Jump to content

Прусская мифология

Изображение храма Ромувы по недостоверному описанию Симона Грунау.

Прусская мифология была политеистической религией Старых Пруссов , коренных народов Пруссии до Прусского крестового похода, который вели Тевтонские рыцари . Оно было тесно связано с другими балтийскими верованиями , литовской и латышской мифологиями . Его мифы и легенды не сохранились, поскольку пруссаки германизировались, а их культура вымерла в начале 18 века. Отрывочные сведения о богах и ритуалах можно найти в различных средневековых хрониках, но большинство из них недостоверны. Никакие источники не документируют языческую религию до насильственной христианизации в 13 веке. Большая часть того, что известно о прусской религии, получено из сомнительных источников XVI века ( Судовская книга и Симон Грунау ).

Историческая справка и источники [ править ]

Тевтонский орден , крестоносный военный орден , начал Прусский крестовый поход в 1220-х годах. Их целью было завоевать и обратить язычников-пруссаков в христианство. Рыцари построили бревенчатые и каменные крепости, оказавшиеся неприступными для пруссаков. Несмотря на пять прусских восстаний , завоевание Пруссии было завершено к 1280-м годам. Немецкие , литовские , латвийские и польские колонисты вновь заселили разрушенный регион. Подсчитано, что примерно к 1400 году пруссаки насчитывали 100 000 человек и составляли около половины всего населения Пруссии. Пруссаки подверглись германизации и ассимиляции и в конечном итоге вымерли где-то после 16 века. Рыцари считали язычество злом, достойным полного искоренения, а не изучения. Поэтому они не проявили интереса к местным обычаям и не представили подробных описаний прусской мифологии. Отрывки надежных, но случайных и фрагментарных упоминаний о богах и традициях можно найти в официальных тевтонских документах и ​​хрониках, таких как 1248 г. Кристбургский мирный договор , Хроника Петра фон Дусбурга , или Переписка с Папой Римским.

Под влиянием протестантской Реформации бывшая католическая цитадель Монастырское государство Тевтонских рыцарей в 1525 году было преобразовано в Лютеранское герцогство Пруссия. Религиозные споры вызвали новый интерес к языческой прусской религии. Примерно в это же время были созданы два фундаментальных исследования прусской культуры: « Судовская книга» и «Хроника Симона Грунау» . ведутся серьезные академические споры По поводу авторства, датировки и достоверности Судовской книги . Большинство современных литовских ученых следуют за Вильгельмом Маннхардтом и рассматривают его как надежный и независимый источник, который был использован при подготовке «Синодалов конституций» — книги церемоний, подготовленной церковным синодом и опубликованной в 1530 году. [1] Другая школа мысли утверждает, что все было наоборот: Судовская книга была искаженной копией Синодалов , которые, в свою очередь, были подготовлены на основе Грунау, и что все они должны быть отвергнуты как «выдумка» и «подделка». [2]

Симона Грунау (умер около 1530 г.) подвергают резкой критике за использование сомнительных и фальсифицированных источников и частое дополнение фактов собственным воображением. Современные ученые часто отвергают эту хронику как художественное произведение, хотя литовские исследователи склонны быть более осторожными и пытаются найти в ней положительные стороны. Работа ответственна за введение и популяризацию нескольких основных легенд: о короле Видевуто VI века , храме Ромувы , языческой троице ( Пекколс , Потримпо и Перкунас ), языческом первосвященнике ( Криве-Кривайто ) и женщинах -вайделинах. (по аналогии с римскими весталками ).

Различные более поздние авторы просто копировали информацию из Грунау и Судовской книги, не добавляя никакой новой информации или добавляя очень мало новой информации.

Прусский пантеон [ править ]

Ранние списки [ править ]

Прусские боги Пеколс , Перкунас и Потримпо автора Симон Грунау

1249 года В Кристбургском договоре упоминается Курш, идол, которому поклонялись во время праздников урожая. Ученые не смогли точно определить его пол, функцию или этимологию. Различные предлагаемые функции включают бога еды (Симон Грунау), бога-кузнеца (похожего на славянского Сварога и греческого Гефеста ), бога-творца (происходит от родственного литовского слова «курти» — создавать), бога урожая и зерна, злого духа, бога огня. . Некоторые даже сомневались, был ли это вообще бог, и предположили, что это имя, данное кукурузной тележке .

Другим надежным источником является меморандум 1418 года ( Collato Episcopi Varmiensis ), написанный епископом Вармии папе Мартину V. Письмо напоминало Папе о достижениях тевтонов в христианизации пруссаков, которые больше не поклонялись Патоллу и Натримпе . Большинство ученых интерпретируют это как двух разных богов, но патоллу также может быть прилагательным (злым, адским) для описания Натримпе . [3] Основываясь на более поздних работах, Патоллу обычно отождествляют с Пеколсом , гневным богом подземного мира , а Натримпе — с Потримпо , богом морей или зерна.

Помимо троицы Пеколса, Потримпо и Перкунаса , Грунау упомянул трёх второстепенных богов: Вуршайто или Боршкайто и Швайбротто были олицетворениями Видевуто и Брутено, а Курчо был богом еды (заимствованным из Кристбургского договора ).

Судовская книга и Синодальные конституции [ править ]

В «Конституциях» перечислены десять прусских божеств, а также приведены их классические римские эквиваленты. Обратите внимание, что ни одна из них не является богинями, и, кроме того, в списке отсутствует Курч. Этот список подробно отражен в Судовской книге .

Синодальные конституции [2] Судовская книга [4] Функция [4] Римский эквивалент [2]
Оккопирмус Оккопирмус Главный бог неба Сатурн
мягкий Беккер Бог света Солнце
Высматривать Смотреть Бог больных Эскулап
Аутримп Аутримп Бог морей Кастор
Potrympus Половина и половина Бог проточной воды Поллукс
Бардояс Бардоайц Бог кораблей Нептун
Пергрубриус Бог растений
Пилуутус Заполнено Бог изобилия Церера
щадящий Паркран Бог грома Юпитер
Пеколы и Поколы Пеколс и Поколс Бог ада, злой дух Плутон , Фурии
Пушкайц Бог земли
Барстуке и Маркополе Слуги Пушкайца

Суаикстикс [ править ]

Suaixtix (альтернативное написание: Suaixtis , Swaystix , Schwaytestix , Swaikticks , Sweigtigx , Szweigsdukks ) [5] [а] в исторических источниках описывается как «бог света» ( Gott des Lichts ), [9] или бог звезд. [10] Его имя было предложено родственным слову « звезда» в славянских языках , реконструированному как *zvězda . [б] Похоже, он также связан со словами, обозначающими звезду в балтийских языках : Lith žvaigždė и Latv zvaigzne . [12] [с] Имя божества, кажется, содержит прусскую основу -swaigst- , присутствующую в swaigst-an (возможно, родственном немецкому Schein , «свет») и глаголе er-schwaigstinai («(оно) освещает»). [14]

С другой стороны, Роман Заров, все еще придерживающийся интерпретации бога света, постулирует, что он мог быть солнечным божеством, основываясь на этнографических и фольклорных данных других балтийских языков. [15]

Сноски [ править ]

  1. Его имя зарегистрировано на литовском языке как свайстикас или свайкстикас «просветитель». [6] [7] Однако ученый Мария Гимбутас предположила, что его номенклатура на современном литовском языке была бы Žvaigždys , от žvaigždē «звезда». [8]
  2. ^ Старославянская (д) звезда ; Болгарская звезда ; сербско-хорватская звиздея ; словацкая звезда ; Русская звезда ; Украинская звизда (архаика); Польская Гвязда ; Кашубская звезда ; Полабская гёзда ; Сербская гвидезда (Низкая), гвидезда (Высокая); Чешская звезда ; Словацкая звезда . [11]
  3. Один исторический источник даже отметил эту этимологическую связь: «denn Sweigsde ein Stern heisset» («Тогда «Sweigsde» означает «звезда»».] [13]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Ласточка, Роландас (2009). «Книга Судувий - Справочник по религии и культуре Западной Балтии. Часть I: Формальный анализ» (PDF) . Литуанистика (на литовском языке). 3–4 (79–80): 179–187. ISSN   0235-716X .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . ЦЭУ Пресс. п. 315. ИСБН  963-9116-42-4 .
  3. ^ Бойтар, Эндре (1999). Предисловие к прошлому: Культурная история народов Балтии . ЦЭУ Пресс. стр. 308–309. ISBN  963-9116-42-4 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шмальстиг, Уильям Р. (2003). «Обзор. Источники по балтийской религии и мифологии 2» (PDF) . Архив Литвы . 5 : 364–365. ISSN   1392-737X .
  5. ^ Михайлов, Н. «Смешанный» славяно-балтийский пантеон Кристиана Кнауте ». В: Res Balticae № 01, 1995. с. 128.
  6. ^ Брюкнер, Александр. «Восточноевропейские имена богов. Вклад в сравнительную мифологию». В: Журнал сравнительно-лингвистических исследований в области индоевропейских языков 50, вып. 3/4 (1922): 164-165. По состоянию на 25 июня 2021 г. http://www.jstor.org/stable/40847373 .
  7. ^ Литовская мифология . Т. 3. Составители Н. Велиус и Г. Береснявичюс . Вильнюс: Разум, 2004. с. 353.
  8. ^ Гимбутас, Мария. «Древняя религия балтов». В: Литуан 4 [1962]: 108.
  9. ^ Бетякова, Марта Ева; Блажек, Вацлав . Энциклопедия балтийской мифологии . Прага: Либри. 2012. стр. 222-225. ISBN   978-80-7277-505-7 .
  10. ^ Михайлов, Н. «Смешанный» славяно-балтийский пантеон Кристиана Кнауте ». В: Res Balticae № 01, 1995. с. 128.
  11. ^ Иванов В.В. « Балтийский бог света и балто-славянское слово, обозначающее звезду ». В: Res Balticae , Nr. 02, 1996. с. 135.
  12. ^ Бетякова, Марта Ева; Блажек, Вацлав . Энциклопедия балтийской мифологии . Прага: Либри. 2012. стр. 218. ISBN   978-80-7277-505-7 .
  13. ^ Михайлов, Н. «Смешанный» славяно-балтийский пантеон Кристиана Кнауте ». В: Res Balticae , № 01, 1995. С. 128–129.
  14. ^ Иванов В.В. « Балтийский бог света и балто-славянское слово, обозначающее звезду ». В: Res Balticae , Nr. 02, 1996. с. 135.
  15. ^ Заров, Роман. « Некоторые аспекты дохристианской балтийской религии ». В: Новые исследования по религии и мифологии славян-язычников . Под редакцией Патриса Лажуа. Париж: Лингва, 2019. С. 195–196.

Библиография [ править ]

Общий обзор
Исследования божеств

Дальнейшее чтение [ править ]

Общий обзор
Исследования божеств
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 80d9349d64239158621dcc90ac7a435d__1711715760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/80/5d/80d9349d64239158621dcc90ac7a435d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prussian mythology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)