Мазуры
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Общая численность населения | |
---|---|
5,000–15,000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Польша ( Варминско-Мазурское воеводство ) Германия | |
Языки | |
Польский ( мазурские диалекты ), немецкий ( верхненемецкие диалекты ) | |
Религия | |
лютеранство | |
Родственные этнические группы | |
поляки , мазовцы |
Мазуры польский или мазуры ( польский : Mazurzy ; немецкий : Masuren ; мазурский : Mazurÿ исторически также известные как прусские мазуры ( ) , : Mazurzy pruscy ), — этническая группа , происходящая из региона Мазур , в пределах Варминско-Мазурского воеводства , Польша. . [1] Их численность составляет около 5 000–15 000 человек. По данным польской переписи 2011 года 1376 человек заявили себя мазурцами либо в качестве первого, либо второстепенного идентификатора. До Второй мировой войны и ее послевоенного изгнания мазуры были более многочисленной этнической группой, проживавшей в южных частях Восточной Пруссии 16 века на протяжении веков после протестантской Реформации . Сегодня большинство мазурцев живут на территории нынешней Германии и других местах.
Они происходят от мазовцев ( польский : Mazowszanie ; немецкий : Masowier ), которые были польскими поселенцами из Мазовии. [ нужна ссылка ] . Эти поселенцы переехали в герцогство Пруссия во время и после протестантской Реформации . Они говорили на мазурских диалектах . С середины XIX века верхненемецкий язык среди мазуров все чаще использовался , в отличие от нижненемецкого языка, используемого большей частью немецкого населения Восточной Пруссии. Многие мазурцы часто говорили на немецком и польском языках. В XIX веке Мазурский регион Восточной Пруссии в честь мазуров был назван .
Как и большая часть населения Восточной Пруссии, они поддерживали протестантизм и приняли лютеранство в 1525 году, когда Альберт, герцог Прусский, секуляризовал герцогство и обратился в христианство. Римско-католические вармяки и мазовцы не пострадали, так как они населяли части, формально принадлежавшие Царству Польскому .
После Второй мировой войны многие мазурцы были классифицированы как немцы и поэтому в основном были изгнаны вместе с ними или эмигрировали после 1956 года из нынешней Польши в послевоенную Германию . Хотя большинство из них уехали на Запад , некоторые оказались и в Восточной Германии . Завершение войны и последующее переселение привели к этническому конфликту между уехавшими мазурами и прибывшими курпями , главным образом на религиозной (протестантско-католической) почве.
История
[ редактировать ]В средние века жителей Мазовецкого княжества по-польски называли Мазур(з)ы . Между 14 и 17 веками, [2] Польские поселенцы из северного Мазовии переселились на южные территории Монастырского государства Тевтонских рыцарей (эти земли ранее принадлежали балтийским старопруссакам , которых тевтонские рыцари завоевали в XIII и XIV веках). Северная часть этого государства вскоре была заселена поселенцами из Германии и, таким образом, германизирована. С другой стороны, протестанты из Мазовецкого герцогства , которое было независимым до 1526 года, частично полонизировали южную часть Прусского герцогства , позже Прусского королевства . Только в Алленштайне, ныне Ольштыне , остались католики, поскольку он принадлежал княжеству -епископству Эрмландскому или Вармийскому .
Из-за притока мазовец в южные поозерья этот район стал называться « Мазурия с 18 века ». В ходе протестантской Реформации мазурцы, как и большинство жителей Герцогской Пруссии, стали -лютеранами протестантами , тогда как соседние мазовцы остались католиками . В 1525 году на территории секуляризованного ордена было основано Прусское герцогство , которое до 1657 года принадлежало Польше, и стало первым официально протестантским государством. Небольшое меньшинство протестантских мазовцев на юге католической Мазовии внутри Польши эмигрировало позже в Прусские Мазуры. Мазурия стала частью Прусского королевства при его основании в 1701 году и частью возглавляемой Пруссией Германской империи при основании империи в 1871 году.
Мазуры называли себя в XIX веке «польскими пруссаками» или «старопрусаками» (старыми пруссаками). [3] Мазуры оказали значительную поддержку польскому восстанию в 1831 году и поддерживали множество контактов с контролируемыми Россией территориями Польши за пределами границы Пруссии, причем эти территории были связаны общей культурой и языком; До восстания люди посещали деревенские ярмарки друг друга, и велась большая торговля, также была широко распространена контрабанда. [3] Некоторые ранние авторы о мазурах, например Макс Теппен , постулировали, что они являются посредниками между немецкой и славянской культурами. [3]
В 1840-х годах фольклорист Густав Гизевиуш (Густав Гизевиус) собрал мазурские народные песни, которые позже были включены в Оскара Кольберга сборник Dzieła Wszystkie . [4]
Мазуры в девятнадцатом веке
[ редактировать ]По словам Анджея Хвальбы или Хенрика Самсоновича, польские национальные активисты и мазурцы уже сотрудничали в 1848 году, когда поляки из Померании поддержали попытки Мазур избрать своего представителя Густава Гизевиуша, который защищал использование польского языка и традиций. [5] [6] Для Петра Вандича события 1848 года привели к польскому национальному пробуждению на Мазурах. [7] Напротив, Андреас Коссерт пишет, что интерес поляков к Мазурам был вызван единственным стихотворением Войцеха Кентшинского «О Мазурах», опубликованным в 1872 году, и что безуспешные попытки создать польский национальный дух на Мазурах финансировались польскими националистами из Познани (Познань). ), Лемберг (Львов) и Варшава. [8] [9]
Начиная с 1870-х годов, официальные лица императорской Германии ограничили использование других языков, кроме немецкого, в восточных провинциях Пруссии. [10] Немецкие власти предприняли ряд мер по германизации мазуров или культурному отделению их от соседних поляков путем создания отдельной идентичности. [11] После 1871 года мазуры, выражавшие симпатии к Польше, считались немецкими националистами «национал-предателями» (особенно это усилилось после 1918 года). [3] По словам Войцеха Вжесинки, мазуры в то время не получали никакой помощи или помощи от польских движений. [12] По словам Стефана Бергера, после 1871 года мазуры в Германской империи считали, что, признавая свою «объективную» польскость (с точки зрения культуры и языка), они «субъективно» чувствовали себя немцами и, таким образом, должны быть тесно интегрированы в немецкую нацию. -состояние; По мнению Бергера, этот аргумент прямо противоречил требованиям немецких националистов в Эльзасе, где эльзасцы были объявлены немцами, несмотря на их «субъективный» выбор. Бергер заключает, что подобные аргументы немецких националистов были просто направлены на присоединение как можно большей территории к Германскому рейху. [3]
Численность населения
[ редактировать ]Родной язык жителей Мазур по уездам в первой половине XIX века:
Графство (немецкое название) | Год | Польскоязычные | % | немецкоязычные | % | Литовскоязычные | % | Общая численность населения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Голдап (Голдап) | 1825 | 3940 | 16% | 17412 | 70% | 3559 | 14% | 24911 |
Олецко (Олецко) | 1832 | 23302 | 84% | 4328 | 16% | 22 | 0% | 27652 |
Элк (Лик) | 1832 | 29246 | 90% | 3413 | 10% | 4 | 0% | 32663 |
Венгожево (Ангербург) | 1825 | 12535 | 52% | 11756 | 48% | 60 | 0% | 24351 |
Гижицко (Летцен) | 1832 | 20434 | 89% | 2528 | 11% | 25 | 0% | 22987 |
Пишите (Йоханнисбург) | 1825 | 28552 | 93% | 2146 | 7% | 0 | 0% | 30698 |
Мронгово (Зенсбург) | 1825 | 22391 | 86% | 3769 | 14% | 5 | 0% | 26165 |
Щитно (Ортельсбург) | 1825 | 34928 | 92% | 3100 | 8% | 0 | 0% | 38028 |
Нидзица (Нейденбург) | 1825 | 27467 | 93% | 2149 | 7% | 1 | 0% | 29617 |
Оструда (Остероде) | 1828 | 23577 | 72% | 9268 | 28% | 0 | 0% | 32845 |
Общий | 1825/32 | 226,372 | 78% | 59,869 | 21% | 3,676 | 1% | 289,917 |
Мазуры в ХХ веке
[ редактировать ]Перед Первой мировой войной многие мазурцы эмигрировали в Рурскую область , особенно в Гельзенкирхен . Здесь мазуры не отличались от поляков, и обе группы считались уступающими немцам в культурном или даже расовом отношении. [16] Несмотря на эти официальные усилия, немецкие ученые обычно считали мазурцев группой поляков. Во всех немецких географических атласах, изданных в начале 20 века, южная часть Восточной Пруссии отмечалась как этнически польская территория, численность поляков оценивалась в 300 000 человек. [17]
Среди мазуров существовало сопротивление попыткам германизации, было сформировано так называемое движение Громадки, которое поддерживало использование польского языка и вступило в конфликт с немецкими властями; хотя большинство его членов считали себя лояльными прусскому государству, некоторые из них присоединились к пропольской фракции мазурцев. [18] В целом, народное сопротивление языковой германизации нельзя легко приравнять к антинемецким настроениям или сильной привязанности к польскому национальному движению. Большая часть небольшой польскоязычной интеллигенции Мазур оставалась решительно пропрусской, часто придерживаясь старой, многоэтнической модели прусской идентичности, сосредоточенной на верности своему королю, а не на немецком языке. [19] [20] [21] Эта этническая, но не национально польская идентичность неоднократно вызывала ужас у польских национальных активистов. [22] и явно пропольские политические партии и пресса так и не получили широкого влияния среди населения. [23] Ричард Бланке резюмировал эту давнюю привязанность, восходящую к позднему средневековью, так: «Другими словами, мазурцы стали пруссаками до того, как бретонцы (не говоря уже о эльзасцах) стали французами». [24]
Мазуры оказали решительную поддержку Германии во время Первой мировой войны . [25] В 1920 году Лига Наций руководила плебисцитом Восточной Пруссии – с участием британских, французских и итальянских войск, дислоцированных в Мазурах – для определения новой границы между Второй Польской Республикой и немецкой Восточной Пруссией . Плебисцит был организован местными властями Германии. [26] Польский этнограф Адам Чентник заявил, что власти Германии допустили злоупотребления и фальсификации во время плебисцита. [27] а Штефан Бергер пишет, что мазурцы подверглись огромному психологическому давлению и физическому насилию со стороны немецкой стороны, чтобы проголосовать за Германию. [28] Коссерт признает нарушения во время референдума, но утверждает, что в целом его результаты правдиво отражают преимущественно прогерманские настроения на юге Восточной Пруссии. [29] В собственно Мазурах подавляющее большинство (99,32%) предпочли остаться в Пруссии . [30] [31] Попытки создать школы с преподаванием польского языка в межвоенной Германии были встречены террором и насилием. [32]
Во времена либеральной Веймарской республики среди мазуров наблюдалась сильная тенденция перехода с польского языка на немецкий. [33]
Поддержка нацистской партии на Мазурах была высокой, особенно на выборах 1932 и 1933 годов. [34] Нацисты использовали мазурский диалект для своих политических митингов во время предвыборной кампании. [34] В 1938 году правительство нацистской Германии изменило названия нескольких мазурских городов и деревень с их первоначальных славянских или балтийско-прусских названий на новые немецкие названия. Во время Второй мировой войны нацисты преследовали и убивали польскоязычных на Мазурах и заключали в тюрьму польских учителей, а также детей. который выучил польский язык. [35] [36] [ нужна цитата для проверки ] Нацисты считали, что в будущем мазуры как отдельное негерманское образование исчезнут, а те, кто будет цепляться за свою «иностранность», как упоминалось в одном нацистском отчете, будут депортированы. [37] Нацисты считали поляков и евреев «унтерменами», подлежащими рабству и истреблению, а нацистские власти убивали польских активистов на Мазурах. Тех, кого не убили, арестовали и отправили в концентрационные лагеря. [38]
В 1943 году «Звенжек Мазурский» был тайно возобновлен мазурскими активистами Польского подпольного государства в Варшаве под руководством Кароля Маллека. [39] Звензек Мазурский выступал против нацистской Германии и просил польские власти во время войны ликвидировать немецкую собственность после победы над нацистской Германией, чтобы помочь в сельскохозяйственной реформе и расселении мазурского населения. Мазуры, выступавшие против нацистской Германии, потребовали удалить объекты немецкого наследия «независимо от их культурной ценности». . [40] Кроме того, в 1943 году Мазурский институт был основан мазурскими активистами в Радосце недалеко от Варшавы. [41] Андреас Коссерт рассматривает эти утверждения как презумпцию, полностью игнорирующую реальные условия жизни мазурского народа. [42]
Наряду с большинством этнических немцев Восточной Пруссии, многие мазурцы бежали в западную Германию, когда Советская Красная Армия приблизилась к Восточной Пруссии в 1945 году во время последних европейских кампаний Второй мировой войны . Послевоенная Потсдамская конференция передала Мазурию – и остальную часть юга Восточной Пруссии – под управление Польши. Многие мазурцы, причисленные к немцам, были изгнаны с применением военной силы. После 1956 года многие из оставшихся в Польше эмигрировали в Западную Германию . По состоянию на 2003 год в этом районе все еще проживало около 5000 мазурцев, многие из которых принадлежали к немецкому меньшинству . [17] Спекуляции о причинах этой эмиграции варьируются от экономической ситуации до недемократической – коммунистической – системы в Польше. [17] к сокращающейся перспективе возвращения Мазур в состав Германии. [43]
Мазур остается 14-й по распространенности фамилией в Польше : ее носят почти 67 000 человек. [44] По мнению этнографа Адама Чентника , мазуры были наиболее тесно связаны с курпской ветвью поляков. [27] Группа мазуров мигрировала на юг и стала одной из основных составляющих ласовят , проживающих в северной части Подкарпатского воеводства . [45] [46]
Округ | 1861 г. (перепись) | 1861 г. (оценка) | 1890 г. (перепись) | 1890 г. (оценка) | 1910 г. (перепись) | 1910 г. (оценка) | 1925 г. (перепись) | 1925 г. (оценка) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Йоханнисбург (Пиш) | 82,4% | (90%) | 78,8% | (83%) | 68% | (77,9%) | 20,4% | (60–80%) |
Лётцен (Гижицко) | 64,5% | (80%) | 50,6% | (65%) | 35,9% | (58,9%) | 4,4% | (25–40%) |
Лик (Элк) | 78,6% | (85%) | 66,6% | (73%) | 51% | (68,9%) | 11,3% | (45–70%) |
Найденбург (Нидзица) | 81,6% | (87%) | 75,6% | (84%) | 66,6% | (80%) | 23,1% | (50–65%) |
Олецко (Олецко) | 57,7% | (75%) | 47,7% | (57%) | 29,6% | (51%) | 8% | (25–60%) |
Ортельсбург (Щитно) | 87,9% | (92%) | 78,1% | (85%) | 70,1% | (82,9%) | 30,4% | (65–75%) |
Остероде (Острода) | 63,1% | (67%) | 54,3% | (63%) | 41,2% | (55,9%) | 11,7% | (25–45%) |
Сенсбург (Мрагово) | 74,7% | (87%) | 62,2% | (72%) | 49,6% | (67,5%) | 12,8% | (40–50%) |
Общий | 74,4% | (83%) | 65,3% | (73,4%) | 52,4% | (69%) | 16,3% | (?) |
- Примечания
- ^ По данным прусских переписей населения и польских оценок. Первые столбцы каждого года относятся к результатам прусской переписи населения. Это общий процент всех людей, у которых был зарегистрирован «мазурский» или «польский» язык в качестве родного, иногда двуязычный с «немецким». [47] Во вторых столбцах каждого года указаны две разные польские оценки. Данные за 1861–1910 годы были сделаны Белзитом в 1996 году на основании значительно большего числа польскоязычных школьников ( Белзит, Лешек (1996). «Zur Frage des nationalen Bewusstseins der Masuren im 19 и 20. Jahrhundert». Zeitschrift für Ostmitteleuropa-Forschung . ), хотя Бланке снижает их достоверность, говоря: «Но нельзя просто экстраполировать данные о зачислении в школу, поскольку в польско-мазурских семьях обычно было больше детей, чем в среднем по Германии. Более того, важной особенностью мазурской жизни было то, что многие люди «стали Немецкий язык только у взрослых, поэтому можно было бы ожидать, что процент взрослых, говорящих по-польски, будет ниже, чем у школьников. Принимая во внимание эти и другие факторы, Белжит, по сути, разделил разницу между двумя наборами цифр, чтобы прийти к следующему выводу. приведенные выше цифры в скобках». (Бланке, стр. 84.)Оценки на 1925 год привел Коссерт: [48] (который утверждает, что взял их у Погорецкого [49] ). Либо у них нет оценки для всей Мазурии, либо Коссерт ее упустил.
Известные мазурцы
[ редактировать ]- Густав Гизевиуш (1810–1848), пастор.
- Лотар Галл (1936 г.р.), историк
- Фердинанд Грегоровиус (1821–1891), историк
- Георг Андреас Хельвинг (1666–1748), ботаник
- Пауль Хензель (1867–1944), лютеранский богослов и политик.
- Войцех Кентшиньский (1838–1918), историк.
- Вальтер Колло (1878–1940), композитор
- Кристин Лах-Ширма (1790–1866), профессор философии.
- Удо Латтек (1935–2015), футболист
- Зигфрид Ленц (1926–2014), автор
- Иероним Малецкий (1527–1584), теолог, писатель.
- Кшиштоф Целестин Мронговиус (1764–1855), писатель
- Селестин Мыслента (1588–1653), теолог
- Родольф Радау (1835–1911), астроном и математик.
- Вефиль Генри Струсберг (1823–1884), промышленник и железнодорожный предприниматель.
- Эрнст Вихерт (1887–1950), поэт
- Карл Густав Санио (1832–1891), ботаник и профессор.
См. также
[ редактировать ]- Роуз (фильм, 2011 г.)
- Мазурские диалекты
- Вармяк
- литовский
- Участники курса
- Мазурка
- Список средневековых славянских племен
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шатковский, Петр (13 июля 2017 г.). «Мазурская кровь или мазурский дух? Что сегодня означает «быть мазурцем»?» (на польском языке) . Проверено 20 января 2023 г.
- ^ Ежи Ян Лерский, Петр Врубель, Ричард Дж. Козицки, Исторический словарь Польши, 966–1945 , Greenwood Publishing Group, 1996, стр. 346, ISBN 0-313-26007-9 Google Книги
- ^ Перейти обратно: а б с д и Ван, К. Эдвард; Филлафер, Франц Л. (2007). Многоликость Клио: межкультурные подходы к историографии . Книги Бергана. п. 375. ИСБН 9781845452704 . Проверено 31 января 2012 г.
- ^ Кольберг, Оскар. Все работы заархивированы 21 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ История Польши: 1795–1918 - стр. 311.Анджей Хвальба – 2005 г. Весной 1848 года польские национальные активисты из Померании установили контакты с Мазурами.
- ^ Польша, судьба государства и нации Генрих Самсонович Искри, 1992, стр. 349
- ^ Земли разделенной Польши, 1795–1918 - Строна 149 Петр Стефан Вандич - 1974 В некоторых случаях эти новые события пошли на пользу полякам. 1848 год ознаменовал польское пробуждение в Силезии (Австрийской и Прусской) и на Мазурах.
- ^ Коссерт, Андреас (2006). Мазурия - забытый юг Восточной Пруссии (на немецком языке). Пантеон. п. 205. ИСБН 3-570-55006-0 .
- ^ Коссерт, Андреас (февраль 2003 г.). «Политика пограничья» и восточные исследования периферии империи (на немецком языке). Ежеквартальные журналы по современной истории. п. 122.
- ^ Кларк, с. 580.
- ^ МакКук, Б. (2002) «Стать немцем: уроки прошлого для настоящего», в Leitkultur и Nationalstolz-Tabu - Немецкие феномены? Бонн, апрель 2002 г., Фонд Александра фон Гумбольдта, стр. 33–42.
- ^ Из книги песен немца Войцеха Кентшиньского Pojezierze, 1968, стр. 111 -
- ^ фон Хакстхаузен, август (1839 г.). Сельская конституция в отдельных провинциях Прусской монархии (на немецком языке). Кенигсберг: Книжный магазин издательства Gebrüder Borntraeger. стр. 78–81.
- ^ Ясинский, Гжегож (2009). «Лингвистическая статистика Мазурских уездов с первой половины XIX века (до 1862 г.)» (PDF) . Мазурско-Варминские новости (на польском языке). 1 :97–130 – через БазХум.
- ^ Белзит, Лешек (1996). «К вопросу о национальном самосознании мазурцев в XIX и XX веках (на основе статистических данных)» . Журнал исследований Восточной и Центральной Европы (на немецком языке). Том 45, № 1: 35–71. Архивировано из оригинала 03 октября 2019 г. Проверено 3 октября 2019 г. - через zfo-online.
- ^ Лукассен, Лео Иммигрантская угроза: интеграция старых и новых мигрантов в Западной Европе с 1850 года (Исследования мировой миграции) с. 71.
- ^ Перейти обратно: а б с Петр Эберхардт, Ян Овсински, Этнические группы и демографические изменения в Центрально-Восточной Европе 20-го века: история, данные, анализ , М. Е. Шарп, 2003, с. 166, ISBN 0-7656-0665-8 Google Книги
- ^ Ван, К. Эдвард; Филлафер, Франц Л. (2007). Многоликость Клио: межкультурные подходы к историографии . Книги Бергана. п. 377. ИСБН 9781845452704 . Проверено 31 января 2012 г.
- ^ Коссерт (2001), с. 44.
- ^ Коссерт, Андреас (2002). « Пограничная политика» и восточные исследования на периферии Рейха». Ежеквартальные журналы по новейшей истории : 122.
- ^ Бланк, стр. 45–47.
- ^ Бланк, стр. 58–59.
- ^ Коссерт (2001), стр. 73–80.
- ^ Уайт, с. 15.
- ^ Кларк, с. 608.
- ^ Этнические группы и демографические изменения в Центрально-Восточной Европе двадцатого века: история, данные и анализ ; Петр Эберхардт, М.Э. Шарп, 2003, с. 166. «Хотя плебисцит проводился немецкими административными властями»
- ^ Перейти обратно: а б «Союз Курпе – Адам Чентник» . Архивировано из оригинала 25 мая 2016 г. Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ В. Эдвард Ван, Франц Л. Филлафер, Георг Г. Иггерс
- ^ Коссерт (2001), с. 158.
- ^ Андреас Коссерт: «Политика приграничья» и восточные исследования на периферии Рейха, с. 124. Архивировано 23 июля 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Статистика Рочника Республики Польша / Annuaire statistique de la République Polonaise 1 (1920/22), часть 2, Варшава 1923, S. 358. Архивировано 22 июля 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ О польскости Вармии и Мазур в древние времена, Анджей Вакар, Pojezierze, стр. 80, 1969.
- ^ Ричард Бланке. «Межвоенная Польша и проблема польскоязычных немцев» страницы=257-265». В Чарльзе В. Инграо, Франце А.Дж. Сабо (ред.). Немцы и Восток .
- ^ Перейти обратно: а б Кларк, с. 640.
- ^ В. Эдвард Ван, Франц Л. Филлафер, Георг Г. Иггерс, «Многоликий Клио: межкультурные подходы к историографии, эссе в честь Георга Г. Иггерса», Berghahn Books, 2007 [1]
- ^ Мария Вардзыньска, «Intelligenzaktion» в Вармии, Мазурах и Северной Мазовии. Главная комиссия по расследованию преступлений против польского народа. Вестник Института национальной памяти №. 1 декабря, 2003/2004 г., страницы 38–42.
- ^ Германия поворачивается на Восток: исследование Ostforschung в Третьем рейхе Майкла Берли, стр. 209, 1988, Cambridge University Press
- ^ Польский географический и ландшафтный словарь Ивоны Свенсон, Wydawnictwo Naukowe PWN, стр. 440, 1998 г.
- ^ Польская литература в годы Второй мировой войны Ежи Свеч, Институт литературных исследований (Польская академия наук), стр. 42Научное издательство ПУН,
- ^ Дворцы и усадьбы Кентшинского района - исторические и культурные ценности. Архивировано 18 июля 2004 г. в музее Wayback Machine Войцеха Кентшинского в Кентшине.
- ^ О нас. Архивировано 24 декабря 2018 г. в Wayback Machine в Ольштыне. Научно-исследовательском центре Войцеха Кентшиньского
- ^ Коссерт (2006), с. 360.
- ^ Доктор. Йоахим Рогалль, Немцы в Польше (на немецком языке)
- ^ Частота и географическое распространение фамилии Мазур в Польше.
- ^ «Географический словарь Царства Польского и других славянских стран, том VI» (на польском языке). Варшава. 1880–1914. стр. 191.
- ^ Стомпор, Изабела. «История села Мазуры» (на польском языке). Кафедра истории польского языка и диалектологии Варшавского университета / Общество языковой культуры. Архивировано из оригинала 21 сентября 2016 г. Проверено 2 декабря 2010 г.
- ^ Бланке, стр. 83 и 237.
- ^ Коссерт (2001), с. 174.
- ^ Погорецкий, Владислав (1932). «Мазуры в Восточной Пруссии». Дела по делам национальностей .
Ссылки
[ редактировать ]- Бланке, Р. (2001) Польскоязычные немцы? , Кёльн: Бёлау. ISBN 3-412-12000-6 .
- Кларк, Кристофер (2006). Железное королевство: взлет и падение Пруссии 1600–1947 гг . Кембридж: Belknap Press Гарварда. ISBN 0-674-02385-4 .
- Коссерт, А. (2001) Пруссаки, немцы или поляки? , Висбаден: Харасовиц. ISBN 3-447-04415-2 .
- Коссерт, А. (2006) Мазурия - забытый юг Восточной Пруссии (на немецком языке), Пантеон. ISBN 3-570-55006-0 .