падения коммунизма в Восточной Европе цыгане смогли пользоваться большими культурными свободами, но не имели доступа к тому же уровню социальных услуг, который они получали при коммунизме в Польше. Организация Объединенных Наций раскритиковала польское правительство за неспособность оказать достаточную поддержку цыганам в 1990-е годы. [28] В 1990-е годы были созданы цыганские политические партии. [29]
Постсоветский распад
[ редактировать ]В 1990 году «правительство солидарности» в Польше начало экономическую приватизацию, что привело к потере рабочих мест в промышленности для оседлых цыган, таких как карпатские цыгане. [26] Тогда как кочевые цыгане, имевшие международные связи, могли импортировать товары, пользующиеся спросом в Польше, например, ковры. [26]
По словам начальника польской полиции, связанное с этим богатство, которое некоторые цыгане получили в начале 1990-х годов, возможно, способствовало недовольству поляков, поскольку в период с 1990 по 1991 год Польша пережила снижение своего «национального дохода» на 13%, а годовой уровень инфляции составил 585%. [30] Всплеск недовольства иллюстрируется « погромом цыган», произошедшим в городе Млава в 1991 году; В Млаве наблюдался высокий уровень безработицы (35%) по сравнению со страной (10%). [31] Мэр Хмелински также заявил, что причиной напряженности может быть расизм. [32] которые позволили выйти на поверхность благодаря роспуску цензуры в 1990-х годах. [28]
Обычаи и культура
[ редактировать ]Язык
[ редактировать ]Согласно опросу 2008 года, 90% из 500 цыган, опрошенных в Польше, заявили, что преимущественно говорят на цыганском языке . [12] Польша предоставила цыганскому языку «официальный статус» как нетерриториального языка, однако он официально не признан польской системой образования. [33] Подгруппы рома говорят на нескольких диалектах: рома-бергитка говорят на карпатском цыганском языке , а другие говорят на балтийском цыганском языке . [9] На эти диалекты в основном влияют польский , словацкий и венгерский языки, однако степень их влияния зависит от степени ассимиляции группы соответствующим населением. [9]
О польском влиянии на цыганский язык свидетельствует фонологическое заимствование звука [w] [34] и лексические заимствования: 12,5% словарного запаса польских ромов и 21,5% словарного запаса бергитских ромов происходят из польского языка (включая славянские языки ). Такая лексика включает в себя названия учреждений, [34] «смысловые жилища»: дома, мебель и т. д. и «смысловые поля природы»: растения, животные и т. д. [9] По мнению Мейера, соотношение заимствований существительных, глаголов и прилагательных у польских ромов составляет (6:1:1) и (6:2:1) у бергиток. [9]
Включение славянских языков в цыганский язык также произошло посредством калькирования . Примером может служить «синтаксическая модель» для вопроса « Как вас зовут?» , что на цыганском языке звучит как " Sar pes vičines?", под влиянием славянского (польского): " Jak się nazywasz? " [9]
Социокультурная организация
[ редактировать ]Цыганское общество в Польше структурировано вокруг ряда культурных принципов, сформулированных как « романипен ». Согласно «Romanipen», цыганам не рекомендуется делиться своими культурными ценностями или языком с нецыганами ( гаджо ), а также разрешать споры извне. [2]
Цыгане в Польше также имеют отдельную внутреннюю судебную систему, состоящую из суда, Romano Celo, и высшей власти, Sero Rom, которой подчиняются только рома. [2]
Традиции
[ редактировать ]Рома исторически придерживались традиционных гендерных ролей: ожидается, что женщина будет рожать детей, выполнять домашние обязанности, а мужчины являются основными источниками дохода. [1] Однако с 2019 года в таких подгруппах, как Бергитка, женщинам все чаще разрешается заниматься профессиональной карьерой. [1]
ежегодно проводится «Цыганский караван памяти», цыганский ритуал Бергитка . Кроме того, с 1996 года в Тарнове , Польша, [10] Ритуал предполагает поездку, призванную сохранить коллективную память о преследованиях цыган во время Холокоста. [10] Центральная остановка поездки — в Щуровой , где убийство девяноста трёх цыган нацистами в 1943 году. вспоминают [10]
Другая цыганская традиция - это паломничество к « Святой Марии Ривалдской », фигуре в Ривалде Крулевском, которое началось в 1930 году и включает в себя принесение цыганами подношений этой фигуре. [15]
Религия
[ редактировать ]97% цыган в Польше заявляют, что придерживаются культурной формы римского католицизма , в которой культурные верования рома сливаются с римским католицизмом. [35] Это проявляется в религиозных практиках, таких как семичасовое паломничество к «Святилищу Скорбящей Богоматери в Лиманове ». [35]
Правительство: Социально-экономический сектор
[ редактировать ]Жилье
[ редактировать ]По данным Совета по иммиграции и беженцам Канады, нехватка экономичного жилья в Польше усугубила жилищные трудности для цыган. [12] Примерно 21% не имеют доступа ни к «внутренней кухне, ни к туалету, ни к ванне, ни к душевой кабине, ни к электричеству». [12] однако некоторые цыганские семьи проживают в роскошных домах. [13]
Работа
[ редактировать ]Согласно опросу ЕС, проведенному в 2012 году, около 35% цыган, проживающих в Польше, в возрасте от 20 до 64 лет заявили, что они безработные, а около 25% цыган заявили, что заняты оплачиваемой работой. [12] Селинска указывает на участие цыган в «малом бизнесе», например, в торговле автомобилями. [2]
Согласно отчету Госдепартамента США, по состоянию на 2020 год цыганские дети, как сообщается, участвуют в «принудительном попрошайничестве». [36]
Кроме того, недооценка «традиционных» навыков в польской экономике способствовала бедности цыган. [37] [28]
Образование
[ редактировать ]Осуч и Двояк заявляют, что структурированное образование, как правило, не ценится в цыганской культуре. [1] скорее, это воспринимается как «принудительная ассимиляция». [31] Традиционно образование детей обеспечивают «старейшины» цыганской общины. [2] Исследование, проведенное в 2016 году, показало, что 82% матерей Бергитка-рома поддерживают обучение своих детей в школе. [1]
Сообщалось, что в 2009/2010 году 82% детей рома в возрасте 6–16 лет посещали школу. [38] Имеющиеся данные также свидетельствуют о сегрегации цыганских детей от нецыганских детей в школах: в 2011 году, как сообщалось, 17% цыган посещали школы и/или классы с особыми потребностями. [13] Кроме того, в деревне Машковице цыгане и нецыгане должны поступать в школы с разных записей. [14] Квадранс объясняет увеличение выделения средств на «особые потребности» культурным и языковым разрывом между цыганскими детьми и их педагогами. [14]
В 2020 году Госдепартамент США сообщил, что правительство Польши направило 2,88 миллиона долларов на поддержку предоставления национальных услуг, таких как образование, цыганам, например, «предоставляя школьные гранты цыганским студентам средних школ и университетов». [36]
Что касается образования, цыганские дети имеют более низкие показатели образования в Польше из-за сочетания сообщений о дискриминации в системе образования и нерешительности цыганских родителей отправлять своих детей в школу, где преподаются и поддерживаются ценности доминирующей культуры. [28]
Политическое представительство
[ редактировать ]До сих пор цыгане не были включены в состав польского парламента. Будучи признанной группой меньшинства в Польше, цыгане обладают конституционным правом определять свои собственные культурные и традиционные ценности. [39]
В 2001–2003 годах польское правительство реализовало «пилотную правительственную программу для цыганской общины Малопольского воеводства», находящуюся в зачаточном состоянии программу, целью которой было вовлечение цыган в решения об их благополучии, образовании, трудоустройстве и т. д. [40]
Став членом Европейского Союза в 2004 году, Польша приняла несколько политик защиты меньшинств, таких как ФКНМ и Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств . [41] Несмотря на то, что эта политика была принята, польское правительство подверглось критике за то, что оно не предприняло больше усилий для прекращения дискриминации в отношении цыган. [41] [28]
Современное напряжение
[ редактировать ]Выселения
[ редактировать ]Цыганские общины в Польше все чаще подвергаются принудительным выселениям. 22 июля 2016 года во Вроцлаве, Польша, Amnesty International сообщила, что, хотя цыган не было дома, их выселили без предупреждения. [42]
Насилие
[ редактировать ]Также сообщалось о насилии в отношении цыган в Польше: в 2009 году исследование ЕС показало, что около 28% цыган подверглись той или иной форме насилия за последние двенадцать месяцев. [43] Один из случаев связан с нападением польской мафии на цыганскую семью в Лиманове после инцидента между польской женщиной и собакой, принадлежащей цыганской семье. [44]
Остракизм
[ редактировать ]Опросы отражают чувство остракизма, которое испытывают цыгане в Польше. Согласно интервью, проведенным ЕС в 2008 году, 59% цыган чувствуют себя отчужденными из-за своей этнической принадлежности. [12] Почти половина чувствуют себя подвергнутыми остракизму в «кафе, ресторанах, барах», 19% утверждают, что ощущали это при трудоустройстве, а 18% — в социальных службах. [12]
Реализация польским правительством иммиграционной политики, такой как политика депортации «на месте», усилила социальный остракизм в отношении цыган. Другая политика иммиграции/гражданства ЕС требует, чтобы цыгане (и другие заявители) прошли тест на наличие ресурсов, требующий подтверждения адреса, которым кочевые цыгане могут не обладать. [45]
Общественные отношения
[ редактировать ]Опрос, проведенный CBOS в 2013 году, был сосредоточен на вопросе: «Как бы вы оценили свои отношения с разными странами?» который был задан тридцати шести группам ромов, результаты показали, что в отличие от 13%, которые утверждали, что не любят чехов, 52% не любили цыган. [2]
Личности
[ редактировать ]- Бронислава Вайс , широко известная как Папуша, — поэтесса.
- Альфреда Марковска - спасала цыганских и еврейских детей во время немецкой оккупации Польши.
- Эдита Горняк - певица, финалистка конкурса песни Евровидение 1994.
- Вики Габор - певица, победительница Детского Евровидения 2019
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Свентек, Агнешка (2019). «Цыганские женщины и их значение для образования цыганского меньшинства в Польше» . Венгерский журнал исследований в области образования . 9 . дои : 10.1080/01924036.2013.813398 . S2CID 154862934 . Проверено 10 апреля 2021 г. - через AKJournals.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Целинска, Катажина (2014). «Польские цыгане: от преследуемого к защищенному меньшинству» . Международный журнал сравнительного и прикладного уголовного правосудия . 38 (2): 157–171. дои : 10.1080/01924036.2013.813398 . S2CID 154862934 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ Свентек, Агнешка (2019). «Цыганские женщины и их значение для образования цыганского меньшинства в Польше» . Венгерский журнал исследований в области образования . 9 – через AKJournals.
- ^ Мична, Ева (29 апреля 2020 г.). Стратегии идентичности групп этнических меньшинств без гражданства в современной Польше . Спрингер Природа. ISBN 9783030415754 – через Google Книги.
- ^ Мейер, Анна-Мария (2020). «Влияние славянских языков на цыган». Справочник Пэлгрейва по цыганскому языку и лингвистике . стр. 261–301. дои : 10.1007/978-3-030-28105-2_9 . ISBN 978-3-030-28104-5 . S2CID 213899402 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэнкок, Ян (2004). Цыгане и Холокост: переоценка и обзор . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 383–396.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Пакетт, Лиза (2005). «Барьеры доступа: социальные услуги и цыгане Польши» . Международная социальная работа . 48 : 621–631. дои : 10.1177/0020872805055327 . S2CID 143657527 – через журналы SAGE.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Всемирный справочник меньшинств и коренных народов – Польша: цыгане» . Международная группа по правам меньшинств. 2018 . Проверено 24 мая 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Матрас, Ярон (2020). Справочник Пэлгрейва по цыганскому языку и лингвистике . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 261–301.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Теббутт, Сьюзен (2004). Роль цыган: образы и контробразы «цыган»/цыган в европейских культурах . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета. стр. 208–225.
- ^ Недзвецкая, Дорота. «Вера в цыган» .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «Польша: Положение и обращение с цыганами, включая занятость, жилье, здравоохранение и образование; государственная защита (2009–2012)» . Рефмир . Верховный комиссар ООН по делам беженцев . Проверено 16 мая 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Фагасински, М. (2012). Теневой отчет ENAR. Расизм и связанная с ним дискриминационная практика в Польше. . Европейская сеть против расизма.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Квадранс, Лукаш (2017). «Рома/цыгане в Польше. Этническая идентичность, групповые различия, демографические характеристики, краткая история и элементы культуры» (PDF) . Социология и общество . 2 (2): 49–71. doi : 10.17846/SS.2017.2.2.49-71 (неактивен 24 июня 2024 г.).
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на июнь 2024 г. ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Грубер, Сэмюэл Д., «Объекты исторического и культурного наследия цыган в Польше» (2009). Полный список публикаций Школы архитектуры. Документ 99.
- ^ Матрас, Ярон (2005). Цыганский язык: лингвистическое введение . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- ^ «В дороге: Столетия истории цыган» . 8 июля 2009 года . Проверено 16 мая 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гонтарек, Алисия (2020). «Политическая деятельность «Династии» Квиков во Второй Польской республике в 1935–1939 годах» . Социальная инклюзия . 8 (2): 336–345. дои : 10.17645/si.v8i2.2775 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Климова-Александр, Илона (2006). «Развитие и институционализация представительства и управления цыган. Часть 2: Начало современной институционализации (девятнадцатый век - Вторая мировая война)» . Журнал национализма и этнической принадлежности . 33 (2): 155–210. дои : 10.1080/00905990500088354 . S2CID 162269254 – через Taylor & Francisco Online.
- ^ Соллер, Игнаций (1938). «КОРОНАЦИЯ ПОЛЬСКОГО ЦЫГАНСКОГО КОРОЛЯ» . Журнал Цыганского краеведческого общества . 17:71 – через ProQuest.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Арад, Ицхак (2008). Белжец, Собибор, Треблинка . Блумингтон: Издательство Университета Индианы. стр. 150–153.
- ^ Фишер, Барри А. (весна 1999 г.). «Никакие дороги не ведут в Рим: судьба цыган при нацистах и послевоенной реституции» . Обзор закона Уиттиера . 20 (3): 513–546 – через HeinOnline.
- ^ Балогун, Боладжи; Джозеф-Солсбери, Реми (26 января 2021 г.). «Опыт расы и расизма черно-белых смешанных рас в Польше» . Этнические и расовые исследования . 44 (2): 234–251. дои : 10.1080/01419870.2020.1729390 . ISSN 0141-9870 . S2CID 214311999 .
- ^ Новицка, Магдалена (9 апреля 2018 г.). « Я не хочу показаться расистом, но… «Преобразование расизма в транснациональной Европе» . Этнические и расовые исследования . 41 (5): 824–841. дои : 10.1080/01419870.2017.1302093 . ISSN 0141-9870 . S2CID 151852070 .
- ^ Вермеерш, Питер (2008). «Проявление мультикультурализма: политизированное представление цыган в Польше» . Третий текст . 22 : 359–371. дои : 10.1080/09528820802204789 . S2CID 146824432 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Талевич-Квятковска, Иоанна (2019). «Преследования и предрассудки в отношении цыган в Польше после Второй мировой войны» . Польское обозрение . 64 (2): 37–45. doi : 10.5406/polishreview.64.2.0037 . JSTOR 10.5406/polishreview.64.2.0037 . S2CID 191652379 – через JSTOR.
- ^ Вермеерш, Питер (1 мая 2008 г.). «Проявление мультикультурализма» . Третий текст . 22 (3): 359–371. дои : 10.1080/09528820802204789 . ISSN 0952-8822 . S2CID 146824432 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Пакетт, Лиза Моррисон (сентябрь 2005 г.). «Барьеры доступа: социальные услуги и цыгане Польши» . Международная социальная работа . 48 (5): 621–631. дои : 10.1177/0020872805055327 . ISSN 0020-8728 . S2CID 143657527 .
- ^ Барани, Золтан (1 января 1998 г.). «Этническая мобилизация и государство: цыгане в Восточной Европе» . Этнические и расовые исследования . 21 (2): 308–327. дои : 10.1080/014198798330034 . ISSN 0141-9870 .
- ^ Рондинелли, Деннис (1996). «Приватизация и экономическая реструктуризация в Польше: оценка переходной политики» . Американский журнал экономики и социологии . 55 (2): 145–160. дои : 10.1111/j.1536-7150.1996.tb03193.x . JSTOR 3487075 – через JSTOR.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эмиг, Ребекка Джин (2001). Бедность, этническая принадлежность и гендер в Восточной Европе в период рыночного перехода . США: Издательство Praeger.
- ^ «Поляки вымещают свою экономическую ярость на цыганах» . Нью-Йорк Таймс . 25 июля 1991 года . Проверено 15 марта 2021 г.
- ^ Ключевые данные по преподаванию языков в школах Европы . Отчет. Европейская комиссия. Брюссель: Исполнительное агентство по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре, 2012. 3-176. По состоянию на 15 апреля 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мейер, Анна Мария (2016). «Многоязычная Польша – цыганский язык в контакте с польским языком» . 6-й Всемирный конгресс польских исследований (на польском языке). 18 (2): 145–155.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Матрас, Ярон (2015). Цыгане-цыгане . Кембридж: Массачусетс: Белкнап Гарвард.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б ПОЛЬША 2020 ОТЧЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА . Отчет. Государственный департамент США. Бюро демократии, прав человека и труда, 2020. 1–31.
- ^ Капральский и Леховский, Славомир и Павел. «Цыганские иммигранты из Румынии в Польше в 1990-е годы». Балтийские миры . XI:2-3: 70–87.
- ^ ОТЧЕТ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПОЛЬША ЗА 2012 ГОД . Отчет. Государственный департамент США. Бюро демократии, прав человека и труда, 2012. 1–31.
- ^ Москаль, Марта. Языковые меньшинства в Польше на момент вступления в ЕС . Отчет. Ягеллонский университет. Краков: Ягеллонский университет, 2004. 1–11.
- ^ Министерство внутренних дел и администрации. Программа для ромской общины в Польше . Отчет. Министерство внутренних дел и администрации. Варшава: Министерство внутренних дел и администрации, 2003. 1-30.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вермеерш, Питер (2003). «Расширение ЕС и политика прав меньшинств в Центральной Европе: объяснение политических сдвигов в Чехии, Венгрии и Польше». Журнал по этнополитике и проблемам меньшинств в Европе . Проблема 1 – через HeinOnline.
{{cite journal}}
:|volume=
есть дополнительный текст ( помощь ) - ^ Отчет Amnesty International за 2015/16 год: Состояние прав человека в мире . Отчет. Лондон: Amnesty International, 2016. 1-409.
- ^ «Жилищная дискриминация ромов в отдельных государствах-членах ЕС – анализ данных EU-MIDIS» . Агентство Европейского Союза по основным правам. 2009 . Проверено 10 апреля 2021 г.
- ^ Публикации Совета Европы. (2012). Права человека цыган и путешественников в Европе . Страсбург.
- ^ Костка, Джоанна (2019), Магаццини, Тина; Пьемонтезе, Стефано (ред.), «Мигрирующая беднота: румынские цыгане в условиях социального авторитаризма в Польше», Создание цыганских мигрантов: европейские нарративы и местное управление , Серия исследований IMISCOE, Cham: Springer International Publishing, стр. 155–172, doi : 10.1007/978-3-030-11373-5_9 , ISBN 978-3-030-11373-5