Наложницы
Наложницы Мазурия | |
---|---|
Этнографический и географический регион | |
Страна | Польша |
воеводство | Варминско-Мазурский |
Крупнейший город | Элк |
Область | |
• Общий | 10 000 км 2 (4000 квадратных миль) |
Население | |
• Общий | 500,000 |
• Плотность | 50/км 2 (130/кв. миль) |
Demonym | Мазурский |
Часовой пояс | UTC+1 ( центральноевропейское время ) |
• Лето ( летнее время ) | UTC+2 ( центральноевропейское время ) |
Основной аэропорт | Аэропорт Ольштын-Мазуры |
Шоссе |
Мазурия ( польский : Mazury , немецкий : Мазурский Польши : Mazurÿ ) — этнографическая и географическая область на севере и северо-востоке , известная своими 2000 озёрами. [1] Мазуры занимают большую часть Мазурского поозерья . В административном отношении входит в состав Варминско-Мазурского воеводства (административная область/провинция). Самый большой город, часто считающийся столицей, — Элк . Регион занимает территорию площадью около 10 000 км2. 2 в котором проживает около 500 000 человек.
Мазуры граничат с Вармией , Повисле и Хелмненской землей на западе, Мазовией на юге, Подлячеством и Сувальским краем на востоке и Малой Литвой на севере.
История [ править ]
Предыстория и ранняя история [ править ]
Некоторые из самых ранних археологических находок на Мазурах были обнаружены на стоянках Дудка и Щепанки и принадлежали субнеолитической цедмарской культуре . [2] Индоевропейские поселенцы впервые прибыли в регион в 4-м тысячелетии до нашей эры, которые в Прибалтике разделились на сатем балто-славянскую ветвь, которая в конечном итоге привела к появлению балтов как носителей балтийских языков . [3] В конце I тысячелетия до нашей эры балты разделились на западных и восточных балтов. Регион был населен предками западных балтов – старопруссаками , судовцами / ятвягами , скальвами , надрувами и куршами , а восточные балты поселились на территории нынешней Литвы , Латвии и Белоруссии . [3] [4] [5]
Греческий исследователь Пифей (4 век до н.э.), возможно, называл эту территорию Ментеномоном , а жителей - Гуттонами (соседи тевтонов , вероятно, имея в виду готов ). [6] [7] В 98 году нашей эры Тацит описал одно из племен, живших вблизи Балтийского моря ( лат . Mare Suebicum ), как Aestiorum gentes и собирателей янтаря . [8]
Старые пруссаки [ править ]
До 13 века территорию населяли старые (балтийские) пруссаки — балтийская этническая группа , жившая на территории Пруссии (район юго-восточного прибрежного района Балтийского моря, соседнего с Балтийским морем вокруг Вислинского и Куршского заливов ). . Территория, позже названная Мазурией, тогда была известна как Галиндия и, вероятно, представляла собой периферийную, густо засаженную деревьями и малонаселенную территорию. Его жители говорили на языке, ныне известном как старопрусский , и имели свою собственную мифологию . Хотя их имя носило немецкое политическое образование XIX века, немцами они не были. Они были обращены в католицизм в 13 веке, после завоевания рыцарями Тевтонского ордена .
По оценкам, от 170 000 до 220 000 старых пруссаков, проживавших по всей Пруссии около 1200 г. [9] Дикая местность была их естественным барьером от нападения потенциальных захватчиков. Во время Северных крестовых походов в начале 13 века старые пруссаки использовали этот обширный лес как широкую зону обороны. Они сделали это снова против рыцарей Тевтонского ордена , которых пригласил в Польшу Конрад I Мазовецкий в 1226 году. [10] Целью ордена было обращение коренного населения в христианство и при необходимости насильственное крещение его. В ходе последующего завоевания, которое длилось более 50 лет, коренное население было частично истреблено, особенно во время крупного прусского восстания 1261–1283 годов. Но несколько прусских дворянских семей также разместили рыцарей, чтобы сохранить свою власть и имущество. [10]
Тевтонский орден [ править ]
После приобретения Орденом Пруссии поляки (точнее, мазуры , то есть жители соседней Мазовии ) стали селиться в юго-восточной части завоеванного края. немецкий , голландский , фламандский и датский [11] колонисты вошли в этот район позже, с северо-запада. Число польских поселенцев снова значительно выросло в начале 15 века, особенно после первого и второго Торнских ( Торуньских ) договоров в 1411 и 1466 годах соответственно, после Тринадцатилетней войны и окончательного поражения ордена. [10] произошла Грюнвальдская битва на западе Мазур в 1410 году. Это было одно из крупнейших сражений средневековой Европы, закончившееся победой Польши и Литвы над тевтонскими рыцарями. В 1440 году была основана Антитевтонская Прусская конфедерация , к которой присоединились различные города Мазур. [12] Западные Мазуры с Острудой были, рядом с Хелмненской землей , местом наиболее широкого участия дворянства в основании Конфедерации. [13] В 1454 году по просьбе Конфедерации король Польши Казимир IV подписал акт о присоединении всего региона, включая Мазуры, к Польше , а после последующей Тринадцатилетней войны Мазуры стали частью Польши как феодальное владение Великого Магистра Тевтонского ордена. . [14] Более поздняя ассимиляция немецких поселенцев, а также польских иммигрантов и коренных жителей Пруссии создала новую прусскую идентичность, хотя субрегиональная разница между немецкоязычной и польскоязычной частью сохранилась.
Герцогская Пруссия [ править ]
Секуляризация Тевтонского ордена в в Пруссии и обращение Альберта Прусского в лютеранство в 1525 году привели Пруссию, включая территорию, позже названную Мазурией, протестантизм . Рыцари разорвали свои связи с католической церковью и стали дворянами-землевладельцами, а Прусское герцогство стало вассальным государством Польши. Польский язык преобладал благодаря многочисленным иммигрантам из Мазовии , которые дополнительно заселили южные части Герцогской Пруссии, до этого девственной части (позже Мазур) в 16 веке. В то время как южная сельская местность была населена протестантами, говорящими на польском языке, очень маленькие южные города представляли собой смешанное польско-немецкоязычное население. Древний старопрусский язык сохранялся в некоторых сельских районах северной и центральной частей Герцогской Пруссии до начала 18 века. В то время они оказались ассимилированы с массой немецкоязычных сельских жителей и фермеров. [15] Районы, в которых проживало много людей, говорящих на польском языке, были известны как польские департаменты. [16]
Мазуры стали одним из ведущих центров польского протестантизма . В середине 16 века Лик (Элк) и Ангербург (Венгожево) стали важными центрами польской печати. [18] Известная польская средняя школа, привлекавшая польских студентов из разных регионов, была основана в Элке на восточных Мазурах в 1546 году Иеронимом Малецким , польским переводчиком и издателем, который внес свой вклад в создание стандартов и образцов польского литературного языка. Самая западная часть Мазур, уезд Остероде (Острода) , в 1633 году перешёл под управление одного из последних герцогов династии Пястов , Иоанна Кристиана Брига .
В 1656 году во время битвы при Простках войска Речи Посполитой , включая 2000 татарских налетчиков , разбили союзную шведскую и бранденбургскую армию, захватив Богуслава Радзивилла . В результате войны было разрушено большинство городов, 249 деревень и поселков, 37 церквей. За 1656–1657 годы погибло более 50% населения Мазур, 23 000 человек были убиты, еще 80 000 умерли от болезней и голода, 3400 человек были порабощены и депортированы в Россию. [19] [20] умерло от 200 000 до 245 000 из 600 000 жителей С 1709 по 1711 год во всей герцогской Пруссии от «черной смерти» . В Мазурах число погибших варьировалось в зависимости от региона; тогда как в округе Рейн (Рин) погибло 6789 человек , в Зеестне ( Сестно ) умерло только 677 человек. В Лётцене ( Гижицко ) умерло 800 из 919 человек. [21] [22] Потери населения компенсировались миграцией протестантских поселенцев или беженцев из Шотландии , Зальцбурга ( изгнание протестантов 1731 ), Франции ( беженцы- гугеноты после Фонтенблоского эдикта 1685) и особенно из контрреформированной Речи Посполитой , включая польских братьев изгнанных . из Польши в 1657 году. Последней группой беженцев, эмигрировавших на Мазуры, были русские филипоны (как «старообрядцы», противостоящие государственной церкви) в 1830 году, когда прусский король Фридрих-Вильгельм III предоставил им убежище. [23]
После смерти Альберта Фридриха, герцога Пруссии в 1618 году, его зять Иоанн Сигизмунд, маркграф Бранденбургский , унаследовал герцогство (включая Мазурию), объединив две территории под единой династией и образовав Бранденбург-Пруссию . отменил Велауский договор суверенитет короля Польши в 1657 году.
Королевство Пруссия [ править ]
Регион стал частью Прусского королевства после коронации короля Пруссии Фридриха I в 1701 году в Кенигсберге . Мазуры стали частью недавно созданной административной провинции Восточная Пруссия после ее создания в 1773 году. Название Мазуры стало официально использоваться после новых административных реформ в Пруссии после 1818 года. [24] Мазуры называли себя в тот период «польскими пруссаками» или «старопрусаками» (старыми пруссаками). [25] Во время наполеоновских войн и польской национально-освободительной борьбы в 1807 году несколько городов северных и восточных Мазур были захвачены польскими войсками под командованием генералов Яна Хенрика Домбровского и Юзефа Зайончека . Некоторые мазурцы оказали значительную поддержку польскому восстанию в 1831 году и поддерживали множество контактов с контролируемыми Россией территориями Польши за пределами границы Пруссии, причем эти территории были связаны общей культурой и языком; До восстания люди посещали деревенские ярмарки друг друга, и велась большая торговля, также была широко распространена контрабанда. [25] Тем не менее, их лютеранская вера и традиционная приверженность прусской королевской семье разделяли мазурцев и поляков. Некоторые ранние авторы о мазурах, такие как Макс Теппен , постулировали, что мазуры в целом являются посредниками между немецкой и славянской культурами. [25]
Политика германизации на Мазурах включала в себя различные стратегии, в первую очередь попытки пропагандировать немецкий язык и максимально искоренить польский (мазурский) язык; С 1834 года немецкий стал обязательным языком в школах. [25] Лютеранские церкви и их викарии в основном осуществляли свою духовную опеку на мазурском языке, что касалось прихожан, родных для мазурского языка. Польское тайное сопротивление было активным и переправляло оружие через регион для Россией раздела Польши с во время Январского восстания 1863–1864 годов. [26] Польские повстанцы бежали от русских на Мазуры и находили приют в различных городах и селах. [27] Некоторые повстанцы реорганизовались на Мазурах, чтобы вернуться в состав Польши, разделённой Россией, и продолжить борьбу. [28] Вновь сформированные польские части из прусского раздела Польши также прошли через Мазуры и даже столкнулись в этом регионе с прусскими войсками. [29] Несколько членов местного сопротивления, контрабандистов и повстанцев были арестованы и заключены в тюрьму пруссаками. [30] Местные жители протестовали против депортации повстанцев в Российский раздел. [31]
Этнолингвистическая структура [ править ]
Родной язык жителей Мазур по уездам в первой половине XIX века:
Графство (немецкое название) | Год | Польскоязычные | % | немецкоязычные | % | Литовскоязычные | % | Общая численность населения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Пишите (Йоханнисбург) | 1825 | 28,552 | 93% | 2,146 | 7% | 0 | 0% | 30,698 |
Нидзица (Нейденбург) | 1825 | 27,467 | 93% | 2,149 | 7% | 1 | 0% | 29,617 |
Щитно (Ортельсбург) | 1825 | 34,928 | 92% | 3,100 | 8% | 0 | 0% | 38,028 |
Элк (Лик) | 1832 | 29,246 | 90% | 3,413 | 10% | 4 | 0% | 32,663 |
Гижицко ( Летцен) | 1832 | 20,434 | 89% | 2,528 | 11% | 25 | 0% | 22,987 |
Мронгово (Зенсбург) | 1825 | 22,391 | 86% | 3,769 | 14% | 5 | 0% | 26,165 |
Олецко (Олецко) | 1832 | 23,302 | 84% | 4,328 | 16% | 22 | 0% | 27,652 |
Оструда (Остероде) | 1828 | 23,577 | 72% | 9,268 | 28% | 0 | 0% | 32,845 |
Венгожево (Ангербург) | 1825 | 12,535 | 52% | 11,756 | 48% | 60 | 0% | 24,351 |
Голдап (Голдап) | 1825 | 3,940 | 16% | 17,412 | 70% | 3,559 | 14% | 24,911 |
ОБЩИЙ | 1825-32 | 226,372 | 78% | 59,869 | 21% | 3,676 | 1% | 289,917 |
Уезды Даркемен/Даркейми (ныне Озерск ) и Голдап , будучи переходными уездами между Мазурами и регионом Малой Литвы на севере, были населены значительным количеством как этнических поляков, так и литовцев. [32] [33]
Германская империя [ править ]
После объединения Германии в Германскую империю в 1871 году последние уроки с использованием польского языка были удалены из школ в 1872 году. Мазуры, выражавшие симпатии к Польше, считались немецким общественным мнением «национал-предателями», особенно после 1918 года, когда новая польская республика предъявила претензии на территории, населенные до этого немецкими языками, где проживало польское население. [25] По словам Стефана Бергера, после 1871 года мазуры в Германской империи считали, что, признавая свою «объективную» польскость (с точки зрения культуры и языка), они «субъективно» чувствовали себя немцами и, таким образом, должны быть тесно интегрированы в немецкую нацию. -состояние; Бергер заключает, что такие аргументы немецких националистов были направлены на прочную интеграцию Мазурской (и Силезской) территории в состав Германского рейха. [25]
В период существования Германской империи политика германизации на Мазурах получила более широкое распространение; детей, говорящих по-польски на игровых площадках и в классах, широко наказывали телесными наказаниями, а власти пытались назначить протестантских пасторов, которые использовали бы только немецкий язык вместо двуязычия, что вызвало протесты местных прихожан. [25] По словам Ежи Мазурека, коренное польскоязычное население, как и в других районах с польским населением, сталкивалось с дискриминацией польскоязычной деятельности со стороны германизированной местной администрации. В этой обстановке первое сопротивление в защиту прав сельского населения было организовано, по словам Ежи Мазурека, обычно некоторыми учителями, занимавшимися изданием газет на польском языке. [36]
Несмотря на антипольскую политику, такие польскоязычные газеты, как « Pruski Przyjaciel Ludu» («Прусский друг народа») или «Kalendarz Królewsko-Pruski Ewangelicki» («Королевский прусский евангелический календарь»), а также двуязычные журналы, такие как « Oletzkoer Kreisblatt – Tygodnik Obwodu Oleckiego», продолжали издаваться в Мазурия. В отличие от периодических изданий, ориентированных на Пруссию, в конце XIX века такие газеты, как Przyjaciel Ludu Łecki и Mazur, были основаны членами Варшаве базирующегося в Центрального комитета по Силезии, Кашубии и Мазурам, Kaszub i Mazur (Центральный комитет Силезии, Кашубии и Мазур), под влиянием польских политиков, таких как Антони Осуховский или Юлиуш Бурше , для укрепления польской идентичности на Мазурах. [37] « Газета Людова» (Народная газета) выходила в Лике в 1896–1902 годах тиражом 2500 экземпляров в 1897 году, а « Мазур» в Ортельсбурге (Щитно) после 1906 года — 500 экземпляров в 1908 году и 2000 экземпляров до Первой мировой войны. [38]
Польские активисты начали считать мазурцев «польскими братьями» после того, как Войцех Кентшиньский опубликовал свою брошюру «О Мазурах». в 1872 году [39] и польские активисты активно участвовали в самопомощи против репрессий со стороны немецкого государства. [40] Кентшиньский боролся против попыток германизации Мазур. [41] Однако попытки создать мазурско-польское национальное самосознание, исходившее в основном из националистических кругов провинции Познань (Познань) в прусском разделе Польши, столкнулись с сопротивлением мазурцев, которые, несмотря на схожие с поляками народные традиции и лингвистику, считали себя пруссаками, а затем и немцами. [42] [43] и были верны династии Гогенцоллернов, прусскому и немецкому государству. [44] [45] [46] [47] После Первой мировой войны редактор польскоязычного журнала Мазур описывал мазур как «не национально сознательных, наоборот, самых верных подданных прусского короля». [48] Однако существовало меньшинство мазурцев, выражавшее польскую идентичность. [40] После 1871 г. среди мазуров появилось сопротивление попыткам германизации, образовалось так называемое движение «Громадки», которое поддерживало использование польского языка и вступило в конфликт с немецкими властями; в то время как большинство его членов считали себя лояльными прусскому государству, часть из них присоединилась к пропольской фракции мазурцев. [40] Программа германизации начала объединять и мобилизовать поляков на населенных поляками территориях, принадлежащих Германии, включая Мазуры. [49] В 1897 году была основана партия Мазурской партии Людова («Народная партия Мазур»), ориентированная на поляков. Восточные районы Германской империи систематически германизировались с изменением названий и общественных знаков, а немецкое государство поощряло культурный империализм. помимо оказания финансовой и другой поддержки немецким фермерам, чиновникам и учителям в поселении на востоке. [50]
Немецкие власти в своих усилиях по германизации пытались отделить Мазурский язык от польского, классифицируя его как неславянский язык . [51] язык отличается от польского, это было отражено в официальной переписи населения [52] Таким образом, по данным прусской переписи населения, в 1890 году численность мазурского населения составляла 143 397 человек как имеющих немецкий язык (основной или вторичный), 152 186 польских и 94 961 мазурский . По данным немецких властей, в 1910 году немецким языком пользовались 197 060 человек, польским - 30 121 и мазурским - 171 413. Католики в основном предпочитали польский язык, протестанты ценили мазурский. В 1925 году немецкие власти сообщили, что 40 869 жителей объявили мазурский язык своим родным языком, а 2297 человек - польским. Однако последний результат, возможно, был результатом политики того времени, желания населения быть немцем после травмы, вызванной плебисцитом 1920 года. Таким образом, провинцию можно было представить как так называемую «чисто немецкую»; на самом деле мазурский диалект все еще использовался среди билингвов. [51]
В ходе индустриализации конца XIX века около 10 процентов мазурского населения эмигрировали в Рурскую область , где в 1914 году проживало около 180 000 мазурцев. Ваттеншайд , Ванне и Гельзенкирхен были центрами мазурской эмиграции, а Гельзенкирхен- Шальке даже называли Кляйн (маленький) - Ортельсбург мазурские газеты, такие как Przyjaciel Evangeliczny и Gazeta Polska dla Ludu staropruskiego w Westfalii i na Mazurach, а также немецкоязычная Altpreußische Zeitung . до 1914 года. Издавались [53]
Во время Первой мировой войны битва при Танненберге , а также Первая и Вторая битвы на Мазурских озерах между Императорской Германией и Российской империей. в границах Мазур в 1914 году произошла После войны Лига Наций провела Восточно-Прусский плебисцит о 11 июля 1920 года, чтобы определить, хотят ли жители южных районов Восточной Пруссии остаться в составе Восточной Пруссии или присоединиться ко Второй Польской республике . Немецкая сторона терроризировала местное население перед плебисцитом, используя насилие, польские организации и активисты подвергались преследованиям со стороны немецких ополченцев, и эти действия включали нападения и некоторые предполагаемые убийства польских активистов; [54] Мазуры, поддержавшие голосование за Польшу, были выделены и подвергнуты террору и репрессиям. [55]
Имена мазуров, поддерживающих польскую сторону, были опубликованы в немецких газетах, а их фотографии представлены в немецких магазинах; впоследствии за ними были организованы регулярные охоты со стороны немецких ополченцев, терроризировавших польско настроенное население. [56] [57] [58] По меньшей мере 3000 варминьских и мазурских активистов, нанятых на польскую сторону, решили покинуть регион. [59] В то же время сотрудники местной полиции занимались активным наблюдением за польским меньшинством и нападениями на польских активистов. [60] Перед плебисцитом поляки начали покидать регион, спасаясь от преследований со стороны Германии и политики германизации. [61]
Результаты показали, что 99,32% избирателей в собственно Мазурах предпочли остаться в провинции Восточная Пруссия . Несмотря на национальную немецкую агитацию и запугивание, эти результаты отражают то, что большинство мазурцев приняли немецкую национальную идентичность наряду с региональной идентичностью. [ нужна ссылка ] Их традиционная религиозная вера в лютеранство держала их в стороне от польского национального сознания, в котором доминировал католицизм . Фактически, почти только католики проголосовали за Польшу на плебисците. Большинство из них проживало в деревнях вокруг столицы Алленштайна ( Ольштына ) на Вармии, там же, где между 1919 и 1932 годами царила польская культурная активность. [62] Однако современный польский этнограф Адам Чентник обвинил власти Германии в злоупотреблениях и фальсификациях во время плебисцита. [63] Более того, плебисцит состоялся в то время, когда польско-советская война угрожала уничтожить польское государство. В результате даже многие поляки региона проголосовали за Германию из опасения, что, если эта территория будет передана Польше, она попадет под советскую власть. [64] После плебисцита в немецких районах Мазур немецкая мафия начала нападения на польское население, а польских священников и политиков изгнали из своих домов. [65] После плебисцита не менее 10 000 поляков были вынуждены бежать из Мазур, удерживаемых немцами, в Польшу. [66]
Межвоенный период [ править ]
Польские Мазуры — Дзялдовский уезд [ править ]
Район Дзялдово (Сольдау), где согласно официальной немецкой переписи 1910 года этнические немцы составляли меньшинство в 37,3%, [67] была исключена из плебисцита и вошла в состав Польши. Это было связано с размещением железнодорожного сообщения между Варшавой и Данцигом (Гданьском), имеющего жизненно важное значение для Польши, поскольку оно соединяло центральную Польшу с недавно полученным морским побережьем и находилось полностью под польским суверенитетом. В самом Дзялдове проживало около 24 000 человек, из которых 18 000 были мазурами. [68]
По данным городской администрации Рыбно , после Первой мировой войны поляки в Дзялдове верили, что они быстро присоединятся к Польше. [69] они организовывали тайные собрания, на которых обсуждался вопрос воссоединения Польского государства с помощью польских военных. [69] По данным администрации Рыбно, среди наиболее активных поляков в этом субрегионе были семьи Южвяковских, Войновских и Гжещовских, работавших под руководством политика Леона Войновского, который протестовал против попыток Германии оставить Дзялдово частью Германии после войны; другими местными пропольскими активистами были Альфред Велленгер, Пачиньский, Тадеуш Богданьский, Юзьвяковский. [69] [70] [71]
Историк Андреас Коссерт описывает, что объединение произошло, несмотря на протесты местного населения, муниципальных властей и правительства Германии. [72] По словам Коссерта, вскоре район покинули 6 тысяч жителей региона. [73]
В 1920 году кандидат от Германской партии в Польше Эрнст Барчевский был избран в Сейм с 74,6% голосов и в Польский Сенат с 34,6% голосов от Блока национальных меньшинств в 1928 году. [74] Во время польско-советской войны Дзялдово было ненадолго оккупировано Красной Армией, которую местное немецкое население считало освободительницей от польской власти, и подняло немецкий флаг. [75] [76] но вскоре он был возвращен польской армией .
В межвоенный период многие коренные жители Дзялдовского субрегиона уехали и мигрировали в Германию.
Веймарская республика и нацистская Германия [ править ]
Мазуры были единственным регионом Германии, непосредственно затронутым сражениями Первой мировой войны. Поврежденные города и деревни были восстановлены с помощью нескольких городов-побратимов из западной Германии, таких как Кельн , Нейденбург (Нидзица), Франкфурт , Лётцен (Гижицко) и даже Вена. в Ортельсбург (Щитно). Архитектура по-прежнему удивительно своеобразна и имеет современный центральноевропейский характер. Тем не менее, Мазуры по-прежнему были в значительной степени аграрно-ориентированными и пострадали от экономического спада после Первой мировой войны, на который также сильно повлияло создание так называемого Польского коридора , который увеличил стоимость перевозки на традиционные рынки Германии. [77] Позднее реализованное Остильфе имело лишь незначительное влияние на Мазуры, поскольку оно отдавало предпочтение более крупным поместьям, в то время как мазурские фермы, как правило, были небольшими. [78]
Межвоенный период характеризовался продолжающейся политикой германизации, особенно усилившейся при нацистах. [79]
В 1920-е годы Мазуры оставались центром консерватизма, а сильнейшей партией была Немецкая национальная народная партия . [80] [81] [82] Нацистская партия , поглотив консервативную, стала сильнейшей партией уже в Мазурских округах на выборах 1930 года. [82] и получил свои лучшие результаты в беднейших районах Мазур с наибольшим количеством говорящих на польском языке. [83] Особенно на выборах 1932 и 1933 годов они достигли до 81 процента голосов в округе Нейденбург и 80 процентов в округе Лик . [84] [85] Нацисты использовали экономический кризис, имевший значительные последствия в далеких Мазурах, а также традиционные антипольские настроения. [86] нацистские политические митинги организовывались на мазурском диалекте . в то же время во время предвыборной кампании [84] [87]
В 1938 году нацистское правительство (1933–1945) изменило тысячи до сих пор существовавших топонимов (особенно названий городов и деревень) старопрусского, литовского и польского происхождения на вновь созданные немецкие названия; шесть тысяч, это означало, что около 50% существующих названий были изменены, но сельское население придерживалось своих традиционных названий. Еще одно переименование произойдет после того, как Мазуры перейдут к Польше в 1945 году, при этом большая часть исторических польских названий будет восстановлена. [88]
По словам немецкого писателя Андреаса Коссерта, польские партии финансировались и получали помощь польского правительства в Варшаве и оставались отколовшимися группами без какого-либо политического влияния. [89] например, на выборах 1932 года Польская партия получила 147 голосов на собственно Мазурах. [90] По словам Войцеха Вжесинского (1963), польские организации на Мазурах решили снизить свою активность, чтобы избежать террористических актов, совершаемых против активистов польского меньшинства и организаций нацистскими активистами. [91] Ежи Ланц, учитель и гражданин Польши, переехавший на Мазуры в 1931 году, чтобы основать польскую школу в Пяссуттене (Пясутно), умер в своем доме от отравления угарным газом. [92] скорее всего, убит местными немецкими националистами. [93] [94] [95] [96] [97]
Из-за жестоких преследований с 1936 г. польские организации осуществляли свою деятельность частично заговорщически. [98] Перед войной нацистское немецкое государство посылало агентов под прикрытием для шпионажа за польскими организациями и составляло списки людей, которые должны были быть казнены или отправлены в концентрационные лагеря . [99] Собиралась информация о том, кто отправлял детей в польские школы, покупал польскую прессу или принимал участие в польских церемониях, а против этих людей организовывали репрессии со стороны нацистских ополченцев. [99] Польские школы, типографии и штаб-квартиры польских учреждений подверглись нападениям, а также дома наиболее активных поляков; магазины, принадлежавшие полякам, были разграблены или снесены. [99] Польские массы были разогнаны, а польские учителя были запуганы, когда члены СС собрались под своими местными жителями и исполнили такие песни, как «Wenn das Polenblut vom Messer spritzt, dann geht's noch Mal so Gut» («Когда польская кровь хлынет из ножа, все будет лучше"). [99]
В 1939 году антипольская деятельность нацистов еще более усилилась. [99] Те поляки, которые были наиболее активны в политике, были выселены из собственных домов, а польские газеты и дома культуры в регионе были закрыты. [99] Пытаясь сфальсифицировать результаты предстоящей переписи населения и занизить численность поляков в регионе, немцы терроризировали польское население и нападали на польские организации. [100] Летом 1939 года немецкий террор против поляков даже превзошел террор периода плебисцита 1920 года. [101] Польские церковные мессы были запрещены в период с июня по июль в Вармии и Мазурах. [99] В августе 1939 года Германия ввела военное положение , что позволило еще более вопиющим преследованиям поляков. в регионе [101]
В последние минуты августа 1939 года все остатки политической и культурной жизни польского меньшинства были уничтожены нацистами путем заключения в тюрьму польских активистов и ликвидации польских учреждений. [99] Северин Пененжны, главный редактор «Газеты Ольштыньска» , выступавший против германизации Мазур, был интернирован, а другие польские активисты на Мазурах также были арестованы. [99] [102]
Директора польских школ и учителя были заключены в тюрьму, как и персонал польских дошкольных учреждений Мазурского воеводства. [99] Их часто заставляли уничтожать польские вывески, эмблемы и символы польских учреждений. [99]
Вторая мировая война [ править ]
С началом немецкого вторжения в Польшу и Второй мировой войны 1 сентября 1939 года немецкое меньшинство в частях Мазур, присоединенных к Польше после Первой мировой войны, организовалось в военизированные формирования, называемые Selbstschutz (самооборона), и начало участвовать в массовых убийствах местное польское население; Поляков сажали в тюрьмы, пытали и убивали. [103] [104] в то время как мазурцев иногда насильно помещали в Volksliste . [105] [106]
Отныне призванные мазурцы должны были без исключения служить в немецкой армии, вторгшейся в Польшу, а два года спустя - в Россию. Кроме того, нацистские военизированные отряды смерти айнзацгруппы V вошли в оккупированное немцами Дзядово для совершения преступлений против польского населения . [107] Лишь часть польских активистов из Дзялдовского повята были пойманы немцами, поскольку большинству удалось бежать и спрятаться под вымышленными именами в Генерал-губернаторстве (оккупированная немцами центральная Польша). [108] Арестованных польских активистов из довоенной немецкой части Мазур в основном депортировали в концентрационные лагеря, в т.ч. Хоэнбрух , Сольдау , Штуттгоф , Заксенхаузен , Гузен и Равенсбрюк . [109]
В 1939 году немецкие оккупанты основали в Дзялдово лагерь военнопленных для пленных польских солдат. [110] В декабре 1939 года он был преобразован в лагерь для польских гражданских лиц, арестованных во время « Интеллигензакции» . [110] а затем преобразован в концентрационный лагерь Сольдау , где во время войны нацистское немецкое государство убило 13 000 человек. Среди известных жертв были польские епископы Антоний Юлиан Нововейский и Леон Ветманский , а также монахиня Мечислава Ковальская. Кроме того, там были убиты почти 1900 психически больных пациентов из Восточной Пруссии и аннексированных территорий Польши в рамках так называемой «Акции Т4» . [111] Польское сопротивление на Мазурах было организовано командующим округа Дзялдово Павлом Новаковским «Лесником » . [112] в регионе Сопротивление управляло одним из главных пунктов контрабанды польской подпольной прессы в Элке. [113]
Нацисты полагали, что в будущем мазуры, как отдельное негерманское образование, в конце концов «естественным образом» исчезнут, а те, кто будет цепляться за свою «иностранность», как упоминалось в одном нацистском отчете, будут депортированы. [114] Местные евреи считались нацистами недочеловеками и подлежали уничтожению. Нацистские власти также казнили польских активистов на Мазурах, а тех, кто остался в живых, отправили в концентрационные лагеря. [115]
На Мазурах Германия также создала и управляла Шталаг IB лагерями для военнопленных и Офлаг 63 для польских, бельгийских, французских , итальянских , сербских и советских военнопленных. [116] и построил Волчье логово , Адольфа Гитлера первый на Восточном фронте военный штаб , где 20 июля 1944 года произошло покушение . В августе 1943 года Uderzeniowe Bataliony Kadrowe атаковала деревню Миттенхайде (Туросль) на юге Мазур. [117]
В 1943 году «Звенжек Мазурский» был тайно возобновлен мазурскими активистами Польского подпольного государства в Варшаве под руководством Кароля Маллека. [118] Звенжек Мазурский выступал против нацистской Германии и просил польские власти во время войны ликвидировать немецких крупных землевладельцев после победы над нацистской Германией, чтобы помочь в сельскохозяйственной реформе и расселении мазурского населения. Мазурские иконоборцы, выступавшие против нацистской Германии, требовали уничтожить объекты немецкого наследия «независимо от их принадлежности». культурная ценность». [119] Кроме того, Мазурский институт . в 1943 году мазурскими активистами в Радосце недалеко от Варшавы был основан [120]
На заключительном этапе Второй мировой войны Мазуры были частично опустошены отступающими немецкими и наступающими советскими армиями в ходе Висло-Одерского наступления . Уже 23 мая 1945 года Советы разрешили создать в регионе польскую администрацию, что вызвало протест Великобритании и Америки. [121]
Однако в соответствии с решениями, принятыми на более ранних Ялтинской конференции и Потсдамской конференции, регион перешел к Польше, хотя и с установленным Советским Союзом коммунистическим режимом, до окончательной мирной конференции с Германией. [122] [123] [124] Большая часть населения бежала в Германию или была убита во время или после войны, а те, кто остался, подвергались «проверке гражданства», организованной коммунистическим правительством Польши. В результате количество коренных мазурцев, оставшихся на Мазурах, изначально было относительно высоким, тогда как большая часть населения впоследствии была изгнана . Поляки из центральной Польши и польских территорий, аннексированных Советским Союзом, а также украинцы, изгнанные из южной Польши во время операции «Висла» , были переселены в Мазуры. [125]
Второй мировой Мазурия после войны
По данным Мазурского института, пережившие войну мазурские участники сопротивления нацистской Германии начали активную деятельность в регионе в 1945 году, работая в Ольштыне в сотрудничестве с новыми государственными органами управления, образования и культуры. [120] Исторические польские названия для большинства городов Мазур были восстановлены, но для некоторых мест были определены новые названия, даже если существовали исторические польские названия.
Немецкий писатель Андреас Коссерт описывает послевоенный процесс «национальной проверки» как основанный на этническом расизме, который классифицировал местное население в соответствии с его предполагаемым этническим происхождением. [126] Польскозвучной фамилии или польскоязычного предка было достаточно, чтобы считаться «автохтонным» поляком. [127] В октябре 1946 года 37 736 человек были «подтверждены» как польские граждане, а 30 804 остались «неподтвержденными». Центром таких «непроверенных» мазурцев был район Мронгово , где в начале 1946 года из 28 280 человек «непроверенными» были 20 580, а в октябре 16 385 все еще отказывались принять польское гражданство. [128] Однако даже к тем, кто подчинился часто используемому давлению со стороны польских властей, на самом деле относились как к немцам из-за их лютеранской веры и зачастую элементарного знания польского языка. Имена были «полонизированы», а использование немецкого языка в общественных местах было запрещено. х годов давление с целью подписания «документов проверки» росло, и в феврале 1949 года бывший начальник сталинской полиции (UB) Лодзи В конце 1940 - тайной Мечислав Мочар начал кампанию «Великой проверки». Многие непроверенные мазурцы были заключены в тюрьмы и обвинены в пронацистской или проамериканской пропаганде, даже бывшие пропольские активисты и узники нацистских концентрационных лагерей были заключены в тюрьму и подвергнуты пыткам. После окончания этой кампании в районе Мронгово только 166 мазурцев оставались «непроверенными». [129]
В 1950 году страну покинули 1600 мазурцев, а в 1951 году 35 тысяч человек из Мазур и Вармии сумели получить декларацию о своем немецком гражданстве в посольствах США и Великобритании в Варшаве. Такой документ получили 63 процента мазурцев в районе Мронгово. [130] В декабре 1956 года мазурские пропольские активисты подписали меморандум руководству Коммунистической партии:
«История народов Вармии и Мазур полна трагедий и страданий. Несправедливость, лишения и боль часто давят на плечи варминцев и мазурцев... Неприязнь, несправедливость и насилие окружают нас...Они (варминцы и мазурцы) требовать уважения к их инаковости, выросшей на протяжении семи столетий, и свободы сохранять свои традиции». [131]
Вскоре после политических реформ 1956 года мазурцам была предоставлена возможность воссоединиться со своими семьями в Западной Германии . Большинство (более 100 тысяч) постепенно уехали, и после улучшения германо - польских отношений благодаря немецкой восточной политике 1970-х годов 55 227 человек из Вармии и Мазур переехали в Западную Германию в период с 1971 по 1988 год. [132] Сегодня в этом районе все еще проживают от 5000 до 6000 мазурцев , около 50 процентов из них являются представителями немецкого меньшинства в Польше ; оставшаяся половина - этнические поляки. [47] Как заявил польский журналист Анджей К. Врублевский , польская послевоенная политика преуспела в том, чего никогда не удавалось прусскому государству: в создании немецкого национального самосознания среди мазурцев. [132]
Большинство первоначально протестантских церквей на Мазурах теперь используются Польской Римско-католической церковью, поскольку число лютеран на Мазурах сократилось с 68 500 в 1950 году до 21 174 в 1961 году и далее до 3 536 в 1981 году. Иногда, как 23 сентября 1979 года в деревне В Спыхово лютеранский приход был даже насильно изгнан из своей церкви во время литургии. [132] [133]
Современные наложницы [ править ]
В современных Мазурах коренное население практически исчезло. [47] Мазуры были включены в воеводства систему управления в 1945 году. В 1999 году Мазуры были объединены с соседней Вармией в единую административную провинцию путем создания Варминско-Мазурского воеводства . [134]
Сегодня на Мазурах проходят многочисленные летние музыкальные фестивали, в том числе крупнейший в Польше фестиваль регги в Оструде , [135] крупнейший фестиваль кантри-музыки в Польше в Мронгово , [136] и один из крупнейших в Польше хип-хоп музыки фестивалей в Гижицко и Элке .
Мазурский международный аэропорт Щитно-Шиманы привлек международное внимание после того, как в прессе появились сообщения о том, что этот аэропорт является так называемым « черным объектом », участвующим в ЦРУ сети по чрезвычайным выдачам преступников . [137]
Пейзаж [ править ]
Мазуры и Мазурское поозерье известны на польском языке как Kraina Tysiąca Jezior , что означает «земля тысячи озер». Эти озера были вытеснены ледниками во время плейстоцена ледникового периода около 14 000–15 000 лет назад, когда лед покрыл северо-восточную Европу. С этого периода происходит рог северного оленя, найденный в окрестностях Гижицко . [138] К 10 000 г. до н.э. этот лед начал таять. Произошли большие геологические изменения, и даже за последние 500 лет карты, показывающие лагуны и полуострова Балтийского моря, сильно изменили свой внешний вид. больше, чем в других частях северной Польши, например, в Померании (от реки Одер до реки Висла Этот непрерывный участок озер популярен среди туристов ). Местность довольно холмистая, с соединяющимися озерами, реками и ручьями. Леса занимают около 30% площади. [139] [140] Северная часть Мазур покрыта преимущественно широколиственными лесами, а южная часть – сосновыми и смешанными лесами . [141] [142]
Два крупнейших озера Польши, Снярдвы и Мамры , расположены на Мазурах.
Города и поселки [ править ]
Известные люди из Мазур [ править ]
- Ричард Альтманн (1852–1900), патологоанатом.
- Лешек Блажиньский (1949–1992), боксер
- Курт Блюменфельд (1884–1963), политик
- Авраам Каловиус (1612–1686), лютеранский богослов.
- Роман Чепе (1956 г.р.), политик
- Лукас Дэвид (1503–1583), историк
- Фердинанд Грегоровиус (1821–1891), историк
- Лотар Галл (1936 г.р.) историк
- Густав Гизевиуш (1810–1848), протестантский пастор, сторонник преподавания польского языка и сопротивления германизации.
- Георг Андреас Хельвинг (1666–1748), ботаник
- Пол Хенсель (1867–1944), политик
- Андреас Хиллгрубер (1925–1989), историк
- Войцех Кентшинский (1838–1918), активист и историк.
- Ганс Хельмут Кирст (1914–1989), автор
- Георг Клебс (1857–1913), ботаник.
- Вальтер Колло (1878–1940), композитор
- Хорст Копков (1910–1996), шпион
- Удо Латтек (1935-2015), футбольный тренер
- Зигфрид Ленц (1926-2014), автор
- Вольф Лепенис (1941 г.р.), политолог
- Йоханнес фон Лейзен (1310–1388), основатель и первый мэр Алленштайна.
- Альберт Ливен (1906–1971), актер
- Кшиштоф Целестин Мронговиус (1764–1855), протестантский пастор и философ.
- Селестин Мыслента (1588–1653), лютеранский богослов и ректор Кенигсбергского университета.
- Родольф Радау (1835–1911), астроном.
- Карл Богислав Райхерт (1811–1883), анатом.
- Николас фон Ренис (1360-1411), рыцарь
- Фриц Рихард Шаудинн (1871–1906), зоолог
- Павел Соболевский (1979 г.р.), футболист
- Хельмут Штифф (1901–1944), генерал
- Вефиль Генри Струсберг (1823–1884), промышленник
- Арно Сурмински (1934 г.р.), писатель
- Курт Симанзик (1923–1983), физик
- Август Трунц (1875–1963), основатель Prussica-Sammlung Trunz.
- Эрнст Вихерт (1887–1950), поэт и писатель.
- Вильгельм Вена (1864–1928), физик, лауреат Нобелевской премии.
См. также [ править ]
Примечания [ править ]
- ^ Он стал финалистом интернет-опроса New7Wonders of Nature.
- ^ Козицка, Магдалена (2017). «Абсолютная хронология культуры Зедмар: переосмысление радиоуглеродных дат» . Геохронометрия . 44 (1): 256–268. Бибкод : 2017Gchrm..44..256K . doi : 10.1515/geochr-2015-0067 . S2CID 67850528 . Архивировано из оригинала 15 июля 2023 г. Проверено 15 июля 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Агрис Дзенис (2 марта 2016 г.). «Старые пруссаки: потерянные родственники латышей и литовцев» . глубокая Балтика. Архивировано из оригинала 13 августа 2020 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «Пруссия, регион» . Британская энциклопедия. Архивировано из оригинала 8 мая 2015 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ ВИЛЛЕК А (1990). «Образ язычников-пруссаков в немецкой литературе». Коллоквиум Германика . 23 (3/4). Джстор : 223–239. JSTOR 23980816 .
- ^ Прослеживая истоки литовской нации и начала ее истории . Марциновский. 1837. стр. 222–. Архивировано из оригинала 1 октября 2023 г. Проверено 15 июля 2023 г.
- ^ «О предыстории германцев» . книжный город . Проверено 6 сентября 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Аудрон Блюжене. "ЛИТОВСКИЕ ЯНТАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В СЕРЕДИНЕ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ В ПРЕДЕЛАХ ВОСТОЧНОЙ БАЛТИИ" . Академия. Архивировано из оригинала 13 марта 2022 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ Коссерт, Андреас: Восточная Пруссия, стр. 28.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Тевтонский орден – религиозный орден» . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Иванеску, Данут (19 сентября 2012 г.). «МИР, ПРИХОДИ В МОЙ ДОМ!: 0335 ПОЛЬША (Варминско-Мазурское воеводство) – Страна тысячи озер» . Архивировано из оригинала 14 августа 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Горский, Кароль (1949). Прусская конфедерация и подчинение Пруссии Польше: сборник исходных текстов (на польском языке). Познань: Западный институт. стр. XXXVII–XXVIII.
- ^ Кентшинский, Войцех (1882). О польском населении в бывшей Тевтонской Пруссии (на польском языке). Львов: Национальный институт Семья Оссолинских . стр. 608.
- ^ Горский, стр. 54, 96–97, 214–215
- ^ "На каком языке говорили восточные пруссаки? - Антимунский форум" . www.antimoon.com . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 81
- ↑ Распоряжение Президента Республики Польша от 20 апреля 2018 г. о признании «Свента Липка – паломнического святилища» историческим памятником , Законодательный вестник. Законы 2018 года, п. 961
- ^ Эрвин Крук, Вармия и Мазуры , Вроцлав, 2003, стр. 62 (на польском языке).
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 74
- ↑ Славомир Аугусевич, Простки 1656 , издательство Bellona Publishing, Варшава, 2001. ISBN 978-83-11-09323-2
^ Яцек Плосиньский, Шведский потоп в Подляском воеводстве 1655-1657 гг ., Inforteditions Publishing, 2006. ISBN 83-89943-07-7 - ^ Коссерт, Андреас: Восточная Пруссия, с. 96
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 85
- ^ Лессер, Габриэле. «Встречи на Зеленой реке» . Ежедневная газета (на немецком языке). Архивировано из оригинала 2 октября 2009 г. Проверено 4 октября 2009 г.
- ^ "История Ольштына - zobacz История Ольштына" . посетите сайт olsztyn.eu . Архивировано из оригинала 14 августа 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Ван, К. Эдвард; Филлафер, Франц Л. (2007). Многоликость Клио: межкультурные подходы к историографии . Книги Бергана. п. 375. ИСБН 9781845452704 . Проверено 31 января 2012 г.
- ^ Гроневска, Барбара (1960). «Роль Восточной Пруссии в Январском восстании». Мазурско-Варминские новости (на польском языке). Ага. 1-й стр. 15–16, 22, 39.
- ^ Гроневская, стр. 6, 16, 30–32
- ^ Гроневская, стр. 33, 35–36
- ^ Гроневская, стр. 33–34
- ^ Гроневская, стр. 18, 34, 40
- ^ Гроневская, стр. 42.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б фон Хакстхаузен, август (1839 г.). Сельская конституция в отдельных провинциях Прусской монархии (на немецком языке). Кенигсберг: Книжный магазин издательства Gebrüder Borntraeger. стр. 78–81.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ясинский, Гжегож (2009). «Лингвистическая статистика Мазурских уездов с первой половины XIX века (до 1862 г.)» (PDF) . Мазурско-Варминские новости (на польском языке). 1 : 97–130. Архивировано (PDF) из оригинала 3 октября 2019 г. Проверено 3 октября 2019 г. - через BazHum.
- ^ Белзит, Лешек (1996). «К вопросу о национальном самосознании мазурцев в XIX и XX веках (на основе статистических данных)» . Журнал исследований Восточной и Центральной Европы (на немецком языке). Том 45, № 1: 35–71. Архивировано из оригинала 03 октября 2019 г. Проверено 3 октября 2019 г. - через zfo-online.
- ^ Кристофер Херрманн: Вармия и Мазуры: путеводитель по памятникам искусства . Бартонг: Издательство «Артес», 2008. ISBN 978-83-61049-24-1 . п. 36
- ^ Страна и эмиграция: народное движение за крестьянскую эмиграцию в страны Латинской Америки (до 1939 г.) Ежи Мазурек, стр. 281, Иберийская библиотека, 2006 г.
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 209
- ^ Коссерт, Андреас (2006). Мазурия, забытый юг Восточной Пруссии (на немецком языке). Пантеон. стр. 210, 211. ISBN. 3-570-55006-0 .
- ^ Коссерт, Андреас: Масурен, стр. 205 и далее.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ван, К. Эдвард; Филлафер, Франц Л. (2007). Многоликость Клио: межкультурные подходы к историографии . Книги Бергана. п. 377. ИСБН 9781845452704 . Проверено 31 января 2012 г.
- ^ Национальные культуры на низовом уровне Антонина Клосковска, стр. 228, Central European University Press, 2001
- ^ Курп, Т. Дэвид (2006). Чистая очистка? Политика этнических чисток в Западной Польше, 1945-1960 гг . Университет Рочестера Пресс. п. 16. ISBN 1-58046-238-3 .
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия. Забытый юг Восточной Пруссии , с. 212 Берлин 2006 г., ISBN 3-570-55006-0 : «Они хотели быть пруссаками с родным польским языком, как это было на протяжении веков»
- ^ Гири, Дик (1989). Лейбористы и социалистическое движение в Европе до 1914 года . Берг изд. п. 7. ISBN 0-85496-200-Х . Проверено 6 января 2012 г.
- ^ Лукассен, Лео (2005). Иммигрантская угроза: интеграция старых и новых мигрантов в Западной Европе с 1850 года . п. 222. ИСБН 0-252-03046-Х . Проверено 6 января 2012 г.
- ^ Ван, К. Эдвард; Филлафер, Франц Л. (2007). Многоликая Clio . Книги Бергана. п. 378. ИСБН 978-1-84545-270-4 . Проверено 6 января 2012 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Этнические группы и изменения населения в Центрально-Восточной Европе XX века: история, данные, анализ . Петр Эберхардт, Ян Овсински. 2003. ISBN 978-0-7656-0665-5 . Проверено 8 октября 2009 г.
- ^ Бланке, Ричард (2001). Польскоязычные немцы? Язык и национальная самобытность мазурцев с 1871 года . Бёлау. п. 143. ИСБН 3-412-12000-6 .
- ^ История Восточной Европы: кризис и перемены Роберт Биделе, Ян Джеффрис, стр. 293, Тейлор и Фрэнсис, 2007 г.
- ^ История Восточной Европы: кризис и перемены Роберт Биделе, Ян Джеффрис, стр. 180, Routledge; 1-е издание 1998 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Немецкие регионы Пруссии Второй мировой войны» . histclo.com . Архивировано из оригинала 14 августа 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Ван, К. Эдвард; Филлафер, Франц Л. (2007). Многоликость Клио: межкультурные подходы к историографии. Книги Бергана. п. 375.
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 219
- ^ Новейшая история Польши 1914-1993 Анджей Альберт, Войцех Рошковский Пульс, стр. 95, 1994 г.
- ^ Национальные проблемы в Евангелической церкви на Мазурах в 1918-1945 годах, стр. 43 Рышард Отелло, Научно-исследовательский центр. Войцех Кентшинский в Ольштыне, 2003 г.
- ↑ Очерки из истории Померании: Померания на пороге современной истории Жерар Лабуда, Книга и знания, 1961.
- ^ История Польши: 1914-1993 Войцех Рошковский Wydawnictwo Naukowe PWN 1994: «Как и в Силезии, немецкие ополченцы сеяли террор среди польского населения».
- ^ История Вармии и Мазур: от предыстории до 1945 г., стр. 251, Станислав Ахремчик - 1992 г.
- ^ Ярмарки в Вармии и другие избранные журналы.Валентий Барчевский, стр. 14 Поезерже,
- ^ Плебисциты в Вармии, Мазурах и Повисле в 1920 году: выбор источников, Петр Ставецкий, Войцех Вжесинский, Зигмунт Литц, стр. 13, Научно-исследовательский центр 1986 г.
- ^ Войцех Вжесинский, Польское движение в Вармии, Мазурах и Повисле в 1920-1939 годах , 1973, стр. 40.
- ^ Коссерт, Андреас (2003). « Пограничная политика» и восточные исследования на периферии Рейха» (PDF) (на немецком языке). Институт современной истории . п. 124. Архивировано (PDF) из оригинала 30 сентября 2011 г. Проверено 17 июля 2011 г.
- ^ Перлаковский, Кшиштоф. «Звенжек Курпюв» . www.zwiazekkurpiow.pl . Архивировано из оригинала 25 мая 2016 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Дебо, Ричард К., «Выживание и консолидация: внешняя политика Советской России, 1918-1921», McGill-Queen's Press, 1992, стр. 335
- ^ Казимеж Ярошик, 1878-1941: о национальном облике Вармии и Мазур . Издательство Pojezierze, 1986, стр. 89.
- ^ Польское движение в Вармии, Мазурах и Повисле в 1920-1939 годах Войцех Вжесинский, стр. 40, 1973 г.
- ^ Чиенсиала, Анна М. (2002). Возрождение Польши; История 557 Конспект лекций . Архивировано из оригинала 15 мая 2013 г. Проверено 1 февраля 2012 г.
- ^ Анджей Саксон, Мазурия: приграничное сообщество , Западный институт, 1990, стр. 59.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с План реконструкции города Кошелевы, Исторический очерк, стр. 5 Приложение к постановлению № XLII/9/10 Совета гмины Рыбно от 23 февраля 2010 г.
- ^ Биографический словарь Вармии, Мазур и Повисля XIX и XX веков (до 1945 г.), Тадеуш Орацкий, стр. 334, Instytut Wydawniczy Pax, 1983 г.
- ^ Мазурская интерлюдия: воспоминания 1920-1939, Кароль Маллек, страница 11, Czytelnik, 1968
- ^ Андреас Коссерт: Мазурия - забытый юг Восточной Пруссии, 2006, стр. 284: «Когда в Сольдау стало известно, что эта территория перейдет к Польше без голосования, вспыхнули гнев, печаль и ужас. Население Сольдау считало себя беспомощным без каких-либо Решение победителя было приостановлено. Все протесты были тщетны. Местные органы единогласно выступили против уступки, ведущие немецкие политики – прежде всего рейхспрезидент Фридрих Эберт – до последней минуты пытались отменить решение союзников» (Когда в Сольдау стало известно, что это решение было приостановлено). территория должна была перейти к Польше без голосования, вспыхнули гнев, печаль и смятение. Население Сольдау почувствовало себя беспомощным и лишенным права голоса в отношении решения победителей. Местные власти единогласно выступили против уступки, ведущие немецкие политики во главе с президентом Фридрихом. Эберт - до последней минуты пытался отменить решение союзников.)
- ^ Коссерт, Андреас (2006). Мазурия, забытый юг Восточной Пруссии (на немецком языке). Пантеон. стр. 283, 284. ISBN. 3-570-55006-0 .
- ^ Андреас Коссерт, Мазуры - забытый юг Восточной Пруссии, 2006, стр.284
- ^ «Отчет Нью-Йорк Таймс» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2023 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Бланке, Ричард. Сироты Версаля: Немцы в Западной Польше, 1918-1939 гг . Университетское издательство Кентукки. ISBN 0813130417 . Проверено 14 августа 2018 г. - через Google Книги.
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 264
- ^ Коссерт, Андреас (2005). Восточная Пруссия. История и миф (на немецком языке). Поселенцы. п. 256. ИСБН 3-88680-808-4 .
- ^ Этнические группы и демографические изменения в Центрально-Восточной Европе двадцатого века: история, данные и анализ. Петр Эберхардт, стр. 166, 2003 г., ME Sharpe Inc.
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 294
- ^ «Восточная Пруссия: Выборы в провинциальный парламент 1925 года» . www.gonschior.de . Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 года . Проверено 14 августа 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бланке, Ричард (2001). Польскоязычные немцы? Язык и национальная самобытность мазурцев с 1871 года . Бёлау. стр. 253, 254. ISBN. 3-412-12000-6 .
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, стр. 300, 306.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Кларк, с. 640
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 299
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 300
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 306
- ^ Бернд Мартин, с. 55
- ^ Коссерт, Андреас (2006). Мазурия, забытый юг Восточной Пруссии (на немецком языке). Пантеон. стр. 278, 280. ISBN. 3-570-55006-0 .
- ^ Инграо, Чарльз В.; Сабо, Франц А.Дж. (2008). Немцы и Восток . Издательство Университета Пердью. п. 265. ИСБН 978-1-55753-443-9 .
- ^ Вжесинский, Войцех (1963). Польское движение в Вармии, Мазурах и Повисле в 1920-1939 годах (на польском языке). Западный институт . стр. 202.
- ^ «Ежи Ланц является покровителем Дома самопомощи в Пястуне» . Газета Ольштынска (на польском языке). 27 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 27 марта 2012 г. Проверено 16 июля 2011 г.
- ^ «Интерия – Польша и мир: информация, спорт, звезды» . piasutno.w.interia.pl . Архивировано из оригинала 26 августа 2013 г. Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ Я. Голец, С. Бойда, Биографический словарь Цешинской земли, т. 1, Цешин, 1993, стр. 173: Все указывало на то, что это было преднамеренное убийство. К. Кайзер, Он умер как герой, «Календарь Чешинского 2001», Цешин 2000, стр. 249: Обстоятельства указывают на убийство.
- ^ Государственный архив в Калише, «Ежи Ланц (1901-1932)» [ постоянная мертвая ссылка ]
- ↑ Славомир Амброзяк, «Польская школа», Курек Мазурский. Архивировано 19 марта 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Ежи Ланс», Энциклопедия PWN , [1]
- ^ Цыганский, Мирослав (1984). «Преследование Гитлером руководителей и активистов союзов поляков в Германии в 1939-1945 годах». Przegląd Zachodni (на польском языке) (4): 38.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Вардзиньска, Мария (2003). « Интеллигензакцион» в Вармии, Мазурах и северном Мазовии». Вестник Института национальной памяти (на польском языке). Ага. 12-1 (35-36). Институт национальной памяти . стр. 38–42. ISSN 1641-9561 .
- ^ Цыганский, стр. 39.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Цыганьского, стр. 40.
- ^ Цыганский, стр. 41–42
- ^ Приложение к постановлению № XXVII «Программа местного возрождения Дзялдово». Общая характеристика, исторический очерк города Дзялдово [2] Архивировано 27 марта 2012 г. в муниципальном управлении Wayback Machine в Дзялдово.
- ^ Бюллетень Главной комиссии по расследованию нацистских преступлений в Польше, тома 18-19, Главная комиссия по расследованию нацистских преступлений в ПольшеИздательство Минюста, стр. 167, 1968 г.
- ^ Холокост в Польше: этническая рознь, сотрудничество с оккупационными силами и геноцид во Второй республике, 1918-1947 гг., Тадеуш Пиотровский, стр. 83, 2007 г., McFarland & Company, Inc.
- ^ Политическая история Польши 1935-1945 гг. Павел Петр Вечоркевич, стр. 164, Книга и знания, 2005 г.
- ^ Вардзиньска, Мария (2009). Год был 1939-й. Операция немецкой полиции безопасности в Польше. Intelligenzaktion (на польском языке). Варшава: IPN. стр. 54.
- ^ Цыганский, стр. 44.
- ^ Цыганский, стр. 43.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вардзиньска, Мария (2009). Год был 1939-й. Операция немецкой полиции безопасности в Польше. Intelligenzaktion (на польском языке). Варшава: IPN. стр. 227.
- ^ Фридлендер, Генри (1995). Истоки нацистского геноцида: от эвтаназии к окончательному решению . п. 140. ИСБН 0-8078-2208-6 .
- ^ Сленски, Ежи (1986). Боевые действия с Польшей, 1939–1945, Тома 5–6 . Издательский институт Пакс. стр. 165.
- ^ Хшановский, Богдан (2022). Польское подпольное государство в Померании в 1939–1945 гг. (на польском языке). Гданьск: IPN. стр. 57. ISBN 978-83-8229-411-8 .
- ^ Германия поворачивается на Восток: исследование Ostforschung в Третьем рейхе Майкла Берли, стр. 209, 1988, Cambridge University Press
- ^ Свенсон, Ивона (1998). Польский географический и ландшафтный словарь (на польском языке). Научное издательство PWN . стр. 440.
- ^ Мегарджи, Джеффри П.; Оверманс, Рюдигер; Фогт, Вольфганг (2022). Энциклопедия лагерей и гетто 1933–1945 годов Мемориального музея Холокоста США. Том IV . Издательство Университета Индианы, Мемориальный музей Холокоста США. стр. 218, 390. ISBN. 978-0-253-06089-1 .
- ^ «Казимеж Краевский, Шок в Рейхе, Rzeczpospolita Daily» . Архивировано из оригинала 5 июня 2011 г. Проверено 2 февраля 2011 г.
- ↑ Польская литература в годы Второй мировой войны Ежи Свеч, Институт литературных исследований (Польская академия наук), стр. 42Научное издательство ПУН,
- ^ Дворцы и усадьбы Кентшинского района - исторические и культурные ценности. Архивировано 18 июля 2004 г. в музее Wayback Machine Войцеха Кентшинского в Кентшине.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б О нас Архивировано 24 декабря 2018 г. в Wayback Machine в Ольштыне. Научно-исследовательском центре Войцеха Кентшиньского
- ^ Виктория Вирхеллер (1970). Польша и немецкий вопрос 1939-1949 (на немецком языке). Том 23. Издательство «Наука и политика». п. 105. Себастьян Зибель-Ахенбах. Нижняя Силезия, 1942–1949 годы: дипломатия союзников и послевоенная реальность . Бергштадтверлаг Вильгельма Готлиба Корна. стр. 96–97.
- ^ Джеффри К. Робертс, Патрисия Хогвуд (2013). «Политика сегодня»: спутник западноевропейской политики . Издательство Оксфордского университета. п. 50. ISBN 9781847790323 .
- ^ Петр Стефан Вандич (1980). США и Польша . Издательство Гарвардского университета. п. 303. ИСБН 9780674926851 . Архивировано из оригинала 11 января 2024 г. Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Филип А. Бюлер (1990). Линия Одер-Нейсе: переоценка в соответствии с международным правом . Восточноевропейские монографии. п. 33. ISBN 9780880331746 . Архивировано из оригинала 11 января 2024 г. Проверено 10 июля 2022 г.
- ^ Андреас Коссерт, Восточная Пруссия, История и миф, с. 352; Коссерт дает 35% из Центральной Польши, 22,6% из Восточной Польши, 10% жертв соч. Висла, 18,5% уроженцы в 1950 г.
- ^ Коссерт, Андреас: Масурен, стр.363, 364: «Подобно тому, как списки нацистских людей с 1939 года в Рейхсгау Вартеланде и в Данциге-Западной Пруссии определяли германизируемость немцев и небольших польских групп, живущих там, классифицируя их в соответствии с биологический расизм. После 1945 года польская губернская администрация классифицировала жителей Мазур по признаку этнического расизма.
- ^ Бланке, Ричард (2001). Польскоязычные немцы? язык и национальное самосознание у мазур с 1871 года . Бёлау. п. 285. ИСБН 3-412-12000-6 .
- ^ Коссерт, Андреас (2005). Восточная Пруссия. История и миф (на немецком языке). Поселенцы. п. 353. ИСБН 3-88680-808-4 .
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 366
- ^ Коссерт, Андреас: Мазурия, с. 367
- ^ Андреас Коссерт: «Мазурия», стр. 371, 372.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коссерт, Андреас (2005). Восточная Пруссия. История и миф (на немецком языке). Поселенцы. п. 358. ИСБН 3-88680-808-4 .
- ^ Исследования по истории церкви Восточной Европы и церковным исследованиям (на немецком языке). Питер Гауптманн. 1984. ISBN 978-3-525-56382-3 . Проверено 27 июля 2009 г.
- ^ «Мазурский» . Архивировано из оригинала 14 августа 2018 г. Проверено 14 августа 2018 г.
- ^ «Острода – Острудский фестиваль регги» . eMazury.com (на польском языке). Архивировано из оригинала 27 сентября 2020 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ «Деревенский пикник в Мронгово – прошло 35 лет» . Мои Мазуры (на польском языке). Архивировано из оригинала 4 ноября 2019 года . Проверено 4 ноября 2019 г.
- ^ «Охота на «черный сайт» ЦРУ в Польше» . Би-би-си . 28 декабря 2006 г. Архивировано из оригинала 16 октября 2010 г. Проверено 23 июля 2011 г.
- ^ (на польском языке) Культурный ландшафт района Голдап, на сайте www.dkgoldap.fr.pl. Архивировано 1 июня 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ (на польском языке) Мазуры, на www.strefamazury.pl. Архивировано 30 июля 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ (на польском языке) Характеристики Мазурского поозерья, на сайте www.bryk.pl. Архивировано 6 октября 2011 г. в Wayback Machine.
- ^ Участие макромицетов в отдельных лесных сообществах Мазурского ландшафтного парка (северо-восток Польши) (Отчет). CiteSeerX 10.1.1.856.8111 .
- ^ «Мазурия — Крутынь — Походы на лодках и байдарках по реке Крутыне» . www.e-masuria.com . Архивировано из оригинала 14 августа 2018 года . Проверено 14 августа 2018 г.
Ссылки [ править ]
- (на польском языке) Мазуры . Статья о регионе в польской энциклопедии PWN.
- Мартин, Бернд (1998). Мазуры, миф и история (на немецком языке). Карлсруэ: Евангелическая академия Бадена. ISBN 3-87210-122-6 . Архивировано из оригинала 28 июня 2006 г.
- Крук, Эрвин (2003). Вармия и Мазуры (на польском языке). Вроцлав: Wydawnictwo Dolnośląskie. ISBN 83-7384-028-1 .
- Коссерт, Андреас (2006). Мазурия. Забытый юг Восточной Пруссии (на немецком языке). Пантеон. ISBN 3-570-55006-0 .
- Коссерт, Андреас (2005). Восточная Пруссия, история и миф (на немецком языке). Поселенцы. ISBN 3-88680-808-4 .
- Коссерт, Андреас (2004). Мазурия, Забытый юг Восточной Пруссии (на польском языке). ISBN 83-7383-067-7 .
- Кларк, Кристофер (2006). Железное королевство: взлет и падение Пруссии 1600–1947 гг . Кембридж: Belknap Press Гарварда. стр. 776 . ISBN 0-674-02385-4 .
Внешние ссылки [ править ]
53 ° 52'02 "N 20 ° 42'10" E / 53,86711 ° N 20,70279 ° E