ушная раковина

Часть серии о |
Балтийская религия |
---|
Аусеклис — латвийский бог, звездное божество. [1] которое представляет собой небесное тело, но, возможно, не то же самое, что Венера ( Рита zvaigzne ) [2] - первая «звезда» (как ее называют латыши), появляющаяся по утрам на восточной стороне неба. Он является третьим по популярности божеством в латвийской мифологии после Сауле и Менесса , но упоминается почти исключительно в народных песнях .
Имя
[ редактировать ]Имя Аусеклис происходит от корня аус- («рассвет»), присоединенного к производному суффиксу -эклис , и этимологически связано с другими индоевропейскими божествами зари. [3] [4]
Это божество также известно под разными именами: Аусекленис , Аусеклинш , Аусеклитс , Аусеклитис , Аусеклинис , Аусеклиус . [5]
Роль
[ редактировать ]Аусеклис тесно связан с Менессом («луной»). Они оба, как и Усиньш, являются Dieva dēli («сыновьями Бога»), и поэтому их путают друг с другом и с другими мужскими божествами. Аусеклис упоминается как мужчина в контексте дайны ( народной песни) и рассматривается как жених Саулес Мейта («дочь солнца»), который проделал весь путь в Германию, чтобы ухаживать за ней. [6]
Говорят также, что он служитель божества Солнца и помощник в деятельности «небесной бани». [7] [1]
По мнению ученого Эльзы Кокаре, Аусеклис принадлежит к группе небесных божеств, принимающих участие в мифологической драме о «небесной свадьбе». Аусеклис рассматривается как жених Саулеса Мейты , дочери Сауле, женщины балтийского солнца (остальные — бог луны Менесс и боги-близнецы Диева Дели ). По другим сведениям, Аусеклис является гостем или членом свадебного кортежа на свадьбе Саулеса Мейты с другим персонажем, [1] или он лишен невесты из-за ссоры Менесса. [8]
Аусеклиса часто называют очень молодым человеком. В результате этого он считается слишком молодым, чтобы работать с другими божествами, очень игривым, а его лошадь либо покупается им, либо для него Солнцем. [9]
Согласно анализу Марии Гимбутас , Аусеклис - это «диеваитис» («маленький бог»), который появляется с лошадью, которую ему подарило Солнце, и влюбляется в дочь (женщины) Солнца («Saules dukterims»). [10]
По словам литовского фольклориста и этнолога Ниёле Лауринкене ( lt ), Харальд Биезайс придерживался мнения, что Аусеклис был богом-мужчиной и сыном Диева («Dievo sunus»). Он также участвовал в драме «Небесный брак», будучи первым женихом Дочери Солнца (Saules meita). [11]
Символ
[ редактировать ]
Аусеклис — это также название восьмиконечной звезды ( изогональной октаграммы ). Он также известен как один из крестов Летувенса ( злого духа ). Другой крест Литувенса — пентаграмма , которая в других культурах символизирует Венеру, что позволяет предположить, что оба знака могли изначально быть символами Аусеклиса. В более современные времена пентаграмму иногда рассматривают как символ зла, однако первоначально оба знака использовались для защиты от зла и названы в честь Летувенса, потому что использовались для его отражения. Оба знака нужно было рисовать, не поднимая руки, чтобы обеспечить эффективность защиты.
В 1980-е годы октаграмма стала символом третьего Латвийского национального пробуждения .
Галерея
[ редактировать ]- Орнамент аусеклиса на фасаде торгового центра "Минска" в Риге , Латвия.
- Уличная плитка с символом
- Дизайн оконной решетки в Риге
- На памятнике Робертсу Мурниексу изображен -аусеклис . крест
- Аусеклис на гербе бывшего муниципалитета Алоха.
- Эмблема Национальной гвардии Латвии с изображением аусеклиса.
- Марка, посвященная 25-летию Народного фронта Латвии.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с Люркер, Манфред (2004). Словарь Рутледжа о богах и богинях, дьяволах и демонах . Рутледж. п. 25. ISBN 978-0-415-34018-2 .
- ^ Кален, Дидье (1 января 1996 г.). «Индоевропейская поэтика и латышские народные песни» . Академия.edu . Проверено 4 декабря 2021 г.
- ^ Крауклис, Константин (1992). Латышский этимологический словарь (на латышском языке). Том. И. Рига: Источник. ISBN 5401004117 .
- ^ Грэм 1992 , с. 109.
- ^ Литовская мифология . Т. 3. Составители Н. Велиус и Г. Береснявичюс. Вильнюс: Разум, 2004. с. 351.
- ^ Пундуре, Ирена. «СОЛНЕЧНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ОТ ЛАТВИЙСКОГО ДАЙНАСА». В: Archaeologia Baltica , Том 10: Астрономия и космология в народных традициях и культурном наследии. Издательство Клайпедского университета. 2008. стр. 40, 42-43. ISSN 1392-5520 .
- ^ Джордан, Майкл. Словарь богов и богинь . 2-е издание. Нью-Йорк: факты в архиве. 2004. с. 39. ISBN 0-8160-5923-3 .
- ^ Кокаре, Эльза. . Обзор основных структур латышской мифологии В: Журнал Балтийского института фольклора (Таллинн), 1996, №1, стр. 65-91.
- ^ Бетякова, Марта Ева; Блажек, Вацлав . Энциклопедия балтийской мифологии . Прага: Либри. 2012. стр. 34-35. ISBN 978-80-7277-505-7 .
- ^ Гимбутене, Мария (1985). Белые в доисторические времена: этногенез, материальная культура и мифология . Вильнюс: Наука. Мистер. 165.
- ^ Лауринкене, Нийоле. Древний литовский бог Гром: в языке, фольклоре, исторических источниках . Вильнюс: Институт литовской литературы и фольклора, 1996. с. 133. ISBN 9986-513-14-6 .
Библиография
[ редактировать ]- Греймас, Альгирдас Дж . (1992). О богах и людях. Исследования по литовской мифологии . Издательство Университета Индианы. ISBN 0-253-32652-4 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Латвийская энциклопедия, Рига 2002, ISBN 9984-9482-0-Х
- Dainuskapis.lv
- Калин, Дидье. Индоевропейская поэтика и латышские народные песни . Рига: 1996. Диссертация (расширенная версия).